Услышать слово учителя. Выступление Ш.А. Амонашвили на открытии VII всеукраинских чтений в Киеве.
Расшифровка видеозаписи выступления президента Международного Центра Гуманной Педагогики Шалвы Александровича Амонашвили, академика, профессора МГПУ, иностранного члена Национальной академии педагогических наук Украины, доктора психологических наук, почетного доктора и почетного профессора многих университетов России, Украины, Европы, Рыцаря Гуманной Педагогики (г. Москва, Россия) на открытии Чтений в Киеве 17 ноября, 2012 года. Сокращенный вариант. Материал предоставил Валерий Кучеровский.
Приходит новое правительство и тут же начинается реформирование школ. И какие это реформы? Пусть об этом скажет мой дорогой друг Михаил Викторович Богуславский, как они завершались. Иногда они бывают глубоко субъективного склада. Приходит министр, он хочет что-то сделать и он это делает. Есть власть, есть возможность, можно писать приказы, менять обстоятельства. Он и меняет, и манипулирует обществом.
Но понимаете в чем дело? Мы детей воспитываем. А дети не есть собственность государства. Собственность этого правительства. Не есть собственность Путина или собственность Медведева, или собственность Саакашвили. Я не касаюсь Украины. Это Вселенские существа и они вовсе не приходят в этот мир, чтобы удовлетворять запросы тех, кто якобы их воспитывают. Дети даже не наша собственность: родителей, отцов и матерей. Они принадлежат Высшему Миру. Это каждый из нас принадлежит Высшему Миру, если мы, конечно будем это осознавать.
Исходя из этого, кто больше заинтересован в воспитании детей? Правительство нынешнее, которое внедряет, якобы, технологии, инновационные подходы, ЕГЕ и тестирование. То это будет программа переписывания истории страны, то это будет служба омбудсмена и так далее. Как будто, это все на благо ближнего и приукрашивается, как будто на благо детей это все делается. Но если заглянуть внутрь, то глубины этих явлений не увидим. Это не есть забота об обществе, чтобы общество возвысилось. А цель здесь только одна, чтобы общество держать на низком уровне. Чтобы оно легко управляемо было. Вот так поступают, как сейчас говорят, продвинутые могущественные страны. Так взращивают они свои общества не для того чтобы обществу было хорошо, а чтобы управленцам было легко управлять этим обществом.
Неужели мы с вами будем поддаваться этим задачам?
Друзья мои, перед каждым из вас сидит (в классе) не чужой ребенок. Не чужой. Пусть он не носит вашу фамилию, пусть не вы родили этих детей, не вы назвали именем этого мальчика или девочку, но они вам не чужие. Чужих детей не бывает. Но они наши дети, и вы для них есть то, ради чего дети пришли в школу. Если вы пришли в школу с любовью и сердцем, с любовью и с призванием еще. Если сердце тянуло вас к служению детям и образованию. Чужих детей нет!
Поэтому я полагаю, что наше движение в какой-то степени постепенно, постепенно берет в свои руки управление образованием. Помните, как Христос сказал, когда фарисеи его хотели в чем-то поймать и спросили: «Нужно ли отдавать дань Кесарю?». А что он сделал? Он сказал:
– Дайте монету мне. – и, показывая лицевую сторону, спросил – а чье это изображение здесь?
– Кесарево, – сказали ему.
– Отдайте же Кесарю кесарево, а Богу Богово.
Вот такую задачу мы сейчас и решаем. Ничего не сделаем против правительства. Оно будет силою вводить некие законы, программы, что-то сокращать, кого-то увольнять, что-то переделывать. Будет этим заниматься. Я имею ввиду не только Украину, друзья мои. И это не критика. Это некие тенденции, которые проявляются сейчас во всех странах. Это глобальное явление. И вот в нашем движении ставится задача отдавать Кесарю Кесарево, а Богу Богово. Если будет ЕГЕ, будем успешно готовить детей, чтобы они успешно сдавали это ЕГЕ. Чтобы они, те кто будто бы строят образовательный мир, удовлетворились.
Но неужели каждый из нас не должен нести в себе некую сокровенную тайну? ЕГЕ это пустяк. Пустяк совсем. Человек может лучшим образом сдать ЕГЕ, знать все, владеть всеми знаниями, но не быть человеком… (длительная пауза и взгляд в зал с загадочной улыбкой).
Практически таких и выпускаем из школы детей. Не людей мы выпускаем из школы, – поколение, которое начинает позорить планету. Вот почему наша жизнь не улучшается. Мы сами такими стали, друзья мои. Сами такие. А общество, которое нас окружает продукт такой бездушной школы.
Учитель в школе – это художники жизни. Но они художеством не занимаются. Когда есть «кисть», но она не строит душу людей. Отдаем только Кесарю, а для Бога у нас ничего не остается. Надо же, чтобы имели свою сокровенную тайну, если хотите. Воспитывать в детях нечто более высокое, чем знания. Знание – Сила! Но в чьих руках она эта сила? Знание Свет, но какими они (дети) станут, если этими знаниями овладеет гений зла. Какими будут знания в руках этого гения?
Если не думать об этом, то пусть учитель даже не идет в школу, ибо он навредит будущему. Итак, некие внешние космические силы угрожают нашей планете. Говорится, что нет ни дня, ни часа, чтобы планета не была в опасности. Мы же на космическом корабле летим со скоростью тридцать километров в секунду в Космосе, вращаясь вокруг Солнца, а вся солнечная система несется в звездном пространстве со скоростью триста километров в секунду. Летим с такой огромной скоростью, а мы этого не замечаем и занимаемся образованием, воспитанием, не думая о тайне мира вокруг. Надо же нам заниматься этим. Нас никто не будет спрашивать, а каких людей вы воспитали. Насколько честных, великодушных, благородных. Насколько они смогут людей любить, сеять добро, нести благо, служить, отдавать и меньше брать себе, а если возьмут, то тут же вернут. Ибо кто отдает, тот и получает.
Нас никто об этом спрашивать не будет. Потому, что это никому не нужно: ни обществу, которое все решает только здесь и сейчас, ни тем, кто управляет этим обществом. Но учитель не может служить только сегодняшнему дню. Мы не слуги сегодняшнего дня 17 ноября. Нет, мы не служим семнадцатому ноября. А наше служение сороковым годам, пятидесятым годам этого столетия (пауза и задумчивая улыбка). Когда мой второклассник, которому я якобы давал знания, навыки, умения выйдет из школы не только со знаниями, которые потом погаснут и другие придут. Кто живет сейчас знаниями, которые в школе получил? Кто из вас живет этими знаниями? Они же мизер. Они уже погасли эти знания.
Выйдут наши дети в сороковые, пятидесятые годы и начнут рисовать новую жизнь. Они станут парламентариями, министрами, просто хорошими людьми, бизнесменами станут, хорошими мужьями и женами станут. Но как они будут рисовать жизнь? Как эти муж и жена будут жить, чтобы семья не распалась, как возродить величие семьи, которая сейчас возводится среди молодежи до бойфренда. Если закроем на это глаза, то будем отдавать только Кесарю, а Бога забудем.
Как сделать, чтобы молодые люди, которые будут строить этот век, строили его с духовным переживанием, духовным воззрением. Видели больше ценности в совести, нежели в собственности. Вот эта забота исчезает из школы. Слово забота означает «за божественной тайной». Это божественная тайна исчезает, друзья мои. И мы собираем вас, призываем каждого из вас, хотим тормошить вас, говорим, научите этому детей. От тебя зависит лично от тебя и от всего педагогического коллектива (очерчивает кругом всех сидящих в зале).
Но нет педагогического коллектива сейчас в школе. Педагогический коллектив сейчас, просто разрушенный ансамбль, разрушенный до самого основания. Каждый играет на своей свирели, как хочет и что хочет. Вокруг какафония детей и они с ума сходят от этой какафонии. А потом мы говорим, почему дети такие пришли? Потому, что в учителе какафония, вот и они «какафонистами» становятся (длительная пауза).
Не должно такого быть.
А где же наша тайна? Вы входите в класс, открываете классную комнату. Перед вами дети. Они такие, как их природа сотворила, какими Бог их сотворил. Кто-то спокойный, кто-то неспокойный, кто-то умный, кто-то менее умный. Один развитый, другой менее развитый, один из такой семьи, кто-то из другой семьи. Неужели будем сортировать: послушного больше буду любить, непослушного шалуна и тугодума меньше буду любить. Тогда опять будем отдавать только Кесарю, а Богу не достанется ничего. Многие настроены только на то, чтобы знания давать детям. Это очень легкий труд, давать детям только знания. Легкий труд. Есть огромное количество так называемых методик. Берете просто шаталовский принцип, и вы в начальных классах завершите всю программу за два года, а все образование завершите за семь лет. И все, знание исчерпаны. И получили мы хорошего робота, в котором заложили мы хорошие знания, но робот не сможет с нами радоваться, переживать, сочувствовать. И не будет и у ваших учеников чувства сострадания. Как нам не хватает этого чувства. Мы сами мало проявляем это чувство по отношению наших друзей, сострадания, заботы, любви. Любовь, любовь, а ведь всего этого в нас в изобилии, столько, что сколько не отдавай, душа заполненной будет.
Сегодня мы обсуждаем Манифест, который нам просто путь показывает. Кто-то пойдет по этому пути, а кто-то махнет рукой: зачем мне все это. Думать, что мы сможем всех сделать гуманными, это не получится. И такими целями мы и не занимаемся. Но раз мы собираемся здесь и в Москве, то это говорит о том (только не возгордитесь), что вы есть элитарные учителя. И это пусть будет, но храните это в вашем подсознании, никому нельзя сказать, что я элитарный учитель. Элитарные учителя те, кто ведут других. Но никогда не говорите, что подражайте мне. Просто вы трудитесь, а ваша эманация распространяется вокруг. Кто-то отойдет от вас, испугается вашего огня, но кто-то будет захватывать этот огонь, чтобы еще сильнее зажечь его в своем сердце.
Элитарные учителя. Их очень мало в школе. Очень мало. Кто этот элитарный учитель? Это тот, кто сам живет очень бедно, может и богато живет, но очень редко такое может быть. Но в нем живет цель и страсть отдать Богу то, что ему принадлежит. Этих воспитанных новых Адамов и Ев.
Вы не знаете, что готовит будущее нам. Есть тайные силы, тайные лаборатории, засекреченные. Но в Украине этого не будет и даже в России, может быть. Потому, что это делается в богатых странах. Это лаборатории где разрабатываются технологии, как надо манипулировать людьми. Возьмем тот же мобильник, возможно, будет такое время, когда в мобильник будут пускать такие вибрации и вы будете действовать так как вам подскажут эти вибрации. Но если вы личность, то не подчинитесь эти вибрациям. Ваша воля все равно все преодолеет это влияние. Но если в вас не зародилась личность, если ваша воля не приспособлена служению Высшему, то эти вибрации поработят вас. Вот в чем наша тайная забота. Отдайте Кесарю кесарево, чтобы оно отступило от нас. Но истинный учитель тот, кто отдает дань Богу. Дань своей совести.
Мы обсуждали эти вопросы в Манифесте тоже. Это выстраданный документ, друзья мои. Это коллективный труд. В течение длительного времени каждое слово мы обсуждали. Здесь поставить это слово или там, или вовсе его исключить. А эту фразу оставить или не оставить. А вот эту идею может рано еще давать учителям. А может мы забыли что-то. Вот так вносили все, чтобы потом предложить вам.
Что главное в этом Манифесте? Я одно хочу выделить, – это проблема самосовершенствования. Мы должны осознать нашу слабость и наши пороги, мы должны осознать, что есть в нас, что недостойно нас. И чего нет у нас из того, что должно быть, раз мы осмелились стать учителями. Ведь говорят нам: не все будьте учителями, ибо из-за этого будете подвергаться большему осуждению. Понимаете, будете подвергаться большему осуждению. Если не будете делать то, что учителю полагается делать. Это говорится в Новом Завете. И если вы осмелились стать учителями, а учитель означает носитель Света, то вы должны заглядывать в зеркало души и спрашивать, а я правда есть излучающий Свет. Во мне есть Свет? А что такое вообще есть Свет?
Если мы не будем заглядывать в себя вот так, то мучителен весь этот процесс будет. Я не облегчаю вам путь гуманного учителя, это мучительный процесс. Честный учитель сам будет оглядываться на Сухомлинского, на Корчака, на Песталоцци. От своих детей свет будет искать, всюду будет набирать свет, ибо он носитель света. Но он тут же передаст все это. Свет есть духовность, свет есть вера, честность, порядочность, совесть, чуткость, отзывчивость, улыбки, любовь – все это как единое целое, как пучек света.
Оглянитесь в своих коллективах: вы находите учителей, которые грубые, злые, мстительные, хамы. Есть такие учителя, или их нету? Элитарный учитель не такой, конечно. Но их ведь мало. Вот у меня десять пальцев (показывает залу две руки). Из десяти один элитарный, а остальные, может быть хорошие исполнители, озлобленные на весь мир, но они попали в учительскую среду и сейчас детей воспитывают.
Самосовершенствование… Нам даже предложили идеал самосовершенствования. Далеко не буду ходить, для меня Новый Завет – это величайший источник, так же как, хочу признаться, и Коран, и Буддийские Джатаки и другие святые писания. В них величайшая мудрость. Но так как я православный христианин, то больше пользуюсь этим. Помните, как сказал Христос, как он просто сказал: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. К чему он нас призывает? Оказывается, у нас есть возможность стать богочеловеком. К этому он нас призывает. Ну успеем или не успеем стать в этой жизни божественными людьми, это не большая проблема. Можем стать святыми, возвышенными людьми. Их уважают, любят, и мы к ним стремимся. Но если вы не чувствуете этого в себе, то это не значит, что и не надо к этому стремиться. Вы же каждый день уроки даете. А что они есть? Ступеньки, чтобы постепенно стать такими как совершенен Отец наш Небесный.
Как вы отнесетесь к тем детям, которые встречают вас и говорят:
– Здравствуйте, Марья Ивановна! Как отнесетесь к этим мальчикам и девочкам… к хулиганам неуравновешенным, двоечникам или прекрасным… как вы отнесетесь? Хотите совершенствоваться? Вот и ищите, как вам общаться, чтобы уподобиться Отцу Небесному. Ищите в общении с этими детьми.
Мать Тереза увидела на улице в Индии прокаженного. Лежит он, и прохожие обходят его, издалека смотрят только брезгливо. А она подошла, и начала грязь снимать с тела прокаженного. Он говорит:
– Ко мне никто не подходит, ты Христос что ли?
А она в ответ:
– Не я Христос, а это ты Христос, а я тебе помогаю.
Вот ценности, к которым мы должны стремиться.
Можем мы хоть капельку совершенствоваться? Есть в вас злоба, может быть, в отношении соседа или коллеги или в отношении кого бы-то не было, а тем более в отношении ребенка, есть такое? Учитель, помогите, пожалуйста, призови волю свою, совесть призови, все светлые силы призови. Они помогут тебе сжечь в себе эту проказу.
Есть ненависть, есть раздражение? О раздражении говорят – это зверь в нас. Это разрушитель, это землетрясение для школы, для семьи. Раздраженный учитель в классе, можете себе вообразить? Вспомните урок как вам давали учителя раздраженные, во что эти уроки превращались? Но что вам стоит отдать Богово Богу. Взять и сжечь в себе это.
25 ноября 2012
София Ургас14-12-2012 16:43:01
Выступление Шалвы Александровича Амонашвили, как всегда – не в бровь, а в глаз! Многое стало понятным в политике, касающейся образования и в отношении правительства к детям вообще. Вся негативная, тёмная сторона пердеряг вдруг осветилась, и люди увидели все ниточки, за которые дёргают властьпредержащие, желающие скрыть неприглядную правду.
Поколение наших детей и внуков уже направлено под откос. Видя, осознавая это, надо выровнить этот откос и повернуть его вверх. Повернуть сознание поколений к высшим проявлениям их Жизни. И сделать это необходимо сейчас, пока не погибли дети – наше будущее.
Спасибо Вам, Шалва Александрович!!!
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".