Проект «Русский космизм». Очерк академика Л.В.Шапошниковой «Восьмой день творения» из книги «Тернистый путь Красоты» (аудио) Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в библиотеке Томского Академгородка Х Кузбасские чтения памяти Бориса Николаевича Абрамова, 2.08.2025 Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России»


Портрет Петра Ивановича Багратиона работы Джорджа Доу.

 

 

«Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию».

 

260 лет назад, 10 июля 1765 года, родился человек, которого с лёгкой руки поэта Гавриила Державина впоследствии будут сравнивать с богом войны. Именно Гавриил Романович, слегка исказив фамилию своего героя, сделал из неё шараду: «Бог рати он».

 

Багратион участвовал более чем в 20 кампаниях и 150 сражениях, не потерпев ни одного поражения в самостоятельных операциях.

 

«Багратион – лучший генерал русской армии», ‒ говорил о нём Наполеон. «Неустрашим в сражении, равнодушен в опасности», – характеризовал его военачальник Алексей Ермолов. «Багратион неподражаем в своих мгновенных вдохновениях…» – вспоминал о герое на поле брани генерал-майор, декабрист Михаил Фонвизин. «Львом русской армии» называл Багратиона Виссарион Белинский. Солдаты же отзывались о своём командире одним словом: «Орёл!»

 

Пëтр Иванович Багратион происходил из древнейшего рода Грузии. Мальчик рос в атмосфере славных боевых воспоминаний, зачитывался книгой «Витязь в тигровой шкуре», отпечатанной в 1712 году в первой тбилисской типографии его предка царя Вахтанга VI, талантливого политика и образованного человека, современника Петра Великого..

 

В 17-летнем возрасте князь Пётр по приглашению тётки княгини Анны Александровны Голицыной, урождённой княжны Грузинской, приехал в Петербург. Из всех вещей у него была только старая поношенная черкеска. Когда был назначен приём у вице-президента Военной коллегии князя Григория Потёмкина, он вынужден был взять новый костюм у дворецкого. Потёмкин остался доволен молодым человеком и приказал зачислить его сержантом в Кавказский мушкетёрский полк.

 

Так в 1782 году началась боевая юность Багратиона. На Кавказе он получил и первое боевое крещение, и первые офицерские чины, и первую тяжёлую рану. На поле боя среди погибших и раненых его подобрали чеченцы и в знак уважения к отцу Багратиона отправили в русский штаб, не взяв выкупа.

 

В 1788 году Багратион участвовал в штурме Очакова и вместе с группой мушкетёров полка одним из первых ворвался в крепость. В боях при местечке Броды он обратил в бегство значительно превосходящие силы противника, захватив более 250 пленных и орудие. А во время атаки в бою под Прагой обратил в бегство неприятельскую кавалерию и гнал врага до самой Вислы. В легендарном походе суворовских войск через Швейцарию Багратион шёл во главе армии, первым принимая на себя удары противника и преодолевая преграды дикой природы гор.

 

 Александр Суворов приписывал Багратиону важную роль в Итальянском походе и характеризовал его императору Павлу как «наиотличнейшего генерала, достойного высших степеней». За боевые отличия в этих и других походах и штурмах Багратион последовательно получал все офицерские чины, и в феврале 1799 года был произведён в генерал-майоры. Но Багратиону, как писал Иван Полосин в посвящённом герою историческом очерке, «дороже всех царских наград и всех царских милостей была старинная суворовская шпага, которую ещё в Италии он получил от Суворова и с которой он с тех пор уже никогда не расставался».

 

Будучи учеником Суворова, который ласково называл его «князем Петром», Багратион равнялся на него и на войне, и в повседневной жизни. Он ел с солдатами из одного котла, спал не более трёх-четырёх часов в сутки, носил папаху и бурку, а жалование тратил на подчинённых. Так же, как и Суворов, Багратион не имел специального военного образования – он постигал военную науку в сражениях. Хорошо знавший Багратиона московский градоначальник Фёдор Ростопчин называл его «генералом по образу и подобию Суворова».

 

Война Третьей коалиции, то есть союза России, Австрии и Великобритании против Наполеона, была для нашей страны неудачной — вспомним хотя бы разгром при Аустерлице в 1805 году. Но один светлый момент в ней всё же имел место. Шёнграбенское сражение. То самое, когда на корпус Петра Багратиона численностью в 7 тыс. человек навалился корпус наполеоновского маршала Иоахима Мюрата численностью более 20 тыс. человек, имевший приказ императора французов: «Идите, уничтожьте русскую армию. Вы можете взять её обозы и её артиллерию».

 

А на деле получилось ровным счётом наоборот — русский корпус, возглавляемый князем Багратионом, вышел из боя, захватив трофеи, в том числе и артиллерийские орудия, да ещё и нанеся Мюрату вдвое больший урон. Это было невероятно. Это возрождало в памяти те дни, когда учитель Багратиона, Александр Суворов, раз за разом стирал «непобедимых» маршалов революционной Франции в пыль.

 

«Всюду толкуют о подвигах князя Багратиона, который мужеством своим спас арьергард и всю армию. Удивительное дело! Три дня назад мы все ходили как полумёртвые, и вдруг перешли в такой кураж, что боже упаси! сами не свои, и чорт нам не брат. В Английском клубе выпито вчера вечером больше ста бутылок шампанского...» Это фрагмент из записок москвича Степана Жихарева — на его труд опирался Лев Толстой, когда писал те сцены эпопеи «Война и Мир», где Москва в марте 1806 года чествует вернувшегося из Европы Багратиона. В Петербурге больше внимания уделяли императору Александру I, а в Москве — тому, кто на самом деле проявил чудеса стойкости и героизма в кампании 1805 года.

 

В начале Отечественной войны 1812 года Пётр Багратион, командуя 2-й Западной армией, совершает беспримерный марш-манёвр в 800 километров и за 35 дней выводит армию к Смоленску. Соединение с 1-й Западной армией Михаила Барклая де Толли сорвало замыслы Наполеона разгромить русские армии порознь. 

 

Ранним утром 7 сентября (26 августа по старому стилю) разразилась Бородинская битва – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года. Около полудня началась очередная (в историографии её иногда называют восьмой) атака французов, в которой против 18 тысяч солдат и 300 орудий, имевшихся в распоряжении Багратиона, Наполеон бросил 45 тысяч солдат и 400 орудий. Это была последняя атака, отражением которой руководил генерал Багратион. Разорвавшийся снаряд ранил его осколками в левую ногу. Пятое по счёту ранение оказалось для Багратиона роковым. 

 

С поля боя князя эвакуировали сначала в Можайск, а затем и в Москву, где он несколько дней провёл в доме своего дяди Кирилла Багратиона. Там и посетил его генерал-губернатор Москвы Фёдор Ростопчин, оставивший воспоминания: «Он был в полном сознании, страдал ужасно, но судьба Москвы не давала ему ни минуты покоя...»

 

Да, в земной жизни Багратиона это была точка — князь умер 24 сентября 1812 года. Но в памяти москвичей никакой точки не было — Багратион по-прежнему оставался с ними. Годом спустя в храме Грузинской слободы состоялось первое поминовение полководца. Архимандрит Заиконоспасского монастыря Симеон прочёл своё «Слово на память незабвенному Герою, Князю Петру Ивановичу Багратиону», в финале которого донёс до нас последние слова героя. И были они о Москве: «Не рана наружная — говорил он друзьям своим, отходя от сего века, лишает меня жизни, но рана сердца моего, когда злодей уязвил сердце моего Отечества...»

 

Генерала похоронили в саркофаге в летней Богоявленской церкви, построенной в 1769 году. По инициативе его бывшего адъютанта Дениса Давыдова в 1839 году его прах был торжественно перезахоронен на Бородинском поле в присутствии императора Николая I около главного монумента-часовни, установленного в том же году в честь 25-летия победы над Наполеоном.

 

Однако в 1932 году по инициативе московского руководителя Н. А. Филатова был уничтожен чугунный склеп-часовня над могилой П. И. Багратиона в целях выполнения плана по сдаче чугуна в металлолом, часовня была взорвана, при этом останки генерала были выброшены в поле.

 

В 1986 году при раскопках на месте захоронения были обнаружены остатки склепа, а в нём на полу мелкие кости, пуговицы и иные фрагменты генеральского мундира, фрагмент генеральских эполет, фрагменты гроба с декоративными металлическими ручками и остатками проволочного витья от его украшений. После выполнения исследовательских работ в августе 1987 года все эти находки были захоронены с воинскими почестями, но без излишней огласки, в восстановленном склепе-часовне.
 

16.07.2025 07:35АВТОР: Ольга Григорова | ПРОСМОТРОВ: 98


ИСТОЧНИК: vk.com



КОММЕНТАРИИ (4)
  • З.И. Ивашова16-07-2025 18:48:01

    Спасибо автору, очень понравилась статья. Спасибо за встречу с таким человеком, поистине царский подарок.

  • Александр18-07-2025 10:51:01

    Бородинское поле.

    Здесь нет мужчин и женщин,
    здесь нет мужей и жён.
    Где с вечностью повенчан
    на жизнь Багратион.
    Плита. Простая надпись.
    Букетик полевой.
    Тому, кто бился насмерть
    за честь Москвы самой.
    Не в моду. Не в угоду.
    Без нотки приказной.
    Сюда народ к народу
    идёт своей тропой.
    Почувствовать истоки,
    Послушать времена.
    Любви живые токи.
    Россию. И себя .
    Здесь нет мужчин и женщин.
    Здесь нет мужей и жён.
    Где с вечностью повенчан
    на жизнь Багратион.

  • Александр18-07-2025 13:28:01

    «Формула жизни» дана на основании расположения планет микрокосма рождения и картин-символов Дэйна Радьяра.
    «Формула жизни» рождения Багратиона: «Питание для последовательного, постепенного роста для исполнения уяснённых обязанностей - это не только внешний успех, но и ответ духовных сил, знак внутренней силы и необычного дара - противостояния социальным переворотам, требующим пересмотра социальных ценностей - интуитивным сопоставлением альтернативных возможностей - жаждой сознательной формы и устойчивости - достижения порога, на котором нужно остановиться, что бы обезопасить дальнейшее продвижение - открытым втеканием духовных энергий - открытием новые потенциальностей - наградой веры в духовное благословение - возможностью трагических последствий, когда воля человека противостоит коллективной силе общества». .

  • Елизавета 19-07-2025 07:03:01

    Спасибо! Очень интересно было узнать такие важные моменты нашей истории.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »