Выставка художниц Аромы Гаур и Поми Трэил в имении Рерихов в Наггаре (Индия). Программа «Творчество Н.К.Рериха – истоки вдохновения» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» города Казани. Открытие выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Юрге (Кемеровская область). Выставка российской художницы Лолы Лонли «Посвящение Святославу Рериху» в имении Рерихов (Индия). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Международная выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в городе Лиде (Республика Беларусь)


 

 

23.06.2022

 

18 июня 2022 года в Лидском замке, одном из древнейших на территории Республики Беларусь, открылась выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру», предоставленная Белорусским отделением Международного Центра Рерихов.

 

Лидский замок, расположенный в Гродненской области, – выдающийся памятник оборонительного искусства XIV–XVГерб города Лида веков. По-другому он зовется Замком Гедимина и сурово возвышается над Лидой, напоминая о славном героическом прошлом белорусской земли.

Летопись Лидского замка начинается в 1323 году, когда Белоруссия входила в состав Великого Княжества Литовского. Именно тогда вышел приказ великого князя литовского Гедимина построить в Лиде каменную крепость, которая смогла бы препятствовать крестоносцам совершать разрушительные набеги в глубь белорусских земель.

Лидский замок всегда принадлежал знатным особам. Так, через некоторое время крепость стала владением великого князя Ольгерда, а потом и Ягайло, который был великим князем литовским и польским королем.

 

На постройку Лидского замка ушло несколько лет. Сперва замок представлял укрепленную со всех сторон княжескую резиденцию. Через некоторое время в замке возвели православную церковь и другие постройки. Согласно фортификационным традициям тех лет он имел прямоугольную форму, две угловые башни, а также массивные стены. С севера хорошей защитой замку служил ров, а с восточной – искусственное озеро.

 

В Лидском замке постоянно находился гарнизон, способный быстро реагировать на внезапное появление врагов. Крепость служила пристанищем для жителей Лиды и соседних поселений, нередко спасала их от набегов врагов на протяжении XIV–XVIII веков.

 

 

 

В течение веков замок Гедимина осаждали не раз, но самыми разрушительными стали не войны, а огненная стихия. В 1892 году разразился крупнейший пожар, который поглотил большую часть городских строений. Именно тогда стали разбирать крепость по кирпичикам, чтобы восстановить город. Юго-западная башня была полностью разобрана, от западной стены остались лишь фрагменты. В начале ХХ века выполнялась некоторая укрепляющая работа, а в 20-е годы предпринимались первые попытки реставрации. С 1953 года Лидский замок входит в список памятников, находящихся под охраной государства.

 

 

Сегодня территория замка круглый год открыта для посещения туристов. В летнее время здесь проходят рыцарские турниры и театрализованные постановки, а с 2005 года крепость стала местом проведения фестиваля «Замок Гедимина» – настоящего праздника для любителей средневековой культуры, на который съезжаются гости из разных стран.

 

На примере Лидского замка можно наглядно видеть, как белорусское государство в лице министерства культуры Республики Беларусь заботится о сохранении и популяризации своего историко-культурного наследия.

 

  

 

 

В настоящее время Лидский замок является структурным подразделением местного историко-художественного музея, директор которого Ольга Викторовна Пилипчук с интересом приняла предложение по организации на территории замка выставки «Пакт Рериха – Мир через Культуру». Для размещения выставки был предоставлен конференц-зал, будто специально созданный для нее.

 

На открытии выступила заведующая экспозиционно-выставочным отделом Лидского историко-художественного музея Анна Тадеушевна Некрашевич. В своем вступительном слове она рассказала о том, что с Рерихами в Лиде знакомы. В художественном музее несколько лет тому назад демонстрировалась выставка подлинных работ Н.К.Рериха из собрания Международного Центра Рерихов (МЦР), а в октябре 2015 года – выставка «Пакт Рериха. История и современность», предоставленная Белорусским отделением МЦР.

 

 

 

Присутствующим был предложен к просмотру видеофильм «Пакт Рериха – Мир через Культуру». Для рассказа о выставке Анна Тадеушевна предоставила слово председателю Белорусского отделения МЦР Георгию Васильевичу Шестирекову. Он провел экскурсию по экспозиции, в ходе которой рассказал о семье Рерихов, четырех выдающихся деятелях науки и культуры, а также общественных деятелях, выполнявших одну общую Великую миссию Культуры. Каждый из них оставил свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое Единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает.

 

В широкое понятие культуры Н.К.Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области философии, науки, искусства, образования. Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие понятий культуры и цивилизации. Если культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и культуры, утверждал Николай Константинович, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества: «Богатство само по себе еще не дает культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.

 

 

По мысли Н.К.Рериха, именно культура является одним из важнейших устоев эволюции человечества. Эта идея пронизывает все творчество, художественное и философское, Николая Константиновича Рериха. В 1930-е годы, предчувствуя угрозу войны, он разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключает в себе большое воспитательное значение: «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности.

 

Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне представителями США и двадцати латиноамериканских государств. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенное Н.К.Рерихом Знамя Мира – специальный флаг, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

 

Знамя Мира представляет белое полотнище, на котором в центре изображен Знак Триединства, по аналогии с Красным Крестом. Это три амарантовых круга в красной окружности, означающие, по словам Н.К.Рериха, прошлое, настоящее будущее в кольце вечности, или искусство, науку и религию в едином поле культуры. Именно это Знамя, установленное Пактом, делает войну невозможной, поэтому оно и называется Знаменем Мира.

 

Пакт Рериха является важнейшим эволюционным действием, которое соединяет в себе метаисторический и исторический процессы, направленные на сохранение и укрепление культуры нашей планеты.

 

В наше непростое время Пакт Рериха остается не только актуальным, но и обретает сегодня более острый характер, требующий решения на уровне органов власти и на уровне общественности.

 

Закончил Георгий Васильевич свой рассказ словами академика Л.В.Шапошниковой: «Если мы поднимем Культуру и в первую очередь нашу духовную Культуру, это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. Вот в этом и заключается главное значение Пакта Рериха».

 

О широком распространении по всему миру Знака Триединства, положенного Николаем Рерихом в основу Знака Знамени Мира, а также о том, как в конце ХХ – начале ХХI века разрушаются не только памятники культуры, но и целые города и страны, рассказала Людмила Михайловна Шестирекова.

 

 

В заключение презентации стороны высказали взаимные пожелания о дальнейшем сотрудничестве и обменялись подарками. Музей передал Белорусскому отделению МЦР путеводитель по Лидскому замку и сувенир с изображением замка, а представители Отделения преподнесли Лидскому музею брошюру «Музей, который нужен миру» о разрушенной в 2017 году экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, сборник очерков Н.К.Рериха «Мир через Культуру», а также благодарственные письма организаторам выставки – начальнику отдела культуры Лидского РИК и руководителям музея.

 

 

26.06.2022 07:24АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 371


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (1)
  • Павленко Н.26-06-2022 18:48:01

    Поздравляем, рады за вас.Выставка в таком значимом объекте истории страны действительно впечатляет.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Перспективы рериховского движения »