Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



В Казани представлена программа «Образ Христа в творчестве Николая Константиновича Рериха»


Н.К.Рерих. Чаша Христа. 1925

 

 

13.01.2022

 

С декабря 2021 года в казанской Галерее современного искусства проходит выставка полотен Николая Константиновича Рериха из фондов Государственного Русского музея. Она сопровождается еженедельным культурно-просветительским лекторием «Держава Рериха», организаторами которого стали Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств, Международный Центр Рерихов и Татарстанское рериховское культурное объединение (ТРКО).

 

8 января 2022 года с программой «Образ Христа в творчестве Николая Константиновича Рериха» выступил председатель ТРКО Борис Зайцев.

 

 

 

Великий художник и мыслитель Николай Константинович Рерих, будучи высоко одухотворенным человеком и истинным патриотом России, свято почитал Иисуса Христа, вечные христианские ценности и на протяжении всей жизни раскрывал и утверждал их в своем творчестве.

 

Немаловажно отметить, что Николай Константинович еще в детские годы встречался со святым праведником Иоанном Кронштадтским, посещавшим семью Рерихов. «Вместе с о. Иоанном входило великое ощущение молитвы, исповедание веры», как позже вспоминал художник.

 

На всю жизнь запомнилось Николай Константинович напутствие отца Иоанна, полученное от него в Академии художеств: «Не болей! Придется для Родины много потрудиться».

 

«От веры и от отцов моих не отрекусь», – утверждал Н.К.Рерих в 1932 году в письме Иоанну Шаховскому, настоятелю Сергиева Подворья в Париже. И там же запечатлены сокровенные, великие по своей мудрости и правде мысли: «Сердце привлекало меня к пониманию Христа, сердце привлекало меня к Сподвижникам Божьим, и сердце помогало изображать их, оберегая от сект, от инквизиторского духа, ибо правильно вы сказали – Свет Христа Един».

 

Действительно, образы святых подвижников стали значительной по количеству и своему прекрасному содержанию частью живописного наследия художника. Но также важно помнить, что Рерих внес большой вклад в христианскую культуру, работая для Русской Православной церкви. Эта страница биографии Николая Константиновича не столь известна.

 

В 1903–1904 годах он совершил поездку по старинным городам России, после чего в большом количестве этюдов и статей громко поднял вопрос о ценности древнерусской иконописи и архитектуры, о необходимости их сохранения. В своей статье «Иконы» Рерих писал: «Лучшие иноземцы, лучшие наши новаторы в иконы уверовали. Начали иконы собирать, не только как документы религиозные и научные, но именно как подлинную красоту, нашу гордость, равноценную в народном значении итальянским примитивам. <…> Значение для Руси иконного дела поистине велико. Познание икон будет верным талисманом в пути к прочим нашим древним сокровищам и красотам, так близким исканиям будущей жизни».

 

В 1906 году Николай Константинович, став директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, создал иконописную мастерскую. В тот период Рерих был целиком поглощен темой Руси Святой. Он разрабатывает мозаичные эскизы и их реставрирует, расписывает церкви. А именно, шесть православных храмов: церковь «На пороховых заводах» близ Шлиссельбурга (была разрушена во время Великой Отечественной войны), Покровская церковь в Пархомовке и Троицкий собор Почаевской лавры на Украине, церковь Казанской Божьей Матери в Перми (иконостас), часовня Святой Анастасии в Пскове (эскиз росписи) и Храм Святого Духа в Талашкино близ Смоленска (эскизы стенописи).

 

Строительство последнего было задумано княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой. Она обратилась к Рериху с просьбой участия в художественном оформлении храма, возведенном по его же проекту. Николай Константинович с 1909 по 1914 год работал над оформлением этой обители и так отзывался о процессе: «В этой постройке могут счастливо претвориться чудотворные наследия старой Руси с ее великим чутьем украшения. <…> Где желать вершину красоты, как не в храме, высочайшем создании нашего духа».

 

А вот как характеризовала художника княгиня Тенишева: «Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. <…> Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел».

 

Среди подвижников Русской Православной церкви особое, несравнимое с другими место занимает фигура Святого Сергия Радонежского. Высокий образ этого духовного защитника Руси глубоко раскрыл в своем творчестве Николай Рерих.

 

Исследователь его наследия, создатель общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, академик РАЕН Людмила Васильевна Шапошникова в своей книге «Мастер» подчеркивает особую, удивительную связь Рериха с Сергием Радонежским как людей, объединенных одними идеалами и устремлением: «И что-то личное иногда проскальзывало в этом его интересе к тем временам и к эпической фигуре Сергия Радонежского. <…> Существовала некая странная, не всегда поддающаяся определению связь между ними. Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика. Неканоническая церковная роспись Рериха несла в себе отголоски тех взглядов, которые были у инока Сергия. Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность. Его, как и Сергия Радонежского, отличала широта исторического мышления. Оба они, инок и художник, считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве, что первое – основа всему. Тот настрой, который был присущ Сергию, нередко одухотворял рериховские полотна. И тогда в них возникал чудесный сплав мужества, красоты и глубокого проникновения в суть Времен».

 

Обители Сергия Радонежского Николай Константинович посвятил серию из шести картин, получившую название «Санкта» («Святые»). Эти работы были написаны в 1922 году в Америке, они произвели фурор среди местных жителей. Люди открыли неизвестную для них ранее тему подвижничества русских святых и были потрясены им.

 

Одно из произведений данной серии – картина «И Мы видим» – раскрывает перед зрителем кульминацию духовного подвига тех, кто придерживается универсальных истин, лежащих в основе заветов святого Сергия. Фокусом этой картины является видение Лика Спаса Нерукотворного– очевидное свидетельство многих небесных посещений, которых отец Сергий, согласно автору его жития, удостаивался в течение всей жизни. Лик написан в традиционной иконографической манере на плате, который держит ангел. Наиболее поразительное впечатление производит взгляд всевидящих, добрых и в то же время строгих и глубоко проникающих в душу зрителя глаз Спаса.

 

Для монаха, созерцающего лик Спаса, этот момент становится свидетельством завершения духовного странствия благодаря усердию, терпению и любви к Высшей Сущности. Небесное видение помогает монаху понять, что все испытания и несчастья, которые он переносит, не напрасны, что только через преодоление он смог принести свою духовную силу на служение человечеству.

 

 


Н.К.Рерих. И узрим. [И мы видим]. 1922
 
 

С 1923 по 1928 год под руководством Николая Константиновича Рериха проходила крупнейшая Центрально-Азиатская экспедиция, в ходе которой художник и ученый изучал древнейшие территории формирования мировой цивилизации. Он интересовался преданиями о пребывания на Востоке Иисуса Христа. Был собрал материал, значение которого для всей планеты невозможно переоценить. Николай Константинович и его супруга Елена Ивановна Рерих, философ с мировым именем, записали целый ряд апокрифических сказаний, опубликовав их затем в книгах Учения Живой Этики и в труде «Криптограммы Востока». Собранные Рерихами сведения о Христе не противоречат текстам канонических Евангелий, но вносят новое понимание жизни Великого путника, представляя неизвестный период Его пребывания в Гималаях.

 

И конечно же, Николай Константинович отразил полученные великие знания на своих гениальных полотнах, передав как историческую правду об учителе Иисусе, так и завещанные им людям истины и идеалы.

 

Так, картина «Знаки Христа» была создана на основе предания, записанного Еленой Ивановной Рерих. Художник изобразил на ней Христа, сидящего на холме и смотрящего на пески, залитые луною. Взяв бамбуковую трость, он очертил квадрат вокруг отпечатка его следа, прибавив: «“Истинно говорю – ногою человеческою”. Потом, отпечатав ладонь, также заключил ее в квадрат: “Истинно – рукою человеческою”. Между квадратами он начертил подобие колонны и покрыл как бы полусферой». Слова «рукою человеческою» и «ногою человеческою» заключают в себе один из основных принципов духовного восхождения человека. Не при помощи чудесного воздействия человек приближается к высшим мирам, а в труде и в действии обычного дня, проявляя свои лучшие мысли и чувства.

 

Н.К.Рерих. Знаки Христа. 1924

 

Названная картина была написана в Сиккиме и вошла в грандиозную серию картин «Знамена Востока», посвященную величайшим учителям человечества, философам, подвижникам. Примечательно, что на сохранившемся наброске к картине «Знаки Христа» практически нет отличий от финальной версии. То есть художник не делал много подготовительных эскизов, носил образы в себе и практически без исправлений изображал их на холсте.

 

Н.К.Рерих. Перекресток путей Христа и Будды (Ступа в Ше). 1925

 

Как уже говорилось, Николай Константинович тщательно фиксировал гималайские места, связанные с легендами о пребывании Иисуса Христа на Востоке. Некоторые из них сохранили предания о присутствии там другого Великого учителя – Гаутамы Будды. Данная тема сподвигла Рериха на создание таких картин, как «Ступа. Ладак» (1937) и «Перекресток путей Христа и Будды» (1925), которые входят в коллекцию Русского музея и экспонируются сейчас в Казани.

 

Н.К.Рерих. [Ступа. Ладак].1937


В период Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович создал картину «Чаша Христа» (1925). Сюжет ее связан с евангельским эпизодом моления Иисуса в Гефсиманском саду в ночь перед взятием под стражу по доносу Иуды.

 

Предчувствуя свой крестный путь, Христос обратился к Господу: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея, 26:39).

 

Художник делает акцент на самой фигуре Христа, погруженной в молитвенное состояние перед принятием Чаши высочайшего самопожертвования. Рерих намеренно помещает Иисуса в верхний левый угол, а центр полотна и задний план заполняет ночным пейзажем и силуэтами зданий города, расположившегося на горе, как символ будущего Светлого Града.

 

Понятие Чаши имеет глубокий космический смысл, о котором писала Елена Ивановна Рерих: «Хр[истос], желая показать силу Духа над физической материей, принял чашу и запечатлел своей кровью Завет, принесенный Им – “нет больше любви той, как если кто положит душу свою за други своя”. <…> Чаша самопожертвования сверкает всеми огнями радости несказуемой в Мирах Высших, и лишь на нашем плане, плане испытаний и скорби, чаша эта полна горечи и яда. Дух, осознавший радость самоотвержения, есть Высшая Красота. Красота и Самопожертвование лежит в основании Бытия» (Письмо от 8 июня 1936 года).

 

После окончания Центрально-Азиатской экспедиции художник не раз в своем творчестве будет возвращаться к образу Христа из преданий и древних сказаний Азии. Речь идет о следующих картинах: «Исса и голова Великанова» (1932), «Тень Учителя» (1932), «Христос в пустыне» (1933), «Искушение Христа» (1933), «Сошествие во ад» (1933), «Путь» (1936).

 

Н.К.Рерих. Исса и Голова великанова. 1932

 

Во всех названных произведениях сохраняется предельно бережное отношение к фактам биографии Великого Учителя и передана могущественная сила его духа, наполняющая полотна и душу зрителя удивительным и непреходящим светом.

 

 

Н.К.Рерих. Тень Учителя. 1947

 

Преисполненный божественной мудростью и любовью, которые посылались на землю из высших миров, Христос преодолел все искушения мира сего. Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему. Став живым примером безупречного исполнения нравственных заповедей, Христос утвердил победу Света над тьмой.

 

«Твердо Он шел, – записано об Иисусе Христе в Учении Живой Этики, – ибо решил в сердце подвиг. Уже был предуказан подвиг, но его нужно было принять всем сердцем, без сомнения и без сожаления».

 

Н.К.Рерих. Искушение Христа. 1933

 

Николай Константинович Рерих стремился представить Христа как Царя Духа, как космический или духовный фокус, объединяющий сознания и сердца людей, собирающий все созидательные силы и вызывающий к жизни творческие энергии, отвечающие эволюции. И, безусловно, художник достиг своей цели, дав возможность нам, потомкам, познавать деяния и заветы Спасителя человечества, идти в своей жизни по указанному им пути.

 

 

Подготовили Борис Зайцев, Диана Галлямова

 

 

 

14.01.2022 09:10АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 342


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (3)
  • Татьяна Бойкова15-01-2022 07:11:01

    Какие замечательные программы представлены в Казани! Какая из них лучше, сказать сложно. Главное в том, что не смотря на всяческие ограничения в связи с Ковидом, к выставке картин Рериха из Русского музея, Казанским РО и МЦР, задумана и организована отличная работа всего коллектива общества. Читаешь о проходящих там мероприятиях и сердце радуется.

  • ЕЛЕНА15-01-2022 15:05:01

    Казань покоряет сердца великолепными творческими программами! Ценно, что множатся содружества. И тьма рассеивается сердечным Светом!

    По мысли Н.К.Рериха, - каждый деятель Культуры - как Свет во тьме. Светом сердца сияет каждый работник прекрасной правды.

    ЖДЕТ ГЕРОЕВ НОВАЯ СТРАНА!
    -----------
    Разнесется весть по всей округе:
    Ждет героев Новая Страна!
    Поспешат на Зов, сойдутся други,
    Светлых тружеников множить имена!
    ---------

    Ярче Солнышко свети!
    Нам назначены Пути.
    Исполняя Волю Божью,
    К ним пойдем по бездорожью...
    ----------

  • Ксения19-01-2022 17:32:01

    Казань можно поздравить с таким творческим событием. Высоко несут они имя Н.К. Рериха. Не умрёт оно в веках, потому что это высочайшее творчество, и чистейший духовный потенциал великого художника. Поэтому так правдоподобны его образы, изображённые на бессмертных полотнах.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Перспективы рериховского движения »