Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Великие возможности приходят с великими людьми». Елена Рудакова


 

 

01.02.2023

 

Поборник русской культуры, выдающийся организатор по спасению исторических памятников, храмов, ландшафтов, городов, великий русский художник, мыслитель и общественный деятель Н.К.Рерих – личность уникальная и многогранная. Еще в начале XX века он увидел острую необходимость сохранения древних православных храмов, возрождения ремесел и иконописных традиций. Любовь к давним временам побудила его предпринять путешествие по старинным русским городам, где художник запечатлевал храмы и архитектурные пейзажи. В это же время Н.К.Рерих выступал в общественных собраниях и писал очерки, письма о положении дел в области сохранения культурных памятников. Он понимал, что их утрата приведет к гибели культуры, без которой не может процветать ни один народ, ни одно государство. Художник считал, что к будущему можно прийти только на основании прошлого, запечатленного в искусстве, литературе, укладе жизни, верованиях, традициях и истории, сохраняя которое, можно повысить духовный уровень и улучшить жизнь страны.

 

В своих очерках Н.К.Рерих призывал полюбить «жизненное лицо памятника» [1, c. 70], бережно относиться к реставрации храмов и к искусству в целом. Он сравнивал положение художника в XVII и XX веках, подчеркивая, с каким тщанием писались иконы в древности: «Только недавно осмелились взглянуть на иконы, не нарушая их значения, со стороны чистейшей красоты; только недавно рассмотрели в иконах и стенописях не грубые, неумелые изображения, а великое декоративное чутье, овладевавшее даже огромными плоскостями. Может быть, даже бессознательно авторы фресок пришли к чудесной декорации. Близость этих композиций к настоящей декоративности мы мало еще умеем различать»[1, c. 106]. Н.К.Рерих писал о былой красоте Иверского монастыря и его живописи, искажении строений [1, c. 93-94], а также о неумелой реставрации чудного Спаса Нередицкого [1, c. 95], испорченной превосходнейшей стенописи храма Ивана Предтечи в Ярославле [1, c. 100]. Художник отмечал утрату шедевров архитектуры многих древних русских городов и строительство новых храмов без чувства меры и вкуса…  Все эти наблюдения послужили началом зарождения идеи защиты старины и формирования международного культурного движения за подписание Пакта Рериха – «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников».

 

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932

 

 

В разные годы жизни Н.К.Рерих создавал этюды церквей, эскизы мозаик, фресок и майоликовых панно, росписи часовен и молелен. По его эскизам изготовляли иконостасы. Художник запечатлел в живописных работах образы подвижников и святых, в том числе Русской Православной Церкви (РПЦ). Много прекрасных страниц написал Н.К.Рерих о христианских святых, особенно о Преподобном Сергии Радонежском: «Святой Сергий — Строитель Русской Духовной Культуры.

 

Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его <…> Имел счастье произносить Имя Преподобного и буддистам, и мусульманам, и евреям, и индусам, огнепоклонникам и почитателям Великого Духа. Было ли при этом хоть одно отрицание или отстранение? Не было, ибо всепрощающая и всевозносящая духовная культура заложена в каждом человеческом сердце. И не мечом, но сотрапезою духовною открывается этот светоносный сосуд благодати» [2, c. 101].

 

Как же современная традиционная церковь России, имеющая свой исток в древней культуре, которую так любил Н.К.Рерих, отнеслась к творчеству выдающегося русского художника, его философии и его последователям? Еще в начале 1990-х годов стала раздаваться от приверженцев РПЦ хула на великих деятелей культуры России, в том числе на Рерихов. С благословения РПЦ издавались массовыми тиражами книги, в которых философы, писатели, художники, составляющие славу России, представлялись сектантами, масонами, оккультистами, язычниками и т.д. Известны случаи, когда во дворах церковных храмов и училищ имело место сожжение книг Л.Толстого, С.Булгакова, П.Флоренского, Н.Рериха [3], книг православных богословов [4].  Некоторые церковные чины настраивали своих пастырей против того нового, что привнесли Рерихи в культуру нашей страны. Начало этому процессу положил Архиерейский Собор РПЦ 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», который включил философскую систему Живую Этику и ее последователей в список религиозных сект [5]. В церковных справочниках Рериховскому культурному движению приписывают оккультно-антихристианский характер [6].

 

Такая оценка наследия семьи Рерихов и Живой Этики, а также деятельности последователей Рерихов почти 30 лет насаждается в обществе и периодически появляется в СМИ. Так, 13 декабря 2022 года на сайте информационно-аналитической службы «Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность» был опубликован материал о памятных датах, где перечисляются имена святых и известных личностей, оставивших след в истории [7]. Среди них упоминается имя Н.К.Рериха. Он назван основателем «оккультистского движения рерихианцев» (первоначально на странице сайта было написано: «основатель секты рерихианцев»).

 

К сожалению, ряд последователей церкви склонны к радикальной точке зрения, порой очень далекой от христианской терпимости. Много зла творится от фанатизма, в том числе нарушается одна из десяти заповедей Христа: не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Надо отдать должное зарубежной церкви, ни одна из которой, включая Православную, не провозглашала хулы в адрес Рерихов и их наследия. Только в нашей стране поругаемы великие деятели, что подтверждает слова Христа из Евангелия от Марка: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у сродников, и в доме своем» [8].

 

Христос не говорил о гонении на брата своего, напротив, он наставлял проявлять терпимость, милосердие и устремлял к самосовершенствованию: «…Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» [9].

 

Современным церковнослужителям следовало бы разобраться в понимании того, что такое секта и оккультизм, а не давать жестких оценок там, где они не приемлемы. Чтобы осветить данный вопрос, прежде всего, предоставим слово самим Рерихам. Е.И.Рерих не раз отмечала: «Вы знаете, как я не люблю слово “оккультизм” и всякие напыщенные упоминания о посвященных и посвящениях, ибо в моем представлении тотчас же встает вся бутафория и параферналия псевдооккультных организаций» [10, c. 278]. Предостерегала Елена Ивановна и от увлечения оккультной литературой: «…Вся аптека, приводимая во многих оккультных книгах, очень вредна, ибо развитие каждого человека индивидуально» [10, с. 282]. Отношение Н.К.Рериха к оккультизму характеризует следующее его высказывание: «Я не люблю слово “мистика” или “оккультизм”, ибо то и другое лишь синонимы незнания. Мы же, как я неоднократно поминал в тех “Путях Благословения”, которые вы читаете, должны стремиться к ясности, к четкости, к правде…» [11, с. 92]. Рерихи был людьми широких взглядов, учеными, исследователями. Они могли заглядывать далеко вперед, предвидя эволюционные перспективы человечества, и в основе их творчества лежали не беспочвенные мечтания, а точные факты и твердое знание.

 

Также напомним, что РПЦ признала в 1948 году принятую ООН «Декларацию прав человека», которая последовательно защищает неотъемлемое право людей на жизнь, свободу совести и слова [12, с.14-16]. Интересную точку зрения по этому поводу высказал архиепископ Сан-Францисский Иоанн в статье «О Православии в сектанстве и о сектанстве в Православии»: «Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить “православного” – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды – внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям. <…>

 

Среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия – духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный» [13]. Такая нетривиальная точка зрения помогает по-новому взглянуть на проблему Православия и сектанства.

 

Не секрет, что православные традиции тесно связаны с русской культурой и призваны укреплять нравственность, формировать этические нормы и идеалы. С этой точки зрения поругание великих деятелей, которые создают культуру страны, разве не приведет к упадку и самого православия?! Зачем же вносить конфронтацию между разными представителями общества и повышать тревожность? Неужели это не калечит души наших соотечественников? Но, к сожалению, сегодня продолжают звучать ложные оценки и откровенная хула в адрес выдающихся людей, в том числе Рерихов.

 

Говоря о Живой Этике и наследии Рерихов, необходимо понимать, что они не относятся ни к религии, ни к оккультизму, т.к. не несут признаков культа и «скрытого знания», потому последователи Рерихов, действующие публично и широко на основании закона, не являются ни сектантами, ни оккультистами. По результатам юридической экспертизы Экономико-правовой консалтинговой компании «Доверие» были сделаны выводы, что Определение Архиерейского Собора РПЦ о причислении Живой Этики к секте является необоснованным. В заключении экспертизы говорится: «По существу данным Определением подвергнуто неправомерной и не основанной на Законе оценке учение Живой Этики, которое является нерелигиозным учением, поскольку в нем отсутствуют указанные в статье 6 Федерального закона от 26.09.1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» №125-ФЗ (с изменениями от 26 марта 2000 года) признаки:

 

— вероисповедание;

— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

 

Поэтому данное учение не может быть приравнено Русской Православной Церковью «к псевдохристианским сектам» и «новым религиозным движениям». Указанное Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церковью в части, касающейся учения Живой Этики, выходит за правовые рамки издаваемых для себя актов церковного управления. <…>

 

Кроме того, осуждение того или иного учения, изложенное в письменном виде, должно быть юридически обосновано и полностью соответствовать требованиям действующего российского и международного законодательства, положениям Международных пактов, Конвенций и других нормативных правовых документов» [14, с. 314-315].

 

Это можно отнести и к исследователям наследия Рерихов, которые объединены в рериховские организации. Наследие Рерихов и Живая Этика являются неотъемлемой частью работы современных рериховских культурных объединений, многие из них имеют юридический статус. Они занимаются культурно-просветительской деятельностью в рамках законодательства страны, что обозначено в их уставах. Эта практика включает в себя: проведение выставок, конференций, лекций, круглых столов, форумов и многое другое.

 

В 2001 году была проведена научная экспертиза доктора философских наук, профессора МГИМО В.С. Глаголева о культурно-просветительской работе крупнейшей в России международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» (МЦР), где отмечается: «Вся деятельность Рерихов носила культурно-просветительский характер. Рерихи были великими патриотами России, никогда не отказывались от российского гражданства, мечтали вернуться на Родину и завещали все свое духовное наследие России.

 

Огромное значение Рерихи придавали семье, считали ее основой общества и отмечали, что в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, воспитываются любовь, доброжелательность, взаимопомощь, духовность и чувство единения.

 

Факт подписания в 1935 г. Пакта Рериха (о международной охране памятников культуры во время военных действий) более чем двадцатью государствами сам по себе говорит об общемировом характере деятельности Рерихов. <…>

 

…деятельность МЦР нельзя характеризовать и как религиозную (отсутствует мифология, культовая практика, стабильная организация религиозно-харизматического типа).

 

В сложных условиях развития современной России деятельность МЦР и сотрудничающих с ним рериховских организаций отвечает задачам нравственного воспитания личности и формирования у нее ответственности за содержание и направленность своей повседневной жизни» [15, с. 321-324].

 

Важно подчеркнуть, что в мероприятиях МЦР и рериховских организаций принимают участие ученые, общественные и государственные деятели, которые высоко оценивают вклад Рерихов в мировую культуру [16]. Многочисленные отзывы показывают, что идеи Рерихов глубоко надконфессиональны, общечеловечны, они привносят новый взгляд на понимание жизни и мироустройства.

 

А.Л. Яншин, патриарх российской геологии и экологии, академик РАН, председатель научного совета по проблемам биосферы РАН, президент Российской экологической академии: «Можно сказать совершенно определенно, что Учение Живой Этики – это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться все человечество. <…> Все заповеди, все призывы Живой Этики отвечают призывам чистого христианства, тому, что мы можем прочесть в Евангелиях. <…> Сравнивая нравственные основы всех многочисленных религий, убеждаешься в том, что они совершенно одинаковы… Можно предположить, что Христос признал бы Живую Этику, ибо его Учение, его стремление исправить человечество очень близки тому, что проповедовала семья Рерихов, что излагается в книгах Живой Этики, письмах Елены Рерих.

Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов как мировую этическую систему. <…> Живая Этика как раз служит моральной основой объединения человечества» [17].

 

В.К. Шумный, академик РАН, директор Института цитологии и генетики СО РАН (1986–2007): «Наследие Рерихов – это воистину общенациональное достояние, и мы обязаны его, с одной стороны, понимать, а с другой – глубоко разрабатывать. <…> Все члены семьи Рерихов – Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич – были крупными учеными, внесшими значительный вклад в развитие таких наук, как востоковедение, археология, тибетология, тибетская медицина, этнография, история и т.д. <…> Наследие Рерихов – с одной стороны, это великолепная живопись, а с другой – выражение в живописи своеобразной философии, которую еще нужно понять и систематизировать. И что самое важное, наследие Рерихов – это своеобразная, оригинальная и не до конца еще проанализированная философия, которая в основу свою ставит, прежде всего, приоритеты духовных ценностей, таких как культура, мир, взаимоотношения человека и природы, взаимоотношения человека и космоса. Эта философия, пронизывающая все научные труды Рерихов и великолепную живопись, нуждается в значительном анализе и понимании» [18].

 

В.А. Черешнев, председатель Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, академик РАН и РАМН: «Развитие современной науки предполагает осмысление ее философских основ. В связи с этим конференция «Живая Этика как творческий импульс космической эволюции» может дать богатый материал для размышлений, так как философская система Живой Этики в последнее время привлекает внимание ученых тем, что способствует выявлению места человека в структуре Мироздания. Такой подход, с точки зрения некоторых современных ученых, получил название нового космического мышления.

 

Истоки космического мышления обнаруживаются в культуре многих народов. Это древние мифы, первые философские системы, научные построения. В последнее столетие идеи космического мышления, в особенности если брать культурное пространство России, стали формироваться более интенсивно. В этой связи нельзя не вспомнить русских философов Серебряного века – В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского. Огромный вклад в развитие космического мышления внесли Рерихи» [19, с. 33].

 

Е.М. Примаков, академик РАН, президент Торгово-промышленной палаты РФ, Председатель Правительства РФ в 1998–1999 гг.: «Люди, подобные Рерихам, – это кладезь искусства, культуры, философии. Наверное, такой семьи больше нет в мире» [20, с. 25].

 

Резко отличается от вышеприведенных высказываний характеристика деятельности Н.К.Рериха на сайте «Русской народной линии. Православие. Самодержавие. Народность». Здесь публикуются статьи политических аналитиков, священнослужителей, журналистов, финансистов, представителей сферы образования. Целевой аудиторией портала являются «политически активные православные люди», а основой редакционной политики служат идеи «распространения благотворного влияния Православия на общество», «соработничество Церкви и Государства», «защиты русской культуры и русского языка» и т.д. [21].

 

В современном мире наблюдается значительная политизация общества, в том числе религиозных групп, потому не теряет актуальности вопрос слияния церкви и государства. В основе этого сращивания лежит нетерпимость к инакомыслию и стремление влиять на социум. Однако принципы политики слишком далеко отстоят от религии и культуры. Из истории известно, что великие святые всегда «уходили» от власти, хотя и имели духовное влияние на ее представителей. Для подвижников нравственное самосовершенствование и очищение народа было важнее. Обратимся к примеру Преподобного Сергия Радонежского. Он отказался от сана Митрополита, но сохранил свой великий авторитет среди людей.

 

В наши дни существует немало самых разных политических партий и течений, но среди их зазывных лозунгов и программ забыт Человек, и несется он как щепка в бушующем океане жизни. Н.К.Рерих хорошо понимал такую ситуацию и подобно великим подвижникам направил свою деятельность не по пути шумной, напыщенной политики, а светлой и созидающей культуры. Он писал: «Политикой мы никогда не занимались, и я знаю, что это обстоятельство подчас вызывало недоумения и даже порицания. Ни в какую политическую партию не входили и по этому поводу даже имели некоторые длительные и малоприятные разговоры. Но как от первого начала, так и до сих пор остаемся беспартийными прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу.

 

Н.К. Рерих. Святая Покровительница

 

Область Культуры настолько самобытна и обширна, что невозможно в нее вносить постоянно зыблемые политические соображения. Именно незыблема область Культуры, и двери ее открыты всему, что мыслит о созидании, о мире, о благе, о преуспеянии народов. Если мы мысленно перенесемся в разные прошедшие века и сопоставим их культурные достижения со всеми политическими смущениями, одновременно происходившими, то еще раз станет ясным, насколько область Культуры образовывалась самобытно.

 

Выдающиеся политические деятели говорили художникам, запечатлевшим их портреты, что благодаря художникам этим облик их останется. В веках стирались политические хитроумные соображения, но облик, вычеканенный рукою мастера, оставался на тысячелетия, суммируя характер личности. Сравните быстро бегущую зыбь политическую и нерушимые научные достижения, которые через все бури земные вели человечество к совершенствованию. Итак, останемся в области культурно-образовательной и творческой. Разве не странно, что политика и Культура в существе своем разошлись? Казалось бы, и то и другое служат улучшению жизни, но за последнее время чванная политика как-то откололась от пути Культуры» [22, с. 592].

 

История свидетельствует, что наиболее успешными были те, кто открыт новому, прогрессивному, лучшему, что есть в культуре. Только на основе взаимности и сотрудничества можно процветать. Как ученый и общественный деятель Н.К.Рерих показал важность культурного взаимодействия, он искал и изучал то общее начало, что объединяет народы мира. Православие Н.К.Рерих включал в общечеловеческую культуру, он никогда не отрекался от Православных ценностей и благословение получил от о. Иоанна Кронштадтского, который был его духовным наставником.

 

Н.К.Рерих умел видеть зерна прекрасного во всех культурах и не разделял человечество по религиозным признакам. Подобному вмещению следовало бы поучиться. Фанатизм и нетерпимость к нашим великим соотечественникам и их наследию способны принести много вреда для настоящего и будущего. Неуважение и недостойное отношение к лучшим представителям культуры тормозит эволюцию, ведет к деградации общества и повышает его напряженность, поэтому хула в адрес людей, составляющих славу России, должна стать позором и неважно с чьей стороны это поношение исходит.

 

________________________________

 

  1. Рерих Н.К. По старине // Н.К.Рерих и духовно-историческое наследие России: сб. очерков Н.К.Рериха и документов. М.:МЦР, 2017.
  2. Рерих Н.К. Слово на освящении часовни Св. Преподобного Сергия // Николай Рерих. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
  3. Олег Стеняев, прот. // Православный портал Церковь.ру. Режим доступа: http://lib.cerkov.ru/authors/148 (дата обращения: 29.12.2022).
  4. Сожжение книг. Сайт Лекции.нет https://lektsii.net/5-23626.html (дата обращения: 29.12.2022).
  5. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 ноября – 2 декабря 1994 года, Москва. М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178.
  6. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник // Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1. – Москва, 2017 — 144 с. Издание 4-е.
  7. День памяти святого апостола Андрея Первозванного // Сайт «Русская народная линия». Режим доступа: https://ruskline.ru/news_rl/2022/12/13/den_pamyati_svyatogo_apostola_andreya_pervozvannogo (дата обращения: 27.12.2022).
  8. Мк. 6:4.
  9. Лк. 6:4.
  10. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, 2003.
  11. Рерих Н.К. Держава Света; Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
  12. Никитин В.А. Секты и эзотерические кружки у церковной ограды // «Наука и религия», 2007, №8.
  13. Иоанн (Шаховской), архиеп. О Православии в сектанстве и о сектанстве в Православии // Электронная библиотека Одинцовского благочиния (офиц.сайт). Режим доступа: http://www.odinblago.ru/ekkleziologiya/opravvsekt/ (дата обращения: 30.12.2022).
  14. Заключение по результатам юридической экспертизы основ деятельности МОО «Международный Центр Рерихов» // Защитим имя и наследие Рерихов. В 7 т. Т.1. М.: МЦР, 2001.
  15. Научная экспертиза культурно-просветительской деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» доктора философских наук, профессора МГИМО Глаголева В.С. // Защитим имя и наследие Рерихов. В 7 т. Т.1. М.: МЦР, 2001.
  16. См.: Россия и наследие Рерихов: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2014. –М.: МЦР, 2018. – 272 с.; Живая Этика и наука: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2007. – М.:МЦР, Мастер-Банк, 2008. – 760с.; 80 лет Пакту Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2015. – М.:МЦР, 2022. – 308 с.
  17. Ученые и общественные деятели о Рерихах и их наследии // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт) Режим доступа: https://icr.su/rus/evolution/ethics/reviews/#_edn3 (дата обращения: 30.12.2022).
  18. Рериховские чтения. Материалы Международной общественно-научной конференции. 1997. // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт) Режим доступа: https://icr.su/rus/evolution/ethics/reviews/#_edn7 (дата обращения: 30.12.2022).
  19. Живая Этика как творческий импульс космической эволюции. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2011. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2012.
  20. 100 лет со дня рождения С.Н. Рериха. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2004. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.
  21. Анатолий Степанов // Сайт «Русская народная линия». Режим доступа: https://ruskline.ru/author/s/stepanov_anatolij_dmitrievich (дата обращения: 27.12.2022).
  22. Рерих Н.К. Культура // Н.К.Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т.3. М.: МЦР, 2002.

 

 

 

03.02.2023 08:12АВТОР: Елена Рудакова | ПРОСМОТРОВ: 299




КОММЕНТАРИИ (6)
  • Ксения03-02-2023 10:12:01

    Прекрасная, убедительная, очень нужная, глубоко аргументированная, содержащая историю вопроса отношения Православия к Блаватской, Рерихам и Учению Живой Этики, статья Елены Рудаковой. Спасибо от всего сердца. Конечно, только невежество может очернить деятельность Блаватской, Рерихов и Учение Живой Этики. Такую статью нужно иметь в каждом рериховском обществе, т.к. многие уже столкнулись с противостоянием со стороны церковных деятелей. Вспомним, как при захвате Общественного Центра-Музея Н.К. Рериха из уст невежественных захватчиков в масках звучало слово"секта". Значит и здесь церковь приложила к этому свою руку.

  • Сергей Скородумов04-02-2023 00:02:01

    Замечательно, что клевета на Рерихов не остается без ответа! Обязательно нужно опровергать все наветы.

  • Л.Булатова04-02-2023 15:38:01

    Очень нужный материал, собранный воедино поможет нам в нужный момент отстоять наше существование и возможность проводить наши культурные мероприятия. Обязательно перепечатаю подборку и один экземпляр передам главе отдела культуры нашего города и второй - директору нашего ДК, где более 20-ти лет проводятся лекции и выставки репродукций Миасского рериховского общества.
    Елене большое спасибо.

  • Татьяна Бойкова04-02-2023 15:47:01

    Спасибо огромное автору за отличную статью, в которой все четко, ясно и по существу. Любовь Булатова правильно пишет - с этим материалом действительно хорошо бы ознакомить участников местных рериховских обществ, чтобы люди были более грамотными в отношении происходивших истинных событий в жизни семьи Рерихов, а позднее в отношении их памяти, а также к РО страны со стороны РПЦ.

  • ЕЛЕНА05-02-2023 11:16:01

    Великолепный материал! Подан со знанием дела и с большой любовью к людям. Сердечное спасибо автору, Елене Рудаковой! Глубокий смысл в самом названии, которое производит неизгладимое впечатление: "Великие возможности приходят с великими людьми". Сам собой напрашивается вопрос, - так от каких великих возможностей(!) РПЦ и Министерство культуры рьяно ограждает целую страну, умаляя славные имена великой семьи Рерихов?..

  • ЕЛЕНА05-02-2023 12:26:01

    ПОСЛЕДСТВИЯ - БИТВЫ!
    --------------------
    Люд по краю идет
    Как по лезвию бритвы.
    Все Причины творит!
    А Последствия - битвы...
    --------

    Битвы разные бывают -
    Это мы понять должны:
    Битвы Духа окрыляют;
    Самостные - все страшны!
    --------

    Человечество земное,
    Утомленное игрой,
    Звездный Путь не принимая,
    Мост сжигает за собой.
    --------

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »