«Зажигайте Сердца». Международный фестиваль детско-юношеского творчества «Держава Рерихов» подвел итоги. Очерк академика Л.В.Шапошниковой «Жизнь и гибель Амаравеллы». Проект «Русский космизм». В Библиотеке имени К.М.Симонова в Москве состоится лекция «Весь мир стремится к красоте», посвященная Святославу Николаевичу Рериху. Выставка фоторабот Сергея Скородумова «По маршруту великого путешествия Н.К.Рериха к “Сердцу Азии”» прошла в Изваре (Ленинградская область). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Творчество Даниила Андреева в культуре ХХ века. Татьяна Захарова


 

111 лет со дня рождения писателя

 

Даниил Леонидович Андреев

 

 

 

На рубеже XIX -XX вв. в духовной жизни России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др.

 

Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский). Конец XIX - начало ХХ в. – «Серебряный век» русской культуры. Русская художественная литература развивалась в начале XX века под влиянием русской классической литературы минувшего века. Особенно богат «Серебряный век» русской культуры достижениями поэтического творчества. Он поражает многообразием стилей, возникших в ходе поступательного развития русской поэзии. Такого богатства и разнообразия поэтической рубрики, как в начале XX века, никогда не видела российская литература. Важнейшими направлениями были символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.

 

По словам Бердяева «Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных… Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями…»

 

Также необходимо отметить, что в поле русской культуры на рубеже XIX - ХХ вв. появляются ученые-космисты. Такие ученые-космисты ХХ века, как К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский говорят не только о единстве человека и Космоса, но и об интуиции, и вдохновении как средстве истинного научного познания. Образное воображение, присущее человеку, Чижевский справедливо отнес к области познания. Будучи и ученым, и поэтом Чижевский считал, что поэзия, как область искусства, есть один из важнейших способов духовного познания, ни в чем не уступающий науке.

 

Появление в данном культурном поле талантливого поэта, философа Д.Л. Андреева с уникальным духовным опытом не случайно.

 

ЮНЕСКО включило Д.Л. Андреева в топ-100 значительных людей ХХ века. Д.Л. Андреев известен как  русский поэт и писатель, как автор книги «Роза Мира». Творчество поэта Даниила Андреева одновременно и глубоко традиционно, и уникально для русской литературы. Большая часть его поэтического наследия связаны с философской ветвью «серебряного века» русской поэзии, он в 1950-е годы XX в. создает произведения, равных которым в национальной словесности еще не было. Духовные процессы конца XIX – начала XX в., которые могут быть названы «русским апокалипсисом», находят в поэзии Д. Андреева единственное в своем роде выражение.

 

Дании́л Леони́дович Андре́ев родился 2 ноября1906, в Берлине; 30 марта1959 он умер в Москве.

 


Д.Л. Андреев был вторым сыном известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева (1871 – 1919) и внучатой племянницы Тараса Шевченко Александры Михайловны Андреевой (урожд. Велигорской; 1881 – 1906). Мать Даниила умерла спустя несколько дней после рождения сына и Даниила взяла к себе на воспитание её старшая сестра – Елизавета Михайловна Доброва.

 

По воспоминаниям жены поэта А.А. Андреевой, очень типичная для прежней Москвы семья Добровых жила в Малом Левшинском переулке. Дом Добровых был патриархальным московским домом, а значит – хлебосольным и открытым. Открытым для очень большого количества самых разных, самых несогласных друг с другом людей, которых объединял интеллектуальный уровень, широта интересов и уважение друг к другу. В нём бывали И.А.Бунин, М.Горький (крестный отец Даниила), А.Н.Скрябин, Ф.И.Шаляпин,  актеры Художественного театра и др. Под влиянием атмосферы дома мальчик рано начинает писать стихи и прозу.

 

Самые ранние из сохранившихся автографов Андреева относятся к 1914–1916 гг. Они вошли в его детские тетради. Это первые творческие опыты будущего писателя, тем не менее уже определяющие пути развития его таланта, настойчиво ищущего выхода за пределы привычной среды обитания, за границы освоенного. В написанных Даниилом в период от 8 до 11 лет романах и стихах вполне определенно проявилось природное дарование художника – умение владеть словом, творчески воссоздавать уникальный мир, в котором фантазия обретает черты реальной жизни, а полету воображения сопутствует редко встречающаяся в этом возрасте дотошность аналитика.

 

Созданные до ареста многочисленные поэтические произведения Д. Андреева были, как известно, уничтожены органами Государственной безопасности после вынесения приговора. Тогда же, как указано в материалах следствия, были сожжены и все найденные во время обыска экземпляры романа «Странники ночи», работа над которым была начата Даниилом Леонидовичем в 1937 году и велась с перерывами вплоть до 1947 года. Восстановить роман полностью писатель не смог. Но опубликованные небольшие фрагменты свидетельствуют, что насильственное изъятие из культурного оборота «Странников ночи»– невосполнимая утрата для русской литературы.

 

В 4 томе собрания сочинений Д. Андреева напечатана его работа по стихосложению, написанная в тюрьме, «Некоторые заметки по стихосложению». Эта работа свидетельствует об упорной работе самого писателя над формой стиха и его многочисленные опыты по совершенствованию стихотворной техники, в частности, многократно варьируемые им на страницах тетрадей (архивные материалы) схемы рифм и перечни рифм.

 

 

Жена писателя А.А. Андреева сделала примечание при передаче рукописи вместе с другими в РАЛ: «В середине 50-х годов, – не могу сказать точнее, – в камеру Владимирской тюрьмы, в шутку называемой “академической” из-за высокого уровня населявших ее представителей интеллигенции, поселили уголовников. Аборигены камеры нашли выход: они стали заниматься с этими уголовниками самыми неожиданными вещами. Например: Лев Раков (в будущем – один из авторов нашумевшей комедии «Опаснее врага») читал лекции по военной истории (его хобби). Академик Василий Васильевич Парин читал лекции по физиологии человека. А Даниил Андреев учил уголовников основам стихосложения, для чего и написал это руководство. Он говорил, что ничего больше поэту знать не надо, все остальное — от Бога». Название приведено Д.Л. Андреевым в письме от 20 ноября 1956 г. к А.А. Андреевой; по ее свидетельству, поэт называл это руководство также «Работой по стихосложению, написанной для уголовников».

 

Широту духовных интересов Д.Андреева, обилие его творческих замыслов раскрывают архивные материалы, характер их весьма разнообразен. Это и выписки из исторических и философских трудов, и заметки о школе для этически одаренных детей, и планы поэтических циклов, в том числе ненаписанных, и наброски к «Розе Мира», и дневниковые записи, и карта лингвистического деления Индии и Пакистана, и черновики писем.

 

Важным документом из творческого наследия Д.Андреева является автобиография, написанная им в 1942 году во время службы в действующей армии. Это не обычная в таких случаях формальная отписка, а серьезное исследование, в котором подробно изложены сведения о происхождении писателя, судьбах близких ему людей, учебе, работе, религиозных убеждениях, отношении к советской власти и войне. Автобиография Д.Андреева не только дает богатый дополнительный материал для изучения его жизни и творчества, но и является своего рода самодостаточным художественным произведением.

 

Хронологически эпистолярное наследие писателя охватывает период с 1933 по 1959 гг. Это важный источник для изучения его личности и творчества, времени, в котором он жил, людей, окружавших его и входивших с ним в непосредственное общение. Наибольший интерес представляют письма Д. Андреева жене из Владимирской тюрьмы (1953-1956). Они далеко выходят за пределы бытового средства связи. Следуя установившимся традициям отечественной эпистолярной литературы, сложившимся в силу особых условий русской исторической жизни, Д.Андреев использует переписку как способ выражения своих надежд и прогнозов, заветных мыслей и чувств.

 

Переписка Д.Андреева с братом после возвращения из заключения (1957–1959) – это доверительный разговор близких людей, щедро наделенных литературным талантом. Письма дают отчетливое представление о литературных пристрастиях братьев, об их отношении к творческим замыслам друг друга и оценке по их осуществлению.

 

 

Характер и направление творчества поэта связаны с особенностями его личности, которые обнаружилисьуже в юности. В 15 лет, гуляя в окрестностях Кремля, Даниил Андреев пережил свое первое видение. Над Кремлем земным возвышался Кремль Небесный – духовный Град, стоящий над средоточием русской столицы в Небесной России, как называет этот мир поэт. Позже в одном из московских храмов он увидел Преподобного Серафима Саровского во время чтения акафиста святому. Пережитое как реальная встреча и повторявшееся несколько раз видение положило начало опыту постижения иной реальности. С иконой Преподобного Серафима Саровского Д. Андреев не расставался никогда.

 

Духовный облик мира открывается поэту и в природе. Мир населен различными духовными существами, духами стихий, которых он называет “стихиалями”. Связь с этим уровнем Вселенной, так же как и связь с Землей, Д.Андреев всегда ощущал как живую, непосредственную встречу. Летом он бывал под Москвой и в Крыму. Когда только удавалось, ходил босиком. Потом было открытие Трубчевска, где поэт любил бывать больше всего. Андреев ходил в многодневные пешие походы. Тема странничества и встреч с природой – одна из основных в его творчестве.

 

К 100-летию со дня рождения Д.Л. Андреева издательство «Русский путь» выпустило собрание сочинений в четырёх томах. Первый том собрания сочинений выдающегося русского поэта и мыслителя составил поэтический ансамбль «Русские боги», а также стихотворения, не вошедшие в его окончательную редакцию. Второй том составили драматическая поэма «Железная мистерия», а также стихотворения и поэмы 1926–1957 годов. Третий том собрания сочинений Д.Л.Андреева составил наиболее известный труд поэта – «Роза Мира».

 

От автора: «Книга «Русские боги» состоит из большого количества последовательных глав или частей, каждая из которых имеет и некоторое автономное значение, но все они объединены общей темой и единой концепцией. Главы эти весьма различны по своему жанру: здесь и поэмы, и поэтические симфонии, и циклы стихотворений, и поэмы в прозе. Ни одна из этих частей не может, однако, жить вполне самостоятельной жизнью, изъятая из контекста.  Все они – звенья неразрывной цепи, они требуют столь же последовательного чтения, как роман или эпопея. В подобном жанре в целом можно усмотреть черты сходства с ансамблем архитектурным; поэтому мне представляется уместным закрепить за ним термин поэтический ансамбль».

 

В композиции «Русские Боги» есть своя хронологическая система, соотносящая жизнь поэта с потрясениями истории, разворачивающимися в необъятности и множественности «слоев инобытия», «других потоков времени».Главы поэтического ансамбля – это лирические циклы и эпические поэмы, и стихотворные описания таинственных слоев Шаданакара, описание которого даётся в «Розе Мира».

        

В разнообразных изданиях последних лет от научных монографий до газетной стаи всё чаще утверждается, что одной из самых значительных книг XX века является книга Даниила Андреева «Роза мира». Появившись, она вызвала споры и прямо противоположные оценки. Но при этом авторы, писавшие о ней, сходились в одном – «Роза мира» уникальное явление человеческой культуры, раскрывающее её метаисторию, утверждающее её укоренённость в Космосе. Прежде всего, книга многопланова: помимо многочисленных исторических экскурсов она представляет оригинальную концепцию метаистории – совершенно уникального описания прошлого, настоящего и будущего человечества. Во-вторых, она должна быть отнесена к произведениям русского космизма, поскольку рисует картину многослойной одухотворённой Вселенной. Д.Л. Андреев считал этот труд главным в своей жизни. Д.Л. Андреев: «Я заканчиваю рукопись «Розы Мира» на свободе, в золотом осеннем саду. Если рукопись будет уничтожена или утрачена, я восстановить её не успею. Но если она дойдёт когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать её до конца, преодолевая все её трудности, – идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах. …книга не умрёт всё равно, если хоть одни дружественные глаза пройдут, глава за главой, по её страницам.  ...вопросы, на которые она пытается дать ответ, будут волновать людей ещё и в далёком будущем».

 

«…Именно в тюрьме, с её изоляцией от внешнего мира, с её неограниченным досугом, с её полутора тысячею ночей, проведённых мною в бодрствовании, лежа на койке, среди спящих товарищей, – именно в тюрьме начался для меня новый этап метаисторического и трансфизического познания. Часы метаисторического озарения участились. Длинные ряды ночей превратились в сплошное созерцание и осмысление. Глубинная память стала посылать в сознание всё более и более отчётливые образы, озарявшие новым смыслом и события моей личной жизни, и события истории и современности. И, наконец, пробуждаясь утром после короткого, но глубокого сна, я знал, что сегодня сон был наполнен не сновидениями, но совсем другим: трансфизическими странствиями». 

 

Д. Андреев отмечает: «Понятие многослойности Вселенной лежит в основе концепции Розы мира».

 

В «Розе Мира» мы находимчеткий атлас описываемого поэтом космоса с внятной классификацией его движущих сил, подробный пантеон русских – и не только русских – богов, как и изложение всей его концепции мироустройства. По мнению Бориса Романова, сама по себе, без преувеличения, поразительная попытка создать всеохватную поэтическую модель мира Д.  Андрееву вполне удалась. Модель эта необычна (хотя здесь уместно вспомнить о космологической мифологии древности, о «Божественной комедии» Данте и т.п.), необычен и творческий метод поэта. Не одно, а непрерывная цепь видений, «непостижимых уму», духовидение определяли этот метод. «Метафизическим трактатом» называл «Розу Мира» автор (Д.Л. Андреев), замечавший, что эта книга рождалась «вне искусства».

 

По концепции «Розы Мира», во Вселенной множество миров, и каждый из них многослоен. Наш мир – Энроф – существует в трех измерениях и во времени, в переживаемой нами исторической действительности. Но рядом с нами есть «смежные» слои, где пространство и время имеют самое разное количество измерений. Вокруг каждой планеты – своя система «разноматериальных» слоев, с различным числом координат – брамфатура. По Д. Андрееву брамфатура Земли называется Шаданакар. Структура мироздания Даниила Андреева обусловлена борьбой сил Добра и зла. Над его Энрофом встают слои Просветления, «вниз» уходят демонические слои тьмы, а человеческая история связана с их всепроникающей борьбой.

 

Во всех сочинениях Д. Андреева звучит пафос религиозно-этического переустройства общества, он видит смысл истории в гармонизации человечества через Розу Мира, в «воспитании человека облагороженного образа». Роза Мира должна осуществиться как высшее выражение соборного духовного, религиозного творчества. Автор ставит перед Розой Мира, перед человечеством перспективу духовно исторических задач, как он считает, «вполне конкретных и принципиально осуществимых».

 

В книге РМ Д.Андреев подробно описывает свой духовный опыт. Также вводит большое число понятий связанных с метаисторией и метаисторическими процессами. Говоря о трёх стадиях метаисторического познания, автор называет первую метаисторическим озарением, вторую – метаисторическим созерцанием, третью – метаисторическим осмыслением. Также говорит о метаистоическом чувстве, которое было присуще таким великим историческим личностям как Жанна д’Арк, Сергий Радонежский и многие др., когда личность ощущает себя участницей некоей исторической мистерии, участницей в творчестве и борьбе великих духовных – лучше сказать, трансфизических – сил, мощно проявляющихся в роковые моменты истории.

 

По мнению Л.В. Шапошниковой, «Роза Мира» не только метаисторический источник, но все, что мы находим в ней, подтверждено практическим опытом самого автора и осмыслено философски им же. Цельность и логика изложения этого произведения дает нам возможность говорить о метаисторическом учении, изложенным Д.Л. Андреевым.

 

Ращевская Е.П. отмечает, что в гуманитарной науке формируется понимание художественного сознания Д. Андреева как сознания диалогического (В.В. Заманская) и мифологического (Д. К. Ахтырский). Однако по-прежнему за пределами изучения наследия Д. Андреева остаётся культурологическая разработка содержания космогенеза  Д. Андреева в тесной связи с религиозно-философскими исканиями первой половины XX века русской культуры.

 

Материал подготовила Т.С. Захарова, Беларусь

 

Источники:

1.«Культура России в 20 веке». Электронный ресурс:
https://studwood.ru/890902/istoriya/kultura_rossii_veke.
2. Литература - Культура России в начале XX века. Электронный ресурс:
https://m.studwood.ru/798685/kulturologiya/literatura.
3. А.А. Андреева. Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой. Электронный ресурс:
http://soznanie.info/st_andreev1.html.
4.Д. Андреев. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Русский путь, 2006.
5.Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, 2011. 956 с.
6.Шапошникова. Л.В. Вестники Космической Эволюции. В 2-х т. Том 2. М.: МЦР, 2012. 444.
7.Шапошникова Л.В. Три метасобытия и три миссии // Содружество. 2010. № 1(33).
8.Даниил Леонидович Андреев. Биографические материалы. Электронный ресурс: http://www.rodon.org/biograph.
9.Библиотека диссертаций. Ращевская Е.П. «Космогонический миф Даниила Андреева и культура Серебряного века». Электронный ресурс:
http://www.dslib.net/teorja-kultury/kosmogonicheskij-mif-daniila-andreeva-i-kultura-serebrjanogo-veka.html.

 

04.11.2017 15:11АВТОР: Татьяна Захарова | ПРОСМОТРОВ: 1819




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Люди искусства »