Вышел пятый том полного собрания писем Елены Ивановны Рерих. «Выставка в школьной библиотеке. К 150-летию Н.К.Рериха». В помощь педагогу и школьному библиотекарю. Специальный выпуск журнала «Веси», посвященный 150-летию со дня рождения Н.К.Рериха . Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Выступление Л.С. Митусовой на торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха.


Л.С.Митусова. Основатель Музея-Института семьи Рерихов (1910-2004)Всю жизнь, с того момента, как я себя помню, даже тогда, когда существовал «железный занавес» между Россией и Западом, всё время, с небольшими перерывами в нашей семье звучали имена Рерихов. В детстве я скорее помню игрушки Святослава и Юрия - игрушки у них были замечательные, - помню их детскую, украшения этой детской, всякие фокусы с электричеством, которые демонстрировали Светик и Юрик, а их самих я помню мало, потому что больше была заинтересована тем, что они мне показывали и рассказывали. Это время прошло... Потом очень много истины в отношении семьи Рерихов я знала от отца. Повторяю, связь с ними не прекращалась, как это ни странно.

Когда в 1957 г. приехал Юрий, и мы с ним встретились, и когда я после такой большой разлуки не знала даже, как к нему обратиться, и обратилась: «Юрий Николаевич», - он сказал: «Что?!» Ведь в нашей семье иначе, как «Юрик», «Светик», «тётя Ляля», не говорилось. И с тех пор, когда он бывал в Ленинграде у нас, и когда я на время отпуска или в зимние каникулы приезжала в Москву и у него останавливалась, мы с Юрием Николаевичем очень много беседовали и гуляли, и выезжали, например, в Троице-Сергиеву лавру, по храмам ходили. Иногда в эти очень интересные поездки за город, на пикники с нами ездила прислуга Рерихов - Раечка и Людмила Богдановы - удивительно чистые люди, преданные. Как мне говорил в конце своей жизни Святослав Николаевич, Рерихи были уверены в их преданности. К сожалению, после ухода Людмилы у Раечки этой преданности не осталось, и она попала под страшнейшее влияние недобросовестных людей, втянувших её в дикое завоевание рериховских вещей. В будущем подобного не должно повториться.

Как мне говорил Юрий Николаевич, с каждым нужно общаться по сознанию. Очевидно, и со мной он говорил по моему сознанию, делился, вспоминал родителей и моего отца, Степана Степановича Митусова, о котором однажды сказал: «Как мне не хватает в России дяди Стёпы!».

Мне очень интересно было слушать сегодня Александра Моисеевича Пятигорского. Его слова меня очень радовали, и я чувствовала, что он познал правду и настоящую любовь Юрия Николаевича, и снова показал, что неправды, не нужных отклонений в его трудах, и, я бы добавила, в трудах всей семьи Рерихов нет, не было и быть не может.

О пребывании Юрия Николаевича на родине я скажу совершенно точно: он исполнял волю своих родителей, а его родители исполняли волю Стоящих выше. Об этом мы беседовали с Юрием Николаевичем.

В России он старался организовать Музей Рериха и школу при нём. Однажды он пришёл и сказал очень скромно: «Москва согласна, музей будет в Петербурге. Музей будет на старой квартире, и мы отвоюем часть здания, для того, чтобы там был институт Рериха». Я говорю: «Так скромно? Несколько комнат?» А Юрий мне отвечает: «Сейчас не время, надо подождать, но эта школа и этот музей превратятся в очень большую организацию для поднятия духа человеческого».

Понимаете ли, XX век создал очень благоприятную обстановку для роста бандитизма, для уничтожения духовных направлений, и вот это всё нужно исправлять. Такое зло всегда было, и вандализм, и крестовые походы, и страшные пытки, и очень страшные люди. Но был и духовный рост, и большой подъём. XX век, пожалуй, не лишён технического подъёма. Учёных очень много. Поэтому надежда - на науку, ведь учёные в большинстве своём духовны, поскольку наука сочетается с духовностью. Настоящая наука и духовность - это одно и то же. Вот на такие темы мы говорили с Юрием Николаевичем.

Юрию Николаевичу очень трудно было эти три года в России, когда он вернулся (1957-1960 гг.). Приходилось бороться, многого добиваться, преодолевать противодействие. Вот я сейчас услышала в рассказе Александра Моисеевича его выражение - «милейший человек» - о Никите Сергеевиче Хрущёве. И о Хрущёве Юрий Николаевич говорил мне. По его словам, Хрущёв был мало знающий, даже, может быть, малокультурный, но очень искренний человек. Он внутренне почувствовал и поддерживал Юрия Николаевича. Вот поэтому эта фраза и звучит: «милейший человек». Если бы Юрий приехал раньше, до правления этого «милейшего человека», то его жизнь могла бы кончиться гораздо быстрее.

В общем, Юрий Николаевич - это такая большая душа... Но душа, исполняющая повеление или завещание своих родителей. Я много фактов могла бы рассказать, но ограничена временем и не хочу касаться этого так, между прочим. А фактов очень много, много встреч.

В 1926 г. мой отец встречался с Юрием Николаевичем, Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем. И вот после этой встречи я как бы «прикреплена» к работе семьи Рерихов - по своим возможностям, которых у меня очень мало, и в смысле образования, и в смысле понимания, но, очевидно, через меня что-то надо было делать.

Мне очень трудно выступать перед такой высокой аудиторией, но я так рада, так рада, что могут быть такие собрания, что может быть такой подъём. И этот подъём... ну помогите сделать, помогите продолжить. Но помогать очень трудно, потому что надо помогать по сознанию. Это фраза, которую повторял постоянно Юрий Николаевич, может быть, он и мне «по сознанию» передал, но я её передаю вам. Это очень трудно, но помогите!

И ещё. Мыслить нужно чище, себя воспитать нужно. Это очень трудно, конечно. Но Рерихи себя воспитали. И надо возвращаться к прошлому, чтобы брать из прошлого самое светлое и нужное, как пример показывать, передавать в настоящее, а из настоящего - в будущее. Человеку обязательно надо брать из прошлого то, что было хорошо, то, что было сказано пророчески. Так говорил Юрий, и когда что-нибудь складывалось, Юрий был очень рад.

Очень хочется выполнить волю Юрия Николаевича - создать Музей-институт его семьи на родине, в Санкт-Петербурге. И помогите!

01.01.2005 03:00АВТОР: Л.С. Митусова | ПРОСМОТРОВ: 2330


ИСТОЧНИК: Из сборника трудов второй международной научно-практической конференции "Рериховское наследие", ИРИДА-ПРОС, 2005, с. 131.



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Юрий Николаевич Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »