Этические взгляды Н.К. Рериха и проблемы общения. В. Л. Мельников
С молодых лет судьба поставила нас близко
к учащейся молодежи. В этом — великое
благо. Два десятка лет перед нами
проходили ежегодно самые разнообразные
учащиеся. Среди них были самые
неожиданные и, казалось бы, трудные
характеры... Лучшее жизненное испытание
оказывается в общении с молодыми. Если
хотите остаться молодым, то не
прерывайте этих светлых общений.
Н. К. Рерих. Племя молодое. 1939.
Николай Константинович Рерих (1874–1947), известный художник, археолог, путешественник, писатель, философ, общественный деятель, был, как известно, еще и педагогом. Начав преподавать сразу после окончания Петербургского университета (1898), он всю жизнь был связан с обучением, с учебным процессом, с образовательными учреждениями. Первым в его педагогической практике явился Императорский Петербургский археологический институт, где он вел курс “Художественная техника в применении к археологии” (1898-1900), руководил учебными раскопками (1898-1903) и составлением археологической карты Санкт-Петербургской губернии (1899-1903). Уже в 1899 году Рерих стал профессором этого учреждения.
В 1906–1917 гг. Рерих возглавлял Рисовальную Школу Императорского Общества Поощрения Художеств — крупнейшее в России художественно-промышленное учебное заведение. В годы директорства Рериха Школа насчитывала до полутора тысяч учащихся, из них чуть менее половины обучались бесплатно. Биографы отмечали высокий профессионализм Рериха в этой должности и в подтверждение приводили длинный список тех преобразований и нововведений, которые прошли при его непосредственном участии. Например, он восстановил деятельность Педагогического совета Школы, пригласил новых педагогов, поднял уровень преподавания в существующих классах и мастерских и открыл новые (Полевая М. И., 1991). В годы его директорства Школа жила насыщенной творческой жизнью, в ней были созданы все условия для всестороннего художественного образования..
В последующие годы Рерих продолжил свою педагогическую деятельность, сперва в США, а затем в Индии. Он возглавил Чикагский институт искусств (1920-1923), организовал и возглавил Нью-йоркские Мастер-Институт Объединенных Искусств (1921-1935) и Международный центр искусств “Corona Mundi” (1922-1935). Последнее учреждение существует до сих пор и продолжает свою деятельность на принципах, сформулированных его основателем.
В 1928 году, в долине Кулу на севере Индии семья Рерихов основала Институт гималайских исследований “Урусвати”, который имел, кроме специально научной, еще и учебную программу. Институт работал более десяти лет и прекратил свою деятельность только с началом второй мировой войны.
Таким образом, Рерих имел богатый педагогический и преподавательский опыт, уникальность которого не только в том, что носителем его был крупнейший художник, мыслитель, ученый, один из самых выдающихся деятелей своего времени, но и в том, что накапливался этот опыт не в одном городе, даже не в одной стране, а поистине по всему миру, в разных государствах, в разных образовательных традициях, в разных социальных и психологических условиях.
Годы спустя Николай Константинович вспоминал: «Мне самому около двадцати лет пришлось стоять во главе образовательного учреждения. Среди тысяч учащихся и сотен профессоров и преподавателей можно было наблюдать всю разнообразную меру взаимоотношений. Высоко дело учительства, но и трудно оно. В постоянной текучей волне школьного элемента надо соблюдать великое равновесие и постоянно неисчерпаемо давать радость молодому духу, который должен вступить в жизнь, полный обоснованных надежд и светлых стремлений, утвержденных знанием руководителя. Понятие учителя далеко проникает во всю жизнь за пределами школьного общения; как драгоценно, если на всю жизнь мы можем сохранять любовь и почитание к нашим первым учителям руководителям» (Учительство, 1933).
Удивительно, но до сих пор практически не разработана тема “Рерих — педагог и воспитатель”, редкие исследования в педагогике, психологии и рериховедении отводят ей хоть какое-нибудь место. Единственное известное нам исключение — это диссертация Гарабеда Г. Пэлиэна (Garabed H. Paelian) “Вклад Николая Рериха в современную жизнь и воспитание” (1936). Эта работа была представлена «как частичное исполнение требований для степени доктора философии в образовательной школе Нью-йоркского университета». Главной ее целью провозглашалось: «исследовать основные принципы философии и педагогики профессора Рериха и наметить его вклад в современную жизнь и воспитание». Уникальность работы в том, что создана она была ученым, непосредственно наблюдавшим жизнь созданных Рерихом образовательных учреждений. В разделе “Полученные данные” автор сформулировал девять так называемых «принципов Рериха, пригодных к воспитанию настоящего времени». Укажем здесь те, которые имеют отношение к психическому благополучию школьников:
№ 3. Принцип поощрения творческого побуждения ученика. Реализуется через осознание существования души и сочетание материалистической психологии с практикой активной интроспекции (самоанализа, самонаблюдения) души.
№ 4. Принцип взаимосвязи общества и индивидуума. Улучшение первого производит улучшение второго.
№ 5. Принцип культурного развития ребенка. Развитие состоит в пробуждении потенциальных сил души и в видимом усовершенствовании ее особенностей.
№ 6. Принцип “культурное развитие ребенка — наивысший долг общества”.
№ 7. Принцип воспитания самостоятельного мышления. Состоит в том, что ум учителя должен быть свободен от оков (стереотипов), чтобы дать возможность ученику самостоятельно мыслить.
№ 8. Принцип ответственности учителя. Учитель ответственен за руководство и инспирацию ученика, за указание ему назначения и цели в жизни.
Работа Гарабеда Пэлиэна была одобрена крупными американскими учеными-педагогами: профессорами Павлом Р. Радосавлевичем, Германом Г. Горном и Джоном О. Криджером. Одно только это исследование свидетельствует о непреходящем значении педагогического и преподавательского опыта Н. К. Рериха. Необходимость его осмысления и приложения давно назрела. Попробуем подойти к этой задаче через проблемы общения, весьма часто затрагиваемые в опубликованных трудах Рериха, насчитывающих на сегодня более 40 томов. Его “Записные листки художника”, “Листы дневника”, статьи, очерки, литературные произведения содержат строгую систему нравственных принципов. Невозможно изучать этические взгляды Рериха без привлечения еще одного фундаментального источника — “Учения Живой Этики”, или, как назвали его гималайские философы, “Агни-Йоги” (1924-1937). Это учение явилось результатом сотрудничества семьи Рерихов, и прежде всего, Елены Ивановны Рерих с восточными учителями — Махатмами.
Интересно отметить, какими эпитетами “окрашено” в текстах Рериха само слово общение. Рерих дает общению следующие яркие определения: Высокое, вдохновительное, огненное, прекрасное, возможно бóльшее, любимое, каждодневное, душевное, культурное, сердечное, непосредственное, особенное, мудрое и многие другие.
Кроме общения между конкретными людьми, Рерих отмечает «общение с населением», «настоящее общение с природой», «общение Искусства и Науки», «общение с сокровищами красоты и знания» и другие общения.
По Рериху, всякое общение допустимо, «когда оно имеет нравственное последствие» (Напутствие вождю, § 149). Таким образом, в его понимании между этикой и общением существует прямая связь.
Невозможно в краткой статье полностью развернуть всю проблематику общения по трудам Рериха, поэтому очертим в виде краткого резюме основные выявленные нами положения.
Общение воспринимается им как акт непреложно добровольный, позитивный, способствующий усовершенствованию участников. Все негативное, двусмысленное, косное, безнравственное, с чем может в жизни столкнуться человек, в его понятие об общении не входит, ибо сам «дар общения» (Надземное, § 321) противопоставлен вражде: «Строго удержать себя от общения с тем, что не полюбилось» (Глаз добрый, 1913; Станиславский, 1946); «Всегда и всеми мерами нужно избегать общения с половинчатыми людьми» (Иерархия, § 302); «…разряд нападающих возмущенно должен быть изгнан из общения» (Община, § 144); «…Возжжение сердца будет самым главным, самым нужнейшим. В этом сердечном общении вы отринете все, что похоже на негодное соперничество, на зависть, на зарождение человеконенавистничества и предательства. Вы заботливо осмотрите доспех друга своего не для осуждения, но для радостного укрепления и друг ваш подойдет к вам с улыбкою, ибо он будет знать в сердце своем, что лишь во благо вы с ним будете общаться» (Содружество, 1935).
В общении с учениками Рерих стремился создавать атмосферу содружества. Само слово содружество стало для него синонимом общения; «оно напоминает не только о дружбе, но и о единении». «Драгоценно, когда можно собраться во имя этих двух понятий, рождающих и любовь, и мощь» (Н. К. Рерих, Е. И. Рерих. К 24 марта 1937 г.).
Близко к содружеству и понятие о сотрудничестве. Следующее высказывание из Учения Живой Этики можно приложить в равной степени и к ученикам, и к учителям, и ко взаимоотношениям в коллективе: «…Насколько люди не хотят признать преимущества сотрудничества. Мыслитель многообразно обращал людей к этому спасительному понятию. Он говорил: “Человек есть существо общественное”. Он не может жить без общения с подобными себе. Человек должен познать наиболее достойное существование. Не звериными обычаями будет совершенствоваться человек. Каждая мысль, каждое слово уже будет явлением общественным» (Надземное, § 181).
Идеальным считается такое общение, к которому стремятся в период напряжения психических сил, иначе говоря, и в радости, и в горе. Вообще, как совместно пишут Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи, неправильно во время напряжения стремиться к рассеянию. Напротив, «в часы напряжения человеку хочется быть с тем, в ком он уже уверен» (Н. К. Рерих, Е. И. Рерих. К 24 марта 1937 г.). И таким человеком для школьника должен быть его школьный учитель. Именно гармоничное общение с учителем должно помогать ученику развиваться.
По Рериху факторы, которые способствуют гармонизации общения и решению его проблем, таковы:
Спокойствие. — «…Спокойствие душевное, тот внутренний мир, который порождает и мир всего сущего» (Надземное, § 254); «Нужно проникнуться уважением к человеческой конституции и понять, что каждое столкновение прежде всего приносит вред (…). При этом, конечно, организмы, сработавшиеся длительным общением, будут тем сильнее ранить друг друга и рефлектовать на других близких. Тем серьезнее нужно искоренять все столкновения» (Мир Огненный. I, § 520).
Терпимость. — «Годы творчества, годы труда и общения с людьми заставляют нас еще глубже оценить светлое качество положительной терпимости, которое является спутником духа творящего. С годами мы начинаем осознавать, что нетерпимость есть не что иное, как невежество» (Созидательная работа, 1930).
Доверие и доброжелательство. — «…Даже у первобытных народов понятие доверия полагалось, как основа общения» (Аум, § 362); «Жизненно оказать преподавателю полное доверие, предоставив ему выявить в жизни свои методы» (Корни культуры, 1931); «Когда вы будете знать, и знать неотступно, насколько непременно нужно доверие при каждом общении, то вы и будете анализировать свои чувства и мысленно обострите их в благую сторону» (Доверие, 1935); «Можно понять, что человеческое общение возможно при условии полного доброжелательства. Опять нравственное понятие становится реальным двигателем. Так психология делается самой действенной наукой» (Аум, § 397).
Уважение и почитание учителей. — «Если бы школьники, войдя в жизнь, впоследствии осознали, что учителя их незаслуженно страдали и были отягощены сверхмерно, то ведь многие угрызения шевельнулись бы во имя любви и дружелюбия, которые должна создавать школа. Для этих устоев общественности, иначе говоря, для проникновения основами культуры следует обратить внимание на образовательное дело, как на самое драгоценное, как на самое священное» (Учительство, 1933).
Совместное проживание при школе. — «Могут ли быть общежития при школьных зданиях? Конечно, могут. Даже желательно, чтобы люди, приобщившиеся к благим задачам Культуры, могли иметь между собою возможно большее общение» (Врата в будущее, 1936).
Традиции. О них Рерих писал, как о том, что часто утрачивается, а могло бы помочь общению: «Жаль, когда после школы новые деятели искусства утеривают общение. (…) Выросшие не имеют связи даже с самыми живыми традициями. В свое время двери не были открыты. Достаточное общение не произошло» (Путники, 1940).
Из направлений, по которым Рерих предлагал развивать общение, выделим следующие:
Расширение симпатий. — «Расширяйте, вместо суживания, ваши симпатии; старайтесь отождествлять себя с вашими собратьями, нежели чем сокращать круг родства» (Махатма К. Х. Письмо А. П. Синнету, 1884); «Рассмотрим общение и устремление. При общении нужно сохранять нужду к себе. Не спрашивайте советов, но дайте высказать их. При устремлении не обратитесь в погоню, иначе за вами побегут гуляки в страхе» (Община, § 134).
Поддержка самостоятельности. — «Если молодежь сама познает радость труда и вдохновительного общения, то ведь уже умудренные жизнью должны прежде всего ободрять именно эту радость» (Молодежь, 1946).
Усовершенствование жизни. — «Особенно нужно поощрать детей в их стремлениях к усовершенствованию жизни» (Напутствие вождю, § 31).
Углубление знаний. — «…Упорствуют, что физические науки препятствуют развитию общения, но каждый знает великих физиков, астрономов, химиков и механиков, которые были, прежде всего, отличными синтетическими умами. Не будем перечислять их, но можно сказать, великая наука воспитывает и великие умы» (Аум, § 501).
Совместный труд. — «Отдельные дружественные гильдии, артели, кооперативы могут лишь укреплять понимание общности творческого начала. С одной стороны, люди собираются для собеседований и чтений, и разнообразных проявлений искусства. Это непременно нужно. Оно изощряет мышление и спаивает в дружественных схождениях. Но, кроме того, полезен и какой-либо совместный труд, освященный теми же высокими понятиями» (Школы, 1935).
Разнообразный труд. — «Жизненно дать возможность учащимся пробовать свои силы в разных отраслях, пока они не остановятся на окончательном избрании. Жизненно, чтобы происходило общение музыкантов, живописцев и декораторов. (…) Жизненно дать возможность учащимся как можно скорее пробовать свои силы в жизни, уча их мужеству и охраняя от вульгарности» (Корни культуры, 1931); «Каждая школа есть просветительное приготовление к жизненному труду. Чем больше школа вооружит ученика своего на избранном им поприще, тем она будет жизненнее, тем она станет любимее. Вместо формального холодного окончания школы ученик навсегда останется ее другом, ее верным сотрудником» (Врата в будущее, 1936).
Изучение опыта старших и вовлечение их в орбиту школьной жизни. — «Пусть младшие растут в общении с опытом старших и добровольно проходят ступени любимого дела» (Художественная промышленность, 1908); «Школьные цветы нуждаются в тщательной поливке. Кроме преподавательских и родительских комитетов, могут быть с великою пользою и друзья той или иной школы. Тогда как преподаватель и родители в известной степени будут субъективны, эти друзья школы всегда смогут принести нечто новое и нежданно полезное. Кроме того, и сами учащиеся часто хотели бы выслушать или обменяться мыслями с кем-то новым, вне уже сложившегося обихода. Как ни странно, но часто слово доброжелательного друга будет выслушано даже с большим вниманием, нежели совет каждодневного преподавателя. Потому-то друзья школьного дела могут принести особую пользу» (Школы, 1935).
Знакомство с достижениями мировой Культуры. — «…Пашня Культуры будет любимым общением» (Доктор Лукин, 1936); «…Для культурного общения не нужны никакие особые средства. Даже иногда и стакан чая не нужен, ибо кипеть будет не чайник, но сердце человеческое» (Привет нашим Обществам Культуры, 1933).
Близость к природе. — «Всякое общение с природой как-то освящает человека» (К природе, 1901); «Всегда особенно много ожидаешь и притом редко в этом ошибаешься, когда встречаешься с человеком, имевшим в юности много настоящего общения с природой, с человеком, так сказать, вышедшим из природы и под старость возвращающимся к ней же» (Боль планеты, 1933).
Всё выше отмеченное может способствовать разрешению проблем общения в школе.
Следует отметить, что корень многих из них Рерих видел в семье. Государство, в котором забыто воспитание семьи, порождает не “ячейки общества”, построенные на нравственных основах любви и знания, а “рассадники вражды”. К сожалению, и многие вредные привычки, часто вносящие диссонанс в общение школьников, тоже привиты в семье, а не “на улице”, как принято думать. Рерих относился к ним однозначно: «Лицо курящее и пьющее не пригодно для высоких общений» (Письмо В. А. Шибаеву, 12 ноября 1923). Поэтому столько сил Рерих тратил на утверждение в обществе и среди своих учеников правильных понятий о семье. Его собственная семья может служить образцом для подражания.
Большое значение Рерих придавал и общению наставников. Он считал, что Школа может объединить круг людей, способных стремиться к совершенствованию. Школы, вокруг которых такое объединение происходит, Рерихи называли Братствами. И в наше время могут и должны быть такие Школы-Братства, всячески способствующие общению, иначе говоря, образованию наставников. В Учении Живой Этики о них сказано буквально следующее: «Правительство поощряет образование наставников. Они могут быть различными специалистами, но когда приходит время отпуска, они уделяют часть времени посещению Братств. Очень важно, чтобы наставники были различных специальностей, только тогда они могут разнообразно толковать о привлекательных открытиях и достижениях в различных отраслях» ( Напутствие вождю, § 31).
Как бы хотелось, чтобы такое общение стало нормой нашей жизни!
___________________________________________
1. Школа-семинар «Специализация школы. Нервно-психическая адаптация». Сб. материалов. СПб.: АГ СПбГУ, 1998. С. 180—189;
2. Три ключа. Педагогический вестник. Вып. 3
М.: изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. С. 67—70.
Похожие статьи:
05.03.2014 16:45
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".