«Дума о Культуре есть врата в будущее»: День Культуры – 2024 в школах Санкт-Петербурга. Выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Гродненском государственном историко-археологическом музее (Республика Беларусь). О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама

Вечный магнит Алтая. Часть 4

Незабываемая экспедиция

На перевале Каратюрек (слева направо: Т. Лебедева, В. Вельдятская,

Н. Сизоненко, Л. Пукалова). Фото Н. Регузовой

В июле 2007 года трое представителей нашего города Березовский Т.А. Лебедева, Ю.М. Михайлов, Л.Г. Пукалова участвовали в экспедиции Рериховских обществ России и Прибалтики, посвященной 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха и 25-летию со дня ухода с земного плана Павла Федоровича Беликова.

Экспедиция состояла из трех групп: восходители, детская и группа старшего возраста, в которую входили и мы. Всего 43 человека.

Автобусом поехали до Тюнгура. Далее на легких «газончиках» нас забросили до тропы. Отсюда по тропе вдоль реки Кучерлы шли до Кучерлинских озер. На этой тропе не обошлись без приключений: мы с Тамарой Аркадьевной и Виктором Васильевичем (г. Анжеро-Судженск), сбившись, ушли вверх на тропу конную. Нам она показалась почти вертикальной. Поднялись мы довольно высоко. И тут на наше счастье сверху спустился конный отряд алтайцев-проводников. Они поинтересовались, куда мы держим путь. Последовавшее изумление было взаимным. Оказывается, мы шли на Аккемский перевал. Пришлось спускаться к Кучерле. И здесь мы были приятно удивлены. Проводники нас дождались, показали правильное направление и посоветовали держаться реки, не отходить от нее. Спасибо добрым друзьям!

Дошли до стоянки, где нас заждалась наша группа и руководитель экспедиции Ирина Леонидовна Мершина. Здесь группа разделилась: двое поедут на лошадях (начала сказываться адаптация к высокогорью), остальные должны поспешить, чтобы успеть до захода солнца дойти до стоянки на озерах. Я оказалась в связке с Натальей Сизоненко и Надеждой Регузовой. Они провели меня нижней тропой, по курумнику вдоль берега Кучерлы. Мы шли около восьми часов. Озеро заблестело меж кедрами, и мои проводники закричали радостно: «Ура! Мы дошли!»

Стоянка на Кучерлинском озере. Фото А. Лобачевского

У нижнего озера мы отдохнули, чтобы только перевести дух. Солнце село за горы. Затухающий закат заливал молочную лазурь озера. Хороводы малиновых искр сверкали как живые огоньки в бурлящей лазури. Мне, замершей в восторге от такой Красоты, казалось, что они весело пели о чем-то. Мы поспешили к верхнему озеру, где должна была быть наша стоянка. Оказалось, что уже все пришли, поставили палатки. А прошли они верхней тропой, которая несколько легче. Не было только наших конных путешественников. Но вскоре они появились вместе с руководителем экспедиции, которая сопровождала группу.

Впервые верхом на лошади! Ночью, на горной тропе! Наша Тамара Аркадьевна становится живой легендой экспедиции.

От Кучерлинского озера дошли до подножия перевала Кара-Тюрек. Предстоял подъем на высоту 3000 метров.

Подъем на перевал стал незабываемым. Тропа позади постепенно превращалась в тонкую извилистую ниточку. Перед взором вставали переливающиеся снежно-ледяные вершины гор. Вдоль тропы лужайки благоухающих первоцветов. Под ногами бесчисленные журчащие крупные потоки и ручейки. Из каждого черпала ладонями целебный минеральный настой. Такая чистота в пространстве, торжественность и необыкновенная тишина, покой. А воздух пьешь и не напьешься, просто божественный бальзам!

Белуха открылась неожиданно. Белоснежная. Величественная. Сердце изливало свой восторг и нежность! Молитва самоисходила волнами из сердца вместе с переполнявшими чувствами. В душе наступило такое умиротворение, какого никогда не достичь в суете города и пригорода тоже. Таковы энергетические токи великой Белухи. Алтайцы и монголы величают ее Уч-Сумер – великая Владычица, Уч-Сюре, Уч-Орион (жилище Богов Ориона).

Внизу с перевала виден молочно-лазурный Ак-Кем, берущий начало с ледников Белухи. Спускаясь с перевала увидели изумрудную чашу озера Горных Духов. А с долины Ак-Кема поднимались на плато семи Озер. Ходили в долину Эдельвейсов. В долине от этих чудных цветов стоит изысканный аромат, к которому примешиваются эфиры кедра и лиственницы. А сколько в долину изливается горными потоками мягчайшей глины. Не удивительно, что сюда стремятся молодые родители со своими малышами в рюкзаках, их несут мамы, а отцы все остальное.

Возвращались по долине Аккема через перевал Кузуяк (мы на него взошли), а далее на мощном «Урале» до Тюнгура, где нас ожидал автобус.

Экспедиция завершена!

Не забудется алтайское звездное небо. Зовущий, чарующий Млечный Путь. Сияющая Белуха, озаренная пурпурным лучом заходящего солнца.

Не забудутся наша беседы на стоянках Ак-Кема о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, о легендах Алтая, как читали вместе «Криптограммы Востока».

Не забудутся вечера поэзии Ю.М. Михайлова на Кучерле и Ак-Кеме. Прекрасные переживания души поэта, излитые в стихи, у костра, после трудной дороги воспринимались мною как откровения древнего мудрого старца-сказателя.

Не забудется импровизированный песенный фестиваль у яркого костра, когда зажженная свеча, с родины Святого Преподобного Сергия Радонежского, переходя из рук в руки, воспламеняла сердца, объединяя нас всех в единое целое. В это Святое Единство входили и яркое звездное небо над нами, и горы, поросшие кедром, и лазурная Кучерла, и мы, поющие у костра, и Учитель, собравший нас. Это были проводы наших восходителей на пики Рерихов с особым заданием, которое они с честью выполнили.

Не забудется и встреча наших восходителей, когда они с загорелыми и обветренными лицами как герои возвратились на стоянку. Такую радость встречи судьба посылает не часто. Может единожды в жизни.

Не забудется взаимопомощь походного братства!

Не забудется, сколько многочисленных отрядов мы встретили на тропе и конных и пеших. География такова – со всех концов света! А как все друг другу рады! Сколько добрых напутствий было сказано друг другу!

Побывав в такой экспедиции, преодолев трудности походной жизни, мы можем прочувствовать и все трудности Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха и преклоняемся перед мужественным Служением Учителя на благо человечества.

На таежных тропах (слева направо: В. Поздеев, Т. Лебедева, Н. Сизоненко).

ФотоЮ. Михайлова

Спасибо организатору экспедиции И.Л. Мершиной, руководителю нашей группы Наталье Сизоненко, доктору группы Валентине Ивановне, Виктору Васильевичу – рыцарю благородного сердца, Нине Алексеевне и всем друзьям за помощь и поддержку, за светлое содружество!