Тайная наука о строении человека. Часть I. Л.М. Кириллова
На основе указанных источников, сделана попытка объяснить основные эзотерические сведения построения человека. Изложенное не является исчерпывающим отражением всего многообразия информации по этой теме. Задачей автора было сделать изложение кратким и доступным для изучающих эзотерику. Кириллова Л.М.
Все религии мира, все древнейшие эзотерические доктрины, как западные, так и восточные говорят о божественной природе человека. В Библии сказано, что человек создан по Образу и Подобию Бога. Учение Христа гласит: «Вы — боги» [Иоанн, гл.10,34] и «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» [Матф. гл.5,48]. Каким образом человек смертный может стать подобным Богу? Учение Агни Йоги говорит: «Космос един, и человек — его часть лучшего устремления» [Беспр.§160]; и далее: «человек часть космической энергии, часть стихий, часть разума, часть сознания высшей материи» [Беспр.§150].
Каким образом человек связан с Космосом и является Его частью?Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, человек должен познать себя. «Познай себя, - и ты познаешь Вселенную» — говорят мудрецы, а чтобы познать себя, надо понять, как же устроен истинный человек. Истинный человек имеет несколько составляющих частей, представляющих собой тонкие, невидимые структуры:
1.Монада – Зерно Духа,
2. Высшая Триада – Дух,
3. Низшая триада,
4. Тонкие тела,
5. Центры (чакры)
Монада и триады — самые малоосвещенные темы, так как эти составляющие всегда были наиболее сокровенными в эзотерической доктрине. Кроме того, в определении сущности Монады, как и других тонких составляющих человека, нет однозначности, т.к. каждая составляющая человека имеет свои высшие и низшие качества, которые могут быть отнесены к разным структурам человека.
Монада
Прежде чем понять, что такое Монада, представим упрощенный процесс начала Мироздания. После Великой Космической ночи (Махапралайи) начинается Великий День — Махаванмантара. В определенный этап проявления Космоса из Абсолюта (Парабрамана) излучается Центральное Духовное Солнце (далее ЦДС), которое в Тайной Доктрине названо «Дыханием Абсолюта» [1-1,с.352], «Блистающим Сыном Отца», который «…сияет, как Солнце» [там же, с.66] Это ЦДС является для проявляемого Космоса Солнечной Монадой (Вселенской) [2,с.141; 3,с.81, 82; 10.12.54]. ЦДС, излучившееся из Абсолюта как «Основное Солнце уявлено на отражении Его в различной степени Солнцах Проявленного Космоса» [3, там же], т.е. Духовная Энергия Основного Солнца отражается и в Солнце нашей Солнечной системы [2,с.403], которое является ЦДС, т.е. Солнечной Монадой нашей Солнечной системы. В определенный этап проявления из ЦДС (солнечной Монады) изливаются ее Искры, называемые тоже Монадами. «Божественные Искры, основополагающая энергия всех жизней, изливается из ЦДС определенными волнами…» [2, с.304].
Монада является частичкой Божественной Монады, т.е. Центрального Духовного Солнца, которое характеризуется, как Пламенеющее, Блистающее Пространство Света. Монады — это воплощающиеся Искры Огня [2,с.273]. Живая Этика определяет Монаду как «тело Огня» [4-1,с.548]. Огонь — это основное начало, пронизывающее все сферы Мироздания, на принципе Огня возрождается мир. «Божественная Монада находится в каждом минерале, в каждом растении, в каждом проявлении, ибо без этого огненного зерна нет и жизни» [3,с.232; 18.06.35]. Эти Искры Огня – Монады лежат также в основании человека.
В «Тайной Доктрине» сказано, что в начале Манвантары ЦДС «возникает, как Центр сознательной энергии» [1-1,с.17]. Монада, являясь частицей этого центра, представляет собой Единицу его сознания. Но Монада находится на своем монадическом плане Солнечной системы (плане Анупадака) [табл.1], и она может быть сознательна только на этом плане. Монада обладает самосознанием только своего мира. Разъясняется, что сознание Монады обращено во внутрь, она не осознает внешнее [5,с.36]. Чтобы осознать внешнее, Монада должна погружаться в другие миры (планы), ощущать энергию этих миров, накапливать, обретать иную энергию сознания. Монада должна пройти множество циклов эволюции на разных планах Солнечной системы, в разных царствах, чтобы обрести индивидуальное сознание, стать «человеческой» Монадой, стать Зерном Духа человека, «Монада есть капля из запредельного Безбрежного Океана… Она божественна в своем высшем аспекте и человеческая в своем низшем состоянии» [1,2-1, с.227].
Чтобы рассмотреть стадии, через которые проходит Монада, и понять, каким образом она приобретает первоначальные аспекты сознания, вернемся опять к начальным этапам Манвантары. ЦДС в своем проявлении троично. Оно излучает энергию трех вибрационных качеств, или трех различных выражений Единого Сознания, которое заключено в ЦДС. Для создания Вселенной в ее огромном многообразии Единое Сознание Центрального Солнца не может быть одноаспектным. Три различных по качествам энергии, излучающиеся из ЦДС, названы Логосами (с греч. букв. «слово»; тайная наука трактует Логос как вибрации, движение Божественной энергии). Единое ЦДС проявляется как Троица.
Первый Логос представляет собой энергию Воли к Проявлению. Энергия самодостаточной Воли дает импульс к проявлению.
Второй Логос представляет собой энергию Любви. Воля вдохновляется Любовью, Высшей Творческой энергией. Любовью создана Вселенная — говорят древние мудрецы.
Третий Логос представляет собой энергию Творческого Разума, Высшего Разума в действии. Все три качества энергии присутствуют в каждом Логосе, но одно преобладающее качество отражено в определенном Логосе.
Монады излучаются из ЦДС только после того, как последовательно излучились три Логоса, т.к. должны быть созданы поля проявления трех Логосов, три сферы их энергий, через которые пойдут Монады, чтобы заключить в себе три потенциала энергий. Пройдя через сферу проявления Первого Логоса, монады обретают Его Волю к проявлению. Движимые этой Волей, Монады переходят в сферу Второго Логоса и приобретают качество его энергии — Любви. И, наконец, пройдя через сферу Третьего Логоса, Монады приобретают стремление к познанию, Творческий разум. Таким образом, Монада также являет собой Троицу, т.к. состоит из трех «Ликов», пребывающих на самых высоких планах. В процессе эволюции Вселенной Монада должна проявить все заложенные в ней качества энергий. Для этого она проходит эволюцию на разных планах и в разных царствах. Прежде чем стать монадой «человеческой», т.е. стать основой для создания человеческого царства, она должна пройти длиннейшие циклы развития сначала трех царств элементарных, которые населены духами Природы (ундины, сильфиды, гномы), затем трех царств физического мира — минерального, растительного, животного. В этих проявлениях Монада может быть понята не более чем частицей безличного космического самосознания, «не похожего на то, с которым знакомы мы» [7,с.124]. Все усилия творческих сил Космоса направлены на то, чтобы Безличную Монаду превратить в мыслящую индивидуальность. В каждом царстве природы — минеральном, растительном, животном — Монада проходит несколько циклов развития на планетах Солнечной системы. Первый импульс безличным Монадам дается при развитии цикла царства минерального. « По мере восхождения из простых к более сложным организмам Монада, или зерно духа, остается всегда неизменной в стихийной цельности своей, но эманации, или излучения этого зерна изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого им организма. Следовательно, чем сложнее и утонченнее организм, тем излучения Монады становятся богаче и тоньше» [3,с.232; 18.06.35].
В низших царствах Монады не индивидуальны. Они объединены в Групповые Души (вместе с Высшей и низшей Триадами- см. «Высшая Триада»). Достигнув высших степеней развития в Групповой животной душе, животные приобретают способность к индивидуализации. На Лунной планетарной цепи Монады заканчивают цикл развития животного царства. «Тайная Доктрина» описывает процесс перехода Монад с Лунной планетной цепи на Земную планетную цепь и циклы развития Монад человеческого царства на глобусе Д – на нашей планете Земля. Эта тема относится к большому самостоятельному разделу «Коренные Расы Человечества». Монада множество раз воплощается в каждой Расе, накапливая индивидуальное сознание. Наконец, благодаря воздействию Солнечных Предков человечества, каждая человеческая сущность приобретает индивидуальное Эго, происходит слияние Монады с человеком. «Тайная Доктрина» сравнивает Монаду «с нерушимою звездою божественного света и огня, низвергнутую на нашу Землю, как доска спасения для личностей…», которые «должны уцепиться за нее, и приобщившись, таким образом, к ее божественной природе, достичь бессмертия» [1-1,с.224].
После каждого воплощения человека часть его высокодуховного сознания (Высшего Манаса) присоединяется к Монаде. Эволюция человека зависит от того, какими энергиями он дополняет свою Монаду. «Нужно человечеству подумать, чем оно окутывает свою Монаду, чем покрывается это бессмертное зерно?… на устремленном зерне строится явленная эволюция. И беспределен путь мощи зерна!» [Бесп.,§ 353]. Свободная воля выбора человека может направить его к выбору того или иного пути — добра или зла. Если он упорно идет по пути зла, не напитывает свою Монаду высшими энергиями, Монада и Высшие принципы отделяются от личности (низших принципов), как от неугодного проводника. Отделившись, в какой-то период они выстраивают другие проводники – личности в разных воплощениях, чтобы продолжить свое продвижение. Личность же без Монады уничтожается, т.е. ее составляющие рассеиваются в соответствующие миры. Таким образом, Индивидуальность — Монада и Высшая Триада — сохраняется, а уничтожается только личность [3, с.235,236; 31.08.36], не желающая устремляться к совершенствованию в течение многих воплощений.
Что происходит с Монадами в периоды перерыва творческой деятельности, т.е. во время Пралай?
В период Малых Пралай Монада не исчезает, не уничтожается. С новой Манвантарой Монада возникает как еще более возвышенная Сущность и на более высоком плане, чтобы начать новый цикл усовершенствования на новом Глобусе Планеты или в новом ее Круге. В период Солнечной Пралайи все очищенное человечество (Монады) погружается в Нирвану, после которой оно будет рождено в новой Солнечной Системе, более высокой. Во время Солнечной Пралайи Монада также не уничтожается, все ее накопления сохраняются. В начале Солнечной Манвантары к Монадам притянутся элементы нового материального мира, разбросанные в космической пыли. Они по степени развития будут сочетаться в новых семи стадиях эволюции.
В период Великой Космической Ночи (Махапралайи) все поглотится Единым Абсолютом. Бесконечность, из которой Монада изошла, не имеет ни начала, ни конца. Монада живет в вечности и беспредельности. « И это есть тайна» [8,с.89; 1-1,с.326; 2,с.336].
Высшая Триада
Монада для обретения индивидуального сознания, для развития своих аспектов должна погрузиться в более плотные планы. По своей природе она не может опуститься ниже плана Анупадака [см. табл.1], поэтому монада должна создать свое отражение, свое тело в более плотных планах. Как было сказано выше, монада троична, то есть имеет три аспекта, три качества — Воли, Любви, Творческого Разума. Как мощные вибрации Солнца вызывают в материи физического плана вибрации, которые мы называем лучами, так и Монада (как малое Солнце человека) вызывает вибрации в материи тех планов, в которых она создает свой проводник. Монада излучает троичный луч, соответствующий по лучу, своему трехликому источнику. Часть луча с вибрациями качества Воли, проходя через Атмический план, присваивает атом этого плана, который в восточной доктрине назван Атма, или Седьмым принципом. Часть луча с вибрациями качества Любви, проходя через Буддхический план, присваивает атом этого плана, который назван Буддхи, или Шестым принципом. И, наконец, часть луча с вибрациями Творческого Разума, проходя через Высший Ментальный план, присваивает атом этого плана, который назван Высшим Манасом, или Пятым принципом [12,с.44].
Что имеется в виду под « принципом» в данном случае? В экзотерическом толковании «принцип» — это основное, исходное положение какой - либо теории. Но «Тайная Доктрина» применяет слово «принцип» для обозначения элементов (начал) или первичных сущностей, основных дифференциаций, на которых и из которых построено все. «Мы применяем этот термин для обозначения семи индивидуальных и фундаментальных аспектов Единой Всеобщей реальности в Космосе и в человеке» — объясняет Е.П.Блаватская в Теософском словаре. Три атома есть три вечных непреходящих принципа человека. Атма - Буддхи - Манас есть Высшая Триада человека, Высшее Эго, его Дух [схема 1]. Трехликая Монада отразила себя в «Небесном Человеке». “Иссияв и подобрав” три атома, Монада с их помощью формирует покровы жизни (тела) на еще более плотных планах [15,с.44].
В эзотерической литературе встречаются различающиеся классификации принципов и аспектов. Е.И.Рерих в своих письмах говорит о том, что «число принципов, их подразделения и сочетания их», входящие в Высшую Триаду и низшее начало человека, варьируются в разных доктринах и школах. Кроме того, для учеников внешнего круга и внутреннего также давались отличающиеся сочетания принципов [3,с.219; 11.06.35; 17,с.235]. Каждый принцип имеет свои высшие и низшие проявления или качества, все принципы являются качествами единой основной энергии, проявляющейся на разных планах через разные проводники [там же]. Также не всегда Высшая Триада названа Высшим Эго, но только ее Пятый принцип — Высший Манас. Это объясняется тем, что Высший Манас является преобладающим отображением духовного состояния человека.
Три крошечных энергетических центра, три атома — Атма, Буддхи, Манас находятся каждый на своем плане, но объединены в одну Триаду, или Троицу. В Высшей Триаде заключены три силы Монады, воплощенные в атомарной материи. Это — Дух человека, и он троичен, как троичен и Бог. Троица — духовная суть всех религий и Учений. Троица — духовная суть всех религий и Учений. Триада — это зародыш Божественной жизни, содержащий потенциалы своего небесного Отца — своей Монады. Эта потенциальная сила должна быть развернута в процессе эволюции. Самое ценное, что накапливает человек в течение жизненной школы, концентрируется именно в Высшей Триаде, в нашем Духе.
Монада становится индивидуальным Эго, когда она воплощается [3,с.233;30.07.35]. Эта троичная сущность — Атма – Буддхи - Манас — есть воплощающееся Эго, «Я Есмь», Бог в человеке. Высшее Эго должно использовать свою духовную жизнь с целью преобразования низших форм энергии в высшие, что должно быть, в конце концов, возвращено Абсолюту.
В Тайной Доктрине, в Станце VII-4 сказано так о Высшей Триаде: «Это есть корень никогда не умирающий; триязычное пламя четырех фитилей…» [18,с.292]. Здесь под четырьмя фитилями имеется в виду четыре низших аспекта человека [табл.2], которые будут рассмотрены далее. Процесс образования Высшей Триады, соединение ее с человеком и пробуждение происходит в течение длительных этапов эволюции, как мы уже упоминали выше. О трех высших принципах, составляющих Высшую Триаду человека, информации дается немного. И, как уже говорилось, определения этих принципов неоднозначны.
Атма — седьмой принцип
Атма олицетворяет Духовную Волю. Е.П.Блаватская определяет Атму как Вселенский Дух. В письме Е.И.Рерих определение Атмы раскрыто более широко: «…высший, или основной синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи…» [3,11.06.35]. Эта огненная энергия существует всегда «в вечном свете», даже « когда горючее израсходовано и пламя погасло, ибо тот огонь не находится ни в пламени, ни в горючем,…но находится над, под ними и везде» [19,с.265]. Седьмой принцип всегда присущ, как скрытая сила, каждому принципу — даже телу [8,с.56]. Атма — «это не качество, не количество, еще меньше форма, но скорее Пространство, занятое в этом океане духа результатами или следствиями, запечатленными в нем» [8,с.52]. Троичный луч, который испускает Монада на три плана для образования Высшей Триады, называется духовной нитью (серебряной), или сутратмой. Сутратма — проводник энергии идущий от Монады через Высшую Триаду в эфирное (физическое) тело человека. В теле человека сутратма переходит в другие проводники, главный из которых проходит внутри позвоночника и называется сушумна [схема 1].
Буддхи — Шестой принцип
Буддхи определяется Тайной Доктриной как «Духовная Душа». Буддхи является олицетворением любви. Именно Буддхи, энергия любви может привести человека к совершенству. Если интеллект есть начало разъединяющее, то Любовь противоположное начало, которое ведет к Единству, Единению. Буддхи духовное Я человека, от которого исходит «беззвучный голос» духовного сознания, исходит чувство Любви и сострадания ко всему сущему. «Христос, или Буддхи, … есть, в сущности, состояние энергии, хотя оно и далеко превосходит все, что доступно познанию и даже воображению человека на ранней ступени жизни» [2, с.166].
Буддхи является проводником Атмы, или ее носителем. Атма как огненная энергия может быть индивидуализирована (сфокусирована) только через принцип Буддхи. Буддхи является покровом для Атмы, как Мулапракрити для Абсолюта [3, с.219; 11.06.35;18,с.228]. «Буддхи состоит из субстанции наивысшего уровня Акаши» [18,с.228]. Относительно места нахождения Седьмого и Шестого принципов Учителя определяют: «… он витает и осеняет…верхнюю часть головы человека…» [20,с.289].
Пятый принцип
Манас (Разум) различают низший и высший. В состав Высшей Триады входит Манас Высший, который олицетворяет высшее сознание человека, высший разум, проявляющийся в сфере идей, абстрактного мышления, высшей нравственности. Высшему Манасу соответствуют верхние подпланы ментального космического плана и низшие — буддхического, т.е. огненные подпланы. Манас высший проявляется как Мудрость, которая есть синтез знания и Любви. Всякая возвышенная мысль, идея, благородное устремление остается в Монаде именно через Высший Манас. Накопление излучений огня Манаса и слияние его энергии с Буддхи дает духовный синтез — чувствознание.
Высший Манас называют «Молчаливым Наблюдателем», или «мыслителем». В сочетании с огнем Буддхи Манас является началом Бессмертия на Высшем Плане [3, с.219; 11.06.35]. Без пятого принципа (Манаса) шестой (Буддхи) и седьмой (Атма) не имеют сознания на плане проявленного Космоса [3,с.237;31.08.36]. Высший Манас, «озаренный Светом Буддхи», способен воспринять абстрактные идеи [15,с.162]. И чем сильнее Высший Разум озаряется отраженным в нем светом Буддхи (Христа), тем быстрее человек приблизится к состоянию Христа. Когда тело погружено в сон, именно Высший манас продолжает действовать на тонких планах.
«Согласно эволюционному закону Пятый принцип (Высший Манас) не должен получить полного развития до Пятого Круга (нынешнее человечество — в Четвертом Круге развития - прим. автора). Так все преждевременно развитые разумы на духовном плане в нашей (Коренной) Расе, являются анормальными: они те, кого Великие Учителя называют «людьми Пятого круга» [3,с.233;18.06.35].
Какие выводы сделаны в «Тайной Доктрине» относительно Высшей Триады?
1. «Атма не прогрессирует, не забывает, не помнит. Она не принадлежит этому плану. Она лишь Луч Света Вечного, который светит через темноту материи, когда последняя желает этого» [18,с.300]. Являясь отражением искры Монады, Атма испускает «Луч света» в более плотные планы. Этот Луч в себе может возжечь каждый человек, если по свободной воле «желает этого».
2. «Буддхи становится сознательным через нарастания, получаемые им от Манаса (Высшего)…после каждого воплощения» [там же]. На этом плане у Буддхи нет ни одной функции, если только Буддхи не соединено с Высшим Манасом [14, с.356]. Также Буддхи есть канал, через который божественное знание достигает Эго, распознавание добра и зла, и божественная совесть, и Духовная Душа, являющаяся проводником для Атмы [18,с.5].
3. «Манас (Высший) бессмертен, ибо после каждого нового воплощения он присоединяет к Атме - Буддхи нечто от себя и, ассимилируясь с Монадою, разделяет ее бессмертие» [там же, с.300]. Дух обладает совершенной Абсолютной памятью во всех формах жизни, в которых он когда-либо пребывал, т.к. эта память есть сознание тех форм, в которых Дух был воплощен, т.е. сознания минералов, растений, животных. Только высокий Дух может передать эту память физическому мозгу при соответствующем развитии всех центров (чакр), и тогда человек может помнить свои воплощения. Индивидуальность человека, его Дух из жизни в жизнь накапливает все лучшие духовные качества, хранит всю информацию о прошлом, настоящем и будущем, и, если канал связи Высшей Триады с низшим началом чист, то Высшая Триада – Дух будет являться для человека истинным Ангелом – Хранителем, который все помнит, все знает. К нему можно обращаться и за советом, и за помощью. Но, к сожалению, человек очень редко к нему прислушивается [3, с.388;26.05.34].
Также именно через наше Высшее Я мы можем услышать голос Учителя незримого, но, конечно, только при истинном духовном развитии, а не в случае медиумизма [там же, с.491;05.09.35].
Атма – Буддхи – Высший Манас, Высшее Я человека, его Дух — есть Проявленный Бог, Тот, «который был, есть и грядет» [Откр., гл.4,8]. Это же и Святая Троица — корень основной троичности в жизни и сознании. Троица в человеке имеет те же свойства, что и Божественная Троица, так как Атма – Буддхи – Манас соответствуют Трем Логосам в Космосе и являются излучениями из Космоса в макрокосмос. В течение эволюции человека в нем развивается первым Разум – интеллект, затем Любовь – Мудрость и последней — Воля. Большинство человечества на данной ступени развивает ум – интеллект. В меньшей части человечества начинает проявляться шестой принцип, второе качество Божественного Духа — Любовь — [21,с.132; 5,с.80].
Мудрость, что есть отражение энергии Христа (Второго Логоса),
Мудрость направляет человека,
Любовь учит его творить добро,
а Воля делает его могущественным [22].
Низшая триада
Планы, на которых образована Высшая Триада, не могут быть использованы для достижения индивидуального сознания, так как только более плотные планы создают условия для роста сознания каждой индивидуальности, для роста духа. Эти планы образуют поле эволюции сознания до тех пор, пока человек не сольется с божественным сознанием. Высшая Триада должна построить свое тело проявления — низшую триаду — в более плотных планах, но это тело будет временным жилищем духа, только на очередное воплощение. Для этого Высшая Триада использует три постоянных атома, каждый из которых находится на своем плане — низшем ментальном, астральном и физическом (на его эфирном подплане) [12, с.58-60]. Эти три атома в дальнейшем будут служить для построения тонких тел человека, чтобы с их помощью он мог взаимодействовать и познавать каждый план.
Постоянный атом — это вибрирующая точка энергии, которая строит форму. Этот крошечный силовой центр, вихрь энергии, который, как магнит, притягивает подобные себе энергии и строит соответствующие тонкие тела человека. Постоянные атомы образуют единственный прямой канал между Высшей Триадой и физическим телом [там же с.102]. Когда наступает время очередного воплощения, из трехатомной Высшей Триады энергетическая нить в начале продвигается на ментальный план и прикрепляет ментальный атом, который будет притягивающим центром для образования первичного ментального тела. Затем на астральном плане прикрепляется (присваивается) астральный атом, который будет первичным притягивающие центром для образования астрального тела. И, наконец, на эфирном подплане физического плана прикрепляется физический атом, который послужит центром образования эфирного тела (а затем и физического). Таким образом, построена низшая триада человека, в котором расположены центры (постоянные атомы) тонких тел человека [там же, с.58-70].
Где расположены постоянные атомы низшей триады человека?
В «Теогенезисе» сказано, что клетки физического тела притягиваются к эмбрионному сердечному центру [2,с.34], т.е. физический постоянный атом расположен в сердце. Об этом же пишет Е.П.Блаватская: « Точка в сердце есть вместилище жизни, центр всего, — первая точка, которая живет в эмбрионе, и последняя, которая умирает» [17, с.132]. Таким образом, атом жизни – физический постоянный атом находится в сердечном центре (чакре) — в Анахате, или в Чаше.
Астральный постоянный атом находится в центре (чакре) солнечного сплетения, в Манипуре [23,с.375].
Ментальный постоянный атом находится в головном мозге, в одном из его тонких центров — в шишковидной железе. В древне – египетских доктринах утверждалось, что Высшей Триаде в физическом человеке соответствуют «три главные полости — черепная, грудная и брюшная», Которые представляют собой « престолы трех божественных сил» [там же, с.81], где три божественные силы есть три вечных принципа — Атма – Буддхи – Манас, т.е. Высшая Триада. « Престолом» Высшей Триады является низшая триада, постоянные атомы которой расположены в указанных «полостях»: черепная полость хранит головной мозг, где в одном из его центров находится ментальный атом; грудная полость хранит Чашу, где находится физический атом; в брюшной полости расположен центр солнечного сплетения — Манипура, где находится астральный атом. Троичная нить (Сутратма), которую испускает Высшая Триада в более плотные планы своего для создания своего тела проявления, в физическом теле человека переходит в тонкие эфирные проводники (нити). Каждая из этих нитей оканчивается одним из трех постоянных атомов.
Нить жизни соединяет 7-ой принцип (Атму) Высшей Триады и физический постоянный атом, находящийся в Чаше (Анахате). Через сердце поток жизненной энергии вливается в кровь, а затем распределяется по всему телу. Эта «огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем космосе» [3, с.219;11.06.35], которая дается человеку через Атму — принцип Вселенского уха.
Эмоциональная нить соединяет 6-ой принцип (Буддхи) Высшей Триады и астральный (эмоциональный) постоянный атом, находящийся в Манипуре (в солнечном сплетении).
Нить сознания соединяет 5-ый принцип (Высший Манас) Высшей Триады и ментальный постоянный атом, находящийся в шишковидной железе. Нить сознания — это мост между низшим разумом (рассудочным мышлением) и Высшим Разумом, и она является частью Антахкараны (см. раздел “Центры”).
Предназначение постоянных атомов заключается в том, чтобы сохранять внутри себя, — способности к вибрациям, — результаты всех опытов, через которые они проходят. Когда физическое тело со “смертью” распадается, его части рассеиваются, постоянные атомы при новом воплощении снова участвуют в построении тел человека [12, с.64-69].
Физический постоянный атом содержит полную электронную запись прошлых жизней. В новом воплощении он притягивает, как магнит сходные по вибрациям атомы эфирной и физической материи для построения нового тела. Астральный атом в вибрациях сохраняет приобретенные эмоциональные особенности человека, все сильные и слабые черты характера. Несмотря на то, что астральный атом содержит сумму всех эмоциональных качеств, созданных в течение прошлых жизней, содержание этих накоплений человек может изменить в любой жизни, приложив усилия и проявив волю. Ментальный атом в вибрациях сохраняет качество мышления. Здесь записаны все умственные способности и возможности человека, созданные в течение всех жизней. Это атом настоящего и будущего. В настоящем, изменив свое мировоззрение, свою духовную направленность, человек меняет будущее.
В новом воплощении астральный и ментальный атомы притягивают сходные по вибрациям материалы, выстраивая соответствующие тонкие тела. Нужно помнить, что низшая триада, прежде чем стать составляющей частью человека, эоны лет участвует в жизнях минерального, растительного и животного царств. Низшая триада развивается сначала в Групповой Душе. Затем, при развитии человеческого царства, после воздействия на Монаду огненной энергией Высших Создателей человечества, низшая триада соединяется с Высшей Триадой и Монадой, чтобы стать участницей духовного роста человека. Энергетическая нить — Сутратма,— соединяющая Монаду, Высшую Триаду и низшую триаду с каждым новым воплощением становится более прочной и яркой, если, конечно, ее обладатель стремится к духовному росту. «Нить между молчаливым свидетелем и его тенью становится крепче и более блистающей с каждою сменою (перевоплощением)» [24,с.324]. Если же человек из жизни в жизнь лишь тлеет, не передает своему Духу высоких качеств, Сутратма разрывается, и высшая Триада (Дух) с Монадой уходят в бесконечное пространство в поисках нового воплощения, а личность (душа) рассеивается окончательно, ее составляющие идут в переработку как космические отбросы.
«При завершении одной из Манвантар, при просмотре Книги жизней каждой индивидуальности, в некоторых таких Книгах будут отсутствовать целые страницы (земные воплощения), в которых индивидуальность не могла через свое частичное проявление как личность собрать высшие энергии, питающие ее» [3, с.237;29.01.38]. «Возможно лишь полное уничтожение личности, но не индивидуальности» (там же). «Сонное состояние психической энергии или отсутствие устремления в человеке дает уже право считать его духовным мертвецом. При таком состоянии лишь в редчайших случаях может произойти пробуждение энергии под влиянием какого-либо большого потрясения. Живые мертвецы воплощаются до тех пор, пока не произойдет полного разъединения высшей Триады с низшими принципами» [там же с.238;26.04.39] «…отделившаяся индивидуальность после долгих циклов времени, может быть, на другой планете получит новую возможность для воплощения, но начинать будет снова с самых низших царств природы» [там же, с.236; 31.08.36].
Низшая триада является одним из определений души человека. Душу также можно понимать как синтез качеств личности в текущем воплощении. В этом случае душа определяется телами — ментальным, астральным, эфирным. Но так как центры этих тел (три постоянных атома) образуют низшую триаду, оба определения души идентичны. Е.И.Рерих пишет, что вопрос о духе и душе в оккультной литературе «является сложным и запутанным вследствие неполных объяснений». Но во всех Учениях человек подразделяется «на три основных начала — духовное, психическое и физическое — дух, душа и тело» [3, с.219;11.06.35].
«Истинная индивидуальность человека будет заключена в его причинном теле,… низшая душа — в его личности», т.е. «душа есть понятие растущее и подлежащее изменению» [там же, с.221; 11.06.35]. Душа человека, его психо-эмоциональная сущность включает низший разум (4-ый аспект), астральное тело (3-ий аспект) и жизненные качества, заключенные в эфирном теле (2-ой аспект) и физическом (1-ый аспект) [табл.№2]. Дух воплощен через душу, которую человек может очищать, возвышать, и ее очищенные высокодуховные энергии будут передаваться духу.
Низшая триада имеет те же свойства, что и Божественная Троица — Высшая Триада, но высшие энергии, окутанные энергией низших планов, утратили часть своих высших качеств: Воля стала желанием, Высший разум стал низшим, т.е. рассудком, а Духовная Любовь превратилась в низшие желания и страсть. Чтобы преобразовать низшие энергии в высшие, человек должен пройти через горнила земной жизни, страдания, чтобы научиться жить праведно, высокодуховно [25,с.130]. Эволюция души — это преобразование атомов низших сфер в атомы высших сфер.
«Горе той душе, которая вместо своего Небесного Мужа (Духа) предпочитает земной брак со своим земным телом» — гласит герметическое сочинение [26,с.336]. Чтобы услышать голос своего Высшего Я, низшему “я” есть один путь — самому утончаться до степени совпадения с частотами Высшего Я, а утончение есть Восхождение.
Высшее Эго — индивидуальность и низшее эго — личность на протяжении всей жизни человека ведут непрестанную борьбу: один из них притягивается к Небесам, а другого — тянет вниз, к грубой земле [27, с.248]. Именно поэтому одним из символов человека является крест: рвущаяся в Небеса вертикаль Духа и горизонталь раскинутых рук, держащих и хватающих земные наслаждения.
ЧАСТЬ II. Тайная наука о строении человека: эфирное, астральное и ментальное тела. >>>
ЧАСТЬ III. Тайная наука о строении человека: центры (чакры) человека. >>>
Приложение: схемы, рисунки. >>>
Литература:
1.Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, том 1 (части 1, 2), Ленинград, 1991; том 2,часть 1,СПб.
2.Теогенезис, М.,Дельфис,2002
3.Рерих Е.И. Сокровенное знание, Сб., М., Рипол классик,2003
4.Агни Йога, Высокий Путь. Части 1,2,М., Сфера,2001
5.Безант А. Изучение сознания, М.,Алетейа,1997
6.Агни Йога в 3-х томах, Самара, РЦ,1992
7.Т. Субба Роу. Оккультная философия. М.,Сфера,2001
8.Чаша Востока. Письма Махатм. Хабаровск, Амур,1991
9.Клизовский А. Основы Миропонимания Новой Эпохи в 3-х томах, Рига, Виеда,1991
10.Синнетт А.П. Эзотерический Буддизм. М.,Сфера,2001
11.Агни Йога. «Откровение»,1920-1941,М.: Сфера,2002
12. Безант А. Исследование сознания. М.: Алетейа,1997.
13. Учение Храма. Книга 2. Минск: Лотаць,2001.
14. Учение Храма. С Горной Вершины. М.: Сфера,1998.
15.Блаватская Е.П. Ключ к теософии. М.: Рипол Классик,2005.
16. Блаватская Е.П. Астральные тела и двойники. Сб.- М.: Сфера,2002.
17. Блаватская Е.П. Инструкция для учеников внутренней группы. М.: Сфера,2001.
18. Блаватская Е.П.Тайная Доктрина, т.1,часть1.Ленинград:Экополис и культура,1991.
19. Учение Махатм. Сб.- М.: Сфера,2000.
20. Письма Махатм. Самара: Рериховский. центр,1993.
21. Безант А.Эзотерическое Христианство или малые мистерии. М.: Сфера,2000.
22. Вестник теософии, № 9, (Теофил Паскаль)1910г.
23. Менли П.Холл. Оккультная анатомия.- М.: Сфера,2002.
24. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, т. 1,часть 1.- Ленинград: Андреев и сыновья,1991.
25. Учение Храма. Львов - Мн.: ИП Лотаць,2001.
26. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида, т.2.- М.: Золотой Век,1994.
27. Блаватская Е.П. Космический Разум. Сб. – М.: Сфера,2001.
19.10.2009 17:03
Феликс12-12-2023 21:53:01
Говорить цитатами - грех. Это или непонимание а просто заучивание материала или неверие в себя. Что ещё хуже.
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".