«Жизнь и творчество». Н.Г. Михайлова
Л.В. Шапошникова и С.Н. Рерих.
Выступление Н.Г. Михайловой на открытии фотовыставки, посвященной жизни
и деятельности Людмилы Васильевны Шапошниковой.
В каждом доме, в каждой семье есть фотографии. И если посмотреть на них внимательнее, то сразу видно, что у человека, изображенного на фотографиях, на протяжении длительного времени есть какая-то основная линия в жизни. Сейчас вы начнете смотреть выставку и увидите: на одной из первых фотографий 1928 года стоит маленькая Людмила Васильевна. Посмотрите, это стоит лидер, целеустремленный и решительный. Это качество в ней было заложено с детства, я думаю, просто генетически. Его видно на протяжении всех остальных лет и на остальных фотографиях. Кроме того, она была лидером и в студенческие годы: была членом комсомольского бюро, но при этом всегда старалась найти что-нибудь интересное, новое.
Л.В. Шапошникова с профессором А.М. Осиповым —
преподавателем истории древней Индии. Москва (1949-1950).
То она устраивала интернациональный вечер в школе, где они проходилипедагогическую практику, то ее посылают в подшефный университетский район, чтобы наладить работу с молодежью. Что делает Людмила Васильевна? Она строит стадион. Да, это правда, стадион, и вся сельская молодежь с удовольствием в этом принимает участие. Эти качества строителя развиваются на протяжении всей жизни.
Л.В. Шапошникова в библиотеке
Она едет в Индию в 1950-е годы, вероятно, никто из здесь присутствующих не может себе представить, как трудно было уехать за границу, просто практически невозможно. Людмила Васильевна соглашается на любую работу. Она едет в качестве преподавателя русского языка в Мадрасский университет. Наверное, это очень скучно, просто склонения, спряжения, слова..., И она организует пушкинский клуб. Вот там есть фотография, благородно все сидят. Эти студенты изучали русскую литературу, устраивали конференции, выпускали даже маленький журнальчик. Надо сказать, что когда эти студенты потом приезжали в Москву, все, кто с ними встречался, поражались, как хорошо они говорили по-русски, просто замечательно. Я не знаю, такие способные студенты или в это было вложено умение преподавателя. Всякий раз, когда Людмила Васильевна была в Индии, она немедленно начинала, например, строительство дома для культурного центра или принимала участие в обсуждении проекта, или ездила по району, к которому относился Мадрасский округ, ходила там на собрания, выступала на них, пыталась найти что-то новое в работе.
На выставке.
И последнее, вы увидите фотографии, показывающие, что было и что стало с усадьбой Лопухиных, когда ее отдали под музей Рериха. Помните, как после войны печатали фотографии о том, что стало с культурными ценностями после освобождения от немецких захватчиков. Здание было примерно в таком виде: громадные трещины на фасаде, разрушены ворота, весь двор был завален мусором… Сейчас мы видим замечательное здание, отреставрированное. В этом принимало участие очень много людей, которых смогла привлечь Людмила Васильевна. Это у нее большой дар - способность привлечь, помочь по-настоящему.
Там есть фотография, называется она «Три верных рыцаря». Там есть Юлий Михайлович Воронцов, наш президент. На памяти момент, когда встречали наследие из Индии. Это было в два часа ночи. Из темноты, подсвеченной только лампами из аэропорта, выехала какая-то странная машина: то ли птица, то ли какое-то чудовище. Оказалось, это был грузовой самолет, на котором и привезли наследие. Мы еще все стояли в задумчивости, крутится ли пропеллер, остановился ли самолет. И вдруг от толпы отделился Юлий Михайлович и какой-то быстрой, упругой походкой побежал к самолету. Это он всячески способствовал тому, чтобы наследие было привезено в Россию, знал путь движения самолета из Бангалора в Москву, звонил на всех остановках, интересовался, как идет полет, действительно ли они летят с наследием, потому что были уже попытки... И тут он, видимо, не выдержал и побежал, но, когда увидел совершенно нормальную, здоровую, с руками и ногами, хотя очень усталую, спускающуюся не по трапу, а по такой лестнице из прутиков Людмилу Васильевну, успокоился. Вот это рыцарь, который очень много сделал для того, чтобы это наследие оказалось у нас.
И о втором рыцаре – это Борис Ильич Булочник. Я думаю, что не надо рассказывать, кто такой Булочник. Этот человек так много помог средствами, имевшимися у него, и советами, и наработками, всячески способствовал тому, чтобы музейный комплекс приобрел теперешний вид.
Но музей – это не только здания. Святослав Николаевич Рерих, когда прислал письмо, что медлить нельзя, написал и программу, по которой и работает Музей. Он стал живым центром, в котором меняются выставки, есть лекционные залы, ведется научная работа, издаются труды всех Рерихов. Людмила Васильевна выполнила абсолютно все, и, я бы сказала, еще больше, потому что идет развитие.
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".