«Дума о Культуре есть врата в будущее»: День Культуры – 2024 в школах Санкт-Петербурга. 30 апреля 2024 г. в 12мск. Лекция «Сергей Павлович Дягилев и “Русские сезоны”». О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Театр ему многим обязан: Николай Рерих


 

 

9 октября 2022 г.

 

27 сентября 1874 года (9 октября по новому стилю) родился знаменитый художник, философ, писатель, путешественник, археолог Николай Рерих. Личность настолько масштабная, что о нем знают даже люди далекие от культуры.

 

Сегодня хотелось бы вам рассказать о Рерихе-сценографе. Потому что его картины увидеть можно. Можно почитать его книги. А вот увидеть спектакли, оформлением которых он занимался – увы, мы уже не сможем. Остались только эскизы и фотографии, по которым можно судить о его художественном гении.

 

Н.К.Рерих. Путивль. Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина. 1914
 
 

Только представьте, Рерих создал около 500 эскизов декораций и костюмов к 30 постановкам, среди которых произведения Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера, А.М. Ремизова, А.Н. Островского, Лопе де Вега, М. Метерлинка и Г. Ибсена.

 

Его сотрудничество с театрами продолжалось почти 40 лет. Ведь по его убеждениям, Театр служит самым высоким идеалам Красоты и Добра.

 

 

И к себе, как театральному художнику, у него были очень высокие требования. Он писал:

 

«Не думайте, чтобы художник считал свою задачу выполненной, если он хорошо написал заказанные ему декорации. Ведь эти декорации – не более как фон. Картины создадутся из них только тогда, когда на их фоне появятся и будут действовать люди. И это интересует художника нисколько не меньше того, как осветят или как повернут его декорации. Ведь все, что будет происходить на сцене, может совершенно идти вразрез с тем, что представлял себе художник на фоне написанных им декораций. Таким образом, совершенно естественно, что наряду с декорацией тот же художник должен создать и костюм каждого действующего лица, и всю бутафорию, вообще все, что глаз зрителя увидит на сцене.

 

Но раз все это будет задумано и создано по одному намеченному плану художником, то как же может он оставаться в стороне, когда все это, созданное его руками, будет приведено в действие и оживет? Ведь для него далеко не безразлично, где встанет то или иное действующее лицо, будет ли толпа стоять густой массой справа или же будет разбросана по всей сцене. Таким образом, художник так же участвует в постановке спектакля, как и режиссер и все артисты»

 

Рериха очень вдохновляла идея синтеза искусств, где композиторы и художники, постановщики и артисты создадут уникальный творческий продукт. «Русские сезоны» под антрепризой Дягилева максимально приблизились к реализации этой идеи.

 

Н.К.Рерих. В монастыре. Эскизы к опере «Сестра Беатриса» А.А. Давидова, на сюжет пьесы М. Метерлинка. !914

 

Рерих писал:

«Дягилев совершал большое русское дело. Творил широкие пути русского искусства. Все, что делалось, было своевременно и несло славу русского народа далеко по всему свету»

 

Европейская публика была сражена тем, насколько едины могут быть постановка, визуальное решение и содержание спектакля.

 

Как театральный художник Рерих был уникален тем, что созданные им эскизы предельно точно соответствовали исторической эпохе. У Рериха были обширные знания по истории, археологии, он посещал старинные города, и мог погрузить зрителя в атмосферу ушедших веков. И вместе с тем, большинство эскизов можно считать законченной картиной, настолько детально они были проработаны.

 

 

 

Такое внимание к деталям помогало и артистам, и зрителям. Вот например, свидетельство Михаила Фокина:

 

«Театр ему многим обязан. Работы Николая Константиновича для русских оперы, балета, драмы всегда создавали атмосферу высокой художественности, помогали артисту. Написанные широким приемом, его декорации не развлекали зрителя ненужными подробностями и не идущими к делу красочными эффектами, а помогали ему сосредоточиться и почувствовать смысл, дух, характер действия и музыки»

 

Или пример постановки в 1911 году в Париже оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Занавес, выполненный по эскизу Николая Рериха, вызвал настолько большой восторг зрителей, что его поднимали и опускали 12 раз.

 

Рерих считался одним из самых тонких интерпретаторов творчества Рихарда Вагнера. Немецкий критик В. Риттер называл декорации Рериха к произведениям Вагнера – лучшими в мировом изобразительном искусстве.

 

Н.К.Рерих. Дом Сольвейг в горах. 1912. Эскизы к пьесе "Пер Гюнт" Г.Ибсена.

 

 

А для балета «Весна Священная», Рерих создал не только костюмы и декорации, но и либретто.

 

Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеорассказ о создании этого балета.

 

 

 

 

Николай Цискаридзе

 

 

30.12.2022 09:40АВТОР: Николай Цискаридзе | ПРОСМОТРОВ: 476


ИСТОЧНИК: dzen.ru



КОММЕНТАРИИ (1)
  • Ксения01-01-2023 20:44:01

    Статья вызывает большое уважение к автору. Помимо других талантов - артиста балета, преподавателя, ведущего ТВ программ - он обладает развитым сознанием, позволяющим по достоинству оценить масштаб личности Н.К. Рериха, его разностороннюю деятельность, сделав акцент на сценической деятельности и отметив, что Н.К. Рериха вдохновляла идея синтеза искусств и он стремился к её воплощению.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «О картинах Николая Константиновича Рериха. »