Светлой памяти Елены Ивановны Рерих 1 октября 2024. Онлайн-лекция «Основы буддизма в философии Е.И.Рерих». Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Республике Алтай. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Воспоминания из прошлых жизней. Наталья Ковалева


 

Елена Ивановна Рерих



 

Далекие воспоминания

 

Как уже говорилось, еще одной необычной способностью, свойственной Елене Ивановне, была способность ви`дения прошлых воплощений. Прежде чем мы вновь обратимся к рассмотрению внешней стороны жизни Е.И. Рерих в Америке, совершим небольшое путешествие в ее прошлые воплощения, отдельные события которых были тесно связаны с настоящим.

В одном из своих рассказов Н.К. Рерих писал: "Уже не смеемся, а только не доверяем перевоплощению. С недоумением подбираем "странные" случаи. Иногда страшимся их. Уже не бросаем их в кучу огулом. То, что четверть века назад было только смешно, теперь наполняется особым значением" [1] . У Н.К. Рериха есть удивительно красивая и загадочная картина – "Тени прошлого", изображающая чинное попарное шествие людей, одетых в средневековые костюмы, по длинному залу готического замка. Что хотел показать художник в этой картине? Просто сцену из истории средневековой Европы? Или нечто большее?.. Мы этого не знаем, но похоже, что в своих снах-видениях Елена Ивановна иногда наблюдала похожие картины, с той лишь разницей, что перед ее мысленным взором проходили не просто символические фигуры, а настоящие исторические персонажи, играющие в ее жизни определенные роли – часто зловещие и драматические…

Первые картины из прошлых жизней Елена Ивановна увидела в своих снах-видениях уже в 1910 году (тогда ей был 31 год). В одном из этих необычных снов Елена Ивановна оказалась где-то в Италии; вместе с матерью они ехали куда-то в старинном грузном экипаже вдоль широкой аллеи. Экипаж остановился у парадного подъезда мраморного дворца; поднявшись по лестнице, украшенной мраморными скульптурами спящих львов, она прошла через вестибюль в просторный светлый зал, а затем – в свою комнату. Почувствовав внезапную усталость, она легла на большую кровать под балдахином. Напротив кровати у стены стояли высокие часы с маятником в шкафу. Взгляд Елены Ивановны задержался на них, и вдруг она увидела, что дверца шкафа открылась и из глубины его появилась слегка светящаяся фигура рыцаря в серебристых латах. Глядя на нее, он произнес: "Конрад Рудендорф" – и исчез [2] .

 

Это имя еще не раз вспомнится ей, и не только во снах, отражающих картины из прошлых воплощений, но и в ее нынешней, реальной жизни. Много трагических событий прошлого и тяжелейших проблем будущего оказалось связано с этим именем – именем ее заклятого кармического врага и противника, иерофанта Черной ложи… Сменялись века и тысячелетия, но на всем протяжении истории не прекращалась борьба Добра и зла. Всегда бесстрашно выступавшая на стороне сил Света, Елена Рерих во многих воплощениях оказывалась вынужденной встретиться лицом к лицу со своим извечным противником, когда-то известным ей под именем Конрада фон Рудендорфа. И в этой борьбе судьба далеко не всегда была к ней благосклонна: коварный, жестокий, беспринципный противник преследовал ее где только мог, и не однажды она погибала от его рук совсем молодой. Особую тоску оставляли в душе Елены Ивановны картины из снов, связанные с ее средневековыми немецкими воплощениями. Вот как описывает эти сны она сама:

 

"Приблизительно около этого же времени [3] она видит себя молоденькой девушкой снова в дворцовом помещении, но на этот раз в Германии. Она уныло проходит залы с огромными окнами в частых переплетах, входит в небольшое помещение, стены которого расписаны мелким орнаментом – черным с золотом по тепловатому фону. <…> Она <…> входит в роскошно обставленное помещение – опочивальню ее матери. Немного отступя от стены, посреди помещения, на небольшом возвышении стоит широкая кровать под балдахином. Огромные окна с тяжелыми штофными драпировками, гобелены и ковры на полу дают яркие пятна. Мать, высокая, красивая и, видимо, очень властная, стоит у туалетного стола, заставленного причудливыми флаконами, в которых радужно преломляется солнечный луч, и сурово смотрит на нее. Жуткое чувство полного одиночества охватывает ее, встает острое сознание недружелюбного к ней отношения со стороны матери и сестры, которая находилась тут же в помещении. Она знает, что мать ее вызвала, ибо хочет, чтобы она уступила или отказалась от чего-то в пользу сестры; казалось, дело шло о наследстве. Мать во сне – ее теперешняя мать, а сестра – В. Брадфорд [4] .

 

Дворец в Германии. Она является хозяйкой. Большая длинная зала, много гостей; официальные чины, иноземные представители и приближенные – все сидят за большим столом. Большой обед.

Разъезд в большом вестибюле романо-готического стиля, ясно различается немецкая речь. Такие отдельные картины, иногда по две, по три, следовали одна за другой, имея мало связи между собою. Чувство одиночества и тоски всегда сопровождало такие сны-видения"[5] .

 

Рязанская помещица

 

Вслед за снами-воспоминаниями из немецких воплощений к Елене Ивановне стали приходить во снах сцены из ее прошлой жизни в России. В своей последней, совсем недавно прожитой жизни она была Наталией Рокотовой, рязанской помещицей, женой помещика-лесовода, умершей, как сказал ей Учитель, в 1830 году. Сон-воспоминание о своей русской жизни Елена Рерих увидела, как говорится в ее автобиографии, приблизительно в 1915 году. Описание этого сна настолько живо, что поневоле заставляет нас перенестись в прошлое и как бы воочию увидеть то, о чем она писала:

"Зимний, яркий, солнечный день. Дорога устлана плотным настом чистого снега. Еду в широких санях, закутанная в меха и теплую медвежью полость. Прекрасные кони несутся и, лихо заворачивая на круглую площадку, широким раскатом подъезжают к белому дому. Несколько слуг выбегают помочь мне выбраться из плотно завернутой меховой полости. Вхожу в круглую ротонду с большими, почти от пола окнами, в простенках стулья и скамейки, крытые ярко-красным штофом или репсом; сильно пахнет солнцем и яблоками, необыкновенно радостное, бодрое настроение.

 

<…> Нахожусь в семье близкого мне человека, моего друга. Мать и сестра недружелюбно относятся ко мне, ибо опасаются этой дружбы.

Зимний вечер, я и рядом со мною военный в шинели Александр[овских] или Николаевских времен, в широких парных санях выехали за город, подъезжаем к высокой каменной ограде с чугунными воротами, на каменных столбах висят чугунные ажурные фонари. Ворота открыты, и сани въехали в аллею, засаженную деревьями, густо запорошенными снегом. Из гущи снега выскочила темная фигура, прыгнула на ступеньку позади саней (место для выездного лакея) и ухватилась за спинку сиденья. Мне показалось, что это мой двоюродный брат, поджидавший нас и решивший напугать; слегка обернувшись, я тихо полушепотом спрашиваю: "Этиен, Этиен, это ты?" Темная фигура со злобным смехом соскакивает со ступеньки саней и скрывается в тени кустов. С тоской я поняла, что родственники сидевшего рядом со мной человека подослали проследить нас. Подъехали к белому дому, в котором происходило собрание, может быть декабристов или масонов" [6] .

 

Самой Елене Ивановне казалось, что ее прошлая жизнь в России не имела особого значения. Однако Учитель М. был иного мнения на этот счет. По поводу Наталии Рокотовой Учитель сказал: "О рязанской помещице тоже не написано, но достижения были велики. Не забудь, что в России были лучшие связи с Востоком и накопления обеих магий. Лучшие люди приобщались к путям Востока и готовили путь сужденный. И не случайно пришли в Сибирь декабристы" [7] .

На замечание Елены Ивановны о ничтожности ее предыдущего воплощения Он возразил: "Дело Рок[отовой] было не малое. Вместо свободы мужей дайте место женщине. Матери Мира она преподнесла задачу крестьян, женщине она готовила судьбу" [8] .

 

Из дневниковых записей Елены Ивановны одна из важнейших социальных задач ее предыдущего воплощения становится более ясной: она состояла в борьбе за освобождение крестьян от крепостного рабства. Учитель сказал ей, что задача эта не была выполнена ею до конца. Тем не менее то воплощение, по-видимому, чем-то отяготило ее личную карму – может быть и тем, что борясь за интересы других людей, она взяла на себя некоторую часть их кармы, как это часто бывает в жизни великих подвижников, посланников Белого Братства. Но может быть, ее карма была отягощена тем, что Рокотова все-таки не исполнила до конца поручения Учителя. Во всяком случае, Учитель однажды сказал Елене Ивановне: "Урусвати, тяжело тебе, устремляю силу сократить карму помещице рязанской" [9] . В дальнейшем Учитель сообщил: "Не решилась бороться за освобождение крестьян" [10] . Тема не исполненного Н. Рокотовой поручения Учителя была продолжена Рерихами на одном из сеансов общения, состоявшемся 6 декабря 1922 года Елена Ивановна спросила Учителя: "Почему Н. Рокотова не исполнила поручение?" Учитель ответил: "Казалось, рано". И добавил: "Уклонения бывают, но, зная их причину, не повлияют на достижения" [11] .

 

В дальнейших записях дневника говорится, что (по словам Учителя) сын Наталии Рокотовой не поддерживал идею освобождения крестьян, очевидно, также считая это преждевременным. Единственным сыном Елены Ивановны в той жизни, как и во многих предыдущих воплощениях, был горячо любимый младший сын Святослав – родная и близкая ей душа. Елена Ивановна вновь спросила Наставника: "Видела ли М.М.Н. Рокотова?", на что Махатма кратко ответил: "Видением" [12] .

 

Когда Николай Константинович поинтересовался прежними воплощениями Святослава, Учитель ответил: "Иван Рокотов, рязанский помещик, художник. Сын Урусвати (рязанской помещицы)" [13] .

 

О своем русском воплощении Елена Ивановна рассказала однажды Зинаиде Фосдик, и в дневнике Зинаиды Григорьевны появилась запись: "<…> Е.И. рассказала, что прочла рассказ "Лес увел его" о молодом помещике, который был придавлен падающим деревом, и М. сказал, что это из ее жизни, когда она была помещицей Рокотовой. Затем она читала рассказ про помещицу Натали Рокотову, как та умерла от разрыва сердца на балу и возле нее был ее сын, офицер. Это ее же смерть, и Свят[ослав] был ее сыном. Затем ее видение, как она прощается с сыном, который едет в город, и она ему говорит, как одинока она будет и пусть он даст ей знать задолго до своего приезда, и она вышлет ему буланых, его любимых, лошадей. Тоже она и Свят[ослав] – Рокотовы <…>" [14] .

 

Жозефина Сент-Илер

 

После начала сознательного общения Рерихов с Учителями картины из прежних воплощений стали приходить к Елене Ивановне не только во снах, но и в видениях наяву, то есть в бодрствующем состоянии. Дважды ее посещало видение монахини в коричневых одеждах, в молитвенном экстазе. Над ее головой был серебряный голубь; длинная сине-серебряная искра в виде вибрирующей нити исходила от голубя и проникала в ее темя.

В своем дневнике З. Фосдик пишет, что в Средние века Елена Ивановна "… была монахиней-кармелиткой в Париже – Жозефиной Сент-Илер – и жила не больше 20-ти лет. <…> Вообще Е.И. воплощалась быстро, наибольший срок между воплощениями был 45 лет" [15] .

 

В этой же записи З. Фосдик отмечает, что новая книга, тексты которой были даны Елене Ивановне Учителем – "Криптограммы [Востока]" – будет опубликована под именем Жозефины Сент-Илер, то есть под именем ее прошлого воплощения.

Чуть позже Зинаида Фосдик также отметила по поводу Жозефины, что "это была молодая монахиня, жившая после немецкого воплощения Ядвиги (Е.И.). Затем Е.И. была музыкантшей в Голландии – Гертрудой Гедде [16] – и имела большую семью" [17] .

 

В дневнике Рерихов, в общем перечислении имен, которые Е.И. Рерих носила в прошлых жизнях, имя Жозефины Сент-Илер сначала было отнесено к XIV веку, но позднее, в 1928 году, Учитель сказал, что Жозефина жила в XII веке. На вопрос Елены Ивановны "Когда была Жозефина С[ент-] Илер?" последовал ответ Мастера М.: "В XII веке" [18] .

 

Возможно, именно сохранившиеся в Акаше "записи" слов и мыслей Жозефины Сент-Илер воспроизвел позднее Учитель, касаясь обстоятельств жизни людей, причастных Братству и несущих в мире определенную духовную миссию. Махатма М. подчеркнул существование особого момента в жизни деятелей с богатым духовным потенциалом – момента, названного Им "переменою существования". Что представлял собой этот момент? Предчувствие близкого перехода в мир иной, открывающееся высшему "Я"? 25 мая 1924 года Учитель сообщил: "Завтра запишем еще несколько примеров ощущений перед переменою существования". А далее в дневнике Рерихов появляется следующий текст:

""Я простая монахиня, что вы находите во мне? Не целуйте руки мои, чудес не умею творить. Отец, почему они стремятся в мою келью? Кроме книг, ничего не имею. Они хотят, чтобы я возложила руки на их головы, будто им становится легче, но сама я не чувствую ничего. Иногда лист книги освещается слабым голубым блеском, но ведь не из пальцев моих этот свет?

 

Всю жизнь с тех пор как меня привели в монастырскую школу, не помню ничего замечательного, разве только когда прихожу в библиотеку, нужные книги были вынуты, и иногда замечала около них синюю искру. Часто мне кажется, что я должна куда-то уйти, и, может быть, они приходят проститься со мною? Мне стыдно сказать, но мне тягостно их почитание, они уносят от меня что-то незаменимое, и лишь прикосновение к этим древним рукописям приносит мне силы. Накануне моего прихода сюда моя мать видела сон – точно я в белом одеянии иду, а за мною клубы пламени". – Так явила признание одна монахиня за год до пожара, когда она спасла единственные книги, сама погибнув от ожогов" [19] .

 

Литературный стиль этого отрывка удивителен, ему присущи особые поэтичность и гармония, своеобразный внутренний ритм, характерный для древних сказаний и притч.

 

После этого текста последовал вопрос Елены Ивановны Учителю и Его ответ:

"– Почему я так устала от этой беседы?

– Понятно, ведь говорим о переходном моменте. Токи старых рекордов передаются. Но эти рекорды сохраняют одинаковость духоты" [20] . Безвестная монахиня-кармелитка прожила на свете не более 20 лет, но слава о ее духовных силах уже распространилась на всю округу…

Следующим воплощением Елены Ивановны во Франции стала Марго [21] , жена дофина, современница Жанны д’Арк. В том воплощении она стала свидетельницей не только подвига Жанны, но и костра, на котором была сожжена Орлеанская дева.

Это событие настолько потрясло Урусвати, что сила этого впечатления перешла в другое ее воплощение. Это было в Средние века, тогда она была казанской царицей, женой царя Казани Симеона. Ее жизнь тогда завершилась – не в первый и не в последний раз – драматически, но на этот раз не из-за действий врагов, а в силу исторических обстоятельств. Иван Грозный взял Казань, и царица казанская вместе с приближенными к ней женщинами, не желая попасть в руки войска, закрылась в храме и подожгла себя. Она выбрала именно этот способ смерти в силу впечатления, которое произвело на нее в прошлом воплощении сожжение Жанны д’Арк.

В дневнике Рерихов записан диалог Елены Ивановны с Учителем, касающийся обстоятельств той жизни:

"– Верно ли, что казанская царица, собрав всех женщин в церкви, сгорела вместе с ними, чтоб не попасть в руки пьяных орд Ивана Грозного?

– Да. Французское воплощение помнило о костре.

– Может быть, не следовало это делать?

– Но впечатление было велико" [22] .

З. Фосдик, записавшая рассказ Елены Ивановны о том ее воплощении, также отметила, что "<…> сожгла она себя оттого, что, будучи Марго, женой дофина во Франции, была сильно потрясена пламенем костра, на котором сожгли Жанну д’Арк, и сила этого впечатления перешла на другое воплощение" [23] .

 

В Казани Е. Рерих жила не один раз. Позже Учитель назвал ее монгольское воплощение, также связанное с Казанью: "Султана Уромагарада во время Чингисхана. Царица Казани из рода Чингисхана" [24] .

 

Кармический враг

 

Сон-видение прошлого воплощения в Германии, в котором главными врагами Елены Ивановны были ее родственники, имел продолжение. Второй сон, показавший ей картины из той же жизни, приснился ей спустя несколько лет, в 1922 году, когда Рерихи были уже в Америке. Как стало понятно из этого сна, ее кармический враг Конрад в то время был близким родственником ее матери, имевшим на нее большое влияние; он убедил мать казнить ее, состряпав на нее какое-то ложное обвинение. В автобиографии Елены Ивановны присутствует описание этого сна: "Брожу по длинным галереям с большими в частых переплетах окнами и заглядываю во внутренние дворы этого огромного дворцового строения. Знаю, что я приговорена к казни – отсечению головы. Казнь эта была назначена на утро, но нигде никаких признаков приготовления к ней не замечаю. Время уже за полдень. Вхожу в обширную залу, где стоят длинные столы, накрытые к трапезе. У главного внутреннего входа толпятся в пышных одеждах гости и придворные чины. К столу посреди зала подходит и садится Владелец замка в серебряном парчовом кафтане с синими бархатными прорезями и страусовым пером на небольшом берете (времен Франциска I). Рядом с ним сидит моя мать, близкая родственница этого герцога, мое место за этим же столом, но и стула моего уже нет. Я подошла к столу. Я знаю, что я уже перестала существовать для окружающих, и меня как бы не замечают. Владелец замка насмешливо смотрит на меня, мать – как бы равнодушно, но, видимо, ей неприятно мое присутствие… Сама я совершенно примирилась с неизбежностью этого факта, лишь огорчена, что все это не кончилось утром, пока моя мать еще отдыхала. Постояв несколько секунд у стола и видя полное невнимание и нежелание обменяться со мною хотя бы одним словом, я направляюсь к выходу. Вхожу в коридор. Здесь ряды слуг в спешке несли замысловато украшенные огромные блюда, и один из них нечаянно задевает меня краем блюда и льет на мое плечо соус с жирными макаронами, я брезгливо сбрасываю их и прохожу дальше… Просыпаясь, остро чувствовала отвращение к этим макаронам, казалось, они еще лежали на моем плече" [25] .

 

В дневнике З. Фосдик упоминаются некоторые подробности этого видения. В частности, в нем говорится, что враг Елены Ивановны был тирольским герцогом, а ее мать в том воплощении – сестрой этого герцога: "…в видении она [26] видела себя молодой девушкой с золотыми волосами, которой на плахе отрубали голову. Это было, когда враг был тирольским герцогом, а ее мать была его сестрой, и он велел ее [27] казнить, ненавидя ее. Ее Учитель назвал Дездемоной, ибо так Они называют всех невинно казненных" [28] .

 

Интересно, что, увидев это видение, Елена Ивановна не сразу поняла, чья именно смерть была ей показана. Об этой истории ей рассказал Учитель, отвечая на ее вопросы:

"– Не скажет ли Учитель, кто была Дездемона, виденная мною в видении и такая близкая мне, которую казнили?

– Сама. Имя Дездемона – символ, ибо связано с воспоминанием о неправой клевете.

– Можно знать национальность?

– Помнишь, видела во сне – макарены [29] , в Германии.

– Кто был король?

– Не король, но герцог тирольский.

– Мне казалось, что он был моим родственником и врагом.

– Да.

– Когда это было?

– В XI веке" [30] .

 

Как уже говорилось, мать Елены Ивановны в том воплощении была ее матерью и в нынешней ее жизни. В автобиографии Елена Ивановна писала, что во время тяжелой болезни, сопровождаемой страшными болями и затуманенным сознанием, ее мать мучили галлюцинации. Две из них были похожи на кармические видения: в одной из них Екатерине Васильевне грезилось, что она осуждена на сожжение на костре за то, что якобы убила собственного ребенка, а в другой она видела лик схимника, сурово и осуждающе смотревшего на нее. Фактически этот ужасающий поступок – убийство собственного ребенка – действительно был совершен ею, но в ее прошлой жизни: ведь тогда она предала свою дочь и не сделала никакой попытки спасти ее от лживого обвинения тирольского герцога – ее брата, родного дяди ее дочери. Будучи сестрой герцога, она могла бы отстоять жизнь своей дочери, но вместо этого встала на сторону ее врага. Конечно, это создало ей ужасную карму, и вероятно, именно этим были вызваны все те страдания, которые внезапно обрушились на нее в виде всевозможных несчастий и болезней, приведших ее к мучительным страданиям и ранней смерти.

 

В прошлых жизнях Елены Ивановны было исключительно много бед, гонений, несчастий и безвременных смертей – все это было вызвано постоянными преследованиями врагов. Однажды в беседе с Учителем она спросила: "Как часто я была казнена?" – "Нас часто казнят и возносят" [31] , – ответил Учитель.

 

Чуть позже она вновь обратила внимание на то, что многие ее прежние жизни заканчивались очень рано и, как правило, насильственной смертью, и спросила Учителя о причинах этого явления: "Меня так часто казнили, неужели и мне приходилось изживать страх?" – "Дух иной, являла радость каждому новому полету духа. И последнее завершение является самым высоким" [32] , – ответил Учитель.

 

О том, что страх смерти не имел над ней власти, говорит один факт из того воплощения, когда она была казнена по воле тирольского герцога. В той жизненной ситуации у нее был реальный шанс спастись: находившийся рядом с ней богатый аристократ, впечатленный красотой молодой девушки, предлагал спасти ее, возможно, намереваясь бежать вместе с ней из Тироля. Это явствует из записи одной из ее бесед с Учителем:

"– Виденная мною картина прошлого относится к первому немецкому воплощению. Какой эпизод?

– Утро казни.

– Кто был этот магнат?

– Приставленный для стражи. Даже предлагал спасти, но ты предпочла уход" [33] .

 

Гордая, независимая, бесстрашная, Елена Рерих никогда не боялась смерти и не роптала на суровую судьбу, уготованную ей во многих воплощениях. Однажды Учитель особо отметил тяжелую судьбу и неумолимый рок, преследующий Елену и Николая Рерихов во многих воплощениях. "К чему относились упоминания о смертных казнях, о страшном роке?" – спросила Его Елена Ивановна. Махатма М. ответил: "Учитель просматривал рекорды прошлого, карма ваша взвешивалась. Хорошие ужасы полезны будущему. Благо быть преследуемыми. У Нас и Наших не бывает серенькой жизни. Рок у вас бывал тяжким" [34] .

 

При этом дух Урусвати никогда не склонялся под ударами судьбы, уготованными темными силами. Учитель сказал об этом: "<…> Урусвати шла под ударами, но как сталь закаляли ее удары порывов врага. Но восходящий не несчастен, если дошел до поручения" [35] .

 

И вновь подчеркнем, что Высшие силы Света всегда охраняют и защищают учеников при их встрече с противниками, но Архаты, вступающие в противоборство с врагом, в большинстве случаев рассчитывают только на свои силы – таковы давние законы Белого Братства. Приходящие в мир с какой-либо миссией Архаты далеко не всегда обладали сверхобычными духовно-психическими способностями, или сиддхи, – в ряде воплощений они были поставлены в те же условия, что и окружающие их люди, таковы были кармические обстоятельства их миссии в мире.

 

Елена и Николай Рерихи обладали высочайшим уровнем духовного развития, но не могли предотвратить многие беды и несчастья, произошедшие в их жизни из-за постоянных противодействий врагов. Учитель по возможности оберегал своих ближайших сотрудников от воздействий сил зла, но все же нападения темных сил далеко не всегда заканчивались для Рерихов благополучно. Силы зла не только стремились разрушить результаты их деятельности, подчас они создавали серьезные угрозы их здоровью и жизни. Как-то Зинаида Фосдик отметила в своем дневнике, сколько всевозможных несчастий было в жизни у Рерихов. "Их вывалили из коляски во время поездки по России, причем у Е.И. было разбито все лицо, она долго страдала и болела, и чудо, что не остался шрам на лице. Поехали в Финляндию смотреть дачу. Возница повез их по речке, покрытой тонким слоем льда. Лед все время проваливался, лошадь и возок проваливались, они бешено мчались и были уверены, что погибнут, но чудом спаслись.

 

Один раз [случился] пожар в Петрограде, где у Е.И. страшно обгорели руки, и она долго страдала. Другой раз, когда Е.И. и Н.К. вздумали покрыть лаком новую, купленную картину и разбили банку с бензином, вспыхнул пожар, который с трудом потушили домашними средствами. Много раз их несли лошади, выбрасывало из экипажа и они чудом спасались.

В детстве Е.И. очень разбилась, катаясь на гигантских шагах.

В поездке на пароходе из Лондона в Нью-Йорк Н.К. упал с верхней койки вниз на спину, ударившись в железный выступ. Спина была страшно повреждена.

Все – нападения известного врага" [36] , – записывала в своем дневнике Зинаида Фосдик.

 

Камень-терафим

 

В 1922 году Елена Ивановна увидела во снах картины, пожалуй, из самого значимого своего воплощения в Германии: "Богатое дворцовое помещение, должно быть, приемный зал. В золоченом кресле сидит моя мать в богатом тяжелом одеянии. Перед нею на низеньких скамеечках сидят странные фигуры в каких-то остроконечных шапках. Знаю, что это какое-то посольство, тоже прибывшее на празднество, – готовится помолвка, но я решаю избежать этой церемонии. Скрываюсь в мансардное помещение и прохожу в верхнюю галерею, где и забиваюсь в темный угол, откуда мне видна большая, залитая светом зала, полная разряженных гостей. Среди них выделяется прекрасно одетая, красивая, тонкая мужская фигура, при подходе которой все гости шепчут: "Какая изысканность!" У меня же определенно неприязненное чувство к этому человеку" [37] .

 

Этот сон, возможно, относился к ее немецкому воплощению как Ядвиги Цольберндармштадтской (или Цольберндармштадт). В дневнике Е.И. Рерих, в ряду записанных со слов Учителя имен ее прошлых воплощений есть запись: "Ядвига Цольберндармштадтская – феодалка, XIII [век]" [38] .

 

Это воплощение Елены Ивановны упоминается и в дневнике З. Фосдик: "Е.И. рассказала странный сон, снившийся ей [в] эту ночь. Ей снилось, будто она должна как феодалка Ядвига выйти замуж за кого-то. И вот ей пора одеваться, приготовили платье и корону, как будто из оленьих рогов, и вот она должна пойти к своей будущей свекрови, которая принимает каких-то послов, чтобы научиться самой приемам для будущего. Проходя через залу, она вдруг видит лицо своего будущего свекра. Она узнает своего врага. Лицо очень тонкое, глаза темно-синие, волосы шатеновые, пробор сбоку, и вид весь очень утонченный. Она слышит, как о нем говорят, что он ужасной жизни человек и что его сын будет таким же. И вот она во сне решает, уж лучше ей за него не выходить замуж, а просто исчезнуть. Это она и делает" [39] .

 

Под этим "исчезновением" не имелся в виду немедленный уход Ядвиги в монастырь с целью избежать нежелательного замужества – ей еще предстояло выполнить важную миссию в том воплощении. Очевидно, Ядвиге удалось избежать не нужного ей брака другим способом. В дневнике Елены Ивановны записан ее вопрос Учителю: "Была ли она замужем, будучи феод[алкой] Цольберндармштадтской?" – и Его ответ на этот вопрос: "Нет" [40] .

 

Важная миссия жизни Ядвиги состояла в принятии от еврейского раввина и ученого-алхимика древнейшего терафима * Белого Братства – Камня Чинтамани. Чудесный кристалл, называемый на Востоке Камнем Чинтамани и Сокровищем мира, представлял собой осколок метеорита, упавшего в незапамятные времена на Землю. Позже Учитель сообщит Рерихам, что Камень этот был прислан на Землю из созвездия Орион; чудесный кристалл являлся носителем мощнейшего энергетического поля. Тонкие энергии, заключенные в Камне, обладали огромным творческим потенциалом и оказывали мощное эволюционное воздействие на огромные территории вокруг того места, где находился сам Камень. Страны и народы, попадавшие в поле действия этого магнита, начинали усиленно развиваться и поднимались к вершинам своего исторического и культурного расцвета. К истории этой поистине чудесной реликвии мы еще вернемся, так как Рерихам вновь, в их очередных воплощениях, суждено было стать ее обладателями.

 

В письмах Елены Рерих последователям кратко раскрывается суть этой древнейшей святыни Шамбалы. "…Сокровище это есть осколок главного тела [41] , хранящегося в Твердыне Света, – писала Елена Ивановна в 1935 году [42] . – Присылка этого дара с незапамятных времен знаменует наступающий срок сужденного объединения и мощи той страны, где он появляется. Все великие объединители и основатели государств владели им. Восток особенно полон легенд об этом даре Ориона, и народы Азии всюду ищут его. <…> Много их в различных версиях, более или менее правдивых. Так и тибетский и монгольский белый конь Эрдени-Мори, несущий Чинтамани (Сокровище Мира), тоже связан с этим появлением. Легенда, записанная в "Криптограммах Востока" [43] , – истина. По преданию, сокровище приносит с собою и особый Завет, который должен быть выполнен. Ларец, упомянутый в легенде, относится к тринадцатому столетию и по преданию он сделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется много алхимических символов. Знаменитый раввин Моисей да Леона, составитель Зохара, преследуемый испанцами во время гонения на евреев, нашел защиту в лице германской феодалки, допустившей его и гонимых в свои владения. В благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи. Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нем полученный талисман. Легенда гласит, что после утверждения новой мощи сокровище должно возвратиться в Твердыню Света" [44] .

 

Остановимся немного на личности человека, передавшего германской помещице Камень. Моисей да Леона [45] , раввин, алхимик и каббалист, укрытый Ядвигой от преследования инквизиции, – знаменитый исторический деятель, основоположник каббалы. Объединив и систематизировав разрозненные древние источники и содержащиеся в них доктрины, раввин и ученый-алхимик Моисей да Леона создал из них стройное религиозно-философское учение каббалы. Никому не известны обстоятельства его жизни в период гонений со стороны инквизиции; и едва ли где-то еще, кроме как в дневниках Рерихов, сказано о том, что Моисей да Леона владел таинственной святыней – Камнем Чинтамани.

 

Было ли это событие – укрытие в своих владениях ученого-каббалиста и принятие от него на хранение чудесного талисмана – единственным важным событием жизни Ядвиги Цольберндармштадтской? Мы не знаем точного ответа на этот вопрос. Но одно очевидно: сама по себе миссия хранительницы сокровенного терафима Белого Братства, доверенная Ядвиге, имела огромное значение. Камень Чинтамани появляется в руках лишь особо надежных деятелей, связанных с Белым Братством во многих предыдущих воплощениях. Где бы ни появлялся чудесный терафим Белого Братства, за ним сейчас же начиналась охота противников Шамбалы, темных сил. Зная о существовании этой древнейшей реликвии, силы зла выслеживали ее появление в мире на протяжении целых эпох – и изо всех сил стремились завладеть ею. Так же обстояло дело и на этот раз…

 

Напряженное противоборство с силами зла, происходившее в ту эпоху, оставило свой след на внешней оболочке – ковчеге – древней реликвии, переданной Рерихам. Спустя пять лет после получения Рерихами Камня Елена Ивановна обратила внимание, что у ларца, в котором он находился, не было ключа. По этому поводу у нее состоялась следующая беседа с Мастером М.:

 

"– Учитель давно обещал сказать, почему у ларца нет ключа?

– Ключ был похищен Шварцульдом, хотел угодить К[онраду].

– Что хранила я в ковчеге?

– Камень магнитных напряжений, который полагается на темя.

– Почему К[онрад] не мог сам попросить у меня камень?

– Ему было отказано.

– Кто дал мне камень и кожу, принадлежавшую Соломону?

– Раввин за помощь евреям" [46] .

Чудо с конем

Силы зла не дремали, и жизнь обладательницы чудесной реликвии закончилась в монастыре, где ей пришлось скрыться от преследования врага, пришедшего к ней под видом наставника сокровенной мудрости.

 

З. Фосдик в своем дневнике передала рассказ Елены Ивановны о событиях той жизни следующим образом: "<…> сегодня утром М.М. дал им весть о враге Е.И., который был когда-то ее учителем <…> и даже розенкрейцером. Он хотел сорными путями достигнуть тайны золота, и Е.И. была его главной ученицей и источником (получения) золота. Но перед последним испытанием она постигла его характер и ушла в монастырь. А иерофант зла потерял всю силу и сделался врагом Е.И. Он старался на нее и змей наслать, и в беду ее толкал" [47] .

 

Первый вопрос, который может возникнуть в связи с этим рассказом, – как мог человек, служащий злу, оказаться учителем Елены Ивановны в одной из ее прошлых жизней? Но силы зла всегда были изобретательны и действовали хитростью, коварством и ложью, из-за чего людям было очень трудно распознать их истинную природу. На протяжении многих веков в осуществлении своих замыслов посланцы зла искусно принимали вид сторонников Добра, пытаясь таким образом уловить в свои сети как можно больше людей, и особенно тех, кто обладал большим духовным потенциалом. Так, видимо, было и в том воплощении Урусвати. Враг появился в ее жизни как ученый-алхимик и член ордена розенкрейцеров, посвященный в эзотерическое знание, к которому всегда стремилась Елена Ивановна. Она пришла к нему, чтобы учиться у него высшим знаниям. Наставник-розенкрейцер стремился обрести способность алхимического превращения веществ, овладев формулой атомарной, или, как она названа в учении Агни-Йоги, атомической, энергии, которая всегда была тайным знанием, опасным в нечистых руках. Историю встречи Урусвати с этим человеком Рерихам рассказал Учитель М.

 

В дневнике Рерихов записаны – правда, в очень краткой форме – некоторые подробности этих необычных событий.

 

"…Значение [48] защитить наибольшего врага достойно Сестры Б[елого] Бр[атства]. Но сущность одна. Но иначе Мир был бы вовлечен в катастрофу. К[онрад] злоупотребил бы формулами. Последний опыт не состоялся. Но в этом случае произошло бы соединение добра Урусвати со злом К[онрада]. Она стремилась к высокой пользе, и лишь внешняя красота затемнила попытку его. Обстановка опыта, придуманная К[онрадом]. Опыт получить от Братства формулу а[томической] эн[ергии]. Но перед окончанием опыта Наша посланница постучалась. И окончание суждено лишь теперь.

Однажды вечером попросилась на ночлег монахиня и, когда хозяйка вышла к ужину, пошла благословить и сказала: сегодня беги, монастырь ждет!

– Как могла монахиня знать?

– Был сон. В ту же ночь произошло чудо с конем. Когда перед мостом конь окаменел и мост был поднят.

– Не проще ли было разрушить мост?

– Но тогда погибли бы люди и К[онрад] не отказался бы от преследования. Когда же конь, поднявшись на дыбы, окаменел, всадник был потрясен. Три дня продолжалось окаменение коня. Если бы Конрад успел ворваться на мост, немало крови пролилось бы. Луч Наш сохранил от убийства. Мудрее, чем в жизни, не бывает" [49] .

 

Итак, предупрежденная посланницей Братства ученица мнимого розенкрейцера поняла истинную суть своего наставника и бежала от него в монастырь. "Рыцарь в серебряных латах" бросился в погоню. Он уже догонял ее, приближаясь к мосту, переброшенному через защитный ров, окружающий монастырь, но вместо того чтобы ступить на мост, его конь вдруг встал на дыбы и… окаменел! Как сказал Учитель, в таком состоянии конь находился три дня. Это было самое настоящее чудо, в духе средневековых преданий и легенд о чудесах. Стены монастыря навсегда укрыли бывшую ученицу от лжеучителя, на деле служившего не добру, а злу. А без нее он не мог осуществить задуманное и получить от Белого Братства заветную формулу высшей энергии – знание, могущее быть опасным в нечистых руках.

Событие той жизни не раз еще отражалось в памяти Елены Рерих в виде символических видений. В дневниках Рерихов записан краткий вопрос Елены Ивановны Учителю и Его ответ на него: "Что означает видение огромного всадника, меня преследовавшего?" – "Напоминание Туминьора [50] " [51] .

 

Скорее всего, к тем же событиям относится и замечание Махатмы М., записанное в дневнике Рерихов ранее: "Учитель покинул Орден розенкрейцеров после явления Конрада" [52] .

 

Как стало ясно из сообщений Учителя, эти необычные события происходили в старинном немецком городе Ротенбурге. В той жизни, в монастыре Ротенбурга, Урусвати и еще одна монахиня удостоились подлинного чуда – им явился Учитель М., причем в том же облике ангелоподобного мальчика, в котором Он появился перед Еленой Ивановной и в ее нынешнем воплощении.

 

Монахиню, которая вместе с ней стала свидетельницей чудесного явления, Елена Ивановна вновь встретила в своем новом воплощении – ею оказалась миссис Крейн, жена Чарльза Крейна, принимавшего участие в культурно-организационной работе Рерихов и имевшего коллекцию картин Николая Константиновича. В дневнике Рерихов об этом знакомстве, идущем из далекого прошлого, говорится: "…вы уже узнали друг друга в монастыре, явленном Урусвати в Германии, в Ротенбурге" [53] . (На противоположном развороте тетради Е.И. Рерих пометила: "Относится к Ms. Ch. Crane".)

Далее Учитель сообщал: "Почитательница Христа умерла, канон произнося [54] . Чистые счастья мысли несли дух Христофоры. Чудо обе видели, появление Учителя Света. После донесли настоятельнице. Явление было чуду подобно. Явился вам в образе мальчика. Но монахини поместили вас в больницу" [55] .

Здесь же Учитель добавляет: "Луч Мой касался Урусвати всегда. Между жизнями следил за теми, кто избран. Начало 14-го и конец 13-го столетий" [56] .

 

Под маской учителя

 

Кем же был кармический враг Елены Рерих, встречавшийся ей в разных воплощениях под разными именами, из которых потом одно – Конрад – стало использоваться Учителем как имя-символ?

 

З. Фосдик в своем дневнике называет его иерофантом темных сил. Был ли этот персонаж ближайшим сторонником Князя тьмы, действующим под его воздействием и по его наущению, или это было само воплощение иерофанта зла? В дневниковых записях Елены Рерих не говорится об этом прямо. Как бы то ни было, из дневника Елены Ивановны очевидно одно: врагов у нее, как у посланницы Белого Братства, было немало всегда, во все эпохи – когда бы и где она ни воплощалась. Конрад был одним из главных, но отнюдь не единственным. Еще один могущественный враг – другой иерофант зла – преследовал ее в гораздо более ранние эпохи, еще в глубокой древности. Но возможно, он был кармическим врагом уже не только ее самой, но и ее Учителя…

 

В Агни-Йоге не раз подчеркивается, что Учителя не любят говорить о прошлых воплощениях, и потому практически все сведения о прежних жизнях Елены Рерих и членов ее семьи сообщались Мастером М. кратко и фрагментарно, а зачастую и полунамеками. В частности, о лжеучителе Конраде, задумавшем обманом получить от Великих Учителей заветную формулу, дающую ключ к овладению величайшей природной тайной, Махатма М. сообщил Елене Ивановне:

 

"Скажу историю его. Многими воплощениями поднялся до знания и был даже розенкрейцером. Собрал многих учеников и пытался овладеть сорным путем чуять власть денег. Лучшею ученицею и источником золота была феодалка. Но перед последним опытом имела просветление и ушла в монастырь. Иерофант зла потерял власть" [57] .

 

Елена Ивановна задала вопрос Учителю: "Почему он потерял власть?" Махатма ответил: "Сосредоточие на одной женщине важно для опыта". Е.И. Рерих вновь спросила: "Не мог ли он избрать другую ученицу?"

"Подобрать великий и старый [58] дух женщины трудно", – ответил ей Учитель и продолжил: "Победить можно только твердым сознанием Великого Служения. Не раз пытался повредить рождению и посылал змей, тушил огонь и толкал в бездну" [59] .

 

Поясним слова Учителя об участии женского начала в алхимических процессах, которыми занимался Конрад. Как говорится в эзотерических источниках, для успешности духовной работы нужно объединение энергий двух космических начал – мужского и женского. Собственно, Учитель говорил об этом самим Рерихам, духовный союз которых рождал огромную творческую духовную силу:

"Ваша гармония дает лучшие следствия, ценимые нами. "+" без "-" разрушит батарею. <…> Для важных поручений мы соединяем гармонических людей – их батарея особо сильна" [60] .

"Также слышала о Женском и Мужском Началах: когда они соединены духовным чувством, батарея замыкается и возможно претворение Высших Сил на земном плане" [61] .

Конраду необходимо было именно это "претворение Высших Сил на земном плане", но достичь его без помощи духовной энергии женщины с высоким уровнем сознания он не мог, и его стратегическая цель – овладение формулой превращения веществ – потерпела фиаско.

 

Есть еще один вопрос, который может возникнуть в связи с этой историей, – зачем Конрад стремился к власти денег, к умению производить золото? Конечно, как один из самых могущественных иерофантов зла, он преследовал гораздо более далекие цели, чем просто обретение богатства. Золото наверняка было нужно ему не для того, чтобы обеспечить себе легкое и роскошное существование на земле, а для того, чтобы подчинять с его помощью окружающих его людей и благодаря этому добиться огромной власти на земном плане. Богатство, деньги, золото являются самоцелью только для сторонников сил тьмы, стоящих на самых низших, примитивных ступенях. Более сильные слуги Князя тьмы всегда ищут не денег, а власти над душами людей, деньги же являются только могущественным средством ее обретения…

 

С тех пор Конрад стал одним из злейших врагов Елены Рерих, ее кармическим противником. По закону кармы, он не мог не проявиться в новом воплощении Елены Ивановны, особенно если учесть, сколь важная миссия ей была доверена Учителями. Его особенно явное нападение произошло именно во время культурно-просветительской работы Рерихов в Америке. Его разрушительное воздействие было направлено не только на Рерихов, но и на членов внутреннего круга их сотрудников и на всех остальных, кто только мог помочь им осуществлять их светлую миссию в США…

 

Отметим также, что видения картин из прошлых жизней, посещавшие Елену Ивановну, не прекратились на ближайших ей по времени эпохах. В течение всей жизни ей вспоминались все более и более древние ее воплощения. Во многих из них она была связана родственными узами и с нынешними членами ее семьи, и с самим Учителем М. Очень часто в своих прошлых жизнях она была Его супругой и одновременно ученицей духовного знания.

 

 

Примечания:

 

*Терафим – предмет, обладающий определенным психоэнергетическим полем, оказывающим на людей позитивное или негативное воздействие в зависимости от качества наслоенной на него психической энергии. "Терафим есть как бы модель самого явления". ("Знаки Агни-Йоги", 419)

 

1. Рерих Н.К. Марфа-посадница // Рерих Н.К. Миф Атлантиды. М., 2012. С. 25–26.
2. Рерих Е.И. Сны и видения // Там же. С. 37.
3. Очевидно, имеется в виду время начала у Елены Ивановны снов-видений с картинами из ее прошлых жизней. – Прим. авт.
4. Родственница Е.И. Рерих, в детстве оставшаяся сиротой, переданная на воспитание в семью ее родителей и какое-то время жившая вместе с ней в доме ее родителей. – Прим. авт.
5. Рерих Е.И. Сны и видения // Там же. С. 37–38.
6. Рерих Е.И. Сны и видения. С. 42–43.
7. Дневник, 28.03.24.
8. Дневник, б/д, январь 1924.
9. Дневник, 29.07.21.
10. Дневник, 04.04.22.
11. Дневник, 06.12.22.
12. Там же.
13. Дневник, 20.08.21.
14. Фосдик З.Г., 23.08.28.
15. Фосдик З.Г. , 02.09.28.
16. В дневнике Рерихов написание этой фамилии варьируется: Нёде, Ноде, Ходе. – Прим. авт.
17. Фосдик З.Г., 13.10.28.
18. Дневник, 04.03.28. 19. Рерих Е.И. Огненный Опыт // Рерих Е.И. У порога Нового мира. С. 98.
20. Дневник, 26.05.24.
21. Это не было воплощением знаменитой королевы Марго, героини романа А. Дюма. – Прим. авт.
22. Дневник, 04.03.28.
23. Фосдик З.Г. , 02.09.28.
24. Дневник, 06.03.22
25. Рерих Е.И. Сны и видения // Там же. С. 49.
26. То есть Елена Ивановна Рерих. – Прим. авт
27. Речь идет о девушке – прошлом воплощении Е.И. Рерих. – Прим. авт.
28. Фосдик З.Г. , 25.08.28.
29. Макароны. – Прим. авт.
30. Дневник, 04.03.28.
31. Дневник, 04.03.28.
32. Дневник, 26.07.29.
33. Дневник, 15.11.29.
34. Дневник, 02.05.29.
35. Дневник, 02.10.22.
36. Фосдик З.Г., 09.10.22.
37. Рерих Е.И. Сны и видения // Там же. С. 49.
38. Дневник, 09.05.21.
39. Фосдик З.Г., 09.12.22.
40. Дневник, 06.12.22.
41. Имеется в виду основная часть небесного тела (метеорита, или Камня Чинтамани), упавшего на Землю. – Прим. авт.
42. Рерихи получили Камень от Учителя в 1923 году в Париже, о чем будет сказано в дальнейшем. – Прим. авт.
43. Одна из работ Е.И. Рерих, созданная на основе переданных ей Учителем М. рассказов, написанных в форме легенд и преданий. – Прим. авт.
44. Из письма Е.И. Рерих от 18.11.35.
45. Его имя передается также как Мозес де Леоне или Моше да Леоне. – Прим. авт.
46. Дневник, 13.05.28.
47. Фосдик З.Г., 01.10.22.
48. Здесь: желание. – Прим. авт.
49. Дневник, 24.04.24.
50. В книге "У порога Нового мира", также основанной на материалах из дневника Рерихов, дается иной вариант этого имени или, скорее всего, названия места, связанного с данным происшествием, – Терпиньор. ("Что значит – "лошадь Терпиньора"?) Чудо о коне в Средние века, когда Конрад не мог догнать бежавшую в монастырь". См. Рерих Е.И. У порога Нового мира. 29.03.24. С. 65.)
51. Дневник, 07.05.25.
52. Дневник, 26.05.23.
53. Дневник, 18.03.23.
54. Махатма также упомянул, что после той жизни в Германии Елена Ивановна и миссис Крейн воплотились в Индии и вновь встретились при дворе Акбара. – Прим. авт.
55. Дневник, 18.03.23.
56. Там же.
57. Дневник, 01.10.22.
58. Старыми духами в эзотерических учениях называются души, прошедшие много воплощений, то есть духовно зрелые и обладающие большими знаниями и значительным духовным потенциалом. – Прим. авт.
59. Дневник, 01.10.22.
60. Дневник, 20.08.21.
61. Дневник, 02.05.23.

 

16.09.2015 11:12АВТОР: Наталья Ковалева | ПРОСМОТРОВ: 11938


ИСТОЧНИК: Елена Рерих. Путь к Посвящению. Ковалева Н.Е.—М.: ЭКСМО. 2013. Гл. 24.



КОММЕНТАРИИ (2)
  • Сергей Целух16-09-2015 16:25:01

    Прекрасную работу написала Наталья Ковалева о Елене Ивановне Рерих. Она сумела заглянуть в седую даль, другие века и увидеть в них иные жизни нашего гениального Учителя, обладающей феноменальными способностями, видением других жизней. Прослеживая другие жизни своей героини, так красочно рассказанные самой Еленой Ивановной, автор в который раз продемонстрировала перед нами глубокие знания творчества Елены Рерих, ее жизненного пути, ее удивительных способностей. Воистину - человек в своих знаниях безграничен, всемогущ, он может достичь таких паранормальных высот, куда еще никто не залетал ни из ученных, ни из обыкновенных людей. Эта работа вызывает в душе глубокие размышления и свидетельствует, что другой мир все же существует, только не все могут видеть его. «Воспоминания из прошлых жизней» засвидетельствовали, что каждая человеческая личность в прошлом проживает множество жизней, пока не достигнет вершины своего существования. Спасибо автору за чудесную работу, за свои удивительные знания, за так хорошо переданную нам духовную мощь Елены Ивановной Рерих, подарившую миру Учение Жизни (Агни Йогу), вершину человеческой мудрости.

  • Андрэ Т.16-09-2015 16:54:01

    Добрый день! Осмелюсь задать пару вопросов автору данной публикации. Прошу понять их правильно, именно как вопросы, а не как повод для "разжигания противоречий"...
    Вы приводите фрагмент опирающийся на дневники З.Г.Фосдик:"Следующим воплощением Елены Ивановны во Франции стала Марго, жена дофина, современница Жанны д’Арк. В том воплощении она стала свидетельницей не только подвига Жанны, но и костра, на котором была сожжена Орлеанская дева.", - но не упоминаете о фрагменте из письма Е.И.от 21.04.1951!
    "Жанна Д'Арк – мое воплощение, и Парацельс и Томас Воган – одно эго ..." (Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику (т.9 издания МЦР).Следовало, как думается, или упомянуть об этом "расхождении" или рассмотреть вопрос в его "мифическом аспекте"!Любой фактологический материал пригоден для создания "мифического образа героя", ибо такой подход является неотъемлемой частью любой традиции! Мы ведь не воспринимаем буквально, что Гаутама Шакьямуни "сделал по семь шагов в каждом направлении, как только появился на свет", И.Хр. превратил "воду в вино" на свадьбе в Кане Галилейской или Мухаммед слетал "на волшебной лошади" в Иерусалим?!
    Понятно, что образ Ильи Муромца "из былин" весьма отличен от жизни реального прототипа. Рассматривая Орлеанскую Деву "в мифическом аспекте" можно допустить многие вольности и преувеличения, ибо это "образ и символ", но нельзя проецировать это на реальное историческое лицо!
    Уже давно доказано, что общераспространённая история о Орлеанской Деве родилась между 1831 и 1843 годами под пером Жюля Мишле, занимавшего тогда пост директора Национального архива. На страницах своей шеститомной "Истории Франции" он нарисовал образ, представлявшийся ему, демократу, романтику и патриоту, идеальным, – именно этот черно-белый идеал (а вовсе не реальная Дева Франции!) решением Римской курии был причислен к лику святых. Такое изложение фактов, вполне достойное романтического повествования в стиле Вальтера Скотта, Александра Дюма-отца или Теофиля Готье, прекрасно объясняет, почему Ипполит Тэн считал Мишле не столько ученым, сколько одним из величайших поэтов современности, а его труд называл "лирической эпопей Франции".

    Уже сами имена так называемых "родителей" Орлеанской Девы свидетельствуют о принадлежности их ко дворянскому, а вовсе не крестьянскому сословию. Так что с "дочерью пахаря" и "пастушкой" следует категорически распроститься. К тому же никто из современников вообще не называл ее Жанной д’Арк. Сама она на судебном процессе заявила, что фамилии своей не знает: "Зовут меня Жанна Девственница, а в детстве звали Жаннетой". Во всех документах той эпохи она именуется исключительно Дамой Жанной, Жанной Девственницей, Девой Франции или Орлеанской Девой, причем это последнее имя, заметьте, появляется задолго до освобождения Орлеана.Наконец, дарованный Жанне дофином герб не имеет ни малейшего сходства с фамильным гербом д’Арков. Вот описание герба д’Арков: "На лазоревом поле золотой лук и три скрещенные стрелы с наконечниками, две из которых окованы золотом и снабжены серебряным опереньем, а третья – из серебра и с золотым опереньем, с серебряной главой, увенчанной червленым львом".С другой стороны, вот текст королевской грамоты, наделившей Жанну гербом: "Во второй день июня 1429 года названный господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил, находясь в городе Шиноне, гербом названную Жанну, во украшение ее штандарта и ее самой, по нижеследующему образцу, вверив герцогу Алансонскому и названной Жанне осаду Жаржо…". Как видите, д’Арки и их герб тут не поминаются вовсе – речь идет исключительно о самой Жанне. Теперь описание герба: "Щит с лазурным полем, в котором две золотые лилии и серебряный меч с золотым эфесом острием вверх, увенчанный золотой короной". Причем изображение короны соответствует тем, что исстари украшали гербы принцев крови.
    В январе 1429 года, незадолго до отъезда Жанны в Шинон, в селение Домреми, где она жила в семье д’Арков, в сопровождении шотландского лучника Ричарда прибыл королевский гонец Жан Колле де Вьенн. По его распоряжению был сформирован эскорт в составе двоих местных рыцарей - Жана де Новелонпона и Бертрана де Пуланжи, – их оруженосцев и нескольких слуг.
    По дороге отряд заехал в Нанси, где Жанна долго совещалась о чем-то с герцогами Карлом Лотарингским и Рене Анжуйским, а также "в присутствии знати и народа Лотарингии" приняла участие в рыцарском турнире. Если учесть, что турниры всегда были исключительной привилегией знати, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами участников, то представляется совершенно невероятным, будто Карл Лотарингский и прочие сеньоры примирились бы с тем, что на чистокровного боевого коня взгромоздилась крестьянка, причем вооруженная благородным копьем, пользоваться которым имели право исключительно посвященные опоясанные рыцари. И еще вопрос – откуда у нее взялись доспехи? Подобрать на ее рост чужие было бы весьма и весьма затруднительно… Наконец, под каким гербом она выступала – ведь до присвоения ей собственного оставалось еще полгода? Лишенных (пусть даже временно) дворянских прав д’Арков?
    Наконец, по прибытии в Шинон Жанну незамедлительно приняли обе королевы – Иоланда Анжуйская, теща дофина, и ее дочь, Мария Анжуйская, его жена. Как видите, Деву доставили в Шинон с почетом, и ни о каком преодолении препон говорить не приходится. А ведь по логике вещей Жанна, будучи ясновидящей смиренной крестьянкой, не должна была бы проникнуть дальше привратницкой. Конечно, о ее появлении доложили бы дежурному офицеру, тот – коменданту, последний, может быть, дофину… Но чем бы все это кончилось?

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Елена Ивановна Рерих. Биография. Статьи. Книги. »