«РОССАЗИЯ», Куда несёшься ты…? Наталия Жукова
Извращение истины может быть сознательное и бессознательное. Люди будут уверять, что они извращают бессознательно, но, по большей части, именно они действуют сознательно. Различие в том, что сознательность будет разных степеней. Часто можно видеть, что изобретаются самые невероятные нагромождения, лишь бы получить малую выгоду для себя, чтобы потешить самолюбие или приобрести пригоршню серебра. При этом забывают несоизмеримость жалкого бакшиша с величием потрясаемой истины.
Надземное, 336.
Не раз задавали вопрос: почему не опубликовано письмо «Алтайские «открытия»…» ― отзыв на сборник «Рерих и Алтай»? [1] Приходилось пояснять, что не хотелось привлекать внимание к очередной недостоверной книге... Мало ли было подобных публикаций о Великой семье? Николай Константинович советует проводить в таких случаях «Бирбалову линию», то есть, создавать в ответ нечто более совершенное…
Тем более, что сборник этот почти не известен на западе России ― в Москве и Санкт-Петербурге.
Мне казалось достаточным послать письмо в редакцию ИЦ «РОССАЗИЯ», в Сибирское Рериховское Общество и в некоторые другие Рериховские Общества нашего региона. Полагала, что слова Великого Владыки из книги «Община» дают последователям Учения и Рерихов (ведь они должны быть в этих организациях) ясное и чёткое представление ― что нужно делать в подобных случаях.
Давайте вспомним:
«Часто вы говорите о несовершенстве существующих книг. Скажу больше — ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. (Здесь и далее выделено мной — Н.Ж.) Ложь оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя — по числу отпечатков книги. Занимать ложью место народных книгохранилищ — тяжкое преступление.
Нужно почуять истинное намерение писателя, чтоб оценить качество его ошибок. Невежество будет худшим основанием. Страх и подлость займут ближайшее место. Все эти особенности непозволительны в общине. Устранение их нужно осуществить в новом строительстве. Запретительные меры, как всегда, не пригодны. Но открытая ошибка должна быть удалена из книги. Необходимость изъятия и перепечатка книги образумит писателя.
Каждый гражданин имеет право доказать ошибку. Конечно, нельзя препятствовать новым взглядам и построениям, но неверные данные не должны вводить в заблуждение, потому что знание есть панцирь общины, и защита знания ложится на всех членов.
Не позже года должны быть проверены книги, иначе число жертв будет велико. Особенно надо беречь книгу, когда достоинство её потрясено. На полках книгохранилищ — целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих паразитов. Можно бы сказать — переспите на плохой постели, но невозможно предложить прочесть лживую книгу.
Зачем обращать лучший угол очага во лживого шута! Именно книги засоряют сознание детей. Должно отметить вопрос книги!» [2].
* * *
На Квадратном столе [3] руководство СибРО объяснило представителям Рериховских Общество, что этот сборник является публикацией дипломной работы Галины Ярцевой, отдельные части которой прозвучали ранее на Круглых столах СибРО и были опубликованы в журналах «Восход» в 2004 году [4]. И что от меня в это время не поступало никаких возражений и замечаний…
Так как на Квадратном столе я не присутствовала, придётся объяснить сейчас, что во время выступлений Г.Ярцевой на Круглых столах СибРО вопросы у меня сразу возникли, и я послала ей записку. Но ответа от автора не последовало.
Обстоятельства так сложились, что её последующие публикации в журнале «Восход» мне не удалось внимательно изучить. Тем более, что никто не обращался ко мне за рецензией: ни Г.Д. Ярцева, ни редакция ИЦ «РОССАЗИЯ» [5].
Приходится только сожалеть, что сборник «Рерих и Алтай» вышел с таким количеством неточностей и ошибок, тем более, что в 2006 году он торжественно вручался руководством СибРО представителям Правительства и Министерства культуры Республики Алтай, а также многочисленным гостям на праздновании 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России, 220-летия села Верхний Уймон и 80-летия Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха.
* * *
Опубликовать этот отзыв меня побудило то, что после всех дискуссий, спустя несколько лет сборник «Рерих и Алтай» не только продолжает продаваться в Новосибирском Музее Н.К. Рериха, в киосках СибРО и других Рериховских Обществах Сибири и Урала, но и рекламируется в новых изданиях ИЦ «РОССАЗИЯ» [6] и на сайте этой организации.
Возникает вопрос ― чем же тогда отличается издательство Сибирского Рериховского Общества «РОССАЗИЯ» от обычной коммерческой структуры, где важна только прибыль, а вовсе не достоверность публикуемых книг?
И как такой коммерческий подход соотносится с уважением к Основам Учения, к Великой семье Рерихов и, наконец, к Наталии Дмитриевне Спириной ― Основательнице СибРО?
* * *
Как-то в разговоре с сотрудником редакции ИЦ «РОССАЗИЯ» речь зашла об открытом письме А.Н. Анненко «Ссылаясь на Н.Д. Спирину. (Вместо рецензии)», [7] в котором он пишет о недопустимом отношении к архивам Наталии Дмитриевны Спириной, на примере второго издания книги Б.Н. Абрамова «Устремлённое сердце» [8]. А.Н. Анненко говорит о «прямой фальсификации текстов писем самого Б.Н.Абрамова». И отмечает далее: «Даже беглое знакомство с изданием РОССАЗИИ обнаруживает недопустимые изъяны. Две трети содержания сборника (почти 200 страниц «Записей Б.Н.Абрамова») вводят читателя в заблуждение. Совершенно отсутствует грань между «Записями Б.Н.Абрамова» и записями его бесед с учениками» [9].
Разделяя озабоченность А.Н. Анненко, я напомнила редактору об этом факте. И что же я услышала в ответ? «Анненко сделал нам такую рекламу. Благодаря его письму продажи книг увеличились».(!)
* * *
Ни моё письмо в редакцию 2006 года, ни открытое письмо в СибРО А.Н. Анненко 2008 года не произвели ни малейшего впечатления на ИЦ «РОССАЗИЯ» и руководство Сибирского Рериховского Общества. Книги с ошибками и искажениями как продавались, так и продаются.
Но в ответ руководство СибРО начало применять «репрессивные меры» ― историка, журналиста и рериховеда А.Н. Анненко не допустили на Круглый стол СибРО и запретили участвовать в Рериховских Чтениях 2009 года.
Но печальнее всего то, что фальсификации продолжаются.
Недавно ИЦ «РОССАЗИЯ» выпустил второе издание сборника Н.Д. Спириной «Весть Красоты» [10].
Мало того, что изменён Авторский дизайн обложки (сборник «Весть Красоты» 1997 года в Авторской редакции получил в Москве диплом «Лучшая книга года»), но я с удивлением обнаружила новый раздел: «Стихи, созвучные картинам Н.К. Рериха», [11] которого не было в первом издании. В этот раздел вошли некоторые стихи Наталии Дмитриевны из сборников «Капли» и «Перед Восходом», иллюстрированные картинами Н.К.Рериха.
Но в 1997 году, когда Автором готовилось первое издание «Вести Красоты», эти стихи были уже написаны и неоднократно издавались. Наталия Дмитриевна картинами их не иллюстрировала и в сборник «Весть Красоты» не включила.
Помимо этой самовольной редакторской «добавки» [12] во втором издании «Вести Красоты» обнаружился ещё один интересный казус: искажение названия картины Н.К. Рериха [13].
Могу предположить ― поскольку Авторское название картины Николая Константиновича не соответствовало смыслу стихотворения Наталии Дмитриевны:
Объединяет только цель —
Не верь другому единенью!
Проверь у путников прицел:
Куда летит стрела стремленья
И по какому направленью —
Туда ли, в горнее Селенье, —
Их сердце движется?
Проверь! [14]
Зато редакция ИЦ «РОССАЗИЯ» поступила просто ― взяла, да изменила название картины Н.К. Рериха на противоположное.
Действительно, что стесняться!
У Рериха ― «Весть Шамбалы»,
у «РОССАЗИИ» ― «Весть в Шамбалу»!
Надо ли говорить, что редактора второго издания «Вести Красоты» 2008 года обнаружить так и не удалось…
Наталия ЖУКОВА.
8-17 марта 2009 г.
Новосибирск.
Примечания.
1. Рерих и Алтай. Сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2006.
2. Община, 94.
3. Квадратный стол ― традиционная ежемесячная встреча в СибРО представителей иногородних Рериховских Обществ после Круглого стола ― общегородского, доступного всем мероприятия, посвящённого Учению Живой Этике и наследию семьи Рерихов, проходящего в последнее воскресенье каждого месяца. Название «Квадратный стол» дано Наталией Дмитриевной Спириной, так как многие годы эти встречи проходили в полуподвале Новосибирской картинной галереи, где столы были расположены в виде квадрата.
4. См. Восход. №№ 3,4,5,6,8,9, 2004.
5. Подробнее см. Восход, № 9. 2004. С.12.
6. См. Где любовь, там и Бог. Сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2007. С.220.
А также см. Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2007. С. 348
7. Анненко А.Н. Ссылаясь на Н.Д. Спирину. (Вместо рецензии) /Адамант https://lomonosov.org/article/referring_spirin.htm
8. Абрамов Б.Н. Устремленное сердце. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2007.
9. Анненко А.Н. Ссылаясь на Н.Д. Спирину. (Вместо рецензии) /Адамант https://lomonosov.org/article/fourfriend_esses3551342.htm
10. Спирина Н.Д. Весть Красоты. Издание второе, дополненное. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2008.
11. Там же. С. 117-141.
12. За исключением только одного стихотворения данного раздела «Храмы ― рукотворные цветы…», которое Наталия Дмитриевна поместила под картиной Н.К. Рериха «Ярославль. Церковь Св. Власия» (1903) на обложке журнала «Перед Восходом» № 1, 1999 г.
13. Спирина Н.Д. Весть Красоты. Издание второе, дополненное. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2008.
С.129.
14. Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск: СибРО, 2001. С. 87.
17.03.2009 15:30
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".