Выставка художниц Аромы Гаур и Поми Трэил в имении Рерихов в Наггаре (Индия). Программа «Творчество Н.К.Рериха – истоки вдохновения» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» города Казани. Открытие выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Юрге (Кемеровская область). Выставка российской художницы Лолы Лонли «Посвящение Святославу Рериху» в имении Рерихов (Индия). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Уйти в себя и не вернуться. Юрий Медведев


Российские ученые изучают феномен тибетских монахов

 


Тибетская цивилизация более двух тысяч лет изучала способы воздействия на сознание. Фото: istock



10.11.2020 

 

Почему тибетские монахи владеют своим телом после смерти? Почему Далай-лама только российским ученым разрешил проводить уникальные исследования? Почему академика легко обмануть? Об этом корреспондент "РГ" беседует с известным российским ученым Святославом Медведевым, который более 25 лет руководил Институтом мозга человека РАН. Сейчас он возглавляет исследования в лабораториях, созданных в тибетских монастырях юга Индии.

 

Чудеса тибетских монахов давно поражают весь мир. Свои секреты монахи надежно хранят. Как вам, Святослав Всеволодович, удалось проникнуть в этот загадочный мир?

 

Святослав Медведев: Проникали, прямо скажем, долго. Впервые я познакомился с Далай-ламой в 2009 году, когда был на конференции в Индии. Он произвел на меня сильнейшее впечатление. У меня появилась идея: начать сотрудничать, чтобы попробовать понять, что стоит за удивительными способностями тибетских монахов. Но по разным причинам тогда не получилось.

 

А в 2018 году я участвовал в диалоге Далай-ламы и российских ученых на тему "Понимание мира". Он вспомнил нашу предыдущую встречу, мы долго беседовали, и он вдруг сказал: "Мне очень хотелось бы, чтобы вы попытались изучить состояние посмертной медитации - тукдам, с позиций западной науки".

 

Что же такое тукдам? Чего не понимает сам Далай-лама?

 

Святослав Медведев: В буддийских источниках, в многочисленных свидетельствах описаны состояния, когда тело опытного практика после его физической смерти не разлагается в течение многих дней и даже нескольких недель. Считается, что это происходит, когда практик умирает во время "глубокой" медитации. Собственно, слово "тукдам" и обозначает посмертную медитацию. Далай-лама сказал, что очень хотел бы провести научное изучение этого феномена: чем он вызван, что происходит с телом, как медитирующий монах может оказаться в этом состоянии.

 

Я слышал об этом и раньше, до нашего разговора, но, честно говоря, не верил, считал, что это мистика. В религии часто выдают желаемое за действительное. Но потом, в процессе работы в монастырях, мы начали собирать свидетельства очевидцев, монахов, которые наблюдали этот феномен. Настоятель одного из монастырей рассказал, что его учитель, поняв, что уже пришло время покинуть этот мир, собрал учеников, начал медитировать и примерно в течение часа ушел. Причем, как сидел в позе лотоса, так в ней и остался - с прямой спиной и головой.

 

Позже наша научная группа получила возможность непосредственно наблюдать и исследовать эти состояния. Я сам видел тела умерших практиков - у них не было никаких трупных признаков, полное впечатление, что живой человек просто заснул, даже можно взять его за руку, поднять, опустить.

 

То есть вас допускают в святая святых святыни. Почему?

 

Святослав Медведев: Вот что сказал Далай-лама: "Если я вижу, что буддийская догма противоречит научному факту, считаю, нужно изменить догму".

 

Само это уже звучит как чудо... А зачем ему это надо?

 

Святослав Медведев: Он говорит, что у них есть очень много того, что воспринимается, как чудеса: "Когда мы объясняем явление с точки зрения нашей религии, люди могут нам верить или не верить, но ничего доказать мы не можем, у нас нет весомых аргументов. Если же это подтвердит наука, то уже никто не сможет усомниться. Мы хотим, чтобы наши знания были проверены учеными". Когда я это услышал, был потрясен.

 

Но феномен тукдама давно известен. Неужели до сих пор никто не изучал это чудо?

 

Святослав Медведев: Не изучал. Более того, инвазивные исследования не разрешали даже самому авторитетному в мире специалисту по тибетским практикам и физиологии буддизма американцу Ричарду Дэвидсону, который много лет изучает буддистские медитации.

 

Почему такое недоверие к знаменитому американцу, который, как вы говорите, давно изучает буддистские практики, и наоборот доверие новичкам в этой проблеме?

 

Святослав Медведев: Не совсем так. Дэвидсон, изучая медитацию, получил очень интересные результаты. Но важно отметить, что основную часть своих работ он сделал не на монахах, а на западных людях, которые занимаются медитацией.

 

Почему так получилось? Он начинал свои исследования более тридцати лет назад, когда буддистское тибетское сообщество еще не было готово сотрудничать с западными исследователями. В книге "Эмоциональная жизнь мозга" он рассказывает о первых контактах с известными ламами в Индии, о том, что вначале они вообще отказывались участвовать в исследованиях.

 

Сейчас время изменилось, и практически во всех монастырях преподаются основы западных наук - физики, математики, наук о мозге. Поэтому и отношение к исследованиям другое. Сейчас мы сотрудничаем с группой Дэвидсона по исследованию тукдама, обмениваемся результатами, обсуждаем их, начали совместно изучать конкретные случаи.

 

Но если говорить о доверии к нашей группе, то скорей всего решающим стал наш подход к организации исследований. Все-таки монахи-практики это особенные люди, другой культуры, а требовалось, чтобы во время экспериментов они были максимально раскрыты, чтобы им было очень комфортно. И мы решили, что наилучший вариант, это подготовить группу монахов-исследователей, которые будут контактировать с практиками во время эксперимента. Мы провели отбор и пригласили в Россию группу молодых монахов, обучили их работать на современной технике, которой затем оснастили открытые в прошлом году в Индии лаборатории. И эти наши ученики стали проводить эксперименты более чем со ста монахами, которые любезно согласились участвовать в исследованиях. Конечно, под руководством российских ученых.

 

Понимаю, что ваши исследования совсем недавно стартовали, а тут вмешался коронавирус и спутал все карты. Но все же есть первые результаты? Хоть на полшага вы приблизились к разгадке: почему тело не разлагается?

 

Святослав Медведев: Ситуация сейчас такая. Сначала у нас была версия, что после медитации мозг монаха не умирает, в нем остается какая-то деятельность, и она поддерживает организм в тонусе. Однако все попытки ее зафиксировать ничем не кончились. Никакой мозговой активности нет.

 

А я, как и Далай-лама, в чудеса не верю. Что же это тогда может быть? Появилась другая версия: под влиянием медитации в организме монаха выделяются какие-то вещества, которые предохраняют клетки от разложения. Вот ее нам и предстоит проверить. Прежде всего ответить на вопрос: какие процессы происходят в организме практика, который выполняет определенные виды медитации при жизни, непосредственно во время умирания, и затем уже - после физической смерти, если зафиксировано состояние тукдам. Это три этапа длительных междисциплинарных исследований на большой группе монахов.

 

Поэтому необходимы инвазивные исследования - взять кровь, биологические жидкости, чтобы посмотреть, что же там изменилось, почему ткани не распадаются. До сих пор буддисты не давали разрешение на такие исследования, но сейчас при поддержке Далай-ламы, надеюсь, это удастся. Конечно, одни мы с такой задачей не справимся, поэтому в команде работают специалисты МГУ под руководством профессора А.Я. Каплана, Института медико-биологических проблем РАН под руководством профессора Ю.А. Бубеева.

 

Теперь о первых результатах. Мы исследовали 94 монахов, выполнявших медитацию определенного типа, когда практик как будто "уходит в себя", отгораживается от внешнего мира, не реагирует на любые внешние сигналы. Но как это ему удается? Ведь реакция на внешний раздражитель - это одна из основных функций мозга. Можно сказать, залог нашего выживания. Древний человек настораживался при любом неожиданном звуке, это был сигнал опасности. Такой механизм заложен в нас природой, он действует - и это показано в том числе во время исследований в нашем институте - даже у людей в состоянии комы. И самое важное, данный механизм, как считалось прежде, абсолютно не управляется сознанием. Никаким волевым усилием вы не можете его отключить. И вот мы впервые увидели, что это происходит при определенных медитациях.

Мы впервые увидели, как монахи отключают систему, которая, как считалось прежде, абсолютно не управляется сознанием 

 

А как конкретно выглядит это "чудо"?

 

Святослав Медведев: Во время медитации мы записываем электроэнцефалограмму. На ней видно, как обычный человек реагирует на внезапный сигнал, который появляется на фоне череды стандартных, к которым мозг уже привык. У нас с вами реакция нормальная, предписанная природой: сигнал резко растет. А у монахов при медитации, используемой для ухода в тукдам, он значительно меньше. У некоторых даже полностью исчезает. Подобный феномен мы наблюдали впервые. Как им это удается, что происходит в организме, предстоит изучить.

 

В чем практическое значение этих исследований?

 

Святослав Медведев: Вообще любое новое научное знание практично, даже если сейчас этого не видно. Атомная бомба была взорвана всего через десять лет после того, как Резерфорд заявил о практической невозможности использования атомной энергии. Прежде всего мы надеемся получить новые знания о мозге, которые, возможно, помогут приблизиться к разгадке тайны, как же он работает. И конечно, надеемся получить новые знания о возможностях человека.

 

Крайне важна для практики информация о механизмах сознания. Это и формирование экипажей, скажем, самолета или космического корабля, поддержание морального климата в обществе. Заметьте, что большинство аварий сейчас вызвано человеческим фактором. Падают самолеты, аварии на наземном и водном транспорте. А все от того, что не сконцентрировался, не придал значения, не заметил. Медитация - это управление сознанием, управление самоконтролем, концентрацией. Попробуйте в течение нескольких часов неподвижно сидеть и концентрироваться на определенном занятии, не прерываясь. Не сможете? А монахи могут. Значит, если разобраться в механизмах их медитации, мы поймем, как обычному человеку самому эффективно контролировать свое эмоциональное состояние, а возможно и всего организма. Кроме того, наверняка будут получены принципиально новые знания, как это всегда бывает при исследовании совершенно нового и непонятного феномена, в частности, о существовании тканей в экстремальных условиях.

 

Каково вам, человеку совсем европейской культуры, а тем более ученому, привыкшему к определенным методам познания, входить совсем в другой мир, где работают совсем другие принципы?

 

Святослав Медведев: Невероятно интересно. Действительно, открываешь новый мир. Это и социум, атмосфера в монастырях, которые существенно отличаются от нашего. Это и другой мир идей и представлений, который производит большое впечатление даже на человека, не разделяющего буддистские взгляды. Я сейчас готовлю новое издание своей книги "Мозг против мозга" и уже написал туда главу о своих впечатлениях.

 

О чудесах

 

Не могу не спросить, а вы видели "громкие" чудеса, о которых чаще всего пишут в связи с тибетскими монахами - полет в воздухе, сидение в кипящей воде?

 

Святослав Медведев: Нет, не видел. Вы затронули очень важный, даже принципиальный момент. Скажу, может быть, для многих парадоксальную вещь, но в ней уверен: приступая к таким исследованиям, нельзя доверять самому себе. Это уникальная цивилизация, которой больше двух тысяч лет, и которая не "заметила" ни крушения многих империй, ни Александра Македонского, ни Крестового похода и других событий, кардинально менявших ход истории. А тибетская цивилизация не прерывалась. Она более двух тысяч лет фактически занималась одним делом - способами воздействия на сознание. И достигла в этом очень впечатляющих успехов. Мы смотрим на их достижения и не понимаем их суть, не понимаем, как они это делают. В такой ситуации доказать, что я что-то вижу, для них нетрудно. Как правило, вы видите то, к чему вас готовят. Если обычный фокусник может запутать и меня, и сотни зрителей, то почему я должен быть уверен, что смогу разобраться в том, что делают монахи, просто наблюдая за ними. Единственное, чему можно верить, это показаниям приборов.

 

Кстати, когда-то по поручению ЦК КПСС комиссия академиков изучала феномен знаменитой Кулагиной, которая утверждала, что усилием воли может перемещать предметы. И наши лучшие умы не поняли, как она их обманула.

 

Святослав Медведев: Как раз проще всего обвести вокруг пальца именно академика. Он абсолютно убежден, что все знает, а потому даже мысли не допускает, что его можно элементарно обмануть.

 

О лженауке

 

Не боитесь обвинений, что занимаетесь лженаукой?

 

Святослав Медведев: К религии вообще и буддизму в частности суть наших исследований имеет отдаленное отношение. Мы изучаем объективно существующие измененные состояния сознания. Не их религиозную составляющую, а физиологическую природу. Измененные состояния сознания существуют - это объективный факт. Они возникают у человека, например, во время сна, под влиянием сильного стресса, психотропных препаратов. Медитация также является одним из видов измененного состояния сознания, и мы изучаем его психофизиологические механизмы.

 

Что касается непосредственно тукдама, то такие случаи уже зарегистрированный факт, причем, как минимум - двумя независимыми научными группами, нашей и Ричарда Дэвидсона. Какова его физиологическая и биохимическая причина? По сути, эти исследования ничем не отличаются от психофизиологических исследований человека-оператора, и патологоанатомических исследований мертвых тел. Никакой мистики.

 

Юрий Медведев, Заместитель редактора отдела науки, образования и медицины "Российской газеты"

 

 

14.11.2020 13:53АВТОР: Юрий Медведев | ПРОСМОТРОВ: 1232


ИСТОЧНИК: RG.RU



КОММЕНТАРИИ (34)
  • Драга В.15-11-2020 07:56:01

    Вот это интересно. Что скажет наука, приборы..?
    Но вполне возможно, что буддисты овладели способом введения организма в состояние летаргии.
    *И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
    40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
    41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа куми ", что значит: девица, тебе говорю, встань.
    42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
    43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.*
    От Марка 5.

  • нэлла15-11-2020 14:25:01

    Они ищут ответ в мозге, а он . скорее всего, в сердце. Так мне думается.

  • Драга В.16-11-2020 06:15:01

    Меня, честно говоря, интригует другое - в какой основе буддизма, в какой догме усомнился Далай-лама? Цитирую: *Вот что сказал Далай-лама: "Если я вижу, что буддийская догма противоречит научному факту, считаю, нужно изменить догму".*

  • Драга В.16-11-2020 07:36:01

    *Кроме того, российские специалисты впервые получили доступ к телам монахов в состоянии посмертной медитации тукдам, в котором они могут пребывать несколько дней или даже недель.*
    То есть в среднем срок тукдама не такой уж и большой. А потом резкий распад:
    *Мы исследуем не жизнь после смерти, не буддийские состояния сознания, а объективно существующее состояние человеческого тела после зафиксированной медиками смерти. Причем что это такое? Это - чрезвычайно замедленный процесс распада тканей. Могу сказать, что какое-то время он просто не происходит, а потом резко начинается распад", - констатировал Медведев.*

    https://ria.ru/20201110/buddiz m-1584005588.html

  • Татьяна Бойкова16-11-2020 08:43:01

    По-моему ответ идет далее в словах Далай-ламы, переданных Медведевым. Чудо ничем не подтверждено и люди могут верить или не верить чудесам. А когда существуют веские доказательства, тогда не верить уже невозможно. Какой же Далай-лама умница, в отличие от наших "высших" церковников, которых пустые догмы вполне устраивают. В данном случае я не имею ввиду истинных служителей Христа, которых у нас на Руси всегда было немало.

  • Рафхат Салахиев16-11-2020 09:18:01

    Вот что сказал Далай-лама: "Если я вижу, что буддийская догма противоречит научному факту, считаю, нужно изменить догму".

    Думается, что эта фраза является, условно говоря, ловушкой для ученых. Он пробуждает в них элемент соревнования, интригу с целью увлечь их за собой. Конечной целью этой фразы может являться достижение синтеза восточного и западного мышления.

  • В.Нилов16-11-2020 10:18:01

    Из христианских традиций мы знаем, что мир переполнен разными духами: злобы, болезней, немощей, стяжательства и т.д. И все они хотят завладеть человеческим телом. Устремляясь молитвой к Высшему, к Христу, человек защищает себя от этой духовной заразы. Ибо все они Христа, как огня боятся. Он их хорошо тут в Первом Пришествии погонял, а во Втором вообще обещал уничтожить.
    Буддисты лишены такой Защиты. Они, конечно все ребята справные, потому что ведут здоровый образ жизни, но в медитациях контактируют отнюдь не с Всевышним, не с Христом, и даже не с Буддой. Они дано уже общаются с низкими духами. Ну и по всей видимости, покидая тело, просят какого-то духа там пожить, он вселяется, поддерживает видимость жизнеспособности, потом как надоест выходит, и тело сразу разлагается. Наука здесь вряд ли что обнаружит, разве только небольшие колебания в весе. Но поди докажи, что это дух заходил, это уже мистика.




    Администратор

    Это уже ваши личные предположения.

  • Urban16-11-2020 11:57:01

    *Православная Церковь не признает «святости» практики тукдам, а также иных духовных практик буддизма. «Не так давно нам лично пришлось близко подойти к отпрыску древнейшей веры человечества, веры странной, самопротиворечивой, веры философской и вместе атеистической, — я разумею буддоламаизм, - говорил священномученик Иоанн Восторгов. - Мы видели непостижимое для здравого рассудка поклонение «живому богу», Хутухте в Монголии, открытому блуднику и пьянице; видели безмолвное подчинение многочисленного народа огромному — до половины количества всего населения — числу вымогателей и невежественных тунеядцев лам... Мы видели формы и проявления почитания различных боговоплощенцев, гыгенов, хубилганов, даже их бакшей (учителей) столь отталкивающие (до употребления их физических отправлений включительно), что нам прямо казалось не сплошное ли пред нами безумие? В чем же сила и тайна живучести этой религии, которую по первому взгляду трудно и назвать религией? В том, что основное ее учение есть учение о воплощении божества на земле, в среде людей. Ради этого исконного и непреодолимого стремления и факта человеческого религиозного сознания терпится все в культе, в укладе жизни буддоламаизма. Приходят разочарования, мрачная действительность убивает веру, — но ламаиты тем с большим увлечением, до самозабвения, приветствуют особыми торжествами, шествиями, церемониями и своего рода религиозными плясками и представлениями в лицах новое грядущее воплощение божества — Майдера...».*

    Об отношении Православной Церкви к буддизму
    http://www.christian-spirit.ru/335-ob-otnoshenii-pravoslavnoy-cerkvi-k-buddizmu.html

  • Татьяна Бойкова16-11-2020 13:59:01

    Urban, а разве мы сейчас обсуждаем статью о православии...? В ссылке которую вы приводите написано все достаточно хорошо, ну, а что признает православная верхушка все хорошо знают....
    Мнение священномученика Иоанна Восторгова относится к дореволюционным годам и все что он видел относится к тому времени.
    Сегодня мы говорим о связи буддизма с наукой. Также на портале есть научная статья и о влиянии нашей православной молитвы и вагш комментарий совершенно не по теме.

  • В.Нилов16-11-2020 15:47:01

    Администратор
    "Это уже ваши личные предположения."
    Да, конечно, я не претендую на истину в последней инстанции, это моя видимость вопроса. Пусть высказываются другие, обсудим. Тема чрезвычайно интересная. Будем следить за событиями.
    Но факт резкого старта разложения тканей говорит о какой-то резкой смене условий.

  • Елена16-11-2020 20:40:01

    В.Нилов (16-11-2020 10:18:01): «Они давно уже общаются с низкими духами. Ну и по всей видимости, покидая тело, просят какого-то духа там пожить, он вселяется, поддерживает видимость жизнеспособности, потом как надоест выходит, и тело сразу разлагается.»

    - А почему вы так плохо думаете о тибетских монахах? Не клевещите ли вы на них? А не допускаете ли мысли о том, что на замедление процессов распада своего тела они воздействуют лично - своим собственным духом (возможностями своего ментального тела)? Я склонна думать именно так. ...Добавлю только, что не совсем понимаю: зачем тибетским монахам нужны такие практики. Если только продемонстрировать свои возможности...

  • Urban17-11-2020 05:01:01

    Да, всё дореволюционное, и тукдам далеко не свеж. Наверное Рерихи видели в Тибете это явление. Отношение Живой Этики к таким феноменам отрицательное, как и к медитации.Ну научились они себя загонять в искусственную кому и какая от этого польза людям? Далай-ламе 85 лет. Возможно его мучит вопрос - поступать ли самому так, получится ли?... А может пересмотреть догму святости тукдама?...
    Агни Йога допускает только одну концентрацию - концентрацию на Образе надземного Учителя. Для Е.Рерих это был Махатма Мория. Его образ был у неё в сердце, в третьем глазу, она слышала Его голос и им руководствовалась. Это и есть главное достижение агни-йогов, то к чему они должны стремиться.
    В этом есть схожесть с христианством - контакт с Христом через Его изображение на иконе, или в сердце, в сознании.
    Но буддисты идут совершенно иным путём.
    Но сам факт сотрудничества с наукой - это прогресс.
    Сколько весит душа? Такие опыты уже ставились. Возможно, Медведев откроет что-то новое.

  • В.Нилов17-11-2020 06:46:01

    И ещё - почему-то в статье ни слова про феномен Итигэлова, или это фейк?
    См.:
    Ученые: нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова существовать не может, но оно существует.


    Администратор

    Не надо давать ссылок, они все равно расползаются. К чему здесь ненужные вопросы, напишите на основной источник и задайте их автору статьи.

  • Ксения17-11-2020 07:55:01

    Когда люди осознают присутствие и значение психической энергии, её свойства и законы, многие чудеса и загадки разрешаться. Пока об этом в данном исследовании ничего не говорится. И действительно у монахов тибетцев очень развитая и дисциплинированная воля, к тому же они чтут Иерархию.

  • Рафхат Салахиев17-11-2020 08:06:01

    Ответ В.Нилову.

    Если бы буддисты общались с низкими духами, то это было бы одержание. Одержание неизбежно приводит, как минимум, к низкой культуре взаимоотношений. Однако же взаимоотношения между буддистами культурнее, чем у представителей западной цивилизации. Как показывает статистика, процент правонарушений в странах, где исповедывают буддизм, ниже, чем в странах западной цивилизации, в т.ч. и России.


    Администратор

    Спасибо, Рафхат, за Ваш комментарий.

  • В.Нилов17-11-2020 10:51:01

    Ну почитайте с кем общались буддисты с стенах МЦР:
    См. ссылку: Неделя буддийских ритуалов в МЦР мимикрированная секта Бон-по


    Администратор

    Довольно, Нилов, я наконец поняла кто Вы есть. В этот раз неплохо замаскировались.

  • Драга В.18-11-2020 10:54:01

    Да, есть над чем подумать. Пожалуй летаргией здесь не пахнет, хотя, возможно и при летаргии духи работают. Но посмотрите (в МЦР) к какому огромному количеству духов обращаются буддисты.
    А Далай-лама, как сказано в статье - в чудеса не верит. Может хитрит? Мужик то он умный и с хитрецой в глазах. Будут проводить сложные химические анализы тканей, это не быстро. Но думаю, что на химическом уровне обязательно будут изменения, но как следствие, а причина гораздо глубже.

  • Елена18-11-2020 15:53:01

    В.Нилов(17-11-2020 10:51:01), что же вы отсылаете к опусам Люфта четырёхлетней давности? Драга В.(18-11-2020 10:54:01) вроде как тоже к вам присоединяется... На эту намеренную клевету давно есть ответ. Он, например, в статье, которую легко найти на сайте МЦР: Соколов В.Г., Соколова Б.Ю. «Диалог культур через призму невежества» [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов.

  • О.Берн18-11-2020 16:25:01

    Ксения17-11-2020 07:55:01

    *Когда люди осознают присутствие и значение психической энергии*
    Странное какое-то название. Слова - это вибрация. Вот маты произносить нельзя, потому, что они вредных насекомых питают, доказано. А слово психическая по моему тоже неблагонадёжное.


    Администратор

    Судя по всему вы не в курсе что такое психическая энергия, а значит не читали Живую Этику.

  • О.Берн18-11-2020 16:40:01

    Администратор
    *Судя по всему вы не в курсе что такое психическая энергия, а значит не читали Живую Этику.*
    И что же это?


    Администратор

    Ликбез с вами никто здесь не будет устраивать.

  • Елена19-11-2020 18:52:01

    О.Берн(18-11-2020 16:25:01): «Странное какое-то название», — написали вы о психической энергии. Далее продолжаете: «Вот маты произносить нельзя, потому что они вредных насекомых питают, доказано. А слово психическая, по-моему, тоже неблагонадёжное.»

    — Об энергии со "странным" названием отвечу совсем просто и одной фразой. Так в Учении Живой Этики (УЖЭ) названа энергия, без которой мы не смогли бы жить на Земле. ...Про нехорошие слова в УЖЭ тоже есть очень ценная информация о том, как негативно они влияют на человека, произносящего их (на его физическое и психическое здоровье). ...А не пугает ли вас понятие «космическое мышление»? У одного директора известного в стране музея от него волосы на голове шевелятся... (он сам об этом во всеуслышание сказал). Не обижайтесь, пожалуйста, на мой вопрос. Он как-то сам собой сформулировался в связи с тем, что слово «психическая» вам почему-то кажется неблагонадёжным. :)

  • О.Берн20-11-2020 11:32:01

    (А не пугает ли вас понятие «космическое мышление»?) Елена (С).

    Ответ - не пугает. Оба эти слова красивые с хорошей вибрацией. Ведь "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" А Бог это по сути ВСЁ - Отец, Сын (проявленный мир) и Святой Дух - мир энергий.
    Но есть и такие слова, как "психическая зараза", "психические болезни" с очень негативной вибрацией (не Божественной). Без них очень даже можно прожить.
    Мои предыдущий пост Админ не пропустил, там разъяснения - к чему приведёт невежественное обращение со словом "психическая энергия".


    Администратор

    Вот это вы правильно написали- невежественное обращение.

  • Елена20-11-2020 23:08:01

    О.Берн (20-11-2020 11:32:01), словосочетания «психическая зараза» и «психические болезни», конечно, вызывают негатив. А какие настроения вызывают у вас словосочетания «психическое здоровье» (его ещё называют духовным здоровьем, а также душевным здоровьем) и «психические процессы»? У меня первое словосочетание вызывает позитив (ведь это то, что дай Бог каждому!) Второе словосочетание я воспринимаю нейтрально, ибо психические процессы бывают разные, и среди них есть как позитивные, так и негативные. ...Теперь вернёмся к словосочетанию «психическая энергия». Вам не нравится слово «психическая», и выше в комментарии вы писали, что считаете его неблагонадёжным. Проблема в том, что слово «психическая» у вас ассоциируется почему-то только с негативными терминами (у вас есть такая психологическая установка!). Давайте разбираться дальше... Прилагательное «психическая» образовано от существительного «психика», произошедшее от греческого psychikos — душевный , жизненный. Поэтому психическую энергию можно также назвать жизненной энергией. Думаю, что такое название вам больше понравится :), хотя, как вы видите, слово «психическая» само по себе не содержит негатива. Только в его сочетании с другими словами мы можем получить термин, вызывающий негатив или позитив, или нейтральный в этом смысле.

  • Коваль21-11-2020 07:42:01

    Вопрос Елене, по поводу "диалога культур" в МЦР. Вы что действительно считаете подобные мероприятия культурными и общественно-полезными!?

  • Татьяна Бойкова21-11-2020 07:58:01

    Спасибо, Елена. Мнимому Берну это совершенно не нужно и вопросы он задает совсем не для того, чтобы что-то понять, но чтобы навредить. А вот кто-то другой читающий статью с пользой для себя прочтет и Ваш комментарий. А этот товарищ все тот же Сотый, Орион и т.т. и т.п.

  • Елена21-11-2020 13:10:01

    Татьяна Бойкова (21-11-2020 07:58:01), я тоже так подумала..., но решила, что в любом случае ответ поможет кому-то другому разобраться с непривычными понятиями. В своё время Кураев и его сотоварищи очень постарались заложить в людях подобные негативные установки, используя в своих методах воздействия на людей софизмы, и разгребать эти сорные "посевы" в человеческих умах придётся ещё долго.

  • Елена21-11-2020 13:12:01

    Коваль (21-11-2020 07:42:01), отвечая на ваш вопрос, скажу следующее. Я не не была на мероприятиях, о которых идёт речь. Скажу также, что они не входят в круг моих интересов. Но есть специалисты в области культурологии или религиоведения, которые изучают религиозные традиции разных народов. Для них возможность непосредственного знакомства с ними — это часть их профессиональной деятельности. Добавлю ещё, что если какой-то "деятель" ставит целью кого-то или что-то осудить, то для него бывают все средства хороши, и он легко переступит через все библейские заповеди...

  • Коваль23-11-2020 09:02:01

    Тукдам – это акт дикого язычества, покорившего буддизм. И спасение буддистов в Евангелие, которое до Судного Дня должно распространиться по всему миру. Бог един для всех народов. Далай-лама пытается расширить ареал буддизма, но у Медведева появляется шанс (а он я считаю православный) просветить тукдамцев. Тогда и у них появится знание, ведущее с спасению их душ.

  • Елена23-11-2020 15:30:01

    Коваль (23-11-2020 09:02:01): «... но у Медведева появляется шанс (а он я считаю православный) просветить тукдамцев. Тогда и у них появится знание, ведущее с спасению их душ.»

    — А кто же просветит Медведева??? Может быть, Коваль, считающий себя знатоком буддизма и пути душеспасения? А то ведь придётся буддистам со спасением своих душ самим разбираться... :))

  • Рафхат Салахиев24-11-2020 14:23:01

    <<Тукдам – это акт дикого язычества, покорившего буддизм>>

    Когда родился Иисус к нему пришли волхвы с востока. Восточнее Иудеи исповедывали зороастризм (который близок религиозным системам Индии), восточнее Персии – буддизм в том числе. Получается, что волхвы были «язычниками».
    Откуда родом мать Иисуса? Из Галилеи. В то время в Галилее была очень сильная диаспора новообращенных иудеев из греков. Древний Египет в то время был очень близок духовно с Древней Грецией. Большая вероятность, что Дева Мария была из них, иначе трудно объяснить, как они жили в Египте 12 лет. В Иудею Иисус вернулся уже со сформированным мировоззрением. И, если семья Иисуса жила в Египте, то мировоззрение древних греков и Древнего Египта должно было иметь в немалое место в его душе.
    Вряд ли Иисус Христос скрывал от окружающих, в каких странах он был с 12 до 30 лет. Скорее всего, иудеи или Римская церковь решили это скрыть.
    В 30 лет, вернувшись в Иудею, он поселился в Галилее, среди новообращенных иудеев, т.е. среди бывших т.н. язычников.
    Поэтому деление людей на людей «правильной веры» и язычников» очень сомнительно.

  • Рафхат Салахиев24-11-2020 14:55:01

    Ответ Ковалю о единстве Бога для всех народов.

    Когда Христос это утверждал, он был и среди иудеев-прозелитов. Логично предположить, что этим он уравнивает формы поклонения Богу и у иудеев и у т.н. язычников. Если бы это было не так, он бы в своих проповедях делал бы акцент на Ветхий Завет и фразы «Единый Бог» он не должен был бы произносить.

  • Коваль25-11-2020 05:35:01

    Комментарий удален.


    Администратор

    Прости его Господи, ибо уже не ведает, что творит, то бишь пишет.

  • Коваль25-11-2020 11:33:01

    Настаиваю на ответе Рафхату!
    Или вам Евангелие, как кость в горле!?

    Евангелие повествует, что Христос есть «свет к просвещению язычников» (Лк. 2, 32).
    Спаситель мира не относится ни к какой земной диаспоре. Его мировоззрение исходит от Высшего Разума.

  • Рафхат Салахиев25-11-2020 16:58:01

    Ответ Ковалю - Христос есть свет к просвещению язычников.

    В современной теологии язычеством может называться любая религия, в которой исповедуется многобожие.
    В представлении современного человека Древний Египет представлял собой идеальную форму язычества: множество непонятных богов с головами животных.
    Привожу отрывок стенограммы передачи Гордона «Далоги», тема – боги Древнего Египта.
    (Участники передачи: А. Б. Зубов – доктор исторических наук, Э.Е. Кормышева – доктор исторических наук):
    А.Г. В качестве иллюстрации я могу представить себе человека, совершенно незнакомого с православием, который впервые заходит в православный храм и видит иконостас. Вряд ли он сочтёт православных монотеистами, если он будет отталкиваться только от изображений.
    А.З. Этот образ часто приходит мне на ум. Ведь даже многие простые русские благочестивые люди, я часто сам слышал это, говорят: вот Владимирская, она – добрая, а Казанская, она – строгая. Не понимая, что, конечно, речь идёт об одной Божьей Матери, а Казанская и Владимирская суть просто два различных иконографических типа. Но это – одна из причин, почему у нас учёные очень часто затрудняются называть египетскую религию монотеистической. Действительно, как прекрасно сейчас рассказала Нора, мы здесь видим и образ человека, и видим образ быка, образ коровы. Видим какие-то странные изображения, которые шокировали ещё греков и римлян, – голова сокола на человеческом теле, или голова лягушки на теле женщины и т.д. Всё что угодно.
    Однако это для египтян были не изображения того, что они видели. И вообще, нам надо чётко и ясно представить, что религия не изображает того, что человек видит, потому что объект религии – это невидимое, это незримое. Мы уже здесь говорили о Владимире Соловьёве, помните его прекрасные слова: «Милый друг, иль ты не знаешь, что всё видимое нами – только образ, только сени от незримого очами». Так вот египтяне пытались изобразить неизобразимое, незримое, невидимое, зрительного образа которого нет. Нет, естественно, женщин с головами лягушек. Но это определённый символ, и его несхожесть с чем-либо земным подчёркивает только принципиальную неизобразимость, инаковость. А различие образов, которое тоже, безусловно, было, подчёркивает разные функции, разные аспекты божественной сущности.
    Каждому человеку, который хоть как-то касался Египта, известно, что египтяне очень любили изображать жука скарабея. Каждый, кто возвращался из любой поездки в Египет, всегда привозил с собой этого жучка, сделанного современными египетскими мастерами. Однако же для египтолога и для древнего египтянина это был определённый знак Бога Творца как сотворяющего, как выводящего мир из небытия к бытию. Его именовали Хепри, от глагола «хэпр» – «появляющийся», «становящийся». Поэтому скарабей. Так же, как жучок скарабей выкатывает навозный шарик, в котором он потом отложит свои яйца, и Бог Творец «выкатывает» мир и созданный Богом мир оживает. Нора прекрасно сказала, что египтянин любил космос и большой и малый. И в каждой мелочи видел ту же иерофанию – проявление божественного. Поэтому египтянин и заимствовал образ жука скарабея, чтобы сказать о творении мира, о появлении солнца, о восходе утреннего солнца. А солнце само по себе – образ Бога. У нас очень часто в учебниках неправильно говорят, что египтяне считали солнце Богом. Конечно же, нет. Солнце было иконой Бога, натуральной, естественной иконой, не написанной красками. Это был образ Бога, дающего жизнь, дающего тепло, дающего всему сущему существование. Отсюда образ солнца. И это египтяне очень часто подчёркивали и говорили совершенно ясно.
    Или, например, ещё один образ творения мира, когда говориться о Творце, в данном случае – это Атум. Тэм, по-египетски, – «полнота», то есть это «Тот, Кто творит всё», «Тот, Кто есть всё», «Тот, Кто есть целостность». Он изображается в Текстах Пирамид, в древнейших текстах, маленькой болотной птичкой, птичкой Бэну, которая садится на кочку. Опять же совершенно реальный образ. Спадает разлив Нила, уходит вода, появляются первые кочки. На них садятся первые болотные птички, типа трясогузок. Никакого величия. Но это только образ. Разумеется, египтяне никогда не считали Бога Творца птичкой-трясогузкой. Но это был удобный образ, чтобы показать, как из стихии небытия, стихии вод возникает бытие, годное для тварной жизни. Кстати, из-за этой птички-трясогузки потом через греческие обобщения возникла птица Феникс, которая, как известно, прилетает из Египта.
    Так что первое – это образы. Образов много, но это различные аспекты, различные, если угодно, богословские умствования, которые появляются в тех или иных изобразительных формах. Богословы греческие, что привычнее христианскому читателю, создавали логистические, словесные формы. А египтяне, очень древняя культура, тысячью корней связанная с дописьменной традицией, когда вообще не писали, а только рисовали, они любили изобразительность.
    Любой человек, который бывал в Египте, знает, что египтяне очень любят изображение глаза. Глаза с крыльями. Глаз так, глаз сяк. А на самом деле, в конечном счёте, это всегда глаз, который творит мир и спасает умершего Осириса. А творение по-египетски это «ири», то есть от глагола «видеть». Создавать – это видеть. Опять же, это образ древнего, ещё живописного, а не рукописного бытия человечества. А потому различные богословские формы воплощались в художественных образах, а не в словесных формах. Когда мы читаем, скажем, какой-нибудь акафист Богородицы, если продолжать ваш образ посещения храма, то мы там встречаем образы: Гора сырная, или Высота неусеченная. Представьте себе, что все это нарисуют. Скажут, да помилуйте, сколько было каких-то разных странных божеств. А на самом деле это всё лишь эпитеты Божией Матери. Вот то же самое и в Египте.

    ~~~

    Так же дела обстояли и в других религиях.
    И Иисус Христос об этом прекрасно знал. Так в чем же была его цель? Если политеизма не было, то остается идолопоклонничество.
    Что говорит википедия об идолопоклонничестве: Идолопокло&#769;нство, идолопокло&#769;нничество, идолослуже&#769;ние — поклонение идолам (обычное для многобожия) как религиозный культ. В авраамических религиях (иудаизм, христианство, ислам) — поклонение какому-либо идолу, расцениваемое в некоторых монотеистических религиях, как «подмена поклонению истинному Богу» «чуждая служба», то есть поклонение чужому, с точки зрения иудеев и христиан, не существующему богу.

    Если человек молится Богу формально, потеряв суть молитвы, обращается к иконам к иконам как к продавцам (я тебе подношение, а ты мне ништяки) он становится идолопоклонником.
    Получается, что задачей Иисуса Христа была не в обращении иноверцев в иудаизм, а в восстановлении истинного знания, кто такой Бог и как найти путь к Нему.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Наука и исследования. Статьи. »