Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



"Я - Шапошникова". (фотографии, видео)


Адамант из уважения к памяти Людмилы Васильевны Шапошниковой не хочет, чтобы публикация материалов о её жизни из книги Г. Бибиковой вызвала войну со стороны тех или иных групп и надеется, что этим шагом подаст пример согласия и стремления к миру.

 

 


Людмила Васильевна Шапошникова


 

Всегда непросто говорить о человеке, который во многом опередил свое время и грани творчества которого несут на себе отсветы будущего. Тем более что грани эти многочисленны, а поле приложения творческих сил – обширно.

Людмила Васильевна Шапошникова – известный историк, индолог и путешественник, крупный философ и литератор, талантливый организатор и видный общественный деятель, автор многих десятков работ, среди которых труды по философии истории, искусства, культуры. Публикаций же о самом ученом относительно немного. Нередкие поздравления в свой адрес она обычно относит к признанию того дела, которому отданы многие годы жизни. Поэтому в данной ситуации, как писала сама Людмила Васильевна, самое лучшее – это «спросить» об авторе у его же книг. И действительно, зачастую никто так ярко не расскажет о человеке, как им же написанная книга, а также – его конкретные дела и их результаты… Представляется возможным дать хотя бы несколько штрихов к портрету личности, многогранность которой оставляет огромное поле для будущих работ и научных исследований.

В.Г.Соколов

 

Л.В. Шапошникова в библиотеке

Л.В. Шапошникова в библиотеке

 

 

 П.Ф. Беликов, Г.В. Гаврилов, Л.В. Шапошникова Новосибирск, 1976 г.  Из архива Международного Центра Рерихов

П.Ф. Беликов, Г.В. Гаврилов, Л.В. Шапошникова Новосибирск, 1976 г.

Из архива Международного Центра Рерихов

 

 

Л.В. Шапошникова. По маршруту Мастера.

Л.В. Шапошникова. По маршруту Мастера.

 

 

Рериховские чтения Выступает академик Алексей Павлович Окладников. Новосибирск, октябрь 1976 г. Из архива Эстонского общества Рериха

Рериховские чтения Выступает академик Алексей Павлович Окладников.

Новосибирск, октябрь 1976 г.

 

А.П. Окладников, Л.В. Шапошникова, П.Ф. Беликов

А.П. Окладников, Л.В. Шапошникова, П.Ф. Беликов.

 

 

Алехин, Беликов,  Гаврилов, Шапошникова

Алехин, Беликов,  Гаврилов, Шапошникова

 

П.Ф. Беликов, Л.В. Шапошникова, М.И. Качальская, Е.П. Маточкин

П.Ф. Беликов, Л.В. Шапошникова, М.И. Качальская, Е.П. Маточкин

 

 

Людмила Васильевна Шапошникова и Святослав  Николаевич Рерих, Москва, 1987

Людмила Васильевна Шапошникова и Святослав Николаевич Рерих, Москва, 1987


 

Л.В. Шапошникова и С.Н. Рерих в аэропорту, Москва, 1987 г.

Л.В. Шапошникова и С.Н. Рерих в аэропорту, Москва, 1987 г.

 

 

С.Н. Рерих, Л.В. Шапошникова и Девика Рани  в художественной школе при центре искусств  «Читракала Паришад». Бангалор. 1980

С.Н. Рерих, Л.В. Шапошникова и Девика Рани в художественной

школе при центре искусств «Читракала Паришад». Бангалор. 1980


 

С.Н. Рерих и Л.В. Шапошникова. Москва, 1989

С.Н. Рерих и Л.В. Шапошникова. Москва, 1989

 


 

 

Видеофильм «Приглашение в  музей» .

 

 

 

Приглашение в Музей. Часть первая. Зов

 

 

 

Приглашение в музей. Часть вторая. Учителя

 

 

 

Приглашение в музей. Часть третья. Экспедиция

 

 

 

Приглашение в музей.Часть четвёртая. Хранители

 

 

25.08.2015 12:58АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 4829




КОММЕНТАРИИ (13)
  • Александр Владимиров25-08-2015 15:37:01

    Личная информация о столь заметной фигуре, как Людмила Васильевна Шапошникова, целиком составившая целую эпоху в Рериховском движении, неизбежно будет страдать субъективизмом. Книга Галины Бибиковой "Я - Шапошникова", фрагменты которой опубликованы, была подвергнута жесткой критике самой Людмилой Васильевной (http://www.icr.su/rus/protect ion/attorney/paper_lvsh.pdf). И, тем не менее, данные фрагменты помогают лучше понять эту могучую, героическую, великую индивидуальность, которой была Людмила Васильевна Шапошникова.

  • Сергей Скородумов25-08-2015 15:48:01

    Л.В. Шапошникова

    «Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг»
    (Статья опубликована в журнале Мир Огненный. – 1998. - № 1 (16). – С. 60 – 64).

    http://www.icr.su/rus/protecti on/attorney/paper_lvsh.pdf

    … Бибикова ухитрилась в своей книге нарушить все, что было можно. Она опубликовала не принадлежащую ей информацию без разрешения, включила в свою работу десятки страниц плагиата, добытые из статей самого «героя», без всяких ссылок на него. Более того, она произвольно толковала списанное и вносила в него свои поправки и мысли, искажающие все до неузнаваемости.
    По мере чтения книги передо мной все чаще и чаще возникал один образ. Когда-то в первом классе школы существовало учебное пособие, которое называлось «кассой». В ячейки этой «кассы» вставлялись буквы, из букв дети складывали слоги, потом слова, затем фразы. Изложение фактов моей жизни напомнило мне такую «кассу», которую сначала, по какой-то причине, рассыпали, затем все буквы и слова перепутали, после в спешке собрали, опубликовали и предложили не только ошеломленному «герою», но еще и читателю. Если я начну «собирать» и восстанавливать каждый факт, каждую оброненную мной фразу, я должна буду написать заново книгу о себе. Однако это пока в мои жизненные планы не входит. Поэтому тех, кто вдруг почему-то заинтересуется моей жизнью, я отсылаю к моим же публикациям и книгам. Из них они узнают о моей работе, о моих путешествиях и даже приключениях сущую правду, а не домыслы. Книга Бибиковой не носит познавательного характера и не может служить ни в коей мере источником для ссылок на какие-то факты из жизни «героя». Это мое официальное заявление…

  • Сергей Скородумов25-08-2015 17:31:01

    Каким образом материал, основанный на лживом источнике может помочь понять индивидуальность Людмилы Васильевны?

    Вот что она сама писала об этой книге Бибиковой:

    "... "

    Удалите этот недоброкачественный материал. Или опубликуйте рецензию Людмилы Васильевны на него.


    Администратор

    Повторяющийся текст из Вашего первого комментария удален. На рецензию Людмилы Васильевны в комментарии Александра Владимирова дана ссылка.

  • Александр Владимиров25-08-2015 19:20:01

    Евангелия содержат ошибки и поздние вставки, собственно, содержащие, грубо говоря, ложь (или можно сказать мягче), о чём писала Блаватская, Е.И.Рерих. Например, "Вы правильно отмечаете, что Евангелия составлялись много позднее времени Христа и даже Его ближайших учеников. Кроме того, следует принять во внимание и цензуру многих духовных отцов-ревнителей. Мережковский в своих книгах «Иисус Неизвестный» и «Блаженный Августин» приводит немало ценнейших сведений относительно «подлинности» Евангелий. Эпизод, упомянутый Е. П. Б. в связи с избранием и утверждением духовными отцами подлинных Евангелий, я нашла в брошюре Г. С. Олькотта" (Письмо Е.И.Рерих 27.11.1937). Борьба церкви за правильные Евангелия проходила драматично, и в результате оказались утрачены ценнейшие сведения о подлинном Христе, а также о его многих важных заветах и словах. Означает ли это, что оставшиеся "несовершенные" Евангелия должны быть спрятаны с глаз долой? Ответ очевиден, что нет.
    На вопрос: Каким образом материал, основанный на лживом (вероятно не в каждом слове? - А.В.) источнике может помочь понять индивидуальность, отвечу, что сама постановка вопроса в порядке "боевого клича", и в такой день, есть отображение созвучия и в рассматриваемой Бибиковой индивидуальности, столь же боевой, что, собственно, и показано автором в ранние годы. Это позволяет другим людям, не привыкшим к войне, понять характер человека, постараться понять, что война в условиях войны - последнее средство. Но разве наше сегодняшняя утрата является поводом для войны? Вы по своему правы, что возмущаетесь против того, что говорите. Но вы должны и понять, что вы не обладаете истиной в последней инстанции. Дайте живой и правдивый портрет, и с радостью его примут люди. Впрочем, в истории никогда не бывало единодушия по поводу известных людей. Проще из живого человека сделать памятник, похожий на сотни других. Существуют различные жанры литературы. Например, учёные историки не любят Мережковского и даже Гумилёва, ибо многие их вещи не доказаны, а, в чём их обвиняют – поэтичны. Но живые, душевные люди этих авторов почитают за то, что они, почувствовав, обозначили нечто гораздо правильнее, чем традиционные учёные. Одни любят поэзию, другие прозу, третьи статистические таблицы. Изображение людей, их внутренний мир лучше ухватывает поэзия. И даже "лживая" греческая мифология помогла понять гораздо больше, чем догматические поучения. Не думаю, что сказанное мною сторонники прямолинейных решений и твёрдой неукоснительно-эталонной "истины" меня поймут. Жаль, если родился ещё один повод для войны.

  • Нэлла25-08-2015 20:28:01

    Прислушайтесь к словам Л.В.Шапошниковой:"… Бибикова ухитрилась в своей книге нарушить все, что было можно. Она опубликовала не принадлежащую ей информацию без разрешения, включила в свою работу десятки страниц плагиата, добытые из статей самого «героя», без всяких ссылок на него. Более того, она произвольно толковала списанное и вносила в него свои поправки и мысли, искажающие все до неузнаваемости".
    Этот текст Бибиковой надо убрать!

  • М.М. Бакланов25-08-2015 20:35:01

    Когда появилось это извлечение из книги Г. Бибиковой, я с удовольствием прочитал эту публикацию, поскольку самой книги раньше не держал в руках. Воспринял её как откровения Людмилы Васильевны близкому человеку. Вряд ли она стала поверять свои личные страницы жизни кому-то другому. Затем пришел ответ от Сергея Скородумова, где он выразил протест на данный материал. Позволю себе высказать свою позицию о СУЩНОСТИ этого фрагмента книги, а не о её деталях и достоверности фактов. Меня трудно упрекнуть в антиМЦРовской позиции – я всегда последовательно отстаивал заветы С.Н. Рериха в деле сохранения наследия его семьи. Как мог, боролся за сохранение общественного статуса Центра и принадлежащего ему по праву наследства. И буду дальше работать в этом направлении. Единственное, чего я не делал, так это не касался личности Людмилы Васильевны, видя в ней всю гамму жизненных тонкостей, которыми одарила её судьба. Но трактовка этих особенностей в моем сознании опиралась совсем на другие критерии, которыми оперировали защитники и оппоненты действий руководителя МЦР. Я не буду сейчас развивать свою мысль дальше - этому сейчас не время и не место – реально оценить значимость личности Л.В. Шапошниковой в истории рериховского движения, мы еще сейчас не готовы. Из этих соображений я никогда не комментировал действия и поступки Людмилы Васильевны, видя в них не только земное, но и небесное.
    Теперь вернемся к материалам данной публикации. Я не могу обсуждать всю книгу в целом и судить о «плагиате», «некорректном толковании списанного» и прочих моментах, затронутых Сергеем в своем комментарии. Остановлюсь на том, что перед глазами. Понятно, что больше всего вызывает такое неприятие в этой части книги: история про водку и табак. Давайте проведем четкую черту: то, что было в «прошлой» жизни не транслировать на ту жизнь, которую она вела после того как приняла на себя ответственность по наследству и организации Центра. Каждый из нас не родился святым – оглянитесь каждый на свою жизнь и вы найдете в ней много моментов, которые вам вспоминать не хочется. Но они были и остались в Книге жизни, и вы перешли через них, стали другими и этих других – последних – люди оценивают сегодня. Кто-то будет копаться в прошлом - и таких предостаточно. Будут рождаться небылицы и сплетни, и подобная чушь. По отношению к Шапошниковой их с избытком – видел и не так давно. Может быть лучше самому приоткрыть такие страницы своей жизни, положив конец россказням? Не каждый решится на это, тем более из ранга публичных фигур. На это нужно иметь смелость и уверенность, что из-за этого авторитет человека не упадет, а только усилится, поскольку люди увидят в нем не нарисованное божество, а человека, равного с ними, простого и доступного. Наглядный пример приведен здесь же в главе «Тропическая лихорадка и Александр Македонский»: именно личная простота в способность встать на один уровень с местными обычаями дала ей возможность реально ознакомиться с жизнью аборигенов в индийском племени. Или вспомните пример с Марией Магдалиной: кем она была раньше и кем стала затем. Но ведь история не скрывает этих страниц её жизни, наоборот, они только подчеркивают величие этой женщины. Вот поэтому, читая эти прошлые воспоминания Людмилы Васильевны, я не чувствовал того, что её авторитет в моих глазах упал, наоборот, видел себя таким же в той «прошлой» жизни, и во мне возникал образ не святой, а обычного человека, сумевшего перешагнуть через земное бытиё и стать Человеком с большой буквы. Поверьте, моё отношение к ней нисколько не изменилось, несмотря на то, знал ли я, или не знал этих моментов её личной биографии. И каждый нормальный человек, читающий эти откровения, будет оглядываться на себя и говорить: « Ведь можно и мне попытаться сделать себя лучше!» Ну а если во всем хочется видеть грязь или чью-то попытку очернить свой идеал, так каждый выбирает свой путь сам, по своему сознанию. Ни та, ни другая дорога не будет иметь успеха в Хрониках истории. А Людмила Васильевна, независимо от цвета малярной краски, останется сама собой – такой, как ей определила Судьба в этой жизни – Первой хранительницей наследия, организатором Международного центра Рерихов, философом, ученым и культурным деятелем мирового масштаба…
    Что касается достоверности фактов, изложенных автором в своей книге – не об этом теперь должна идти речь, а о необходимости настоящего жизнеописания биографии Л.В Шапошниковой, с использованием всех без исключения достоверных материалов и фактов, тогда не будет претензий на личное авторское сочинительство.
    Жаль, что эту тему и полемику затеяли в столь скорбный и неудачный момент.

  • Александр Иванов25-08-2015 22:39:01

    "Счастливы те из воинов, кто смотрит на Смерть как на нежную и сострадательную мать. Она укачивает своих больных детей, погружая их в сладкий сон на своей холодной, мягкой груди, но с тем, чтобы пробудить их через миг, исцелившихся от всех болезней, счастливых и многократно вознагражденных за всякий горький вздох и слезы. ПОСМЕРТНОЕ забвение всякого зла - до последней капли - это самая блаженная черта "рая", в который МЫ верим. Да, забвение боли и горестей, и лишь живое воспоминание, или даже повторное проживание каждого счастливого момента нашей земной драмы; и если в горькой жизни кого-либо не было никогда такого момента, то чудесное осуществление каждого законного, заслуженного, но неудовлетворенного желания, которое когда-то возникло, столь же истинное, как сама жизнь, и семикратно усиленное в семьдесят семь раз..."
    Е.П.Блаватская "1890! К наступающему Новому году."

    Можно по-разному оценивать и относиться к личности Л.В.Шапошниковой (пока решающюю роль в этой оценке определяет рассудок и эгоизм людей Пятой Расы, который мешает Сердечному единогласию), но следует твердо утвердить, что ее Индивидуальность есть истинный Воин-Строитель устремленный к Общему Благу.
    Уверен, счастливых моментов в ее жизни было достаточно и возрожденная Живым Огнем, она вновь, скоро, вернется на Землю продолжить Строительство Храма.


    P.S. Восьмой месяц восьмого (2+0+1+5) года как всегда приносит потрясения.
    Немного о значении и влиянии цифр, в частности 8-ки, в той же статье Елены Петровны говорится: "..это не новое, а очень старое суеверие. Его разделяли давным-давно, и в него твердо верили все императоры и мировые властители. Они боялись числа 8, поскольку оно предполагает РАВЕНСТВО ВСЕХ ЛЮДЕЙ. За пределами вечной ЕДИНИЦЫ и мистического числа СЕМЬ, за небесами, семью планетами и сферой с неподвижными звездами, в философии арифметиков появился ОГДОЭД. Это был ПЕРВЫЙ РАВНОСТОРОННИЙ КУБ, и он считался священным. В восточной философии число 8 символизирует равенство элементов, порядок и симметрию на небе, трансформированные в неравенство и смешение на земле вследствие эгоизма, величайшего бунтовщика против законов природы.
    "Цифра 8, или бесконечность, означает постоянное или даже вечное и регулярное движение вселенной", - говорит Рагон. Но, будучи совершенным, как и космическое число, оно является также символом низшего ЭГО, плотской природы человека."
    Тем не менее, в нашей творческой воле сделать это время прекрасным и возвышенным, наполненным красотой наших устремлений, невзирая на земные обстоятельства, преодолеть "неверие в возможность такого чуда", когда мы сознаем, "что каждый, кто живет и дышит, тем самым воздействует на ментальную и моральную атмосферу мира и помогает так или иначе окрасить день для тех, кто находится около него", активно учавствуя в эволюции Человечества.

  • Абрамова Елена26-08-2015 16:02:01

    М.М.Бакланову. В своем комментарии Сергей Скородумов указал лишь слова самой Л.В.Шапошниковой о данной книге. Поэтому трудно представить, что кто-то иной кроме нее может " судить о «плагиате», «некорректном толковании списанного» и прочих моментах". Так же посмотрите как уже "обвесили" домыслами-предположениями о причинах "протеста" и самого Сергея. Просто потом не забывайте, что это лишь ваши слова-предположения, т.к. таким образом часто и происходит размазывание границы между выдумкой и правдой.

  • Александр Иванов26-08-2015 22:14:01

    Я хотел остановить эту ненужную полемику....., попробую вновь.

    "Урусвати даже в час опасности сохраняет торжественность. Не многие понимают силу такого щита. Посреди бушующих токов скала нерушимой торжественности стоит незыблемо. Можно исследовать научно каждую мощь, окружающую человека. Он сам может порождать любую силу в себе и ковать из нее непроницаемый панцирь. Также нужно понять, что торжественность есть лучший мост к Нам. Наша помощь летит быстро по каналу торжественности и медленнее всего путем ужаса и уныния...
    Не забудем, что каждая помощь должна быть принята. Когда Мы указуем единение как средство достижения, такой совет будет чисто научным. Нам нужно известное напряжение энергии, которое может быть соблюдено при единении участников. Каждая брешь порывает ценную ткань...
    Перед сроками космическими могут быть нагнетение и даже болезненные ощущения, потому Мы советуем развивать в себе чувство торжественности. Называем это чувство крыльями. Лучи подвига не блестят без торжественности. Утверждение тоже нуждается в торжественности. Такое преддверие к храмине будет самым подобающим.
    Торжественностью преисполним сердце.
    Видите, как мощна торжественность. Видите, как можно достигать именно торжественностью. Потому не только советуйте торжественность, но требуйте её как спасение, Мы лишь начали стезю торжественности. Если удастся вам её продолжить, увидите чудеса. Уже месяц Ведём восхождение торжественное. Несмотря на бой, Мы сходимся торжественно. Мы отбросили все подброшенное и собрали явление запасов добра. Поверх всех сердечных достижений светит торжественность. К ней Зовём, на неё Указуем!"
    Надземное 104; Аум 579; Сердце 491.

  • Галия28-08-2015 13:35:01

    Уважаемая Татьяна Николаевна!Благодарю за фото и видео материалы.Бесценный фильм "Приглашение в Музей!Огромное спасибо за попытку обойтись без комментариев и рассуждений о личности Людмилы Васильевны!

  • Галия28-08-2015 13:46:01

    Из уважения к админам сайта,друзья,напоминаю:"Адаман т из уважения к памяти Людмилы Васильевны Шапошниковой не хочет, чтобы публикация материалов о её жизни из книги Г. Бибиковой вызвала войну со стороны тех или иных групп и надеется, что этим шагом подаст пример согласия и стремления к миру."

  • Иван01-09-2015 15:01:01



    Администратор

    Комментарий удален

  • Сергей Мальцев06-03-2016 10:34:01

    Я (Сергей Мальцев) лично был свидетелем обсуждения книги "Я - Шапошникова" Галиной Ивановной Бибиковой и Людмилой Васильевной Шапошниковой.
    Они обсуждали содержание книги по телефону. Речь зашла как раз о том, как Галину Бибикову ее враги вытеснили из МЦР. Галина Ивановна и Людмила Васильевна решали в этот момент, какое слово лучше использовать при описании в книге этого эпизода - "выжили" или "выжали".

    Я вклинился в их телефонный разговор, позвонив в это время по телефону из своего гостиничного номера в "Измайлово". Странным образом включилось "тройное" телефонное соединение, но я этого не понял, и для меня их разговор звучал так, как будто обе собеседницы вели обсуждение дома у Галины Ивановны - как будто она сняла трубку и держала ее в руках во время разговора.
    Я слушал этот разговор в течение какого-то времени, потом потерял терпение, засомневавшись, а надо ли мне так подслушивать чужую беседу и вклинился в нее: "Галина Ивановна!"

    На том конце провода услышал замешательство, возмущение, и тут же получил строгий выговор. Потом еще один, когда уже позвонил повторно.

    Галина Ивановна отчитала меня за то, что я не смог понять сразу простую вещь - телефонная сеть в гостиницах имеет свои технические "сюрпризы" от спецслужб и иногда они могут проявляться именно таким образом. Мне пришлось тогда только оправдываться тем, что для меня это выглядело как разговор двух человек в помещении на другом конце провода, заставляющих меня его выслушивать.

    Рассказываю об этих подробностях для того, чтобы лично засвидетельствовать: Людмила Васильевна Шапошникова не просто была в курсе написания книги "Я - Шапошникова", но и плотно взаимодействовала с ее автором, Галиной Ивановной Бибиковой, при ее написании.

    Вся эта скандальная история с книгой "Я - Шапошникова" и неприязненной реакцией героя книги показывает, как сложности личных отношений, идущие еще из прошлых жизней, могут проявляться самым неожиданным образом и иметь трагические последствия.

    Книга, которая должна была стать лучшим помощником для Людмилы Васильевны в руководстве Рериховским движением, была ей отвергнута. Вместе с автором...

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Людмила Васильевна Шапошникова »