«Дума о Культуре есть врата в будущее»: День Культуры – 2024 в школах Санкт-Петербурга. Выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Гродненском государственном историко-археологическом музее (Республика Беларусь). О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



"Я молнию у неба взял". Олимпиада Царегородцева.


Александр Леонидович Чижевский (1897-1964)

 

 

 

«Как прекрасно сознание связи с Космосом!

Как прекрасно созидание космической эволюции»

Беспредельность, 780

 

…Среди несущихся в пространстве
энергий много ценных
жизнедателей. И среди людей
утверждаются эти жизнедатели. Часто среди людей
они проходят незамеченными,
часто непризнанными, часто
отверженными. Часто эти
Носители Истины и Закона
творят эволюцию.

Беспредельность, 388

 

 

ХХ век ввел в историю цивилизации космическое естествознание как главный принцип познавательной и практической деятельности человечества. Один из основателей современной биокосмологии - русский ученый Александр Леонидович Чижевский (1897-1964), первооткрыватель закономерностей о влиянии космических факторов и атмосферного электричества на земные процессы. Его научные дерзания и достижения уместно сравнить с подвигом Николая Коперника. Чижевский логически завершил процесс, начатый четыре с лишним века назад фромборкским каноником. Отныне гелиоцентризм, прочно утвердившийся в науках о Земле и небе, решительно вступил в биологию и медицину. Чижевский стал основоположником целого ряда направлений в современной науке, таких как космическая экология, гелиобиология, гелиотараксия, историометрия и др. Его называли Леонардо ХХ века: крупный ученый, художник, поэт, глубокий мыслитель-космист.   

 

Родился будущий ученый 7 февраля 1897 года в Гродненской губернии, ранние годы провел в родовом имении Александровке Брянского уезда. Детство Шуры Чижевского проходило в семье отца, высокообразованного кадрового военного из именитого дворянского рода. Лишившись матери в младенчестве, Шура не был обделен нежной заботой и лаской. Родная сестра отца, Ольга Васильевна Чижевская – Лесли, заменила маленькому племяннику мать. Переехав на постоянное жительство к брату, она до конца жизни оставалась рядом с ним и со своим воспитанником. Александр Чижевский писал:«Она стала второй, настоящей, действительной матерью, и этим священным именем я называл ее всю жизнь. Она воспитала меня, вложила в меня всю душу, все свое чудеснейшее сердце редчайшей доброты человека и умерла на моих руках». ​*

 

А.Л. Чижевский. Александровка. 1914 год. 


Отец Шуры, Леонид Васильевич Чижевский, всячески поощрял любознательность мальчика. Он не жалел средств для создания домашней химической и электрофизической лаборатории, оснащенной всем доступным оборудованием и приборами. К услугам Шуры была богатейшая библиотека отца. Да и сам Александр, еще в юном возрасте, стал формировать свою библиотеку, не уступая отцу в числе приобретаемых книг. В 10 лет он уже составил свой первый компилятивный труд, который назывался «Популярная космография по Клейну, Фламмариону и другим».​

 

Большую роль в воспитании внука сыграла и бабушка — Елизавета Семёновна Чижевская — двоюродная племянница  П.С.Нахимова,   приобщившая его к иностранным языкам и рисованию. Незримой волей в судьбе Александра Чижевского создавалась благодатная почва для развития его незаурядных талантов. ​

 

Ежегодно до 1906 г. ребенка вывозили в Италию и Францию, чтобы поправить слабое здоровье. Много путешествуя, он знакомится с древней культурой Греции и Египта. В семилетнем возрасте он берет уроки живописи в Парижской академии художеств у одного из учеников знаменитого импрессиониста Э. Дега. Александр увлечен астрономией, поэзией, живописью, музыкой. Все это закладывало «основные магистрали» его будущей жизни. В 1914 году  юноша с трепетом переступает порог дома знаменитого калужского «чудака» - Константина Эдуардовича Циолковского и излагает ему свои первые интуитивные догадки о солнечных влияниях на земную жизнь.​

 

А.Л. Чижевский и К.Э. Циалковский


«Его внутренний мир был строго упорядочен, гармоничен и обладал высоким творческим накалом, необходимым для выполнения той миссии, с которой он явился в плотный мир Земли. Два важных события, которые обозначили его дальнейшую судьбу, произошли в самом начале его самостоятельной жизни. Это встреча с гениальным Циолковским, единомышленником и учеником которого он стал, и Октябрьская революция, резко изменившая жизнь России и его собственную. Два этих события произошли в разных измерениях и не могут быть сравнимы, но, таинственно переплетенные во времени и пространстве, они имели судьбоносный характер для обоих: и Константина Эдуардовича Циолковского, и Александра Леонидовича Чижевского. Их знакомство, которое началось еще до революции, с годами превратилось в дружбу двух единомышленников. Оба жили Космосом, оба делали много для того, чтобы была научно и технически решена проблема «Человек и Космос», приобретшая к ХХ веку непреходящее значение», — пишет Л. В. Шапошникова в своей книге «Великое путешествие»*.

 

И об этом удивительном и судьбоносном событии пишет  в своих воспоминаниях сам Александр Леонидович: «Дружба с К.Э. Циолковским была настолько искренней и большой, что я никогда не мыслил какого-либо большого научного дела без него, ибо мои научные дела мы подвергали совместным обсуждениям и критике. Мой старший друг платил мне той же приязнью,делился со мной своими мыслями, читал мне своинеопубликованные  произведения. По многим вопросам обращался ко мне за советом, поручалвыяснить или решить ту или иную задачу, стоящую перед ним, и т.д».*

И дальше в своих воспоминаниях Александр Леонидович рассказывает о беседах  с К.Э. Циалковским: «Я уверяю вас, - говорил Константин Эдуардович,- человек полетит в космос на ракете… Конечно, это будет русская ракета, и, конечно, полетит на ней русский человек…да, да, именно русский человек – богатырь. Отважный, смелый, храбрый, первый звездоплаватель….» *

 

Учась в Москве одновременно в двух институтах: коммерческом и археологическом, Чижевский посещает еще и лекции на медицинском и естественно-математическом  факультетах университета. В 1918 г. защищает диссертацию, а в 1924 г. публикует труд в 900 страниц под названием «Физические факторы исторического процесса». Затем ученый создает в Калуге у себя дома лабораторию, где пытается найти подтверждение своимпрозрениям.​

 

В 20-30-е годы у Чижевского был большой круг общения: и академический, и профессорский, и писательский. В отличие от одинокого, замкнутого в себе Циолковского он вращается в эпицентре научной, литературной жизни. Диапазон его познаний и интересов настолько широк, что в орбите его интересов совмещались, казалось бы, несовместимые вещи. В 1915 году он знакомится с писателями Л. Андреевым, А. Куприным, А.Толстым, И. Северяниным, в 1920 году встречается с А. М. Горьким и В. Брюсовым. Его работы издаются преимущественно на иностранных языках за границей. Он становится членом зарубежных академий наук, его выдвигают на соискание Нобелевской премии. Но его не пускают за границу. А в 1942 году - арест. Пропадают 150 папок с ценнейшими научными материалами, исчезает навеки рукописный труд в 40 п. л. «Морфогенез и эволюция с точки зрения теории электронов». И впереди 15 тяжелейших лет, проведенных на Северном Урале, потом в Караганде. Здесь он занимается «по памяти пейзажной акварелью» (сохранилось около 400 работ; более ранние работы, выполненные в разной технике: от масла до пастели, а их было  до 2 тысяч, пропали). В своих полотнах художник искусно передал открывшийся ему, ученому, лик земного шара: весь пронизанный незамечаемыми нами вибрациями, взвихренный солнечным электричеством, он как бы смоделирован потоками космических излучений. Это А. Чижевский передает и через поэзию, в которую вошел как философ, мыслитель- космист:​

 

    О беспредельном этом мире

     В ночной тиши я размышлял,

     А шар земной в ночном эфире

     Небесный свод круговращал.

 

     О, как ничтожество земное

     Язвило окрыленный дух!

     О, как величие родное

     Меня охватывало вдруг.

 

Или:

 

     Великолепное державное Светило,

     Я познаю в тебе собрата-близнеца,

     Чьей огненной груди нет смертного конца,

     Что в бесконечности, что будет и что было.

 

     В несчетной тьме времен ты стройно восходило

     С чертами строгими родимого лица.

     И скорбного меня земного пришлеца,

     Объяла радостная, творческая сила.

 

     В живом, где грузный пласт космической руды

     Из черной древности звучишь победно ты,

     Испепеляя цепь неверных наших хроник,

     И я воскрес, пою… О, в этой вязкой мгле,

     Под взглядом вечности ликуй, солнцепоклонник,

     Припав к отвергнутой Праматери Земле!

 

 

 

Живопись А.Л. Чижевского.

 

Как и Николай Коперник, Александр Чижевский бросил вызов господствующему представлению об автономности жизни Земли во Вселенной. Он говорил о беспредельных мирах, о том, чем грезили великие философы древности. И научным путем доказал, что все земное пульсирует в ритме Солнца, что «эхо» глубокого дыхания гигантского космического тела, вокруг которого хороводом ходит семейство планет, вызывает реакцию и на Земле, и на других планетах. Солнце - это сердце нашей системы, все живет и движется динамикой сил самого Светила. Прослеживая процессы, происходящие на Земле в период солнечной активности, в 1915-1916 гг. он выдвинул в калужских научных обществах  гипотезу о возрастающей агрессивности процессов на Солнце. А в 1918г. в Московском университете Чижевский как историк-социолог защищает диссертацию «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса».​

 

В 1922г. в Калуге, делая доклад «Влияние периодической деятельности Солнца на возникновение и развитие эпидемий», ученый впервые заявил о «влиянии электрических, магнитных, электромагнитных пертурбаций во внешней среде». Изучая мифы народов мира и философию, через призму древней мысли о космосе он еще раз убеждается в правильности своих выводов. Он создает большой труд «Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия», в котором пишет:«К той же корпускулярной радиации Солнца следует причислить и так называемую солнечную пыль, присутствие которой в атмосфере Земли было не однократно обнаружено.Эти наблюдения позволяют нам сделать заключение о составе солнечной пыли и о ее значении в жизни нашей планеты. Твердые частицы пыли уносят с собою некоторые газы, находящиеся в хромосфере и в короне Солнца, такие, как гелий, криптон, аргон, и другие благородные газы».*   

 

Чижевский с восхищением пишет о космизме древних времен: «Древний человек чувствовал влияние неба, и потому оно играло доминирующую роль в его частной и общественной жизни. Мифотворчество всех народов служит лучшим доказательством этого могущественного влияния. Мы везде встречаем поэтическую символику тех или иных небесных явлений. В великолепии творческого гения древних, мы видим не «наивные и жалкие сказки, которыми тешилась интуитивная мысль человека», а многовековой коллективный опыт одареннейших народов, итог логической работы пытливых и неустанных наблюдений природы, изумляющие по широте охвата синтезы, системы символов, которые до сих пор не может дешифровать историческое знание при всех своих изощреннейших методах исследования». Мыслитель печалится, что невнимание и неуважение к творчеству древних среди многих современных ученых в результате излишней самонадеянности и самовлюбленности лишает их «ощущения основной магистрали науки», которая была проложена в далеком историческом времени. Пытливый философский ум Чижевского обращается к Египту, Вавилону, Индии и Китаю. Он изучает теорию гелиоцентризма знаменитого астронома Аристарха Самосского и восхищается мудростью египтян, поклонявшихся Солнцу. За 1400 лет до н.э. египетский фараон Аменхотеп (Эхнатон) произвел религиозные реформы, выдвинув Солнце на первый план, как высочайшее начало в природе. «Воззрения Аменхотепа на 3200 лет опередило научные доказательства главенствующей роли Солнца. В чудесном гимне, посвященном Солнцу, изложено это мировоззрение. Содержание гимна почти совпадает с нашими представлениями о Солнце, о его энергетических явлениях. Египетское воззрение на роль Солнца согласуется с новейшими воззрениями на роль Солнца в генетическом и эволюционном творчестве биосферы», - пишет Чижевский.*    

 

Он не только понимал, но и доказывал, что «взрывы в электромагнитной сущности Солнца выбрасывают новые ингредиенты из солнечного горнила  и по-новому воздействуют на солнечную систему», в частности и на нашу Землю. Чижевский обращает внимание на то, что ритм - это явление космического порядка. Поколения миров - и есть этот грандиозный космический ритм».*​

 

Научные труды А.Л. Чижевского.

 

Академик Л. В. Шапошникова пишет: «В нем самом жил синтез различных способов познания – таких, как наука, философия, искусство, в меньшей степени религиозная мысль. Он сам был поэтом и художником и постигал искусство не из книг и музеев, а через собственное творчество. Поэзия, в которой ритм играл важнейшую роль, помогла ему понять космическое значение искусства, как такового. Чижевский начал писать стихи еще в раннем детстве, они окрепли в юности и составили в зрелости целый, очень своеобразный слой русской поэзии, уходящий своими корнями в поэзию Серебряного века. Его любимым поэтом был Валерий Брюсов, сочетавший в своей поэзии поэтическую образность с интеллектуальными нахождениями и научными идеями, за что был порицаем рядом крупных поэтов. В 1918 году у Чижевского вышел первый сборник стихов и удивительная по своей духовной наполненности работа, которая называлась «Академия поэзии», проект, представленный Чижевским молодой стране. Читая работу, понимаешь, сколь долго и вдохновенно трудился над ней автор, и, если бы проект осуществился, жизнь, возможно, стала бы другой и культура нашла бы в ней более достойное и подобающее ей место. Работе предпослан знаменательный эпиграф – высказывание Габриеля Тарда: «Искусство есть предчувствие грядущей истины». В поэзии более чем где-либо воплощаются эти слова. Предчувствие истины мы находим у многих русских поэтов Серебряного века, в том числе и у Чижевского. Свои космические идеи он выразил не только в науке и философии, но и, прежде всего, в стихах».*

 

 Александр Леонидович к поэзии относился как к проявлению космических ритмов: «Выразить мимолетное чувство в нескольких словах и дать полную картину переживания, могущего направить наш дух в область космических волн и приобщить его к жизни вселенной, – вот задача поэтического творчества». Ученый всегда ощущал свою неразрывную связь с Солнцем, чувствуя всем своим существом, что человек является частью огненной субстанции: «И я всегда горел внутри! Странное ощущение огня – не фигурального, а истинного жара было в моей груди. В минуты особых состояний, которые поэты издревле называют вдохновением, мне кажется, что мое сердце извергает пламень, который вот-вот вырвется наружу. Этот замечательный огонь я ощущал и ощущаю всегда, когда мысли осеняют меня или чувство заговорит. Прекрасные произведения искусства и творения науки мгновенно вызывают во мне ощущение этого внутреннего жара». И все эти  огненные процессы, происходившие в нем, слетают с поэтического пера на бумагу:

 

​МЫ ДЕТИ КОСМОСА

Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитными в одном,
Что в каждой точке мир весь мир сосредоточен…

И жизнь повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая
. * 

 

А в своей книге «Земное эхо космических бурь», написанной на французском языке и опубликованной в Париже в 1937 году (на Родине она вышла в 1973 году в переводе вдовы А. Л. Чижевского, его самого близкого друга и помощника), автор пишет в первой главе под названием «Колыбель жизни и пульсы Вселенной»: «Солнце, Луна, планеты и бесконечное число небесных тел связаны с Землею невидимыми узами… Тонкая оболочка Земли подвижна и тревожна. Из всех самых страшных дел самыми убийственными являются взрывы атомных и водородных бомб…».*  

 

Лампа Чижевского

 

Ученого волновала судьба планеты и населяющих ее людей. Он в своих трудах доказывает, что человек является частью беспредельного космического пространства. «Великое разнообразие органической жизни на земной поверхности, – пишет он, – вызывается теми потоками энергии, которые врываются в атмосферу в форме солнечного излучения. Стоит ли останавливаться на давно и хорошо всем известной истине, что солнце представляет собою единственный источник для всех форм энергии, которую мы наблюдаем в жизни природы, начиная от нежного движения зефира и произрастающих семян растений и кончая смерчами и ураганами, и умственной деятельностью человека. Все это – работа солнца, творчество солнца».*​

 

Наш солнцепоклонник, как он сам себя называл, расширяя научное мышление человечества, обратил взгляды людей к звездам. «Итак, – отмечал Чижевский, – мы окружены со всех сторон потоками космической энергии, которая притекает к нам от далеких туманностей, звезд, метеорных потоков и Солнца. Было бы совершенно неверным считать только энергию Солнца единственным созидателем земной жизни в ее органическом и неорганическом плане. Следует думать, что в течение очень долгого времени развития живой материи энергия далеких космических тел, таких, как звезды и туманности, оказала на эволюцию живого вещества огромное воздействие». Но вместе с тем излучения Солнца занимают важнейшее место в потоках космической энергетики, являясь главным жизнедателем для Земли, главным источником ее жизни. Несомненно, что главным возбудителем жизнедеятельности Земли является излучение Солнца, весь его спектр, начиная от коротких – невидимых, ультрафиолетовых волн и кончая длинными красными, а также все его электронные и ионные потоки <…> Великолепие полярных сияний, цветение розы, творческая работа, мысль – все это проявление лучистой энергии Солнца. Наука уже знает, что жизнь на Земле обязана главным образом солнечному лучу. Но еще мало ученых, которые до конца поняли эту истину!».* И наш гениальный ученый - космист  раздвинул границы понимания космоса до огромного океана Беспредельности, в котором Земля является атомом. И человек, ступая по хрупкой и тонкой коре нашего космического дома, должен подчинять свою жизнь космическим ритмам, свою мысль и волю соединять с Высшим Космическим Разумом, Абсолютом, а не идти вопреки Космическим Законам. Человек, являясь частью Вселенной, должен являть собой красоту и гармонию космоса. Он должен ощущать в себе дыхание космоса, ведь в биении нашего сердца - ритм космического Магнита.​

 

Александр Леонидович Чижевский на протяжении всей своей удивительной жизни сверкал  многочисленными гранями таланта, как это  и надлежит гению, пришедшему в наш мир, чтобы подарить великие Знания о мироздании. Его поэзия восхищает:

 

Ах, как живо постигнул я вечность
И великий залог бытия,
И гляжу я душой в бесконечность,
Где таится вся вера моя.

Ах, я понял, любовью одною
Сердцу стоит терзаться и жить
И я плачу, воскресший душою,
Что тебя не могу разлюбить.

 

***


В смятеньи мы, а истина — ясна,
Проста, прекрасна , как лазури неба:
Что нужно человеку? Тишина,
Любовь, сочувствие и корка хлеба.*


И замечательная жизнь нашего русского гения, которому было  «неба мало»,  была такой же яркой, как звезда на небе, тайны которого нам дарил калужский «солнцепоклонник».

 

 

 

 В 1978 году крымский астроном Н.И. Черных назвал  именем  А.Л.  Чижевского  одну из открытых им малых планет (3113) Чижевский. (3113 Chizhevskij)

 

Используемая литература:

 

*Л. В. Шапошникова. «Великое путешествие».  Кн. 3. Вселенная Мастера. «…Сын Земли,причастный к силе Феба»– Москва. МЦР; Мастер-Банк, 2005. – С. 497 – 609.

*А. Л. Чижевский. «Космический пульс жизни», Москва, Мысль, 1995 г.  Стр. 87,стр. 30.

*А. Л. Чижевский. «На берегу Вселенной». Москва, Мысль, 1995 г, стр. 32.

*А. Л. Чижевский «Земное эхо космических бурь».

*А. Л. Чижевский. «Я молнию у неба взял», Калуга, 1994 г.

*А. Л. Чижевский «В науке я прослыл  поэтом. Стихи», Калуга, 1996 г.

*Л.Т. Энгельгардт, А.В. Манакин. «К.Э. Циалковский, А.Л. Чижевский: калужские страницы русских космистов». Калуга, 2007 г.

            

Олимпиада Царегородцева  –                          

Член Творческого Союза художников России и

Международной Федерации художников,

Почетный член научно - просветительского

                                          общества «Гелиос» им. А. Чижевского, поэт

г. Березники, Пермский край

 

05.02.2023 08:08АВТОР: Олимпиада Царегородцева. | ПРОСМОТРОВ: 417




КОММЕНТАРИИ (1)
  • Ксения05-02-2023 17:42:01

    С большим интересом прочитала эту статью. Какие великие духи воплощались в России. Они интуитивно знали своё предназначение и через все жизненные препятствия, препоны, неуклонно шли к своей цели. А.Л. Чижевский - один из них. Благодаря таким людям делаются великие открытия, развивается сознание людей и всё на благо эволюции.
    Благодарность О.Царегородцевой за то, как она очень интересно рассказала об этом великом учёном. Видимо по духу он ей очень близок.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Люди науки »