V Межрегиональный краеведческий форум «Библиокосмос… форум продолжается» в Ярославле. IX Международная конференция «Пакт Рериха и Знамя Мира – веха эволюции сознания». Информационное письмо. Друзья изменился адрес почты портала Адамант: adamant.rd@yandex.ru. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. А.А.Лебеденко. Знамя Мира: Объединительный знак триединства на стыке культур и цивилизаций // Россия – Восток: взаимодействие в искусстве. Сборник статей. М., 2020. Вышел в свет первый том сборника «Воин Света», посвященного Л.В.Шапошниковой. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Гёте и его страсти по Георгу-Фаусту. Часть 2. Александр Херсонов


 

Эжен Делакруа. Фауст и Мефистофель. 1826

Эжен Делакруа. Фауст и Мефистофель. 1926

 

 

Когда хотят показать крайнее восхищение о произведении автора, то, как правило, говорят: «Эта вещь, пожалуй, будет посильнее «Фауста» Гёте!». Говорят с долей иронии и юмора, при этом понимая, что выше «Фауста» Гёте ещё ничего не создано.

И доктор и чародей.

«Человек разумный» на протяжении тысячелетий задавал себе нелёгкие вопросы. Как пройти по жизни достойно? Как не «удариться во все тяжкие» и не «продать душу дьяволу»? Как взрастить мужество и вкусив горечь бытия, познать истину»? Ответы на вечные вопросы и сегодня следует искать в жизнеописании литературного героя доктора Фауста, подлинное имя которого Георг. У реального Георга было немало биографов, но лучше других на этом поприще преуспел гений Иоганна Вольфганга фон Гёте.

Однажды, будучи в возрасте «коротких штанишек», Гёте раскрыл подаренную книжку, где живописались приключения ученого мужа и чародея Георга. Одни авторы называли его Георг, другие - Иоганн. Георг или Иоганн, чья жизнь впоследствии так страстно захватила воображение Гёте, родился в 1480 году в городе Вюртемберге, а умер он то ли в 1536, то ли в 1539 году. Современникам Георг представлялся учителем, знахарем, магом, «искусным гороскопщиком» , но во всех ипостасях оказывался личностью «не от мира сего», полную странного беспокойства, кочующую и возникающую «как приведение».

Однажды, и это считается фактом биографии, Георга с позором выгнали из Нюрнберга. Но о чем говорило это изгнание ? Скорее всего, о прозаичном. О том, что «нет пророка в своем отечестве», а странности гения для обывателей оказываются подозрительны и даже опасны. Заметим, что сила воздействия Георга на пылкое воображение юноши оказалась столь велика, что книгу о знахаре и маге , как сам признавался Гёте, он писал почти всю жизнь. В 1787 году во Франкфурте-на Майне «Фауст» Гёте впервые увидел свет. Кто знает, может быть в перипетиях судьбы «странного» Георга, Гёте угадывал будущие черты собственной жизни?

Открыть тайну бытия.

С первых же страниц поэмы в описании образа Фауста, Гёте представляет нам человека пытливого ума, жадного до знаний, философа, обращающегося за помощью к магии. Словом, такого, каковым во многом проявился и сам Гёте.

Фауст Гёте делает несомненные успехи в науках, учится вызывать духов, становится «духовидцем» , осознает, что значит «не меньше других». Гёте явно симпатизирует Фаусту, упоминает о его ученике и последователе Вагнере, который, так же как и учитель, «хотел бы всё знать без изъятий». Однако, вокруг Фауста затевается опасная интрига: обнаглевший Чёрт решительно заявляет Богу, что совратит Фауста с пути истинного и сделает из человека духа заурядного мещанина.

Но Бог полон уверенности, что Черт блефует, и никогда не сможет добиться желаемого. Бог настолько уверен в прочных духовных устоях Фауста, что дает Черту карт-бланш : в собственных целях делать всё, что тому пожелается. Рискованно? Безусловно! И пошло-поехало… Не долго думая, Черт, он же Мефистофель, обращается в пуделя, который, желая понравиться Фаусту, льнет к его ногам.. Однако, чуткий Фауст прозорливо угадывает в ухищрениях пуделя «магический смысл», поскольку замечает за пуделем «струящееся пламя». И тем не менее добродушный и неискушенный Фауст вводит пуделя в дом, но тут же убеждается , что «ввел нечистого» .

Известно, что рядом со светом поселяется тьма, с добром уживается зло, с созиданием соседствует разрушение, с чистосердечием прячется коварство, то, что называют «дух отрицанья и сомненья» . Дело доходит до того, что разрываемый противоречиями Фауст, решает уйти из жизни. Но что-то удерживает героя от рокового шага… Что же?

Фауст, слава Богу, вовремя начинает сознавать истинную цену пороку, мирской славе, золоту и женщинам: «Ты пищу дашь не сытую ничуть. Дашь золото, которое, как ртуть меж пальцев растекается. Зазнобу, которая, упав к тебе на грудь, уж норовит к другому ушмыгнуть» .

С кем поведешься, того и наберёшься.

Что же делать? Как уберечься от гибели? Фауст решается на крайний шаг: заключает с Мефистофелем рискованный договор. В чём и уподобляется Богу. Если Чёрту удастся сбить Фауста с пути истинного, то, так и быть, душа Фауста будет принадлежать дьяволу и перейдет к нему в вечное служение. В таком случае Фауст должен будет остановиться в развитии, восславить «мгновения бытия», принять жизнь суетную и сиюминутную. Вот откуда происходит знаменитое выражение «Остановись мгновенье, ты прекрасно…». Такие «прекрасные мгновенья» со временем заводят людей в Ад. На пути предначертанном Мефистофелем, Фауст должен будет отступиться от поисков смысла жизни. Заранее уверенный в выигрыше заключённого пари, «чертяка с конскою ногой» самодовольно учит Фауста, «как надо жить». И преуспевает! Мефистофелю хоть и с трудом, но удается убедить Фауста , что «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет» . Для развлечения и приближения к себе Фауста, Черт пускается в путешествие, учит Фауста жить «с размахом» , в результате Фауст соблазнят юную Маргариту. Радостный Мефистофель подтрунивает над несчастным Фаустом : «Что бы делал ты без злого духа? Не спас ли я тебя от философского угара?». Чувствуя, что находится на краю гибели , что готов «продать душу дьяволу», Фауст из последних сил противится искусителю: «Ты как всегда софист и лжец» . А затем набирается храбрости и мужества решительно заявить : «Сгинь искуситель окаянный!» . Но впереди Фаусту предстоит главное испытание , испытание Вальпургиевой ночью, участие в шабаше ведьм.

Страсти Вальпургия.

Итак, Мефистофель и увлекаемый им Фауст, поднимаются на дьявольскую гору поглазеть на праздник нечистой силы. Как говорится, дальше идти не куда. Известно, что накануне тяжких испытаний Провидение посылает добрым людям сон-предупреждение. Вот и Фауст удостоился сна-предсказания: «На ветке в соку два спелых яблока» . И хотя Мефистофель далеко не «добрый человек», но и его Гёте одаривает вещим сном. В отличие от Фауста, Чертяке снится нечто неблагополучное: «Ствол дерева, расщепленный и в дереве дыра» .

Откроем, уважаемый читатель, знаменитый сонник Миллера, дабы понять природу сновидений приведённых в поэме Гёте. По поводу сна Мефистофеля сонник молчит, так как слова «дерево» в нём не обнаруживается. Но и так ясно: ничего хорошего Черту этот сон не обещает, а значит его затея обречена на провал. А вот Фаусту? Спелые яблоки на дереве - хороший знак. Более того – знак замечательный. Миллер объясняет: «Наступило время осуществления самых заветных желаний и следует, хорошо подумав, смело отправляться вперед» . У Фауста так и произошло, поскольку спелые яблоки оказались знаком спасением Маргариты. Причем, освобождение возлюбленной из тюрьмы осуществилось руками самого Черта, которого Фауст заставляет выполнить казалось бы невероятное. «Два яблока» - это Фауст и Маргарита, спасенная великодушием и любовью Фауста. Таковым и было заветное желание Фауста, вернее его создателя, Гёте. И тут подошло время вспомнить гороскоп рождения Гёте, указывающий на «знание преобразующей силы любви»…

Но, оказывается, , нет и добра без худа, поскольку далее судьба возлюбленных складывается трагично. Маргарита признается Фаусту в тяжком преступлении: она «усыпила до смерти мать и дочь утопила в пруду». Как поступить Фаусту после страшного признания? Фауст в отчаянии! Но еще в большем отчаянии Маргарита, понимающая, что навсегда теряет возлюбленного, пока ещё не зная , что Фауст склоняется к тому, чтобы простить убийцу матери и ребёнка. Такова тяжкая плата, которую приходится платить Фаусту за связь с Дьяволом.

…Убитый потерей Маргариты, Фауст без труда увлекается Чертом и оказывается на ведьминой горе. Там они встречают Гомункула, полу духа, полу человека. Гомункул – детище талантливого ученика Фауста, алхимика Вагнера. Удивительно, но на шабаше ведьм, полном отвратительной нечести, встречаются даже «приличные» персонажи. Например, бог Сеймос, Сфинс и Хирон . Последний даже в условиях жуткой вакханалии делает великое благо, избавляет Фауста от злых чар Мефистофеля. Однако, тому, кто знает астрологию, удивляться не приходится , поскольку Хирон, он же Кентавр, он же Стрелец – существо духовное, с Фаустом «одной крови», и переливание его живительной силы спасает заблудшего героя. .

Мальчик из стеклянного сосуда.

Возможно ли пророческое предвидение исторических событий? Гёте считает, что возможно. И рисует читателю образ «водяного старца и мудреца пучины Нерея, пророка и мизантропа, ворчливого упрямца, которому до смерти надоели люди». Существует версия, согласно которой в Нерее Гёте воплотил образ Нептуна, который предсказывает Парису похищение прекрасной Елены и гибель Трои. И действительно, согласно астрологии благотворные аспекты Нептуна и Меркурия , отражённые в микрокосме человека, способны наделять даром ясновидения и пророчества.

Да, но зачем Гёте понадобилось вводить в повествование «мальчика из стеклянного сосуда», образ Гомункула, определяемый как «ни то, ни се»? Как нечто амёбообразное, «недовоплощенный в плоть дух»… И вновь возникает версия, согласно которой в образе Гомункула Гёте гениально предвидел реалии ХХ века, а именно рождение детей «зачатых в пробирке»… Однако, возможно все гораздо проще.

Истина скрывается в обращении Фауста к алхимическому уродцу: «Доверься морю дух без плоти» . Гёте наверняка был знаком с учением философа Фалеса, согласно которому мир родился из воды: «Вся жизнь из воды происходит, вода все хранит, производит» . Хотя Фауста и далее продолжают искушать соблазны (в Спарте он восходит на трон, хозяйничает во дворце Менелая), но все же остаётся верен главному: «Мое стремленье – дело, труд » . И вот финал жизни.

Фауст стар, немощен и ему уже не до тайных желаний. Пора «платить по счетам». Героя окружают недобрые спутники – «нехватка, забота, нужда, вина». Приходит, как и положено, смерть. Мефистофель суетится у тела умирающего, в надежде заполучить душу, которую, как он уверен, выиграл на спор. Но не тут-то было! В дело вовремя вступают ангелы и уносят душу Фауста .

Чем же заслужил спасение Фауст? Мысль Гёте, оставленная потомкам, такова: Фауст заблуждался, грешил, но ведь и боролся со злом, сохранил в себе дух человека-борца, священнодействовал, добывая зерно истины. Это главное! А потому, Фауст достоин снисхождения: «Спасен высокий дух от зла произволением божьим» . Гёте, вглядываясь в будущее, напоминает всем нам вековечную истину: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» .

У каждого поколения свой Фауст. У поколения второй половины ХХ века, к которому принадлежит и автор этих строк, в образе Фауста, безусловно, воплотился Владимир Высоцкий, который, почти «по Гёте» признался: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним» .

12.03.2014 16:12АВТОР: Александр Херсонов | ПРОСМОТРОВ: 2243




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »