Круглый стол «Центр – это порождение нового времени…» (онлайн). Платформу штата Химачал-Прадеш на фестивале «Узнай свою страну» (Индия) посвятили Николаю Константиновичу Рериху. Обновленная экспозиция Дома Малкова принимает гостей (село Усть-Кокса, Республика Алтай). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Выставка репродукций картин Н.К.Рериха «Жемчуг исканий» в Лидском историко-художественном музее (Беларусь)


 

 

 

4 октября 2024 года в Лидском историко-художественном музее, располагающемся в Лидском замке, одном из древнейших памятников оборонительного искусства XIV века, открылась выставка репродукций картин Николая Константиновича Рериха «Жемчуг исканий», посвященная 150-летию со дня его рождения. Выставку представило Отделение Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь.

 

Для размещения экспозиции был предоставлен шестой ярус башни Гедимина, посвященный археологии. Николай Константинович серьезно занимался археологическими раскопками, именно этот факт помог определиться с местом выставки.

 

Открыла выставку научный сотрудник ГУ «Лидский историко-художественный музей» Дроздова Светлана Станиславовна.  Она рассказала, что Н.К.Рерих был художником, создавшим более 7 тысяч картин, путешественником, который написал множество мудрых книг, учёным, философом, археологом, общественным деятелем, который заложил основы международной правовой системы охраны культурных ценностей. В 1935 году он стал инициатором создания и подписания международного договора об охране культурного наследия во время войн и в мирное время – Пакта Рериха. Его принципы и нормы нашли отражение в последующих Конвенциях и протоколах, направленных на охрану культурного наследия человечества. Пакт Рериха провозгласил идею «Мир через Культуру», имеющую огромное значение для настоящего и будущего.

 

 

 

Далее слово предоставили директору ГУ «Лидский историко-художественный музей» Хотянович Наталье Александровне. Она напомнила о выставках, которые проходили в Лидском музее, особенно о выставках подлинников картин Н.К. и С.Н. Рерихов из собрания Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве. «У нас состоялись две выставки, – сказала Н.А.Хотянович, – в 2015 году и в 2022 году». И поблагодарила Кострову И.И. за организацию и проведение выставок, которые посетило огромное количество людей. Николай Константинович считал, что важнейшее значение Пакта Рериха просветительское. Наталья Александровна высказала пожелание о продолжении сотрудничества с Отделением МЦР в будущем.

 

Далее С.С. Дроздова представила Ирину Игоревну Кострову – представителя Отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь из города Лида. Именно она является организатором выставки «Жемчуг исканий». И.И. Кострова рассказала о творчестве Н.К. Рериха. Особая страница в жизни художника начинается со встречи в 1899 году с будущей супругой Е.И. Шапошниковой. Она стала вдохновительницей, ведущей и единомышленницей художника, «другиней» и «Ладой». Рерих признавал, что многие картины – результат их совместного творчества и должны быть подписаны двумя именами – мужским и женским.

 

Николай Константинович посвятил Елене Ивановне глубоко символические картины. Одна из таких картин – «Ведущая», экспонируется на выставке. Она посвящена высокой миссии женщины. Самое важное у Н.К.Рериха, подчеркнула Ирина Игоревна, – это   Культура. Николай Константинович писал: «Об искусстве ли думать? Да, именно об искусстве нужно думать во все времена жизни и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий». Сейчас совсем незаметно вытесняется из нашей жизни настоящее искусство, и новое поколение приучают восхищаться откровенным безобразием, которое входя в сознание, постепенно наполняет собой самые разные сферы жизни.

 

Далее Светлана Станиславовна предоставила слово председателю Отделения Международной Общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь Г.В. Шестирекову. Георгий Васильевич коротко рассказал о творчестве Н.К. Рериха и его жизненном пути и провёл экскурсию по выставке. При этом он обратил внимание на тот факт, что в каждой работе Николая Рериха, в отличие от работ многих выдающихся художников с мировыми именами, заложена глубокая философская мысль.

 

 

 

Так в работе «Жемчуг исканий» мы видим на небольшой горной площадке, уходящей в заоблачные выси, Учителя и внимающего ему ученика. Над ними, за морем облаков, сияет Гора Пяти Сокровищ. В руках Учителя нить жемчуга, которую он внимательно рассматривает. Восточная традиция представляет эволюцию человека в виде жемчужного ожерелья, каждая бусина которого есть одно из его жизненных проявлений. Известно, что образование жемчуга происходит в живом организме и это длительный процесс. Человек, преодолевая жизненные испытания, обретает новые качества, и его духовная сущность постепенно становится сияющей, как переливчатый блеск перламутра. В каждой жемчужине Учитель видит итог долгой и неустанной работы духа ученика.

 

На картине «Ведущая» девушка ведет юношу вверх по горной тропе над бездонными пропастями. Так и в жизни: женщина – и мать, и вдохновительница мужчины в жизненной борьбе, лучший друг его помыслов, соратник, носительница мира и красоты. В женщине больше развиты сердце и чувствознание, или духовные возможности, потому не случайно учения Востока называют грядущую космическую эру Эпохой Матери Мира, или Эпохой Женщины.

 

Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему.

 

 

 

Елена Ивановна Рерих писала: «…Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича «Та, которая ведёт» («Ведущая»). Так женщина… должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги». Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины.

 

Не меньший интерес вызывает и картина Николая Рериха «Голубиная книга». На полотне темная грозовая туча нависла над средневековым русским городом, перед собором лежит огромная открытая книга. Около нее стоит седобородый царь и передает мудрость ее «православному народу», собравшемуся вокруг великой Книги.

 

Согласно легенде, Святая книга упала на землю из грозовой тучи. Она была «и не малая, не великая: долины книга сороку сажень, поперечины двадсяти сажень». Сотни христиан от царей и князей до простого люду пришли посмотреть на книгу, но никто не отваживается дотронуться до нее. Только мудрейший царь Давид Евсеевич, приблизился к ней. Она раскрылась, открыв ему слово Божие. Затем и князь Володимир Володимирович подошел к книге и попросил царя Давида прочесть и объяснить Божьи деяния, чтобы понять, как сотворил он землю, прекрасное солнце, луну, звезды и прочее. Но мудрый царь ответил, что не может прочесть Святую книгу, потому что она слишком велика. Он не может удержать ее в руках или положить на аналой, но наизусть может прочесть слово Божье: «Земля начала быть по Божьей воле; Прекрасное солнце – лик нашего Господа Иисуса Христа; луна – Его грудь, а многочисленные звезды – его Божественное одеяние…».

 

С живым интересом слушали посетители выставки рассказ о картинах Николая Рериха и пытались понять суть сюжетов, изображенных на полотнах.

 

Далее слово было предоставлено члену Отделения МЦР Л.М.Шестирековой. Людмила Михайловна рассказала о том, что в настоящее время наука всё больше и больше интересуется творчеством семьи Рерихов и конкретно его философской составляющей. В качестве такого последнего примера Людмила Михайловна рассказала о том, как с 28 июля по 2 августа 2024 года в селе Усть-Кокса (Республика Алтай) прошла VI Международная научно-практическая конференция «Научное и культурно-историческое значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха», посвященная 150-летию Н.К.Рериха и 100-летию экспедиции.

 

Организаторами конференции выступили Уральское и Сибирское отделения Российской академии наук, Правительство Республики Алтай, Российский центр научной информации (РЦНИ), Русское географическое общество (РГО), МОО «Центр Культуры «Беловодье» (организатор первых пяти конференций), ряд муниципальных, образовательных, культурных и общественных организаций. Организационный комитет конференции возглавили вице-президенты РАН академики РАН В.Н.Руденко (председатель УрО РАН) и В.Н.Пармон (председатель СО РАН), а также С.С.Овсянникова – председатель МОО «Центр Культуры «Беловодье» (с. Верх-Уймон).

 

Из сообщения председателя Уральского отделения РАН академика Виктора Николаевича Руденко стало известно, что в научном форуме приняло участие 146 специалистов из 20 субъектов Российской Федерации, а также из Китая, Беларуси, Узбекистана. Очно участвовали 5 академиков и 2 члена-корреспондента РАН. Был заслушан 41 устный доклад участников из Оренбурга, Владивостока, Екатеринбурга, Барнаула, Москвы, Усть-Коксы, Горно-Алтайска, Читы, Самары, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Сочи, Омска, Ташкента, Красноярска, Томска, Пекина, Минска, Ярославля, Наггара, Новокузнецка.

 

В заключение мероприятия в Лидском историко-художественном музее представители Отделения вручили директору музея Хотянович Н.А. и сотруднику музея Дроздовой С.С.  – журналы «Культура и время», библиографу Курбыко Г.Р. для ГУК «Лидская районная библиотека имени Янки Купалы» – две книги Л.В.Шапошниковой «Николай Рерих», а также книгу «Пакт Рериха. История и современность» и три номера журнала «Культура и время».

 

Подарки были приняты с большой благодарностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.10.2024 06:43АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 168


ИСТОЧНИК: www.roerichs.com



КОММЕНТАРИИ (1)
  • Любовь Булатова18-10-2024 11:04:01

    СПАСИБО! Культурная и общественная Беларусь активно в юбилейный год приняла участвование в чествовании Водителя Культуры первой половины xx века Николая Рериха. Прекрасные формулы благожелательно прозвучали в адрес неповторимого творчества Николая Константиновича Рериха, напитавшего светлой энергией, новыми миротворческими идеями, заключенными в его полотнах пространство Мира. Он мечтал, чтобы именно искусство стало новой религией мира.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «О картинах Николая Константиновича Рериха. »