13.12.2024. Лекция «Американская и русская трагедии: параллели и последствия». Выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» в Новосибирске. Выставка «Начало» Хаббаба Ахмеда и Мохаммада Момина в усадьбе Рерихов в Наггаре (Индия). «В музыке разочароваться нельзя». Дирижер Юрий Темирканов – о влюбленности в профессию, сказках маэстро и умении не мешать оркестру // «Известия». Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Возвращение Владимира Высоцкого. Александр Херсонов


25 января 2023 года выдающемуся поэту, барду и актёру исполнилось бы 85 лет.

 

 

 

Первая встреча.

 

…Летом 1968 года автор этих строк перешёл на 2-й курс факультета естествознания Краснодарского пединститута. Предстоял переезд на жительство с частной квартиры в студенческое общежитие. Получив ордер на вселение, в поиске нужной комнаты иду по длинному коридору общежития. Неожиданно из приоткрытой двери доносится залихватское:«Выходили из избы здоровенные жлобы, порубили все дубы на гробы…».Спрашиваю встречного студента: «Это кто же так поёт»? На что следует ответ: «Так это Высоцкий! Что, раньше не слышал?».

 

Закон жизни.

 

Это была первая встреча с творчеством человека по фамилии «Высоцкий». В тот день я не знал, не мог знать, что творчество В.Высоцкого пройдет «весомо, грубо, зримо» по всей моей жизни. В тот день я не мог знать, что образ поэта-бунтаря, уникальность самой личности оставят на мне неизгладимый отпечаток. И хочется верить, пусть в самой малой мере, станет частью меня самого. Однако, время безжалостно…

Оно запрещает оглядываться на прошлое, возвращаться в прошлое, жить в прошлом. Только в будущем! И это касается всех и каждого. Следы жизни великих исчезают так же, как и самых простых людей. Таков закон жизни. Послевоенное поколение, к которому принадлежит автор, спустя почти три десятилетия, помнит и чтит Владимира Высоцкого. Наши дети кое-что «слышали» о Владимире Высоцком, а для внуков кумир 60-х, увы, уже не существует. Иные песни, иных героев ныне востребованы жизнью…

 

 Из энциклопедии: «Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938Москва — 25 июля 1980Москва) — советский поэтактёр и автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).

 

Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве (1964—1980). Владимир Высоцкий сыграл более 20-ти ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе как актёра являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»,  «Короткие встречи», «Плохой хороший человек».

 

Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под русскую семиструнную гитару.

По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году,  Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина.

Опрос, проведённый ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий»,  а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века».

 

Человек из… прошлого.

 

Тот, кто хорошо знаком с творчество барда, согласится с тем, что в песнях В.Высоцкого повсеместно отражена память о прошлом, что поэт не относится к «Иванам, не помнящим родства». Завидная особенность характера проявилась в творчестве В.Высоцкого и по отношению к родителям, и по отношению к участникам Великой Отечественной войны, и по отношении к истории России.

Память о прошлом, отражена В.Высоцким не только в песнях, но и в театральных постановках, в ролях, сыгранных в кино. Важно понимать и то, что особенность характера В.Высоцкого находит подтверждение при рассмотрении микрокосма рождения.

Согласно астрологическому документу, жизненная и творческая энергия представляется картиной-символом 5-го градуса знака «Водолей» и называется «Совет предков подтверждает усилия молодого бойца». В чём следует усматривать «корни прошлых действий, поддерживающие и дающие силу решению, принятому индивидуумом в критической ситуации».

Если учесть, что почти каждый день жизни В.Высоцкого являл «критическую ситуацию», и творческую, и личностную, то за разрешением критической ситуации поэту следовало обращаться к прошлому,  «находя опору в предшественниках, чтобы извлечь силу из самых глубочайших корней».Таков вердикт в отношении картины-символа психоаналитика Дэйна Радьяра

 


 

Символический микрокосм рождения В.Высоцкого.


 

Отсюда следует вывод: В.Высоцкий являлся поэтом и актером глубоким, достающим «до самых корней, до сердцевины». В этом заключалась сила и убедительность творчества.В этом заключается долговременная память о барде и актёре .

 

«Привечает царь, да не жалует псарь…»

 

При жизни к В.Высоцкому относились по разному. Как говорится, в меру собственных достоинств и собственных недостатков. Люди достойные подходили к кумиру с букетами цветов, просили автограф, старались запечатлеться рядом со знаменитостью. Люди недостойные, завистники и просто негодяи, прокалывали шины «мерседеса», «стучали» в ОБХСС на левые концерты (за неимением своих), считали деньги в чужом кармане. Клеветали и очерняли. Распускали немыслимые слухи. Всемерно портили и так не простую жизнь.

Но неизмеримо находилось больше людей, которые с уважением и даже с любовью относились к личности В.Высоцкого. Видели в нём ЯВЛЕНИЕ времени, человека-борца, человека «свободы, равенства и братства», человека Эры Водолея. Человека, который выбрал единственно достойный для мужчины путь: «выбираться своей колеёй».

О симпатиях и антипатиях поэт красноречиво рассказал в стихотворении «Я не люблю…» и там расставил всё по своим местам. Перечитайте.

И если «люблю и не люблю » В.Высоцкого совпадут хотя бы с половиной ваших личных «люблю и не люблю», то можете быть спокойны. С вами всё в порядке.

 

Человек, отмеченный Санта-Клаусом.

 

Рассмотрев символику микрокосма, попробуем проникнуть в тайну рождения Владимира Высоцкого. Картина-символ Момента рождения занимает 2 градус знака «Близнецы», знака, в котором« Санта-Клаус незаметно наполняет чулки, висящие перед камином».

Что же стоит, за столь благостной символической картиной? Оказывается, не что иное, как «награждённая вера в духовное благословение».

Вдумаемся в выявленный тезис тайнознания: В.Высоцкий глубоко верит в то, что получил свыше духовное благословение. И за веру в духовное благословение должен получить награду.

Психоаналитик поясняет: «Распространённая аллегория относится к духовному благословению, приходящему к «чистым сердцам, сознание которых подобно детскому».

Кроме того, мы узнаём, что В. Высоцкий обладал «чистым сердцем», незамутнённым жизнью сознанием. Итак, установлено, что В.Высоцкий получил «духовное благословение» свыше.

О чём нетрудно догадаться, имея в виду известные строки:

 

«Мне меньше полувека - сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним».

 

Тому, кто получил «духовное благословление», безусловно, придётся отчитываться и оправдываться перед Всевышним.

В. Высоцкий был уверен, что несмотря ни на что, его отчёт перед Богом и оправдание будут приняты во внимание.

 

«Я это никогда не полюблю…».

 

Власти от культуры относились К В.Высоцкому с недоверием, насторожено, по принципу «как бы чего не вышло». Уж больно не укладывался поэт и бард в русло принятых догм социалистической культуры. В творчестве барда проглядывало исконное, народное, а значит бунтарское. В нём проглядывало не согласное с искусственными и трафаретными установками власти. В.Высоцкий тонко чувствовал время, обладал чувствознанием, а потому являлся пророком будущего.

О нестоящем поэте Михаил Дудин написал знаменательную строку: «Он самый первый на планете всех революций слышит шаг…». За десятилетние до роковых исторических событий, В.Высоцкий первым услышал первые шаги перестройки, пророчески признался: «Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю…». И был по своему прав, перестройка далась народу «потом и кровью». Перемены и впрямь ожидались большими, неожиданными, катастрофическими: падение рождаемости, вымирание населения, разгул криминала, незаконная приватизация собственности, обрушение финансов, обнищание народа…

Сбылось пророчество В.Высоцкого и в отношении себя самого: «Я, конечно, вернусь…». И вернулся. Несмотря на то, что давно уже наступили новые времена и звучат новые песни.

 

«Люблю я родину, но странною любовью…».

 

В.Высоцкому не давали больших площадок для концертных выступлений. Он не был громогласным певцом, певцом-трибуном, оратором «призыва» и «агитки». В.Высоцкий слыл певцом из народа и для народа. Потому и был, понимаем и уважаем народом. Был певцом, знающим жизнь, влюблённым в жизнь и, своё знание и любовь щедро отдавал слушателю. Чаще голосом негромким, задушевным, зачастую интимным. С изрядной долей чувства сатиры и юмора. Даже когда «рычал и хрипел», даже когда ёрничал, даже когда «отказывали тормоза»...

Это о таких певцах, как В.Высоцкий Евгений Евтушенко написал: «Голос - это душа, а не просто лужёное горло».

Душа В.Высоцкого постоянно стремилась к общению с душой зрителя и слушателя. Многотысячные стадион , «где миллион меняют по рублю», не были его аудиторией. В.Высоцкий нуждался в близости со слушателем, в духовном общении, в многотысячной толпе духовность не ночевала.

В. Высоцкий любил родину, любил Отечество, любил Россию.

Но не на показ, не крикливо, не театрально, при этом любуясь своей любовью. Любил родину не громко, душевно, интимно, данным от Бога талантом.

Любовь к родине бард выразил в песнях военной тематики, где встают образы людей бесстрашных, верных, честных, уверенных в правоте дела, которому служат. Мужские качества, безусловно, были заложены и в самом В. Высоцком.

Барду хотелось, чтобы слушатели «подражали» героям его песен. Замысел В. Высоцкого «срабатывал» и каждый, кто сердцем воспринял его творчество, делался, хотя бы на время, справедливее, мужественнее, честнее. За что В .Высоцкому низкий народный поклон. За что и поставлен в Москве памятник…

 

Обратная сторона везения.

 

В. Высоцкому повезло в том смысле, что расцвет певческого и поэтического таланта пришёлся на период наступления в СССР «эры» появления кассетного магнитофона. Возможность записать песню на портативный магнитофон, прославила певца. Донесла его песни,«до самых до окраин». Вошедший в моду магнитофон-«малыш» сделал певца известным и популярным. Отдельно стоящим от иных певцов, от иных бардов. Хорошо известно, что люди, «выходящее из ряда вон», не вписывались в рамки стандарта и властями СССР отвергались. И многими осуждались: «Что, ему больше всех надо?». К концу жизни невероятная популярность стала угнетать В. Высоцкого. Бард уставал от суеты, ажиотажа, пересудов, сплетен вокруг его имени. От того, что повсюду «наливали рюмку», считали «свойским парнем», требовали к себе уважения, которое, в общем-то, ещё следовало заслужить…

Вот и случилось парадоксальное: народ вознёс В.Высоцкого до небес и народ же сбросил «возомнившего» В.Высоцкого на грешную землю. В последние годы жизни бард возненавидел собственный хрипящий голос…

 

Толпа и поэт.

 

Уж, слишком уверенно и напористо бард «выбирался своей колеёй». Что было не по нраву собратьям по поэтическому цеху. Многие из известных поэтов 60-70 х. годов относились к творчеству В. Высоцкого снисходительно, за «настоящего» поэта не считали. Готовы были отечески похлопать по плечу:«Давай, Володя, твори, но, ты же, сам понимаешь…». В поэтическом таланте В.Высоцкому отказывали. Они были сами по себе, В.Высоцкий был сам по себе. И, где-то были правы!

Таким поэтам В.Высоцкий действительно был неровня. Он был намного выше, естественнее, гармоничнее. Не удивительно, что при жизни поэт не увидел сборника своих стихотворений. Не подержал собственную книгу в руках, труд мучительных и бессонных ночей.

Один лишь Роберт Рождественский отозвался о поэте уважительно, как равный. Отдавая дань профессионализму поэта В. Высоцкого, именитый поэт цитировал понравившиеся строчки, видя в них самобытность и высокое мастерство:

 

«Мы говорим не "штормы", а "шторма" –
Слова выходят коротки и смачны:
"Ветра" - не "ветры" - сводят нас с ума,
Из палуб выкорчевывая мачты.
Мы на приметы наложили вето –
Мы чтим чутье компасов и носов.
Упругие тугие мышцы ветра
Натягивают кожу парусов».

 

Человек, с опорой на традицию.

 

Сомнительная репутация, сомнительная слава… Такого мнения о В.Высоцком-творце  придерживались ответственные «культурные» деятели СССР. Но, что на этот счёт обнаружит микрокосм рождения? Слава и репутация В.Высоцкого представлены 5-м градусом знака «Козерог» и картиной-символом: «Прилавок с красивыми коврами».

Из расшифровки картины становится ясно, что символ имеет самое прямое отношение к деятельности В.Высоцкого: «Использование культурного и художественного процесса для увеличения личного комфорта и престижа».

Символ обнаруживает «прекрасный продукт вдохновенной и мастерски усердной групповой деятельности, подчёркивая ценность опоры на традицию».

Как так, «групповой деятельности» спросит иной читатель? Но сказанное не следует понимать буквально. Творчество В.Высоцкого было глубоко индивидуально. Речь в символе идёт об опоре на традицию. На достижения предшественников. Так, как это звучит в знаменитом изречении Исаака Ньютона: «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов». В многообразном творчестве В.Высоцкий так же «стоял на плечах гигантов», подчёркивая «ценность опоры на традицию». На духовную традицию.

 

 

25.01.2023 06:22АВТОР: Александр Херсонов | ПРОСМОТРОВ: 320




КОММЕНТАРИИ (2)
  • Татьяна Бойкова26-01-2023 08:20:01

    Спасибо Александру за хорошую статью о кумире молодежи (и не только) ХХ века, рассмотренного, к тому же, еще и с астрологической точки зрения. Это представляет определенный интерес.

    Я познакомилась с творчеством Высоцкого уже в зрелом возрасте. Не могу сказать, что заслушивалась им, но очень уважала за его правду жизни, высказанную в песнях. Уже после его ухода приобрела книги его стихов, но к сожалению, как это часто бывает, дала их почитать друзьям, и их "зачитали".

    Жизнь Высоцкого была сложной, о чем упоминает автор статьи, и памятник на его могиле отображает (по моему мнению) именно эту тягость жизни, эту спеленутость и невозможность полностью высказать все, что хотелось.

    Несколько удивили строки автора: "Сбылось пророчество В.Высоцкого и в отношении себя самого: «Я, конечно, вернусь…». И вернулся. Несмотря на то, что давно уже наступили новые времена и звучат новые песни".
    И знаете, друзья, полагаю что могу согласиться с Александром в его утверждение - "он вернулся"...

    Несколько раз, приезжая в Москву в командировку, сделав свои дела, специально садилась в экскурсионный автобус, чтобы постоять перед могилой Высоцкого и отдать дань уважения этому человеку.

    Друзья фото памятника Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище дано в статье "«СВОЁ ВОЗЬМЁМ, КРОВНОЕ, НАШЕ!» ИНОГДА ВЫСОЦКОМУ КАЗАЛОСЬ, ЧТО ОН САМ ВОЕВАЛ"

  • К.Савитрин01-02-2023 17:58:01

    У меня было два знакомства с творчеством В.Высоцкого.
    Первое - в раннем детстве, когда мне ещё не было и 8 лет. Тогда невольно часто приходилось слушать громко включаемые записи блатных и дворовых песен неизвестного мне автора и исполнителя. Песни мне были непонятны. Но особенно неприятно было то, что включались они очень громко. Так что резало слух...
    Когда мне было 9 лет, мы переехали на новую квартиру, которую нам выделило государство. На новом месте музыкальные пристрастия соседей не включали ранее болезненно воспринимавшихся мной песен. И потому надолго забыл о них.
    В конце 80х мой брат приобрел несколько виниловых пластинок В.Высоцкого, начавших серию в 21 диск. Песни показались мне весьма необычными. Отдельные весьма заинтересовали. Так что когда поступил в институт, продолжил пополнять коллекцию пластинок и собрал почти все диски. Это были удивительные песни. Одни побуждали к серьезным размышлениям, другие - заставляли смеяться уникальным иронии и чувству юмора автора. Одни были удивительно просты, другие поражали виртуозной игрой слов и смыслов. Одни говорили о самом земном, другие - уносили в запредельное. И автор песен представляется то яростным бунтарём, то резким, решительным и даже беспощадным (как Глеб Жиглов в "Месте встречи изменить нельзя"), то очень деликатным, глубоко чувствительным и ранимым человеком (как арап в фильме "Как царь Пётр арапа женил" с Высоцким в главной роли).
    Тогда же, в начале 90х приобрел два двойных конверта виниловых пластинок: 1. Песни Высоцкого в сопровождении инструментального ансамбля или оркестра; 2. Радиосказка "Алиса в стране чудес" с песнями Высоцкого.
    Первый двойник поразил удивительной красотой и глубиной не только песен, но и мелодии. Особенно запали в душу баллады из фильмов "Стрелы Робин Гуда" и "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго".
    Второй поразил виртуозной игрой слов и смыслов и особенно в песнях Высоцкого. Даже классический перевод сказки Льюиса Кэрролла стал восприниматься как скучный в сравнении с нашей радиосказкой. Например, в сказке Кэрролла Алиса говорит: "Всё необычнее и необычнее..." А в нашей версии: "Всё страньше и страньше". И эти слова, как мне кажется, вполне в духе игры словами и смыслами Высоцкого, который, вероятно, участвовал и в доработке текста для радиоспектакля.

    Минуло более 30 лет. Но песни Высоцкого, запавшие в душу, и теперь в ней живут, и теперь оказываются очень кстати, когда нужно пояснить что-то важное красивым образом.

    Вот лишь некоторые из глубоко проникших в душу строк песен Высоцкого:

    "Купола в России кроют чистым золотом,
    Чтобы часто Господь замечал..."
    (Купола России)

    "Чистоту, простоту мы у древних берём,
    Саги, сказки из прошлого тащим,
    Потому что добро остаётся добром —
    В прошлом, будущем и настоящем!"
    (Баллада о Времени)

    "Воспари и два крыла раскинь,
    В густую трепетную синь
    Скользи по божьим склонам —
    В такую высь, куда и впредь
    Возможно будет долететь
    Лишь ангелам и стонам."
    (Баллада о двух погибших лебедях)

    "Если мяса с ножа
    Ты не ел ни куска,
    Если руки сложа
    Наблюдал свысока,
    И в борьбу не вступил
    С подлецом, с палачом, —
    Значит, в жизни ты был
    Ни при чём, ни при чём!
    Если путь прорубая отцовским мечом,
    Ты солёные слёзы на ус намотал,
    Если в жарком бою испытал что почём, —
    Значит, нужные книги ты в детстве читал!"
    (Баллада о борьбе)

    "Свежий ветер избранных пьянил,
    С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,
    Потому что если не любил —
    Значит и не жил, и не дышал!
    ...
    Но многих захлебнувшихся любовью
    Не докричишься — сколько ни зови,
    Им счёт ведут молва и пустословье,
    Но этот счёт замешен на крови.
    А мы поставим свечи в изголовье
    Погибших от невиданной любви…
    ...
    Я дышу, и значит — я люблю!
    Я люблю, и значит — я живу!"
    (Баллада о Любви)


    Администратор

    Константин, просто волшебно, спасибо огромное. Вы с Высоцким подарили мне хрустальные минуты, пока читала Ваши с ним строки.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »