Онлайн-лекция «Зарубежный период творчества Н.К.Рериха (1916–1923 гг.)», 25.06.2024 Открытое письмо Исполняющему обязанности Главы Республики Алтай А.А. Турчаку. Кинофильм «Дети Света». Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Рериховское движение: кто виноват, и что делать? Роман Усов


Извечные вопросы русских классиков будоражат сознание…

На вопросы, поставленные в романах Герценом и Чернышевским, пытаются сегодня ответить многие, и перед неведомым будущим одинаково равны все участники Рериховского Движения.

Ответ на то, быть или нет Движению, казалось, никогда и не стоял, т. к. объективно оно растет из года в год: качественно и количественно. Растет число обществ, и в их когорте велик удельный вес коллективов с активной социальной позицией. Ширятся региональные сети, связывающие друг с другом местные рериховские организации. На местах, в глубинке иль в столице — неважно! — продвигаются совместные проекты с органами власти и администрациями, все более внимательно прислушивающимися к настойчивым культурным акциям последователей Рерихов. Что интересно, кажется, сам собой сбывается завет П. Ф. Беликова о том, чтобы оставить заношенное понятие «рериховец», т. к. многие участники Движения, стопроцентно руководствующиеся в своей деятельности идеями Рерихов, рериховцами себя не считают.

Прямо за то, что Движение и не собиралось умирать, говорят выпуски в свет уникальных книг, выковывающих по-новому, казалось бы, уже отчеканенный и позолоченный лик семьи Рерих. Книги эти выпускаются самостоятельными исследователями, самородками от Рериховского Движения. Недавно вышло в свет даже руководство по Рериховскому Движению.

Показательным во всех отношениях является пример с травлей со стороны Международного центра Рерихов научной мысли в области изучения Рериховского наследия. Так, после слаженной защиты научной чести В. Росова общественностью — ощущение безысходности начало покидать Рериховское Движение, и сотрудничество созидательных сил, сплотившихся вокруг просвещенного рериховедения, явилось «лучом Света в темном царстве» неэтичности отдельных представителей Движения.

Можно перечислять массу других, поверхностных и глубоких, мелких или бросающихся в глаза, фактов из жизни, и все они будут говорить только за то, что Рериховское Движение растет и крепнет. И после таких примеров не остается никаких сомнений в стойкой жизнеспособности Движения.

Перед растущим организмом всегда встает вопрос, а что же делать с теми силами, которые ему дарованы судьбой? И кто виноват в том, что он до сих пор не проявил их в полной мере?

Часть участников Движения отвечает на вопрос о вине довольно прозаично: виновата в наших бедах определенная организация, или же еще жестче: конкретные «враги Учения (…) и Рерихов». Таким образом, проблема, коренящаяся испокон веков во внутреннем мире человека, искусственно отодвигается в обозреваемую физическим глазом внешнюю реальность. Подобный подход к решению задач Рериховского Движения, когда внешнее заменяет внутреннее, буква закона — этику сердца, формализм — сущность, — становится как бы той скрытой линией, по которой сегодня надтреснуло до поры единое тело Движения.

С точки зрения нравственной и научной ответ на давнишний русский вопрос «о виноватых» должно искать во внутренней природе человека.

Недавно у автора заметки случился один поучительный разговор. Друг спрашивал, сколько в мире рериховских обществ и рериховцев, и что очень интересно было бы об этом знать. На что пришлось ему ответить, что, несомненно, это очень интересно, и у нас есть две, подтверждающие друг друга, цифры. Один из подсчетов проводился газетой «Знамя Майтрейи», и по ее данным выходит, что в России не менее 5 000 рериховских ячеек и не менее 50 000 рериховцев. Статистика нашего сайта говорит о том, что у www.lomonosov.org 400 постоянных читателей, и, если учесть, что в известных нам обществах процент имеющих Интернет составляет не более 5 %, то 400 необходимо умножить на 20, итого 8 000 рериховцев, собранных в коллективы. Вполне возможно, что при статистических пересчетах разницы между пятьюдесятью тысячами и восемью не окажется, но это для нас не столь важно.

Ведь, чтобы провести строгий количественный анализ в Рериховском Движении, необходимо иметь большую, хорошо обученную команду, иметь средства, чтобы мочь на местах подтвердить результаты кабинетных расчетов. Нам же, исследователям-любителям, гораздо сподручней проводить качественный анализ на небольших показательных выборках, чтобы мочь в дальнейшем прогнозировать развитие событий. В случае Рериховского Движения такими выборками могут служить результаты Опросов мирового Рериховского Движения, результаты Интернет-скрининга деятельности рериховских организаций на местах, и исследуемыми субъектами в этих выборках будут не просто человеческие единицы, а человеческие сознания.

Так, первичный анализ мыслительной деятельности участников Рериховского Движения явно показывает, что в большинстве регионов России наблюдается рост самоосознания рериховских коллективов. Подчас немыслимые для «захолустья» строительные проекты расцветают именно в этом самом «захолустье»!.. Люди в регионах делают то, что годами не получалось сделать в таких центрах, как Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург. И такая ментальная децентрализация в Рериховском Движении имеет устойчивую тенденцию к росту, повсеместно рериховские ячейки развивают самостоятельную деятельность.

Как итог, правомочно будет сказать, что Рериховское Движение качественно выросло, и величайшей стратегической ошибкой было бы недооценивать уровень мышления и способностей его участников.

Как всякому пытливому сознанию, для развития своего творчества и для правильного роста участникам Движения необходимо … больше знать друг о друге. Рериховское Движение, как никогда, нуждается в расширении старых и в создании новых связей. Я позволю себе привести здесь всего одну цитату, слова доктора философских наук Сергея Рифатовича Аблеева, взятые из Первого опроса деятелей Рериховского Движения (январь 2006 года): «Развитие Рериховского Движения в ближайшем будущем во многом будет определяться внутренними факторами. Один из них — способность участников Движения решать актуальные проблемы, находить взаимопонимание и устанавливать конструктивное сотрудничество…». И далее: «…Совершенно очевидно, что отсутствие единства ослабляет духовный потенциал РД в целом, снижает его авторитет в обществе и затрудняет осуществление масштабных научных, культурных и социальных проектов. Поэтому сейчас самое актуальное пожелание – терпимость к иной точке зрения и поиск путей доброжелательного сотрудничества всех последователей Живой Этики…».

Для блага всего Движения каждый его участник должен иметь доступ к системе связей, и чем шире и необычней будут связи, чем яснее для всех будет виден позитивный результат от них, тем лучше. Эволюционно борьба с косностью и с любой изоляцией должна сделаться лозунгом для крупных центров Рериховского Движения. Именно они замкнули на себе большую часть творческих контактов, и именно к ним придут слабые за помощью. Конечно, при наличии в руках ценной информации всегда создается риск собственничества и последующей торговли ею, однако на то и дано нам Учение, чтобы проявлять благородство, делиться с другими ради Общего Блага.

Что делать??? — Создавать связи и расширять пути.

Согласно такой простейшей концепции значительно возрастает роль информатизации общества, впрочем, как и во всякой социальной среде, в которой наблюдается рост демократичности и людских инициатив. Как в человеческом организме первейшее место для здоровья занимает сосудистая система, как связующая среда, так и в большом, интенсивно растущем организме Рериховского Движения узлы и линии информатизации приобретают первейшее значение.

Доступность, прозрачность, свобода информации и гласность решат все остальные проблемы, стоящие перед Движением.

Конечно, можно справедливо заметить, что подобный универсальный ответ на вопрос «Что делать Рериховскому Движению?» правилен лишь в тех прогностических условиях, которые сегодня сложились в Российской Федерации. И автор согласен с таким замечанием. Мы не знаем, в какую сторону поменяется политика государства в отношении Рериховского наследия и нетрадиционных духовных течений. Но и в условиях прессинга государства, а также в условиях геоэкологических катастроф, разделяющих некогда связанные части единого людского массива, одним из самых правильных действий — для начинающего и умудренного, для малого и старого, для учреждения, организации или отдельного участника Рериховского Движения — будет создание новых связей и открытие новых путей.

28.02.2007 03:00АВТОР: Роман Усов | ПРОСМОТРОВ: 2016




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Перспективы рериховского движения »