Мысли о настоящем и будущем: опрос № 1 (зима 2006)
Любой коллектив или Движение можно
сравнить с земным ландшафтом: их
внутренний мир имеет свои
горы, равнины, пропасти...
Мы предпочитаем знать о пропастях,
но судить по горам.
Предлагаем Вам сегодня посетить страну
гор, среди которых царит дух свободы
и устремлений в будущее.
Мы рады опубликовать первый опыт из нового проекта "Опросы..." Не все, кому мы высылали наши вопросы, ответили на них. По разным причинам: кто-то отказался, написав нам, кто-то просто промолчал, у кого-то, возможно, неактивен ящик электронной почты, обозначенный на визитке.
Как оказалось, мысли о проведении подобных опросов витали во многих светлых головах. В той или иной форме они даже выливались в разные интервью, известные по публикациям в "Дельфисе" и других изданиях. Мы рады, что "попали в струю" и ответили велению времени созданием этого проекта. Благодарим всех, кто помог нам советом и не отказал в участии в опросе.
Мы рассылали наши вопросы следующим корреспондентам от Рериховского и Теософского Движений: Аблееву С. (Тула), Бондаренко А., Мельникову В. (Санкт-Петербург), Бойковой Т., Усову Р. (Ломоносов, Ленинградская обл.), Ключникову С. (Новосибирск), Сибирскому РО (Новосибирск), Международному Совету Рериховских организаций, Международному Центру Рерихов (Шапошниковой Л., г. Москва), Луневу М. (Сочи), Зайцеву К. (Московское ТО, г. Москва), Люфт А. (г. Росток, Германия), Энтину Д. (Нью-Йорк, США), Ялмову Т. (Болгария, Клуб приятелей Рериха), Скачковой М. (г. Львов, "Звезды Гор"), Джура С. (г. Донецк, "Орифламма"), Мельникову С. (г. Москва, "Грани Эпохи"), Тоотс Н. (Москва, "Дельфис"), Новосельскому К. (Москва), Иконниковой С. (Санкт-Петербург), Соболеву А., Чачину В. (Санкт-Петербург), Папаховой Н. (Санкт-Петербург), Карпухиной Л. (Самара, ИД "Агни"), Екатеринбургскому Обществу Рериха, Атаманенко Н. (г. Белгород), Маточкину Е. (Новосибирск-Екатеринбург), Пузикову А. (г. Калининград), Дворникову Ю. (г. Барнаул), Аливанцевой Е. (г. Днепропетровск), Комарову И. (г. Днепропетровск, Теософское общество); итого: 27 участникам. Конечно, наш выбор может быть не столь показательным, однако, помимо неожиданно возникших технических трудностей, мы были также ограничены степенью доверия к нам (имеющимися электронными адресами) и собственной ознакомленностью с Рериховским Движением. Мы решили начать с малого. К тому же круг опрашиваемых зависит от темы опроса. "За кадром" остались многие светлые труженики, но пусть этот факт не станет оценочным, мы обязательно обратимся к ним в следующих опросах, интервью, комментариях.
Мы надеемся, что будущие опросы, в которых будет учтена Ваша критика и пожелания, будут еще более презентабельными и показательными. Но цель у них одна: прояснить наше настоящее и будущее, расширить наше представление о великой Державе Рериха...
Три вопроса, поставленные нами перед участниками:
1. Какие три наиболее важные события уходящего года, возможно, связанные с Вашей деятельностью, Вы бы особенно выделили?
2. Чего Вы ожидаете от наступившего 2006-го года и – в перспективе – от ближайшего трехлетия? Ваше пожелание мировому Рериховскому Движению.
3. Многим из нас хорошо известно определение "Культуры" Рерихами. Дайте, пожалуйста, Ваше определение понятия "Культура" на современном этапе развития мирового сообщества.
* * *
Андрей Пузиков
художник, председатель калининградского
Фонда Культуры «Зов»
(г. Калининград)
После перестроечного всплеска активности и массовости рериховского движения, казалось, эта суета больше не привлечет внимания. Но внутренние и внешние процессы, развиваясь по закону кармы, в прошедшем году, после долгого многолетнего перерыва, снова вернули меня посредством Интернета в кипучий процесс развития и становления рериховского движения. Что здесь изменилось более чем за десять прошедших лет? Углубились разногласия лидеров, пространство заполнилось выяснением отношений, нити живой связи поколений растворились в потоке открытой информации. Хорошо это или плохо? Думаю, ни то и ни другое. Это нормально, так как любой процесс должен пройти свое, предопределенное кармой, развитие.
Вот уже пятьдесят лет, как ушла с этого плана Елена Ивановна Рерих, удивительная женщина, проведшая свою линию вне всех земных ограничений: сословных, национальных, классовых, идеологических, временных. Вся ее жизнь была подчинена единому внутреннему духовному закону. Не окружающий мир формировал ее, а она формировала окружающий мир, как скульптор формирует резцом глыбу мрамора. Верный соратник, Николай Константинович, муж, воин и творец прикрывал ее крепким щитом и уверенно прокладывал путь сквозь все жизненные преграды. Не часто приходят на Землю такие люди, они как яркие звезды прочерчивают свой путь и оставляют светящийся след, чтобы другие смогли найти в себе мужество продолжить этот путь, вливаясь в него и возгораясь вместе с ним. Но так уж устроено несовершенное человечество, в своих болезнях роста оно порождает много чадящего дыма там, где пролетают яркие звезды.
Рериховское движение, что это? Что ведет массу последователей Рерихов и принесенного ими Учения Живой Этики? Стремление к истине и знанию? К исследованию Космоса и неизвестных энергий? К самопознаванию? К строительству на Общее благо? К утверждению основ духовной культуры? А может к самоутверждению самости? К самовозвеличиванию? К власти над другими, такими же? Или просто желание найти общение с себе подобными? Потусоваться и заполнить жизнь каким-то смыслом? А может просто любопытство заглянуть за мистическую грань? Трудно сказать чего больше в слабоорганизованной, хаотической, погрязшей в междоусобных войнах массе последователей. Что мешает рериховцам объединиться? Выработать простые, ясные принципы единого движения? Учителя одни, Учение одно, а последователи тянут воз в разные стороны, и каждый, считая себя и только себя правым, готов со всей «священной» яростью бороться с любым мыслящим иначе.
Неужели сознание людей еще не переросло той стадии, когда для объединения обязательно нужен сильный физический лидер? Неужели дух Учения не может прорасти настолько глубоко в сознании людей, чтобы объединить их в едином свободном творческом порыве к будущему? Неужели грандиозная задача строительства новой шестой расы – общества новых духовных общественных отношений не может настолько захватить людей, чтобы у них не оставалось времени на мелкую суету ссор?
Но как под большим покровом снега растет незаметная молодая трава, так незаметно в стороне от всей этой суеты прорастают семена духа и нового сознания, чтобы прорваться наружу под ярким весенним солнцем – потоком новых энергий, наполняющих Землю. И придут новые, не кичащиеся «эзотерическим знанием», сыплющие цитатами и называющие себя рериховцами, а из реальной жизни, истинные профессионалы и труженики важных и полезных для будущего профессий. И появится тогда новая наука, новое искусство и новая система общественных отношений.
Но зачем тогда нужно рериховское движение? В первую очередь, оно нужно нам самим, всем тем, кто не может жить в этом несовершенном мире, не мысля о будущем. Но если бы мы все, наконец, осознали необходимость объединения, не вокруг какого-нибудь лидера с его субъективным ограниченным взглядом, а объединения широкого и свободного, вокруг открытых и ясных целей, то может быть смогли бы приблизить неизбежное будущее и напитать его своим неповторимым творчеством.
Рериховское движение должно в первую очередь стать культурным движением. Только истинная духовная культура, вобравшая в себя лучшие цветы всех национальных культур, способна стать основой собирания Новой расы. Как развить в себе такую культуру? В первую очередь надо вспомнить о своей родной отцовской культуре, постараться понять и полюбить то, что объединяло и собирало сотнями поколений народ, в котором нашла свое очередное воплощение твоя душа. Эта любовь, расширяясь, непременно захватит все другие земные, а затем и космические культуры. Культура это любовь к Свету, окрашенная прекрасными узорами цветов, выросших на глубинных национальных корнях. Нельзя постигнуть космическую культуру, не постигнув общечеловеческой. Нельзя постигнуть общечеловеческую культуру не постигнув национальной. Уходящая раса породила суррогатное понимание культуры как любви к материальным вещам, выражающим национальные особенности и характер. Любви к временным демократическим псевдоценностям, дающим иллюзию достойной жизни в материальном благополучии, со скрытой изнанкой войн и эксплуатации слабых. Изнанкой пошлости и морального разложения в угоду прибыли и благополучия властьимущих. Борьба между старой материальной и новой духовной культурой это борьба за эволюцию и становление новой расы – расы духовного человечества.
Я бы хотел пожелать всем рериховским организациям стать в первую очередь организациями культуры в самом высшем возможном ее земном выявлении.
* * *
Аблеев Сергей
доктор философских наук
главный редактор
Сетевого канала Рериховских новостей
(г. Тула)
1. В прошедшем 2005 году в числе наиболее значимых событий в культурном пространстве Рериховского Движения (РД) можно отметить следующие.
Начало процесса объединения независимых научных групп и культурных организаций, следующих в фарватере мировоззрения Живой Этики. Первым результатом этого процесса явилось создание Международной неправительственной ассоциации «Этика и Наука будущего» (http://ethics.roerich.com). В нее вошли такие известные в РД организации и группы как: Благотворительный фонд «Дельфис» (Россия), научно-популярный журнал «Дельфис» (Россия), международный интернет-портал «Орифламма» (Украина – США – Россия – Объединенная Европа), Ассоциация исследователей психической энергии (Россия), Российский междисциплинарный проект комплексных исследований «Мистериум Магнум» (Россия), Сетевой канал Рериховских новостей «Мистериум Магнум» (Россия), Научно-исследовательская лаборатория изучения психической энергии, (Россия-Украина), Общественное объединение «Русский клуб» (Россия), Медицинская академия духовного развития «МАДРА» (Украина), Союз восточной и европейской культуры «Фризия» (Украина) и другие организации.
Формат новой Ассоциации не подавляет свободу вошедших в него объединений и, вместе с тем, открывает новые возможности по осуществлению совместных проектов в сфере науки и культуры. Одним из самых известных проектов Ассоциации является ставшая уже регулярной Международная научная конференция «Этика и Наука будущего», посвященная осмыслению диалога культур Восток-Запад и перспектив развития человечества. Этот проект проводится совместно с Институтом востоковедения РАН. В качестве организаторов в нем участвуют научные центры РАН и РАЕН, крупные российские университеты и иные заинтересованные организации.
Продвижение этических идей в Рериховское сообщество и социально-культурное пространство. Первыми видимыми результатами этого процесса явилось:
— появление Этического Кодекса Рериховского Движения (См. сайт «Орифламма»);
— активные шаги по разработке концепции Этического Гуманизма как идейной основы общественно-политических отношений нового типа (См. сайт www.ethicform.org).
Попытки Международного Центра Рерихов (Москва) закрепить за собой исключительные права на использование символа Знамени Мира и некоторых известных понятий, связанных с Живой Этикой и культурной деятельностью семьи Рерихов. Эти попытки вызвали недоумение и протесты во многих рериховских организациях России, СНГ, Европы и Америки, а также усилили идейную поляризацию Рериховского Движения.
2. Развитие Рериховского Движения в ближайшем будущем во многом будет определяться внутренними факторами. Один из них – способность участников Движения решать актуальные проблемы, находить взаимопонимание и устанавливать конструктивное сотрудничество. В этой связи, многое будет находиться в прямой зависимости от действий Международного Центра Рерихов как одного из крупных лидеров Движения и, вместе с тем, мощного источника противоречий в Рериховском культурном пространстве. Продолжение выбранной им стратегии развития, скорее всего, будет усиливать острые дискуссии и нагнетать дальнейшую поляризацию Рериховского Движения.
В результате в РД следует ожидать дальнейшее идейное и организационное оформление, по крайне мере, двух крупных течений – сторонников жесткого курса МЦР (число которых сокращается) и сторонников свободного Сотрудничества – конструктивной Оппозиции, не разделяющей взгляды МЦР на некоторые важные вопросы стратегии и тактики развития Рериховского Движения. Можно предполагать, что жесткий курс МЦР приведет к довольно неожиданным результатам – усилению Оппозиции и ослаблению общественной поддержки МЦР со стороны различных российских и зарубежных участников Рериховского Движения. Примет ли МЦР это во внимание и повлияет ли такая перспектива на коррекцию его курса пока остается под вопросом.
Совершенно очевидно, что отсутствие единства ослабляет духовный потенциал РД в целом, снижает его авторитет в обществе и затрудняет осуществление масштабных научных, культурных и социальных проектов. Поэтому сейчас самое актуальное пожелание – терпимость к иной точке зрения и поиск путей доброжелательного сотрудничества всех последователей Живой Этики. Способность сотрудничества, искусство находить взаимопонимание, наука обходить противоречия – так можно сформулировать название первого исторического экзамена для последователей нового духовного Движения. Будет ли он выдержан – покажет время…
3. Культуру с точки зрения отвлеченной философии следует понимать как воплощение Духа в различных формах социальной материи. Подлинная культура объединяет лучшие творческие достижения человеческого духа во всех сферах общественной жизни, достижения, которые способствуют этическому, интеллектуальному, эстетическому и даже психо-энергетическому совершенствованию человека. Можно добавить, что применительно к отдельной личности, духовная культура есть мера человеческого в человеке, духовный показатель его места на лестнице космической эволюции между ступенью животной и ступенью сверхчеловеческой.
* * *
Андрей Люфт
редактор сайта
"Живая Этика в Германии"
(г. Росток, Германия)
1.Если говорить о РД, то важным событием, мне кажется, стало изменение мнения простых рериховцев о своей персональной роли в РД. Многие рериховцы поняли, что они не винтики иерархии, а творцы своей судьбы.
2. Вторым важным событием, с моей точки зрения, стало осознания рериховцами всемирной распространённости символа Знамени Мира. Несмотря на то, что Русская Дума отказалась от знака Владык, а русское государство продолжает унижать этот символ в виде выдачи на него торгового патента, можно говорить об экспансивном распространении среди русских людей понимания всемирной значимости символа Владык. Так тёмные стали трамплином.
3. Важнейшим событием 2005 года я бы назвал единение рериховских сил вокруг обращения по поводу архивов, оставшихся в московской квартире Ю. Н. Рериха. В ходе данной акции, которая проводилась в основном через Интернет, было собранно несколько сотен подписей от многочисленных рериховских обществ разных стран СНГ. Вроде Васильчик писал на форум, что он продал квартиру, а все архивы перевёз в неизвестное место. Если это даже так, то несмотря на этот печальный факт, данная акция показала большие возможности, которые возникают при единении сил РД. Как видно из сайта, созданного специально под эту акцию, чиновники зашевелились, государственная машина заработала, Васильчик испугался. Всего этого не было раньше, когда этим вопросом занимались частные лица или отдельные рериховские организации. Я думаю данная акция наглядно продемонстрировала, что рериховцы объединяться умеют. Пускай сейчас мы объединились против общего врага. В будущем может быть мы научимся объединяться и ради других, более благородных, целей.
2. От наступившего года я ожидаю дальнейшего позитивного развития РД. Я желаю чтобы РД усилило качественный состав своих членов, т. е. чтобы в РД влились грамотные и учёные люди, которые ценят, прежде всего, профессионализм. Время любителей-профанов, прыгающих по вершкам Учения, проходит. Для того чтобы продвигать РД в научную и социальную среду, необходимо глубокое знание Учения, а также способность творческого осмысления прочитанного, и способность применить положения Учение к сегодняшнему дню. Время рериховцев-пустословов, которые не умеют ничего кроме как цитировать Агни Йогу (к месту и без оного) проходит. Профессионализм во всём, и прежде всего, в Учении – вот лозунг следующего трёхлетия!
3. Понятие Культуры сильно вырождается. На Западе этот процесс начался в послевоенное время, в странах СНГ – с падением железного занавеса. Падение культуры Запада сегодня налицо, и полностью соответствует предсказаниям Е. И. Рерих, данных ею в письмах – богиня Культуры свернула свой шатёр, которые столько столетий стоял на равнинах Запада, и отправилась на Восток. Поэтому современное определение понятия Культуры непременно должно включать в себя восточные понятия, восточную философию. В этом плане Учение Живой Этики даёт рериховцам большие преимущества по отношению к греческой или средневековой философии Запада, т.к. Агни Йога есть синтез восточной философии и западной науки.
Я не хочу давать никак сложных определений Культуры, но скажу что задача каждого рериховца нести ценности духа в жизнь каждого дня. Только на духовных ценностях может быть построена истинная Культура. Первое свойство духа – желание отдавать в любви и бескорыстии. Таким образом, только те произведения искусства, только то творчество, которое – непосредственно или опосредованно – прославляет и воспевает бескорыстное служение общему благу, можно считать духовной Культурой. Как говорится в Агни Йоге, мир делится по отношению к общему благу. Так и Культура Новой Эпохи определяется по этому же принципу.
* * *
Атаманенко Николай
г. Белгород
1. Из трех событий прошедшего 2005 года я бы выделил следующее.
Первое. Юбилейное событие Рериховского движения и мировой общественности – 70-летие Пакта Рериха. Это была поистине мировая эстафета мероприятий, посвященной этой дате, которые проводили различные организации.
Второе. Проведение 1 этапа общественной международной Интернет-акции в защиту части Наследия семьи Рерихов, оставшегося на квартире профессора Ю. Н. Рериха после его смерти. В защиту Наследия единодушно выступили представители самых различных ветвей Рериховского движения. Было юридически подготовлено и направлено в ряд высших государственных инстанций коллективное обращение от граждан и общественных организаций о выявлении объекта культурного наследия и включении его в единый государственный реестр культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (о ситуации вокруг наследия профессора Ю. Н. Рериха).
Ход проведения данной Акции отражается на специально созданном сайте инициативной группы по спасению Наследия Рерихов: http://soratniki.narod.ru
В настоящее время от инстанций, куда были направлены Обращения, получены официальные ответы. Ряд ответов был аналогичен отпискам, которые давались ранее на предыдущие обращения по данному вопросу, но есть и продвижение ситуации в положительную сторону. По полученным ответам инициативная группа продолжает переписку с некоторыми инстанциями. Кроме того, ведется подготовка к последующим этапам Акции в 2006 году.
К третьему важному событию 2005 года я бы отнес появление Меморандума о взаимопонимании между Институтом востоковедения РАН и МЦР по вопросам сотрудничества в целях изучения наследия семьи Рерихов и культурных традиций Индии, подписанного в Москве 2 ноября 2005 года. Текст его приведен здесь: http://forum.roerich.com/viewtopic.php?t=2438
2. (Чего Вы ожидаете от наступившего 2006-го года и в перспективе – от ближайшего трехлетия?)
Укрепление позитивного образа Рериховского движения в целом.
Развитие сотрудничества в Рериховского движения по актуальным социальным и культурным мировым проблемам современности.
Продолжение качественного и количественного роста Рериховского движения.
Упорядочивание вопросов, связанных с Наследием Рерихов.
(Ваше пожелание мировому Рериховскому Движению)
Быть достойными сотрудниками Мира Культуры.
3. Культура – это та сила, что возрождает человека.
Культура это, действительно, всеобъемлющее, всеобъединяющее понятие и действенная сила. На основе неё все виды творческого проявления человека, как мыслящего существа могут слиться в новом качестве воедино и это позволит выйти человечеству на новый виток эволюционной спирали.
Культура, Творчество и Общее Благо – взаимосвязаны.
Поэтому Николай Рерих поднял Знамя Культуры, символизирующего Общее Благо в виде синтеза накоплений науки, искусства и философии.
К накоплениям культуры можно относить все, что улучшает жизнь народа и возвышает его нравственность. Это ли не Общее Благо?
Общее Благо это есть накопления культуры для будущих потомков человеческой расы, для планеты и космоса.
Культура пронизывает все сферы, значит, творя Общее Благо, можно внести его сразу во все области нашей жизни.
И эту мысль о проникновении общего блага через культуру отражается ниже на следующей схеме.
Творить Культуру, как Общее Благо можно всегда и везде.
Может возникнуть вопрос: как культура может принести общее благо? Деньги, мол, скорее могут его принести. И это очень распространенное, устоявшее мнение.
Приведу одну притчу. Как-то одного полководца спросили: "что ему необходимо, чтобы победить в войне".
Он ответил: "во-первых, – деньги, во-вторых, – деньги, в-третьих, – деньги".
Возражая против этого сложившегося стереотипа, можно переиначить ее, задав вопрос: "Что нужно человечеству, какое общее благо ему нужно, чтобы победить и выжить на нашей планете?"
Ответ будет простой: "во-первых, – истинная наука, во-вторых, – истинное искусство, в-третьих, – истинная религия". Проще говоря, – Культура!
Истинная наука даст Знание, как выжить, как улучшить жизнь.
Истинное искусство внесет Красоту жизни в наш быт, досуг, работу.
Истинная религия даст Мудрость жизни. И эта мудрость заключается в одном слове – Любовь.
Мудрость Знания и Красоты может спасти Мир, Страну, Семью, Человека.
Отсюда слова: "Сознание Красоты спасет Мир".
Отсюда слова: МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ!
Сознательно возрождая культуру – мы творим Общее Благо.
Возрождая культуру – мы возрождаем её мощь.
Культура – эта та сила, что возрождает человека.
Слушайте, смотрите, думайте!
Найдите свой самый близкий путь к Культуре и это будет возможность творить Общее Благо – накоплением Знанием, накоплением Красотой, накоплением Любовью.
Эти ценности первичны, а они уже принесут, если нужно и деньги, и все остальное.
Главное, чтобы человек думал, о том, как суметь быть счастливым, а не о деньгах.
А к его счастью притянется и другое, сначала близких, а там и далее....
Будьте счастливы!
* * *
Джура Сергей
редактор проектов сайта "Орифламма"
(г. Донецк, Украина)
1. (Какие три наиболее важные события уходящего года, возможно, связанные с Вашей деятельностью, Вы бы особенно выделили?)
Первое – создание Международной неправительственной Ассоциации "Этика и Наука Будущего" – http://ethics.roerich.com
Для нас самым значительным событием уходящего года был выпуск диска "Дельфис" в который вошли все номера журнала "Дельфис" (начиная с нулевого и многих других, ставших раритетными), все материалы конференций "Этика и Наука Будущего" 2001-2004 годов, все номера журнала "Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы" плюс научные сборники и материал конференций против наркотиков, а также все номера Вестника "Орифламма" и все материалы сайта "Анализ изданий Агни Йоги".
Очень рад, что проекты растут, но особенно хотел бы поблагодарить в связи с этим Павла Попова из г. Челябинск, проведшего титаническую работу во многим направлениям.
И третье – это тот факт, что проекты, которые тем или иным образом интегрированы на наших доменах, растут и, надеюсь, вносят свой вклад в общее дело.
2. Общей тенденцией уходящего года на мой взгляд является поиск интеграции и кооперации внутри Рериховского Движения и все меньше претензий и поиска недостатков у других, что говорит о переходе РД из юношеского возраста в зрелость. Более тесное сотрудничество в будущем позволит использовать эмерждентный эффект роста возможностей, на что указывал еще Аристотель: "Целое – это больше, чем сумма частей".
А пожелание можно выразить в изживании "принципа вагона метро", который, как известно, состоит в том, что если из одного вагона во время движения смотреть на соседний вагон, то видно как его мотает, а свой вагон при этом самому кажется, что едет нормально, а смотрящим из соседнего вагона, наоборот, видится что больше всего отклоняется от курса именно ваш вагон... Об этом же говорит и притча о слоне и семерых слепцах. Но если попытаться улыбнуться ситации ибо "когда человек смеется он изживает проблему" над которой смеется. Так вот: "Хотя все племена интернети исповедуют, в общем, единый культ, между ними идут постоянные религиозные войны. Одна из самых зятяжных связана с тем, какие палочки использовать для добывания дыма. Одно племя пользуется мсайе, палочками из древесины кокосовой пальмы, а другое – нкскейпами, из древесины банановой пальмы. Что интересно – те и другие одинаково кривые, однако каждое племя замечает лишь кривизну палочек противника" (Ю. Нестеренко). Выход, по сути, видится в принципе Учения – "Господом Твоим", но в применении не к кому-то абстрактному, а к себе... К слову, мне и самому нужно поучиться этому качеству (как и целому ряду других качеств).
3. (Многим из нас хорошо известно определение "Культуры" Рерихами. Дайте, пожалуйста, Ваше определение понятия "Культура" на современном этапе развития мирового сообщества)
Вообще-то нужно набраться смелости (или наглости) чтобы ответить на этот вопрос, хотя он имеет право на жизнь, ибо догматичность погубила многие большие начинания. Так вот, если набраться указанных выше качеств, то рискну сказать следующее: "Культура – это состояние души, направляющее наши действия на гармонизацию жизни в соответствии с космическими законами и пониманием их на современном этапе". Об этом, в частности, мы готовим статью на ближайшую конференцию "Этика и Наука Будущего", и хоть работа еще в разработке, но черновой варинт приглашаем посмотреть по http://www.roerich.com/zip3/evolution.zip и обсудить с авторами, что несомненно поможет сделать ее лучше. А предыдущий вариант подхода к проблеме см. http://www.roerich.com/zip3/na_puti.zip Свои отзывы присылайте на адрес сайта "Орифламма" http://www.roerich.com
Будем очень рады!
* * *
Любовь Карпухина
сотрудница Издательского Дома "АГНИ" (г. Самара)
1. Мне трудно выделить три важных события, весь год был напряженным, мы много работали по распространению продукции ИД "Агни", а это репродукции картин великих мастеров, альбомы по искусству, книги по философии, духовному развитию человека. Сохранили большинство своих старых заказчиков, появилось много новых клиентов со всех концов света. Состоялись очные и заочные встречи с интересными людьми. Планируем активно продолжать и расширять свою деятельность по несению Красоты людям, которые так нуждаются в этом.
2. Только хорошего. А вообще, конечно, творческих успехов всем. Действовать на Общее Благо, ведь только в действии придет помощь Высшая. Н. К. Рерих пишет в своей статье "Панацея": "...Красотою мы победим". И далее в этой же статье: "Чувство прекрасного должно быть тем жизнедающим семенем, той истинной панацеей, которая заставляет процвести пустыни земные и духовные". Поэтому по завету Н.К. Рериха будем нести Красоту в мир, думаю это достойная задача для всех.
3. Культура. Культ Света. Как раньше, так и сейчас, только в больших масштабах Свет пытаются нередко затемнить, подсовывая незаметно подмену истинным ценностям, стараясь их умалить, унизить в глазах людей, приучая их к анормальностям. Смешивают понятие цивилизованный и культурный. Это уже не Культура, а духовное и моральное разложение людей. Пусть Культура не станет акультурой, а останется Культом Света, олицетворяющим все самое светлое, доброе и прекрасное.
* * *
Зайцев Константин
редактор теософического портала
www.theosophy.ru
(г. Москва)
1. (Какие три наиболее важные события уходящего года, возможно, связанные с Вашей деятельностью, Вы бы особенно выделили?)
Переиздание разными издательствами книги Блаватской «Ключ к теософии».
Оживление теософической работы в Петербурге.
Положительное решение властями Украины вопроса о создании музея Блаватской в Днепропетровске.
2. Пожелание РД: Есть моменты, по которым согласны все ветви Рериховского движения. Стоило бы сосредоточить работу именно по этим направлениям, оставив остальные, по которым существуют серьёзные разногласия, до тех времён, когда будет сделано всё возможное в тех вещах, которые разногласий не вызывают.
В ближайшие годы ожидаю развития теософического движения в России. Должно же, наконец, пусть со столетним опозданием, быть исполнено указание Махачохана о том, что «настало время, когда теософия должна выйти на авансцену»!
3. Культура — вещь прекрасная, но это не самоцель, а ступень к следующему уровню, который можно условно назвать "духовностью". Культура связана с формой, сдедующий этап — вне формы, но культура и есть та форма, которая может помочь подняться выше мира форм. Сначала культура, потом духовность.
И Рерих, придя к духовности именно путём культуры, вероятно, пришёл к выводу, что культура (или осознание красоты, что тоже можно посчитать одним из определений культуры) есть необходимое условие для духовности, и потому так акцентировал важность культуры. XX век, прошедший во многом под влиянием идей Рериха, был веком продвижения культуры в массы, но эта задача ещё далеко не выполнена. Можно выразить надежду, что XXI в. достигнет в этом такого же уровня, как XX в. достиг в продвижении цивилизации (то есть более низкой, предшествующей культуре ступени) в массы, а соответственно, распространение духовности станет тогда соизмеримо с распространением культуры XX в.
* * *
Мельников Владимир
замдиректора по научной работе
Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге
Три события: Первое. Открытие Музея-института семьи Рерихов в СПб. 16 сентября 2005 г. в его собственном здании на Васильевском острове (18-линия, д.1). Второе. Женитьба на сотруднице данного учреждения Марии Рыстовой 2 декабря 2005 г. (свадьба проходила там же). Третье. Поездка в июле 2005 г. в Нью-Йорк с нашим директором Алексеем Бондаренко, во время которой был собран уникальный материал к 70-летию Пакта Рериха (сейчас в печати сборник конференции, прошедшей в СПб. Доме юриста 15 апреля 2005 г.), были посещены рериховские места Нью-Йорка и удивительные музеи: Николая Рериха, Метрополитен, Естественной истории, Рубан, Современного искусства и т. д.
2. От наступившего года я ожидаю укрепления статуса Музея-института семьи Рерихов в СПб. как государственного учреждения культуры с постоянным бюджетным финансированием. В течение трёх лет, надеюсь, нам удастся закончить первый ремонт в нашем здании и развернуть постоянную Мемориально-художественную экспозицию "Семья Рерихов в СПб.". Рериховскому движению хотелось бы пожелать поменьше думать о своих проблемах, поменьше муссировать имеющиеся противоречия, а побольше жить нуждами мира и Культуры, того человечества, которое "распято" на кресте своих пороков и противоречий. Иными словами, хорошо бы вообще поменьше слышать о "Рериховском движении", а побольше бы ему делать для Культуры своего двора, своей улицы, своего города, своего региона, своей страны и... всех людей на Земле. И помнить, что все мы – работники Культуры. По Рериху, работник Культуры должен быть:
- радостным;
- как «истинный врач», не только спасающим от уже случившегося, но и мудро предусматривающим на будущее;
- имеющим здоровое слово и к ребёнку, и к старцу;
- никогда не теряющим терпения и терпимости;
- не устрашающимся видом язв человеческих;
- поспешающим на помощь во все часы дня и ночи;
- открытым сердцем ко всему;
- вечно учащимся;
- всегда молодым, ибо не дряхлеет его сердце;
- подвижным;
- зорким на постоянном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту;
- знающим, что есть сотрудничество.
3. В значительной степени вопросу "Что есть Культура?" была посвящена конференция "Пакту Рериха – 70 лет", упомянутая выше. В трудах конференции определение Культуры даётся на нескольких страницах. Приведу наиболее близкие и актуальные:
"Культура – это лучший связной между народами" (М. Б. Пиотровский)
"Культура – ДНК человечества" (М. Б. Пиотровский)
"Культура – лучший залог мира и международной безопасности" (Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принятая 31-ой сессией Генеральной конференции этой международной организации в Париже 2 ноября 2001 г.)
«Культура есть почитание Света» (Н. К. Рерих). Также Николай Константинович говорит, что Культура это:
- «величайшая ценность человечества»;
- «единая основа Бытия»;
- «руководящее эволюцией понятие»;
- «зовущее, обобщающее понятие»;
- «достоинство человеческое»;
- «общение с сокровищем Красоты и Знания»;
- «плодоносность положительного действия»;
- «не дух эгоизма, но дух практичного созидательства»;
- «отрицание отрицания» – не «нет», а «да»;
- «радость труда и сотрудничества»;
- «научное и художественное начинание»;
- «творческое сознание»;
- «вековые традиции»;
- «новые открытия»;
- «новые пути»;
- «радость ответственности»;
- «всё бескорыстное… устремившееся во благо человечеству»;
- «духовное понимание и созвучие»;
- «сумма всех достижений огненного творчества»;
- «священное, вдохновляющее, ведущее ввысь понятие»;
- «утончённость, понимание, созидательность».
* * *
Новосельский Кирилл
профессор УрГЭУ
чл-корр Музей Николая Рериха в Нью-Йорке
пожизненный член Института Культуры Миссии Рамакришны (Индия)
1. Если чуть расширить этот вопрос, то за последние полтора-два года удалось (посчастливилось) выйти может быть на новый уровень отношений между собой и миром! Во-первых, почти случайно я (с помощью Интернета – точнее – людей в нём) вышел на целую сеть своих дальних родственников, разбросанных по крайней мере на 3-х континентах. Со многими из них удалось вступить в письменный контакт, с некоторыми даже увидеться. Малость, тесность, взаимозависимость нашего мира – теперь эти понятия для меня реальные и личные, не из учебников. Во-вторых, моё научное направление последних лет – сакральная география мира – получило признание, распространение и востребованность (далеко не только моими усилиями). Одновременно возникла необходимость либо изменять, либо углублять и уточнять линии своих исследований (это задача на ближайшее будущее). В-третьих, в январе – марте получил диплом победителя конкурса на звание лучшего дистанционного учителя года.
2. Это более чем серьёзный вопрос! На мой взгляд, пора (мб каждому внутри себя, мб всем вместе) сформулировать этапность МРД и определиться, в какой переходной фазе мы сейчас. Выскажу своё предположение: личногстный этап, когда мы жили рядом и общались с членами семьи Рерихов и их ближайшими родственниками и сподвижниками – ЗАКОНЧИЛСЯ. Теперь мы остались ОДНИ. Да – с книгами, с архивами, с картинами, с воспоминаниями... Но в Рериховском наследии очень много ЗАГАДОЧНОГО, и проверить какие-то свои предположения уже не у кого! Нужно уточнение целей и методов проявления нашей активности.
3. Культура будущего – это планетарный способ взаимоуважающего и взаимообогащающего взаимодействия старых национальных культур.
* * *
Дворников Юрий
председатель Алтайского краевого
рериховского общества "Устремление" (г. Барнаул)
1. Думаю, что в прошлом году у меня важных событий было больше трёх. По рангу значимости я бы поставил их следующим образом:
Международный Конгресс Рериховского Движения "Вместе к Новой эпохе".
Внесение в государственный реестр юридических лиц Алтайской краевой общественной организации "Алтайское краевое рериховское общество "Устремление".
С декабря 2004 г. рождение новой рериховской газеты "Устремление", а весной 2005 г. открытие сайта "Устремление".
2. Для нас самое главное и основное событие – это Конгресс 2006 – "Звенигород. Пути сотрудничества и перспективы". Причём, это не только весь ход организации К., но и организация туристических миграций до и после Конгресса. А это очень ответственное занятие.
Мировому Рериховскому движению ЖЕЛАЮ ЕДИНЕНИЯ и братской чуткости, простой элементарной человеческой любви к Высшему, ближнему и даже к врагу. Нам всем нужно объединение усилий и кооперации во всех сферах нашей деятельности. По сути, такое объединение и будет первой стадией Общины Мира. Помогите строить Его Страну. Не сидите в углах молчком, открывайтесь, кооперируйтесь и помогайте, поддерживайте тех, кто ратует за развитие миротворчества. Поймите – в этом спасение человечества. Нет другого пути, кроме как в согласованности и объединённости усилий.
3. Культура – это внесение Жизни в каждом месте пространства. Источником Жизни в нашей Солнечной системе является Великая Матерь Мира. Она Объемлет всё и вся. Она – Источник Света и Истины, Она – Вершина Великой Космической Иерархии Светлых Сил в нашей солнечной системе. Там, где есть Её Почитание, там есть Культура. Там, где Она унижена, там – тление и уход в хаос.
В Космосе Община как метапланетарное явление уже давно состоялось, теперь нужно, чтобы оно реализовалось на планете Земля. Община – это как единство сердец в русле Космической Иерархии. Община родится в процессе усиления Культурного Поля на планете. Община – это Объединение и кооперация во всех сферах жизни общества – от религий до семьи.
* * *
Соболев Андрей, Чачин Вячеслав
Исследовательский Фонд Рерихов (г. Санкт-Петербург)
1. Для нас наиболее значительным событием 2005 года явился выпуск нашей группой книги «Пакт Рериха. Знак Триединости». Хотя, мы думаем, что это явилось важным событием не только для нас, но и для всех тех, кто интересуется этой темой. И тот факт, что весь тираж книги уже разошёлся — подтверждает её нужность и актуальность.
Ещё одно очень важное для нас событие произошло в 2005 году — мы официально зарегистрировались, как «Исследовательский Фонд Рерихов», что ещё чётче обозначило направление нашей деятельности.
И третье, пожалуй, это прошедшая в Смольном соборе г. Санкт-Петербурга выставка «Рерихи: взгляд из Петербурга», где впервые в истории города собрались несколько организаций в таком замечательном месте, объединённые общей идеей. И то, что эта выставка состоялась — большой шаг вперёд.
2. Ожидать всегда хочется более лучшего, чем было: больше сотрудничества, больше терпимости и доверия, больше мудрости.
Пожелать мужества в преодолении препятствий, трудностей и нескончаемых проблем. И стараться быть похожими на тех, к кому мы незримо обращаем свои взоры. Тогда всё выше указанное будет достижимо.
3. В нашем понимании, понятие «Культура» на современном этапе — это прежде всего нравственность, которая подразумевает наличие определённых основ. И что самое главное — тот, кто считает себя культурным, должен не декларировать эти основы, а соблюдать их.
Мы все знаем, что «Культура» — переводится, как почитание Света, то для нас — это почитание Света в действии.
* * *
Бойкова Татьяна, Усов Роман
Культурно-просветительский центр "Адамант" (г. Ломоносов)
1. Уходящий 2005 год знаменателен созданием сайта нашего общества «Адамант» в середине июля и нашим выходом на широкие информационные просторы Интернета. Это дало нам возможность поделиться информацией о делах нашего общества и поучиться лучшему у других. Но главное – это приобретение новых связей, хороших, пусть пока и заочных, друзей.
Особенно порадовала нас объединенная, слаженная работа почти всех рериховских организаций г. Санкт-Петербурга в подготовке к открытию залов Музея-института семьи Рерихов, а затем совместное открытие выставки «Рерихи: взгляд из Петербурга» 22 сентября в Смольном соборе.
В мировом Рериховском Движении в уходящем году наметилась четкая тенденция к самоосознанию, самоопределению региональных рериховских коллективов. Мы, наконец, вслед за отдельными мыслителями современности, поняли значимость наших индивидуальных усилий в достижении прогресса Рериховского Движения в целом. Результатом этого роста сознаний явились многочисленные конгрессы, конференции, отличающиеся стремлением понять судьбу Рериховского наследия. Заложенные в 2005 году причины породят судьбоносные следствия в течение ближайших 7 лет.
2. В 2006 году хочется выполнить намеченные выставки в Ломоносове и Санкт-Петербурге. Некоторые из них готовятся в содружестве с организациями Санкт-Петербурга и Москвы. Мы считаем важным продолжать работу всех, в том числе и новых, разделов нашего сайта для содействия открытости и свободе мысли в Рериховском Движении. В ближайшее трехлетие хотелось бы воплотить в жизнь то громадье планов, что живут в нас. Укрепить приобретенные дружеские связи и приобрести новые.
Рериховскому Движению хочется пожелать вдохновенного, творческого, светлого единения в мышлении и в труде на Общее Благо. Когда человек много и долго трудится на общей ниве, его глаза раскрываются на прекрасное и Светлое.
3. Культура – это гармония внутреннего мира человека со всем прекрасным, что его окружает на Земле и в Космосе. Сегодня культура становится самым кратчайшим путем к усвоению законов Психической Энергии.
* * *
Мельников Сергей, Федосов Юрий, Пашутин Роман
Редакция электронного журнала
«Грани эпохи»
1. а) Важно то, что Россия стала выбираться из того положения застоя, в котором она оказалась, и, как следствие, стало усиливаться её влияние в мире. Это влияние имеет положительное значение. Подъём России, хоть и трудный подъём, видится как изнутри страны, так и извне.
б) Для редакции электронного журнала в минувшем году важными событиями было несколько выходов из «электронного мира», участие в конференциях и установление личных знакомств с коллегами и представителями Движения, как знакомыми ранее по переписке, так и незнакомыми.
в) Расширение не только аудитории журнала, но и живых связей и контактов всегда очень важно и даёт новые импульсы в нашей деятельности.
2. Опыт прожитых лет учит не ожидать чего-то особенного, а просто работать. И если работа будет успешной, то результат может превзойти все ожидания. Если нет, значит нужно работать усерднее...
Мы уверены, что Движение преодолеет «болезни роста» и избавится от нетерпимости, разделяющей всех его участников на «наших» и «не наших», и мы искренне хотели бы, чтобы это преодоление произошло как можно скорее.
Мы надеемся, что кропотливый и непрерывный труд на общее благо даст Движению всё то, чего ему сейчас не хватает, и откроет новые возможности как в плане общего культурного достояния, так и в плане личного развития каждого труженика.
Одним из направлений, которые помогли бы Движению перейти от «политики» к сотрудничеству, могло бы быть, например, активное развитие естественных и гуманитарных наук на основе Учения Живой Этики. И это был бы реальный шаг к объединению науки, религии и философии.
3. Определение Культуры, на наш взгляд, не может меняться применительно ко времени, ибо изменение определения даст совершенно иное понятие. Всё же, что, действительно, меняется, в зависимости от отношения к Культуре, так это состояние самого общества. Отрадно видеть, как в наше время всё больше растёт чувство единения мира, и мысль человечества всё больше поднимается от «национальной культурности» к «мировой Культуре». Феномен мысли является своеобразным мостом между тремя мирами: Плотным, Тонким и Огненным. Как прав был Платон, утверждавший, что миром правит мысль!
* * *
Тодор Яламов
председатель Национального болгарского Клуба
"Приятели на Рьорих" (г. София)
1. Три важнейшие события:
Открытие в 2005 г. новых музеев, галерий и порталов семьи Рерихов:
а) Институт-музей в Санкт-Петербурге;
б) дом-музей в Калимпонге, Индия, 4.12.2005;
в) Болгария – зал им. Н.К. Рериха в Национальной Галерее Иностранного Искусства в Софии 30.05.2005 и порталов http://www.roerich-bg.org и http://www.theosoph.org;
2.Начало улучшения климата в Рериховском движении, пока на единичных, но важных примерах:
а) подписание 2 ноября 2005 г. Меморандума о взаимопонимании между Институтом востоковедения РАН и МЦР по вопросам сотрудничества в целях изучения наследия семьи Рерихов в культурных традиций Индии;
б) совместная выставка 6-ти Рериховских организаций г. Санкт-Петербурга: "Рерихи: взгляд из Санкт-Петербурга" 22.09.2005;
Издание на болгарском языке в 2005 г. последних книг "Живой Этики" – "Надземное". Впервые все книги "Агни Йоги" переведены и изданы на болгарском языке – 1996 - 2005 г.
2. (Чего Вы ожидаете от наступившего 2006-го года и – в перспективе – от ближайшего трехлетия? Ваше пожелание мировому Рериховскому Движению).
В 2006 – Перелома в улучшении климата в Рериховском движении.
Ближайшее трехлетие:
- Интенсивное формирование единого информационного пространства Международного Рериховского Движения на примере солидных журналов или Интернет-порталов, относительно независимых друг от друга и доступных каждому участнику Рериховского движения.
- Улучшение и стабилизация климата в Рериховском движении в странах СНГ и в Международном Рериховском движении.
В перспективе:
Внесение документов нового "Пакта Рериха" в ООН, ЮНЕСКО и другие организации и востановление "Знамени Мира", как общемирового символа сохранения общечеловеческой культуры.
Интенсивная работа по проектам: Институт "Урусвати" и Город будущего "Звенигород".
3. Лучше и глубже, чем сказанное и сделанное семьей Рерихов для дефиниции культуры, трудно дать.
Перефразируя слова Е. Рерих, можно сказать: культура – это уровень нравственности и просвещенности общества.
* * *
Юрий Ключников (г. Новосибирск)
Перечисляю три важных события минувшего года в личной жизни. А) Мне исполнилось 75 лет. Б) Сыну Сергею – 50 (правда, уже в текущем году – 8 января). В) В 2005 году вышло также три моих новых книги стихов и прозы. У сына – больше. В юбилейные дни написал стихотворные пожелания:
Висками поседевшими белея
и маковкой блестя, почти пустой,
не принимай, Ю. М., на юбилее
густой елей за истины настой.
Хор комплиментов слушай терпеливо,
но сам с собою будь настороже.
Среди поэтов разве что ленивый
себя не числит гением в душе.
Чтоб лишнего чего-то не придумал
и второпях на пьедестал не влез,
почаще призывай на помощь юмор,
он помогает сбросить лишний вес.
Бывает, соскребает, как коросту,
былых кумиров въедливая жизнь.
Проверить гениальность очень просто:
подкинь себя наверх – и разбежись.
Зависнешь в левитации, как Будда,
спускайся вниз и по земле иди,
и свято верь, что вознесенья чудо,
как и забвенья, – вечно впереди.
СЫНУ СЕРГЕЮ
Пиши, мой сын, о чём придётся,
не хая тьму и славя Свет,
ведь по закону парадокса
к любому «да» найдётся «нет».
Пиши, на горести не тратясь,
и будешь прав, и прав всегда.
Тоска прилипчива, но радость
не входит в сердце без труда.
Пиши, как плещется ондатра,
пока не сшили воротник.
Земля, где всё с двойным стандартом,
не стоит слишком грустных книг.
Что можно пожелать рериховскому движению? Стать более влиятельной, чем теперь, силой в обществе, а для начала – прекратить разборки и выяснение отношений, кто истинный рериховец, а кто – нет.
3. Я не думаю, что нужно придумывать какие-то новые разъяснения к тому определению культуры, которое дал Н. К. Рерих. Гораздо важнее действовать в рамках, обозначенных Н. К., то есть взращивать, культивировать свет, где только можешь. Прежде всего, в себе. И пусть люди, а не ты сам, оценят степень твоей «светлости».
________________________
Результаты опроса
опубликованы 31 января 2006 года
11.11.2006 20:30
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".