Вестник и белая птица. Бойко Златев
С наидревнейших времен в человечестве живет знание о высших Помощниках, которые поддерживали его на трудном пути эволюции. Память о них мы находим в мифологических частях древних хроник, где эти Помощники изображены как боги, давшие людям огонь, как Прометей, научившие людей земледелию и ремеслам, как Осирис, давшие им письменность, как Тот.
В более поздние времена эти высшие Вестники остались в памяти человечества в своем человеческом облике – как образцы духовного и нравственного совершенства, как обладающие познаниями и способностями, которые отличают их среди современников, подобно тому, как Венера сияет на на ночном небе на фоне звезд. Индия называет их Махатмами (великими душами) или Махариши (великими мудрецами).
Далеко не всегда человечество оказывалось благодарным своим Помощникам, своим старшим Братьям и Сестрам. Скорее, чаще случалось так, что даже частица света Вечного Солнца Истины, отраженная в чистых зелкалах этих великих душ, оказывалась слишком яркой для зрачков множества простых смертных, и освещала и выявляла в них наиболее отрицательные качества. Древние легенды о растерзанном Осирисе и обезглавленном Орфее подтверждают, что и тысячелетия тому назад человеческая природа не отличалась значительно от своего сегодняшнего состояния, что и тогда, как и теперь, плата злом за добро была свойственна земным жителям.
Е.П. Блаватская
Одним из этих высших Вестников, пришедшим к нам в последней четверти XIX века, была основательница Теософского Общества – Елена Петровна Блаватская (1831-1891). Хулимая, предаваемая и осмеянная малыми умами и при жизни, и после смерти, она добровольно приняла на свои плечи тяжелое бремя – поднять человечество на новую ступень сознания, открыть глаза своим современникам на древнюю сокровенную мудрость, являющуюся единым основанием всех религий, провозгласить идеал всемирного братства без разницы расы, пола и вероисповедания. Английский ученый Дж. Р. С. Мид, являющийся крупнейшим в мире специалистом по гностическим текстам до 1947 г., когда были открыты Кумранские свитки, писал о Блаватской: "Она была настоящим титаном в толпе смертных... Правда, она обладала лишь стихийными свойствами, чем и отличаются все титаны, но когда кладутся новые основы, нужны именно такие размеры, когда же идет гигант, он не может не опрокидывать идолов на алтарях пигмеев".[1]
Согласно Е. П. Блаватской Вестники посылаются в мир всегда в одной и той же фазе цикла длительностью в сто лет [2]. На ту же самую закономерность указывает философско-нравственное Учение Живой Этики – плод сотрудничества семьи Рерихов с Махатмами: "Посольство бывает лишь один раз в столетие – это закон Архатов." [3].
Многие задавали себе вопрос: почему именно раз в столетие приходит Вестник? Неужели Учителя в Гималаях пользуются именно нашей десятичной счетной системой, в которой 100 является круглым числом, и принятым в Европе христианским календарем? Дополнительные сомнения порождаются тем, что столетняя периодичность не соответствует циклам, упоминаемым в трудах Блаватской, а попытки отождествить ее со 108-летним циклом, известным из Пуран, еще больше усложняют проблему. Решение предложил в 2005-м году американский тибетолог Дейвид Райгл, который указал на то, что восточная традиция знает цикл 100-летней длительности. Это цикл семерых Риши (мудрецов), известный также как цикл семи звезд из созвездия Большой Медведицы [4]. Эти звезды проходят последовательно через каждую из 27-ми частей (накшатр) Лунного зодиака, пребывая в каждой из них ровно по 100 лет [5].
Шведский ученый и теософ Иммануил Сведенборг
Английский специалист по истории теософии Лесли Прайс считает Вестниками для XVII века английских теософских авторов Джейн Лид (1624-1704) и Джона Пордиджа (1607-1681), а для XVIII века – шведского ученого и теософа Иммануила Сведенборга [6]. Вестником для ХХ века и Прайс, и Райгл считают Далай Ламу, или в более широком смысле – покинувших Тибет буддийских учителей, черз которых традиция тибетского буддизма широко распространилась на Западе. Ни в коем случае не умаляя значимость великого шведского духовидца (которого Д.Т. Судзуки называл Буддой Севера) и духовного лидера современных буддистов, мы не можем принять предположения Райгла и Прайса в качестве ссотоятелных, по крайней мере, что касается XVIII и ХХ веков. Даже по чисто формальным причинам.
Явление Вестников именно в последнюю (согласно христианскому летоисчислению) четверть каждого столетия – это именно закон, а не приблизительное правило. Последнее сочинение Сведенборга – "Истинная христианская религия" – опубликовано в 1771 г. В 1775 г. однако Сведенборга уже не было в живых, его духовная миссия была закончена. Далай Лама покидает Тибет еще в 1959-м году, и у нас нет никаких оснований утверждать, что именно 1975 год явился особо значимым для распространения буддизма в западном мире.
Далай Лама XIV
Е. П. Блаватской была предсказана великая миссия Елены Ивановны Рерих в двадцатом столетии. Во введении к "Тайной Доктрине" Блаватская писала: "В двадцатом столетии ученик, более осведомленный и гораздо более приспособленный, может быть послан Учителями Мудрости дать конечные и неопровержимые доказательства, что существует наука, называемая Гупта Видья и, что, подобно однажды таинственным источникам Нила, источних всех религий и философий, ныне оповещаемых миру, был забыт и утерян на протяжении веков, но, наконец, он найден" [7]. Сегодняшние ученые продолжают осмыслять эти конечные и неопровержимые доказательства, содержащиеся в Учении Живой Этики. Среди других эволюционных действий семьи Рерихов необходимо упомянуть Центрально-Азиатскую экспедицию Рерихов, Пакт Рериха по защите памятников культуры, и Институт гималайских исследований "Урусвати" [8]. Сама Е.И. Рерих, однако, как и ее супруг Н.К. Рерих, и их старший сын Ю.Н. Рерих, закончили свой земной путь до того, как XXвек вошел в свою последнюю четверть. Но кем же тогда являются вестники, какую Весть приносят они, и кому?
Граф Сен-Жермен
Король Франции Людовик XVI
Чтобы ответить на этот вопрос, нам необхоимо абстрагироваться от представления (полученного, вероятно, под влиянием жизненного пути великой Е. П. Блаватской) о том, что Вестники всегда излагают свою весть в форме учения, подобно "Тайной Доктрине". Примеры из истории указывают обратное. О том, кто в действительности явился Вестником в XVIII веке, находим сведения в книге "Агни Йога", § 77: "Эта вековая традиция предупреждения человечества производится с полным благожеланием, в этом основное условие, иначе роль посла не будет искренна и убедительна. С. Ж. говорил с Л. доброжелательно..." [9]. Из одного письма Е.И. Рерих к В.В. Тарто-Мазинскому [10] мы знаем расшифровку этих инициалов: С. Ж. – это граф Сен-Жермен, а Л. – король Франции Людовик XVI, которого граф стремился предупредить об опасности приближающейся революции. В том, что содержание Вести может и не представлять собой духовного учения в узком смысле слова, и даже может на первый взгляд быть далеким ото всяких духовных учений, нет ничего странного или необычного. В этом легко убедиться, если вспомнить историю, которую рассказывают об учителе дзэн Сен-Сяку:
"Однажды в гостях у Сен-Сяку был известны журналист. Сен-Сяку долго и обстоятельно говорил о политике, о ситуации в мире, пока гость наконец не выдержал: "Все это мне до боли знакомо. Я пришел сюда, чтобы понять Дзэн. Я прошу Вас поговорить об этом". Сен-Сяку спокойно ответил: "Я именно об этом и говорил". Тогда журналист понял, в чем состоит его работа, и получая утром и вечером свой сандзэн, он развил такое качество ума, которое возвышает человека над всем миром." [11]
Учитель дзэн Сен-Сяку
Данный аспект обязательно надо иметь ввиду, когда мы пытаемся ответить на вопрос, кем же был посланный с Востока Вестник в прошедшем XX веке. Непременно надо принять во внимание и исторические условия в начале его последней четверти, т.е. в середине 70-х годов, когда Вестник должен был осуществить свою миссию. Холодная война к тому времени была в самом разгаре, и не было никаких надежд о ее скором прекращении. Европа была разделена Железным занавесом. Две сверхдержавы – СССР и США – боролись за влияние во всех уголках земного шара. К кому мог бы обратиться Вестник в подобной ситуации? И не лучше ли было бы отложить его приход до лучших времен? Живая Этика дает нам ответы на эти вопросы:
"И если долог опыт действия, то краток опыт молчания.
И потому действуйте молчанием.
Но если захотите все же проявить силу действия –
призовите детей!
И, действуя с детьми,
Не вовлечетесь в поставленные тенета." [12]
И далее:
"Можно смотреть лишь в будущее.
Пока надо обратиться лишь к детям.
Лишь в них законное начало дела.
Являя путь новый, лишь в детях найдете силу доверчивости." [13]
Весть должна быть новой – иначе она не была бы вестью.
Весть должна быть предназначена будущему – иначе она не имела бы смысла.
Весть должна прийти в законный, предсказанный срок – иначе она не была бы законной.
И, чтобы найти Вестника и Весть, данную им, надо задать правильные вопросы. Кто был той Великой душой, по чьей идее были собраны во имя будущего дети со всего мира, и чья инициатива не была уловлена в сети враждебности и недоверия, охвативших мир? Кто на закате ушедшего века указал новые пути миру?
С. Н. Рерих и Л.Т. Живкова. 1978
У правильного вопроса есть только один правильный ответ – этим человеком был Святослав Николаевич Рерих, по идее которого в Болгарии под руководством Людмилы Живковой и при поддержке ООН и ЮНЕСКО была осуществлена первая Международная детская ассамблея "Знамя Мира". Это, конечно, не может являться причиной пренебрегать миссией остальных членов семьи Рерихов, так ни один из членов этой замечательной семьи не смог бы осуществить своего эвольционного дела в одиночку, без остальных. Рериховедами отмечается, что все четверо Рерихов были исключительно синхронизилованны в своей работе, дополняли друг друга и действовали как единое целое.
"Твой младший сын – Махатма" – сказал Елене Ивановне один из Махатм [14]. А когда Людмила Живкова сказала, что хочет подать в отставку и посвятить себя изучению восточной философии, Святослав Рерих убедил ее остаться на своем посту, сказав, что реализация как та, которая есть у нее, встречается только раз в сто лет [15].
Л.В. Шапошникова и С.Н. Рерих.
И как случалось и прежде, Весть снова осталась непонятой или недопонятой. Верная сподвижница Вестника получила всемирное признание, но была посмертно обругана и осмеяна своими же соотечественниками. Но не народом. Для народа Болгарии она навсегда осталась Белой Птицей болгарской культуры. А Вестник, потрясенный внезапным концом ее земного пути, продолжил строить Новые пути для человечества на своей родине – в России. Там он заложил основы Международного Центра-музея Рерихов в Москве, и там же другая Людмила – Людмила Васильевна Шапошникова, философ, индолог и путешественник – развила и укрепила начатое им.
Предсказанное сбылось. Вестник пришел. Первой приняла его Болгария – в лице Людмилы Живковой. А для нас осталась ответственность осознать космическое значение этого факта.
______________________________________
Библиография:
1. G. R. S. Mead. Concerning H.P.B. (Stray Thoughts on Theosophy). Adyar Pamphlet No. 111. Reprinted from The Theosophical Review, Volume XXXIV. Adyar, Chennai [Madras] India: Theosophical Publishing House, 1920.
2. H. P. Blavatsky. Key to Theosophy. London, 1889. P. 306–307.
3. Агни Йога. § 32// Учение Живой Этики: в трех томах. СПб.: Просвещение, 1993. Т. 1. С. 388.
4. D. Reigle. The Centennial Cycle // Theosophical History, vol. 11, no. 4, Oct. 2005, pp. 5-15.
5. Л. Тодорова. Накшатры в индийской астрологии (на болг. языке) // Сайт Astrogalaxy.info. Режим доступа: https://astrogalaxy.info/nakshatras/
6. L. Price. Madame Blavatsky, Buddhism and Tibet. A Spoken Paper at the Theosophical History Conference, London, Sunday 15 June 2003, with revisions.Режим доступа: http://www.blavatskyarchives.com/price.pdf
7. H. P. Blavatsky. The Secret Doctrine. Vol. 1. London, 1888. P. xxxviii.
8. Л. В. Шапошникова. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры // Защитим Культуру. Материалы Международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха 1995. Сер.: Рериховская научно-популярная библиотека. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996. С. 78 – 86.
9. Агни Йога. § 77 // Учение Живой Этики: в трех томах. СПб.: Просвещение, 1993. Т. 1. С. 400.
10. Е. И. Рерих. Письма. Т. IV. М.: МЦР, 2002. С. 151.
11. Nyogen Senzaki. The Iron Flute: 100 Koans of Zen. TuttlePublishing, 2011. Комментарий Негена к коану 69. По неизвестным нам причинам в доступном в интернете русском переводе этой книги цитированный нами комментарий Негена к коану 69 не приведен.
12. Листы сада М.: Зов, 9 декабря. // Учение Живой Этики: в трех томах. СПб.: Просвещение, 1993. Т. 1. С. 93.
13. Листы сада М.: Зов, 14 декабря. // Учение Живой Этики: в трех томах. СПб.: Просвещение, 1993. Т. 1. С. 94.
14. Духовное созерцание. М., 1999. № 1. С. 89.
15. В. М. Сидоров. Людмила и Вангелия: Повесть. М.: М.А. "Мир через культуру", 1992. С. 11.
26.07.2017 05:15
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".