17.06.2024. В 12:00 по мск. Лекция «Мысль и сердце. Труды Е.И.Рерих и современные исследования». Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»» в Тольятти. Кинофильм «Дети Света». Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Три Наказа Учителя. Н.В. Жукова


Ю.Н. Рерих в своем кабинете. Москва. 1957-1960


 

 

Н.В.Жукова,
сотрудник Новосибирской картинной галереи


Я хочу передать вам сердечный привет из Сибири, от Сибирского Рериховского Общества и начать свое выступление со слов, которыми открыла нашу конференцию, посвященную 90-летию Юрия Николаевича Рериха, почетный председатель Общества Наталья Дмитриевна Спирина:
"Бывают семьи, как гнезда света. Каждый из членов такой семьи вызывает удивление и восхищение. Изучая их по отдельности, мы неизменно соприкасаемся со всеми членами семьи. Благая семейная взаимосвязь Рерихов настолько очевидна, что обойти ее — во многом не понять возникновение того, о ком мы говорим".


Если в обычных семьях часто бывают противоречия между родителями и детьми, то в светоносных семьях царит взаимность понимания и чувств. И путь жизни, и цель у них одни. И неповторимая по своим индивидуальным особенностям деятельность каждого не вызывает противодействия, и каждый член семьи приносит на светлый алтарь свой дар на Общее Благо.


Такова была семья Рерихов — образец той ячейки, из которой будет формироваться Община Будущего. Из малого составляется большое, но надо, чтобы это малое было самого высокого качества. Тогда и большое будет на уровне высот будущего века Света и Добра. Сегодня у нас радостная встреча с Юрием Николаевичем Рерихом. Многие, в свое время встречавшиеся с ним, свидетельствуют, что после этого они стали другими.


Живая Этика учит нас отличать очевидность от действительности и жить в мире реального. Только так может преобразиться жизнь из быта в Бытие. И если быт может лишить нас радости, то принятое в сознание Бытие — это и есть радость. Та высокая, светлая индивидуальность, которая проявилась в личности Юрия Николаевича и через нее озарила нам предрассветный мрак, всегда есть, на каком бы плане, в какой бы сфере ни пребывала. Такое понимание помогает нам объединиться с Ним.


Если, как сказано, темные работают на разъединение, то светлые духи объединяют. Сегодня нас объединил Юрий Николаевич Рерих. Мы приветствуем единомышленников и радуемся встрече с ними.
Переписка Юрия Николаевича Рериха и Рихарда Яковлевича Рудзитиса также открывает нам многие грани и стороны этого удивительного человека. (Полностью она опубликована в последнем "Рериховском Вестнике" в Санкт-Петербурге).


Итак, три Наказа Учителя.


В начале 1960 г., незадолго перед уходом, Юрий Николаевич сказал: "Моя задача выполнена". Только сегодня, спустя тридцать с лишним лет, можем мы попытаться понять все величие и сложность его миссии. Единственный из семьи Рерихов он вернулся на Родину, выполняя волю Николая Константиновича и Елены Ивановны, чьи жизненные пути завершились в Индии. Но Новая Страна, как называли Рерихи Россию, ждала предуказанного. Сроки настали, и обстоятельства сложились.


Юрий Николаевич писал об отце: "Даже в Индии, стране, которая тепло и бережно отнеслась к таланту русского художника, он мечтал вернуться домой. Всегда помня об этом его страстном желании, полностью разделяя его, я во время пребывания Советской правительственной делегации в Индии обратился к Никите Сергеевичу Хрущеву с просьбой помочь мне вернуться на Родину с выставкой картин отца".


В августе 1957 г. Юрий Николаевич приехал в Москву. Он заложил те зерна, которые сейчас дали свои всходы.


О Рерихах в то время в России почти ничего не знали. При господствовавшей идеологии упоминать о философском, духовном направлении их творчества было просто опасно. Донести до сердец людей весть Красоты, используя международный язык искусства, открыть на Родине имя Николая Константиновича Рериха как великого художника, ученого и гуманиста — с этого и начал Юрий Николаевич. Помимо напряженной работы в Институте Востоковедения Академии Наук, его задача заключалась в следующем — передать в дар нашей стране более 400 полотен отца, рукописи очерков "Моя жизнь", до сих пор полностью не опубликованных, материалы научно-исследовательского института "Урусвати" и провести выставки картин Н.К.Рериха, а также организовать мемориальный музей его имени.


Письма Юрия Николаевича к Рихарду Рудзитису носят деловой характер. Основные темы, затронутые в них, следующие: организация первой выставки картин Рериха в Москве, подготовка к выставке картин Святослава Николаевича, сообщение о готовящихся публикациях, статьях, монографиях, посвященных творчеству Николая Константиновича. Рихард Яковлевич очень внимательно следит за прессой и посылает Юрию Николаевичу газетные вырезки, следит за ходом выставки и откликами людей. Юрий Николаевич сообщает о своих многочисленных выступлениях.


Итак, Юрий Николаевич — Рихарду Яковлевичу: "Несколько раз говорил по радио и очень много раз по музеям и институтам" (13 мая 1958 г.);


"Был в Киеве, встретил очень теплый прием со стороны художественной общественности. Многие "болеют" Рерихом. Провел три беседы. Была хорошая телевизионная передача, в которой показали 51 картину" (24 декабря 1958 г.);


"Работы много и видимо она будет нарастать. В апреле буду в Ленинграде читать лекции в ЛГУ. Снова зовут в Киев. А осенью четыре международных съезда" (16 марта 1959 г.);

 

"Будущий год вообще обещает быть значительным. За последнее время было много знаков. Было несколько моих выступлений о творчестве Н.К. В начале года выйдет альманах, посвященный горам, в котором пойдут пять репродукций картин Н.К., статья Н.К. "Гималаи" и моя статья" (8 декабря 1959 г.).


Первая выставка картин Николая Константиновича Рериха открылась 12 апреля 1958 г., в день Пасхи, через 7 месяцев после возвращения на Родину Юрия Николаевича. Он очень сожалел о долгих проволочках. Как все друзья ждали эту выставку! Рудзитис пишет: "Приближается долгожданная мечта, исторический день". Юрий Николаевич — в заметке "На Родине": "В августе 1957 г. я поселился в Москве. А весной следующего года в залах Союза Художников открылась выставка картин Николая Рериха. Хотелось, чтобы его творчество было представлено как можно полнее. Это оказалось не так легко. Картины, которые я привез из Индии, относились к последним годам жизни художника. Пришлось собирать ранние картины отца по различным музеям и у частных владельцев. Особенно мне хотелось найти давно потерянную картину "За морями земли великие". Она отыскалась совершенно случайно. Кинорежиссер Я.Миримов, снимавший фильм о жизни отца в Ленинграде, на Печоре и в других местах, где некогда жил художник, нашел ее в экспозиции Новгородского музея.
В дни, когда в московских выставочных залах экспонировались картины, я смотрел на людей разных возрастов, профессий, заполнивших выставку, слушал их интересные суждения и испытывал за своего отца огромную радость".


Из письма Юрия Николаевича к Рихарду Яковлевичу от 13 мая 1958 г.:

"Выставка все еще открыта — как говорят, "народ не отпускает". Действительно, все слои общества отдали должное ей. Как говорят, "грандиозный успех". Рихард Яковлевич пишет Юрию Николаевичу 16 апреля 1958 г.: "Уехал с очарованной душой. Волна небывалая чего-то самого прекрасного, чудного, самого дорогого больше не умолкает в сердце. Истинно, есть еще сказки на земле. Истинно, Красота пробудит к подвигу зажженные сознания. Сколько искр и пламени восхищения выльется в пространство! И какой голод у молодежи по истинной Красоте и крыльям духа! Когда-нибудь вы прочтете книгу записей гостей. Это истинный гимн великому подвигу Красоты. В сердце чувствую, что будет сдвиг небывалый. Потому и 12 апреля считаем историческим днем. Долгожданная мечта наконец-то осуществилась. Лучшие сердца теперь соберутся, объединятся вокруг костра Подвига Прекрасного. Они в своем сердце принесут священную клятву идти путем претворения идеалов Прекрасного в жизнь. Это величайший Дар, который мы унесем, как самое сокровенное, в глубине сердца".


Выставка прошла с огромным успехом. Люди стояли по 4-5 часов в очереди. Из книги записей: "Это искусство — огонь сердца. Звезда брошена в сердце России"; "Это родник орошающий"; "Да, Красота спасет мир". Такие записи оставляли люди в книге отзывов.


День открытия выставки, по словам Илзе Рихардовны Рудзите, был днем начала Новой эры в России. Юрий Николаевич был первым, кто возвестил ее, сделав доступным наследие отца, и погиб как герой, сражаясь с тьмой. Николай Константинович Рерих — величайший художник, подвижник Культуры, вернулся на Родину. Появились журнальные публикации, стали издаваться его труды, альбомы, монографии. В последние годы начата публикация философского наследия семьи Рерихов, книг Учения Живой Этики.

 

Другая задача, поставленная Юрием Николаевичем, — организация музея Николая Рериха. Насколько этот вопрос был важен, ясно из той же переписки Юрия Николаевича с Рихардом Яковлевичем. Почти в каждом письме он упоминает о музее.


От 13 мая 1958 г.: "Говорил о музее (Москва или Ленинград) с отделом-филиалом в Сибири, на Алтае".


От 6 декабря 1958 г.: "Сейчас идут очень ответственные переговоры о музее, как в Ленинграде, так и в Сибири. Знаю, что дойдем, и эту уверенность хотелось бы передать и Вам".


От 24 декабря 1958 г.: "Выставка в Киеве продлится до начала января. Затем пойдет в Тбилиси, после чего предстоит организация мемориального музея — Ленинград и Сибирь (Алтай)".


От 4 февраля 1959 г.: "Выставка закрылась в Тбилиси, где прошла с большим успехом. Теперь картины пойдут в Москву, где предстоит сортировка вещей на Ленинград и Сибирь. Возможно, что несколько картин останутся в Третьяковке (конечно, при условии экспозиции). Последнее решение Министерства — автономная экспозиция при Русском музее и музей в Новосибирске... Начинаю получать письма из разных музеев с требованием картин". И далее он пишет 8 декабря 1958 г.: "О намерении вашего музея пустить некоторые картины в обмен еще не слыхал. Но побеседую по линии Министерства. Делать это они во всяком случае не имеют права, так как передача картин в музей не оформлена юридически. Об этом мне здесь говорили, и если находящиеся у них на складе картины им не нужны, их возьмет музей им.Н.К.".


Юрий Николаевич мечтал создать музей Рериха. И теперь, спустя 30 с лишним лет после его ухода, пришло время исполнения Указа.
Теперь некоторые моменты из интервью с алтайским художником Леопольдом Романовичем Цесюлевичем, встречавшимся с Юрием Николаевичем в 1957-1960 годах:


"Елена Ивановна сказала Юрию Николаевичу, что он поедет в Россию на три года. Он знал свой срок. Но не торопился, не суетился. Работал спокойно и методично. Человек жил Вечностью. Очень красивый человек. Взгляд духа.
Известная "Памятка" Юрия Николаевича — это те советы, которые с его слов записала Бируте Валушите из Литвы.


Елена Петровна Блаватская говорила, что служить Истине и общественному мнению невозможно. Юрий Николаевич был свободен от общественного мнения. Рерихи прошли бескорыстным и бесстрашным путем. Они совершенно не считались ни со своим здоровьем, ни с репутацией, ни с общественным мнением. Для них существовало только Служение.


Юрий Николаевич был прост и естественен в жизни. В нем не было ничего нарочитого и подчеркнутого ни в лице, ни во всем его облике. Он все замечал — и внешнее, и внутреннее. Понимал прекрасно политику, экономику, знал всю жизнь. Замечал даже малые вещи. И не разрешал в своем присутствии никого унижать. Он делал других счастливыми и свободными. Зажечь других можно, когда сам горишь. Он очень многого не договаривал, в глазах была грусть, что люди не понимают... Ушел из жизни почти одиноким. Очень мало людей подходили к нему с духовными запросами. И он часто спрашивал: нет ли еще кого-нибудь, может быть, из молодых, неизвестных?


Глаза у Юрия Николаевича были удивительной красоты. За ними видишь Мать — как она была прекрасна. Взгляд проницательный. Голос почти будничный, очень красивого тембра. Однажды я слышал, как Юрий Николаевич читал свое выступление на открытии выставки в Ленинграде в Эрмитаже. Я впервые услышал его публичную речь и удивился: ровная, очень спокойная, без эффектов, особых интонаций, эмоциональных всплесков. Какая суть — такая и речь. Речь как бы "недуховного" человека в отличие от некоторых речей, которые иногда звучат. Но она осталась в памяти до последнего слова. Его облик запомнился навсегда.

 

Жизнерадостный, не чуждый шутке, юмору. Говорил с друзьями нежно, тихо и ласково. Но были моменты, когда в его голосе звучал металл. Это был голос Тамерлана, голос полководца.

 

Вместе с тем был он удивительно деликатен и чуток. Он был категорически против мелких замечаний, наставлений, нотаций. Был убежден, что "воспитать" человека невозможно — каким родился, таким и будет. Не религия сделала людей нравственными и не коммунизм сделает их безнравственными. Когда рижане, члены Рериховского общества, вспоминали приход большевиков в Латвию и разгром этого Общества, Юрий Николаевич говорил: "Не Родина виновата, а несовершенство людей. Народы должны забыть прошлые обиды и в единении с любовью строить будущее".
Юрий Николаевич был свободным человеком. Свободным в духе от догм, предписаний. Он говорил языком современным. Учение не цитировал, но жил им, воплотив его в себе. В Москве в последние месяцы он очень уставал. Вставал очень рано, в 5 утра, и прогуливался вместе с сестрами Богдановыми, чтобы добыть немного праны.


Это был человек, которого хотелось любить. Он не делал поблажек человеческим слабостям, нечестности. В его присутствии мог себя чувствовать хорошо только тот, кто чист душой. Видел все, все замечал, но главное — понимал суть человека. Не смотрел на внешние признаки, но на то, чем человек живет. Было у него удивительное сочетание мгновенной реакции, подвижности, стремительности "орлиного глаза" и спокойствия, равновесия.


Облик Юрия Николаевича настолько многогранен, что трудно охватить его целиком; только духом можно было почувствовать образ: красота, сияние глаз, чудесная поощряющая улыбка и в то же время бесстрашная, неодолимая твердость, неотступность. Его спокойствие давало уверенность в благом будущем. В нем был синтез, объединяющий все грани человека на земном плане.


Те, кто знал его, любили его; он навсегда остался в памяти. Достигнувший Духа благоухает, несет жизнь и счастье. Встреча с таким человеком делает счастливым".


В начале 1960 года, как вспоминал Рихард Яковлевич Рудзитис, у Юрия Николаевича проскальзывало высказывание, что "план выполнен". Он действительно сделал все, что мог: в сложных условиях были выставки, снят фильм, вышли альбомы, Рериховские публикации. Когда его спросили, будет ли продолжение Учения, он ответил: "Учение дано на многие сотни лет вперед. До тех пор, пока человечество не выполнит все, продолжения не будет".

 

 

 

21.05.2020 10:23АВТОР: Н.В. Жукова | ПРОСМОТРОВ: 730


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (2)
  • Майя Мартолина23-05-2020 08:15:01

    Хочется от всей души поблагодарить Наталию Жукову за добрую память о Ю.Н. Рерихе!
    За то, что Н.В. Жукова органично сумела собрать прекрасные жемчужины нравственно-эстетического портрета Юрия Николаевича Рериха его современников в нежное светлое ожерелье...

  • Бойкова Татьяна23-05-2020 08:54:01

    Да, Наталия Владимировна была предана общему делу и все что она делала, делала светло и органично. Она прекрасно написала о Юрии Николаевиче, что он был удивительным человеком которого хотелось любить.

    Н.В. Жуковой нет с нами уже два года, но остались ее работы, написанные на разные темы, в том числе и посвященные своему земному Учителю, Н.Д. Спириной, которой она была безмерно предана всю свою жизнь. Не осталась Наталия Владимировна равнодушной и к разрушению Общественного музея МЦР ( в отличии от СИбРО) и вместе с ближайшей соратницей Л.И. Осинцевой написали письмо Путину, а затем обратилась к РО Сибири и Урала с просьбой поддеражать волю С.Н. Рериха.
    И теперь, читая ее замечательные работы будем слать ей лучшие мысли. Прочесть их можно на ее авторской странице.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Юрий Николаевич Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »