26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Табак в блокадном Ленинграде


 

 

Бумажку дашь - табак ваш,
Огоньку добудешь - вот и покуришь.
Поговорка 1940-х годов

 

 

В годы блокады Ленинграда, в 1941-1944 годах, многие ленинградцы вели дневники, записывая по свежим следам то, что было пережито за день, в последние часы. Сегодня практически никто не знает, что ведение дневников в блокированном городе каралось жестоко - вплоть до расстрела (об этом рассказывают блокадники, хотя об этом никогда не писали). Но люди нарушали этот запрет.


Какие-то из этих записей сохранились до наших дней, некоторые опубликованы, некоторые еще нет. Не будь их, мы бы никогда не узнали, особенно по прошествии стольких десятков лет, что происходило на самом деле в осажденном городе и, помимо прочего, как курильщики обходились в то тяжелое время без табака, и чего он им стоил. А табак оказался жизненно необходим в блокаду, он тогда ценился наравне с хлебом и для многих был дороже хлеба. Тяжелые времена по-иному высвечивают простые вещи.


К сожалению, что-либо узнать из газет, издававшихся на двух крупнейших ленинградских табачных фабриках, у нас нет возможности - многотиражка фабрики имени К. Цеткин «Голос табачника» прекратила свое существование 26 июня 1941 года, а последний номер «Красной табачницы»,  печатавшейся на фабрике им. Урицкого, вышел 4 июля; в нем, как и во всех других газетах страны, было опубликовано выступление по радио И. В. Сталина.


8 сентября сомкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. Перебои с табаком, между тем, начались в городе уже через два дня. 10 сентября 1941 года писатель П. М. Лукницкий сделал такую запись в своем дневнике: «Вчера в Табакторг на Большом проспекте привезли немного папирос - удалось купить мне четыре пачки». А ведь с начала блокады прошло только два дня!


19 декабря 15-летний Миша Тихомиров, живший на улице Достоевского, записал: «Канун моего дня рождения.… На завтра мама достала за 10 пачек папирос маленький кусочек дуранды (дорого!), из него и из бобов она устроит праздничную кашу». Сколько ни писали историки о блокаде, а из одной этой фразы можно почерпнуть больше, чем из десятков томов о том времени.


Когда начались настоящие трудности, многие стали менять хлеб на табак - считалось, что это противоцинготное средство. Кроме того, многие блокадники были убеждены, что курение дает ощущение сытости, пусть и кратковременное, хотя и одновременно обостряет мысли о еде, которые не давали покоя ни днем, ни ночью, лишая остатков сил. Из воспоминаний блокадника Н. Вальтера: «Люба поднимает опухшие веки и смотрит на меня с мольбой и надеждой. Я знаю, ей хочется есть, но еще больше ей хочется курить. Курить нечего. У меня есть еще на одну закрутку махорочной пыли, и мы по очереди, обжигая пальцы и губы, затягиваемся жадно и глубоко едким горьким дымом.… От курения на время притупляется чувство голода, но потом с новой силой голодная спазма сжимает желудок».

 

Табак служил и своего рода валютой. Уже в феврале 1942 года курево за деньги не продавали. В марте 1942 года предприимчивые мальчуганы меняли билеты в театр (например, в Пушкинский театр, который тогда работал) на папиросы, получая за каждый билет от 5 до 10 штук пирос, иногда соглашались продавать билеты и за деньги, но требовали в таких случаях пятикратную стоимость. Среди посетителей театров в те дни преобладали военные, официантки из столовых, продавщицы продовольственных магазинов, т. е. те, кто в голодные дни 1942 года был обеспечен не только хлебом, но, наверное, и чем-то еще.


Заядлым курильщикам приходилось проявлять изобретательность, чтобы не остаться без табака. В январе 1942 года А. И. Винокуров, курящий ленинградец, житель осажденного города, внес в свой дневник следующую запись: «Обрезаю ножницами папиросные мундштуки, деформирую их ладонями и делаю гильзы, осторожно освобождая картон от покрывающей его тонкой бумаги. Набивая эти гильзы табаком, получаю из одной папиросы две сигаретки с короткими мундштуками. Какое счастье, что у меня сохранился небольшой запас табаку и мундштук из пластмассы».
Тогда же, в январе, в городе появились объявления, вроде следующего: «Доставляю воду с соблюдением правил гигиены за умеренную плату хлебом или табаком».

 

 

 

К февралю уже можно было определенно сказать, что город испытывает острую нужду в табаке. На рынке восьмушка махорки стоила 200 рублей вместо 40 копеек; или требовали 500-600 граммов хлеба. Папиросы «Звезда», стоившие до войны один рубль, теперь продавали по 5 рублей за штуку, но цена на них возрастала с каждым днем. Винокуров отметил: «Почти никогда не удается спокойно выкурить папиросу, проходя по улице или стоя в очереди, непременно кто-нибудь подойдет и начнет слезно умолять, чтобы ему дали докурить». В один из дней Винокуров видел проходившую по Невскому проспекту толпу красноармейцев - «остатки какого-то полка. Некоторые из красноармейцев самовольно выходили из строя и пытались выменять на табак хлеб у выходящих из булочных. Странно смотреть на этих изголодавшихся, еле бредущих людей, подгоняемых своими командирами».
А. Адамович и Д. Гранин рассказывают в «Блокадной книге» о ленинградце С. Миляеве, который в феврале 1942 года записал в своем дневнике следующее: «Людочка сходила за покупками, достала за 50 рублей пачку “Норда”, я лежал и блаженствовал. А вот сегодня обещают дать 12 грамм (двенадцать - не путать!) табака в честь праздника (23 февраля), и я эти крохи, живя без курева с 18.2, т. е. 4 долгих дня, жду как манны небесной».
Многие страшно мучились из-за невозможности курить. Главный дирижер симфонического оркестра Радиокомитета К.И. Элиасберг 9 февраля оказался в стационаре гостиницы «Астория» с диагнозом «алиментарная дистрофия 2-й степени». Вот выписки из истории его болезни: «…больной пониженного питания.…  Сейчас очень ограничен в курении.  Страдает от этого очень.… Нервничает, плохо спит, появилась несдержанность, раздражительность… Быстро устает, с трудом ходит».  28 февраля: «Плохое общее состояние. Вялость, апатия. Лежит целый день в постели… Отсутствие табаку переживает мучительно».

 

 

 

В апреле 1942 года табак впервые с начала блокады стал поступать в продажу. Винокуров вспоминал: «Я уже три раза пытался получить табак, но не мог. Его разбирают очень быстро. Ходят слухи, что многим получить табаку не удастся, т.к. Горсовет распорядился выдавать табак не по продовольственным карточкам, а по промтоварным, и не учел, что население будет пользоваться карточками умерших и эвакуировавшихся. В случае смерти или эвакуации эти карточки, выданные в январе на полгода, разрешалось не сдавать. Теперь население пользуется ошибкой, допущенной Горсоветом».

 

Художница А.Е. Мордвинова в письме к коллеге от 6 мая 1942 года отметила, что за свою работу (реставрация портретов и пр.) получила, среди прочего, 50 граммов табаку. Но это была уже редкая, неожиданная удача.
Многие предприятия стали переходить на выпуск продукции, которой не занимались до войны. В войну далее ходила легенда, будто диаметр у советских папирос точно такой, как у патронов, чтобы в случае необходимости можно было на тех же станках запустить выпуск боеприпасов.

 

В блокаду редкостью был не только табак, но и спички. На 3-й государственной конфетно-шоколадной фабрике выпускали в первые годы блокады так называемые «спичечные книжечки», покрытые серой рифленые картонные полоски - чтобы воспользоваться спичкой, надо было оторвать ее от других. Спички также выпускали на «Минерале», «Опытном заводе», Петроградском промкомбинате и в Грузино, под Ленинградом.


В 1941 году часть оборудования фабрики Урицкого, выпускавшей еще в первой половине года папиросы «Фестивальные», «Зефир», «Северная Пальмира», была эвакуирована на Урал; производственная мощность предприятия существенно сократилась. Да и с сырьем возникли проблемы. Вместо табака стала поступать махорка, обработка которой требует иного оборудования. Только к 1942 году удалось наладить производство махорки, однако сырья поступало все меньше.

 

 

 

В 1942 году на фабрике было налажено производство мин, снарядов, ручных гранат и другой военной продукции - и одновременно производство суррогата махорки из опавших листьев, изготовление медикаментов. Махорку, смешанную с листьями клена и дуба, выпускавшуюся фабрикой Урицкого, в народе называли «матрасом моей бабушки». Но в этом «матрасе» были не только листья клена и дуба. Потом к ним стали добавлять листья осины и липы.


На заводе Макса Гельца, упоминавшемся в главе о фабрике А. Н. Шапошникова, во время войны выпускали пулеметы. Из-за недостатка металла заводские умельцы решили заменить металлические колеса на деревянные. На фронте такой пулемет прозвали Максимом Ленинградским.
Солдаты и матросы, защищавшие Ленинград, ежедневно получали 20 граммов махорки или 10 граммов табака на человека. Бойцам на фронте курево лучше всего помогало скрашивать тяготы походной жизни и однообразие пребывания в землянке. Речь, таким образом, шла о моральном факторе, о настроении в армии. Дело было чуть ли не стратегической важности. Солдаты мрачнели и нервничали, когда им нечего было курить, даже перебои в снабжении пищей сносили спокойнее, чем отсутствие табака. На Ленинградский фронт табак, естественно, поступал из города. Но запасы табака в городе подходили к концу. Оставить фронтовиков без курева даже на короткое время было недопустимо. Поиск заменителей табачных листьев велся в институтских лабораториях.


На пивоваренных заводах Ленинграда обнаружили 27 тонн хмеля. Он был полностью использован как примесь (10-12%) к табакам. К табаку, как уже говорилось, стали примешивать сухие опавшие листья осины, березы, дуба, клена и других деревьев. Пробные партии Табаков с примесью каждого вида листьев показали, что наиболее приемлемыми для курения являются листья клена. Эти листья собирали работницы фабрик и школьники. Листья просушивали на ветру, упаковывали в мешки и на военных машинах доставляли на фабрики, где после технологической обработки примешивали (до 20%) к табакам. Всего было использовано около 80 тонн листьев. Под полами цехов фабрик собирали табачную пыль и как никотинную «приправу» смешивали с табаком. Бумаги не было, поэтому табак по пачкам не расфасовывали, а упаковывали в мешки весом до 20 килограммов.
Большую изобретательность при изготовлении суррогатов табака проявил тогда главный табачный мастер фабрики имени Урицкого, В. И. Иоаниди. Обработанные в определенных пропорциях с хмелем и табачной пылью листья деревьев напоминали курильщикам вкус натурального табака. Успешное применение суррогатов дало возможность снабжать солдат куревом бесперебойно.

 

Табачная фабрика им. Клары Цеткин.1960-1970.Ленинград

 

По желанию солдаты могли обменять 300 граммов табака на 200 граммов шоколада, или 300 граммов сахара, или 300 граммов конфет. Однако желающих пойти на такой обмен почти не находилось. Хотя эрзац-табак при курении трещал в трубке или «козьей ножке», словно туда подсыпалипороху, и оставлял во рту неприятный привкус, бойцы предпочитали табачное довольствие кондитерским изделиям.


Блокадные остряки не оставили без внимания табачные суррогаты. Папиросы, изготовленные из сухих древесных листьев, получили название «Золотая осень». Махорку, приготовленную из мелко истолченной древесной коры, в зависимости от степени крепости называли по-разному: «Стеноглаз», «Вырви глаз», «Память Летнего сада», «Смерть немецким фашистам», «Сено, пропущенное через лошадь». Табак из березово-кленовых листьев назывался «беркленом», а самого низкого качества эрзац-табак - БТЩ (бревна, тряпки, щепки).

Фольклор напоминал забывчивым, что в обстреливавшемся городе нужно постоянно было быть начеку: «Завернул козью ножку - получай “зажигалку”». Стоило на минуту расслабиться, и происходила трагедия.

 

 

Во время войны на упомянутой выше фабрике Урицкого работал детсад. На Нюрнбергском процессе в качестве одного из обвинительных документов фигурировала пленка, на которой была случайно заснята гибель 13 детей из этого детсада в возрасте 4-6 лет. В 12 часов 40 минут 9 мая 1942 года воспитательница детского сада вывела ребят погулять, погреться на весеннем солнышке. Один из снарядов, разорвавшийся около дома 55 по Среднему проспекту Васильевского острова, убил их всех. Дети были похоронены на Смоленском лютеранском кладбище. В 1966 году на могиле сооружен памятник (скульптор В. И. Гордон, архитекторы Н. Г. Эйсмонт, Л. Н. Линдрот).

 

 

27.01.2022 11:50АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 682


ИСТОЧНИК: adsl.kirov



КОММЕНТАРИИ (20)
  • Сергей Оленев28-01-2022 02:26:01

    Да…, наглядный пример, как плохая привычка становится серьезной проблемой в экстремальных условиях. Цитата «По желанию солдаты могли обменять 300 граммов табака на 200 граммов шоколада, или 300 граммов сахара, или 300 граммов конфет. Однако желающих пойти на такой обмен почти не находилось. Хотя эрзац-табак при курении трещал в трубке или «козьей ножке», словно туда подсыпали пороху, и оставлял во рту неприятный привкус, бойцы предпочитали табачное довольствие кондитерским изделиям.»,- говорит об усугубляющейся трагедии, если человек не осознает проблему своей плохой привычке. Действительно ни сложившиеся обстоятельства, ни насилие не способны избавить человека от любой негативной привычки. Мне всегда казалось, что совместное курение –это какое-то проявление стадного чувства в низком аспекте и попытка найти повод для сближения хоть в чем-то. И всегда удивляло, отчего люди за свои деньги портят своё здоровье и превращаются в «вонючих» безвольных «слабаков», которые даже осознав вредность этой привычки, не могут бросить курить. В молодости очень удивлялся, как девчонки целуются с этими «вонючками», поскольку с ними стоять рядом было противно. Действительно "любовь зла, полюбишь и козла". Я старался не ездить в общественном транспорте когда он переполнен и ходил пешком, чтобы не находится рядом. У меня был девиз –лучше хорошо идти, чем плохо ехать. Было ощущение, что у курильщиков какое-то извращенное мировоззрение, поскольку вонючее считали ароматным запахом. Это как у некоторых гурманов камамбер (испорченный вонючий сыр, крайне вредный для здоровья) считается изысканным блюдом. Эта статья показывает, как трудно изменить сознание в положительную сторону, если человек не желает этих изменений.

  • Татьяна Бойкова28-01-2022 08:25:01

    Печально, Сергей, что Вы обратили внимание на курение в этой статье, только как на дурную привычку и не совсем поняв главное - раскритиковали все курящих тогда и теперь. Верно, эта привычка не из лучших, кто же будет спорить, но ведь главное совсем в другом. Не могу понять, как можно осуждать фронтовиков за это. Там, на кратком отдыхе среди боев, в сырых и холодных окопах - это, порой, было единственной отрадой, да и голод притупляло. Вот особенно на Ленинградском фронте - там ведь кормили солдат чуть лучше чем борющихся горожан, но тоже не густо, поставки продовольствия шли одним путем и в Ленинград и на Лен. фронт, за редким исключением.
    Ну, а что касается самих Ленинградцев, то тут их можно понять. И причем тут ужасная привычка...!
    И опять приведу пример своих родственников. Моя мать работала в годы Блокады именно на этой самой табачной фабрике "Клары Цеткин", что на Васильевском острове, после она стала называть фабрикой Урицкого. Уже после прорыва блокады ее и других молодых женщин и девушек вывезли из Ленинграда, дабы подкормить, но и работа была еще та... лес они валили. Но моя мама, как и ее две подруги не закурила в годы блокады, а вот моя тетя по отцу, научилась курить именно в блокадные годы и бросила только в 80-ых годах, когда сердце прихватывать стало.
    И эта привычка была совершенно несравнима с сегодняшней.... Осуждать тех солдат и жителей Ленинграда за все это никогда не буду - не имею права. Могу им всем только низко поклониться за то, что жили и боролись из последних сил до конца, тем самым спасли свою страну и свой народ. Да и сегодняшних тоже судить не стану, каждому свое, тем более учитывая, что каждый из нас сам далеко не идеален....

  • Светлана28-01-2022 08:50:01

    Согласна с Вами, Татьяна Николаевна. Поддерживаю Вас не во имя рекламы курения, а саму суть статьи и Вашего под ней комментария.

  • Сергей Оленев28-01-2022 12:17:01

    Прочитав ответ на свой комментарий, понял, что не точно сформулировал свой вывод в конце. Необходимо было написать, что эта цитата «показывает, как трудно изменить сознание в положительную сторону, если человек не желает этих изменений.»,- а не «статья», поскольку статья действительно о другом, о подвиге не смотря на несовершенства. Мне казалось, что это не обвинение, а грустная печаль о ситуации, когда человеку в очень тяжелых условиях желательно не съесть шоколад для поддержания сил, а покурить, ослабив еще больше свой организм. А ослабленному человеку труднее выполнить сложную задачу хорошо. А негативный посыл курильщикам основан на беспардонном и эгоистическом отношении их к окружающим людям. По молодости была серьезная «война» с ними, чтобы поставить на место.

  • Л.Булатова28-01-2022 13:09:01

    Уважаемый Сергей, не могу согласиться с вами в осуждении табакокурения в осажденном Ленинграде. Сразу же открылся как бы в помощь параграф из Учения(М.О.2-344): "Как же выдержит сердце, если будет знать все ужасы творимые? Как же будет биться сердце, когда услышит вопли множества сердец? (...) Люди не понимают то количество несчастий творимых. Омертвление психической энергии делает людей бесчувственными к действительности. Бесчувственность к действительности является одной из самых ужасных эпидемий. Люди отворачиваются от происходящего и думают так продлить приятное телу существование. (...)".
    Этот параграф помогает осмыслить наблюдаемую сейчас некоторую пассивность, активных ранее, комментаторов. Возможно я и ошибаюсь.

  • Иван С.28-01-2022 15:08:01

    Полностью поддерживаю слова Татьяны Николаевны. Сергей Оленев похоже пороху не нюхал и на краю не стоял. Можно ковыряться в носу, высматривая соринку в чужом глазу, бревна в своём не видя.


    Администратор

    Вы не совсем правы, Иван. И порох Сергей нюхал, и на краю стоял, просто что-то заскочило и понесло. Так ведь тоже бывает. Все мы не идеальны.

  • Павленко Н.30-01-2022 17:44:01

    Курение, как и фронтовые 100гр., являлись теми немногими способами снизить уровень запредельного стресса, с которым человек встречается на войне. Психологи знают сроки, после которых солдат надо выводить с передней линии фронта, для восстановления нормального состояния психики. Но на той войне не до этого было...
    Удивительно, что в Штатах, когда специалисты посчитали, что наибольший процент курящих представляют необразованные и не адаптировавшихся к жизни слои социума, была проведена широкая информационная компания, в результате которой число курящих значительно снизилось, особенно в правящих кругах и у персонала крупных корпораций. Наверное, у нас, отношение к этому вопросу отражает образовательный и культурный уровень многих чиновников. В итоге, потянув за хвост самого мелкого черта (как в той известной поговорке), можно дойти до понимания, почему мы имеем столько нерешенных проблем в нашей стране.


    Администратор

    Спасибо за Ваш комментарий.

  • Ксения01-02-2022 19:11:01

    Согласна с теми комментариями, где пишут, что курение и фронтовые 100 грамм помогали пережить сильнейшие стрессовые ситуации, сохранить нормальную психику. То, что пережили жители блокадного Ленинграда и те, кто сражались на фронтах Великой Отечественной Войны, пережили такое, что нам и не снилось. Когда молодые парни, только что со школьной скамьи идут в бой с оружием против танков, что они должны испытывать? Страшное время было. И его надо было пережить.

  • Елена02-02-2022 08:53:01

    Мысли Сергея Оленева под этой публикацией сможет понять и разделить тот, кого тошнит от табачного дыма, кому от него реально плохо... Отрава она и есть отрава... Всегда удивляло то, что некоторые без курева не могут. И при этом они не понимают, почему другие от этого запаха шарахаются. А некоторые люди могут от табачного дыма просто загнуться, задохнуться, умереть и не встать... Позицию других комментаторов я вполне понимаю, но что делать(?), если тема публикации вызвала у людей её разное восприятие... Так бывает, и это нормально.

  • Татьяна Бойкова02-02-2022 11:41:01

    Елена, в статье речь шла не о привычке к курению как к таковой, а совсем о другом, но, видимо, это не каждому дано понять. Знаете, я тоже никогда не курила и дыма не любила, но по сложившимся обстоятельствам иногда его приходилось переносить. Если помните, Юрия Николаевич, уже в Москве, очень страдал от задымленных помещений, но даже он не задохнулся и не умер. Поэтому не будем утрировать. А Сергей уже понял, что он немножко не о том написал. Вот если бы у нас была статья об этой отрицательной и подрывающей здоровье привычке, тогда никто бы и слова против не сказал.

  • Светлана02-02-2022 16:31:01

    Елена: "Всегда удивляло то, что некоторые без курева не могут".
    Не все могут бросить, не у всех есть достаточная сила воли. Мой близкий человек курит, и я от него не шарахаюсь, я люблю его, как и любила, понимаю его и не осуждаю, не брезгую жить вместе, ничего не поделаешь, на улицу же не выгонишь... На моей работе женщины курят, причём, хорошие специалисты и профессионалы своего дела, а также замечательные матери и жёны. Ничего, вместе дружно работаем, одно другому не мешает. Никогда не осуждаю и не буду осуждать ненужные привычки людей. Наступит время, когда никто не будет курить, пить, наркоманить, насильничать, сквернословить и т.д. До этого ещё далеко, поэтому живём бок о бок с курящими, а иногда и пьющими и, вообще, далеко несовершенными людьми, помогаем, как можем, понимаем, как можем, и относимся к ним так, как хотим, чтобы и к нам относились окружающие.
    "А некоторые люди могут от табачного дыма просто загнуться, задохнуться, умереть и не встать..."
    За всю свою жизнь ни разу не видела лично, чтобы кто-то загнулся или умер от табачного дыма. Возможно, есть такие случаи на Земле, но они единичны к многомиллионному соотношению.
    Действительно, утрировать не надо, ко всем надо относиться с сочувствием и пониманием, учитывая уровень сознания и силу воли ныне живущих на планете. Архатами сразу не становятся, кто знает, возможно, в будущем эти курильщики и пьяницы будут идти впереди нас, таких правильных, хорошо знающих Учение, с пренебрежением относящихся к ним сейчас.

  • Иван С.03-02-2022 06:46:01

    Да Светлана, именно так - "Архатами сразу не становятся, кто знает, возможно, в будущем эти курильщики и пьяницы будут идти впереди нас, таких правильных, хорошо знающих Учение, с пренебрежением относящихся к ним сейчас."

  • Любовь03-02-2022 09:31:01

    По-моему, люди, которые приняли для себя знания, данные в Учении Живой Этики, самыми важными и насущными, в своих размышлениях должны отталкиваться, в первую очередь от этого Учения. Одного лояльного, без осуждения взгляда на людей, подверженных этой привычке, мало. Ведь нам нужно осознать весь пагубный вред этих самых привычек, чтобы в душе нести непримиримость к ним, к этим привычкам (не к людям). И пусть эти люди даже почувствуют эту нашу непримиримость к их привычке. Те, кто курят, вред наносят не только себе, но и всем, кто рядом с ними. Они отравляют сознание детей. Сейчас стало больше молодых мамочек, которые курят, будучи беременными. Своим курением люди притягивают самых низких духов из тонкого мира. И все, кто рядом с ними вынуждены быть и с теми, кто находится с здесь же в тонком плане. Самый главный вред состоит в том, что Люди, способные притягивать мысли об Общем Благе, о духовном, теряют часть этих своих способностей. А это значит, что их посыл добрых мыслей в пространство, уже не такой сильный, как бы мог быть. Ведь одна из главных наших задач - это забота о состоянии пространства. Кто из нас знает, как тяжело было Юрию Николаевичу Рериху находиться среди курящих? Как ему приходилось работать на тонком плане, чтобы нейтрализовать воздействие этого яда? Из нас, я думаю, никто. Может быть, это тоже как-то повлияло на его такой скорый уход из жизни. Я с уважением отношусь ко всем, кто воевал в годы ВОВ, к защитникам Ленинграда, помню об их подвиге, но Учитель неоднократно в Учении Живой Этики Говорил о том, что из любых трудностей и препятствий надо извлечь как можно больше опыта, знаний. Мы должны учиться этому. Если говорить о статье, то надо подумать о том, что происходит с сознанием человека, который имеет такую тягу к курению? Во-первых, его мысли, которые должны быть направлены на победу, направлены на то, как и где раздобыть это самое курево. Во-вторых, он не задумывается о том, что для погашения на тонком плане того хаоса, который он создает, его друзья рядом, должны больше выдать своей психической энергии, чтобы и за себя и за того парня получилось. Главный враг в этом - невежество, как сказано в Учении Живой Этики. Вот с этим невежеством и надо вести непримиримую битву, а не выяснять кто более доброжелателен, терпим и т.д. Эти пагубные привычки сослужили свою неблаговидную роль во время войны. Победа досталась путем огромных потерь. Курение унесло большой запас Психической Энергии в никуда. А ещё, надо помнить, что курение изменяет ДНК. Это уже научно доказано, как и то, что некурящий страдает больше. Нам всем надо учиться обсуждать статьи.

  • Елена03-02-2022 23:48:01

    Отвечу Светлане (02-02-2022 16:31:01) для прояснения сложившегося недопонимания по вопросам отношения к курению. Скажу честно: я не поняла, в чём с моей стороны проявилось утрирование темы и осуждение, пренебрежение к курящим людям? Какие фразы или слова подтверждают это? Я перечитала свой комментарий и не нашла их... Хотя, может быть, вот это: «...другие от этого запаха шарахаются». А что остаётся делать тем, чей организм не переносит табачный дым? Как им резко не уйти в сторону от закурившего рядом человека (например, на остановке)? Или продолжать вдыхать потоки едкого дыма, дабы курильщика не обидеть? ...Организм у людей разный. Многие некурящие люди не испытывают особого дискомфорта при табачном дыме. Но я знаю случаи, когда человеку становится от него реально физически плохо. Это можно сравнивать с отравлением (не столь с пищевым, сколь с химическим) — так становится плохо... Не испытавший это, не поймёт: каковы эти ощущения. Эти случаи немногочисленные, но они есть. Архатов здесь упоминать ни к чему, нам всем до их уровня, как до других созвездий. Просто бывают определённые особенности организма. Например, нельзя заставить человека пить молоко, если его организм не переносит лактозу. Так и человека, физически не переносящего табачный дым и запах, нельзя заставить находиться рядом с курящим или прокуренным. И никакие Ваши личные примеры, Светлана, на это его не подвигнут. Инстинкт самосохранения своё дело сделает, и человек переместится туда, где его не будут доставать табачный дым и запах.

    Любовь(03-02-2022 09:31:01), спасибо за дополнение к этой теме.

    Кстати, перечитала я комментарии Сергея Оленева (28-01-2022 02:26:01; 28-01-2022 12:17:01). В них он поделился своими мыслями по теме статьи, причём адекватными (на мой взгляд), но, возможно, уже пожалел об этом... Да, в такой ситуации есть над чем поразмышлять... Но, думаю, что продолжать что-то разъяснять друг другу больше нет необходимости, и тему надо закрывать. Так будет лучше.

  • Татьяна Бойкова04-02-2022 06:49:01

    Елена, вот Ваша утрированная фраза. "А некоторые люди могут от табачного дыма просто загнуться, задохнуться, умереть и не встать... ".
    Вы совершенно правы, что здесь пытаться что-то разъяснить друг друг бесполезно. Вы бы взяли и написали небольшую статью на эту тему, вот там мы бы Вас точно поддержали, хотя идущие по Пути должны воспитывать в себе многие положительные качества и в т.ч. - терпимость. А вот под этой статьей Ваши и другие подобные высказывания оскорбляют блокадников, переносивших невозможные муки и испытания и наших солдат, воевавших за свободу нашей родины, а значит и нашу с вами свободу.

  • Абрамова Елена04-02-2022 06:50:01

    Мы не имеем ни морального, ни духовного права препарировать Подвиг, особенно такой как Блокада Ленинграда. Результат - убожество. Сопоставимо с "пальцами в раны Света", из-за отсутствия сердечного восприятия. (и неизвестно как это отсутствие влияет на ДНК)
    Мы живы благодаря этому Подвигу, мы дышим и творим благодаря этому Подвигу.


    Администратор

    Спасибо огромное, Елена.

  • Светлана04-02-2022 08:47:01

    Не оправдываю курение, это огромный вред для организма, но и не осуждаю курящих. Мы живем в далеко не идеальном обществе с его недостатками и пороками, и надо принимать его таким, какое оно есть. Многих некурящих жизнь ставит в такое положение, что им некуда деваться физически от этого запаха и дискомфорта. Вот здесь как раз и надо подключать свои качества понимания и доброжелательности и продолжать жить рядом с этим несовершенством, не нанося своим раздражением и критикой ещё большего вреда тем, кто курит или пьёт, надо учитывать прежде всего психическое состояние людей в таких тяжелейших жизненных условиях, в которых ставит их тот или иной промежуток времени их существования на Земле.
    В Великую Отечественную и во время блокады Ленинграда люди воевали и жили вместе, курящие и некурящие, несмотря ни на что поддерживали друг друга и понимали, отбрасывая на второй план свои неудобства и неприятие того или иного недостатка в других, тем и одержали Победу. Когда люди попадают в стрессовые и опасные ситуации, где на кону стоят жизнь или смерть, необходимы сплочение и поддержка друг друга, независимо от уровня сознания всех, находящихся, казалось бы, в безвыходном и отчаянном положении вместе. Понимать, принимать и помогать - вот главная задача сейчас для всех нас.

  • Елена04-02-2022 12:35:01

    Комментаий удален.

  • Елена04-02-2022 16:16:01

    Татьяна Николаевна, в моём комментарии не было ничего такого, чтобы демонстрировать его удаление. Лучше бы удалили всю статью, которая НЕ о Подвиге, а о табачной зависимости. И она, действительно, не соответствует тематике "Адаманта". Однако, воля ваша... Вы прекрасно знаете, что я - не враг портала "Адамант". Зачем же так поступать? Зачем взрослых и адекватно мыслящих людей ставить в положение "непонимающих" школьников или троллей? Это уж слишком... Всего Вам наилучшего!

  • Абрамова Елена05-02-2022 07:44:01

    Елена (04-02-2022 16:16:01), не стоит уходить. Как минимум, часто трудно искренне соединять "углы", не все это могут, но вы можете. Про максимум, думаю, сами понимаете.)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История России, Руси »