26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Звезды поэтов востока и запада. Александр Херсонов


 

                                                    «Космическое влечение лежит в основе всего Бытия»
                                                                 Елена Рерих, «Космологические записи».

 

Во времена далекого прошлого восприятие звездного неба, вероятно, носило не столько эмоционально-поэтический, сколько познавательный характер, склонявший к философскому осмыслению мира. Несомненно, поэзия звездного неба создавалась лучшими умами человечества, и зачинателями ее явились поэты Древнего Востока.

 

«ГЛАЗАМИ СЕРДЦА…»


Строки, написанные арабским поэтом Абу-т-Тайиб-Мутанабби (973-1057гг) звучат как наказ звездопознавателям всех времен и народов:

 

«Когда ты рискуешь жизнью своей ради желанной чести,
Ничем довольствоваться не смей, что было бы ниже созвездий».

 

Как видим, тысячелетие назад попытки познания тайн звездного неба считались «желанной честью», которая стоила того, чтобы «рискнуть жизнью». И рисковали! Преследовались, изгонялись, сидели в тюрьмах, всходили на костры, оберегая и лелея желанную честь, не отклоняясь от богом данного пути.
Судя по стихотворениям арабского поэта Абу-аль-Алааль-Маари, хорошо известную астрологическую истину «судьбы пишутся на небесах», люди знали с незапамятных времен:

 

«Взгляни на сонмы звезд.
По мне узоры эти –
Судьбою над людьми раскинутые сети
».

 

По мнению астрологов, «раскинутые сети» космопланетарных влияний, воздействующих на новорожденного, как раз и определяют будущий склад натуры и характера, а значит, в конечном счете,  и  судьбу.
Как видим,  поэты древности, не были излишне  наивны и беспечны. Понимали они и противоречивый, диалектический характер развития мира, знали о том, что движение планет «меняет суть» земной жизни:

 

«Быть может, в темноте меняет суть природы,
И обитает ночь, близ Солнца в час восхода».

 

Немало глубоких истин звездопознания оставила потомкам и персидская поэзия. По мысли поэта Рудаки (860-941гг) познание звезд – удел избранных, которым следует беречь высокое предназначение:

 

«Для радостей низменных тела я дух оскорбить бы не мог.
Позорно быть гуртоправом тому, кто саном высок».

 

К тем же, у кого дух ослаб, но «божья искра» познания еще до конца не угасла, Рудаки обращается с призывом: «Научись видеть сердцем!»
И хотя поэт обращается к современникам, его призыв  хорошо бы услышать  и тем, кто  и  в  наши дни идет  дорогами  познания мира:

 

«Сквозь оболочку мира глаз твой не видит жизни сокровенной
Так научись глазами сердца глядеть на таинство вселенной»
.

 

Раб магических чисел.

 

Какой из смертных не пожелал бы счастливой доли себе и своим близким? Но желаемое находят  немногие …Человек бессилен пред судьбой и вынужден полагаться на милость Всевышнего.
И все же  имеются редкие счастливцы, настолько уверовавшие в благорасположенность Всевышнего, что не бояться заявлять о том прилюдно.   Так, как это сделал Рудаки:

 

«Всевышней спас меня от горя, четыре качества мне дав:
Прославленное имя, разум, здоровье и веселый нрав».

 

И невдомек счастливцу Рудаки, что благами жизни он обязан «Всевышнему», имя которому  «космопланетарная гармония Солнца, Меркурия, Сатурна и Юпитера», проявленная  в час его  рождения.
Великая страница в поэзии познания звезд  написана Омаром Хайямом (1048-1123гг), рубаяты которого открывают нам не только мир человека, увлеченного звездными таинствами, а  мир  астролога:

 

«Управляется мир  Четырьмя и Семью.
Раб магических чисел – смиряюсь и пью. 
Все равно семь планет и четыре стихии
В грош не ставят свободную волю мою».

 

Так вот в чем причина прославления виночерпия и  винопития  Омара Хайяма!  Звезды «в грош не ставят его свободную волю», заставляют влачить жалкое существование «раба магических чисел».
В отличие от Рудаки, Хайям  прочно уверился в том, что «воля небес» сильнее воли человека, что судьбу не исправишь. С чем согласны и современные астрологи, один из которых выразился так: «Будет так, как записано в гороскопе». То есть в согласии со звездным раскладом момента рождения. В творчестве Омара Хайяма нашла отражение и другая важная тема, тема  призыв к «молчанью уст»:

 

«Как жар-птица, как в сказочном замке княжна,
В сердце истина скрытно таиться должна.
И жемчужине, чтобы струиться сияньем,
Точно также глубокая тайна нужна».

 

И в самом деле, для чего астрологу «размыкать уста» перед невежественными, а главное, равнодушными людьми? Подобное поведение только дискредитирует и оскорбляет тайнознание, наносит ему непоправимый урон.
Хайям призывает полагаться не только на «земные науки», отражающие привычные причинно-следственные связи, но и обращаться к познанию «тайных » наук, в которых прослеживаются связи Земли и Космоса:

 

«Все, что видим – видимость только одна.
 Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна».

 

 

«Султан» звёздного неба.

 

Поэт соглашается с невозможностью познания «внеземных» законов мироздания, но предполагает возможность объективного отражения этого мира в наблюдениях за проявлениями этого мира в земных условиях:

 

«Круг небес ослепляет нас блеском своим.
Ни конца, ни начала его мы не зрим.
Этот круг не доступен для логики нашей,
Меркой разума нашего неизмерим».

 

Невозможность познания законов Космоса приводит поэта к пессимистическому выводу:

 

«В поднебесье светил ослепительных тьма.
Помыкая тобою, блуждает сама».

 

Человек всецело зависит от власти звездного неба, а посему:

 

 «Над землею сверкает небесный Телец.
Скрыл другого тельца пол землею творец.
Что ж мы видим на пастбище между тельцами?
 Миллионы безмозглых ослов и овец».

 

До обидного мало радостных минут в человеческой жизни!
Как же сберечь, как сохранить драгоценные мгновенья жизни? О том ведал счастливец Саади, познавший в числе избранных блаженное «звездных знаков совпаденье». И оставил совет живущим:

 

«Наблюдай всей душой кумира приход и уход.
Как движенье планет, как луны молодой нарастанье».

 

А мы добавим: «И верь звездам! Восторженно и покорно слушай величественную песню ночного неба». Тем более, что не сами звезды «виноваты» в человеческих горестях, а то изумительное «Нечто», что управляем ходом их движения, как о том размышлял индийский поэт Амир Хосров Дехлеви (1253- 1325гг):

 

«Рок созвездья сочетает,
Не они, а рок – тиран.
Что же шлешь проклятье плахе, если суд вершит султан»?

 

А коли так, то стоит ли проклинать сильных мира сего за нашу жизнь незавидную? Ведь они – всего лишь «плаха», а суд над нами «вершит султан», «султан» звездного неба, у которого свои планы насчет каждого из нас.


«ХОДИТЬ ПРЕВЫШЕ ЗВЕЗД….»

 

Можно предположить, что самым первым поэтическим чувством человека было чувство восторга и …. страха перед «пылающей бездной». Безусловно, в восприятии обществом стихии звезд огромную роль сыграло накопленное поколениями людей астрологическое знание, учение «астрологос» возникшее за 5-10 тысяч лет до нашей эры.
Путь звездопознавания двигался примерно по следующему маршруту: Индия, Египет, Греция, Вавилон, Римская империя, Арабо-испанские государства, Сирия. И далее: Германия, Англия, Флоренция, Нидерланды….
Известно, сколь глубоко  отражена тема божественного в мифологическом творчестве народов Европы. Именно там,   по существу,  нашли «отражение» все планеты Солнечной системы.
Например, одна из античных камей изображает Юпитер, поражающей стрелами-молниями гигантов, что находится в полном соответствии с… астрологией, ибо Юпитер-управитель зодиакального знака «Стрелец». Что касается Сатурна, то его изображали на камеях богом земледелия, принимающим жертву, что также вполне «в русле» астрологии, поскольку в учении «о звездах» Сатурн имеет славу планеты роковой, судьбоносной, требующей жертвоприношения.
Известна и  античная лампа, на которой  древний художник в изображении неба обратился к образу Урана, планете высшего космического статуса, а Гелиос-Солнце изобразил божеством, рука которого сжимает рог изобилия, символ животворных щедрот дневного светила. Воинственный и кровожадный Арес-Марс не зря числится богом войны. Отражено это и в мифологии, где Арей-Марс закован в цепи и охраняем великанами. Что ж, мифологическую репутацию Марса подтверждает и астрология, где Марс имеет репутацию планеты злотворной. Иное дело Афродита-Венера! И в астрологии, и в мифологии, куда бы ни ступала нога богини любви, всюду  у ее ног вырастали цветы, ее красотой пленялись не только люди, но и звери. Даже боги отдавали Венере должное…
В астрологии, говоря о Венере, говорят о мире искусств и художеств. Любопытно, что и  в жизни людей  планета Венера убедительно демонстрирует «звездный» характер. Так,   рожденные в октябре  под  влиянием Венеры,   так называемые люди психотипа  «Весы»  демонстрируют врожденные художественные способности.
Если выписать имена, составляющие золотой фонд мировой лирической поэзии, то  вы увидите, что подавляющее большинство этих имен будет относиться к  именно к  людям психотипа «Весы». Словом мировая мифология идет рука об руку, шаг в шаг с мировой астрологической мыслью, что лишний раз доказывает пример Меркурия.
Гермеса-Меркурия , посредника и  «контактера» между людьми и природой, людьми и богами, проводника и  соглашателя, устроителя событий. Вот почему на одной из древних ваз изображен Гермес-Меркурий,  изображен «ведущим душу в царство Плутона».

 

РИМЛЯНЕ И ГРЕКИ

 

Пожалуй, мы не ошибемся,  когда среди первых поэтов Запада, заглядевшихся на звездные узоры ночного неба, назовем римлян и греков. Древний грек, поэт и земледелец ГЕСИОД, живший в 8-7 веке до н.э., автор поэм «Происхождение богов» и «Теогония». В сочинении «Работы и дни» Гесиод обнаруживает зависимость между видами сельхоз работ и фазами движения Луны.
Вероятно, поэт неплохо знал астрологию, если в поэме мог рассуждать о счастливых и несчастных днях для земледельца:

«Особенных в месяце два есть при растущей Луне дня превосходных для  смертных свершений: день одиннадцатый и двенадцатый. Оба счастливы для собирания плодов и для стрижки овец густо рунных…»

Как видим, никакой лирики, сплошная проза жизни. И далее:

«Лишь на Востоке начнут восходить Атлантиды Плеяды, жать поспешай, а начнут заходить – за посев принимайся».

Словом, смотреть на звезды – смотри, но не упускай из виду и землю-матушку. Поэт из города Дельф, раздумывая о божественном , в конце-концов говорит о богах, как о планетах. Гесиод пишет: «Боги – источники жизни, начало всего сущего, хранители всех существ». И сегодня слова дельфийского поэта-оракула способны поразить воображение и вызвать душевный трепет: «В нем (Боге, А.Х.) вмещается необъятное пламя громадной глубины. Это пламя все производит. Все переполнено Богом. Он всюду пребывает. Никто его не создал. Он вездесущ».
Идея всезнания и всемогущества бога красной нитью проходит через гомеровскую «Одиссею». И вот тому  примеры: «Одно нам Бог дает, а другого лишает Бог, по воле своей и желанью: все ведь он может» (Х/У, 444). У Гомера нет сомнений в том, что хорошему человеку сам Бог помогает: «Вижу, милый, что ты не худой человек, не ничтожный, если тебе молодому такому, сопутствуют Боги» (III, 375).
Древнеримский поэт ВИРГИЛИЙ (23 г. до н.э.),  автор поэмы «Энеида», рассказывает, что после гибели Трои, Эней отправился к неизвестной земле, где по велению оракула, должен был основать город. Во сне к Энею явился некто, потребовавший от него исполнения судьбоносного назначения.
Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Правильно, Меркурий, вестник Богов, связующее звено между земным и небесным. Показателен монолог тени отца Энея:

 

«Будут другие ковать живительную медь свершений
И движение неба вычертят тростью, и звезд восходы точнее укажут
Твой же римлянин долг – полновластно народами править».

 

Флорентиец Данте Алигьери (род. в 1265 году) пошел дальше Вергилия, поскольку в «Божественной комедии» указал на звезды, как на первопричины формирования характеров:

 

«О пламенные звезды, о родники высших сил,
которые взлелеял мой гений, будь он мал
или велик…»

 

Испанский поэт, врачеватель и алхимик Монтелье Арнольд из Виллановы (1281–1311) обессмертил себя созданием «Сорлеанского кодекса здоровья», в котором указал порядок медицинских процедур в зависимости от состояния звездного неба:

 

«Март и сентябрь и апрель для пускания крови пригодны.
 Дни в них под знаком Луны и созвездию Гидры подвластны».

 

Правоту поэта-алхимика подтверждает и современное медицинская астрология, которая утверждает, что фазы Луны оказывают непосредственное влияние на состояние жидкости в организме, и в первую очередь, конечно же, крови…
В творчестве Вильяма Шекспира (род.  В  1564 г) тема звездного неба представлена настолько гармонично и всеобъемлюще, что трудно найти хотя бы одного главного героя, который так или иначе не упоминал о звездах.
 В «Ромео и Джульете» Шекспир поднимает тему творца:

 

«Предчувствует душа, что волей звезд
началом несказанных бедствий
будет ночное это празднество…»

 

В «Двух веронцах» Шекспир упоминает о формировании звездами тех, или иных психотипов людей:

«Он родился под созвездием правды…»

 

В этой строке говорится о человеке, родившемся под знаком Стрелец, знаке правдолюбцев и правдоискателей. Герой «Цембелина» Постум родился под влиянием Юпитера, и этого вполне достаточно, чтобы не знать бед и несчастий, а вот герой Монсье («Конец - делу венец») имел несчастье родиться «под Марсом»… И что же? А то, рассуждает, Шекспир, что ему уготована неверная и рискованная  судьба военного.
…В России одним из первых поэтов, воспевших звездное сияние над головой, безусловно, был Михайло Ломоносов, допускавший… познаваемость божественной истины.
Более того, Ломоносов считал, что мало познать замысел всевышнего, его необходимо донести до людей:

 

«Устами движет бог. Я с ним начну вещать.
 Я тайности свои и небеса отверзну.
Свидения ума священного открою.
Я дело стану петь несведомое прежним.
Ходить превыше звезд меня влечет охота.
И облаком нестись, презрев земную низость».
                                                                           (1747)


Вот что пишет «корифей опыта», испытатель природы Михайло Ломоносов в «Письме о пользе стекла» куратору Московского университета И.И.Шувалову (1752г): «Наука только бы выиграла, коль точно знали бы мы небесные страны, движения планет, течение Луны».
Согласно Ломоносову, человек живет в заблуждении, и молиться не тем богам, которым следовало бы молиться:

 

«Под видом ложным сих почтения богов
закрыт был звездный мир чрез множество веков».

 

Мысль Ломоносова уходит к необходимости познания первооснов мироздания:

 

«Боясь падения неправой оной веры
вели всегдашно брань с наукой лицемеры, 
дабы она, открыв величество небес, 
и радость дивную неведомых чудес, 
не показала всем, что непостижна сила
единого творца весь мир сей сотворила».

 

Более всего Ломоносов славит «презрителя зависти и варварства соперника». Кто же это? Тот, кто «в середину всех планет солнце положил, сугубое земле движение открыл». То есть, «восставший Коперник».
Один гений уходит и  на смену ему приходит другой. Когда в России Михайло Ломоносов пытался «ходить превыше звезд», в Германии родился Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832 г). Далеко не «сумрачный немецкий гений», а веселый  жизнелюбец, наделенный чувством юмора и одновременно научно-мистическим складом ума.
Гете со знанием дела расписал планетарный «расклад» часа собственного рождения отметив, что «расположение звезд благоприятствовало» его рождению. В «Первоглаголах. Учение орфиков» Гете подчеркивает зависимость судьбы человека от звездного влияния:

 

«Со дня как звезд могучих сочетанье
Закон дало младенцу в колыбели, 
За мигом миг твое существованье
Течет по руслу к прирожденной цели.
Себя избегнуть – тщетное старанье…»

 

Но, воспевая «звезд могучих сочетанье», Гете приходит к парадоксальной идее о сходстве человека с неким высшими существам:

«Слава неизвестным, высшим с нами сходным существам».

 

Как видим, Гете допускал разумность Вселенной, а в человеке видел результат развития одной из ее многочисленных сторон.
Подводя итог сказанному, отметим, что поэты Востока и Запада по разному смотрели на звездное небо, однако, безусловно  признавали его божественную природу.

 

10.04.2011 10:14АВТОР: Александр Херсонов | ПРОСМОТРОВ: 1969




КОММЕНТАРИИ (1)
  • Kate05-06-2015 07:22:01

    Жаль, что современная поэзия лишена этого изящества, красоты и глубины, без которых она и не должна была бы существовать...
    О если бы вернуть былые времена!
    Да! Кончен человек! Им сыграны все роли!
    Но, идолов разбив при свете дня и воли,
    Отвергнув всех богов, он оживет опять.
    Сын неба, будет он секреты постигать
    Небес и мудрости, проникнет в их глубины,
    И БОГ, что в нем живет под слоем плотской глины,
    Ввысь устремится, ввысь, пожаром озарен!
    Когда увидишь ТЫ, что иго сбросил он
    И в небеса проник, и страха в нем -- ни тени,
    Даруешь ТЫ ему святое ИСКУПЛЕНЬЕ!
    Великолепная, из глубины морей
    Возникнешь ТЫ, сверкнув улыбкою своей;
    И бесконечную любовь даруя миру,
    ТЫ трепетать его заставишь, словно лиру,
    Когда ТВОЙ поцелуй, дрожа, нарушит тишь.

    Как жаждет мир любви! ТЫ жажду утолишь.

    А.Рембо

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »