Украл, выпил... нет, купил картины, подарил музею.
Следственное дело в отношении бывшего главы бывшего «Мастер-банка» Бориса Ильича Булочника лично мне чем-то напоминает известную кинематографическую историю Юрия Деточника из рязановского «Берегись автомобиля». Помните, как скромный служащий угонял машины, купленные на ворованные деньги, продавал их и переводил деньги детским садам, оставляя себе несколько рублей на покрытие командировочных расходов? Не правда ли, герой этой ленты, хоть и действовал противозаконно, был весьма симпатичным персонажем?
На днях, когда нужно было объяснять, почему в общественный музей имени Николая Рериха вломился вооруженный ОМОН, из роскошных уст официального представителя МВД мы узнали, что причиной изъятия около 200 картин и рисунков Николая и Святослава Рерихов является следственное дело «Мастер-банка». Его владелец Борис Булочник в течение многих лет покупал на международных аукционах рериховские полотна и дарил их музею. И хотя сейчас, до решения суда, нет никаких оснований утверждать, что были украдены деньги, что на них были куплены именно эти картины и что у государства имеются правовые основания для конфискации полотен, предположим самый худший вариант. Предположим, что эти картины куплены на похищенные средства.
Судя по тому, что картины Рерихов из общественного музея увезли прямиком в Государственный музей Востока, который вожделенно ждет ликвидации общественного музея уже много лет, картины эти возвращены прежнему владельцу добровольно не будут, за них предстоит тяжелая борьбы в судах. Государство, скорее всего, будет утверждать, что ценности, приобретенные на ворованные средства, должны быть конфискованы. И возникает вопрос: правда ли, что с памятных событий 7 и 8 марта в Малом Знаменском переулке начинается долгожданная народом акция власти по конфискации всего того, что было нажито в стране неправедным путем? Если это действительно так, то история с общественным музеем имени Николая Рериха обещает быть для России судьбоносной.
Правда, главный фигурант дела «Мастер-банка» человек для нынешнего стиля жизни какой-то нетипичный. На деньги вкладчиков он не построил себе замок, не купил личный самолет или яхту, а помог создать прекрасный музей, в который теперь ездит глава ЮНЕСКО и который выдвинули на Нобелевскую премию, вернул на родину столько картин русских художников, что ими можно обставить целую галерею, и подарил – не продал, а подарил – музею. Вы где такое сегодня видели?
Святослав Николаевич Рерих получил усадьбу Лопухиных в совершенно разрушенном состоянии. Из крыши росли березки. От фасада до перекрытий все было разбито так, что, казалось, это вообще невозможно восстановить. Сейчас пишут о том, что решение доверенного лица С.Н.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой принять помощь Булочника было ошибкой. Но давайте помнить, что на дворе стояли 90-годы. Лихие 90-е годы. Страна летела в тартарары, под демократическую риторику она управлялась большой бандитской шайкой. В это время нынешние олигархи грызли некогда общую собственность, Россия переживала воровское пиршество, и никому не было дела до культуры. Было дело до музейных закромов – это, конечно, поэтому в Государственном музее Востока так отчаянно не хотят сверять наличие рериховских полотен в музее со списком, под которым стоит подпись Святослава Рериха. Но музеи, библиотеки и театры новые российские богачи, мы знаем, не строили.
На этом фоне деятельность «Мастер-банка» была исключительной. Люди, которые знали Бориса Ильича, вспоминают о нем как о человеке очень скромном. Казалось бы, сейчас самое время официальному представителю МВД сказать не только о купленных банкиром картинах, но и о его приобретениях для себя лично. Но нет, мы ничего такого не слышим.
Борис Ильич Булочник, будучи банкиром, принадлежал к предпринимательскому сообществу. У этого сообщества есть свои неписаные правила и нормы поведения. Они предполагают, конечно, некий элемент благотворительности, а еще лучше, спонсорства с его нематериальным откатом в виде пиара, но все должно быть в меру. Главные траты в этом сообществе принято делать на себя. Немного для поддержания имиджа можно подать. Но не наоборот.
Глава «Мастер-банка» это правило нарушал открыто и долго Его безоглядное меценатство выставляло крупный российский бизнес в идиотском положении. Булочник не входил в топ главных банкиров страны, но он, безусловно, является топовым покровителем культуры. Это несоответствие надо было как-то исправлять. И его исправили.
Борис Ильич Булочник, независимо от того, что решит по его делу суд, останется в истории российской культуры. Дело «Мастер-банка» канет в лету. Купленные им картины Рерихов останутся в России. Блистательная усадьба Лопухиных будет навсегда связана с именем Булочника. Так действует объективный закон истории, в которой культуре отведено привилегированное положение.
На пресс-конференции, которая прошла в Международном центре Рерихов после вооруженной акции силовиков, вице-президент этой общественной организации А.В.Стеценко рассказал о том, что уже после того, как у «Мастер-банка» была отозвана лицензия, и помощь мецената прекратилась, некоторые российские олигархи предлагали общественному музею финансовую поддержку. Но не за так. Музей они хотели получить в собственность. От таких предложений руководство МЦР отказалось. Деточкин опять оказался в одиночестве.
Как видим, в сегодняшней России есть место государственным и частным музеям. Но нет места музеям общественным. По закону оно есть. Но по факту – нет. Дело тут, конечно, не в Булочнике, дары которого составляют хотя и яркую, но все же небольшую часть музейных фондов. Следствие по делу «Мастер-банка» стало очень удобной ширмой для Министерства культуры в его стремлении ликвидировать музей как явление, целиком. В уничтожении детища Святослава Николаевича Рериха оказались заинтересованы очень разные силы, и у каждой из них есть в этом деле свой мотив.
ОМОН в музее – это, конечно, звучит сильно. Решение пригнать в учреждение культуры с бабушками-смотрителями бравых людей с автоматами - абсолютно идиотское. Общественный музей теперь нельзя уничтожить тихо. Процесс будет публичным, он порождает тему за темой, одна актуальнее другой. Ну когда бы мы могли написать про нового Деточкина нашего времени и про его одиночество!
Представьте себе, как расцвела бы наша страна, если бы крупный бизнес тратил не на себя и на культуру, а наоборот – на культуру и только потом на себя? Тратил бы на образование, науку, медицину? Тогда ему бы простили приватизацию. Потому что главная идея России, которая лежит в основе русской культуры – это идея справедливости.
Даже если на суде будет установлено, что Булочник виноват, что он взял чужие деньги, и его осудят – его и простят. За музей, за картины подаренные – простят. А других – тех, кого не осудят в суде – не простят никогда. И мы знаем, почему и за что. И они знают.
...Спасибо, ОМОН, за то, что ты пришел в музей.
Пресс-конференцию в Международном центре Рерихов можно посмотреть по этому адресу
Надежда15-03-2017 09:54:01
Благодарю за открытые и откровенные материалы о том, что происходит с музеем и в музее, видимо важно было оявить все открыто и откровенно...
Наталья15-03-2017 19:24:01
Ещё один материал о событиях в МЦР: https://salt.zone/radio/6594 Вторник со Львом Пономаревым
«Разгром» музея Рерихов, провокация с «Евровидением» и спасение домов, оказавшихся в эпицентре стройки
Администратор
Действительно хороший материал и особенно ценно то, что он идет от правозащитника.Михаил16-03-2017 10:53:01
"....Глава казначейства банка Дмитрий Макаров пояснил Forbes, что у банка не было задолженности по межбанковским кредитам, а также по другим операциям на финансовых рынках. "До вчерашнего дня (вторника - 20 ноября 2013 - день отзыва лицензии Мастер-банка) мы исполняли обязательства в полном объеме, расчеты велись с помощью собственных средств, проблем с ликвидностью не было", - пояснил он. ..."
(http://www.forbes.ru/finansy/ igroki/247663-master-bank-nadeetsya-na-chudo
---------
Что известно из истории работы банка? Любой вкладчик получал нужную ему сумму в любой момент работы банка до последней минуты вплоть до отзыва лицензии! Как при этом могли быть "похищенные средства"? И это несмотря на негативный информационный фон и вбросы, которые иногда проскакивали по ТВ-каналам в 2012-2013 году.
Это чистой воды информационный трюк - ввести в оборот фразу в 2017году: "картины куплены (в 2002-2010 г.) на похищенные средства", рассчитанный на людей не знающих, как и почему была отозвана лицензия у Мастер-Банка.
Заметьте до 2017 г. длившееся так долго "следствие"(с 2013 года) никак не видело или не знало об этих картинах(?!), а "прозрело" только в 2017 году?
Отзыв лицензии Мастер-банка - это чей-то заказ, а не проблема с "похищенными средствами". Аналитические статьи специалистов подтверждающие это:
«Нынешнее законодательство позволяет закрыть любой банк просто так»
(http://www.specletter.com/eko nomika/2013-11-21/nyneshnee-zakonodatelstvo-pozvoljaet-zakryt-ljuboi-bank-prosto-tak.html
--------
"Последнее предписание Мастер-банку."
(http://izvestia.ru/news/56171 4
Елена16-03-2017 18:28:01
Благодарю за логический анализ происходящих событий! В СМИ информация противоречива и часто оставляет ощущение грязной клеветы, а собственные мысли были сродни тем, что высказаны автором статьи.Спасибо ему!!!
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".