«Зажигайте Сердца». Международный фестиваль детско-юношеского творчества «Держава Рерихов» подвел итоги. Очерк академика Л.В.Шапошниковой «Жизнь и гибель Амаравеллы». Проект «Русский космизм». В Библиотеке имени К.М.Симонова в Москве состоится лекция «Весь мир стремится к красоте», посвященная Святославу Николаевичу Рериху. Выставка фоторабот Сергея Скородумова «По маршруту великого путешествия Н.К.Рериха к “Сердцу Азии”» прошла в Изваре (Ленинградская область). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Управление обществом в мире Будущего.


Автор — независимый исследователь
творчества И. Ефремова
Иван Цыбин



Когда я читал работы основателей современных теорий управления обществом, таких, как Дэниэл Белл, Макс Вебер, Джон Гэлбрейт, у меня было стойкое ощущение отсутствия в них чего-то важного. Основополагающего.

«… процесс выбора - решение приобрести данный продукт, отказаться от другого - есть то, что в совокупности управляет экономической системой. И если выбор общественности есть источник власти, то организации, из которых состоит экономическая система, не могут обладать ею. Они лишь инструменты, в конечном счете, удовлетворяющие этот выбор…

Чего же нет? Нет Человека. Человека с его огромным духовным миром, с его чувствами, интуицией, желаниями… Роль человека в этой системе выбор товара из предложенного меню.

«Суть неоклассической системы сводится к тому, что люди, используя свой доход, полученный главным образом от их производительной деятельности, выражают свои желания путем распределения этого дохода между различными благами и услугами, к которым они имеют доступ на рынках. С точки зрения только что упомянутого маржинального анализа они стремятся таким образом распределить свой доход, чтобы удовлетворение, получаемое от последней единицы затрат на какую-нибудь цель, было равно удовлетворению от затрат на любую другую цель. В этой точке удовлетворение и даже счастье достигают максимума».

Читая уже упомянутую работу Гэлбрейта, я долго пытался найти ключевое слово, категорию, основной мотив поведения людей. Читал в тайной надежде найти что-нибудь… Но нашел лишь то, что и должен был найти.

Власть.

«Власть - это способность одного человека или целой группы людей навязывать свои цели другим».

«В планирующей системе, т. е. в экономическом механизме крупных корпораций, власть принадлежит техноструктуре, и она, эта власть, растет вместе с ростом размеров и зрелостью фирмы».

Я ошибся. Человек в современных теориях управления есть. Другой вопрос – какой? И представление о человеке тоже есть. И даже представление о нравственности. Как ни стремились бы господа экономисты уверить, что у них разработана только «теория управления» и ничего более. Дьявол тоже пытается уверить людей, что его не существует! Образ Дьявола в данном случае трактуется очень просто. Дьявол есть «Ложь и Отец Лжи». В современных теориях управления есть принципиальная ложь. Большая Ложь.

«С ростом фирмы и усложнением решаемых задач техноструктура будет вынуждена все настойчивее ограждать процесс принятия решений от вмешательства плохо осведомленных посторонних лиц.» Г-н Гэлбрейт уходит от формулировки нравственной оценки этого факта. Но это не значит, что он её не даёт.

Господин Гэлбрейт констатирует факт, не давая ему оценку, и даже не пытается вникнуть в природу человека, в его суть как разумного существа. И тем самым молча одобряет низведение Человека системой отношений до уровня «винтика», бездумного исполнителя.

«— Как может народ говорить помимо законных правителей? Как может неорганизованная толпа, тем более простонародье, выразить единое и полезное мнение?

— А что вы подразумеваете под термином "простонародье"? – осторожно спросила Фай Родис.

— Неспособную к высшей науке часть населения, используемую для воспроизводства и самых простых работ.

— У нас нет простонародья, нет толпы и правителей. Законно же у нас лишь желание человечества, выраженное через суммирование мнений. Для этого есть точные машины.

— Я не уяснил себе, какую ценность имеет суждение отдельных личностей, темных и некомпетентных».

Можно сколько угодно говорить о «правах человека», писать очень умные законы, выдумывать нормы морали. Если создатели системы управления обществом, государством не ставят себе целью обеспечить возможность творческого развития человека, каждого человека, то в этом обществе реализуется Торманс.

Может возникнуть вопрос. Нужно ли это? Нужно ли развитие человека, его реализация в творчестве?

Нужно!

Игнорирование системой управления творческого потенциала Человека ведёт к сохранению системы неравенства, привилегий и т.п., к лишению человека права на человеческую жизнь. Демагогия о «правах человека» в этом случае становится средством укрепления системы подавления Личностей.

Утверждение о том, что большинство людей изначально стремится к самым простым жизненным удовольствиям – ложь. Активно распространяемая и навязываемая людям – именно с целью сохранить систему привилегий для одних и подавления большинства других.

«Для изголодавшегося человека не существует человеческой формы пищи, а существует только ее абстрактное бытие как пищи: она могла бы с таким же успехом иметь самую грубую форму, и невозможно сказать, чем отличается это поглощение пищи от поглощения ее животным. Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу» (Маркс).

«— А как вы думаете, владычица землян, на Ян-Ях народ намеренно удерживают на низком духовном уровне? – спросил предводитель. — Мне кажется – да!»

«У Гегеля мы в систематической форме находим эту мысль: творческий человек является таковым лишь тогда, когда он ведет себя не как пассивный реципиент, а как активный производитель, который выступает по отношению к миру как личность.

Итак, для Спинозы, Гете, Гегеля, Маркса человек живет лишь до тех пор, пока он творит, пока он преобразует внешний мир своими силами» (Фромм).

Природа не терпит пустоты. Форма будет заполняться содержанием. Если че6ловек, создав Форму, не заполняет её Содержанием планомерно, то форма заполнится «сама». И заполнится Содержанием дурноватым. Поэтому уход от анализа Содержания, сосредоточение на «форме» на самом деле имеет целью заполнить форму этим самым дурноватым содержанием.

Да, игнорировать «содержание», оставить «кому-то» (психологу, социологу, священнику) это самое «содержание» – мысли, чувства, глубинные устремления Человека проще. «— Рифт, где вы видели простую жизнь? Она проста лишь в сказках. Для мыслящего человека извечно единственным выходом было познание необходимости и победа над ней, разрушение инферно. Другой путь мог быть только через истребление мысли, избиение разумных до полного превращения человека в скота. Выбор: или вниз – в рабство, или вверх – в неустанный труд творчества и познания».

Коренное, принципиальное отличие теории управления обществом Будущего от ныне существующих в том, что её неотъемлемой частью будет теория Человека. Теория воспитания Человека, теория учёта его потребностей, теория взаимоотношений людей – не примитивный алгоритм деления общественного продукта, а уходящий в бесконечность по сложности и объёму информации анализ чувств, анализ взаимосвязей устремлений и желаний. От самых простых – до самых высоких. Частью теории управления станет философия. Понимание мира, цели жизни, естественно, не навязанный сверху фетиш, а продуманное, созданное для себя представление. И – всемерная помощь в этом общества, направление значительных сил и ресурсов на «бесполезную» работу по самостоятельному поиску каждым человеком ответов на «вечные» вопросы.

«Коммунистическое воспитание – вовсе не социальная надстройка, как мы думали раньше. Это производительная сила общества».

И еще.

«— Некоторый аскетизм – не такое уж страшное зло, как многим кажется. Человек должен самоограничивать себя. Ведь если дать неограниченную волю в удовлетворении потребностей, человечество вскоре превратиться в огромный разноязыкий театр бытовой трагедии. Попробуйте подарить обывателю пятисотсильный "фиат" из чистого серебра. "Хочу золотой или из платины", – изречет обыватель. – А у соседа вот мебель черного дерева, а у меня только, мол, красного..." И так далее, до бесконечности, ибо такого рода запросам предела нет. Тут даже у доброго джинна из сказки опустились бы руки. Следовательно, вопрос не в том, чтобы насытить мир предметами роскоши, но в том, чтобы переводить эти потребности человека на все более и более высокую духовную ступень. Чтобы человек мог легко обойтись без модной побрякушки, без наливки и настойки, пусть даже вкусных, но зато, чтобы он задыхался от жажды воплотить в образы слова, звуки, краски. От жажды творчества» (Ефремов).

Однако всё это может показаться утопией. Как будет действовать общественная система при появлении личности атавистичной, основным мотивом поведении которой будет страх, и, как следствие, агрессия? «Одна бешеная собака может искусать и подвергнуть смертельной опасности сотни людей. Так и человек с искривленной психологией в силах причинить в добром, ничего не подозревающем окружении ужасные бедствия, пока мир, давно забывший о прежних социальных опасностях, сумеет изолировать и трансформировать его. Вот почему так сложна организация ПНОИ – психологического надзора, работающего вместе с РТИ – решетчатой трансформацией индивида – и непрерывно совершенствуемая Советом Чести и Права». Конечно же, существование охранительных систем в обществе Будущего необходимо. Несмотря на, возможно, огромные затраты. Да, подготовка врачей, обустройство места для жизни (не содержания!) агрессивных индивидуумов обойдётся намного дороже, чем полицейская дубинка и тюрьма. Но опять же, в теорию управления обществом будущего закладывается совершенно иной принцип, нежели «экономическая целесообразность». «Беречь психическое богатство человека» – вот что действительно имеет значение. И это – один из основных принципов, на котором базируется устойчивость такого общества. Личность агрессивная, злобная, будет отвергнута. Сама собой, а не людьми. Как Бен Лот, у которого был только один выход – бежать на Остров Забвения. И сумевший вернуться изменившимся, ставшим добрее и мудрее – опять же самостоятельно. Хотя и с помощью людей, Мвена Маса, и, как всё-таки очень хочется думать, девушки с греческим именем Онар.

И о форме.

Структура системы управления, система принятия конкретных решений построена достаточно гибко. Так, чтобы иметь возможность действовать быстро в критической ситуации и в то же время не подавлять, а развивать творческие силы человека.

— … Законно же у нас лишь желание человечества, выраженное через суммирование мнений. Для этого есть точные машины.

— У нас нет некомпетентных личностей. Каждый большой вопрос открыто изучается миллионами ученых в тысячах научных институтов. Результаты доводятся до всеобщего сведения. Мелкие вопросы и решения по ним принимаются соответствующими институтами, даже отдельными людьми, а координируются Советами по главным направлениям экономики.

— Но есть же верховный правящий орган?

— Его нет. По надобности, в чрезвычайных обстоятельствах, власть берет по своей компетенции один из Советов. Например, Экономики, Здоровья, Чести и Права, Звездоплаванья. Распоряжения проверяются Академиями.

Главное в этой структуре – вера в человека, в его лучшее начало, в его высокие устремления. То, чего не мог и не хотел понять Чойо Чагас, боявшийся приподняться над своим страхом.

«Человек должен все это знать, иначе какой же он человек? Главная цель всех наук одна – счастье человечества. – А из чего оно складывается, ваше счастье? – Из удобной, спокойной и свободной жизни, с одной стороны. А также из строжайшей самодисциплины, вечной неудовлетворенности, стремления украсить жизнь, расширить познание, раздвинуть пределы мира. – Но это же противоречит одно другому! – Напротив, это диалектическое единство, и, следовательно, в нем заключено развитие!»



______________________________

Материал предоставлен
культурологом Ириной Гориной
Дата публикации 26.05.07


 

26.05.2007 19:18АВТОР: Ирина Горина | ПРОСМОТРОВ: 1811




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Люди искусства »