В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Я знаю, что ничего не знаю…». Константин Савитрин


 

 

«Новое есть самое старое, и потому не следует бояться чего-то невозможного. Все вообразимо, ибо все существует. Нельзя предположить бедность творения. Нужно удивляться, насколько легко наука позволяет себе тупо ограничивать и отвечать о том, что не знает. Дети иногда говорят правильнее: "Не знаю". Незнание откровенное признается как Врата Познания» (Учение Живой Этики. Сердце, 417).

 

 

Древнегреческий философ Сократ сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». Часто полагают причиной этих слов скромность мудреца. Но так ли это на самом деле? Конечно, скромность является одним из множества драгоценных камней, украшающих венец мудрости. Но все же причина, породившая это изречение, может быть в другом – в ясной самооценке.

 

Если человек находится у подножия горы, взору его открыто некоторое малое пространство. И, познавши часть этого пространства, такой человек полагает, что овладел знанием окружающего мира. Но восходящему к Вершине Мудрости по мере восхождения открываются далёкие горизонты и вся беспредельность процесса Познания, Совершенствования, то есть обретения Мудрости. И, сопоставляя свое ограниченное знание с беспредельностью Океана Непознанного, свою малую мудрость с беспредельным Океаном Мудрости, восходящий видит, что овладел лишь ничтожно малой частицей.

 

Помимо этого, устремленный к Вершине Мудрости, конечно же, ориентируется на тех, кто прежде его восходил и уже поднялся выше. И по отношению к ним он уподобляется ученику, который очищает сосуд своего сознания от иллюзий самомнения, чтобы принять в него Крупицы Мудрости, которые передаёт ему Учитель. Для такого человека нет религии выше Истины. И он радостно расстаётся со значимостью своих прежних достижений, которые заслоняли собой Солнце Истины. Он сознаёт, что, хотя его нахождения, познания имеют определённую ценность, они всё-таки являются относительными истинами, то есть в той или иной степени искаженными отражениями в его сознании истины абсолютной (Истины).

 

Именно из ясной самооценки, то есть из ясного понимания, видения своего места на Беспредельной Лестнице Совершенствования и Познания рождается скромность прикоснувшихся к мудрости. Поэтому и говорят они подобно Сократу: «Я знаю, что ничего не знаю».

 

Как только искатель Мудрости полагает, что чего-то достиг, тем самым он затуманивает ясность своего сознания и замедляет или даже – в случае развития интеллектуальной гордыни и духовного самомнения – пресекает путь восходящий. Именно по этой причине гордецы и эгоисты не могут овладеть мудростью, познать Истину. Малую каплю своих познаний они раздувают в огромный мыльный пузырь и через него не видят уже Океана Беспредельного. Мыльная надутая очевидность, её яркая радужная оболочка заслоняет собой Реальность. И в сознании гордеца возникает иллюзия абсолютного знания: либо человек уверует в своё особое постижение Истины и Реальности, либо будет скрывать это от себя самого и прикрываться самоуничижительными мыслями, подсознательно  веруя в свою особую миссию. При этом, конечно, чем выше гордец поднимается в своих глазах, тем более становится не способным к дальнейшему развитию. Более того, он начинает утрачивать прежде найденные крупицы Истины, теряя их среди воображаемых алмазов собственных домыслов и толкований. Мудрствования гордеца могут создать ему среди духовных невежд ореол «философа», «мистика», «просветлённого мастера», «мудреца», «духовного учителя». Но это лишь ещё более будет способствовать разрастанию его самомнения и потому утрате лучших накоплений в духовном познании. Мудрствование вытеснит из сознания Алмазы духовного знания и духовной любви (или, иначе – Любви-Мудрости, Премудрости) и заменит их камнями самолюбования и самовозвеличивания.

 

Так что скромность и ясная самооценка имеют несколько созидательных смыслов. Во-первых, помогают развиваться, принимать наставления и авторитет поднявшихся выше по ступеням познания Истины. Во-вторых, защищают от соблазнов гордыни, самонадеянности, самомнения.

 

Конечно, познавший что-либо для того, кто ещё не познал, может быть учителем. Так, поднявшийся на пригорок может указать путь находящемуся в низине. Но также эта способность может побудить к гордыне самомнения, если человек будет считать себя выше того, кому он помогает. Когда же идущий по пути познания Истины осознаёт, что всегда есть те, кто поднялся выше, способные помогать ему в его слабости, и также есть идущие вослед, нуждающиеся в его помощи, – он избегает двух соблазнов: соблазна гордыни, самомнения и соблазна ложного самоуничижения.

 

Гордец предпочитает Истине свою иллюзорную значимость, подобную радужной оболочке мыльного пузыря. Идущий же по пути совершенствования и постижения Истины сознает себя лишь проводником между поднявшимися выше и идущими вослед, он ничего не приписывает себе, своим достижениям, но говорит, что принял от более мудрых и передал более нуждающимся. И сознавая беспредельность океана жизни, познания, каждый искренний искатель Истины повторяет во след за Сократом: «Я знаю, что я ничего не знаю».

 

 

 

24.09.2020 10:05АВТОР: Константин Савитрин | ПРОСМОТРОВ: 1069




КОММЕНТАРИИ (18)
  • Владимир Безымянко26-09-2020 03:52:01

    Константин Савитрин; «Именно из ясной самооценки, то есть из ясного понимания своего места на Беспредельной Лестнице Совершенствования и Познания рождается скромность прикоснувшихся к мудрости»

    Такие высокопарные декларации даже Сократ не использовал.
    А выражение «я знаю, что ничего не знаю» обращал к своим ученикам, что бы они не состязались между собой в банальной эрудиции.
    Скромность нужна для того, что бы не озлоблять других своим умом. Этому учил и Христос.

    В терминах астрологии, самооценка – это образ «Я», то есть представление человека о себе самом, что складывается из проблем детского воспитания, отношениями между родителями, сверстниками.
    Скромность не имеет никакого отношения к самооценке.
    И при низкой и завышенной самооценке люди бывают скромными и не скромными.
    При заниженной самооценке, человек обращает критику на себя самого.

    А при завышенной самооценке, не соответствующей способностям, человек склонен критиковать других, прикрываясь лозунгами типа; «будьте скромней товарищи, не выпендривайтесь, соблюдайте очередь в погоне за знаниями», «все должны быть равны и не прыгать выше головы».

    При завышенной самооценке, человек представляет из себя наставника, озабоченного развитием ума посторонних людей.
    Заниженная самооценка приводит к застенчивости.
    И в первом и втором варианте человек дезориентирован в себе самом, что не имеет никакого отношения к его скромности.

    Уверенный человек, адекватно оценивающий себя и свои способности, шагает по жизни смело и уверенно, не заискивает, не возвеличивает и не принижает чужие умы и знания, смотрит в глаза людям открыто, а не уводит его в сторону.
    Уверенный человек не мечется, не призывает к ответственности других, а перед тем, как учит других, использует свои силы для развития себя самого.

  • Татьяна Бойкова26-09-2020 07:46:01

    Не совсем поняла для чего вы все это написали, Владимир, в чем вы обвиняете Константина? Хотите сказать что у него завышена самооценка и даже более того - не думаю. Он написал замечательную работу. Вы пишете: "А выражение «я знаю, что ничего не знаю» обращал к своим ученикам...",- неужели считаете, что великий философ не относил этих слов к себе - вряд ли. Я, конечно, далеко не философ, но чем больше узнаю, тем чаще сама про себя мысленно восклицаю: "Как же я мало знаю!"
    Можете мои последние слова отнести к самовосхвалению, но меня это не заденет, потому что знаю, что они искренни.

  • элис26-09-2020 10:41:01

    «Новое есть самое старое, и потому не следует бояться чего-то невозможного. Все вообразимо, ибо все существует. Нельзя предположить бедность творения. ..."(Учение Живой Этики. Сердце, 417).

    Мы живем в удивительное время, когда каждый воплощенный человек в лице "текущей личности" должен определиться в своей двойственной природе, и перейти от позиции материального(механического) ума к позиции сознания(индивидуализированног о духа)-индивидуальности.Учение Живой Этики вооружает каждого к такому действу. Но в отношении агни-йоги это учение дано на будущее, на тех, кто силами своего духа устойчиво выбрал позицию высшего "Я". И все наши "противоречия" и "войны", в частности, в РД из-за смешанных состояний. Понятно, что видение одного и того же вопроса или темы будет различаться с позиции физической и психической(духовной) Природы. Физическая природа ума исходит из прошлого опыта коллективного сознания, общего ментального поля планеты. Агни-йога отсылает к непосредственному опыту прозрений(озарений). Это уже индивидуальная практика. И требует уважения. Живая Этика говорит, что нужно сохранить каждую индивидуальность.
    Мы же все понимаем, что становимся участниками неприкрытого противостояния. Не будем повторять ошибок РД.

  • Владимир Безымянко26-09-2020 10:49:01

    Татьяна Бойкова; «…про себя мысленно восклицаю: "Как же я мало знаю!" Можете мои слова отнести к самовосхвалению…»

    Жаль, что оказался не понят.
    Скромное отношение к своим знаниям, не имеет ничего общего с самовосхвалением. Я тоже отношу себя к вечным студентам.
    Но причем здесь мы с вами? Речь идет не о нас, а о Сократе.
    Константин излишне обобщает, но я его не осуждаю, а рассуждаю, что особенного в том, что Сократ указал на ограниченность собственных знаний?
    Причем здесь скромность и самооценка?
    Уж кого, но только не его можно отнести к скромным мудрецам.
    Кто слишком озабочен чужой самооценкой, значит имеет проблемы со своей.

    Сократ – это умелый насмешник и гений диалога, которого признали великим лишь после смерти, а при жизни поносили за строптивость и нежелание признать правоту властей, за что он и поплатился жизнью.

    «...за что изгоняли Пифагора, Анаксагора, Сократа, Платона и других лучших людей, почти те же обвинения бросались им. Но в следующие века последовало признание, как бы и не было поношения»
    (Надземное, 222)

    А вот Платон, ученик Сократ утверждал;
    «Мудрые люди говорят, потому что им есть что сказать, дураки, потому что должны сказать что-то»
    Так что самая распространенная нескромность наших времен является графомания на форумах Интернета.

  • Иван С.26-09-2020 16:08:01

    Насколько известно мне. что фраза звучит так. Я знаю, что ничего не знаю. Другие не знают и этого.


    Администратор

    Полагаю, все будут очень рады за вас.

  • Алексей Останин27-09-2020 12:04:01

    А я вот полагаю, что автор в своём очерке правильно задал общую тональность философского осмысления знаменитой сократовой фразы. Объясню. Всем наверное известно, что Сократ с детства слышал некий "голос" в голове, который он называл Даймоном, или Гением. Судите сами из его диалога с Демодоком в "Феаге":

    «... Благодаря божественной судьбе с раннего детства мне сопутствует некий гений – это голос, который, когда он мне слышится, всегда, что бы я ни собирался делать, указывает мне отступиться, но никогда ни к чему меня не побуждает. И если, когда кто-нибудь из моих друзей советуется со мной, мне слышится этот голос, он точно таким же образом предупреждает меня и не разрешает действовать.
    ... я всегда утверждаю, что, как говорится, я полный неуч во всем, кроме разве одной совсем небольшой науки – науки любви. В этой же науке я заявляю себя более искусным, чем кто бы то ни было из людей – как прошлых времен, так и нынешних.
    ... что великая сила этого божественного знамения распространяется и на тех людей, что постоянно со мною общаются. Ведь многим эта сила противится, и для таких от бесед со мной нет никакой пользы, ибо и я не в силах с ними общаться. Многим же она не препятствует проводить со мной время, но они из этого не извлекают никакой пользы. А те, кому сила моего гения помогает со мною общаться, – их и ты знаешь – делают очень быстро успехи.»

    Как вам кажется, - не о высшем ли "Я" идёт здесь речь?

    А теперь посмотрим, что пишет в своих дневниках известная нам всем Франчиа Ла Дью:

    «В моей жизни был период, когда я жила, как мне казалось, двойной жизнью, я была в постоянном общении с тем, что я по своему невежеству считала Богом, но, как я теперь понимаю, это было, вероятно, проявлением моего Высшего «Я». Именно оно говорило мне всё то, что с тех пор так важно для меня. И именно Оно указало мне на небеса, когда я однажды наблюдала, как духовные сущности ряд за рядом устремляются от горизонта к зениту. Для моего естественного зрения в тот момент они приняли форму крошечных белых облаков, но то, что я увидела внутренним зрением, не дано рассказать смертным. С тех пор я часто пыталась поведать другим о том, что видела, но при каждой попытке встречала непреодолимое препятствие. Я не могу найти ни слов, ни умения, чтобы выразить это удивительное явление. Нет в языке средств, чтобы передать эту реальность. Думаю, во всех тех случаях, которые касаются нашего внутреннего развития, так должно быть всегда. Каждая индивидуальность должна пройти духовный путь сама. Вам следует помнить, что все духовные учителя особо подчёркивали эту обособленность высшей жизни.»

    Разве не об одном и том же говорили оба они - и Сократ, и Ф.Ла Дью? Здесь интересное явление, о котором мы не в силах рассуждать и которое трудно понимаемо теми, кто этого не испытал, но совершенно очевидно, что человек, слышащий голос своего высшего "Я", всегда будет ощущать некую двойственность своих способностей, ему будет казаться, что он знает всё и - ничего...

  • элис27-09-2020 12:20:01

    Иван С. 26-09-2020 16:08:01
    "Насколько известно мне. что фраза звучит так. Я знаю, что ничего не знаю. Другие не знают и этого."
    Было другое время, было и другое сознание.
    Но Учитель сказал :"Увидите Новое Небо и Новую Землю".
    В духе. Шестая раса -шестое чувство. Разумение ближе к духовному, с опорой на него. А не на рассудочность.

  • Владимир Безымянко27-09-2020 18:39:01

    элис; "Учитель сказал :"Увидите Новое Небо и Новую Землю".
    В духе. Шестая раса -шестое чувство"

    Да, да, Учитель многое, что сказал. Но какая связь между Сократом и Новым Небом, Новой Землей, в духе Шестой расы и Шестого чувства?

  • элис28-09-2020 08:20:01

    Владимир Безымянко 27-09-2020 18:39:01

    >>"Да, да, Учитель многое, что сказал. Но какая связь между Сократом и Новым Небом, Новой Землей, в духе Шестой расы и Шестого чувства?"

    Мне так видится, что Алексей Останин ответил на этот вопрос.

    ******
    Алексей Останин 27-09-2020 12:04:01
    >>"... Объясню. Всем наверное известно, что Сократ с детства слышал некий "голос" в голове, который он называл Даймоном, или Гением. Судите сами из его диалога с Демодоком в "Феаге":

    «... Благодаря божественной судьбе с раннего детства мне сопутствует некий гений ...... А те, кому сила моего гения помогает со мною общаться, – их и ты знаешь – делают очень быстро успехи.»

    Как вам кажется, - не о высшем ли "Я" идёт здесь речь?

    А теперь посмотрим, что пишет в своих дневниках известная нам всем Франчиа Ла Дью:

    «В моей жизни был период, когда я жила, как мне казалось, двойной жизнью, я была в постоянном общении с тем, что я по своему невежеству считала Богом, но, как я теперь понимаю, это было, вероятно, проявлением моего Высшего «Я». ....»

    ******
    И Сократ,и Франчиа Ла Дью подчеркивают двойственную природу человека. И, именно, личное "я" ничего не знает.Осознает это Высшее "Я", у которого другие "функциональные инструменты"-Центры Сознания, связывающие материальное и божественное. Во времена Сократа преобладала материальная природа, наше время -равновесие духовной и материальной.Когда можно и нужно сделать решающий выбор, на какую Природу полагаться. "Боги ходят по земле"

  • Константин Савитрин28-09-2020 11:02:01

    "Проследим за что были преследуемы лучшие люди всех народов. Можно усмотреть, что ложные обвинения были почти одинаковы и поражали своим неправдоподобием. Сравним за что изгоняли Пифагора, Анаксагора, Сократа, Платона и других лучших людей, почти те же обвинения бросались им. Но в следующие века последовало признание, как бы и не было поношения!
    Можно сказать, что такие высокие деятели не умещались в людском сознании, и меч палача готов был снизить слишком высокую голову."
    (Надземное, 222)

    В чем же истинная причина смерти Сократа? Е.П.Блаватская объясняет её следующим образом:

    "Преступление Сократа заключалось в раскрытии своим ученикам тайных доктрин относительно богов, которые преподавались в мистериях, что явилось смертельным преступлением. Он также был обвинен Аристофаном в ведении поклонения новому богу Диносу, как Демиургу и строителю и господу солнечной вселенной. Гелиоцентрическая система также была одною из доктрин мистерий. Вот почему, когда пифагореец Аристарх преподавал эту доктрину открыто, Клеантес заявил, что греки должны призвать его к ответу и осудить его за кощунство против богов», – (Плутарх). Но Сократ никогда не получил посвящения и, следовательно, не мог ничего выболтать."
    (Блаватская Е.П. "Разоблачённая Изида" т.1 гл.Перед Завесой)

    "Насколько опасным часто может стать необученный медиумизм, и как хорошо это понимали древние мудрецы, которые принимали против него меры, – прекрасный пример дает нам случай с Сократом. Старый греческий философ был «медиум», вследствие чего никогда не был посвящен в мистериях, ибо таков был суровый закон. Но у него был свой «знакомый дух», его daimonion, как его тогда называли; и этот невидимый советник стал причиною его смерти. Общепринято думать, что если он не был посвящен в мистерии, то это потому, что сам не стремился к этому. Но «Сокровенные Летописи» указывают нам, что это было потому, что его не могли допустить к священным ритуалам, и именно, как и мы утверждаем, по причине его медиумизма. Существовал закон, недопускающий к мистериям не только тех, кто были осуждены за умышленное колдовство,[1] но даже тех, про кого было известно, что у них есть «знакомый дух». Закон был справедлив и логичен, так как настоящий медиум более или менее безответственен; и этим в некоторой степени объясняются эксцентричности Сократа. Медиум должен быть пассивен, и если он крепко верит своему «духу-руководителю», – он позволит управлять собой последнему, но не правилам святилища. Медиум древности, подобно современному «медиуму», мог быть погружен в транс по воле и желанию той «силы», которая управляли им; поэтому ему нельзя было доверить страшные тайны окончательного посвящения, «которые нельзя было раскрывать под угрозой смертной казни». Старый мудрец в беззащитные моменты «духовного вдохновения» раскрыл то, чему он сам никогда не учился, и поэтому был казнен как атеист."
    (Блаватская Е.П. "Разоблачённая Изида" т.2 гл.2)

  • Константин Савитрин28-09-2020 11:30:01

    В.Б.: "Скромность нужна для того, что бы не озлоблять других своим умом. Этому учил и Христос."

    Желательно подобные выводы дополнять цитатами. Для этого есть замечательная бесплатная программа "Цитата из Библии", где можно по нескольким словам, которые известны точно найти любой стих. Не припомню таких наставлений Христа. И даже слова об озлоблении не было или об уме. Он призывал сокровенное, внутреннее сохранять втайне от посторонних:

    "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." (Матф.6:1-6,16-18)

    Были наставления о скромности у апостолов Петра и Павла:

    "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1Пет.3:1-4).

    "Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром." (Рим.12:14-21)

  • Константин Савитрин28-09-2020 12:08:01

    В.Б.: "В терминах астрологии, самооценка – это образ «Я», то есть представление человека о себе самом, что складывается из проблем детского воспитания, отношениями между родителями, сверстниками."

    Это вовсе не "в терминах астрологии". Это более психологическое описание, не имеющее к астрологии прямого отношения. "В терминах астрологии" было бы описание положения в персональном гороскопе Солнца (индивидуальность, преобладающая энергетическая настройка), Луны (тип адаптации внутренней сущности к внешнему миру), Асцендента и Десцендента (проекция восприятия себя другими людьми и осознание себя через их мнение). Из этих трех основных показателей можно сложить представление о темпераменте человека.

    В.Б.: "Скромность не имеет никакого отношения к самооценке. И при низкой и завышенной самооценке люди бывают скромными и не скромными. При заниженной самооценке, человек обращает критику на себя самого..."

    Скромность имеет прямое отношение к самооценке. Человек, ясно видящий своё положение на спиральной лестнице эволюции, видящий тех, кто поднялся выше его, не станет превозноситься в сознании своем над теми, кто не поднялся до его собственной ступени. Как помогают ему самому, так он будет стремиться сам помогать.

    Христос сказал: "Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Иоан.6:38). Так каждый, поднимающийся по Лестнице в свою меру осознает и творит не свою ЛИЧНУЮ ВОЛЮ, но ВОЛЮ ПОСЛАВШЕГО ЕГО ОТЦА...

    В.Б.: "А при завышенной самооценке, не соответствующей способностям, человек склонен критиковать других, прикрываясь лозунгами типа; «будьте скромней товарищи, не выпендривайтесь, соблюдайте очередь в погоне за знаниями», «все должны быть равны и не прыгать выше головы»".

    Не стоит путать "духовную" дерзость с духовным дерзанием. Первую необходимо останавливать и защищать от неё. Вторую можно только поддержать и поощрить. Это так же очевидно, как несхожи и даже противоположны по побуждающим мотивам нахальство и смелость, грубость и решительность... И не стоит путать личные амбиции в подаче недостоверной, даже в малой степени не аргументированной мертвой информации, как просвещения с опорой на Учение.

    У Книге "Община", 94, сказано:

    "Часто вы говорите о несовершенстве существующих книг. Скажу больше – ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя – по числу отпечатков книги. Занимать ложью место народных книгохранилищ – тяжкое преступление. Нужно почуять истинное намерение питателя, чтоб оценить качество его ошибок. Невежество будет худшим основанием. Страх и подлость займут ближайшее место. Все эти особенности непозволительны в общине. Устранение их нужно осуществить в новом строительстве. Запретительные меры, как всегда, не пригодны. Но открытая ошибка должна быть удалена из книги. Необходимость изъятия и перепечатки книги образумит писателя.
    Каждый гражданин имеет право доказать ошибку. Конечно, нельзя препятствовать новым взглядам и построением, но неверные данные не должны вводить в заблуждение потому, что знание есть панцирь общины, и защита знания ложится на всех членов.
    Не позже года должны быть проверены книги, иначе число жертв будет велико. Особенно надо беречь книгу, когда достоинство ее потрясено. На полках книгохранилищ – целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих паразитов. Можно бы сказать: переспите на плохой постели, но невозможно предложить прочесть лживую книгу.
    Зачем обращать лучший угол очага во лживого шута! Именно книги засоряют сознание детей. Должно отметить вопрос книги!"

    Именно: "Конечно, нельзя препятствовать новым взглядам и построением, но неверные данные не должны вводить в заблуждение потому, что знание есть панцирь общины, и защита знания ложится на всех членов. Не позже года должны быть проверены книги, иначе число жертв будет велико."

    И каждый автор должен проверять свою работу, а не бросать её читателям как кость собакам. В одной книге в 90-е читал о том, что в будущем будет лишь самоцензура, при которой автор строго, по совести и глубокой серьёзностью будет выверять свои труды. Он будет руководствоваться нравственными критериями, эстетическими, культурными, научными и иными. Он сам будет самым строгим судией своих трудов. Лишь тогда не потребуется участие внешней цензуры, необходимой для защиты от потоков лжи, яда, тьмы, невежества.
    Другой же человек сказал, что каждой реке необходимы ограничивающие её течение берега. Иначе она затопит все вокруг... Делайте выводы сами...

  • элис28-09-2020 13:01:01

    Константин Савитрин 28-09-2020 12:08:01


    >>"В.Б.: "Скромность не имеет никакого отношения к самооценке. И при низкой и завышенной самооценке люди бывают скромными и не скромными. При заниженной самооценке, человек обращает критику на себя самого..."

    "Скромность имеет прямое отношение к самооценке. Человек, ясно видящий своё положение на спиральной лестнице эволюции, видящий тех, кто поднялся выше его, не станет превозноситься в сознании своем над теми, кто не поднялся до его собственной ступени. Как помогают ему самому, так он будет стремиться сам помогать."

    Думается, скромным может быть человек , не имеющий никаких представлений "о спиральной лестнице эволюции". Просто таково его естество.

  • Иван С.28-09-2020 16:35:01

    Вот и подтверждение того, что другие не знают и этого. Целую философию развели. А ведь всё так просто. Большое знание открывает ещё большее. И прежнее становится банальным. А впереди ещё столько... Оттого и возникает ощущение как бы незнания. И те, кто "не знают и этого" пытаются утвердится в своём познании...

  • Алексей Останин28-09-2020 17:13:01

    Немного хочу добавить к возникшему здесь спору о скромности. Мне кажется, что если каждый из нас хорошо подумает, то несомненной и очевидной станет для всех истина о том, что скромность это прежде всего, и в первую очередь, вопрос воспитания. Вот сегодня, в день рождения Конфуция - учителя и, пожалуй, первого профессионального педагога, хочется напомнить одну из главнейших истин лёгших в основание его учения: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Конфуций призывал воспитывать скромность признанием своих недостатков, когда нас упрекают в них. А разве Платон не того же хотел и от учеников своей Академии? При всём разнообразии человеческих характеров, только воспитание может - подобно скульптору - вытесать из грубого неотёсанного материала красивое и чистое изваяние человеческого образа. Разве не так, друзья?

  • элис29-09-2020 06:29:01

    Иван С. 28-09-2020 16:35:01
    >>"Вот и подтверждение того, что другие не знают и этого. Целую философию развели. А ведь всё так просто. Большое знание открывает ещё большее. И прежнее становится банальным. А впереди ещё столько... Оттого и возникает ощущение как бы незнания. И те, кто "не знают и этого" пытаются утвердится в своём познании..."

    Так стоит ли так пугать естественным наступлением космической реальности. Оно неизбежно. И в нас.

  • Константин Савитрин30-09-2020 09:55:01

    Элис: "Думается, скромным может быть человек , не имеющий никаких представлений "о спиральной лестнице эволюции". Просто таково его естество."

    Безусловно, что скромным может быть человек на любой ступени эволюции сознания. Равно как и нескромным может быть человек на любой ступени эволюции, кроме, быть может высочайших, о которых китайский философ Лао-цзы (живший около времени жизни Сократа) говорил следующее:

    "Причина, по которой реки и моря получают дань от сотни горных потоков, заключается в том, что они находятся ниже последних. Благодаря этому они в состоянии господствовать над всеми горными потоками. Точно так же и мудрец, желающий быть выше людей, ставит себя ниже их; желая быть впереди них, он становится позади. Вот почему, хотя его место выше людей, они не чувствуют его тяжести; хотя его место впереди них, они не считают это оскорблением."

    "Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот — нравственный муж."

    "Мудрый не стремится к власти — так он обретает истинную власть. Обычный человек хочет получить все больше власти — поэтому ему вечно мало. Мудрый ничего не совершает, но и не оставляет ни одного дела незавершенным. Обычный человек все время чем-то занят, но дела лишь прибавляются в числе. Мудрый смотрит не на поверхность, но вглубь, он ищет плоды, а не цветы. Он свободен от своих желаний. Он остается в реальности и отпускает все иллюзии."

    "Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других."

    "Человек с высшей Силой духа исправляет внутреннее, чтобы контролировать внешнее. Человек с низшей Силой духа исправляет внешнее, чтобы успокаивать внутреннее."

    "Небо и земля – долговечны. Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными. Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется."

    И скромность, и нескромность могут проявляться у человека на любой ступени эволюции его сознания. Но невежды и глупцы часто мнят себя достаточно или даже много знающими, хотя в действительности они знают крайне мало и даже не столько знают, сколько запоминают. Такое "знание" может быть развито множеством механистических, психо-физических практик и тренировок. Но на Востоке это вовсе не почитается как знание. Знание на Востоке - есть понимание сущности предмета, явления, человека и т.д.
    Таким образом "знание" невежды и глупца часто просто информированность, то есть запоминание некоторого большего или меньшего объема информации. Кроме того это "знание" крайне поверхностно, то есть касается только наиболее грубых внешних и ближайших к ним внутренних уровней жизни. Сущность ими совершенно не затрагивается и не понимается.
    Знание мудреца же есть мудрость проникновения в глубинную и сокровенную сущность предмета, явления, человека и т.д. Мудрый не запоминает детали. Но понимает основные Принципы или Законы и, руководствуясь ими сосредотачивает своё сознание и свою внутреннюю жизнь на наиболее Важном и Ценном...

    Снова из изречений Лао-цзы:

    "Мудрый позволяет вещам случаться. Он принимает решение о событиях по мере их наступления. Он не стоит у них на пути и позволяет Пути совершаться в своем естественном течении."

    "Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха."

    "Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен."

  • Иван С.30-09-2020 17:43:01

    Элис, вы так пугливы? А чего боитесь, знания или незнания? Ваш коментарий так многозначителен.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Духовное совершенствование »