13.12.2024. Лекция «Американская и русская трагедии: параллели и последствия». Выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» в Новосибирске. Выставка «Начало» Хаббаба Ахмеда и Мохаммада Момина в усадьбе Рерихов в Наггаре (Индия). «В музыке разочароваться нельзя». Дирижер Юрий Темирканов – о влюбленности в профессию, сказках маэстро и умении не мешать оркестру // «Известия». Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Ярослав Мудрый и дань искусству. Елена Орлова


ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И ДАНЬ ИСКУССТВУ

 Фреска. Семья Ярослава Мудрого.

«Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златая Врата. Заложи же и церковь святыя Софьи, митрополью и посем церковь на Золотых Воротах святое Богородице Благовещенье, посем святаго Георгия монастырь и святыя Ирины. И бе Ярослав любя церковныя уставы и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне и списаша книгы многы: с же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное. Книги бо суть реки, напояющи вселенную, се суть исходища мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина. Ярослав же се, любим бе книгам, многы наложи в церкви святой Софьи, юже созда сам, украси ю златом и сребром и сосуды церковными. Радовашеся Ярослав видя множъство церквей», - красноречиво  писал летописец Нестор.

Более поздние летописи гласят, что высшим духовным достижением государственного правителя является именно его покровительство искусству, и в этом смысле Ярослав Мудрый превзошел многих других своих царственных собратьев, ибо прославился не столько своими ратными подвигами на поле брани, сколько своей широкой просветительской деятельностью и градостроительством. И знаменитый Софийский Собор тому живое подтверждение.

 

«Сияющие белизной, аки сыр» древнерусские храмы – достойнейшие образцы каменного зодчества той далекой эпохи, и каждый изразец пронизан глубоким чувством Прекрасного, чувством суровой красоты, от которой веет дыханием старины ушедшей, полузабытой. Оно чудится нам и в пространственном решении собора Святой Софии: большой центральный купол окружали двенадцать меньших, а к главному объему прилегали с трех сторон две открытые галереи; и в грандиозности самого замысла этого великого творения. 
    
 Его основание относится к  1037 г.Оформление самого храма словно дышит гармонией ярких красок, мягких тонов и тончайших переливов, деталей, выписанных с особой тщательностью и искусством. Каждая деталь – художественный шедевр, свидетельствующий о высоком уровне мастерства древних зодчих. Центральный купол и главный алтарь собора Софии Киевской искусно декорированы мозаичными вставками, величественные столпы галерей и ниши на фасадах затейливо украшены чудными фресками. Строгая настенная роспись органично сочеталась с мозаичными полами, преградой перед алтарем, вырезанной из мрамора, и величественными мраморными колоннами, словно громадными сказочными великанами, застывшими посреди древних стен.

Величавая простота и глубокая серьезная значительность присуща многочисленным художественным росписям Софии. Перед нашим взором в торжественном шествии проходит вереница светских портретов княжеской семьи, сцены охоты и веселых забав. 

Лики святых жизненно правдивы и максимально приближены к реальности, подобно изображениям в античном искусстве. Строгое и холодное сочетание белого с зеленоватыми, коричневыми и лиловыми оттенками оживляется небесно-голубыми, алыми, ярко-зелеными и золотистыми мозаичными вставками.
Богатая красочная палитра украшает стены собора, радуя глаз прихожан.  В композиции «Евхаристия» мы видим песочно-красный престол, разукрашенный богатым орнаментом, над которым возвышается киворий с лазурно-голубым покрытием, по бокам расположена фигура Христа в ярких пурпурных с золотом и холодных сине-голубых одеждах.
В композиции присутствует изящный растительный орнамент, в котором гармонично сочетаются небесно-голубые, зеленые, золотистые и белые насыщенные цвета. От «Оранты» «Евхаристию» отделяет утонченный и строгий белый растительный орнамент, ярким пятном выделяющийся на черном фоне.
Строгая  «Оранта», как и фигура Христа, торжественно выделена ярким царственным пурпуром в сочетании с искрящимся золотым и голубоватым оттенком.
Сверкающие праздничные одежды и уборы, светлые  лики святых и органичное сочетание пурпура, нежной празелени, золота и небесной ляпис-лазури символизирует в живописи Софии основную идею храма – стройность, упорядоченность и божественное созидание в противовес стихийному хаосу язычества древних славян, обожествлявших слепые силы природы.
В Софийском храме атмосфера торжественного спокойствия и величия достигается благодаря воплощению этой идеи стройности и закономерности миропорядка в бесчисленных живописных росписях, мозаиках и фресках.
На фресках изображены глубоко реалистичные и словно воздушные женские портреты семьи Ярослава. Стройные, высокорослые, в светлых праздничных одеждах, округлыми белыми лицами, преувеличенно большими глазами.  Их едва заметные легкие движения весьма выразительны: они передают настроение и характер изображаемых лиц.
В Софийском соборе мы как будто воочию знакомимся с обществом эпохи Ярослава, узнаем его семью с новой неожиданной стороны, словно бы погружаясь в атмосферу прошлого и пребывая в нем наряду с членами княжеской семьи.  Лики в росписях Софийского храма выглядят точно живые. Они распахивают перед нами свой внутренний мир, заставляя нас тонко прочувствовать не только атмосферу эпохи древнего Киева, но и глубокие внутренние переживания живших в то время людей. Чувства, отраженные на портретах, столь искренни, что, бесспорно, свидетельствует о настоящем таланте мастеров их изобразивших.
Воздушные, мягкие и светлые изображения на мозаиках привносят радостную жизнеутверждающую ноту в общую атмосферу храма.

Монументальная архитектура Софийского собора отличается совершенством форм и гармоничных пропорций. Родовая княжеская усыпальница несла на себе печать царственного величия. Присутствующие здесь преисполнялись особой торжественностью, возвышались духовно, приобщаясь к величию высокого произведения искусства, созданного из простого камня и одухотворенного человеческой рукой. Ибо все, к чему не прикоснется рука истинного мастера, то, непременно, излучает незримый свет и становится тем самым одухотворено.
Можно пролить целые потоки красивых речей, которые не коснутся сердца и пройдут бесследно мимо, но можно создать истинный шедевр из куска мрамора или гармоничного сочетания красок, и им коснуться потайных струн человеческой души громче всяких слов произносимых. Так истинные светочи искусства влияют на наши души и умы незримо.

При сооружении Софийского Собора, Ярослав Мудрый преследовал, возможно, именно эту высокую цель – посредством произведения искусства повлиять на самую душу своего народа, возвысить его духовно посредством красоты возводимого им творения, воплощенной в камне.
Одно, несомненно, что искусство во времена Ярослава значило гораздо больше, нежели оно значит для нас сейчас. Каждая икона и фресковая роспись создавалась с особой тщательностью и благоговением, прежде ее написания постились, торжественно служили божественную литургию, окропляли дерево святою водою, осеняя при этом себя троекратным крестным знамением. Таким образом, сам процесс создания культовых предметов религиозного искусства являлся глубоко духовным процессом, носившим на себе печать некой божественности. Это был целый ритуал, священнодействие, таинство, глубоко продуманное и исполненное с особой тщательностью, бережностью и любовью. Какое сожаление, как это прискорбно, что ныне все эти священные ритуалы позабыты и бесследно канули в Лету. Нам бы еще многому поучиться у наших предков, но кто этому сейчас придает значение?...

Сам стольный Киев времен Ярослава – драгоценная жемчужина архитектурного искусства, рукотворный символ гордости, величия и славы древнерусского княжества, его незыблемый оплот. Грандиозность, размах, утонченное изящество, византийское великолепие и роскошь, - все это характеризует древний Киев не только как могущественную столицу, но и как духовный очаг высокой культуры, как некую сокровищницу духовных достижений народа.

Вот что пишет о столице Древней Руси Николай Рерих: «Это было настоящим слиянием Севера и Юга: скандинавская стальная культура, унизанная сокровищами Византии, дала древний город, тот город красоты, из-за которого потом восставал брат на брата. Поразительные тона эмалей, тонкость и изящество миниатюр, простор и спокойствие храмов, чудеса металлических изделий, обилие тканей, лучшие заветы великого романского стиля дали благородство Киеву. Мужи Ярослава и Владимира тонко чувствовали красоту, иначе все оставленное ими не было бы так прекрасно»…
 И далее: «Заповедные ловы княжеские, веселые забавы, мудрые опросы гостей во время пиров, достоинство постройки новых городов сплетаются в стройную жизнь. Этой жизни прилична оправа былин и сказок. Верится, что в Киеве жили мудрые богатыри, знавшие искусство….
Восторг Ярослава при виде блистательной Софии безмерно далек от воплей современного дикаря при виде яркости краски. Это было восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века. Можно завидовать, можно удивляться той культурной жизни, где подобное искусство было нужно
».

И, действительно, такое искусство было нужно: светлое, жизнерадостное, красочное, жизнеутверждающее, созданное, благодаря соседству более суровой северной скандинавской культуры и сказочно-пышной культуры Византии. Это равноценное сочетание и дало нам сокровищницу древнерусского искусства – великий Киев с его белокаменными соборами и митропольями, о которых гласят летописные своды.

Обратимся теперь к неординарной личности самого князя.
Человек широких разносторонних взглядов, мудрый правитель и просветитель, Ярослав неуклонно стремился к упрочению христианства в Киевском государстве и достижению высокого культурного уровня других более развитых стран, в частности Византии. Искусство Киевской Руси во многом искусное подражание византийскому искусству, но с особым, присущим славянской культуре колоритом. 
Также им была основана большая публичная библиотека для широкого распространения знаний, четко разработана правовая система и введен первый кодекс древнерусского права под названием «Русская правда». При Софийском соборе была открыта первая школа. 
Ярослав  очень любил книжную премудрость и склонял к ней всех своих подданных: «И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество... Этот же (Ярослав) засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное
» (фрагмент из древнерусской летописи). 
При Ярославе Мудром жизнь в столице процветала. При князе был заложен фундамент Киево-Печерской Лавры. Переводились с греческого на славянский рукописные своды. Широко распространялась школьная грамота и наука. Процветала христианская вера. Ярким свидетельством широкого распространения грамоты и книжной премудрости на Руси являются знаменитые берестяные грамоты. В это же время на пергамене писались рукописные книги, украшенные богатыми красивыми заставками. Митрополитом Илларионом в этот период создается «Слово о Законе и Благодати», вслед за ним возникают и другие памятники древнерусской литературы: «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и цикл сказаний о Борисе и Глебе. Самое важное место в литературе данного периода занимают древнерусские летописи, самая известная из которых «Повесть временных лет». В «Повести» нашли отражение многие важные исторические события. Широко развивается эпический жанр. Наряду со становлением и развитием литературы совершенствуется каменное храмовое зодчество, монументальная церковная живопись, мозаика и фресковое письмо, в которых нашло отражение тонкое художественное чутье древнерусских мастеров – истинных ценителей красоты. В самой же княжеской семье царили удивительный мир и согласие, глубокое почитание веры, и в помине не было никаких семейных распрей и ссор. Семья князя была истинным образцом для подражания. Оба супруга в послушании и смирении воспитывали своих чад, наставляя их не только к порядку и наукам, но и к полюбовному братскому отношению друг ко другу. 

Что мы знаем о личной и семейной жизни Ярослава? Супругой князя стала дочь «всехристианнейшего» шведского короля Олава Шекотунга красавица Ингигерда. Принцесса была всесторонне образована: прекрасно разбиралась в литературе, истории и Священном Писании. Помимо книжной премудрости она была хорошо воспитана и искусно владела конем и мечом, что по тем временам считалось величайшей добродетелью, и благодаря этому сопровождала супруга во многих военных походах. В качестве приданого невеста принесла будущему супругу Старую Ладогу, которая с тех пор закрепилась за российской территорией. Ингигерда с момента вступления в брак крестилась как Ирина, и с тех пор счастливые супруги были неразлучны. В 1019 году Ярослав стал княжить в Киеве, и Ирина вместе с ним вступила на киевский престол. У них родилось ни много не мало - десять детей. Княжеская чета славилась своим семейным благополучием и гостеприимством. Княгиня оказалась сведуща не только в науках, но и блистала высокими нравственными качествами: глубокой набожностью, отвагой, щедростью, острым умом, состраданием и добротой. К тому же она оказалась превосходным дипломатом со свойственным ей тончайшим женским тактом. В том же духе она воспитывала и своих многочисленных отпрысков. Когда же чада подросли, родители рачительно занялись устройством их брачных союзов. Вячеслава сосватали за дочь Штаденского графа, Игорю досталась дочка саксонского маркграфа. Изяслава женили на польской королевне. Всеволод взял в жены византийку из рода Мономаха. Таким образом, благодаря родительской опеке и глубоко продуманной династической политике сыновья Ярослава породнились почти со всей Европой. Во всем стремясь быть полезной своему мужу, а через него государству великая княгиня стала образцом верной любящей жены, заботливой матери и явила собой пример высокой нравственности в управлении семьей. Она старалась во всем разделить все тяготы царствования со своим супругом, нередко помогая ему мудрым советом в решении важных государственных дел. Одним словом, семья Ярослава была образцом добродетели, мудрости, мира и согласия для своих поданных и всего народа. 

Перед смертью мудрый князь наказывал своим сыновьям: «Вот я отхожу от этого света, дети мои! Любите, друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга; свой стол - Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: пусть он будет вам вместо меня». А Изяславу еще добавил: «Если кто захочет обидеть брата, то ты помогай обиженному»

Литература:

Н.К. Рерих «Адамант»
Л. Васильева «Жены русской короны»

«История России с древности до наших дней» (под ред. М.Зуева).

01.01.2010 03:00АВТОР: Елена Орлова | ПРОСМОТРОВ: 2542




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Исторические личности »