Выставка художниц Аромы Гаур и Поми Трэил в имении Рерихов в Наггаре (Индия). Программа «Творчество Н.К.Рериха – истоки вдохновения» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» города Казани. Открытие выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Юрге (Кемеровская область). Выставка российской художницы Лолы Лонли «Посвящение Святославу Рериху» в имении Рерихов (Индия). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Спасение культуры – дело всего общества. Е. Рудакова


 

Русский зал Музея до захвата 28.04.2017.

 

 

Все больше людей понимают, что без культуры человечество деградирует, поскольку именно культура занимает основополагающее место во всех построениях человеческого общежития. Немало сказано о необходимости особой заботы, сохранении и защиты культуры, как важнейшего фактора национальной безопасности. Министр культуры В.Р. Мединский считает, что культура «имеет стратегическое значение для развития всей страны» и ее главная задача – «формировать у людей культурно-исторический код»[1]. Эта необходимость заложена и в «Основах государственной культурной политики», важном документе на пути сохранения культурных ценностей. Исполнение «Основ государственной культурной политики» возложено, прежде всего, на Министерство культуры, которое обязано помогать культурным институциям и общественным культурным инициативам. Как же это осуществляется на деле?

 

Никакие шоу и новомодные развлечения, заполонившие информационное пространство, не скроют происходящей подмены русской национальной культуры на западную эрзац-культуру. А сколько примеров разрушения столичных и не только столичных музеев, галерей, академий, институтов, библиотек… И чиновники от культуры играют в этом процессе не последнюю роль. Им всегда есть чем распорядиться в области культуры и получить за это свои дивиденды. Коммерциализация общества превратила все сферы жизни в доходный промысел. Однако рынок и культура – понятия не совместимые, у них разные задачи: у культуры – поднимать духовность нации, у рынка – делать деньги.

 

Помимо этого чиновники от культуры стремятся руководить святая святых – творческим процессом: вводить цензуру, изгонять творцов-профессионалов с руководящих постов и назначать на их место менеджеров-управленцев, экономистов, завхозов(!), использовать административный ресурс в борьбе с неугодными организациями. Список таких организаций культуры длинен – Российская национальная библиотека, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, галерея «Дом Нащокина», Национальная библиотека в Санкт-Петербурге, Научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Государственный Центр русского фольклора, Государственный музей народной графики, Государственный академический русский концертный оркестр «Боян», Центральный Дом Работников Искусства, Музей Матрешки, Академия хорового искусства, Музей Игрушки, Европейский университет, общественный Музей имени Н.К. Рериха …

 

Но, несмотря на обширный погром Министерством культуры учреждений и организаций культуры, появляются ангажированные СМИ, которые создают определенный «положительный» образ данного ведомства, как радетеля и борца за справедливость. Некоторые из вопиющих случаев разрушительной политики Минкультуры стали предметом рассмотрения журналиста А. Караулова в фильме «Мединский. Начало» [2], где силовое изъятие усадеб и зданий, принадлежащих учреждениям культуры, преподнесено как «великая» заслуга министра В.Р. Мединского. В качестве аргументации автор фильма использует отчетность Министерства культуры, но разве цифры отражают уничтожение организаций культуры, происходящее в последние годы, вторжение в их творческий процесс, уничтожение памятников старины по всей стране… Конечно, отчеты не раскрывают неблаговидные действия федерального ведомства культуры. «Героизм» министра, о котором вещает Караулов, привел не только к разрушению целого ряда организаций культуры, но и к уничтожению национальных символов России, в числе которых можно назвать и русский лубок, и народные промыслы, такие как, например, богородская резьба и городецкая роспись. Разрушение музеев, библиотек, театров которые являлись центрами культуры и просвещения, вкупе с пропагандой чуждых нам ценностей, ведет к обесцениванию нравственных идеалов, утрате чувства собственного достоинства народа и деградации нации. Сколько раздается голосов о спасении русской культуры, но нет принципиальных решений со стороны властей! Неужели власть имущие в этом не заинтересованы? В этом случае вся надежда лишь на общественность, которая не желает мириться с происходящим и выступает за сохранение культурного наследия страны[3]. И здесь бы самое время помочь, заступиться, не мешать реализации общественных культурных инициатив, о чем так правильно провозглашается с высоких трибун и в «Основах государственной культурной политики»… Но законы, которые призваны защищать права общественных и государственных культурных институций от посягательств чиновников, не работают. Конструктивного диалога на паритетных началах властей с представителями государственных и общественных организаций культуры не происходит, иначе не было бы столько проблем в сфере культуры. Бесценный опыт новых общественных форм культуры также не изучается. И мы сталкиваемся с ситуацией, когда наша культура нуждается в защите от самих чиновников Министерства культуры.

 

Никогда не слышала столько пренебрежения к одному из культурных символов России – русской матрешке, как в фильме А. Караулова. Никто из участвующих в фильме не задал вопрос, а что сейчас с прославленным хранителем этого символа – Музеем Матрешки, где он? Его изгнали из здания, в котором родилась матрешка, как культурное и историческое явление нашей страны. Изгнание происходило с участием ОМОНа по инициативе Министерства культуры, которое автор фильма подает как возврат имущества государству. Хочется верить, что подобная расправа над культурно-исторической памятью народа найдет должную оценку не только общества, но и правоохранительных органов. Замалчивание или искажение этого факта, а также других аналогичных случаев лишь способствует распространению эпидемии уничтожения русской культуры. Все это лишний раз подчеркивает доминирование материальных интересов над культурными ценностями у чиновников Министерства культуры и расхождение их слов с делами. Разве это формирует «культурно-исторический код» нашей нации?!

 

Народная мудрость давно отметила, что у людей, привыкших говорить неправду, притупляется чувство справедливости, и усиливается желание наделять других своими же качествами и свойствами. Наверное, поэтому Музей Матрешки, Академия хорового искусства, общественный Музей имени Н.К. Рериха, оказались в интерпретации А. Караулова «захватчиками» и «ворами» государственной собственности. А что же на деле? На деле все они выдворены Министерством культуры силовым путем из зданий и помещений в центре Москвы, помимо этого, у них экспроприировано имущество.[4]

 

Уже никого не удивляет, что чиновники Министерства культуры, разгромили уникальный общественный Музей имени Н.К. Рериха – структурное подразделение Международного Центра Рерихов (МЦР), созданного по инициативе С.Н. Рериха. Общественный Музей являлся мощным очагом культуры, организацией нового типа, которая не только сохраняла наследие Рерихов и вела огромную культурную, научную деятельность, прославляя отечество, но и вернула на родину десятки полотен Рерихов, выкупив их, благодаря меценатам, на аукционах. Однако именно эту общественную организацию автор фильма, г-н Караулов, называет «одним из самых страшных примеров» борьбы Министерства с культурным учреждением.

 

Общественный Музей имени Н.К. Рериха, с самого начала своего основания вел беспрецедентную борьбу именно с чиновниками Министерства культуры за право существовать и вести деятельность. Эта эпопея битвы за культуру описана в 7-томном издании Международного Центра Рерихов «Защитим имя и наследие Рерихов»[5].

 

Получив в 1989 году под Музей имени Н.К. Рериха усадьбу Лопухиных с разрешения Правительства Москвы, Международный Центр Рерихов провел огромную работу по восстановлению усадьбы из руин – памятника XVII-XVIII веков. Воссоздание памятника велось на народные пожертвования и средства меценатов. Государство не вложило ни копейки. А захватническая политика Министерства культуры разрушила уникальный Центр-Музей, служивший обществу и стране четверть века. Сейчас вместо прекрасного общественного Музея имени Н.К. Рериха и его уникальной экспозиции, посетители усадьбы видят серые стены и редкие выставки, которые преподносятся чиновниками от культуры как величайшие достижения. Центр-Музей изгнан этими чиновниками из усадьбы Лопухиных, его бесценное наследие Рерихов – около 900 картин и рисунков, архивы, библиотека, коллекции, личные вещи семьи, раритеты – вывезено без составления описей, незаконно, поскольку не было предъявлено соответствующего судебного решения.

 

Конечно, автор фильма умалчивает и о том, что нет ни одного документа, который бы мог указывать, что наследие Рерихов принадлежит государству, но есть другие документы, где С.Н. Рерих говорит о передаче этих ценностей Международному Центру Рерихов. Именно поэтому, не имея законных оснований для изъятия наследия Рерихов, в марте-апреле 2017 года Государственным музеем Востока (ГМВ) при поддержке Министерства культуры был произведен силовой захват усадьбы Лопухиных, где располагался МЦР и его общественный Музей [6]. Чтобы оправдать свои незаконные действия и защитить корпоративные интересы чиновники запускают в информационное пространство фейки в надежде ввести общественность в заблуждение. Из этого разряда ряд высказываний Т. Мкртычева, зам. директора ГМВ, а ныне еще и директора государственного музея Рерихов, созданного в усадьбе Лопухиных вместо разрушенного общественного Музея имени Н.К. Рериха. Т. Мкртычев в унисон с Минкультуры утверждает, что Советский Фонд Рерихов (впоследствии переименованный в МЦР), создавался государством, а потом оказался в частных руках[7]. Но Советский Фонд Рерихов создавался при поддержке Совета Министров СССР, ряда общественных и государственных организаций Советского Союза, как общественная организация, что подтверждено Постановлением Совета Министров [8]. Это было главным условием С.Н. Рериха – он передавал наследие общественной организации для создания ею общественного Музея имени своего отца. Другим условием Святослава Николаевича было – расположение общественного Музея в усадьбе Лопухиных, которую он лично выбрал. Но прошло время и в наши дни чиновники Минкультуры и г-н Мкртычев пытаются представить ситуацию таким образом, что якобы передача наследия Рерихов общественной организации состоялась обманным путем. Невежественные чиновники полагают, что историю можно исказить в угоду своим сиюминутным целям. Но они забывают, что С.Н. Рерих и МЦР вели свою деятельность публично, а потому все документы и материалы по истории МЦР и принадлежащего ему наследия, широко разошлись в народе, а также открыто представлены в многочисленных публикациях и Интернете.

 

Свою волю Святослав Николаевич выразил не только в завещательном документе [9], письмах и публикациях, но и в своей концепции Центра-Музея, размещенной в газете «Советская культура» в 1989 году [10]. В концепции С.Н. Рерих подчеркнул, что действовать Центр-Музей должен вне подчинения Министерства культуры и Государственного музея Востока. Но в наши дни благодаря действиям Министерства культуры, происходит полное нарушение волеизъявления С.Н. Рериха, как дарителя наследия своих родителей и Почетного президента МЦР.

 

Горько сознавать, что мощь воздействия СМИ на умы людей зачастую используется в корыстных целях. Например, в фильме А. Караулова на фоне слов г-на Мкртычева о том, что в усадьбе Лопухиных собрано наследие Рерихов и все это якобы благодаря команде Мединского, демонстрируются те прекрасные залы, которые создавались долгие годы сотрудниками общественного Музея имени Н.К. Рериха. И неискушенный зритель даже не подозревает, что этой красоты уже нет, благодаря Министерству культуры и Государственному музею Востока, в том числе Т. Мкртычеву. Это они разрушили залы, экспозицию и оборудование общественного Музея! Сейчас есть пустые залы, пустые фонды, пустые полки некогда уникальной библиотеки – все вывезено, все растащено и творческая жизнь ушла из этих стен! Разве подобное не верх цинизма?!

 

Экспозиция залов общественного Музея имени Н.К. Рериха создавалась 25 лет профессионалами в разных областях деятельности под руководством Л.В. Шапошниковой –генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха, выдающегося деятеля культуры, незаурядного ученого. Пусть те, кто сегодня проявляют уничижительное отношение к Л.В. Шапошниковой – доверенному лицу С.Н. Рериха, задумаются над тем, что растаптывают не только ее доброе имя, но и саму память об основателях общественного Музея имени Н.К. Рериха – С.Н. Рерихе, Ю.М. Воронцове, а также выдающихся деятелей науки, искусства, незаурядных политиков, которые в разные годы поддерживали и поддерживают МЦР. Это Д.С. Лихачев, М.С. Горбачев, Е.М. Примаков, А.Л. Яншин, З.К. Церетели, Ю.Х. Темирканов, А.Е. Карпов и многие другие. Доколе в России будет безнаказанно допускаться публичное глумление над выдающимися деятелями отечества?! Доколе представители СМИ будут нести в информационное пространство невежество и аморализм?

 

Наши выдающиеся соотечественники, Рерихи, писали о необходимости избавляться от пагубной привычки умалять и очернять все отечественное, русское. Они везде утверждали важность пробуждения национального достоинства, без которого не будет и настоящего патриотизма. Рерихи напоминали, что «не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми»[11]. А потому бережное отношение к памяти таких деятелей, следование их заветам создает великую нацию. Печальна участь страны, в которой культурное наследие и ее гении подвергаются поношению и забвению. Автономия от культуры и этики – величайшая опасность, через которую входит разрушение. Только повышение уровня культуры может противостоять манипуляциям общественным сознанием и навязыванию чуждого понимания вещей. Именно культура – главное достояние нашей страны, та основа, которая создает стержень народа и позволяет ему сохраниться. Потому Россия ждет глубоких преобразований, установления приоритета этики, восстановление системы культурных ценностей и поддержки общественных инициатив. Только имеющая такие основы страна может выжить, развернуть свой потенциал и стать опорой всему человеческому общежитию.

 

_____________________________

 

[1] Владимир Мединский: Культура имеет стратегическое значение для развития страны. [Электронный ресурс] // Некоммерческое партнерство «Российская ассоциация реставраторов». Официальный сайт. Режим доступа: http://rosrest.com/vladimir-medinskij-kultura-imeet-strategiй cheskoe-znachenie-dlja-razvitija-strany/  (дата обращения: 7.04.2018

 

[2]А. Караулов «Мединский. Начало» [Электронный ресурс] // видеохостинг YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=UdW7hp-THg8

 

[3]См.: Международный съезд общественности «Разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке». [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов. офиц. сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5777(дата обращения 10.04.2018)

 

[4]Пресс-конференция Международного Центра Рерихов «Преднамеренное разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия» [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов. офиц. сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5713; Сохраним уникальный московский Музей Матрёшки !!! [Электронный ресурс] // сайт Демократор. Режим доступа: https://democrator.ru/petition/sohranim-unikalnyj-moskovskij—muzej-matryoshki/; К. Громов. «ЗАО «Минкульт-Девелопмент». [Электронный ресурс] // Общая газета. Офиц. сайт. Режим доступа: http://og.ru/politics/2016/04/07/80116(дата обращения 10.04.2018)

 

[5]Электронная библиотека Международного Центра Рерихов. Защитим имя и наследие Рерихов. [Электронный ресурс] //  Международный Центр Рерихов. офиц. сайт. Режим доступа: http://lib.icr.su/(дата обращения 10.04.2018)

 

[6]А.В. Стеценко. Ограбление по-государственному без права на защиту. [Электронный ресурс] // #СохранимМузейРериха. Офиц.сайт. Режим доступа: https://save.icr.su/ru/2017/06/ograblenie-po-gosudarstvennomu-bez-prava-na-zashhitu/  (дата обращения 10.04.2018)

 

[7]А. Караулов «Мединский. Начало» [Электронный ресурс] // видеохостинг YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=UdW7hp-THg8

 

[8]Постановление Совета министров СССР № 950 от 4 ноября 1989 г. [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов. офиц. сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_4.htm(дата обращения 10.04.2018)

 

[9]Архив и наследство Рерихов для Советского Фонда Рерихов в Москве. . [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов. офиц. сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_7_3.htm  (дата обращения 10.04.2018)

 

[10]С.Н. Рерих. Медлить нельзя! / Газета «Советская культура», 29 июля 1989 г.

 

[11]Е.И. Рерих. Страна Лучшая. М.: Международный Центр Рерихов, 2017. С. 22

 

29.04.2018 13:54АВТОР: Е. Рудакова | ПРОСМОТРОВ: 1136


ИСТОЧНИК: МСРО



КОММЕНТАРИИ (2)
  • Ксения30-04-2018 20:17:01

    Видимо, богатым чиновникам не нужна Культура, основанная на культуре духа. Такая Культура не совместима с рынком, где всё продаётся и всё покупается. А аппетиты их всё время растут, и они ищут всё больше возможностей обогащения. И так, они думают, будет продолжаться вечно, и бессмертие им обеспечено. Не существует для них ни Сергия Радонежского, ни Серафима Саровского, ни Рерихов, ни других святых, подвижников, которыми гордится Русь. Да русские ли они сами по духу, по отношению к Культуре? Ведут себя как иноземные захватчики. Ещё и прислуга при них, оправдывающая их неблаговидные дела. Историю бы читали, чем кончается такое отношение к Родине, где они когда-то родились, и которая их когда - то бесплатно выучила. Плохо учились, господа, и не усвоили главный урок: Родину не распродают, не присваивают себе народное достояние и не считают окружающих людей ниже своего достоинства, и не всё в этом мире продаётся и покупается, и не всё дозволено по духовным законам. Земное и небесное правосудие сильно разнятся. Там-то что будете делать?

  • Татьяна Бойкова03-05-2018 09:10:01

    В том-то и дело, что все больше людей понимают, что без культуры, если попросту сказать - нам и нашей стране, всегда бывшей богатой самобытной культурой и постигающей все лучшее у других - нет жизни. Вот только наши чиновники на уровне государства до сих пор этого не уразумели и занимаются ее разрушением на всех уровнях. Видимо, для них вся культура выражается в количестве денежных знаков, притекающих в их закрома, ну а народу достаточно и тех шоу-суррогатов, которыми напичканы ТВ и театральные подмостки. Эту печальную тему можно было бы продолжать очень долго, да только кроме горечи и обиды за свою страну ничего не получишь. Надо работать и делать мир вокруг нас чище и лучше, рассеивая окутывающий мрак бескультурья, что и делают МЦР и многие организации РД, даже в тех тяжелых условиях, что сложились сегодня. Руками и ногами человеческими и только так.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »