22 июня 2022г. открылась выставка картин художника Сикандера Джангры и его коллег в ММТР (Индия) – зеркало современных тенденций в индийской живописи. Международная научно-общественная конференция «120 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» (Москва, 9–10 октября 2022 г.). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Юбилейная выставка авторских фотографий Б.С.Скобельцина продолжает шествие по Псковской земле


 

 

13.06.2021

 

Юбилейная выставка авторских фотографий «Памятники древнерусского зодчества Пскова и Новгорода» реставратора, почетного гражданина Пскова Бориса Степановича Скобельцина из собрания Международного Центра Рерихов (Москва) продолжает шествие по Псковской земле. После города Печоры выставка отправилась в старинный город Остров. Проект организован Международным Центром Рерихов и Военно-историческим музеем-заповедником при поддержке Общества друзей Дома Н.К.Рериха в г. Острове.

 

Более 40 лет жизни Б.С.Скобельцин (1921–1995) отдал консервации и реставрации памятников архитектуры. Это церковь Николы со Усохи в Пскове, церковь Николы Чудотворца в Устье, Мины, Виктора и Викентия в Кусве, Крыпецкой монастырь, усадьба Волышово Порховского района и др. Им проведена паспортизация памятников культуры Пскова и области, собран фотоархив памятников архитектуры Псковской и Новгородской земли. Б.С.Скобельцын – автор нескольких фотоальбомов, воспевающих архитектурные памятники Пскова и Новгорода (1966–1975). С 1957 года фотовыставки Б.С.Скобельцына проходили в различных городах страны: в Пскове, Ленинграде, Москве, Душанбе, Ульяновске и др.; в 1993–1994 годах – в Академии художеств, Доме Дружбы народов и музее этнографии Санкт-Петербурга, Музее архитектуры им. А.В.Щусева в Москве. Благодаря ему была организована выставка «Архитектурное наследие Земли Псковской», а в 1994 году – памятная выставка «Псков разрушенный и Псков восстановленный». На псковском телевидении при участии Б.С.Скобельцына прошел цикл передач об архитектурных памятниках. Современники называли псковского любителя старины «рыцарем красоты».

 

 

 

«Земля искала своего певца, своего художника – и нашла его в моем друге. И он сам, ленинградец, горожанин, уроженец иной культуры, иной имперской идеи, неустанно пылил по псковским проселкам, отдыхал на сеновалах, пил из ручьев и колодцев, покрываясь смуглым загаром, белесой пылью, тусклой сединой. С каждым походом, с каждым рисунком и фотоснимком, с каждой обмерянной и отреставрированной усадьбой и церковью становился сыном этой земли, ею самой. Питался ее тайными животворными силами, говорил ее таинственным живым языком», – писал в статье «Псков земной и Псков небесный» журналист Александр Проханов. И там же добавлял: «Когда я смотрю на писанную на мальских горах картину [Николая] Рериха “Пантелеймон Целитель”, где чудный старец идет над озером среди разноцветных трав и камней, я вижу Борю: прислонился к огромному нагретому солнцем камню, с которого вспорхнула малая бесшумная птичка. <…> Он реставрировал церковь. Возвращал ей первозданный облик. Перед этим просиживал в архивах, рылся в церковных книгах, перелистывал летописи и воспоминания земских краеведов. Мерил, делал чертежи, рисовал, фотографировал, прежде чем позвать каменщиков, плотников, кровельщиков возвести вокруг развалин строительные леса и начать реставрацию. Каждая воссозданная им церковь – это Лазарь Воскрешенный, к которому прикоснулись любящие, чудодейственные руки Скобельцына. И, повторяя работу своих верящих, религиозных предтеч, благоговея перед ними, перед их созданием, перед божественной природой, он, храмоздатель, испытывал религиозное благоговение перед жизнью, в которой через Истину, Красоту и Добро проявляется Божество».

 

На открытии выставки выступили заместитель директора Военно-исторического музея-заповедника, заведующая историческим отделом Н.В.Суббота; руководитель комитета по культуре, молодежной политике и спорту Островского района М.Р.Хажмуратова; Н.Б.Грошева, архитектор, дочь Б.С.Скобельцина; председатель Псковского рериховского общества 1990–2000-х годов С.А.Верхотурова; Т.В.Вересова, член Союза журналистов России, член Союза писателей России, руководитель Псковского регионального отделения Союза краеведов России; В.Е.Никитин, архитектор-реставратор, лауреат Государственной премии России в области реставрации; руководитель отдела выставок Международного Центра Рерихов Д.Ю.Ревякин.

 

Наталья Васильевна Суббота в своем выступлении отметила: «Сегодня для нашего города и музея знаменательное событие. Обычно в музее временные выставки формируются из своих фондов. Но сейчас у нас открывается очень дорогая сердцу выставка, привезенная из Москвы».

 

Маргарита Руслановна Хажмуратова поблагодарила организаторов проекта и также отметила, что выставка авторских фотографий Б.С.Скобельцина является примечательным событием в культурной жизни города.

 

Надежда Борисовна Грошева поделилась своими воспоминаниями об отце: «Мы искренне благодарны организаторам за внимание к творчеству моего отца Бориса Степановича Скобельцина. Он очень переживал за памятники. Почему он стал художником и фотографом? Он очень трепетно относился к своей работе фотографа, которой занялся сначала как реставратор. А потом Борис Степанович хотел через фотографию передать зрителям свои впечатления от Псковщины и ее памятников, особенно разрушающихся, чтобы они увидели их красоту и также заинтересовались их судьбой. С 1955 по 1995 год отец прожил сорок лет в Пскове, самоотверженно занимаясь своей работой. Он объездил 20 районов и запечатлел около 400 памятников старины Псковской области, из которых тогда одна треть нуждалась в реставрации. Он понял, что все, к сожалению, отреставрировать не удастся. Зачастую памятники разрушались, так и не дождавшись реставрационных работ. И тогда отец решил запечатлеть их на фотопленку, чтобы сохранить облик этих памятников для будущих поколений. Помимо памятников старины в процессе работы возникла серия фотографий “русские люди Псковской земли”, “священнослужители”, “пейзажи Псковской земли”, “псковские усадьбы”, “памятники Новгорода”, “памятники Ленинградской области”. Мы, как хранители архива отца, передали его бесценные наработки, его негативы в Государственный архив Псковской области. Я искренне благодарна Международному Центру Рерихов за сохранение памяти о Борисе Степановиче».

 

Светлана Алексеевна Верхотурова рассказала о своем сотрудничестве с Б.С.Скобельциным в 1995 году, когда по просьбе вице-президента Международного Центра Рерихов Л.В.Шапошниковой в фойе Российской государственной библиотеки открылась выставка фотографий древних памятников Пскова и Новгорода. В октябре того года Светлана Алексеевна и Борис Степанович приняли участие в работе Международной общественно-научной конференции Международного Центра Рерихов, посвященной 60-летию Пакта Рериха, в рамках которой и прошла эта выставка. Борис Степанович был уже тяжело болен, но все же смог подготовить фотовыставку и самостоятельно ее привезти в Москву. Встреча и общение с Л.В.Шапошниковой приободрили Бориса Степановича, он выступил на конференции и рассказал о сложной ситуации, сложившейся вокруг Пушкиногорья, вокруг Святогорского монастыря. По решению Людмилы Васильевны часть работ из последней прижизненной выставки Б.С.Скобельцина на долгие годы украсила экспозицию общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве. Борис Степанович стал членом Псковского рериховского общества, поскольку идеи Н.К.Рериха о сохранении памятников старины и защите культурного наследия были ему очень близки.

 

Владимир Евгеньевич Никитин, пришедший работать молодым специалистом в Псковский филиал ЦНРПМ, в своем выступлении поделился яркими воспоминаниями о совместной работе с Б.С.Скобельциным. Он отметил: «В 1973 году после окончания Академии художеств я распределился в Псковскую специальную научно-производственную реставрационную мастерскую. Там и познакомился с Борисом Степановичем. Помню, как в день рождения в декабре 1973 года он подарил мне свой альбом “Земля Псковская” с дарственной надписью. Мы вместе с ним и другими своими старшими товарищами работали до момента, пока наша мастерская № 4 не была преобразована в ленинградский филиал Спецпроектреставрации. Борис Степанович в этот момент ушел на пенсию, так как подошел его возраст. Он стал замечательным фотохудожником и все свое время посвятил фотографии. Это видно по его чудесным портретам, которые также представлены в экспозиции. Мы помогали ему кадрировать фотографии, печатать большие листы. Особенно запомнился полет с Борисом Степановичем в самолете АН-2 над Псковом, на бреющем полете. Я заряжал и подавал ему пленки, а он, высунувшись в окошко самолета, уже снимал. Борис Степанович горел желанием снять все прекрасное и ценное, что видел. Ведь псковская земля – красивейшее место! Эти прекрасные памятники и прекрасные лица людей теперь перед нами, запечатленные стараниями мастера. Он ездил к академику Д.С.Лихачеву и академику П.Капице, ездил к академику Сахарову, снимал выдающихся ученых, поэтов и писателей, врачей, архитекторов-реставраторов и простых русских крестьян. Мы провели вместе с Надеждой Борисовной большую работу по сканированию негативов Бориса Степановича. Я считаю, что эта выставка в юбилейный год Бориса Степановича должна и дальше путешествовать».

 

Тамара Васильевна Вересова рассказала о своих встречах с Борисом Степановичем, с которым познакомилась по линии общества охраны памятников, проблеме сохранения наследия Псковской земли и старалась поддерживать его инициативы на всех собраниях. Он также поддержал ее инициативу по созданию в Пскове Литературного музея. Много фотографий Б.С.Скобельцына она опубликовала в журнале «Псковский летописец», а для трехтомника «Псковская земля: история в лицах» на основе архивных материалов подготовила статью о Борисе Степановиче.

Дмитрий Юрьевич Ревякин зачитал приветствие организаторам выставки от председателя Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Э.А.Томши и поблагодарил руководство и коллег из Военно-исторического музея в лице директора П.М.Гринчука за сотрудничество в проведении выставки. Он отметил, что в Острове работают настоящие подвижники культуры, поднявшие из руин здание мостовых команд, где сегодня открывается выставка, превратив его в современный музей с интересными экспозициями. Здания исторического отдела музея находится на островке, где с XIV века располагалась пограничная крепость, защищавшая Псков. Он также выразил благодарность Н.Б.Грошевой за предоставленные на выставку фотопортреты отца и видных деятелей культуры, памятников Острова и Островского района, запечатленных Б.С.Скобельциным. Дмитрий Юрьевич отметил, что израненный войной Остров и Островской район потерял значительное количество памятников гражданской архитектуры. К сожалению, памятники гибнут и в мирное время. К примеру, деревянную церковь Анастасии Римлянки в Маршевицах мы можем видеть теперь только благодаря Борису Степановичу Скобельцину. Основная задача выставки, по мнению ее автора Б.С.Скобельцина, – культурно-просветительская. Именно поэтому Борис Степанович так тщательно фиксировал эти памятники, чтобы донести их красоту в первую очередь до молодого поколения.

 

Недопустимо, чтобы судьбу храма Анастасии Римлянки в Маршевицах повторили многочисленные памятники старины в городе и области. В руинированном виде стоит католический костел, нет средств на реставрацию церкви Покрова Пресвятой Богородицы, немецкой кирхи и других памятников.

 

 

После открытия гости выставки посетили Дом Н.К.Рериха на улице 25 Октября. Лишь благодаря усилиям общественности был остановлен снос этого дома, который ранее принадлежал Татьяне Ивановне Коркуновой-Калашниковой, где не раз у бабушки, «коренной псковички», вместе с семьей гостил юный внук, будущий великий философ и художник Николай Константинович Рерих. В настоящий момент здесь ведутся восстановительные работы. Архитектор-реставратор Владимир Евгеньевич Никитин рассказал о тех архитектурных открытиях, которые удалось сделать во время обследования комплекса торгово-жилых зданий XIX века, а также о первоочередных противоаварийных работах по спасению ценного градоформирующего объекта, которые ведутся по инициативе и при поддержке Общества друзей Дома Н.К.Рериха в г. Острове.

 

Выставка работ Б.С.Скобельцина работает в историческом отделе ГБУК ПО «Военно-исторический музей-заповедник» с 12 июня по 25 июля 2021 года с 10.00 до 18.00 по адресу: г. Остров, ул. Калинина, д. 1: контактный телефон: 8 (811) 523 19 50.

 

Обзор подготовил Дмитрий Горный

 

Приветствие от Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов

 

Посмотреть множество прекрасных фотографий можно здесь>>>


14.06.2021 09:50АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 158


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (2)
  • Л.Булатова18-06-2021 08:39:01

    Лики святости и задушевной красоты хранят старинные храмы российской земли. Но как хрупка эта драгоценная красота.
    Спасибо сердечное за живое неравнодушие и деятельную заботу Борису Скобельцину и его соратникам.
    О Русская Земля, сколько дорогих святынь хранишь ты для своих потомков...

    Очень желательны подписи под фото.

  • Татьяна Бойкова18-06-2021 11:45:01

    Согласна, Люба, что желательны подписи. И если обратили внимание, чаще всего я стараюсь ставить их везде, где могу. В т.ч., обязательно ставлю их под всеми картинами. Но эти фотографии с сайта МЦР, как и вся замечательная статья о прекрасном человеке.
    Ну, а Псковская земля прекрасна всегда. Каждое лето я проводила там у бабушки и для меня названия этих городов значимы особо. Если хоть раз встретился с этой землей, то забыть ее совершенно невозможно.
    Была очень благодарна за эту выставку, хоть мы и могли посетить ее только в фотографиях, и за рассказ о ней.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »