Опубликован специальный выпуск научного журнала «Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты» в честь юбилея Николая Константиновича Рериха. «Каменную летопись Руси» увидели в Великом Новгороде. В нижегородской Ленинке открылся XV Международный форум «Н.К.Рерих и Россия». Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Виктор Кулаков и Хмелита. Михаил Ефимкин


Главный дом Хмелиты / Фото: smolensk-guide.com  

 

 

16 июля 2019 года музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита» сообщил о смерти своего основателя и первого директора Виктора Кулакова.


В своё время Виктор Кулаков из руин поднял родовое поместье Грибоедовых Хмелита. Ей посвятил всего себя. Талантом, неуёмной энергией создал и подарил Смоленщине и всей России музей А. С. Грибоедова, музей П. С. Нахимова, воинский мемориал «Богородицкое поле».

 

Неустанную подвижническую деятельность Виктора Евгеньевича Кулакова на Смоленщине и в России трудно переоценить. Его великое дело по возрождению и сохранению памятников отечественной культуры и истории будет жить вечно.

 

Я долго думал, что написать, и решил предложить вашему вниманию интервью Виктора Кулакова «АиФ-Смоленск», которое брал у него в 2013. Возможно, оно и не очень профессиональное, но крайне важное лично для меня. Как момент прикосновения к истории.

 

Виктор Кулаков: «Хмелита не погибнет»


 

Прямой разговор о реставрации, культуре, власти и необходимости


 

Виктор Кулаков / Фото: Хмелита


АиФ-Смоленск. Виктор Кулаков, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Вязьмы известен на Смоленщине каждому, кто хоть чуть-чуть интересуется краеведением, а во всем мире всем, кто интересуется жизнью и творчеством писателя Александра Грибоедова. В свое время Кулаков из руин поднял родовое поместье Грибоедовых Хмелита, променяв жизнь в Москве на все трудности деревенского быта.

 

Музей как жизнь

 

АиФ-Смоленск: Что для Вас Грибоедов, что для Вас Хмелита?

 

Виктор Кулаков: Грибоедов — великий гражданин России, даже Пушкин говорил о Грибоедове — «умнейший человек», вот что такое Грибоедов. Мне удалось, вопреки всему, создать первый и последний музей Грибоедова в России. Больше ничего подобного нигжде сделать не удастся.

 

АиФ: Чего Вам стоило создать здесь этот музей?

 

В. К.: Чего-то стоило, но, что об этом говорить. Вообще я — счастливый человек. Я жил для Отечества, и дом мой в Москве, как говорил Грибоедов. С другой стороны в «Горе от ума» он писал «Вон из Москвы, сюда я больше не ездок. Карету мне, карету!» Я уехал из Москвы 25 лет назад, сейчас максимум два раза в месяц там бываю, и считаю, что нечего там делать. В министерстве культуры ни одного знакомого человека сейчас не осталось. Раньше было много знакомых, а сейчас даже пообщаться не с кем. Мединский всех выгнал, не с кем поздороваться. Единственный близкий человек мне по духу там остался Людмила Колесникова, все остальные — новые люди.

 

АиФ: Почему Хмелита будет всегда?

 

В. К.: Хмелита — это замечательное место в России, и когда говорят, что она была возрождена из ничего — это неправда. Здесь сохранилась огромная материальная культура, осталось много всего подлинного. От дворца — почти все, несмотря на то, что он был сильно разрушен, одни наличники здесь только чего стоят. Конечно, к этому делу нужно приложить руки, мы все старались делать, пока сил хватало и хватает, как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда.

 

АиФ: Когда Вы впервые приехали в Хмелиту?

 

В. К.: Я в Хмелиту в первый раз приехал 11 ноября 1967 года, а потом в мозгу созрела мысль, что нужно сюда переезжать совсем. Тогда Савва Ямщиков, Царствие ему Небесное, три года назад как умер, мне сказал: «Кулак, если ты не поедешь в Хмелиту и не начнешь там чего-то делать, все это погибнет». Правильно он все это говорил, и правильно я приехал. Все нужно делать, причем, начинать с простых вещей: с водопровода и канализации. А как без этого? Если человек сюда приехал, он должен куда-то сходить, где-то умыться. В этом году планируем во флигеле построить шикарные европейские туалеты, но и старые деревянные сносить не будем. Дела мы делаем и с ветряными мельницами боремся.

 

Всенародное достояние

 

АиФ: Как Вам удалось добиться того, чтобы Хмелиту сделали федеральным музеем?

 

В. К.: А вот здесь помог его величество случай: в свою бытность президентом Дмитрий Медведев решил встретиться с интеллигенцией Вязьмы и даже никаких первых лиц не приглашал. На встречу поехала моя заместитель Галина Семакина, там она сказала все, что думает по этому поводу. После этой встречи было поручение, а потом Путин подписал распоряжение, и с 1 марта 2012 года мы стали федеральным музеем. С областным это, конечно, не сравнить, финансирование увеличилось раз в десять.

 

АиФ: Что планируете сделать в этом году?

 

В. К.: В этом году мы много чего планируем: точно сдадим два флигеля, в одном будет фондохранилище и туалеты, а в другом — большое выставочное помещение и склады. На реставрацию планировалось потратить 60 миллионов, но в министерстве все люди поменялись, я не знаю, что с ними делать, и как договариваться. Мединский собрал в Министерстве случайных людей.

 

АиФ: А как вы относитесь к новому министру культуры Владимиру Мединскому?

 

В. К.: К самому Мединскому я отношусь абсолютно негативно, хотя он мой начальник. Я подписал контракт на пять лет еще со старым министром, сейчас прошел год, но после окончания срока контракта я уйду, больше работать не буду.

 

АиФ: Не жалеете, что 25 лет своей жизни отдали Хмелите?

 

В. К.: А чего мне жалеть? Вот, видишь, сколько людей ходят, все здороваются, подарки дарят. Вот сейчас подошла женщина, подарила роскошный футляр для очков с изображением Хмелиты. Зарплата у меня сумасшедшая и пенсия будет хорошая. Сейчас пенсия — 17 800 рублей.

 

АиФ: Есть на кого оставить Хмелиту?

 

В. К.: Моим заместителем по новому строительству и реставрации работает моя старшая дочь, у нее хорошее образование, она закончила архитектурный институт, а потом год училась в академии во Флоренции. Но, захочет ли она себя сюда загонять, я не знаю, я то на тот момент был сложившимся человеком, у меня уже четверо детей было. Но Хмелита, в любом случае, не погибнет, ее не забудут, потому что это федеральный объект, федеральный памятник, и культура здесь очень сильная. Культура не в потребительском смысле этого слова, а в серьезном. По сути, что еще осталось в Смоленской области, кроме Хмелиты, да восстановленного заново Новоспасского? Все уничтожено. Тут совсем рядом с Хмелитой шикарная была усадьба Высокое, но что там сейчас делается — ужас. А что делается в Алексино под Дорогобужем? И никаких перспектив — ничего.

 

АиФ: А как вы решили в дополнение к Хмелите заняться и Богодицким полем?

 

В. К.: Несколько лет назад вышло постановление правительства, которое объединило вокруг Хмелиты несколько усадеб, в частности Богородицкое. Я знал, что во время войны там произошла страшная трагедия. Я написал письмо Путину и он включил это место в реестр памятников, тогда мы сделали мемориал «Богородицкое поле». Это было очень тяжело, губернатор Виктор Маслов и власти Вяземского района делали попытки мне помочь, но сопротивление было очень сильное. Но, в общем, построили и 22 июня 2009 открыли мемориал. А вот теперь 22 декабря 2012 года открыли там полноценный музей «Богородицкое поле». Кучу экспонатов в него нам подарил один симпатичный человек Игорь Харичев, он собирал их с 1998 года, а потом не знал, куда деть. Там и портрет генерала Лукина есть, который отличился в боях под Вязьмой. (Оригинал http://www.smol.aif.ru/culture/person/205878)

 

И, конечно, нельзя обойтись без этого текста Марии Демочкиной 2011 года


Смоленская область: Венчание с Хмелитой

 

 

Виктор Кулаков о восстановлении смоленских усадеб, битвах с чиновниками и
о Никите Михалкове.

 

 

Для хмурого ноября в Хмелите все было уж слишком ярким: и небо, и сияющие пруды, и дворец с белоснежной лестницей. Как будто здесь до сих пор и поместья, и угодья, и охота с элитными борзыми, и пиры, и балы, и собрания живописи… Своей жизнью Хмелита обязана Виктору Кулакову — директору и вдохновителю. Этим человеком нельзя не восхищаться. Он приехал в Хмелиту на заре туманной молодости, в 1967 году. Чтобы восстановить усадьбу Грибоедова, бросил Москву, а профессию автомеханика сменил на архитектора- реставратора. В битвах с чиновниками он одержал победу — открыл музей Александра Грибоедова, а еще Павла Нахимова. 9 мая (или 22 июня) 2012 года свои двери распахнет музей, посвященный «Вяземскому котлу».

 

Именно туда мы с ним и поехали — еще раз увидеть Богородицкое поле, где в октябре 41-го погибло около миллиона советских солдат, и усадьбу неподалеку. Я не поверила глазам: еще два года назад здесь была бесформенная коробка из красного кирпича, а сейчас — лимонный флигель с зеленой крышей! Совсем скоро в нем «поселится» экспозиция, посвященная печальным событиям 41-го года…

 

— Здравствуйте, Евгеньевич! — дружелюбно кричат Кулакову строители. Он по-хозяйски обходит здание вокруг.

 

— Мы думали, что здесь тоже был портик, ан нет! Не было! — говорит он мне и вдруг добавляет голосовых децибелов, обращаясь к строителям: — Здесь и здесь нужно крыльцо! Обязательно!

 

Рядышком стоит церковь Одигитрии 1782 года «рождения». Она тоже постепенно восстает изруин — уже есть крыша.

 

— Много лет между стенами храма был застрявший снаряд. Два года назад его вытащили. Зачем? — спрашивает он в пустоту и вдруг начинает закипать, как чайник. Кажется, что каждый нерв звенит от напряжения. -На содержание Богородицкого поля я просил более двух миллионов, а дали нам в десять раз меньше! Есть в финансовой области такой закон — или давай столько, сколько просят, или вообще ничего не давай. А нам выделили 193 тысячи — на установку телефона, на строительство туалета, приобретение вагончиков, урн, косилок и хозяйственного инвентаря…

 

Достучаться до президента

 

Виктор Евгеньевич — великолепный рассказчик. А по темпераменту напоминает вулкан Эйяфьятлайокудль — никогда не знаешь, чего от него ждать. Заводится он, как и его машина, с пол-оборота. Может грубо ответить, если чувствует неправоту. Создается впечатление, что он говорит то, что думает. И нет для Кулакова разницы, кто перед ним — чиновник, журналист, ученый… В кабинете Виктора Евгеньевича в хмелитском флигеле нет свободного пространства: на стене — дипломы и награды, стол завален письмами и отписками, на полу — проекты…

 

— Виктор Евгеньевич, когда в сентябре Дмитрий Медведев встречался с вяземскими деятелями культуры, я почему-то не нашла вас в списках приглашенных…

 

— А там не было первых лиц. С Дмитрием Анатольевичем беседовал мой заместитель — Галина Симакина. Она прекрасно справилась со своей задачей — до Медведева удалось донести, что мы должны стать федеральным музеем.

 

— И что ответил президент?

 

— Он пообещал, что подпишет соответствующий документ. Мне звонили из Минфина и правительства… Надеюсь, что с нового года Хмелита станет федеральным музеем.

 

— В январском интервью в одной газете вы говорили о том, что главная проблема музея — это отсутствие фондохранилища. Что-то изменилось?

 

— Да бросьте вы! Ничего! Смоленская власть не хочет строить фондохранилище. Мне заявляют: Хмелита — федеральный памятник. Хотя какой он федеральный? Мы — областной музей, поэтому фондохранилище нужно для областного музея. А фондохранилище — самое главное! Музей может не работать, но важно, чтобы было где хранить экспонаты в определенном режиме.

 

Нам прислали контрольные цифры на следующий год: 53 миллиона рублей уйдет на смоленский областной музей-заповедник, 23 миллиона — на гагаринский, а мне — десять! Это одна голая зарплата и социальные дела.

 

Вот такое отношение в области! Все надеются, что с нового года Хмелита станет федеральным музеем, и ничего не дают… А когда я открывал музей Нахимова, областная власть не потратила на эти торжества ни копейки. Аналогичная ситуация с Богородицким полем: на его строительство область выделила 80 тысяч рублей, а 20 миллионов я «добыл» из федерального бюджета. Вот такое отношение: ай, Кулаков найдет!

 

— Виктор Евгеньевич, а что с усадьбами Липецы и Григорьевское? Они ведь тоже на территории вашего музея-заповедника…

 

— В новом качестве федерального музея я не смогу заниматься усадьбой в Липецах, потому что она «стоит на областной охране». Видите, у меня на стене прикреплено письмо «О памятнике истории и культуры усадьбе Липецы»? Оно тут много лет уже висит! Высшее начальство пишет, что Липецы будут переведены в федеральное ведомство, а воз и ныне там… С Григорьевским проще — это федеральный памятник. Пока я живой, надо делать. Но я уже немолодой человек — все-таки 67 лет.

 

— Боюсь, не будет вам замены…

 

— А у меня есть такая надежда. Одна из моих дочерей закончила географический факультет Московского университета и работает в Хмелите моим заместителем по экологии и природопользованию. Вторая —архитектор, окончила Московский архитектурный институт, училась во Флоренции. Мы иногда обсуждаем, возьмутся ли они продолжать мое дело. Ведь придется уехать из Москвы. Я смог. А они?

 

 В Хмелите готова бесплатно петь даже Ваенга

 

— А что известно о потомках последних владельцев Хмелиты?

 

— К одному я ездил в Лондон, второй приезжал в Хмелиту в 1989-м и в 1992-м.

 

— Они не помогли с реставрацией?

 

— Нет. Мне помогала только Присцилла Рузвельт. Она дала больше 100 тысяч долларов на восстановление Хмелиты.

 

Справка «РП»

 

Присцилла Рузвельт — американская исследовательница русской усадьбы. Ее муж — двоюродный племянник знаменитого президента США Франклина Рузвельта.

 

На своей родине Присцилла создала общество «Американские друзья русской усадьбы», а в 1995 году Йельский университет издал ее книгу «Жизнь русской усадьбы. Социальная и культурная история».

 

В усадьбе Грибоедова Присцилла была не раз, а в 1999-м приехала в Хмелиту на научную конференцию «Русская усадьба на пороге XXI века» и выступила с интересным предложением: «В XVIII веке в имении Федора Глинки пекли пряники для продажи в Санкт-Петербурге. И сегодня местные продукты могут рекламировать удаленную усадьбу в столице. Высококачественный мед из Хмелиты мог бы стать хорошей рекламой этого имения в Москве, особенно если бы он был красиво упакован в банку с портретом Грибоедова и рисунком этого дома…»

 

— Как вы относитесь к призывам чиновников отдавать усадьбы в частные руки?

 

— Давайте расставим точки над «i»: в частные руки могут быть отданы только областные памятники, а федеральные находятся в ведении государства. Но какие частные руки возьмут усадьбу Высокое в Новодугинском районе? Вы были там?

 

— Конечно! Это же имение Шереметевых, которое обустраивал Николай Бенуа, сегодня это самый сохранившийся усадебный комплекс в Смоленской области!

 

— Вот именно! Это же целый усадебный город, в который нужно вложить десятки миллиардов! На реставрацию Большого театра ушел 21 миллиард, столько же нужно вложить в усадьбу Шереметевых! Невозможно видеть, как она медленно умирает, поэтому я не могу туда ездить.

 

А кто возьмет под свою опеку дорогобужское Алексино Барышниковых? Кто найдет столько денег, чтобы восстановить его? Выход один — музейное использование.

 

— А каково ваше отношение к свадьбам в усадьбах? Московские эксперты горячо спорят на эту тему…

 

— Хорошее дело. Мы тоже такое устраиваем. Правда, пока не можем договориться с вяземскими властями по поводу разрешения на сам процесс бракосочетания у нас здесь, в Хмелите…

 

— Летом в усадьбе Грибоедова проходят праздники, на которые собираются не только смоляне, но и актеры российского кино: Татьяна Доронина, Василий Лановой, Ольга Остроумова, Ирина Купченко… Как удается приглашать звезд такого ранга?

 

— Все очень просто — платим деньги. Министерство на нашей стороне, неплохо финансирует организацию праздников. На праздник Нахимова в следующем году мы попросили 400 тысяч, а на Грибоедовский — 300 тысяч. А в этом году нам и областная власть помогла — 50 тысяч на Грибоедова, 40 тысяч на Нахимова. Раз деньги есть — сюда можно притащить кого хочешь, любую звезду. Моя сотрудница Людмила Вячеславовна дозвонилась даже Елене Ваенге. Она долго спрашивала: «Где вы нашли мой телефон?» Оказалось, что Людмила разбудила певицу. Ваенга сказала, что готова спеть в Хмелите бесплатно, потому что у нее дедушка был адмиралом, но без оркестра она выступать не может. А у нее целый автобус исполнителей, это сильно хлопотно и дорого.

 

Грибоедов, Хмелита и Михалков

 

— Никита Михалков однажды сказал, что если к вашей энергии подключить электростанцию, то Вязьме хватит света на много лет вперед…

 

— Он никогда не поставит фильм о Грибоедове, хоть и заявляет об этом. Мы знакомы давно, я еще работал архитектором, когда ко мне пришел его человек. Потом Никита Сергеевич приезжал в Хмелиту, отдал нам весь архив, кроме самого сценария фильма о Грибоедове.

 

Кстати

 

Громко заявить о своем намерении снять фильм «Жизнь и смерть Александра Грибоедова» Михалков решился только весной прошлого года. Как сообщают авторитетные интернет-издания, на картину предполагается потратить 40 миллионов долларов. Изначально планировалось, что Грибоедова сыграет Олег Меньшиков. Блогеры предполагают, что Никита Сергеевич сыграет царя-батюшку.

 

— Почему вы считаете, что он не снимет эту картину?

 

— Потому что слишком много об этом говорит — уже больше 20 лет. А я за эти годы открыл два музея и открою в следующем году третий.

 

— У вас есть мечта?

 

— Стать федеральным музеем и получить нормальное финансирование, которое в несколько раз больше, чем областное. Еще нужно успеть отделать Казанскую церковь в Хмелите. Я ведь завещал, чтобы меня похоронили рядом с храмом. А остальное… Мне кажется, все, что мог, я уже сделал.

 

Еще несколько интересных материалов о Хмелите и Викторе Кулакове


https://rusmir.media/2015/09/01/imenie
https://rg.ru/2014/06/06/kulakov.html

 

19.03.2020 14:27АВТОР: Михаил Ефимкин | ПРОСМОТРОВ: 761


ИСТОЧНИК: 7x7-journal



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »