Зловещая «гипноза» Избачкова-Рыбака. Сергей Скородумов
Ответ на публикацию Ю.С.Избачкова и К.Е.Рыбака
«О религиозном опыте Елены Рерих и стремлении его переживания адептами “Живой Этики”»
в «Культурологическом журнале», 2019/2 (36)
Сандро Боттичелли. Клевета
О tempora! О mores!
(О времена! О нравы!)
Цицерон
Поверьте, дух инквизиции еще не очень далек, –
разница в одеждах и в способах искоренения новых исканий.
Философия Живой Этики. Община, 192
20.08.2019
Адепты псевдонауки
Недавно в электронном «Культурологическом журнале» появилась публикация Ю.Избачкова и К.Рыбака «О религиозном опыте Елены Рерих и стремлении его переживания адептами “Живой Этики”» [1]. В аннотации к этому материалу говорится о том, что «в статье выдвигается и обосновывается» некая таинственная «гипноза». Надо полагать, в тексте допущена ошибка, и по смыслу следует читать «гипотеза». Но опечатка получилась очень уж яркая, значимая и характерная. Буквально на наших глазах на свет родился неологизм, который как нельзя лучше характеризует и саму статью, и то псевдонаучное направление в рериховедении, которое Ю.Избачков и К.Рыбак усиленно продвигают в последнее время.
Цель статьи совершенно очевидна: внушить общественности, что философская система Живой Этики, в создании которой принимали участие Рерихи, это всего лишь плод воображения Елены Ивановны. Такой же иллюзией являются будто бы и Учителя Востока, с которыми она сотрудничала. В ход идут манипулирование, подтасовки фактов, смещение акцентов, нарушение аргументации и собственные домыслы. Статья написана крайне оскорбительно и по отношению к Елене Ивановне Рерих, и к тем людям, которые высоко ценят ее творческое наследие.
При чтении «гипнозы» Избачкова-Рыбака мне сразу же вспомнился фрагмент из романа Ивана Ефремова «Лезвие бритвы»: «…Красота и ум всегда привлекают внимание, всегда выделяются и падают жертвой злобы, вызываемой ими в низких душах доносчиков и палачей…» [2]. Статья действительно напоминает наспех изготовленный донос на Елену Ивановну Рерих, в производстве которых так преуспел господин Избачков [3]. Создается впечатление, что авторы просто завидуют великой русской женщине, которая на много эволюционных ступеней превосходит их в знаниях, мудрости, благородстве, душевной красоте и чистоте.
Елена Ивановна Рерих прекрасно разбиралась в вопросах восточной и западной философии. Она приняла участие в сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928), организованной ее мужем, Н.К.Рерихом, всемирно известным художником, философом, общественным деятелем. Впоследствии Е.И.Рерих стала президентом-основателем Гималайского института научных исследований «Урусвати». Она участвовала в подготовке и реализации Пакта Рериха. По ее инициативе создан ряд культурных организаций в Европе и США. Ее перу принадлежит несколько замечательных книг, подписанных псевдонимами. Велико и значимо эпистолярное наследие Елены Ивановны. А ее работа «Преподобный Сергий Радонежский» – на мой взгляд, лучшее осмысление этого великого Облика в отечественной литературе. Она воспитала двух сыновей: Юрия – выдающегося востоковеда и Святослава – всемирно известного художника. Вершиной творчества Елены Ивановны стала философия Живой Этики, созданная в сотрудничестве с Учителями Востока.
«Судьба отвела Елене Ивановне роль первопроходца, так как она является создателем Учения Живой Этики, его первым пропагандистом и тем, кто пытался провести эти идеи в жизнь. Надо сказать, что Учение и его идеи не потеряли актуальности и своей ценности. Это те вечные Истины, которые справедливы и сегодня, они позволяют глубже понять жизнь и связанные с ней процессы, позволяют понять место человека во Вселенной и его роль в ней», – писал академик Российской академии наук Б.В.Раушенбах [4, с. 32].
Имена Рерихов почитаются во всем мире. Высокую оценку их деятельности мне лично приходилось слышать в самых разных уголках нашей планеты – и в Калькуттском университете, и в Таллинском Доме учителя. Прожив много лет за пределами России, Рерихи не считали себя эмигрантами, свое творческое наследие они завещали Родине.
Любая страна была бы счастлива гордиться такими великими соотечественниками. К сожалению, в России считается вполне нормальным беспардонно лгать и клеветать на Рерихов, посвятивших всю свою жизнь родной стране. Этой ложью заполнены газеты, книги, телеканалы и даже научные издания [5]. Сегодня многие представители культурной и научной общественности, поверив недостоверным публикациям, действительно находятся в состоянии своеобразного гипноза по отношению к Рерихам и их наследию. Они даже не стараются понять суть этого уникального культурного сокровища, которое было передано России. Возможно, поэтому общественный Музей имени Н.К.Рериха, созданный на основе дара семьи Рерихов России, был разрушен при непосредственном участии Минкульта [6] и при полном молчании деятелей культуры.
Давайте попытаемся разобраться в зловещей «гипнозе» Избачкова-Рыбака, от которой веет трибуналом средневековой инквизиции и процессами сталинских времен. Тем более что это не так сложно. Достаточно даже беглого взгляда на их статью, чтобы понять – к науке этот опус, впрочем, как и все предыдущие, никакого отношения не имеет. В статье нет ни одной ссылки на научные работы по рериховедению, философские словари, диссертации, сборники научных конференций.
Почему ключевыми словами в статье определены «секта», «розенкрейцеры», «ресурсные ритуалы» и «нарушение мышления» – остается только догадываться. Понятие «секта» к Рерихам, философской системе Живой Этики и рериховским организациям, сотрудничающим с Международным Центром Рерихов (МЦР), никакого отношения не имеет [7, с. 320–324]. По поводу розенкрейцеров авторы сами же приводят письмо Е.И.Рерих, которая опровергает причастность Н.К.Рериха к розенкрейцерской организации АМОРК и дает ей нелицеприятную оценку. Похоже, сославшись на это письмо, авторы до конца его так и не дочитали. О каких именно ресурсных ритуалах идет речь и что это вообще такое, совершенно непонятно. Создается впечатление, что «нарушение мышления», о котором также упомянуто в ключевых словах, относится к авторам статьи, а не к тем, о ком они пишут.
Ю.Избачков и К.Рыбак используют понятия «адепты Рерихов», «адепты Живой Этики» и «рериховцы». Все эти термины ими не определяются. И сразу же возникает вопрос: это одна социальная группа или три разные? И по каким критериям, например, люди относятся к группе «адепты Рерихов», а по каким к «рериховцам»? Входят ли в группу «рериховцы» ученые, которые защитили диссертации по темам жизни и творчества Рерихов, или сюда относятся только представители общественности? И если да, то какие именно? Причем это далеко не единственные вопросы, ответов на которые в статье нет.
Упомянем также, что авторы смело пользуются ссылкой на виртуальную «Энциклопедию Агни Йоги» (ссылка 17). Несмотря на громкое название, это исключительно общественный проект. Научной редакции у этой энциклопедии нет. И ученые-рериховеды в состав группы, работающей над этой энциклопедией, не входят.
Даже в названии статьи Ю.Избачков и К.Рыбак умудрились допустить грубую ошибку. С какой стати сотрудничество Елены Ивановны Рерих с Учителями Востока вдруг стало «религиозным опытом»? Словарь «Русская философия», подготовленный коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, трактует это сотрудничество совершенно иначе: «Под руководством Великих Учителей (называемых в Индии Махатмами) Елена Ивановна участвовала в космическом эксперименте, направленном на духовное развитие человечества. В 20–30-е гг. под руководством Великих Учителей написала 14 книг духовно-философского учения Живой Этики (Агни-Йоги), утверждающей общечеловеческие духовно-этические ценности и вместе с тем концентрирующей в себе наиболее рациональные онтологические, космологические, психологические положения философской мысли Востока» [8, с. 327].
После прочтения статьи Ю.Избачкова и К.Рыбака возникает один-единственный вопрос: как при такой явной несостоятельности она все-таки попала на страницы научного издания? Примечательно, что «гипнозы» упомянутых авторов по рериховской тематике регулярно появляются в журналах, которые выходят под эгидой Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева. Рискну предположить, что без протекции и спецзаказа здесь дело не обходится. А покровителем двух новоявленных псевдорериховедов, по-видимому, стал не кто иной, как господин Аристархов, директор указанного института [9]. Кстати, его статья опубликована в этом же самом номере.
Надеюсь, господин Аристархов ненадолго задержится на своем высоком посту в Институте Наследия. Но пока он там, следует ожидать появления новых «гипноз» Избачкова-Рыбака. Полагаю, редакторы других серьезных научных журналов, неподвластных господину Аристархову, писания этих адептов псевдонауки на свои страницы не пропустят. Для этого было бы очень полезно ближе познакомиться с личностями авторов и их патрона. Тем более что эти господа крепко-накрепко скованы одной цепью разрушительных событий.
Скованные одной цепью
Что сближает господ Аристрахова, Рыбака и Избачкова – так это их деятельность против Рерихов. Все трое причастны к разрушению общественного Музея имени Н.К.Рериха. В этом они нашли и дополнили друг друга, выполняя один общий план. Путь к захвату Наследия оказался нелегок и растянулся на несколько лет.
Занимая должность первого заместителя министра культуры, господин Аристархов приложил немало усилий, чтобы ликвидировать Международный Центр Рерихов и его общественный Музей. По инициативе Аристархова на МЦР обрушился целый ряд проверок. Только в 2015–2016 годах различные государственные органы провели в МЦР 23 внеплановые проверки по самым абсурдным поводам. В 2016 году МЦР был вынужден участвовать в 13 (!) судебных процессах, организованных при поддержке Минкультуры [10]. В.Аристархов безуспешно пытался объявить Центр экстремистской организацией [11]. В его активе – неоднократные жалобы в прокуратуру и другие надзорные организации [12]…
Будучи советником министра культуры, господин Рыбак также предпринял немало усилий в деле разрушения общественного Музея имени Н.К.Рериха. Сотрудники Музея никогда не забудут его визит 7 марта 2017 года при вторжении следственных органов. Законность этой акции вызывает очень большие сомнения. Фактически именно К.Рыбак и руководил действиями по отбору картин и документов для их последующего вывоза [13].
28–29 апреля 2017 года был организован незаконный захват усадьбы Лопухиных, где располагался Музей. Господин Рыбак оказался причастен и к этой акции. Наследие, которое Святослав Николаевич Рерих передал России через Международный Центр Рерихов, было изъято, а Музей впоследствии разрушен. Стремление К.Рыбака и Ю.Избачкова придать видимость законности этим явно незаконным действиям служит доказательством их истинных намерений. Государственный музей Рерихов фактически так и не был создан. Организация под этой вывеской просуществовала в усадьбе Лопухиных недолго и сейчас переехала в один из павильонов ВДНХ. Общественности до сих пор неизвестно, где находится наследие Рерихов и в каком состоянии их картины.
Свою статью в «Культурологическом журнале» господин Избачков подписал как музеевед. На самом деле никакого музейного образования, как, кстати, и в сфере искусства или науки, у бывшего следователя по уголовным делам в Новгородской области и юрисконсульта Государственного музея Востока нет и в помине. Похоже, что и с адаптацией в социуме у него большие проблемы. В качестве доказательства обратимся к газете «Новые известия», которая дает достаточно яркие штрихи к портрету новоявленного «музееведа»: «Вот уже почти полгода новоиспеченный государственный музей Рерихов в усадьбе Лопухиных сотрясают скандалы, связанные с его сотрудником Юрием Избачковым – бывшим следователем и бывшим работником Минкультуры, который теперь, вместо подследственных отрабатывает свои умения на общественниках. Крепкая брань, матерщина и рукоприкладство с постоянной периодичностью возникают на территории государственного новодела, распугивая ворон и прохожих» [14]. Как говорится: ни убавить, ни прибавить.
Методы «завзятых рериховедов» Ю.Избачкова и К.Рыбака ничуть не изменились при их работе над статьей. Они использовали все возможные неправедные средства, чтобы отвратить ученых от идей Живой Этики, а для этого попытались максимально очернить Елену Ивановну Рерих и представить ее не вполне здоровым человеком. Причем сделали это так грубо, что карательная психиатрия эпохи застоя на их фоне просто меркнет.
Авторы смело рассуждают о медицинских и фармакологических проблемах, не имея при этом даже базового фельдшерского образования. Уже одного этого вполне достаточно, чтобы отправить их статью в макулатуру. Кстати, в последнее время появилось довольно много любителей ставить себе и другим диагнозы с помощью Интернета. Но чтобы демонстрировать подобное на страницах научного журнала – это уже, простите, перебор. Ю.Избачков и К.Рыбак напоминают двух полуграмотных гадалок, которые решили сделать вывод о психосоматическом состоянии Елены Ивановны Рерих даже не с помощью хрустального шара, не по фотографии, а по отрывкам из ее дневника. Причем в прочитанных текстах они ровным счетом ничего не поняли.
Этика в их «исследовании» отсутствует напрочь. «Недавно открытый архив семьи Рерихов», о котором пишут авторы, был незаконно изъят у МЦР при захвате общественного Музея имени Н.К.Рериха. Елена Ивановна не давала разрешения на публикацию своих записей. О таких, как Ю.Избачков и К.Рыбак, она писала много десятилетий назад: «Мое сердце разрывается от боли при мысли, что самое Сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище. Лишь немногие понимают сокровенность Великого Руководства» [15, с. 279]. В нашем случае все именно так и произошло. Ю.Избачков и К.Рыбак ничего не поняли из прочитанного, да и, по всему видно, не собирались понимать, исполняя совершенно другую задачу. Поэтому они не пожалели сил, чтобы «осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище» сокровенные записи великой русской женщины.
В своей статье авторы повторили полный набор выдумок о Живой Этике, связав ее с оккультизмом, мистикой и религией. Надо было очень постараться, чтобы при наличии Интернета «не заметить» целый корпус научных публикаций, материалов конференций, диссертаций, в которых Живая Этика относится к русской философии. МЦР не раз выступал с заявлениями по этой теме [16]. Международное рериховское сообщество также неоднократно опровергало домыслы по поводу Живой Этики [17].
Обоим «писателям» было бы весьма полезно иногда посещать библиотеку. Сделать это еще не поздно. Очень рекомендую им зайти туда, заглянуть в Библиотечно-библиографическую классификацию и убедиться, что работы Рерихов наряду с трудами В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского и других авторов относятся к философии русского космизма – код 87.3 (2) [18].
Избачков и Рыбак – не первые, кто сочиняет небылицы о Рерихах и их творческом наследии. Можно привести немало примеров их коллег по ремеслу. В свое время Н.К.Рерих писал: «В том же Лондоне проживают некая В. и архитектор Б., которые разновременно рассказывали, что мы взяли в плен Далай-Ламу со всеми его сокровищами. Самого-то Далай-Ламу мы в конце концов отпустили, но все несметные его сокровища оставили при себе. Взрослые пожилые люди не гнушаются и такими россказнями. В некой газете я сам читал, что, встречаясь с людьми мне понравившимися, я пригоршнями вынимаю из кармана бриллианты и рубины и одариваю ими их. Известный Вам барон М. в Лондоне спрашивал доверительно Ш.: “Ведь от одного взгляда Рериха волосы седеют!” Вот Вам и товарищ председателя Думы. Поистине, мы живем еще в каком-то мрачном средневековье» [19, с. 63].
Приведем свидетельства самой Елены Ивановны Рерих: «Можете себе представить, что эти лжецы печатно утверждали, что Н.К. выдаёт себя за перевоплощение Пр[еподобного] Сергия Радонежского!!! Также пресловутый Иванов со своими пособниками писали в местных газетах и даже выставляли в окнах магазинов и носили по улицам плакаты, что я – урождённая еврейка Лишман, являюсь теос[офической] мадонной…» [15, c. 74].
При жизни Рерихов клевета оттеняла их выдающиеся культурные достижения. Для посредственности масштаб личности каждого из Рерихов был непонятен и непостижим. Цель клеветников всегда выражалась в стремлении низвести великого человека до своего уровня.
Люди, сочинявшие небылицы о Рерихах, в истории ничем заметным себя не проявили. И имена их запомнились в основном лишь благодаря их выдумкам. Скорее всего, именно такая же судьба ожидает Ю.Избачкова и К.Рыбака. Если они и войдут в историю культуры, то только в качестве отрицательного примера. Полагаю, их будут вспоминать как геростратов XXI века, безуспешно пытавшихся всеми силами очернить выдающегося мыслителя Е.И.Рерих и высокую философию Живой Этики.
Красота спасет мир!
О некоторых «шедеврах» в статье Ю.Избачкова и К.Рыбака стоит поговорить особо. Хотя, скажу честно, продираться сквозь лабиринты псевдонауки в их опусе очень неприятно. Начнем с аннотации «С большой уверенностью можно говорить, что продвигаемая рериховской апологетикой вера в реальность преобразования материального мира идеальной силой искусства чревата уходом в чистое созерцание с акцентуализацией собственного невежества…», – пишут Избачков и Рыбак.
Во-первых, если авторам кажется, что фраза «с большой уверенностью можно говорить» – просто верх научной и доказательной аргументации, то вынужден их огорчить. Подобная аргументация употреблялась на партсобраниях эпохи развитого социализма. Для научной статьи нужны более сильные и убедительные аргументы. Во-вторых, напомним, что один из авторов – Кирилл Рыбак – является советником министра культуры. И подобное отношение к искусству с его стороны выглядит, мягко говоря, странно. Какие советы он раздает в Министерстве культуры с такой позицией, трудно даже представить.
Действительно, если вера в силу искусства приводит к таким печальным последствиям, то почему бы не пустить под каток «оптимизации» очередную творческую организацию и получить при этом немалую прибыль от операций с недвижимостью? Во избежание «акцентуализации невежества», разумеется. Подобный подход к искусству полностью противоречит нашей национальной традиции. Русские писатели и философы отводили культуре и искусству ведущую роль в развитии человека и человечества. Достаточно вспомнить знаменитое изречение Достоевского «Красота спасет мир».
Писатель Всеволод Иванов утверждал: «Только искусство выводит нас из этого замкнутого круга нашего существования, только оно дает нам крылья, отрывает нас от силы этого земного притяжения, а также и от границ пространственно-временных, показывая бескрайние, невыразимые словами перспективы.
Россия первая из всего мира осознала это объединительное значение искусства. Все взлеты, все падения своей изумительной судьбы, все ее чаяния, предчувствия ее души, ее пророческие вдохновения черпала она из искусства» [20, с. 92–93].
Всемирно известный ученый Владимир Иванович Вернадский в тяжелом 1918 году писал: «Нельзя отложить работу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно» [21, с. 171]. Как же актуально звучат все эти слова сегодня!
Изучение текстов Живой Этики «направляет активность не на сами действия, а на размышления о действиях», – продолжают фантазировать в аннотации Ю.Избачков и К.Рыбак. Да неужели? А как же тогда быть с семьей Рерихов, которые в сотрудничестве с Учителями Востока создали философскую систему Живой Этики? Именно сами Рерихи никак не вписываются в эту схему. Они показали яркий пример воплощения высокой философии в жизнь.
Широко известны эволюционные действия Рерихов: создание первого в истории международного договора по защите культуры – Пакта Рериха, организация крупнейшей в XX веке Центрально-Азиатской экспедиции, основание и работа Института гималайских исследований «Урусвати» в Индии. Авторы читали об этом? И если читали, то как это все согласуется с их голословным утверждением?
В наши дни под руководством выдающегося ученого, академика Л.В.Шапошниковой из руин восстановлена историческая усадьба Лопухиных, в которой создан уникальный общественный Музей имени Н.К.Рериха. Многочисленные представители общественности разных стран мира активно помогали осуществлению этого уникального культурного проекта. Это ли не результат изучения, понимания и применения Живой Этики?
Авторы видят в принципе Иерархии «потребность в пресмыкании, следованию за лидером, признании его правоты a priori». Создается впечатление, что Ю.Избачков и К.Рыбак способны только на казарменное восприятие иерархии. Вероятно, в тех чиновничьих коридорах, где они оба провели значительную часть своей жизни, распространены именно принципы пресмыкания. Но не надо проецировать свой опыт на духовные сферы, совершенно авторам недоступные.
Иерархия в ее высоком понимании строится на созвучии и уважении к мудрости более опытных и знающих. Если бы авторы открыли философию Живой Этики, которую пытаются критиковать, то прочитали бы во вступлении к книге «Иерархия»: «Иерархия не есть принуждение, она закон мироздания. Не угроза, но сердечный зов и предупреждение, и наставление ко благу» [22].
Духовная иерархичность – это часть русской традиции, которая идет из славянской древности. Наиболее ярким ее выразителем является Преподобный Сергий Радонежский. И Рерихи свято следовали этой традиции. Нет ни одного факта насилия и принуждения с их стороны. В наши дни иерархия мудрости стремительно угасает. Сегодня чаще слышен голос тех, кто умеет самоутверждаться и привлекать к себе внимание громким эпатажем. Публикация «гипнозы» Избачкова-Рыбака – яркий тому пример.
Для восприятия высокой мудрости Учителей Востока необходимо обладать определенным уровнем внутренней культуры. Ю.Избачков и К.Рыбак попытались опустить философию Живой Этики до собственного понимания, в результате чего произошло опошление высоких понятий.
В целом же совершенно очевидно, что и эта, и предыдущие «гипнозы» Избачкова-Рыбака направлены на попытку «зачистить» духовно-культурное поле России от Рерихов и их философского наследия. В этом же ряду – экспертиза, направленная против Живой Этики и МЦР, которую в апреле 2017 года заказал Государственный музей Востока [23].
Подведем итоги. На глазах у общественности нанесен двойной удар по русской культуре. Сперва был уничтожен общественный Музей имени Н.К.Рериха, а теперь предпринимаются попытки вытеснить философское наследие семьи Рерихов из научного и культурного пространства. Чем это отзовется, предугадать нетрудно. Борьба с культурой всегда приводила к трагедиям, задерживала историческое движение России и искажала эволюционный путь страны. И если такое отношение к Рерихам и их наследию будет продолжаться, то нас ждет не светлое будущее, а очередные исторические грабли, на которые страна стремительно наступает.
Думаю, что по всем параметрам «гипноза» Избачкова-Рыбака должна была оказаться в мусорной корзине. Если подобные материалы попадают на страницы любого научного журнала, то, простите, в такую корзину начинает превращаться он сам.
«Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов как мировую этическую систему. <…> Живая Этика как раз служит моральной основой объединения человечества» [24], – писал А.Л.Яншин, академик РАН, председатель научного совета по проблемам биосферы РАН, президент Российской экологической академии, советник Президента РФ.
Нет ни малейших сомнений в том, что именно так все и произойдет. Эволюцию человечества и прогресс научной мысли остановить невозможно. И никакие старые и новые «гипнозы» Избачкова-Рыбака и других подобных им «исследователей» помешать этому эволюционному процессу, ведущему Космос с помощью высокой Культуры от хаоса к Красоте, уже не смогут.
Н.К.Рерих. София-Премудрость
Литература
1. Избачков Ю.С. Рыбак К.Е. О религиозном опыте Елены Рерих и стремлении его переживания адептами «Живой Этики» [Электронный ресурс] // Культурологический журнал, 2019, № 2 (36). Режимдоступа: www. cr-journal.ru/rus/journals/474.html&j_id=39
2. Ефремов И.А. Лезвие бритвы [Электронный ресурс] // Иван Антонович Ефремов (офиц. сайт). Режим доступа: http://efremov-fiction.ru/roman/7/page/19
3. Скородумов С. Доносительская одиссея господина Избачкова [Электронный ресурс] // Сохраним Музей Рериха (офиц. сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/2017/05/sergej-skorodumov-donositelskaya-odisseya-gospodina-izbachkova/
4. Великий Облик: Сб. ст. к 130-летию Е.И.Рерих. – Тверь: ООО «Издательство ГЕРС», 2019.
5. Ответ на клеветнические и псевдонаучные публикации дан в Сборниках «Защитим имя и наследие Рерихов». В 7 т. [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: http://lib.icr.su
6. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К.Рериха [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт).
Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5738
7. Научная экспертиза культурно-просветительской деятельности МОО «Международный Центр Рерихов» доктора философских наук, профессора МГИМО Глаголева В.С. // Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. – М.: Международный Центр Рерихов, 2001.
8. Рерих Елена Ивановна // Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; Под ред. А.П.Алексеева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
9. Аристархов Владимир Владимирович [Электронный ресурс] // Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева (офиц. сайт). Режим доступа: http://heritage-institute.ru/?employees=aristarkhov-vladimir-vladimirovich
10. Заявление Правления Международного Центра Рерихов, 27.03.2017 [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт).
Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5253
11. Экстремизм в культуре по заказу Минкульта [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа:
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4743&sphrase_id=333958
12. Стеценко А.В. Преднамеренное разрушение Министерством культуры общественного Музея имени Н.К.Рериха – удар по России [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5594&sphrase_id=327526
13. Открытое письмо Совета трудового коллектива Международного Центра Рерихов, 29.03.2017 [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5265
14. Новый Музей Рерихов начал работу с драки [Электронный ресурс] // Новые известия, 13.09.2018. Режим доступа: https://newizv.ru/news/society/30-10-2017/novyy-muzey-rerihov-nachal-rabotu-s-draki-be538917-47a9-4d38-a5a0-8f53775a1942
15. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 4 (1936). – М.: Международный Центр Рерихов, 2002.
16. См., например: Живая Этика – не религия, а система научного познания мира [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа:
http://www.icr.su/rus/protection/ethics/living-ethics-non-religion.php
17. См., например: Обращение Международного Совета Рериховских организаций к рериховским организациям и широкой общественности [Электронный ресурс] // Ярославское Рериховское общество «Орион» (офиц. сайт).
Режим доступа: http://yro.narod.ru/raspoznanie/obr1.htm
18. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. В 9 вып. Вып. 5: 80/88 Ш/Ю Филологические науки. Художественная литература. Искусство. Искусствознание. Религия. Философия. Психология: практическое пособие / Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка, Б-ка Рос. акад. наук. – М.: Пашков дом, 2012. – 600 с.
19. Рерих Н.К. Выдумки // Н.К.Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000.
20. Всеволод Н.Иванов. Рерих. Художник. Мыслитель. – Рига: Издательство «Uguns», 1937.
21. Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. – М., 1993.
22. Учение Живой Этики. Иерархия.
23. Скородумов С., Сомов Я. После захвата. Как Центр Рерихов превратился в «музей строгого режима» [Электронный ресурс] // Новые известия, 25.11.2017. Режим доступа: https://newizv.ru/news/society/25-11-2017/muzey-strogogo-rezhima-04569ea8-f152-4c5d-b106-8a5b9afeb091
24. Ученые и общественные деятели о Рерихах и их наследии [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт).
Режим доступа: http://www.icr.su/rus/evolution/ethics/reviews/
Сергей Скородумов,
член Международной ассоциации писателей
Ксения20-08-2019 19:32:01
Спасибо Сергею Скородумову за последовательное, агрументированное, остроумное разоблачение "научных" исследований Рыбака-Избачкова. Как эта парочка уже поднадоела своими "научными", плохо пахнущими изысканиями. Трудно им будет очиститься после такой мерзости. Ведают ли они о том, что творят?
Светлана20-08-2019 23:01:01
Огромное спасибо, Сергей. Сильная статья, мощный щит против ядовитых стрел!
Так опорочить Елену Ивановну Рерих могут только вот такие пресмыкающиеся, ползающие по Земле двуногие недоумки и хамы. Здравомыслящие люди, которых становится всё больше, не купятся на такую заказную дешёвку, состряпанную этими "музееведами". Заниматься грязным делом и верить в его успех - верх идиотизма. Куда этим недорослям тягаться с Титанами Эволюции! Не понимаю, на что люди надеются, непрерывно брызжа клеветой и злословием? Такой нелепицей страдать в возрасте, когда за плечами, казалось бы, уже солидный жизненный опыт лежит... Но, мудрость обошла стороной этих "бравых" мужей Отечества. В детском саду сейчас дети разумнее и серьёзней. Стыдно за нашу бездарную чиновничью "рать", которая уже в разы превысила рабочий класс. Вот я бы, например, имея силу власти, отправила бы Избачкова с Рыбаком и многих, подобных им умников-дармоедов, в поле на комбайны, трактора – пшеницу сеять, картофель сажать, потом уборочной страдой заниматься с утра до ночи и т.д., физический труд пошёл бы им во благо, хоть какую-то пользу приносили бы обществу эти бесстыдно расплодившиеся "учёные-исследователи, советники-культурологи, финансисты-экономисты, менеджеры-юристы, министры-председатели, главы-управляющие", одним словом - "нэо-гипнозисты".
Администратор
Светлана, такие работнички всю технику переломают. От таких нигде пользы не бывает, разве что только в нашем минкульте. Но "каков поп, таков и приход".Сергей Целух20-08-2019 23:35:01
Статья Сергея Скородумова «Зловещая «Гипноза» Избачкова – Рыбака» написанна в лучших традициях русской классической публицистики. Она убедительная, сверхактуальная и направленная на защиту чести и достоинства выдающихся личностей России – Николая и Елены Рерих. Мне очень жаль, что три главных «героя» этой статьи – Аристархов, Рыбак и Избычков, в силу своей неприязни духовного наследия наших гениев, или же по другим причинам, поддались на провокацию и способствовали разрушению Международного Центра Рерихов и его Общественного музея. Такое не забывается и не прощается. Этот тяжких грех и ваше кощунство будет преследовать вас до конца ваших дней.
Руслан Коломиец21-08-2019 00:07:01
Шельмование оппонентов - не самый лучший способ изложения истины.
Складывается ситуация, как будто ученые 16 века изо всех сил пытаются доказать инквизиции, что все научные изыскания этих ученых вполне укладываются в богословские догматы того времени и ни в чем не отступают от Святого Писания.
Точно так же рериховцы сейчас изо всех сил пытаются доказать, что знания из Живой Этики полностью соответствуют догматам современной науки, хотя это абсолютно не так.
Скорее, изложенные в Живой Этике знания современным научным догматам не соответствуют никак (как знания средневековых ученых не соответствовали Священному Писанию), и это нужно спокойно принимать как данность, и нужно относиться к недоумениям современного научного мира с пониманием и некоторой долей сострадания.
Если слепой человек чего-то не видит и не понимает (да, духи шестой расы?), то это не повод измываться над ним.
Ужасной была бы ситуация, если бы Избачков и Рыбак стали рериховцами. Вот был бы кошмар из кошмаров.
Предложим Избачкову и Рыбаку в таком же критическом научном тоне исследовать жизнь Христа, Магомета или Будды. Чтобы они сами убедились, что эти персонажи были сказочниками с психическими отклонениями и галлюцинациями, и основанные ими мировые религии являются сборищем психически нездоровых людей с бредовыми фантазиями. Хватит ли смелости у Избачкова с Рыбаком на такое "честное научное" исследование?
Поблагодарим этих двух неравнодушных людей, которые подбросили необходимые дрова в рериховский костер. Дров надо много, чтобы он ярко горел.
"О поднятии врага. Учение Общины очень заботливо имеет в виду поднятие врагов. Для этого не следует отягощать врага прямыми предложениями. Но личное устремление к мировым заданиям может достичь такого напряжения, что неминуемо враг обратится к тому же направлению....
Ни одно Учение не было поднято друзьями. Если враг – тень, то клевета – трубный звук...." (Учение Живой Этики).
О чем печаль в данном случае, рериховцы?
Светлана21-08-2019 08:36:01
Руслан, никакой печали. Это нормальная адекватная реакция на чванство и наглость распоясавшихся разгильдяев. Невежество упрямо, как баран, упёрлось и застряло в воротах прошедших веков, протиснуться вперёд не хватает ума. В нашем веке пора бы уже дать хороший рывок своему умственному и психическому развитию. Но, лень-матушка - милее и сноснее. Зачем тужиться, когда за тебя думают и решают другие? В стоячем болоте спокойнее таким приспособленцам.
Отражать поношение и очернение Учителей и защищать Свет - долг каждого, кто прикоснулся к Их Дарам.
Татьяна Бойкова21-08-2019 10:59:01
Хочу выразить огромную благодарность, Сергею Скородумову, автору этой замечательной статьи, высветивший и вычистившей все закоулки сегодняшних стараний со стороны чиновничества Минкульта не только очернить имена самих Рерихов, но и как следствие – опорочить и уничтожить само Учение Живой Этики, такое для них непонятное и нереальное. Но что такое эти два злобных гнома по сравнению с такими Великанами, как Рерихи.
Согласна со Светланой, что наша наипервейшая обязанность отражать очернение и поношение Учителей. В среде рериховцев всяких хватает. Ведь все мы прежде всего люди, а не боги, но такие как эти двое пишущие постыдные пасквили на светлых, великих людей, признанных во всем мире, не могли бы стать рериховцами, как предположил Руслан. По одной простой причине — они не в состоянии истинно веровать во что-либо, поэтому, когда читаю, что Ж.Э. оскорбляет христианский дух Избачкова, мне становится смешно и противно. Христос — есть любовь и именно это Он заповедал всем идущим вслед за Ним, а не хамство, матерную брань, провоцирование на драки и оговоры добрых людей.
Такие могут обитать только в определенном склизком обществе чиновничества сегодняшнего минкульта, насквозь пронизанного скандалами, уголовными делами, связанными с присвоением и отмыванием крупных сумм отпущенных на реставрационные работы, и припосаженными за это замами Мединского. Пишу «припосаженными», потому что их сажают и… выпускают, снова сажают и снова….
Такой вот "поп", за подобный свой "приход", в любой европейской стране понес бы немалую кару и ответственность, но только не у нас. Поэтому такие работнички, как эта парочка, помимо своих непосредственных дел марают листы журналов своими гнусными статьишками, катаются в Индию и по пути который прошла Шапошникова, выкладывая после этого на Ютюб свои нечистые впечатления. И скорее всего делается все это ими не от оскорбления чувств верующих или еще каких-то чувств, а по определенному заказу, ведь "Хотеть не вредно", — как ответил Мединский журналисту КП. Надо понимать и эти двое также полностью обязаны своему руководителю, который им доверил определённые участки своего "фронта".
А потому неудивительно, что Избачков-Рыбак видят в принципе Иерархии "потребность в пресмыкании, следованию за лидером, признании его правоты a priori".
ЕЛЕНА21-08-2019 11:37:01
Всем сердцем поддерживаю прекрасную мысль Светланы:
"Отражать поношение и очернение Учителей и защищать Свет - долг каждого, кто прикоснулся к Их Дарам".
Выражаю огромную благодарность Сергею Скородумову за великолепную статью, проливающую яркий Свет и защищающую Славное Имя Великой Женщины всех времен и народов, Елены Ивановны Рерих! Бесценны Ее духовные Дары человечеству!
СКАЗОЧКА
--------
Знать из Огненного Мира
Птица счастья
К нам когда-то на планету
Прилетала.
Золотые зерна Знаний
Очень щедро
Над просторами земными
Разбросала.
Проросли все колосочки
Огневые.
На труды, видать, ничуть
Не поскупилась.
Нам пенять ли на судьбу?
Ну кто поверит, -
Что без нашего участия
Вершилась!
Какой меркою измерить
Клад духовный,
Светлым полюшком возросший
На планете?
И вещает Птица-Матерь:
Вашим сердцем!
Только им одним спасетесь,
Мои дети.
Началась тут кутерьма
До смешного -
Стали пригоршнями мерить
И мешками.
Спешно церкви возводили,
Аж до неба,
Чтобы стук сердец глушить
Колоколами.
Золотой телец топтал
Духопосевы.
На земные подменил
Законы Бога...
Вот и сказочке конец.
Пришли, ребята.
Впереди - ну очень скользкая
Дорога!..
------------
Жизнь Героев под предательским прицелом
Лживой зависти и темного коварства.
Под прицелом Жизнь Земная! Под прицелом
Власти золота и ветхого упрямства...
-------------
Елена21-08-2019 12:15:01
Благодарю Сергея Скородумова за актуальную статью!
...Не могу себя заставить знакомиться с публикациями Избачкова и Рыбака, смотреть видео с их участием, ибо начинает подташнивать. Их лица, выражения их глаз многое говорят об этих людях... А их дела всё это подтверждают...
Руслан Коломиец21-08-2019 12:26:01
Светлана21-08-2019 08:36:01
"Руслан, никакой печали. Это нормальная адекватная реакция на чванство и наглость распоясавшихся разгильдяев..."
С точки зрения современной науки вся рериховская тематика выглядит именно так, как ее изложили Избачков и Рыбак. Точно так же с точки зрения современной науки выглядит вся христианская, мусульманская и другие околорелигиозные тематики - именно как набор ненаучной ахинеи. Это если по-честному и непредвзято посмотреть на вопрос, без всякого вредного оголтелого фанатизма, который демонстрируют приверженцы и христианства, и рериховской тематики.
Да, с точки зрения современной науки и Христос, и Магомет - обычные городские сумасшедшие, своеобразные формы белковой жизни, причудливые причины массового помешательства многих поколений людей, заразные психические больные.
На сегодняшний день рериховская тематика ни в чем не продемонстрировала свою научность. Не найден империл, ничего не известно про Фохат и материю Матрикс, никаких подвижек в области ясновидения и разложения материи, не обнаружена жизнь в тонких мирах и на других планетах, околонулевые результаты в других областях.
Если христианство сделало какие-то успехи в облагораживании человечества, приходит к умирающим в больницы, в очаги заразы, небезуспешно лечит от алкоголизма и наркомании, создает школы в нищих странах, проповедывает любовь к ближнему, кормит нищих в трущобах городов, дарит надежду ее потерявшим, стало опорой и моральным обоснованием главенствующей сегодня арийской цивилизации - то нельзя сказать, что рериховская тематика как-то меняет людей. Дураки остаются дураками, лодыри - лодырями, партийцы - партийцами, чинопочитатели - чинопочитателями, невежды пишут злобные наукообразные статьи с ссылочками, советские люди пишут разоблачительные статейки в свойственном для них пасквильно-доносительском стиле.
Разве что поэзии, художественного искусства и немножечко педагогики коснулось облагораживающее влияние рериховских идей. В остальном все осталось на тех же местах. Если христианский миссионер, например, готовясь к поездке в дальние страны для проповеди, изучает иностранные языки, то никто никогда не слышал, чтобы рериховец в целях самосовершенствования или проповеди изучил не то что иностранный язык (сколько там Рерихи знали языков?), но и какую-то другую, нерериховскую, область знаний - читающий Рерихов и нацепивший рериховскую репродукцию на стенку уже по умолчанию считается совершенным постигшим и не нуждающимся в низких видах познания.
В некоторых вопросах рериховцы противоречат себе же - например, с неподдельной серьезностью и наукообразностью изучают генеалогии Рерихов и Блаватской, хотя генеалогии полностью противоречат проповедываемой самими рериховцами теории реинкарнации.
Выделение желчи, андреналина и империла, как это свойственно рериховцам, не является защитой Света и Учителей.
К сожалению, единственный способ сегодня защитить учение, принесенное Рерихами - своим примером показывать, как светлеет мир внутри и вокруг каждого рериховца. Светлеет настолько, что окружающие тоже начинают тянуться к свету, просвещению, совершенствованию, к радости, к здоровым функциям пищеварения. Много ли таких источников нетварного света в рериховском сообществе?
Татьяна Бойкова21-08-2019 13:00:01
Руслан, долго Вас не выпускала и вижу, что не зря. Похоже, что портрет современного рериховца и всего сопутствующего его пути Вы писали с себя. И во всем остальном столько злобы и желчи… И где Вы видели последнее время настоящих ученых… А те, что и были и пытались изучать хоть что-то приближенное к вопросам о которых так желчно пишете, то таким ученым, как правило перекрывают весь кислород и в конце концов они либо отказываются от своих идей, либо оказываются за границей. Там ведь очень нуждаются в наших умах, чтобы делать свои открытия. И что-то незаметно, чтобы Вы лично делали хоть какие-то потуги защитить своих Учителей. Ни Ваших статей в их защиту не видно, ни светлеющих людей от общения с Вами. Да и где уж от такой желчи просветлеешь…
Елена21-08-2019 14:12:01
Татьяна Бойкова (21-08-2019 13:00:01), согласна с Вами. Надо оберегать "Адамант" от желчной самоуверенности некоторых комментаторов...
Светлана21-08-2019 14:12:01
Руслан, и "Москва не сразу строилась". О каких Фохате и Материи Матрикс в наше время Вы говорите? Давайте ещё поговорим о Материи Люциде. Возможно, пройдёт ещё не один век, когда учёные вплотную подойдут к таким вещам. Ну, не суждено нам с избачковыми и рыбаками делать такие серьёзные открытия. Сначала надо подготовить благодатную почву для плодотворной и спокойной работы настоящих учёных в нормальном человеческом государстве. Не торопите время, Руслан, Вам подавай всё и сразу сейчас, но эволюция не может подстраиваться под каждого.
"Желчи, андреналина и империла" здесь со стороны защитников МЦР и Учителей лично я не наблюдаю. Все высказываются сдержанно и тактично. Не преувеличивайте, Руслан, и не надо валить всех в одну "рериховскую" кучу.
Людмила Тимакова. Алматы.Казахстан21-08-2019 14:17:01
Прочитаешь комментарий Руслана Коломийца, ну до того все плохо у него - хоть в прорубь головой. Такая безнадега!
Не волнует человека, что умаляют, издеваются над УЧИТЕЛЯМИ всякие недочеловеки. Ему вынь да положь Фохат и Материю Матрикс, а иначе - те двое упырей (Рыбак и...) "изложили все правильно". Не комментарий, а сплошная желчь и империл, а мнит себя светоносцем.
-СЕРГЕЮ СКРОРОДУМОВУ - огромное спасибо!
Сергей Скородумов21-08-2019 15:55:01
Дорогие друзья!
Сердечно благодарю за ваши отзывы! Очень рад, что статья понравилась. Мы непременно по этой теме будем работать и дальше. Защита имени и наследия Рерихов становится научным направлением в рериховедении.
Очень хотелось бы заниматься другими исследованиями, но на подобные наскоки нужно отвечать. Иначе нас просто затопит волна недостоверных интерпретаций. Этого допустить нельзя.
"Если ты выстрелишь в прошлое из ружья, будущее выстрелит в тебя из пушки".
Защита истории - это забота о нашем общем будущем, о будущем России.
Сергей Скородумов21-08-2019 16:13:01
Руслан Коломиец!
Что за убогую глупость вы здесь написали?
Творческое наследие Рерихов давным-давно вошло в научный оборот. Свидетельством тому служат диссертации, научные конференции, многочисленные публикации, словари и т.д.
Разумеется, философское наследие Рерихов – это новое направление в науке. И как всякое новое направление оно будет встречать сопротивление. Этот принцип срабатывает всегда.
Единственное, что хотелось бы увидеть у критиков, так это научную честность. Но снова перед нами подтасовки, смещение акцентов и домыслы. И снова срабатывает принцип зеркала. Критикуя наследие Рерихов, авторы отражают в статьях свой внутренний мир. Мы видим, как он непригляден.
Псевдонаука – это не наследие Рерихов, а тот метод, который используется при его критике. Вы пишете: «С точки зрения современной науки вся рериховская тематика выглядит именно так, как ее изложили Избачков и Рыбак».
После таких слов хочется вам посоветовать задуматься о том, как вы сами выглядите с точки зрения современной науки )
Может, все-таки попробовать иногда думать перед тем, как что-то написать?
Лидия21-08-2019 20:12:01
Руслану Коломийцу
«С точки зрения современной науки вся рериховская тематика выглядит именно так, как ее изложили Избачков и Рыбак. <…> Да, с точки зрения современной науки и Христос, и Магомет - обычные городские сумасшедшие, своеобразные формы белковой жизни, причудливые причины массового помешательства многих поколений людей, заразные психические больные».
С Вашей же точки зрения, совершенно непонятно, почему Вы нападаете на рериховцев, когда есть такое широкое и многовековое поле для Вашей критической деятельности, как христианство и мусульманство. Не пора ли поменять направление Вашей критики и оставить «заблудших» рериховецев в покое, если миллионы людей во всем мире до сих пор ходят в церковь или мечеть, молятся по-христиански или совершают намаз? Или хотя бы вывести на чистую воду участников «Битвы экстрасенсов», что более безбоязненно и доступно? Если же Вы настаиваете на «рериховской тематике в изложении Изабачкова и Рыбака», то у Вас точно ничего не получится и Вы проиграли.
Руслан Коломиец21-08-2019 22:10:01
Сергей Скородумов21-08-2019 16:13:01
"Что за убогую глупость вы здесь написали?"
Стиль общения рериховцев с окружающим миром привычен и легко узнаваем.
Никто не наносит рериховскому наследию столько вреда, как сами рериховцы. Примерно так же, как учению Христа самый большой урон нанесли именно христиане.
"Творческое наследие Рерихов давным-давно вошло в научный оборот. Свидетельством тому служат диссертации, научные конференции, многочисленные публикации, словари и т.д. " - ну ведь в научный оборот вошли и сказки народов Севера, и описания бредней пациентов психиатрических больниц, и описания детских фантазий разных возрастов. Но при этом никто не утверждает, что фантазии имеют научную основу. Не путайте сказки и их научное описание, не выставляйте себя на посмешище громким провозглашением своего верования в реальность скатерти-самобранки и Золотой Рыбки. Мы-то с вами знаем, что они существуют, но пусть это будет наш маленький секрет.
Адвентисты седьмого дня ведь тоже серьезно озабочены тщательнейшим научным обоснованием каждой буковки Библии. Получается, скажем, так себе.
Излагаемое рериховцами знание пока что большей частью находится только в области веры.
Христиане вполне спокойно относятся к тому, что их учение в научном мире считается ненаучным, невзирая на десятки тысяч христианских текстов, находящихся в научном обороте.
Что мешает рериховцам научиться такому спокойствию? Ведь учения христиан и рериховцев в сущности идентичны и имеют одинаковое отношение к науке. И наука смирилась с тем, что в области веры ей делать пока нечего.
Беспокоюсь о том, что неискоренимая советская привычка выдавать желаемое за действительность точно так же разрушит рериховское движение, как разрушила Советскую страну.
Абрамова Елена22-08-2019 07:37:01
Сергею Скородумову большое спасибо за статью.
Руслан Коломиец - "Христиане вполне спокойно относятся к тому, что их учение в научном мире считается ненаучным, невзирая на десятки тысяч христианских текстов, находящихся в научном обороте.
Что мешает рериховцам научиться такому спокойствию? " это таким способом вы предлагаете расставить акценты в отношении статьи Избачкова и Рыбака, приписав их к научному миру и вывести из области абсолютно сознательного искажения, лжи, подтасовки и конечной цели, как уничтожение Учения на пространстве России, путем клеветы на Рерихов и Учителей? Ну так вам надо присоединиться к ним и образовать трио, обогатите их своими способностями заменять акценты, суть и выводить из под ответного удара.
Любовь Булатова22-08-2019 09:45:01
Спасибо за прекрасную статью в защиту Живой Этики, ее Вестников, Великих Учителей от неугомонных поносителей нового Учения.
В новом Учении указано, что "Если бы человечество в своем устремлении осознало принцип целесообразности, то наша планета имела бы новую ступень" ( Беспр. 718.)
Думаю, что в настоящее время еще далеко не утвердилась ясная цель человеческого существования. Вначале формируется цель, затем оформляется принцип целесообразности. В нынешнее время почти всеми СМИ, многими высказываниями представителей власти формируется потребительское мировозрение (потребляйте, наживайтесь любыми способами - грабьте, убивайте и т.д.) Созданы силовые структуры (ОМОН, росгвардия..) для защиты неправовых действий. Пока они друг друга не отправят на кладбище трудно ждать справедливости и хоть какого-то здравого смысла со стороны власти. Ящик Пандоры открыт в 1993 году и с тех пор у нас орудуют лица с бандитским способом мышления - "Грабь пока есть что". Лишь материальные берега манят наших нуворишей, не осознающих всю призрачность этих "богатств". Учение же утверждает - лишь то, что внутри вас, что в сердце - не подлежит ни отъему, ни тлению, ни умалению. Инквизитор отдает себе в этом отчет, поэтому начались настойчивые попытки очернения, умаления, наведения "тень на плетень"... В ход идут литературные "изыски", клевета, глумление, поношение всего нового и светлого.
РПЦ теперь спряталась за спины "детей торквемады", но дальний прицел их ясен - свести Учение Живой Этики к области сект, к нью-эйдж и другим подобным направлениям. Но как уже стали прозрачны для людей пагубные действия правительства, так же наступает просветление в головах мыслящих и просыпающихся людей.
Народ у нас не дурак и сами тяготы учат людей думать более свободно и делать свои выводы, где твой враг, а где Друг.
Сергей Скородумов22-08-2019 10:40:01
Руслан Коломиец!
Не удивляйтесь стилю общения. Не надо было пересекать границу светотени и уходить во мрак. Теперь философию Живой Этики и Рерихов приходится защищать и от вас тоже. Вы ожидали какой-то другой реакции?
Моему совету сначала думать, а потом публично излагать мысли вы так и не последовали. А жаль...
Сергей Скородумов22-08-2019 10:42:01
Дорогие друзья!
Огромное спасибо за ваши отзывы по статье!
ЕЛЕНА23-08-2019 19:13:01
Никаким избачковым-рыбакам не перечеркнуть светлое будущее! Оно уже спешит семимильными шагами - ширится и растет мощь агнийоговских знаний!
Настежь распахнем сердца и души,
Чтоб увидеть Небо, и - послушать.
К нам оно приблизилось настолько!
Грех ютиться где-то на задворках...
СЕРГЕЮ СКОРОДУМОВУ - ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Сергей Родник23-08-2019 21:34:01
Искренне благодарен Сергею Скородумову за блестящую статью - отповедь двум представителям антикультурного мракобесия.
Сергей Скородумов26-08-2019 01:18:01
Дорогие друзья!
Сердечно благодарю за ваши отзывы!
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".