Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Вперед в прошлое? Т.О. Книжник


 

Н.К. Рерих. Небесный бой. 1912

 

 

Между трагическими событиями, развернувшимися в общественных учреждениях, созданных отцом и сыном Рерихами, выявляется немало параллелей. Музей Рериха в Нью-Йорке, основанный 17 ноября 1923 года, получил серьезный удар через 12 лет своей работы, московский Музей имени Н.К. Рериха был лишен возможности продолжать свою деятельность в прежнем масштабе спустя 24 года с момента основания СФР (4 ноября 1989 г.), в связи с отзывом лицензии у Мастер-Банка (20 ноября 2013 г.). В обоих случаях были пущены в ход подложные документы, распространялась клевета, чиновниками оказывалось давление на суд, и там, и здесь злоумышленникам удалось ввести в заблуждение главу государства. И если американский вор и мошенник Хорш, уничтоживший первый общественный музей Рериха, считал, что имеет право потребовать обратно суммы, пожертвованные им культурным учреждениям, то российские «гангстеры от культуры» и не собирались ничего вкладывать, а просто протягивают руки к приглянувшемуся добру, поскольку обладают административным ресурсом. Здание нашего общественного музея, восстановленное на народные средства и деньги мецената, в ноябре 2015 г. было передано в оперативное управление другому учреждению, которое теперь мечтает заполучить и его фонды.

 

26 января с. г. в «Российской газете» было опубликовано интервью Т. Мкртычева [1], в котором заместитель директора Государственного музея Востока по научной работе на всю страну заявляет о том, что собирается переделывать экспозицию другого учреждения, к созданию и многолетней работе которого он не имеет ни малейшего отношения, и всячески демонстрирует, кто в доме теперь хозяин. В свое время Е.И. и Н.К. Рерих дали меткую характеристику подобным проявлениям: «Пароходной почтой Зина прислала очень показательный лифлет (листовка, буклет. — Т.К.) о Доме, без всякого даже намека на Музей. Такое выступление весьма характерно, значит, преступники решили так или иначе уничтожить Музей и по обычаю всех Мимэ [2] не могут удержаться, чтобы не рассказать свою тайную мысль всему миру» — было написано в 1936 году [3]. Двойник «буклета о Доме» появится на нашем горизонте три недели спустя. «Цель передачи усадьбы ГМВ — создание государственного музея Рерихов» — говорится в презентации, подготовленной руководством ГМВ для министерских работников и коллег из других музеев к заседанию коллегии Министерства культуры РФ по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов». Об общественном Музее имени Н.К.Рериха в ней не сказано ни слова, 26-летняя научно-просветительская и культурная деятельность МЦР умещена в пару фраз: «МЦР — общественная организация, расположившаяся в усадьбе Лопухиных и незаконно использующая часть наследия, переданного С.Н.Рерихом Советскому фонду Рериха. Деятельность МЦР играет негативную роль в представлении наследия семьи Рерихов». Все произошедшее за четверть века в российском и международном культурном пространстве с участием МЦР и его общественного Музея, при множестве свидетелей и непосредственных участников событий, по мановению темной руки отправилось в небытие. Получается, что в члены Международного Совета музеев (ICOM) и Департамента общественной информации ООН принимают призраков, национальные и международные премии вручаются за реставрацию воздушных замков, а все мы, если верить чиновникам, загружены в матрицу.

 

Но вернемся к «арии Мимэ». Из этого весьма показательного во многих отношениях интервью мы узнаем, что отважный реформатор имеет весьма смутные представления о научно-философском, эпистолярном и художественном наследии великой семьи и, более того, едва ли не бахвалится своей неосведомленностью. На вопрос журналиста о презентации впервые опубликованных дневников Н.К.Рериха, созданных во время маньчжурской экспедиции, он дает следующий ответ: «Не буду вас обманывать, я не слежу за литературой по Рериху, которую выпускает МЦР» [4].

 

Таким образом, вне поля его зрения и научных интересов оказались не только маньчжурские дневники Н.К.Рериха, но и полное собрание писем Е.И.Рерих, Ю.Н.Рериха, С.Н.Рериха из Отдела рукописей МЦР, научное издание Живой Этики с текстологическим комментарием, «Листы дневника» Н.К.Рериха, научный каталог Центра-Музея имени Н.К.Рериха (в котором опубликованы авторские списки картин Н.К.Рериха), фундаментальные труды Ю.Н.Рериха «Тибетская живопись», «История Средней Азии», «По тропам Срединной Азии», а также работы С.Н.Рериха по философии и теории искусства. Очень хочется задать вопрос: а с какой же «литературой по Рериху» г-н Мкртычев вообще знаком? Конечно, есть надежда, что ему известны очерки Н.К.Рериха, издававшиеся при его жизни, двухтомник писем Елены Рерих или ее письма американским ученикам и д-ру Асееву, выпущенные «Сферой» в 1990-е годы, но, ознакомившись с его рассуждениями, опубликованными на ряде Интернет-ресурсов, понимаешь, что надеяться тут особо не на что: «К сожалению, я достаточно далёк от глубин рериховского учения. Поэтому скажу как администратор, историк искусства и археолог» [5]. Справка, подготовленная г-ном Мкртычевым (или при его участии) к заседанию коллегии Министерства культуры РФ по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов», в которой Е.И.Рерих несколько раз фигурирует как Е.Н.Рерих, убивает эту надежду на корню. Дела с изучением Источников у претендента на пост директора государственного рериховского музея обстоят из рук вон плохо.

 

При этом он не только не смущается тем, что не знаком с профильной литературой, но и рассуждает об изданиях МЦР в духе «Пастернака не читал, но осуждаю». За 24 года работы мои коллеги-публикаторы, архивисты, ученые — люди из плоти и крови, а не бесплотные духи — издали более 250 книг. Понимаю, что есть те, которым это не по сердцу. Возможно, у них включаются психологические защиты: чужое необходимо обесценить, свое — возвести в квадрат, а лучше в куб. Но когда государственный муж, доктор наук хвалится перед журналистом… пиратскими изданиями дневников Елены Рерих, входящими в жизнь «при отягчающих обстоятельствах», с нарушением этических и юридических законов, — это, как говорится, за гранью добра и зла.

 

Публикация дневников Е.И.Рерих (впервые предпринятая издательством «Сфера», правда, в «расчлененном» варианте) произвела, пожалуй, самый серьезный и непримиримый раскол в рериховском движении, поставив перед каждым его участником моральный выбор. Позиция Елены Рерих относительно сроков публикации ее записей критиковалась и цинично оспаривалась — ну, нам-то она ничего не писала, и вообще, сознание изучающих Живую Этику за последнее время настолько шагнуло вперед, что сто лет засчитываются нынче за пять... Редакционно-издательский совет ГМВ примкнул к числу тех, кто не стал утруждать себя нравственными аспектами проблемы и считаться с волеизъявлением автора, и подкрепил свою позицию делом.

 

Однако возьмем в руки одну из книг: Елена Рерих. Листы дневника. 1927—1928. М.: Прологъ, Государственный музей Востока, 2006. Первое, что бросается в глаза: в научном издании не указаны редколлегия и команда издателей. (Впрочем, поскольку отдел «Наследие Рерихов» в ГМВ возглавляет В.А.Росов, анонимность эта весьма условная, да и стиль предисловия и комментария выдают ответственного редактора с головой.) Посмотрим, что говорится о дневниках в предисловии. «Листы дневника Елены Рерих представляют собой части учения «Живой этики», или «Агни-йоги», являющегося памятником мировой философской мысли» [6], — это в начале. Фраза довольно туманная, ибо сразу возникает вопрос о каких-то других частях, во-вторых, прекрасно известно, что корпус книг, названных учением Живой Этики, сформирован самой Е.И.Рерих, в 1920-е—1930-е годы, под руководством ее духовного Наставника и издан при ее жизни (кроме «Надземного»). Судя по содержанию титульного листа, на котором стоит: «Учение Живой Этики. Листы дневника. Елена Рерих», ученые мужи и жены из ГМВ придерживаются другого мнения на сей счет, считая, что все дневниковые записи Елены Рерих и есть Учение Живой Этики. А вот что сказано в конце: «Настоящее издание подготовлено на основе оригинальных дневников Е.И.Рерих, хранящихся в Центре русской культуры при Амхерст-колледже (Массачусетс, США)»[7]. Опять же, недоговорки — в Амхерст-колледже находится не оригинал, а авторская копия дневников, сделанная когда-то самой Е.И.Рерих и переданная своим американским сотрудникам на хранение. Копия эта поступила от Нетти Хорш, предательски разорвавшей отношения с семьей Рерихов во второй половине 1935 года и незаконно удерживавшей записи Елены Ивановны, несмотря на ее попытки вернуть свой труд. Вопрос этот подробно освещен в письмах самой Е.И.Рерих 1936—1939 годов. Амхерст-колледж не обладает правами на публикацию дневников, о чем имеется подтверждение его же юристов. Так что издание это является незаконным не только с этической, но и с юридической точки зрения (оригиналы дневников находятся в МЦР).

 

«Дневник Елены Рерих появляется последним в ряду материалов, относящихся к Тибетской экспедиции, — написано в предисловии. — Все опубликованные ранее рукописи описывают только внешнюю канву событий, те условия, которые складывались в ходе путешествия» [8]. И хотя с реконструкцией событийно-фактической канвы путешествий Рериха дела у В.А.Росова обстоят из рук вон плохо (Николай Константинович собирает вооруженные отряды, замышляет религиозную войну, работает на ОГПУ и совершает другие, не менее удивительные деяния), отчего бы не замахнуться на постижение глубинной сути происходящего?

 

Однако очевидность и действительность — не одно и то же: многое из того, что происходило в жизни Елены Рерих — и внешней, и тем более внутренней — выходит за рамки нашего опыта и наших представлений об окружающем мире. В судьбе Елены Ивановны задействованы силы космического масштаба, которые обусловили ее появление на нашей планете в данный эволюционный момент, вели ее по жизни, с которыми она находилась в непрерывном взаимодействии. События ее жизни — сотрудничество с Космическими Иерархами, участие в Их эволюционной работе, прохождение огненной йоги и многое другое, о чем мы имеем представление только на словах, — не вписываются в наши привычные рамки. Любые попытки подогнать эти факты и связанные с ними сложные явления под привычную нам картину мира, низвести их на свой уровень, приведут к их искажению и обесцвечиванию, утрате их целостности и сути; если мы хотим понять их, необходимо прилагать внутренние усилия и подниматься к ним навстречу, изменяя и расширяя свои представления об окружающей действительности.

 

Все вышесказанное тем более относится к Собеседнику и Учителю Елены Ивановны — Высокому Космическому Иерарху, возглавляющему Твердыню Света. Способны ли мы хотя бы в общих чертах воссоздать Его мир, мир Носителя высочайшего сознания, говорить о его реалиях, событиях и их взаимосвязи? Ответ очевиден — для этого нужно самим находиться на такой же эволюционной ступени. Поэтому уместны ли какие-либо претензии на исчерпывающее представление круга вопросов, изложенных в дневниках Елены Ивановны, правильную интерпретацию диалогов и понимание контекста того или иного высказывания Учителя — контекста в широком смысле, предполагающем знание обстоятельств и фактов объемной и многомерной действительности? Прежде чем заявлять о своих «научных открытиях» и хвататься за просветительский лом, не мешает задать себе вопрос, а что именно я вижу — реальность, в которой жила и творила Елена Рерих, или то, что позволяет уровень моего развития? Иначе легко заблудиться среди порождений собственного сознания, принимая их за прозрения и новые подходы. Работы Росова изобилуют подобными проекциями: культурное строительство преломляется в политическую деятельность, пространство нового сознания — в конкретное государство, хотя, казалось бы, все эти моменты не являются чем-то запредельным, а подробно отражены и в Живой Этике, и в трудах и документах самих Рерихов.

 

Ясно одно — дневники требуют от исследователя не только определенной подготовки, серьезного изучения творчества Рерихов, их мировоззрения, но и огромной внутренней работы. То, что никаких встречных шагов со стороны исследователя не планировалось, ясно из следующего пассажа: «Источник философских текстов имеет иррациональную природу, он связан с великими Учителями человечества и формировался на протяжении тысячелетий в колыбели азиатской цивилизации» [9]. Если для Елены Ивановны источник текстов — это сам Великий Владыка, то для автора предисловия — нечто, непостижимое разумом в принципе. Тогда каким образом это иррациональное выражается вполне рациональными средствами (вербально)? Зачем вообще Учителя тратят свое время и силы на передачу непостижимого? Ответов на эти вопросы нет, поскольку дневниковые тексты подаются как «убедительное» приложение к собственным геополитическим концепциям. Поэтому статья повествует не столько о самих дневниках, сколько о политических задачах Центрально-Азиатской экспедиции (почему-то именуемой Тибетской), которые в свое время «по вполне понятным причинам Рерихи обошли молчанием» [10].

 

«Текстовым особенностям дневниковых записей» в предисловии уделен всего лишь один абзац, и тот посвящен объяснению нелестных оценок членов экспедиции — П.К.Портнягина (заведующего транспортом) и К.Н.Рябинина (врача), встречающихся на страницах дневника, причем оба они каким-то непостижимым образом были возведены в ранг учеников. И это несмотря на то, что текст дневника содержит достаточно сведений о «близости» некоторых участников экспедиции к Учителю и Рерихам, например, запись от 18 июня 1927 г.: «Удачно, что вернулся сон и избавились от аур (Голубина, Портнягина, доктора и полковника)» [11]. «Необходимая редакторская правка», к сожалению, не ограничивается приведением текста в соответствие нормам современного русского языка. В опубликованном тексте оригинальные сокращения в большинстве случаев разворачиваются без квадратных скобок, что в принципе недопустимо при публикации архивных документов, требующей аутентичности печатного текста оригиналу. Когда имена собственные и географические названия расшифровываются по одной первой букве, возникает вопрос, насколько корректна и объективна такая расшифровка?

 

Образцом собственного вклада г-на Мкртычева в рериховедение стала его статья «Институт "Урусвати". От Центральноазиатской экспедиции к Пакту Культуры», опубликованная под его же научной редакцией в сборнике «Свет Шамбалы. Духовная культура Востока в жизни и творчестве Рерихов» в 2014 г. [12]. В статье перепутаны даты и события, доктор К.К.Лозина-Лозинский меняется местами с доктором К.Н.Рябининым, а раскол «внутри тесной группы рериховских сподвижников», отразившийся на работе Института, объясняется исключительно кризисными явлениями в США. Приведем несколько любопытных фрагментов: «...Уже с 1920 года сам Н.К.Рерих, его семья и их близкие сотрудники тщательно формировали его имидж не только как выдающегося художника, но и как общественного деятеля, просветителя и, что особо важно, духовного лидера. И потому ему, конечно же, пристало жить и работать посреди высочайших гор планеты, в самом сердце Евразии» [13]. «Можно предположить, что при создании Института у Н.К.Рериха был не только научный мотив, связанный с необходимостью анализа собранного экспедицией материала, но и имиджевый расчет. Новая организация могла существенно расширить круг людей, связывающих его имя с Востоком, и укрепить его образ исследователя Востока, организатора научного процесса и крупного мыслителя. Думается, что именно имиджевым мотивом можно объяснить исключительно широкие задачи, которые были заявлены в качестве рабочего кредо «Урусвати»…» [14] «…Имеющиеся в нашем распоряжении публикации в бюллетенях Музея Рериха в Нью-Йорке дают основание считать, что переписка носила информационно-ознакомительный характер и в большей степени была направлена на широкое распространение сведений о деятельности Николая Константиновича и создание его образа как выдающегося деятеля мирового уровня» [15]. «Несмотря на определенные успехи и достигнуты результаты, Институт так и не смог выполнить поставленных перед ним грандиозных научных задач <...> Однако Институт в значительной мере выполнил свои имиджевые задачи, имевшие самое серьезное значение для развития международной общественной деятельности Н.К.Рериха» [16]. Имиджевый расчет, имиджевый мотив — каково! Воистину, каждый судит по себе, и человек, позволяющий себе подобные оценки, демонстрирует не только полное непонимание эволюционно-исторической роли такой фигуры, как Н.К.Рерих, но и зияющую пропасть между собственным «быть» и «казаться». И раз уж переводить все на земные рельсы, то еще до приезда в США и тем более ко времени создания Института «Урусвати» Николай Константинович уже давно являлся мировой знаменитостью, у которой за плечами были международные выставки, почетные звания, множество публикаций и административный опыт. Такие вещи, как создание образа, который понравился бы людям, управление отношением к тому или иному явлению или человеку — абсолютно чужды служителю Света и по целям, и по методам, но активно используются в противоположном стане, представители которого попросту не выживут, если будут открыто декларировать свои намерения.

 

Что такое имиджмейкинг, кстати, наглядно продемонстрировано в уже упомянутых презентации и Справке: собственные скромные дела подменяются наполеоновскими планами, реальные же достижения противника не упоминаются вообще, а его образ складывается из негативных характеристик, а также двух дат 1993—2015, по-видимому, обозначающих не что иное, как даты существования общественного музея (!) Оставим подобные толстые намеки на совести специалиста по буддизму, знакомого с понятием кармы, отметим далее, что в Справке создание государственного музея цинично объявляется воплощением мечты Н.К.Рериха, которую всячески поддерживал его младший сын. Светлый образ воплотителей мечты великих Творцов, по замыслу ее авторов, им к лицу и должен привлечь симпатии коллег-музейщиков и чиновников к руководству ГМВ и их будущему «продукту». Правда, разумеется, остается за бортом. 1. Н.К.Рерих, создатель целого ряда общественных музейных и культурных учреждений, ратовавший «за свободу частной инициативы», мечтал о передаче плодов своего труда родине и русскому народу. 2. За все пятьдесят лет, что наследие, переданное его старшим сыном в СССР, томится в запасниках госмузеев, никто и не собирался воплощать эту мечту. 3. С.Н.Рерих не составил ни единого документа в пользу государства, его истинная воля засвидетельствована нотариально, в письмах и СМИ, есть масса свидетелей того, что он говорил о передаче наследия именно общественной организации. 4. Мечту собираются воплощать путем изъятия здания и фондов у успешно работающего общественного музея, основанного самим С.Н.Рерихом и построенного согласно его концепции.

 

Важным шагом по дороге к мечте является обесценивание титанического труда доверенного лица С.Н.Рериха, Л.В.Шапошниковой, усилиями которой в Москве была создана цитадель Света, а Живая Этика, философия космической реальности, введена в научный оборот. «Она не занималась изучением творчества Н.К.Рериха как искусствовед, — пренебрежительно отзывается Т. Мкртычев в интервью о трудах ученого мирового уровня, обладателя государственных наград за сохранение культурного наследия и значительный вклад в развитие музееведения. — Это были рассуждения о борьбе Света и Тьмы, о космическом мышлении» [17].

 

Странное дело: историк искусства не понимает, что творчество любого художника невозможно рассматривать в отрыве от его мировоззрения. Картина есть идея, воплощенная на холсте. Форма, подчиненная творящему Духу. Сначала вытесняя, а затем и полностью устраняя духовную составляющую творчества Н.К.Рериха, можно договориться до того, что оно — не более чем плод богатого воображения, а запечатленные на его полотнах великие подвижники и духовные Учителя — герои сказок и легенд. Еще классик рериховедения П.Ф.Беликов называл в своих очерках «Об идеологии творчества Н.К.Рериха», «Творчество Н.К.Рериха» основной проблемой искусствоведов отсутствие у них глубинного философского взгляда на искусство. Но во времена Павла Федоровича ценители прекрасного не могли позволить себе открыто осмыслять эти явления в искусстве по вполне понятным причинам, в наши же дни подобное «расчленение» на Рериха-художника и «всё остальное» иначе, как регрессом, осознанным возвратом в уютное прошлое, не назовешь. При таком подходе принесенные Николаем Константиновичем и всей его семьей новые эволюционные возможности так и останутся невостребованными, а сами картины займут «подобающее» им место прекрасных камешков в «мозаике мирового художественного наследия».

 

Исследователи Наследия Великого Мастера уровня Л.В.Шапошниковой (перу которой, к слову, принадлежат такие работы об искусстве, как «Тернистый путь Красоты», «Ученый, мыслитель, художник», «Мастер», «Метаисторическая живопись Н.К.Рериха»), обладающие широчайшим диапазоном знаний, прорываются на новый уровень восприятия и осмысления информации и выходят за рамки традиционного, сугубо материалистического подхода к искусству. Они открыто говорят об иных мирах, одухотворенном космосе и тонких энергиях, приглашая читателя задуматься о причинно-следственных связях и совершить подъем на вершину духа, взгляд с которой дает совершенно иную земную перспективу. Реплики же подобные прозвучавшим в интервью свидетельствуют о том, что рассчитывать на какое-либо осознание этих явлений современными чиновниками от искусства в настоящее время не приходится. Иррациональный страх перед непонятным, беспредельным (а если говорить на их языке, то и неподвластным их воле) сковывает их душу, а высокая энергетика рериховских полотен им попросту нестерпима.

 

Однако самое интересное заключается в том, что как исследователям, так и музейным администраторам все эти годы было где развернуться. Никто из чиновников Министерства культуры так и не удосужился создать полноценный государственный музей имени Н.К.Рериха в Москве или Ленинграде, с филиалом на Алтае, как того хотел сам даритель, Ю.Н.Рерих. Во всей необъятной России не нашлось для этого здания. Что-то все время мешало заниматься «академической фундаментальной исследовательской работой» в стенах ГТГ, ГРМ и самого ГМВ и «делать доступным творчество семьи Рерихов для широкого круга любителей восточного и русского искусства». В 2009—2010 гг. общественный Музей выпустил первый научный каталог произведений всех Рерихов, с воспроизведением всех картин и рисунков, с провенансом, описанием, инвентарными номерами и научным комментарием. Почему солидные государственные учреждения, укомплектованные штатом профессионалов, за все эти годы не создали ничего подобного? Не реализовали хотя бы несколько позиций, перечисленных в насквозь лживой и претенциозной Справке? Надо полагать, что только уничтожение общественного музея и надругательство над волей последнего из Рерихов послужит источником вдохновения и поможет подхлестнуть исследовательский азарт. И, конечно же, обесценивание всего сделанного Л.В.Шапошниковой и сформированным ею коллективом МЦР, многолетнего труда музейных работников, архивистов, публикаторов, библиотекарей, сотрудников ОНЦ КМ и группы передвижных выставок, строителей и архитекторов, а также многочисленных рериховских обществ, которые на протяжении всей истории нашего общественного музея поддерживали его словом и делом.

 

В январе с.г. на ряде Интернет-ресурсов было размешено весьма интересное письмо Т. Мкртычева, вызвавшее немало скептических комментариев и пожеланий навести порядок в стенах родного учреждения. «Не секрет, что в последние годы музей Рерихов МЦР переживал кризис — падает посещаемость, не очень внятная выставочная политика, отсутствие квалифицированных музейных кадров и так далее, — рассуждает автор, точно бы подбирая оправдания задуманному вандализму. — И перед нами очень сложная задача — переделать старый организм, вдохнуть в него новую жизнь, привлечь к наследию семьи Рерихов больше внимания — не склоками и выяснениями отношений — кто правее, а выставками, конференциями — реальной работой» [18].

 

Действительно, задача «очень сложная» — любой уважающий себя «организм» 23-х лет от роду сам решает, с кем ему лобызаться в уста, и под разделочный нож «доброжелателя» так просто не пойдет. Более того, она неподъемная, ибо замахнуться на нарушение законов земных и космических требует поистине нечеловеческой отваги, описанной в свое время в очерке Н.К.Рериха «Самоотвержение зла». Далее, хотелось бы знать, откуда такая информация о посещаемости общественного музея? Чем она подкреплена? В качестве положительного примера «внятной выставочной политики» г-н Мкртычев, судя по всему, имеет в виду свой мультимедийный проект под названием «Николай Рерих. Держава Света», в котором расчлененные на куски шедевры Мастера демонстрируются в сопровождении горящих костров, сверкающих молний и клубов дыма, а их сюжеты меняются в произвольном порядке. Апофеозом кощунства стала нарезанная занавеска из репродукции полотна «Сокровище гор» (изображающего сакральное действо в Твердыне Света), через которую посетители выставки проходили к экрану! Как тут не вспомнить слова Н.К.Рериха из очерка «Динозавры»: «Преступная дикость обращена прежде всего против самых изысканных и прекрасных творений. Невежество пытается изуродовать величайшие из них – в этом страшная печать тьмы» [19].

 

Как только ни глумились над законом Иерархии все эти годы после возвращения Наследия на родину, и особенно много стрел было выпущено в сторону С.Н.Рериха. Все сторонники огосударствления Наследия как один выступают против его воли, кто достаточно откровенно, кто более завуалировано, говоря о новых эволюционных этапах, велениях времени или, напротив, возвращении к истокам. Но суть одна — им виднее. Отсюда вытекает и желание порулить, и желание «исправить», «преобразовать» уже созданное (вплоть до демиургического «вдохнуть новую жизнь»), ибо в отсутствии Высшего на место свергнутого в сознании фокуса неизбежно встает собственная самость. И она настолько ослепляет, что люди забывают о первом принципе профессионализма — нельзя браться за то, в чем ты не разбираешься. И тем более замахиваться на вещи, которые тебе в принципе неподвластны. «Музей возьмёт на себя функции не только хранителя культурного наследия, но и воспитателя современной гармоничной личности, — говорится в Справке. — Музей сформирует вокруг себя последователей рериховских идей, которые будут вносить созидательный вклад в отечественную культуру». Спрашивается, чему же будут учить эти имиджмейкеры — искусству лжи или основам рейдерского захвата? И еще один любопытный момент: российское и международное культурное движение, связанное с именем Рерихов и существующее без малого целый век, в стенах ГМВ собираются еще только формировать.

 

Потому что, судя по интервью, истории у него нет вообще, а современные его представители немногого стоят. «Знаете, в мире очень много Рериховских организаций, и они находятся в постоянной конфронтации между собой» [20], — рассуждает Т. Мкртычев, дискредитируя деятельность многочисленных обществ и групп. Однако он умалчивает о том, что имеющие место разногласия в рериховском пространстве носят мировоззренческий характер. Представители рериховского движения выступают против нарушения воли С.Н.Рериха и изменения общественного статуса основанного им Музея, они возмущаются клеветническими публикациями, в которых Николай Константинович выставляется шпионом и авантюристом, а труды Елены Ивановны причисляются к сатанинской или оккультной литературе, они защищают Живую Этику от профанации и контактерских «продолжений». Именно эти истинные последователи Учения дружно восстанавливали здание Усадьбы Лопухиных из руин, а сегодня помогают нашему Музею выживать и продолжать культурную работу. Если же люди, именующие себя рериховцами, рериховедами и независимыми исследователями, исправно поглощают клевету и астральный мусор наравне с текстами из высокого источника и при этом полагают, что проводят «более длинную линию», «самосовершенствуясь» и работая во имя свое, что же, значит, они сделали свой главный выбор в жизни. Их бесконфликтность на деле оказалась безразличием, а непротивление тьме широко открыло для нее врата.

 

Пришло время распрощаться с иллюзиями и встать на защиту Учения и своего будущего, неразрывно связанного с будущим России, чтобы окончательный акт чудовищной трагедии, произошедшей 80 лет назад на американском континенте, не проигрался в пространстве нашей страны, отбросив ее на несколько витков эволюционной спирали вниз. Как напутствовал Святослав Николаевич Рерих: «Мы должны бояться только одного — не выполнить свой долг, и еще — спасти свое тело, а душу потерять»[21].

 

12—16 февраля 2016 г.

 

 

Видеозапись заседания коллегии МК РФ по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов»

 

 

 

 

Примечания:

 

1. После Рерихов. О встрече двух музеев на территории одной усадьбы Лопухиных. [Электронный ресурс]

2.Мимэ (Миме) — персонаж оперы Р. Вагнера «Зигфрид» из тетралогии «Кольцо нибелунгов». Карлик-кузнец, растивший героя Зигфрида и мечтавший заполучить сокровища и волшебное кольцо, дающее власть над миром. После боя Зигфрида с драконом, сторожившим сокровища, Миме встретил героя с улыбкой и угодливыми речами, однако Зигфрид неожиданно услышал в его словах совсем иной, подлинный смысл: избавившись руками Зигфрида от дракона, коварный карлик замыслил избавиться и от него самого.

3. Письмо Е.И. и Н.К. Рерихов З.Г.Лихтман, Ф.Грант, К.Кэмпбелл и М.Лихтману от 13 августа1936 г.//Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2002. Т. IV. C. 290.
4. После Рерихов. О встрече двух музеев на территории одной усадьбы Лопухиных.
[Электронный ресурс] //http://www.rg.ru/2016/01/27/rerih.html.
5. Национальный Рериховский комитет: поиск путей своего становления
6. Рерих Елена. Листы дневника. 1927—1928. М.: Прологъ, Государственный музей Востока, 2006. С. 5.
7. Там же. С. 6.
8. Там же.
9. Рерих Елена. Листы дневника. 1927—1928. М.: Прологъ, Государственный музей Востока, 2006. С. 6.
10. Там же.
11. Там же. С. 182.
12. Детальный обзор см.: Дьяченко И.Ю. Заметки о сборнике Музея Востока «Свет Шамбалы: духовная культура Востока в жизни и творчестве Рерихов». [Электронный ресурс]
13. Свет Шамбалы: духовная культура Востока в жизни и творчестве Рерихов. М.: ГМВ, 2014. С. 114.
14. Там же. С. 115—116.
15. Там же. С. 117.
16. Там же. С. 124—125.
17. После Рерихов. О встрече двух музеев на территории одной усадьбы Лопухиных. [Электронный ресурс]
18. Национальный Рериховский комитет: поиск путей своего становления.
19. Рерих Николай. Листы дневника. М.:МЦР, 1996. Т. 3. С. 171.
20. После Рерихов. О встрече двух музеев на территории одной усадьбы Лопухиных. [Электронный ресурс]
21. Письмо С.Н.Рериха К.Кэмпбелл № 15 [19 февраля — 2 марта 1936 г.] // «…Действовать во имя добра — наш священный долг». Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. В 4 т. Т. III. М.: МЦР, 2015. C. 74.

17.02.2016 12:22АВТОР: Т.О. Книжник | ПРОСМОТРОВ: 2862




КОММЕНТАРИИ (12)
  • Татьяна Бойкова17-02-2016 19:05:01

    Спасибо Т.О. Книжник за прекрасную статью, в которой ярко освещены вопросы неистовой жажды уничтожения общественного музея государственными учреждениями во главе с Минкультом и их общей "высокой культурной деятельностью" в этом направлении. Действительно, у адекватного человека, на все эти действа возникает один и тот же вопрос: почему за такое количество лет, при большом наличии картин, переданных Ю.Н. Рерихом в нашу страну, не было создано ни одного государственного Музея Рериха, ни в одном из городов? Почему такой любовью к творчеству Рериха и жаждой нести наследие в мир, эти учреждения воспылали только сейчас? Откуда такое неистовое рвение и что его подхлестывает?
    Вероятно, посчитали, что в данном случае, благодаря всем подготовленным заранее коллизиям и препятствиям, проще будет изъять, а если попросту — ограбить этот Музей, а всех, по их мнению, "несведущих в творчестве Рерихов", которые, надо заметить, каким-то образом, работали столько лет без помощи ГМВ, выкинуть на улицу. А затем, с таким же пылом засунуть это наследие, в виде картин Рерихов, пылиться в хранилища, как пылятся они, например, уже более 50 лет в Русском Музее. С такими способностями, какие мы наблюдали последнее время, хотя бы у Т. Мкртычева, серьезно и светло заниматься Рерихом невозможно. Да и ГМВ, судя по всему, это не особо нужно. Главное прихватить, а там уж разберутся кому и что выделить, из сражавшейся на этом поприще, за "правое дело", братии. А уж как все они мечтают добраться до архивного наследия... видно даже из их редких высказываний на эту тему.
    Самое мерзкое, что ими уже во всю делится "шкура затравленного, но еще неубитого медведя". Все-то у них распланировано, со всеми все обговорено: и как будет построена работа, и как будет расширена территория за счет (сноса ограждения) объединения ее с территорией Музея Пушкина (последнее из выступлений на коллегии).
    И в справке, подготовленной к заседанию коллегии МК РФ, и из прослушивания выступлений представителей ГМВ на заседании этой коллегии, можно каждую фразу брать и говорить по ней нелицеприятные вещи, как же все это ужасно. И вот это у нас называется культурой?! Нет, Рерихи, под словом Культура подразумевали — почитание Света, а не разбой среди бела дня. Да, что им Рерихи! Создается полное впечатление, что им до Рерихов и дела нет. Главное огромные материальные ценности и что-то еще... ужасное и узнаваемое из далекого далека...

  • Iris17-02-2016 20:42:01

    "Самое мерзкое, что ими уже во всю делится "шкура затравленного, но еще неубитого медведя"."
    Думается - самое мерзкое то, что на наших глазах происходит именно попытка "затравить медведя". Эта "делёжка" - метод психического давления на МЦР и всех, кто его поддерживает.
    Делается расчет на то, что от безнадёги кто-нибудь дрогнет, отступит, а там уже и до бегства недалеко (похоже, что Лосюкова на этом поймали - убедили в безнадежности сопротивления).
    Всем надо твердо помнить, что на нашей стороне Закон и Правда. И стоять как скала. Анатолий Карпов ведь прекрасно объяснил, что находясь в правовом поле, выселить МЦР из Усадьбы невозможно.
    Поэтому идёт банальная психическая атака, в которой участвуют и Мединский с Пиотровским и статисты из ГМВ и МИСР.
    От уверенности в Победе, в том числе и нашей с вами, сейчас зависит ВСЁ.


    Администратор

    Согласна, двумя руками,за!

  • Владимир Макаров17-02-2016 22:06:01

    Комментировать особо нечего. Здесь, в обсуждениях, прозвучало очень уместное слово: "пресмыкание", что мы и наблюдали в предложенном для просмотра фрагменте видео. Прежде, в основном, писалось, теперь тезисы лицемерия, прикрывающие грабительские планы участников, надолго запечатлены в выступлениях, как и ложь. Беря во внимание все накопленные материалы о длительной подготовке разрушения МЦР, наши доморощенные цивилизованные дикари уже не могут остановиться. Можно было вкратце дать им пищу для размышлений о следствиях вполне осознанного сотрудничества с разрушителями, только они не услышат и не поймут, коль до сих пор не вникли. Есть очень хорошее средство для понимания - страдания, но их черёд ещё не наступил, пусть и покажется ожидание затянувшимся по земным меркам. И ограниченность мышления не вместит того, что не исключительно земными путями будет решена судьба Наследия, как и то, что последнее слово будет сказано не чиновниками.
    В. Мельников, бойко вещая о будущем, заявляя о "некой маргинальной части" последователей принесённого Рерихами, скромно забыл, хотя это и не относилось к повестке коллегии, в чём участвует сам: в умалении, извращении, подмене философии Рерихов, которую он изучает уже 15 лет. Действительно, когда человек заслуживает наказания, Закон лишает его разума. Мы не собираемся ни горевать и отчаиваться, падая духом, ни отказываться от продолжения выводить на чистую воду всех лицемеров и двурушников. Всему своё время. Пусть и далее пресмыкаются перед власть имущими и продолжают катиться в бездну до логического конца.

  • Наталья18-02-2016 07:47:01

    Держитесь, друзья из МЦР! Тьма конечна, а Свет бесконечен. Правда за вами.

  • Александр Иванов18-02-2016 09:22:01

    Несколько отрывков из письма Е.И.Рерих от 21.10.1931 года, как представляется близкие по смыслу с настоящими событиями:

    "Покуда во главе правительства и просветительных учреждений не будут стоять люди, обладающие широким умом и, главное, духовным синтезом, обнимающим все планы существования, до тех пор человечество не будет двигаться вперед. Но так как ничто в этом мире не может остановиться, то, следовательно, такое человечество осуждено на регресс, приводящий к дегенерации и разложению. Не являемся ли мы уже свидетелями такого процесса?"

    «Правильно понимаете, что нападение должно обернуться на пользу, но нужно выдержать и дать цветку сатаны распуститься. Напряжена битва, нужно применить всю осторожность. Следите за здоровьем, не ослабьте его раздражением! Крепко держите серебряную нить и очищайте мысли ваши!»

    "Да, на нашей ступени человеческой эволюции всякие Иуды и темные силы невежественного сопротивления совершенно необходимы. Разве не они дают нам возможность напрячь наши силы, нашу находчивость и расширить поле действий? Разве не они распространяют сведения о нас и тем привлекают внимание и дают возможность подойти ценным людям, которые вначале, может быть, подойдут, движимые любопытством или даже возмущением, но, при соприкасании с действительностью, расширенное сознание их проникнет в истинное положение вещей, и, вместо осуждающих и даже преследующих, они станут друзьями. Много друзей временно переодеты врагами. Подобные превращения в жизни не так уж редки."

    "Пусть чувствознание особенно проявляется в эти дни. Пусть не будет упущено ничего ценного, помня, как часто кажущаяся пустяковина дает сильное оружие против врага. Сколько готовых прекрасных и убедительных формул имеется в вашем арсенале! Умейте пользоваться ими, чтобы разбить противника! Говорите сильно, принимая в соображение уровень собеседника и всегда базируясь на позитивных фактах, которых у вас такое множество! Беда в том, что сами мы не всегда оцениваем случившееся во всей соизмеримости и часто подробности или факт, не яркий, но величайшего значения, упускается из виду, вернее, не вмещается нашим сознанием. Привыкать надо, что все, случающееся вокруг строительства, вокруг Иерархии, имеет глубочайшее значение, и если оно еще не очевидно, то завтра об этом будут трубить на площадях. Кто знает направление эволюции? Кто может сказать, во что выльется хаос происходящий? Кто знает, какие силы подымутся? Потому действуйте смело, но со всею бережностью в полном доверии к Иерархии Света!
    Пусть все сотрудники выдержат бой до конца. Бой будет трудным, но с великой и недремлющей помощью, при сердечном устремлении, пройдем через все. Лишь одно условие необходимо – полное доверие до конца, до предела отчаяния, ибо несокрушимая тактика Адверза требует все доводить до абсурда, а затем все вражеские нападения сами сокрушатся в силу очевидной всем нелепости. Помните эту тактику нарастания и собирания всей мерзости и всех гадов в кучу, чтобы потом послать «лишь одну стрелу», пронзающую самый центр этого конгломерата. Помните также, что лишь при соприкосновении искры света с тьмою возможно строение. Все космические законы отражаются и воспроизводятся в человеческой жизни. Итак, бодро в напряжении, мужественно и бережно продержитесь это время, а там подойдет то, что нужно!"

    Действительно, чиновниками используется метод психологического давления, и это становится частью нашего испытания в идущей Битве за истинную Культуру, за Учение.

  • Абрамова Елена18-02-2016 09:56:01

    Пообщалась со сторонниками НРК. Ключевая разница заключена в том, что они думают, что, нарушая Волю С.Н.Рериха в силу сложившихся обстоятельств, они прокладывают путь для дальнейшей Жизни Наследия, мы же считаем, что только исполняя Волю возможно утверждать и проводить в Жизнь Наследие. Это глубинное, а не поверхностное различие, которое основывается на понимании Живой Этики.

  • Людмила Матвеева18-02-2016 19:00:01

    Отдаю дань уважения автору статьи. Всегда приятно убедиться в том, насколько сотрудники МЦР в своем владении словом и философско-литературным наследием Рерихов, превосходят недалеких деятелей МИСР и ГМВ.

    Лицедейство под названием "коллегия Минкульта" от 16 февраля в театре имени Вахтангова в натуральном виде показала куда катится поезд, которым временно довелось управлять Мединскому и его клике. Кто из выступающих (по нашей теме) показал достаточный уровень культуры? Разве это допустимо транслировать в открытом режиме поношение организации, многолетний бессменный руководитель которой награжден орденом четвертой степени "За заслуги перед Отечеством", а сама организация номирована на Нобелевскую премию мира? Может быть кто-то из выступающих имеет аналогичную награду? Чем, кроме зарплаты, отмечены их собственные "заслуги перед Отечеством"? Ах, да-да... Пиотровский сам себя наградил Рериховской премией, которую МИСР щедро раздает всем, кому ни попадя за... заслуги перед МИСРом.

    Краснобай Мельников не случайно упомянул православную церковь, с которой МИСР навел мосты дружбы. Это и является на самом деле той скрытой причиной, которая стоит за стремлением руководства МИСР задушить МЦР. По этой же причине в МИСР хозяйничают нектарианцы, задача которых вытеснить из духовного поля России Живую Этику. Понятное дело, что и их потом выбросят на свалку истории, но сейчас-то они льют воду на мельницу самых яростных врагов Учения, поэтому и не пресекается до поры до времени их сектантская деятельность. Подмена парадигмы Рериховского философско-научного Наследия, противостояние становлению общества с высоким уровнем сознания - вот та задача, которая стоит перед продажными чиновниками, - православными в подавляющем своем большинстве.

    И не случайно состоялась встреча патриархов РПЦ и Ватикана, - порождением которого была не только инквизиция,но и орден иезуитов. У них теперь есть общая цель.

    Лосюков своим выступлением на этом шабаше похоронил свою репутацию окончательно и бесповоротно. Так тому и быть.

    Седов зарекомендовал себя не директором крупного музея, а школьником,который не выучил урок и в целом не знающего предмет настолько, что даже шпаргалка ему не помогла. Такой вот "специалист широкого профиля"... Совершенно очевидно, что справка для выступления ему была написана корявым языком Мкртычева, при чем Седов даже не потрудился с ней ознакомиться заблаговременно, поэтому едва выговаривал слова. У таких продвинутых государственных служащих не нашлось средств на редактора, пожалуй дворник написал бы текст для выступления на высоком правительственном уровне лучше.

    И вот эти то люди, едва владея русским языком, заявляют свои права на Наследие Рерихов,на свое преимущество перед общественным Музеем и на лидирующую роль на ниве культуры. Спаси нас, Господи, от таких вождей в никуда.

  • Сергей Целух19-02-2016 18:45:01

    Очень трудно давать советы со стороны, когда все уже предрешено. Мне очень жаль, что с переходом Общественного Музея Николая Рериха в государственную собственность, совершенно изменится аура этого Музея. Он перестанет вдохновлять своих питомцев так искренне и вдохновенно писавших об этом мировом творении и любивших его как родное дитя. Не будет такой искренности, преданности и любви к новому казенному заведению. Когда Музей находится у всенародной собственности— это есть необыкновенное сокровище, равного которому в мире нет, наполненное дыханием Николая, Елены Рерих и их сыновей. Каждый испытывает к нему любовь, благоговение, преклонение перед гениальностью его творцов. Там все дышит Их жизнью, Их Учением, Их творчеством и дыханием Их эпохи. И вот все изменилось: теплота исчезла, любовь улетучилась, на смену 20, пришел 21 век. С изменением статуса, Музей перестанет быть сокровищем мирового значения и излучать любовь, доброту и мудрость его творцов. Его светлая и чистая метафизика может приобрести торгашеские нотки, появиться запах иностранной валюты. Его новые владельцы примут пресный вид больших ученых, которые одни только и способны заниматься наследием, и в их глазах мы не увидим никакого стыда за перерождение личностей, за грабеж среди белого дня. Дорогие мои единомышленники, давайте не будем слишком строгими, потому что нам государство не одолеть. Чиновники всегда выше простых честных людей, у них и власть, и гонор, и деньги, и очень часто отсутствие понимания других людей, с другой психологией и другими нравственными дефинициями... Ведь они на государевой службе, государевы мужи, хотя допускаем, что в быту - это чудесные люди, их любят друзья. В данном случае, мы не изменим ничего. И все же, на всякий случай, не помешало бы нам скрепить с ними бумагу, в которой были бы написаны все наши требования, наш крик, и боль, и вера в искренность их намерений, и все это заверить большой гербовой печатью с росписью Президента Страны. Вот тогда у нас будут свои рычаги управлять ими. Хочу также сказать, что все ценные мысли, как одной стороны, так и другой - я поддерживаю и призываю всех к миру, согласию, пониманию. Не надо агрессии, не надо силы, не надо хитрости и обмана. Я за дружбу и без обмана.
    Статью Т.О.Книжник принимаю и считаю ее превосходной.

  • Герман19-02-2016 20:48:01

    --- Дорогие мои единомышленники, давайте не будем слишком строгими, потому что нам государство не одолеть.

    Вопрос не о государстве, о об одном человеке (Мединском). Сегодня он заявляет якобы об интересах государства имея в виду свою личную войну против МЦР, а завтра как Кох (занимавший более высший пост) сбежит в Германию, или как Лесин обнаружится помершим в американской гостинице.

    --- Ведь они на государевой службе, государевы мужи...

    Они занимаются обслуживание своего начальника, сменится начальник - изменятся и их интересы.

    Не в интересах государства уничтожать Музей, а мелких корыстных интересах указанного выше лица.

  • Валерий Павлович20-02-2016 10:43:01

    Здравствуйте Всем!
    Зло должно проявиться во всём своём многообразии и выявить всех своих действующих лиц. Подобное зло творится и в Минобразовании, где по западным лекалом проводится развал советской системы образования. Это два основополагающих Министерства в любом государстве, работа которых формирует становление и развитие сознания подрастающего поколения и всего народа страны. Увы, пока что в России ими руководят не заслуженные опытные специалисты своего дела и уважаемые в стране люди, а либеральные топ-менеджеры от лжекультуры и лжеобразования, продавшиеся идеологии запада и зависимые от него. Отсюда и соответствующие их действия. Свои разрушительные ходы, как в Образовании, так и в Культуре России, используя государственное прикрытие для своего сознательного разрушения Образования и Культуры, эти топ-менеджеры уже сделали. Теперь наш ход.
    «Всё, что не делается, делается к лучшему», - это народная Мудрость, есть отзвук, Мудрости Знаний Учения Жизни. Всё нарастающая поляризация между силами добра и зла даёт возможность каждому Человеку определиться, на чьей он стороне. И теперь этот выбор придётся делать основному населению страны, так как основная масса Духовно сгнившей интеллигенции свой выбор уже сделала. Теперь всё труднее основной массе народа, сберегать «свою хату с краю», того и гляди хаос потребления и шоу-зрелищ снесёт её в пропасть разложения Души. Так что многие простые люди сейчас стоят каждый у своей последней черты. Помочь им не перешагнуть эту черту может каждый, кто прикоснулся к Учению и претворяет в свою каждодневно обновляющуюся Жизнь Его Указы и Рекомендации. Как это сделать, каждому Претворяющему подскажет его развивающееся Сердце, и данные возможности Жизни.
    Фокус Света России, заповеданный Владыками - Духовное Наследие семьи Рерихов- был, есть и будет. Придёт время, и Оно засияет своим Знанием, Красотой и Гармонией над всей Россией. А приблизить это время каждый Претворяющий может своими открытыми, честными действиями и чистыми помыслами.
    Битва не окончена, а значит и не проиграна. Она продолжается, как с самим собой, так и за сознание своего ближнего и тех, кто ищет свой Путь Жизни.

    С пожеланием Всем Света и Любви.

  • Мария 22-02-2016 10:08:01

    Мединский.
    "Я бы хотел обратить внимание на то, что там говорится в проекте решения о выделение субсидий для формирования музея Рерихов. Обращаю внимание директора музея востока на то, что внебюджетные доходы вашего музея за истекший год составили недостаточную для столь замечательного учреждения сумму 21 миллион рублей. Я считаю, что с присоединением к вам такого значимого популярного в мире филиала ваши внебюджетные доходы должны существенно вырасти. Например, запрашиваемые вами 36 миллионов рублей это при одном выходном дне в неделю, всего лишь, при средней цене билета 200 рублей всего лишь 500 посетителей в день. Вот. В принципе, вполне по силам. Для такой прекрасной экспозиции не говоря уже как вы правильно говорите о сувернирки, книги и мероприятия и т. д. и т. д. Мы этот пункт безусловно обставим. Вот, и, конечно, на первых порах субсидиями министерство поддержит, но задачи перед вами будут стоять качественно иные по внебюджетным доходам".

    Так надо понимать, Министерство на первых порах выделит 36 миллионов, но потом будьте добры, переходите на внебюджетные доходы, то есть на самоокупаемость. Вот с этого и нужно начинать. Для государственных чиновников культура – бизнес.

    Прошедшая коллегия напоминает театр абсурда: пьеса проходила в спешке, актеры плохо заучили тексты, путаясь то ли Васильевич, то ли Николаевич; то ли Станислав, то ли Святослав. Культура - это не рынок, где можно поторговаться; а картины и архив, не кусок мяса.

    Любопытно было наблюдать за фарсом, где каждый из музеев хочет урвать кусок себе. Представители Музея Востока уже потирают руки предвкушая свой куш. МИСР, о котором замолвил словечко в своем письме Пиотровский: «…Его хорошим партнером должен стать институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге хорошо зарекомендовавший себя в качестве динамичного музейного организма». А представитель МИСР Мельников замолвил слово перед Мединским о более мелких учреждениях: в Изваре, в Новосибирске.
    Круговая порука.

    Видно не вооруженным взглядом, как происходит борьба за обладание бесценными картинами и архивом находящимися в МЦР. Как они выслуживаются по приказу сверху, по бумажкам зачитывая текст. И поют одну и туже песню. Современное государство никогда не было залогом стабильности, и видя, как один из представителей Музея Востока Мкртычев организовал местную вечеринку в стиле Н.К.Рерих с бокалами, и разрезанными полотнами, понимаешь, вот она настоящая культура по-МКРтычески.

    Музей в их понимании - это склад, где хранится их добро. И такие представители больше напоминают маленьких прожорливых животных, снующих туда сюда, чтобы наполнить свои амбары.

    И им нет дела до идей Махатм! Для того чтобы претворять в жизнь Учение Живой Этики необходима независимость от мертвых душ - чиновников, от Министерства Культуры. Мы могли наблюдать, как была разграблена квартира Ю.Н.Рериха, было разрушено под основание лучшее в мире образование! Уровень культуры падает с каждым годом, особенно это заметно удаляясь от центра страны. Необходимо сохранить независимость от Министерства Культуры! По долгу службы приходится наблюдать за работой чиновников, и воочию наблюдать, как казенные служители радеют за интересы власть имущих. Народ русский для них всего лишь те самые внебюджетные средства и не более того.

    Завершу, Пиотровский пишет в письме: «и слишком затянувшиеся споры о рериховском наследстве будут, наконец, решены в интересах семьи Рерихов». Вы господин Пиотровский, не можете знать и понимать интересов семьи Рерихов, и уж тем более решать как будет лучше.

  • элис22-02-2016 11:46:01

    Мария22-02-2016 10:08:01


    «Завершу, Пиотровский пишет в письме: «и слишком затянувшиеся споры о рериховском наследстве будут, наконец, решены в интересах семьи Рерихов». Вы господин Пиотровский, не можете знать и понимать интересов семьи Рерихов, и уж тем более решать как будет лучше.»


    Как будто сама деятельность Святослава Николаевича Рерихов в контексте Наследия была не в интересах семьи. Это надо все так перекроить!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »