Тема востока в художественном творчестве Н.К.Рериха. В. Л. Мельников
К постановке задач исследования «Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть Света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Восток и Запад», — писал H.K. Рерих в зените своей всемирной славы (1935 г.). Такое понимание места своей родины на культурно-исторической карте мира он вынес из десятилетий поисков и неустанного труда в самых разных сферах — в искусстве, науке, общественной деятельности, философии.
Николай Константинович Рерих родился в России, в Санкт-Петербурге, 9 октября 1874 г., и был третьим ребёнком в семье нотариуса Константина Фёдоровича Рериха и его жены Марии Васильевны, урождённой Калашниковой. Он вырос в благополучной обстановке русской семьи, принадлежавшей к верхушке среднего класса, со всеми связанными с этим положением преимуществами — например, возможностями контактов с писателями, художниками, востоковедами, которые были частыми гостями в доме Рерихов на Университетской набережной, № 25. Уже в раннем возрасте он проявил интерес и талант к самым разным занятиям. Когда ему было девять лет, известный антрополог, профессор Военно-Медицинской академии Л. К. Ивановский приехал для исследований в районе родительского имения Извара под Гатчиной и взял юного Рериха с собой на раскопки древних захоронений. Захватывающий процесс раскрытия своими собственными руками тайн забытых веков зажёг в нем любовь к собственным научным исследованиям; эта любовь осталась с ним на всю жизнь, и повлияла на темы многих его живописных полотен. Благодаря работе в юные годы под эгидой Императорской Археологической комиссии и Императорского Русского Археологического общества, в нём развился интерес к собиранию археологических предметов, монет, минералов. Ещё в годы учёбы в известной петербургской гимназии К.И. Мая, он создал свой собственный гербарий для изучения трав и деревьев. С самого раннего возраста он проявлял особые способности к рисованию, и к шестнадцати годам начал всерьёз думать о поступлении в Петербургскую Академию художеств, чтобы стать профессиональным художником. Его отец, однако, не считал живопись подходящим занятием для достойного члена общества и настаивал на том, чтобы сын пошёл по его стопам и начал изучать юриспруденцию, говоря сыну: «Россия нуждается в общественных деятелях, а не в рисовальщиках». Сошлись на компромиссном решении, и осенью 1893 г. Николай поступил одновременно в Академию художеств и в Санкт-Петербургский университет, где получил образование сразу на двух факультетах — юридическом и историко-филологическом.
Таким образом, уже в студенческие годы Рериха происходило взаимное обогащение различных видов искусств и наук. К такому же общению разных видов творческой деятельности в зрелые годы он призывал, что свидетельствует о его неудержимой тяге к гармонизации, к сведению вместе, к нахождению соответствий между внешне несхожими и даже конфликтными сторонами и явлениями жизни. Это было характерной чертой его художественного мышления, которая сказалась на всех направлениях его деятельности.
Рерих был одарён способностью чувствовать глубинные связи явлений как вполне естественные и очевидные во всех проявлениях жизни. Именно эта способность к синтезу, — талант, которым он так восхищался в других и поощрял в молодёжи, — давала ему возможность видеть связь между субъективным и объективным, философским и научным, Восточной мудростью и Западным знанием, и строить мосты взаимопонимания между такими, казалось бы, противоречивыми явлениями. Рерих напоминал нам, что противоречия часто возникают как результат человеческого невежества, и что долгом каждого человека является развитие и расширение сознания.
Пересмотрев все известные списки произведений художника (в том числе, и те, что были составлены при его участии), мы видим, как рано появляется в его творчестве тема Востока.
В 1897 г. — картина «На чужом берегу» из серии «Начало Руси. Славяне». Хранится в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева («Радищевский музей»). Картина была представлена в год её создания на «Выставке конкурентов при Императорской Академии художеств» (по каталогу выставки № 36). Происходит из собрания С.Н. Сыромятникова и Л.П. Ковылова. Первым это произведение исследовал Е.И. Водонос (1966), связавший его с остальными картинами серии. По его мнению, это «правдивая повесть о тревожных буднях славянской древности». Несколько иную трактовку предложил Б.Д. Сыромятников, близкий родственник первого владельца полотна, которому его подарил сам автор. В своей публикации (2008) Б.Д. Сыромятников предпринял попытку объяснить, почему именно известному журналисту, путешественнику, переводчику «Саги об Эйрике Красном» Сергею Николаевичу Сыромятникову (1864-1933), в 1897 г. отправившемуся с секретной командировкой к «чужим берегам» Китая и Кореи, преподнёс это произведение художник. Перед нами — рассказ о трагических страницах «встречи» Востока и Запада. В Государственной Третьяковской галерее в Москве и в Санкт-Петербургском государственном Музее-институте семьи Рерихов хранятся карандашные наброски «На чужом берегу», в целом соответствующие саратовской картине. А.П.Иванов называет в своём неизданном перечне (1915) эту картину «Один. На чужом берегу».
С самых ранних лет душа художника прилежала не только к русской старине, но и к наследию других народов, населявших территорию России и сопредельных с ней стран. Во многих уже ранних произведениях на темы Востока Н.К.Рерих осознаёт символическую встречу Востока и Запада не как трагедию, а как спасительный круг для зашедшей в тупик современной европоцентрической цивилизации. Настроенный в разговорах с В.В.Стасовым на поиск связующих нитей, Н.К.Рерих создаёт произведения о древних славянах, о варягах, о половцах, о чуди. Золотые скифские бляхи из Обь-Иртышского междуречья вдохновили его на создание «Сибирского фриза» (1903), выставленного на самой первой выставке художника в петербургском художественном предприятии «Современное искусство» (1903). Пермский звериный стиль в рериховской трактовке смело вошёл в орнаменты современной мебели и театральных декораций, а чукотско-эскимосская резьба по кости определила стилистику его работ о самом раннем периоде развития человечества.
Многие произведения, упомянутые в каталоге самой первой «выставки картин, этюдов и рисунков Н.К.Рериха» (1903), поныне остаются неизвестными специалистам, но по сохранившимся их названиям мы можем судить о широком диапазоне интереса к Востоку у художника: «Кочевники» (1902-1903), «Византиец» (1902-1903), «Соглядатаи» (1901) и др.
По мнению многих искусствоведов, основной идеей искусства Н.К.Рериха уже в ранний период была идея синтеза культур (прежде всего — культур Запада и Востока), занимавшая его уже с начала 1900-х гг. Она нашла яркое воплощение в замечательном произведении — картине «Сокровище Ангелов» (1905).
Хранится в Государственном комплексе «Дворец конгрессов» в Стрельне, Санкт-Петербург. Первоначально картина находилась в собрании Е.И. Рерих. В 1920 г. вместе с семьёй художника переехала из Европы в Америку и занимала центральное место в передвижной выставке картин Николая Рериха, которая в 1921-1923 гг. побывала в более чем двадцати городах США. Затем была передана в Музей Рериха, открывшийся в Нью-Йорке в конце 1923 г. В 1929 г. Музей Рериха обрёл новое здание, и первой картиной, которая встречала посетителя, поднимающегося по лестнице к выставочным залам, была именно «Сокровище Ангелов». Следующими владельцами полотна стали Луис и Нетти Хорши (1935-1971 гг.), Художественный музей Роуз (при Университете Брэндайс, Массачусетс, 1971-1997 гг.), Александр Левин (1997-1998 гг.). В 1998 г. полотно было продано на торгах аукционного дома «Sotheby's». В качестве покупателей выступили М.Л.Ростропович и Г.П.Вишневская, в коллекции которых произведение находилось до 2007 г. Поступила в 2008 г. в дар Российской Федерации от А.Б.Усманова, который целиком приобрёл коллекцию М.Л.Ростроповича и Г.П.Вишневской также на торгах «Sotheby's».
Это произведение художник впервые показал на выставке петербургского «Салона» С.К.Маковского в 1909 г., затем — в 1911 г. — на московской выставке «Мира искусства». С тех пор оно в России не экспонировалось (до 2009 г.). В 1917 г., покидая Петроград, Н.К.Рерих увёз картину с собой за границу.
По определению автора, «Сокровище Ангелов» — это эскиз стенописи усыпальницы. Работа неоднократно воспроизводилась и упоминалась в художественно-критических очерках и искусствоведческой литературе. О нём писалось во всех прижизненных монографиях, посвящённых творчеству Н.К.Рериха. Интерес к нему не ослабевает и в наше время. Исследования Кеннет Арчер (1999), Л.В.Короткиной (1998), Е.П.Маточкина (2001), В.А.Росова (2001) и других продолжают традицию глубокого осмысления этого эпохального для всего русского периода художника произведения.
Полотно «Сокровище Ангелов» Н.К.Рерих написал в 1905 г. (по некоторым данным, оно было начато в 1904 г.). Его появление было непосредственно связано с работой Н.К.Рериха над росписями и эскизами мозаик для церкви Покрова Богородицы в селе Пархомовка Киевской губернии, а также для церкви Святого Духа в имении княгини М.К.Тенишевой в Талашкино. Автограф художника к воспроизведению картины в журнале «Огонёк» (СПб., 1909. - № 13. - С. 10-11, 17-18) гласит: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы “Сокровище Ангелов”: ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, — символы чего начертаны на камне».
«Усыпальница» могла относиться к храму в Талашкино, в котором княгиня М.К.Тенишева похоронила своего мужа. Но как показала в своём недавнем исследовании Е.Г.Фурсикова (2009), более вероятно, что «Сокровище Ангелов» создавалось художником для другого объекта. Это мог быть пока неизвестный нам проект или же церковь Покрова Богородицы в Пархомовке, построенная в 1903-1906 гг. по проекту архитектора В.А.Покровского. Роспись, однако, осуществлена не была, а картина «Сокровище Ангелов» осталась одним из наиболее значительных ранних произведений в творчестве Н.К.Рериха.
К этому времени за художником закрепилась репутация знатока и певца старины, доисторической Руси. Но в этом полотне впервые столь монументально прозвучали темы, которые впоследствии стали основными в творчестве мастера. Философское осмысление основ бытия, борьбы добра и зла, таинств неизречённых, символов, позволяющих приблизиться к жизни вечной, к сути вещей, — всё это не кричаще, а с огромной, торжественно затаённой силой заложено в симфонии образов и красок. По словам самого творца: «За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит Сокровище Ангелов. Самоцветный камень. В нём добро и зло. Краеугольный камень. На нём мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт. От усталости не помнит себя, а всё сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутёвый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придёт» (Слово. - СПб., 1908. - 17/30 июля. - № 511. - С. 3).
Стиль автора возвышенно лаконичен и в то же время предельно ёмок. Такова же и картина, свободная от печати церковных застывших канонов. Художник отдаёт дань византийской иконописи, средневековым фрескам, приходит на ум строгий, надземный Джотто. Современность прорывается в приёмах постимпрессионизма. Но за всем этим чувствуется ещё и некая вневременная мощь, творческий взрыв — как результат глубоко личного осмысления основной идеи. В отличие от иконографических канонов, согласно которым смысловой центр картины сдвигается кверху, к небесам, в «Сокровище Ангелов» главное действо сосредоточено на первом, ближайшем к зрителю плане: Камень, архангел-архистратиг, Древо Жизни. Камень чёрно-синий с изумрудно-сапфировыми бликами, на нём стилизованное распятие, обрамлённое орнаментом, в котором угадывается и Древо Жизни, и виноградная лоза, и змий. «За древами Бытия лежит Камень, в нём добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается», — так говорит о картине Н.К.Рерих в каталоге выставки «Мир искусства» (М., 1911, № 243).
Охраняет Камень главный ангел — страж неусыпный, вооружённый копьём и щитом, покрытым священными знаками. Справа от архангела — Древо Жизни, общемировой символ добра и жизни вечной. На ветвях Древа Жизни и других райских дерев расположились сирины и алконосты — птицы с женскими головами, возвещающие радость и жизнь бесконечную.
На более дальних планах картины — легионы ангелов-охранителей. Более ста их на страже мира, и всё новые прибывают из врат Райского кремля, расположенного по самому верху картины.
Именно на Востоке художник обрётёт своё «Сокровище - Камень». Именно к «Сердцу Азии» с тех пор будет неудержимо вести его интуиция.
В движении Н.К.Рериха на русский и — шире — евразийский Восток была естественная тяга, обусловленная и многовековыми традициями российского общества, и самой историей государства российского.
Как справедливо отмечает культуролог В.Е.Голенищева-Кутузова (2002), основы русской восточной политики были намечены ещё в XIII в. Заложенные князем Александром Невским традиции союза с народами Азии, с Ордой, опирались на национальную и религиозную терпимость и вплоть до XIX века привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. Союз с ордынцами, начатый Александром Невским, привёл к тому, что после распада монгольской империи, Россия практически наследовала её территории и вместе с ними взяла под покровительство живущие на них народы. Это позволило после покорения Казани в 1552 г. Ивану IV (Грозному) начать присоединение Сибири, которое произошло в 1553 г. С тех пор на азиатском пространстве русского царя называли «белым царём», что обозначало «император Запада».
Этот краеугольный момент в русском движении на Восток нашёл воплощение в масштабном произведении Н.К.Рериха «Взятие Казани» (другое название — «Покорение Казани»), созданном в 1913-1914 гг. в нескольких вариантах. В.Н.Левитский (1916) упоминает два эскиза панно «Покорение Казани» под 1914 г., один эскиз в собрании Правления Московско-Казанской железной дороги, другой — в собрании Я.А.Тикстон. Аналогично упоминает и С.Р.Эрнст (1918), с единственным отличием, которое состоит в том, что второй эскиз, по его данным, принадлежал Н.А.Белоцветову (Санкт-Петербург). Писатель А.М.Ремизов посвятил этому произведению одну из глав своей «Жерлицы дружинной», увидевшей свет в монографии «Рёрих» (1916).
Согласно проекту архитектора А.В.Щусева, декоративное панно Н.К.Рериха размером около 40 сажен (сведения из раздела «Хроника» журнала «Аполлон», 1913 г., № 5, с. 46) должно было украшать вестибюль Казанского вокзала. В живописной отделке предполагалось введение восточных элементов. По словам А.И.Гидони (1915), «по железнодорожной артерии, заменившей древние великие пути - реки, происходит беспрестанный обмен тысячами людей между Востоком и Западом нашей страны». Огромные произведения Н.К.Рериха «Сеча при Керженце» (1911) и «Покорение Казани» (1913) должны были рассказать этим людям, «как создавалось драгоценное соединение — то, что называется Россией, то, что выльется ещё, быть может, в примечательнейшую культуру мирового значения…» К сожалению, в 1933 г. были уничтожены оба панно по указанию некого Маслова, в то время ректора художественного училища. «Этот вандализм вызвал протест со стороны художников, и Маслова осудили, — писал Н.К.Рерих. — Друзья не могли понять, почему пресловутый Маслов уничтожил именно эти два панно» («Культура», 25 декабря 1940 г.).
При Николае II (1894-1917) одной из знаменательных вех сближения России и Востока стало строительство Буддийского храма в Санкт-Петербурге. В специально созданный комитет по строительству храма вошли академики В.В.Радлов, С.Ф.Ольденбург, врач П.А.Бадмаев, князь Э.Э.Ухтомский, бурятский лама А.Л.Доржиев, художник Н.К.Рерих, исследователь Центральной Азии П.К.Козлов и многие другие представители российской научной и культурной общественности. Автором проекта был архитектор Г.В.Барановский. Первое буддистское богослужение состоялось 21 февраля 1913 г. в честь 300-летия российской династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Н.К.Рерих курировал работы по художественному оформлению интерьеров храма.
Однако не все в России того времени поддерживали расширение и укрепление её отношений с Востоком. Некоторые общественно-политические круги считали, что усиление «Восточного вопроса» является ошибкой. Такое мнение обосновывалось тем, что расширение интересов страны на Восток привело к столкновению с Японией, результатом которого явилась Русско-японская война 1904-1905 гг., вызвавшая недовольство и приведшая к беспорядкам. Отклик на это событие — замечательный по своей лаконичности и злободневности рисунок Н.К.Рериха для открытки «На Дальнем Востоке» (1904), отпечатанной в петербургской литографии И.Кадушина в 1904 г.
Западники и славянофилы настаивали, чтобы Россия перенесла интерес и внимание с Востока на Запад («Балканский вопрос»), что впоследствии привело к ещё большим потрясениям — началу Первой мировой войны и революции 1917 г.
Эти события в известном смысле прервали преемственность российской восточной политики. Но, и в Петербурге, и в далёкой эмиграции часть русской интеллигенции продолжала сохранять интерес к Востоку, и можно согласиться с В.Е.Голенищевой-Кутузовой (2002), которая считает, что именно учёные-востоковеды явились продолжателями азиатской политики дореволюционной России, веря, что в этом будущее нашей родины.
Мотивы Востока проникали в культуру того времени, особым образом находя отражение и в искусстве. Ярким примером этого является творчество знаменитого художника, исследователя и учёного Н.К.Рериха. Имея достаточно широкое признание в русской художественной среде, Н.К.Рерих с юности обращался к культурному наследию Востока, выделяя в нём, как хранителе многовековых традиций, более человечные и гармоничные принципы по сравнению с теми, которые проповедовала западная цивилизация. Рассмотрев всё вышесказанное, можно совсем по-иному рассматривать культурную миссию Н.К.Рериха и его семьи, в отличие от господствующей в западной литературе тенденции представления Н.К.Рериха лишь как предтечи новомодного и спорного направления New Age и как художника-мистика. Н.К.Рерих выступил как охранитель и продолжатель традиции сближения России с Востоком, с Азией, и уже в ранний период своей творческой биографии представил поразительные по силе художественного выражения произведения на тему Востока.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бараев В. Нерушимый утёс // Буддизм. - М., 1992. - № 1. - С. 21-22.
2. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. - Самара, 1996. - 3-е изд., доп.
3. Водонос Е.И. О произведениях Н.Рериха в Радищевском музее // Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева: Материалы и сообщения. - [Вып. 1.] - Саратов, 1966. - С. 65-74.
4. Гидони А. Творческий путь Рериха. – 1915 // Н.К.Рерих. - [Издание «Аполлона».] - Пг., 1915.
5. Голенищева-Кутузова В.Е. Русская интеллигенция и Восток // Дельфис. - М., 2002. - № 1. - С. 95-98.
Каталог выставки картин, этюдов и рисунков Н.К.Рериха. - СПб.: Современное искусство, 1 марта 1903. - [Отпечатано Товариществом Р.Голике и А.Вильборг. Уникальный экз. в РНБ.].
6. Каталог выставки конкурентов при Императорской Академии художеств. - СПб., 1897.
Каталог выставки картин «Мир искусства». - М., 1911.
7. Иванов А.П. Списки живописных и литературных работ Н.К.Рериха. - Автограф. - Сектор рукописей ГРМ, ф. 143, № 10. – 32 л.
8. Короткина Л.В. Картина Н.К.Рериха «Сокровище Ангелов» (1904-1905) // Петербургский Рериховский сборник. - № 1. - СПб., 1998. - С. 280-292.
9. Маточкин Е.П. Н.К.Рерих. «Сокровище Ангелов» // Петербургский Рериховский сборник. - № 4. - СПб., 2001. - С. 192-209.
10. Мельников В.Л. Николай Рерих и Императорское Русское Археологическое общество // Санкт-Петербургский университет. - 1997. – 10 февраля. - № 3. - С. 19-23.
11. Рёрих / Худ. ред. В.Н.Левитского; текст: Ю.К.Балтрушайтис, А.Н.Бенуа, А.И.Гидони, А.М.Ремизов, Н.К.Рерих, С.П.Яремич. - Пг., 1916
12. Рерих Н.К. Листы дневника: В 3 т. - М., 1995-1996.
13. Рериховский век: Каталог выставки. Живопись и графика. - СПб., 2009.
14. Росов В.А. Сокровище Ангелов // Вестник Ариаварты. - М., 2001. - № 1. - С. 13-22.
15. Салон [С.К.Маковского]: Каталог выставки живописи, графики, скульптуры и архитектуры, устроенной в 1909 г. в помещении музея и в «Меншиковских комнатах» Первого Кадетского корпуса. - [СПб.], 1909.
16. Сыромятников Б.Д. О сотрудничестве Н.К.Рериха с С.Н.Сыромятниковым (к постановке задач исследования) // Рериховское наследие: Труды конференции. - Т. VI. - СПб., 2008. - С. 385-397.
17. Третьяков В.П. Из истории сотрудничества Н.К.Рериха и Общины Святой Евгении // Петербургский Рериховский сборник. - № 4. - СПб., 2001. - С. 293-304.
18. Фурсикова Е.Г. «Сокровище Ангелов» Н.К.Рериха. Изучение полотна и вопросы атрибуции // Рериховское наследие: Наследие семьи Рерихов в музеях и собраниях мира: Тезисы IX конференции. - СПб., 2009. - С. 3-5.
19. Эрнст С. Н.К.Рерих. - Пг., 1918.
20. Archer K. Roerich, East & West: Paintings from the Nicholas Roerich Museum. - Bournemouth (England), 1999.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. Н.К.Рерих. На чужом берегу. 1897. Холст, масло. 34 × 85. Слева внизу подпись: На чужом берегу Н.Р. 97. Надпись на нижней планке: Дорогому [Сергею] Николаевичу Сыромятникову. Н.Ре[рихъ] (полустёрто). Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева. Инв. № Ж-1162.
2. Н.К.Рерих. Сокровище Ангелов. 1905. Холст, масло, темпера. 321,5 × 367,0. Государственный комплекс «Дворец конгрессов» в Стрельне, Санкт-Петербург. Инв. № КД Ж 125.
3. Н.К.Рерих. Взятие Казани. 1913. Эскиз панно для Казанского вокзала в Москве. Бумага, темпера. 83 × 78. Национальная галерея Армении, Ереван. Инв. № Ж-592/897.
4. Н.К.Рерих. На Дальнем Востоке. 1904. Рисунок для открытки Общины Святой Евгении. Воспроизводится по публикации на открытке из собрания Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов.
Владимир Леонидович Мельников - заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов, кандидат культурологии.
18.08.2009 03:00
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".