Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Тайна оккультного кольца Елены Блаватской. Сергей Целух


 

Е.П. Блаватская

 

 

Магические кольца в истории мира

Магические кольца ведут свою родословную из далекой древности. Их носили, как правило, знатные люди, занимавшие высокое положение в обществе: фараоны, цари, князя, пророки, видные государственные и политические деятели. Такое кольцо обозначало высокое социальное и политическое положение, и было знаком власти его владельца. Это позже оно стало доходной частью колдунов, магов, цыган и других людей, обладающих паранормальными способностями.

 

Важную роль в таком кольце играли материалы, из которых оно изготовлено, и магические знаки, имеющиеся на нем. Известно, что различные камни, вставленные в кольцо, имеют определенную силу действия. Некоторые считают, что они могут помочь его владельцу в тех или иных делах, способствуют в успехах и приносят счастье. Хотя большинство людей убеждены, что кольца и перстни скорее играют роль украшения и придают его владельцу некую уверенность в себе и своей самодостаточности. Не исключается и другое мнение, что перстни цыган всегда носят оккультный характер, они магические, и их владелец, если он нашел его, может получить несчастье, болезнь и даже смерть. Редко встречаются люди, имеющие магические кольца, с помощью которых можно приобрести счастье или навредить другому. И, тем не менее, кольца с камнями, или попросту – перстни, иногда связаны с защитной магией, если они побывали в руках экстрасенсов или цыган, связанных с магией. Они охраняют семью от соперниц, вредителей и недоброжелателей и возможно приносят счастье. Часть таких колец обладают уникальными магическими свойствами и сила их всегда несокрушимая.

 

Кольцо Лилит. Оно обладает невероятной силой и властью управлять чувствами и желаниями людей, и может принести человеку счастье, или же беду, в зависимости от того, на что направлены невидимые силы. Это в том случае, если такое кольцо освящено магом, экстрасенсом или оккультистом. Из легенды узнаем, что Лилит была первой женой Адама. Ева была создана чуть позже, она стала второй женой Адама. Чтобы отомстить Еве, Лилит, в образе змеи, уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первооснова древнего мифа. Позже, в Средневековье, под влиянием слова «лайил», на древнееврейском означает «ночь», легенда приняла совсем иной оборот. Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она изображается ангелом, ведающим рождением людей, иногда демоном, осаждающих спящих, или бредущих по дороге одиноких путников. В народном представлении она предстает в виде молчаливой женщины с черными распущенными волосами.

 

Кольцо Лилит

Кольцо Лилит

 

Кольцо Соломона. Оно призвано защитить мага от воздействия вызываемых им духов и демонов и подчинить их своей воле. В повседневной жизни кольцо Соломона дает его обладателю огромную силу и власть над миром духов, которые подчиняются любым его желаниям.

В обычном представлении, таинственная сила Соломонова перстня основана на выгравированной надписи − «И это пройдет», свидетельствующая о высокой мудрости его владельца, и несокрушимой силе справедливости. Не секрет, что все восточные талисманы имеют одну общую черту: они содержат какие-то изречения. У мусульман, например, это изречения из Корана.

 

Кольцо Соломона

Что касается перстня царя Соломона, то он не приносил несчастья людям, он лишь помогал хозяину быть всегда в нормальном расположении духа, не радоваться временным успехам и не печалиться от каких-то потерь. Он способствовал мудрости его владельца и вселял в людей надежду, что главное в жизни – это Жизнь. Известно, что этот перстень хранится в гробнице Соломона и его стерегут фантастические драконы. В Восточных странах считается, что обладатель такого перстня становится повелителем своих страстей и бесплотных сущностей, которые должны повиноваться ему. Но большинство уверены, что магическая сила этого перстня утратилась со смертью его владельца.

 

Перстень Юлия Цезаря. Считается, что его перстень имел огромную силу, направленную на покорение других народов и уничтожение врагов. Скрытые силы его кольца дали владельцу неограниченную власть, которой Цезарь не смог разумно распорядиться. Но кроме агрессивных сил, заключенных в перстне Цезаря, были и другие, направленные на подавление и уничтожение его пороков: агрессивности, жажде власти, мстительности, убийства друзей и военачальников. Кольцо развязало руки этим силам и как результат – Цезарь был убит от рук своих друзей, среди которых был и Брут. Так в 44 года, в расцвете своих физических и полководческих сил, ушел из жизни великий узурпатор, военный стратег и писатель Гай Юлий Цезарь.

 

Перстень Юлия Цезаря

Перстень Юлия Цезаря

 

Нет смысла перечислять все известные миру мистические кольца или перстни. Скажем откровенно, не всегда они служили своим владельцам оберегами, не всегда притягивали к себе золото, богатство, власть и продлевали властителям жизнь. Скорее всего, было всё наоборот, о чем свидетельствуют трагические и короткие жизни их владельцев. Нас интересует не столько далекая история и не столько знаменитые личности, сколько своя, отечественная история и своя великая личность. Мы хотим как можно больше узнать о магическом кольце Елены Петровны Блаватской, с которым она никогда не разлучалась и с которым прожила не очень долгую жизнь.

Оккультное кольцо Блаватской

Об оккультном кольце Елены Блаватской написано не столь много, как бы нам хотелось. Даже не знаем почему, ведь мистика, оккультизм, эзотерика и магия для Елены Петровны были любимыми науками. А ее кольцо имеет непосредственное отношение к ним. В поисках такого материала можно составить хронологию событий из жизни Е.П.Б. и написать небольшой роман. К счастью, сохранились подлинные записи ее современников, которые более или менее дают возможность прояснить эту запутанную историю с ее кольцом. В своем рассказе мы будем следовать за данными мистера Гарри Бенджамина, исследователя Блаватской, сделавшего попытку разобраться с этой интригующей историей и написавшего статью «История оккультного кольца Блаватской». [1]

 

Статья Бенджамина состоит из двух разделов. Первый – это собственноручное письмо автора с колонтитулом – «Теософские курсы по переписке», датированное 2 марта 1979 года. Оно очень краткое, но емкое по насыщенной информации, и размещено на трех страницах. Вторая часть статьи служит продолжением первой, она отпечатана на машинке, без колонтитула и не подписана. Называется статья «Кольца Е.П. Блаватской». Нам очень жаль, что вследствие неизвестных причин, Гарри Бенджамин не смог свое дело довести до конца, хотя рассказал он нам много интересного.

 

Рука Блаватской с перстнем

Рука Блаватской с перстнем

 

Итак, первое упоминание о загадочном кольце Блаватской встречается в теософском журнале «Теософист», где теософский историк И.В. Теллем сообщил, что «Олькотт передал кольцо Блаватской − Джаджу». Такое сообщение послужило сигналом для раскручивания истории о магическом кольце Елены Блаватской. Известно, что по объему, весу и стоимости оно в десятки раз, если не в сотни, дешевле колец могущественных лиц. Елена Блаватская вела очень скромный образ жизни, всегда нуждалась в деньгах, а когда они появлялись, то уходили на Теософское Общество, его существование и развитие. Кроме того, деньги угодили на содержание журналов и издание собственных книг. Не отрываясь от него, мы последуем за увлекательным исследователем.

 

Выдавая себя за правдивого и скрупулезного исследователя, Гарри Бенджамин, в тоже время, вносит путаницу в столь щекотливый вопрос. Он часто пользуется непроверенной информацией и без названия источника, использует ее в своей статье. Хотя его рассказ очень занимательный и несет ценную информацию для всех читателей.

 

«Точная копия кольца, принадлежащая мне, доказывает, что оригинал кольца Блаватской имел тайник. Моё кольцо было передано мне шведским членом Теософического Общества миссис Эллин Клингстранд, которая, в свою очередь, получила его от своего друга графа Вахмейстера. Кольцо было передано графу его матерью графиней, которая поведала ему, что когда-то сказала Блаватской, что хотела бы иметь точно такое же кольцо, как у неё, если только это возможно. Блаватская дала его ей; оно было точно таким же, но размером меньше, т. к. кисти рук у Е.П.Б. были довольно пухлыми». [2]

 

Изготовила ли Елена Петровна копию своего кольца у ювелира или же материализовала его путем осаждения, остается только догадываться. Гари Бенджамин придерживался более реалистического мнения, что оно было изготовлено ювелиром, хотя были и другие мнения. Читатель в большом затруднении, чьи слова привел в своем отрывке Гарри Бенджамин: свои, Олькотта или кого-то другого? Где искать этого правдивого автора, на которого можно положиться? У нас есть много к нему вопросов. Но источника информации Бенджамин не называет. Затем начинается новая загадка. Снова приводится отрывок, непонятно из какого текста, и кто является его автором. Мы приводим его полностью:

 

«Миссис Клингстранд отдала своё кольцо мне после того, как она, мучившись вопросом о том, кому же его передать, однажды утром получила по почте копию Членского бюллетеня Ложи с [моей] статьей «Следование традиции Блаватской». Тогда она поняла, что я – тот, кто должен его получить. Не желая дожидаться своей смерти или посылать кольцо почтой, она решила приехать в Англию и передать мне его лично. В письме она ничего не сказала мне про кольцо, но я поделился с Гарри, что раз мне оказано так много любезностей со стороны шведских теософов, то было бы неплохо, если бы мы пригласили миссис Клингстранд к себе на день или два, что позволило бы ей выполнить то, что она задумала.

 

Конечно, моё кольцо с секретом, но он так хорошо сделан, что его легко не заметить, если не искать его специально.

 

Когда Борис Цырков несколько лет назад был в Уитоне во время пребывания там Шри Рама, тогдашнего Президента Международного ТО, Борис спросил его, нет ли у него в кольце, которое он носит, секрета. Шри Рам уверил его, что секрета нет, снял кольцо со своей кисти и протянул его Борису. Это было то самое кольцо, которое Анни Безант носила после смерти Блаватской, заявляя, что оно оккультное, но Джадж тогда сказал ей, что оно не является таковым, что оно подделано, что это он – обладатель оккультного кольца. Кольцо Анни Безант переходило от Президента к Президенту и, предположительно, именно его носит сегодня Джон Коутс (президент ТО в 1973–1979 г. – Прим. пер.).

 

Чтобы быть вдвойне уверенным в отсутствии секрета и подтвердить, что Борис не мог ошибиться, я перепроверился. Когда Дадли Барр, в то время Президент Канадской секции ТО, был в Лондоне по пути на Международный Теософический Конгресс, он позвонил мне в надежде увидеться. Встреча состоялась и я показал ему моё кольцо, рассказав ему всё, что мне удалось узнать о его истории. Я попросил его при встрече со Шри Рамом, для полноты достоверности, попросить ещё раз показать его кольцо. Шри Рам показал кольцо Дадли Бару, и Дадли потом заверил меня, что кольцо – без секрета.

 

Конечно, есть несколько копий настоящего кольца, но конкретно это копией оккультного кольца не является.

 

Джадж передал своё оккультное кольцо Катрин Тингли, от которой оно перешло к Пурукеру. Я достоверно знаю, что это был оригинал кольца, потому что оно было в моём распоряжении наряду с прочим содержимым сейфов Пурукера, а после смерти Пурукера по его указанию я передал его Председателю Кабинета, Иверсону Харрису. Это было то самое кольцо, которое Джадж передал Тингли. Непосредственно перед своим последним путешествием в Европу Катрин Тингли надевала это кольцо на мой палец. Она сказала мне: «Теперь ты всегда будешь знать, что однажды кольцо Е.П.Б. было на твоём пальце». [3]

 

Трудно установить, откуда взят этот отрывок, кто разговаривал с нами о кольце Блаватской, сам автор статьи или кто-то другой, имеющий прямое отношение к названной теме. Мы действительно получили очень ценную информацию, поэтому хотим знать, кто ее автор и какую роль он играл в жизни Елены Блаватской.

Наконец, мы попадаем в круг размышлений самого автора и верим, что это его слова, а не кого-то другого, потому что они написаны, как будто бы от имени Гарри Бенджамина: «О камне в кольце: иногда его называли агатом, но Е.П.Б. говорила, что это был гематит (кровавик). Миссис Кристмас Хамфрис, сама ювелир с собственной зарегистрированной фирменной маркой (клеймом), описала мне недоразумение, произошедшее по причине того, что некоторые люди думают, что гематит красный. На самом деле это не так, за исключением случаев, когда на него падает свет, – тогда он начинает пылать. Чтобы провериться ещё раз, я посетил ведущего ювелира в Вортинге, на рудниках, описал ему камень и спросил, что это может быть; леди немедленно ответила мне: «гематит». «Не агат?», – спросил я. «Нет», – ответила она. «Я это знаю, т.к. мой камень рождения – гематит». Показательно, что Британская Энциклопедия утверждает, что гематит – символ Мученичества!» [4]

 

И дальше такая запись: «Настоящее кольцо [речь идёт о кольце Джаджа – прим. Пер.], было передано полковнику Конгеру, когда он сделался Главой Общества в Пойнт Лома, а после его смерти кольцо принял Джеймс Лонг. Предположительно, сейчас его носит Грейс Кнох». И под документом cnjbn подпись: Мистер Гарри Бенджамин. [5]

 

Борис  Николаевич Цырков

Борис  Николаевич Цырков

 

Выясняется, что кольцо Блаватской было не просто кольцом, а перстнем. В нем был драгоценный камень гематит (кровавник), что по данным Британской Энциклопедии, есть символом мученичества. Узнаем, что когда на него падает свет, он начинает пылать. Позже выясняется, что у Блаватской было кольцо с двумя камнями зелено-черного цвета − агата, и при свете они овсе не «пылали», а давали лишь темный цвет.

 

Таким интересным материалом заканчивается первая часть истории оккультного кольца Елены Петровны. Затем начинается ее вторая часть – главная и интересная.

История оккультного кольца продолжается.

Она напечатана на другой машинке и не имеет колонтитула − «Теософический Курс по переписке», и не подписанная. Статья называется «Кольца Е.П. Блаватской». Неизвестный автор, возможно, это Гари Бенджамин, приводит новые данные о кольце Блаватской. Это выдержки из газет и журналов по интересующей нас теме, но на сей раз частично указываются их адреса. Автор сообщается, что Елена Петровна выдвигает требование к газете «Чикаго Трибьюн», опубликовавшей в статье «Последний год» от 5 мая 1888 года, поддельное письмо, якобы от К.Х., содержащее факсимиле «эмблемы на кольце, которое я ношу вот уже более пятнадцати лет».

 

Следовательно, по мнению автора, Блаватская носила свое кольцо с 1874 года, хотя он не уверен, что это было именно то кольцо, о котором идет речь. У Бенджамина есть фотокопия статьи из «Чикаго Трибьюн» и указанное факсимиле кольца Е.П.Б., образца 1889 года, представляющего собой овальный камень с двумя переплетёнными треугольниками вверху и санскритским словом «Сат» под ними.

 

Значит, история перстня Елены Блаватской, рассказанная автору статьи мисс Франческой Арундейл, правдивая. Но она начинается не с 1874, а с 1884 года, когда Блаватская проживала по адресу Элджин Кресент, 77 в Лондоне, вместе с мисс Арундейл и её матерью. Елена Петровна тогда пожелала иметь кольцо с печаткой, и мисс Арундейл предложила ей свои услуги по его приобретению. Блаватская согласилась, и подруга нарисовала ей эскиз такого кольца: двойной треугольник и под ним санскритское слово сат, что значит Истина. В тоже время, Арундейл спросила Елену Петровну, как она отнесётся к тому, что она закажет для себя такое же кольцо. Блаватская не возражала. И как результат, два кольца были изготовлены. На них был выгравирован одинаковый рисунок. Их камни были очень тёмные, зелёные, почти чёрные и подобные друг другу. Это был агат. Камень Блаватской был помещён в кольцо из тяжёлого золота, он вмонтирован в овальную рамку с петельками для крышки, так что образовывался незаметный секрет. Камень мисс Арундейл был помещён на более лёгком кольце.

 

Мисс Арундейл носила своё кольцо постоянно. После её смерти оно перешло к её племяннику, епископу Джорджу С. Арундейлу, который позже подарил его Архиву Эзотерической Секции в Лондоне.

 

Блаватская носила своё кольцо с 1884 года и до конца своей жизни. За несколько недель до кончины, она поведала своим сотрудникам из Эзотерического Внутреннего Круга о своём желании, чтобы после её ухода кольцо было передано Анни Безант. Но случилось непредвиденное. Накануне смерти Блаватской, 8 мая 1891 года, Анни Безант по делам Теософского Общества уехала в Соединенные Штаты. И только по её возвращению, кольцо было передано ей. Таким образом, воля Елены Петровны была выполнена. С тех пор Анни Безант, Председатель ТО, носила кольцо Блаватской на указательном пальце правой руки до конца своих дней.

 

Письмо Президента ТО Ч. Джинараджадаса, (возглавлял ТО с 1946 по 1951 гг.) датированное 19 сентября 1951 года из Адьяра и адресованное Борису Цыркову, в ответ на его письмо, полностью подтверждает историю мисс Ф. Арундейл. В нём утверждается, что кольцо, которое «носила Е.П.Б., было передано Анни Безант после её ухода, а затем перешло к будущему Президенту ТО, согласно ее воле». Хотя в нем есть для нас некоторые неожиданности. В письме утверждается, что кольцо, которое носила мисс Ф. Арундейл, в данное время отсутствует в Архиве Эзотерической Секции, поскольку оно является «частной собственностью миссис Рукмини Арундейл», дочери Франчески Арундейль. Значит, все претензии по этому вопросу, должны быть оставлены, как безосновательные. И небольшая приписка: «Оригинал данного письма находится в архиве Адьяра, в разделе писем».

У Блаватской было два кольца

Также известно, что Джадж верил в лечебную силу кольца Блаватской. Во время его болезни Елена Петровна дала ему поносить свое кольцо, чтобы победить болезнь и вылечится, но, к большому сожалению, этого не случилось. В возрасте 45 лет Уильям Кван Джадж умер, это произошло 21 марта 1896 года.

 

Тогда Джаджу было интересно знать, какой оккультный секрет таился в кольце Блаватской, и почему перед своей кончиной она не раскрыла его. В письме Джаджа к Анни Безант были и такие строки: «Как друг, я бы посоветовал Вам быть осторожнее в заявлениях, что Ваше кольцо – от Е.П.Б. Вы не владеете им». [6]

 

Получив такое странное заявление от авторитетного человека, верного друга Блаватской Джаджа, Анни Безант растерялась и для выяснения истины срочно пишет своей подруге:

 

«Когда я читала эти слова, я приготовилась к тому, что распространится новый миф, т.к. прямо перед этим получила письмо из Америки, в котором мне сообщалось, что м-р Джадж на встрече в его Школе в прошедшем январе «сделал замечательное заявление о том, что неким особым образом он вступил во владение кольцом, принадлежавшим Е.П.Б., а то, что находится у вас – подделка». Факты же касательно кольца довольно простые. Е.П.Б. часто говорила мне, чтобы я после её смерти носила её кольцо вместо дубликата, данного ею мне в 1889 году. Это были два больших перстня: один носила она, а другой – копия первого – она сделала для меня, и оба перстня различались такими крошечными деталями, которые можно было обнаружить только при тщательном исследовании. Меня не было, когда Е.П.Б. покинула своё тело, но она сказала м-с Купер-Оукли, что кольцо предназначается мне и после её смерти должно быть снято с её пальца и храниться до моего возвращения домой, когда оно и было передано мне. Тогда я сняла дубликат и надела оригинал. С той поры он никогда не покидает моей руки, и я носила его постоянно, до лета 1893, подвязанным к моему пальцу, несколькими шёлковыми нитями, потому что по размеру оно мне велико. Летом 1893 года я вставила золотое кольцо внутрь перстня Е.П.Б., тем самым устранив необходимость постоянно подвязывать его. Дубликат кольца, данный мне Е.П.Б., я передала м-ру Джаджу во время его приезда в Лондон в 1891; и это как раз то самое кольцо, которое он всем показывает, как кольцо Е.П.Б. Таковы простые факты, из которых, по всей видимости, и вырос «Миф о Кольце»». [7]

 

В ее письме появляются элементы мистики. Мы узнаем, что в 1889 году Елена Блаватская вручила своей подруге, будущему Президенту Теософского общества с 1907 по 1933 год, копию своего кольца, чтобы она носила его постоянно. И что Блаватская изготовила два перстня, которые настолько были одинаковы, что разницу можно было найти только под увеличительным стеклом. Разница эта заключалась в очень крошечных деталях, невидимых обыкновенному глазу.

 

Еще узнаем одну новость. Состоит она в том, что после смерти Блаватской в 1891 году, и после приезда Джаджа в Лондон, Безант передала свое кольцо (дубликат) ему. Это было то самое кольцо, которое Джадж показывал своим друзьям, утверждая, что оно − подлинное кольцо Блаватской.

 

До сих пор мы не знаем, правда это или вымысел. Если верить Председателю Теософского Общества Анни Безант, то все рассказанное ею есть сущая правда. Но и правду говорит мистер Джадж, который вовсе не догадывался, что его кольцо, полученное от Безант, есть всего-навсего копия кольца Блаватской.

 

№20 Герман Шмихен. Портрет Е. П. Блаватской. 1884

 Портрет Е. П. Блаватской. 1884.

Герман Шмихен.

 

Тогда выходит, что показания Джозефины Рэнсон, приведенные в ее статье «Краткая история Теософического Общества», не соответствуют действительности, и их нельзя воспринимать всерьез. Но они не могут быть и выдуманными, поскольку такое выдумать нельзя. Значит, Рэнсон говорит правду. И правда то, что Елена Петровна брала большую гемму (камень с резьбой), которую носил Олькотт как ожерелье, и путем оккультизма сотворила два кольца: одно было с рисунком, а другое – без рисунка. Но давайте послушаем саму Джозефин Рэнсонн:

 

«Однажды вечером [Е.П.Б.] попросила полковника одолжить ей его большую гемму (камень с резьбой), которую он носил как ожерелье. Она взяла его между своими ладонями, а когда раскрыла, то там оказалось уже два кольца, но одно из них – с иным рисунком, хотя и равного размера со вторым. Печатка кольца представляла собой зелёный гематит, тогда как у полковника был красный сердолик. Этот гематит разбился во время путешествия в Индию, вместо него в Бомбее был выгравирован и вставлен новый. Е.П.Б. носила это кольцо до самого своего ухода. Затем оно было передано д-ру Анни Безант, а теперь его носит д-р Дж. С. Арундейл». [8]

 

Из сказанного выходит, что Елена Петровна путем потусторонних сил (мистики) изготовила два кольца: одно для полковника Олькотта, другое для себя. Для полковника − с камнем красный сердолик, для себя – с каменем зеленый гематит с рисунком. Перстень с печаткой (зеленый гематит) был поврежден во время ее путешествия в Индию, и в Бомбее в кольцо Блаватской был вставлен новый камень – зеленый гематит. Это кольцо Елена Петровна носила до своей смерти и завещала передать его Анни Безант. Теперь же перстень этот носит доктор Дж. С. Арундейл, Председатель Теософского Общества с 1934 по 1945 год.

И снова путаница с кольцами

Казалось бы, все очень просто и никаких вопросов нет. Но вопросы есть и они вовсе не простые. Мы наблюдаем полнейшую путаницу. Было непонятно, как из ожерелья Олькотта, которое он носил на правой руке, создалось два одинаковых перстня, но с разными камнями, когда об этом никто из других авторов вовсе не упоминает. Значит, на наших глазах рождается новая легенда. Но согласно новой версии, это кольцо Блаватская передала своему другу мистеру Джаджу, а тот в свою очередь передал его Катрин Тигли. Чтобы не запутаться в камнях колец Блаватской, и кто что кому передал, давайте послушаем еще одну версию. В письме Хелен Харрис от 11 сентября 1951 года, адресованного Борису Цыркову, содержится описание кольца и его судьба, которого носила Катрин Тингли и д-р Готфрид Пурукер. Об этом свидетельствует беседа Бориса Цыркова с мистером Тингли, которую мы приводим в сокращении.

 

«Борис Цырков: Мне хотелось бы знать, как Вы думаете, был ли это тёмный агат?

 

Тингли: Да, очень тёмный, но я не могу Вам точно сказать, был ли это агат или ещё какой-нибудь тёмный камень.

 

Вопрос: Он был помещён в овальную рамку с петелькой или петлями?

 

Ответ: Овальная основа с петлёй. Нельзя сказать, одна петля или несколько. Кажется, там была одна петля, но не я уверен.

 

Вопрос: Имела ли рамка мелкий секрет внутри?

 

Ответ: Да, Катрин Тингли открывала его однажды с большим трудом, я видел. Там было пусто.

 

Вопрос: Само кольцо было из довольно тяжёлого золота?

 

Ответ: Да.

 

Вопрос: Вы уверены в том, что оно перешло к К.Т. от Джаджа?

 

Ответ: Да. Согласно Катрин Тингли, Е.П.Б. носила это кольцо как свою официальную печать и передала его У.К. Джаджу, который, в свою очередь, передал его К.Т., а она носила его «по праву преемственности».

 

Вопрос: Допустим, Вы – человек закона. Вы знали, что такое-то кольцо, документ, ваза, письмо, брошь – оригинальные, а другие – нет. Абсолютно оригинальные, сделанные или изготовленные тем-то и тогда-то. Затем этот предмет воспроизводится на Ваших глазах с помощью магии. Затем, допустим, копия была унесена от оригинала. Скажете ли Вы, что «дубликат», сделанный с помощью магии, – тоже оригинал?

 

Ответ: «Оригинал» – это астральная мыслеформа, по которой были образованы или созданы на этом плане оба кольца: одно – известным физическим способом, другое – посредством крияшакти. Первое появилось раньше второго, но оба – подлинники. Я бы не стал выяснять, какое кольцо было перенесено в плотное существование первым, но [интересовался бы] только тем, какое из двух «настоящих» колец носила Е.П.Б. Удостовериться, если возможно, в этом и тогда мистическое значение этого кольца и других было бы установлено.

 

Постскриптум. У меня имеется только один снимок У.К. Джаджа, где на нём кольцо, которое имела позже К.Т. Авторы фотографии – Эллиотт и Прай, фотографы, Бейкер Стрит 55, Лондон. С краю надпись: ноябрь’ 93. Увеличительное стекло позволяет разглядеть переплетённые треугольники и санскритские буквы на кольце». [9]

 

Нас заинтересовало сообщение Бориса Цыркова, что он видел фотографию, на которой изображен Джадж с кольцом Блаватской. Непонятно, почему же этой фотографии не приводит он в книгах Блаватской или в своих воспоминаниях? Такой фотографии мы нигде не нашли, даже в Интернете. Но не верить Борису Цыркову у нас нет оснований, а доказать такое не представляется возможным.

 

Рассказ Цыркова – не вся история с кольцом Блаватской и она набирает все новые обороты. В журнале «Канадиэн Теософист» за 1927 год некто Д. М. Прайс сообщает новую информация о кольцах Блаватской. Он говорит о том, что три кольца, два из которых талисманы, а одно – просто украшение для пальца, – стали предметом конфронтации между сплетниками-теософами, которые любят выдавать себя за владельцев «сокровенной информации» о событиях в Теософическом Обществе, хотя они ничего не знают о нем. Так, один из последователей Тингли, якобы «ученика м-м Блаватской и У.К.Джаджа» – пустил сплетню, будто бы м-р Джадж, будучи в Лондоне, присвоил там кольцо Е.П.Б., которое после его смерти перешло во владение данному «преемнику». Они пустили выдумку, что м-р Джадж похитил рукописи двух неопубликованных томов «Тайной Доктрины», хотя такая сплетня не стоит выеденного яйца.

 

Уильям Куан Джадж. Около 1884г

 

Джейс М. Прайс пытается расшифровать кольца Блаватской. Он пишет, что Первое «магическое» кольцо носила Елена Блаватская, которая называла его «кольцом Учителя». И приводит об этом такой пример. Однажды, пишет он, вечером, во время беседы со мной, говоря о кольце, которое Блаватская показала ему, она сказала, что у неё уже давно появились бугорки на её веках. «Но, − сказала она, − я потёрла их кольцом Учителя, и они пропали». И в доказательство своих слов, она поскоблила кольцом Учителя свои веки, с которых были стерты кожные узелки. «Сегодня это кольцо находится во владении моего старого доброго друга, м-с Анни Безант».

 

Второе «магическое» кольцо носил мистер Джадж. Было сказано, что оно должно содержать «образец табака М» (так говорил Мид). Это кольцо сегодня принадлежит моему старому другу и коллеге, м-ру Г.Р.С. Миду.

 

Третье кольцо носила мисс Безант. Это ювелирная копия кольца Блаватской. «Старая Леди» сделала его для Алисы Бейли», заявившей, что она является «личной ученицей Блаватской». «Это кольцо, грустно сказать, попало в руки личности, чей не-теософский журнал откровенно называется «Подлец-Искуситель из Сан-Диего». [10]

 

Втянулся в дискуссию и мистер Мид, теософ и большой сторонник книг и Учения Елены Блаватской. Он написал Прайсу письмо, что после смерти Блаватской имел место обмен амулетами и кольцами с магическими секретами. И что Анни Безант получила кольцо Е.П.Б., Джадж – кольцо Безант, а Мид − кольцо Джаджа. «Эта шутливая и неправдоподобная выдумка была воспринята всерьёз доверчивыми приверженцами партии противников м-с Безант, которые были только рады поверить в то, что она была лишена «кольца Учителя».[11]

 

«Поносив кольцо Джаджа месяц или около того, Мид, говоривший мне, что «терпеть не может колец», отложил его. Это сподвигло меня набраться храбрости попросить у него кольцо, но, похоже, у него было подозрение (последовавшее из того, что произошло с его прежними носителями), что его магические свойства противоположны защитным, и что оно скорее притягивает, чем отталкивает несчастья, поскольку он написал мне: «Что же до кольца – пожалуй, я мог бы прислать его Вам. Хотя я не хотел бы наносить Вам вред». Оба мы: и он, и я – любили Уильяма К. Джаджа, как брата, вспоминаем его с тёплым чувством, хотя и страдали мучительно от его губительного купания в психизме и медиумизме». [12]

 

Итак, выясняется, что в Елены Блаватской было два оригинальных кольца: одно с печаткой, другое − простой перстень. Первое кольцо Блаватская носила постоянно. Оно имело для нее большое значение, поскольку она сроднилась с ним и считала его защитником от всяких бед. Хотя беды сыпались на ее голову слишком часто и в больших количествах, что подтверждают письма Блаватской и вся ее жизнь. И никакой защитой от них оно не было.

 

Однако, ничего не стоит на месте. История, как и человек, развивается и по горизонтали, и по вертикали. Появляются все новые и новые свидетельства о кольцах Блаватской. Гарри Бенджамин своими достижениями не успокаивается, он продолжает «копать» дальше. Добытые новые сведения он не держал в тайне, а сразу делился ними. Он выносил эти их на страницы журналов, на суд публики. Нам остается ознакомиться с ними и прокомментировать с позиций сегодняшнего дня.

 

Оказывается, что на страницах печати гуляла новость, что после смерти Блаватской между владельцами колец с магическими секретами, производился обмен. Анни Безант, как и полагалось председателю Теософского Общества, получила кольцо Елены Петровны. Джадж получил кольцо А. Безант, а мистер Мид − кольцо Джаджа. После разрыва отношений между Безант и Джаджем, и охлаждения между Мидом и Безант, возникла новая сплетня. Ее запустил мистер Мид. Он заявил, что кольца Безант и Джаджа «оккультно поменялись местами». Джадж, мол, «получил настоящие документы, заверяющие магическую силу его кольца», а Анни Безант − «получила свою мелкую безделушку обратно!»

 

Сплетня была пущена сознательно, чтобы навредить новому председателю Теософского Общества и унизить его. Ее озвучили противники партии Анни Безант, которые были несказанно рады, что она лишена «кольца Учителя». Друзья и соратники Анни Безант были сильно огорчены таким подлым подменом, но все им удалось опровергнуть ее. Кольцо Анни Безант оказалось подлинным, оно было настоящим кольцом Елены Блаватской.

 

Но история продолжалась. Поносив кольцо Джаджа месяц или чуть больше, мистер Мид, утверждавший, что «терпеть не может колец», снял кольцо со своей руки. И когда Джонсон, набравшись храбрости, попросил его показать кольцо, чтобы проверить его в специалистов, то Мид ответил следующее: «Что же до кольца – пожалуй, я мог бы прислать его Вам. Хотя я не хотел бы наносить Вам вред». Мид заверял, что его кольцо приносит больше вреда, чем пользы. Поэтому кольцо для обследования не было прислано, и его ценность никто не определял − подлинное оно или дубликат.

 

Е.П. Блаватская

 

 

Детективная история подходит к концу

Борис Цырков, активный исследователь судьбы колец Елены Блаватской, не успокоился своими познаниями и решил проинформировать общественность о новом положении дел в этой непростой истории, в правдивости которой он не сомневается. Нам остается лишь поверить ему и его слова принять за чистую монету. Вот его слова:

 

«Я посетил Ежегодный Национальный Съезд Теософического Общества в Америке, проходивший в Уитоне, штат Иллинойс, начиная с 12 июля 1959. Там же был Шри Рам. Однажды, проходя мимо, он остановился поговорить со мной. Я сказал ему: «У вас ведь с собой должностное кольцо?» Он ответил: «Да», и протянул вперед свою руку так, чтобы я увидел кольцо. После этого он сказал: «Вам хочется посмотреть на него поближе?» С этими словами он снял его с пальца и протянул мне. Я осмотрел его довольно тщательно, повертел его в руках какое-то время и затем спросил Шри Рама: «На нём нет никаких петелек, не так ли?» – «Действительно, петель нет». Тогда я сказал: «Оно не имеет внутри никакого секрета и не открывается, не так ли?» – «Действительно, в нём нет никакого секрета, и оно не открывается; это простое кольцо с печаткой». И так оно и было на самом деле. Камень был тёмным агатом, само кольцо было сделано из довольно тяжёлого золота, а на камне была всем нам известная надпись «Сат» и переплетённые треугольники. Я вернул кольцо Шри Раму со словами глубокой благодарности за то, что он позволил мне увидеть его». [13]

 

Значит, после признательных показаний мистера Шри Рама, выходит так, что детективная история с оккультным кольцом Елены Блаватской подошла к концу: истина, мол, установлена, пора ставить точку. Но, не тут-то было. Точку ставить рано и об этом хорошо знает сам внучатый племянник Борис Цырков. Поэтому он решил поделиться своими новостями до конца.

 

Мы не знаем, Цырков ли это пишет или же это слова другого автора, но дальше есть такое сообщение: «Алиса Бойд, когда писала письмо м-с Безант, опубликованное в «Теософисте», т. XLIV , май 1923, стр. 222, описывая последние дни жизни Клауда Фолса Райта, говорила, что он имел простое золотое кольцо, которое было на пальцах Е.П.Б., и которое она завещала ему после своего ухода. Он снял кольцо с её пальца почти сразу после её смерти и с тех пор всегда носил». [14]

 

Следовательно, выдумщики и фантазеры плодятся в геометрической прогрессии. Мы видим уже нового участника «битвы экстрасенсов», борца за настоящее оккультное кольцо Блаватской. Им становится Клауд Фолс Райт, осмелившийся заявить, что Блаватская завещала свое кольцо ему единственному, и он лично снял его с пальца покойной, и с тех пор носил его до своей смерти. Такое смелое заявление «правдолюба» вызывает в читателей улыбку.

 

И снова новые сообщения неизвестного нам автора. То ли они относятся к Борису Цыркову, то ли к самому автору статьи, или они принадлежат еще какому-то лицу:

 

«Дополнительная фотография (сделанная Гарольдом Ривисом, Лос-Анжелес, Калифорния) показывает нам другое кольцо Блаватской. То самое, что она передала своему доверенному ученику и сотруднику, сеньору дону Хосе Хифре, который принёс теософию в Испанию, трудясь над этим столь напряжённо, что не жалел ни денег, ни энергии, ни времени.

 

Камень в этом кольце был яванским лунным камнем, очень светлых цветов, серовато-голубоватый, весьма прозрачный, практически безо всякой «мутности», только немного по краю. Кольцо содержит на себе, подобно другим кольцам, выгравированные переплетённые треугольники и санскритское слово сат». [15]

 

Но география поисков колец Блаватской расширяется, и мы уже попадаем в Испанию, Лос-Анжелос, Калифорнию, Италию, Ватикан и даже в Морскую Академию Рима.

 

Рассказ продолжается: «Первоначально оправа кольца была золотой, но позже она была удалена по довольно странной причине семьей сына Хифре, к которому это кольцо перешло от отца. Сына звали Хосе Джаккарди, он взял девичью фамилию матери, дабы избежать преследования Римской Церковью, когда он вернулся в Италию в Морскую Академию. Его мать была итальянкой по рождению, а римские католики жутко ненавидели Хифре.

 

Современная серебряная основа кольца была выполнена для Хоакина Наварро, Лос-Анджелес, Калифорния, который заказал сделать его, когда получил Камень в дар от Хосе Джаккарди. Это всё, что нам известно о камне. Обстоятельства, при которых Е.П.Б. передала его Хифре, также точно неизвестны, за исключением того факта, что Хифре встретил Е.П.Б. в Лондоне и после сразу вернулся в Испанию. Возможно, Е.П.Б. дала ему камень, пока он пребывал в Англии. Хифре умер в 1920 году». [16]

 

К этому увлекательному и слишком ответственному делу подключился еще один энтузиаст - Эрнст Пипер из Дюссельдорфа, Германия. Его также давно «мучит» волшебное кольцо Блаватской. Он перерыл горы литературы, постранствовал по городам и весям, и решил сказать свою «правду» в этом мистическом вопросе. Своим открытием Пипер делится с Цырковым, и отправляет ему заказное письмо от 5 марта 1951 года. В нем он пишет следующее:

 

«В письмо вкладываю отпечаток печати, которой Е.П.Б. помечала свои письма в Эльберфельде. Вот ее слова: «Я получила камень, индийскую яшму, в подарок от фрау Гебхард, и м-р Джинараджадаса писал мне, утверждая, что у меня только копия, а оригинал находится в Адьяре. Но я не думаю, чтобы Е.П.Б. заказывала делать копию, а полагаю, что она сделала её сама. Две санскритские буквы на кольце означают «Сат», и, что интересно, справа отсутствует одна маленькая чёрточка [под буквой «т»]; возможно, Е.П.Б., совершая сей магический подвиг, забыла о ней?

 

Фрау Гебхард, она же фрау Мари Гебхард-Л’Эстранж, вдова Отура [Артура?] Гебхарда». Е.П.Б. была в Эльберфельде между 10 мая и 8 июля 1886.

 

И продолжение: «Второго марта 1952 м-с М.Д.Гебхард-Л’Эстранж написала мне о том, что камень «овальной формы и зелёный», что он не в оправе, но может быть вставлен в штамп». [17]

 

Мы не знаем, как воспринял эту информацию Гарри Бенджамин, потому что в своей статье он не высказал об этом ни слова: ни - да, ни - нет. Скорее всего, ее можно считать подлинной, если бы не одно но. Не мистика ли и не оккультизм преследуют всех исследователей в этом непростом вопросе? Ведь Елена Петровна обладала такими экстрасенсорными способностями, что мы допускаем, что ее кольцо было магическим, и каждого исследователя оно ставит в тупик.

 

Но, кроме Гарри Бенджамина, свидетельство о кольце Блаватской оставил другой свидетель, ученик Елены Петровны − Суббая Чети, который в своих воспоминаниях написал следующее:

 

«Через несколько дней после этого миссис Кармайкл, жена старшего члена исполнительного совета при губернаторе, решила нанести Блаватской визит. Скоро она стала нашей частой посетительницей. Однажды утром, когда миссис Кармайкл собиралась уже уходить, Блаватская попросила у неё сапфировое кольцо, которое она носила. Кольцо было ей дано, и подержав его несколько минут, Блаватская вернула уже два вместо одного. Миссис Кармайкл была так удивлена, что едва могла говорить, и сразу же ушла. Вместе со своим мужем она отправилась к ювелиру, который продал ей оригинал, и представила оба кольца на его исследование. Он осмотрел их и сказал, что оба они настоящие, причём второе он оценил гораздо дороже той цены, которая была уплачена за первое. Это удовлетворило их настолько, что они не стали делать секрета из этого чудесного явления. Майор Кенни Херберт, военный секретарь губернатора и прекрасный человек, был так доволен этим, что пригласил Блаватскую и Олькотта на обед. Скоро он стал их хорошим другом, и с помощью его и Кармайклов для полковника была устроена публичная лекция. Аудитория состояла из уважаемых людей, и присутствовали все влиятельные персоны. Лекция была принята хорошо». [18]

 

 

Елена Блаватская и Генри Стил Олькотт.

 

 

Елена Блаватская и Генри Стил Олькотт. К большой нашей радости воспоминаниями о своих кольцах поделилась с нами сама Елена Блаватская. Вот, что она пишет о них: «Все остальные, находясь здесь, бомбардируют меня приглашениями на приемы, балы, обеды и т. п. и, поняв, что гора не пойдет к Магомету, приходят как Магомет к горе, садятся у ее подножия и − целуют мои руки!!! А впрочем, они превратились в помешанных − архипомешанных! и все это из-за несчастного кольца с сапфиром, вдвое большего кольца миссис Кармишель, которое тут же стало тоньше и уменьшилось, причем и сапфир в ее кольце определенно стал заметно меньше, что, несомненно, ошеломило и поставило в тупик м-ра Кармишеля, который до той поры не мог быть обращен надлежащим образом». [19]

 

Значит, Елене Петровна, находясь в Индии, носила золотое кольцо с сапфиром, причем – массивное, о котором в расследовании Бенджамина вообще не упоминается.

 

Мы нашли еще два свидетельства об оккультном кольце Елены Блаватской. Первое из них относится к Мери Нэф, написавшей в своей книге следующее: «Джадж приехал в 1884 году в Париж, чтобы принять участие в работе над «Тайной Доктриной». Неожиданно с ним приключился сильнейший приступ депрессии. Блаватская объяснила это тем, что, пребывая в настоящем, он попал в поток из прошлого, в котором циркулирует несколько старых элементариев, которых она видела. Она дала ему поносить в течение дня своё кольцо — ценный талисман, имеющий большую силу. На нём был изображён двойной треугольник, и написано слово «жизнь» на санскрите. Это помогло, но всё это время Джадж чувствовал, что должен что-то сделать». [20]

 

И еще одно свидетельство: Профессор Роусон в своей книге «Две г-жи Блаватские» написал: «Я считаю, что не может быть сомнения в том, что г-жа Блаватская знает многие, если не все, ритуалы, церемонии, обряды, выполняемые ливанскими горцами-друзами, так как она со мною говорила о таких вещах, которые знают только получившие там посвящение. В своих странствиях по Ближнему Востоку я часто слышал ее имя — в Триполи, Катаре, Дамаске, Иерусалиме и Каире. Ее хорошо знал один торговец в Джидде. Он показывал мне кольцо с ее инициалами, которое она ему подарила. Слуга этого торговца, бывший ранее погонщиком верблюдов, говорил, что он был ее переводчиком и вел нанятые ею верблюды от Джидды до Мекки. Я спросил о ней у шерифа Мекки, но он ничего о ней не знал, — должно быть ради безопасности она путешествовала инкогнито. Я был тогда в Мекке под видом «магометанина, в качестве секретаря Камил-паши»». [21]

 

Значит, по новой версии, одно из своих колец, с ее инициалами, Елена Петровна подарила торговцу из Джидды. А тот показал его профессору Русону, путешествующему по Востоку в поисках исторического материала для своих книг.

Точку в этом деле ставить еще рано

Вот и подошли мы к финалу по расследованию колец Блаватской. Наверное, их было два, может и три, а может и гораздо больше и все они были разные. Одно было с печаткой ТО, другое − с двумя камнями и маленьким секретом, в котором Е.П. хранила, скорее всего, «свои мысли». Третьим был массивный перстень с сапфиром. А сколько было других, установить нам не удалось. На фотографиях мы часто видим Блаватскую с большим перстнем, иногда – с малым. А на одной из них – два перстня и кольцо. Какое кольцо и когда его надевать, решала она лично сама. В ее молодые годы перстень был «худым». В зрелые – массивным. Это хорошо видно по ее фотографиям. Большинство споров ведется вокруг перстня с двумя камнями. Наверное, это было любимое кольцо Блаватской. Но сколько было их копий, установить невозможно, но то что они были – факт доказуемый. Может три, а может все пять, а может и десять. Знаем наверняка, что оккультные кольца Блаватской помогали всем президентам Теософского Общества, все они обладали положительной энергией. Их владельцы, все как один, были долгожителями, за исключения Уильяма К. Джаджа, который умер в 45 лет от укуса малярийного комара.

 

Так, Генри Олькотт прожил 75 лет, Анни Безант – 86, Джинараджадаса – 88, Н.Шри-Рам – 84, Джон Коутс – 76 лет. Значит, магическое кольцо Блаватской благотворно действовало на всех президентов Теософского Общества. Знаем мы и другое, причем точно, что оккультное кольцо Блаватской мало принесло ей самой счастья. В творчестве и работе – да, а в личной жизни − нет. Да и жизнь Елены Петровны была не сладкой, к тому же очень краткой, всего 59 лет. Умерла Блаватская тихо, за письменным столом, не закончив третий том «Тайной Доктрины», и не дописав «Большой теософский словарь». Видимо, на все воля Божья, или, согласно теософии, такова была ее карма.

 

Мы считаем, что точку в этом деле ставить еще рано, потому что после публикации материалов об оккультном кольце должны сказать свое слово работники музеев Блаватской, другие заинтересованные лица. Да и Штаб Теософского Общества, расположенный в Адьяре, не должен молчать, он должен высказаться по данному вопросу. Гордиев узел должен быть разрублен. Правда об оккультном кольце Блаватской должна стать достоянием общественности, иначе будем и дальше ломать копья.

 

Литература

 

1 – 5. Гари Бенджамин. История об оккультном кольце Блаватской. // «Мир Теософии». Июнь 1998.
6. Безант Анни. О кольце Блаватской. Люцифер», т. XVI , № 94, 15 июня 1895, «На Сторожевой Башне», стр. 269-270.
7. Анни Безант. Из письма от 24 января 1895 года.//Люцифер. Т. ХVI. № 94. 15 июня 1895. «На Сторожевой Башне», с. 269-270.
8. Джозефин Рэнсом, «Краткая история Теософического Общества», стр. 90.
9. Хелен Харрис - Борису Цыркову. 11,09.1951.// «Мир Теософии». Июнь 1998.
10 – 12. Кольца Е.П. Блаватской. Джеймс Морган Прайс. Канадиэн Теософист, № 8. 15 Августа 1927. С. 112-113.
13. Цырков Борис. О Блаватской. //Блаватская Е.П. Собр. Соч. в 15 томах. Т.1
14-17. Гарри Бенджамин. История об оккультном кольце Блаватской.// «Мир Теософии». Июнь 1998.
18. Субба Чети. Е.П. Блаватская. «The Theosophist», май 1924, с. 244-245.
19. Блаватская Е.П. Письмо Вере. //Блаватская Е.П. Письма друзьям и сотрудникам. М. Сфера, 2003.
20. Мери Нэф. Личные мемуары Е.П. Блаватской. Москва, Сфера, 1991
21. Профессор Русон. Две госпожи Блаватские. //Г. Бенджамин. История об оккультном кольце Блаватской. «Мир Теософии», июнь 1998.

03.02.2016 11:33АВТОР: Сергей Целух | ПРОСМОТРОВ: 5896




КОММЕНТАРИИ (12)
  • Герман03-02-2016 23:36:01

    Сначала надо разобраться кто такой Гарри Бенджамин, что-бы было удобно вести поиски:

    Гарри Бенджамин (Harry Benjamin, 12 января 1885 - 24 августа 1986) - родившийся в Германии американский врач, эндокринолог, сексолог и геронтолог.
    Получил наибольшую известность как пионер-исследователь феномена транссексуальности и вообще расстройств гендерной идентичности. Первоначально транссексуальность даже называлась по имени её первоописателя «синдромом Гарри Бенджамина» (англ. Harry Benjamin Syndrome, HBS). Для описания того, что составляет суть страдания и дискомфорта у этих больных, Бенджамин предложил термин гендерная дисфория.
    В 1979 году была основана Международная ассоциация по изучению и лечению гендерной дисфории имени Гарри Бенджамина. Помимо сексологии, Бенджамин занимался также геронтологией и работал над продлением человеческой жизни и замедлением старения.
    Сам Бенджамин дожил до 100 лет, до последних дней сохраняя ясность ума и физические силы. Кроме научных трудов его перу принадлежат, наряду с «Основами самопознания», книги «Adventure in Living: the Autobiography of a Myope» и «Everyone's Guide to Theosophy: a Simple Explanation of the Theosophical Teachings for the New Student».

    http://www.b17.ru/books.php?au tor=benjamin

    и

    Benjamin, Harry, Everyone's Guide to Theosophy: A Simple Explanation of the Theosophical Teachings for the New Student, 1969, 148 pages. An introduction to the basic teachings given by Mme. Blavatsky, co-Founder of the Theosophical Society, for those making a first approach to Theosophy.

    https://www.theosophical.org/f iles/resources/library/Bibliog raphy/IntroductiontoTheosophy. pdf

    ----------------------

    Получается это тот самый Гарри Бенджамин. Интересно, что он прожил более ста лет и действительно мог лично беседовать практически со всеми участниками описанных событий, за исключением ЕПБ и Джаджа.

  • Герман04-02-2016 01:18:01

    В основу данной статьи положен некий перевод статьи под названием "История об оккультном кольце Блаватской" написанную якобы Гарри Бенджамином. Эти статьи были выложены на Адаманте:

    http://www.lomonosov.org/artic le/okkultnoe_kolco_blavatskoj. htm

    В эл. журнале Грани Эпохи (с сохранённой на английском языке нумерацией позиций)

    http://grani.agni-age.net/articles6/hpb-rings.htm

    Это первое.

    Второе:
    Поиск данной статьи на языке оригинала -

    http://www.blavatskyarchives.c om/reitemeyer_hpbs_occult_ring .htm

    показал, что переводчик с английского языка халатно отнёсся к вопросу перевода, так выяснилось, что статья (во всяком случае именно тот отрывок который якобы написал Гарри) на самом деле написала его жена Элси, соответственно вся информация и принадлежит ей (и это она была секретарём Пурукера, а не он). В этом моменте переводчик разобраться не смог или не захотел. В результате перевёл все от мужского лица, хотя писала женщина. Например в пункте номер 4 перевода ясно указано "... но я поделился с Гарри..." Получается Гарри поделился с неким другим Гарри. В тексте же оригинала с пояснениями стоит - "... но я рассказала Гарри [её муж]...".

    Говоря проще - это очередной "подарочек" от К.Зайцева который этим вопросом и занимался, но встречались варианты и похуже (например прямых подлогов и фальсификаций переводов, когда этот переводчик переводил лишь то, что его в статье устраивало и выбрасывал, то что не устраивало, формируя у читателя заведомо искаженное представление) поэтому удивляться не стоит. Соответственно я необходимо делать поправку на всё это.

    Одновременно в тексте где приведён оригинал присутствуют ещё и серьёзный комментарий Фрэнка Рейтмайера с фотографиями колец, который вводит дополнительный материал в вопрос "кольцеведения".


    Администратор

    Герман, спасибо за существенную подсказку.
    Нашу первую статью о кольце Блаватской переводил Роман Усов, К. Зайцев только редактировал(во всяком случае, так написано). Роман по своей природе не был халатен. Полагаю здесь нет вины, нашего автора, Сергея Тимофеевича Целуха, и нам придется подождать с этим до тех пор пока мы найдем того, кто сможет нормально перевести этот отрывок.

  • Герман04-02-2016 01:22:01

    Библиография по «кольцеведению» ЕПБ более обширна чем приведено Элси Бенджамин, которая писала не статью, а просто письменный ответ кому-то на вопрос о кольцах. Пока только обозначим этот вопрос и дадим ссылки ещё на одну статью:

    Перстень-печатка ЕПБ. (по данным Радхи Бернье)

    http://www.katinkahesselink.ne t/his/rings.htm

    Из этой статьи мы узнаем о судьбе ещё одного кольца — «Кольца Розы», которое было материализовано ЕПБ и украдено из Адъяра в 1979 г.


    Администратор

    Но как мы можем доверять Радхе Бернье?

  • Герман04-02-2016 01:38:01

    Биография и фотография автора - Элси Бенджамин:

    http://www.theosophycanada.com /elsie-benjamin.php

  • Герман04-02-2016 02:48:01

    К ВОПРОСУ О КОЛЬЦАХ (МАТЕРИАЛ СЕСТРЫ ЕПБ)

    «Mrs Elizabeth Thompson, известная в Америке филантропистка, попросила на время у Е.П. Блаватской кольцо с её руки. Она тут же спустила его со своего пальца и надела на её, но присутствовавшие клянутся, что кольцо "раздвоилось на два совершенно сходные": одно осталось на её руке, а когда м-с Томсон принесла данное ей обратно, Блаватская, будто бы, при всех надела его на тот же палец и "два кольца слились в одно"...
    — Одно из колец было майей, — миражем, смеясь говорила она: — но угадайте — которое?..
    Раз она подарила одной даме ожерелье, а один из посетителей воскликнул: "хоть бы одну бусу вы мне подарили!" Она тотчас же склонилась к ожерелью, которым любовалась дама, сняла одно из его зерен прямо, не разорвав шнурка и не мало не испортив бусы, и у всех на виду вколола ее ему в галстук. В руках её зерно ожерелья превратилось в булавку». [1]

    * * *

    «Как все эти чудеса (из рассказа о которых я еще множество пропускаю) ни кажутся неправдоподобными и поразительными, но есть в рассказах Олькотта, Джёджа и Синнета еще невероятнее вещи: это сотворение разных металлических и других предметов, не расплывавшихся маей или галлюцинацией. Так, раз, она будто бы указала на розу, которую сестра Олькотта только что сорвала в саду и приколола к своей груди; она приказала ему вынуть кольцо, скрывавшееся в бутоне; кольцо оказалось гладким золотым, но когда он воскликнул: "как жаль, что нет на нем бриллианта"! — она провела рукой над ним, и на кольце (которое он и теперь носит) оказался прекрасный бриллиант (!?!). Много раз рассказывал он мне это происшествие с мельчайшими подробностями, но не имея под рукой "The Occult World"— книги, где это чудо описано, боюсь останавливаться на нем подробно, чтобы память мне не изменила. За одно могу ручаться, что никто не свидетельствует большего числа и более чудесных, если можно так выразиться, более материальных феноменов, сотворенных Е.П. Блаватской, как п-к Олькотт. По его рассказам, она то и дело творила вещественные предметы, размножала их и "дезинтегрировала" (как они выражаются) по своей воле, во всякое время, у всех на виду». [2]

    * * *

    Не удалось однако Елене Петровне "спокойно дожить жизнь" в этом красивом и спокойном уголке на берегах Бенгальского залива, как она надеялась. Много еще предстояло ей путешествий, горестей и волнений в предназначенное прожить девятилетие... Но всё же она провела в Адьяре два года, воспоминание о которых, несмотря на то, что было сильно отравлено делом с Майерсом (психического лондонского общества), следствием, наряженным в отсутствие хозяев их заклятыми врагами, перевернувшими всё вверх дном в её комнатах и вещах, — всё же осталось ей дорого навсегда. Здесь, пока Елена Петровна гостила в Отакомунде, на даче генерала Моргана, произошел феномен, засвидетельствованный уж не присяжными сторонниками её чудес (Олькоттом, Синнетом или Джёджем), а хозяевами дома и другою их гостьей, г-жой Сарой Кармайкль,* по просьбе которой дать ей что-нибудь на намять, Елена Петровна сотворила кольцо** из золота с сапфиром...
    Кольцо осталось у этой дамы и ныне у неё находится... [3]
    __________
    * Вероятно, эта миссис Sara Carmichael было лицо известное в среде индийского общества, жена какого-нибудь сановника в иерархии служащих.
    ** Это кольцо хорошо известно всем знавшим Е.П. Блаватскую, как и тот факт, что не раз она им излечивала страдания многих, особенно нервные, прикладывая его и делая им пассы.

    * * *

    «Несколько более или менее близких Е.П. Блаватской особ имели предуведомление об её кончине. Вот что мне пишет одна из них:
    "Мне было предуведомление, но я сначала не поняла его. Она давно уж прислала мне из Индии перстень с круглым агатом, а посредине веточка; я уж лет двенадцать ношу его. Агат такой всегда был чистый, светлый, прозрачный, как стекло. С месяц тому назад я вдруг заметила, что он сделался черный, как уголь, так что и веточки совсем не видно. Я не понимала, что это значит? Не может же камень вдруг почернеть. Я его и мыла, и терла, и скребла, — ничего не помогает! Так и остался. Я только после первого известия о болезни её догадалась, что — вот причина... А теперь он начинает как будто светлеть"» [4]

    ПРИМЕЧАНИЯ

    [1] Желиховская В.П. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк Русское обозрение. Ноябрь, 1891. С.265.
    [2] Там же, С.267.
    [3] Желиховская В.П. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк Русское обозрение. Декабрь, 1891. С.567.
    [4] Там же, С.616-617.

  • Сергей Красных04-02-2016 06:10:01

    Здравствуйте Сергей.
    Всё таки наверно больше к счастью,чем к сожалению, но я очень далёк от оккультизма, спиритизма и прочего подобного действа. Я не хочу быть властелином мира, творить зло, подгонять всех под одну гребёнку, сеять добро в души людей и всё это при помощи колец,амулетов и прочего добра. Для того чтобы творить добро всего этого (извините) хлама не нужно. Единственное, что здесь нужно так это просто ЖЕЛАНИЕ. Нет религии выше истины-пожалуй наимудрейшее выражение.
    Правда у каждого своя и именно поэтому нам не удаётся прийти к одному знаменателю - ИСТИНЕ.

    С уважением.

  • Герман04-02-2016 09:19:01

    --- Полагаю здесь нет вины, нашего автора, Сергея Тимофеевича Целуха.

    Естественно нет, наоборот спасибо за поднятую тему, которая как оказалась, настолько необычна, интересна и одновременно запутана.

  • Герман04-02-2016 10:41:01

    --- Но как мы можем доверять Радхе Бернье?

    Как один из Президентов ТО Бернье естественно придерживается версии Безант. Но в отношении каких-то аспектов она может внести дополнения. Например она пишет, что даже кольцо Блаватской переданное Безант - перестали считать кольцом ЕПБ, а стали называть кольцом президента ТО.

    Необходимо конечно найти все упоминания о кольцах в литературе и ссылки на ни них, чтобы иметь больше материала для анализа данного вопроса.

  • Сергей Целух04-02-2016 13:59:01

    Дорогие друзья! Я очень рад квалифицированным откликам на мою статью о кольцах Блаватской. Я немного поторопился с ней и не столь глубоко «копнул», как бы хотелось. Но я поступил честно, обратившись к общественности дополнить ее, чтобы не было кривотолков. Я очень благодарен Герману, большому специалисту в изучении жизни и творчества Блаватской, который своими мудрыми комментариями дополнил ее и внес ясность во многие вопросы. После его дополнений тема «кольца Блаватской» просто заиграла своей новизной и загадочностью. Также благодарен Администратору портала «Адамант», поддержавшей статью и автора в столь запутанном вопросе. Хочу поблагодарить и нашего прекрасного поэта Сергея Красных за его сердитый отклик. Считаю, что поэт не понял меня, мою позицию и мое мировоззрение. Я совсем не такой, каким меня видят его глаза и его представление. Я чуточку другой, и с медом, и перцем, и юмором, и крепким словом. Извините, если что не так.

  • К04-02-2016 19:49:01

    "Копнули" вы хорошо, просто не систематизировали в удобоваримый вид накопанное. А с точки зрения оккультизма, эти многочисленные истории с кольцами никто даже не приступал "копать", включая самих носителей колец. И никакие архивисты большей ясности не внесут.
    Спасибо за статью Сергей.


    Администратор

    Добавить что-то полезное и еще неизвестное никогда не вредно:)).

  • Сергей Красных05-02-2016 09:17:01

    Здравствуйте Сергей. Вы меня тоже наверно не так поняли. Мой отзыв абсолютно не сердитый, мне не за что на Вас сердиться. Я всегда очень рад Вашим отзывам и всегда их жду.

    С уважением.

  • Сергей Целух05-02-2016 11:10:01

    Спасибо "К" и Сергею Красных за внесенную ясность. Все таки я верю, что существует еще дополнительная информация о кольцах Блаватской и ее предоставят нам верные почитатели великой личности. В человеческой истории есть столько интересного, таинственного, волнующего и радостного, что этого хватит нам не на одно столетие. С большой радостью и благодарностью ждем новых открытий, светлых идей и мудрых умозаключений. Дерзайте, друзья!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Сергей Целух »