Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Космическое мыслетворчество Платона и Е.И.Рерих: диалог культур. Г.Г.Пантелеева


От всех извращений очистится утверждение истины,
ибо отбросы и наслоения преходящи,
но истина является в Беспредельности.
Живая Этика. Мир Огненный

Нужно Мои законы отстоять в ваших любимых делах.
Живая Этика. Озарение

 

Выдающихся деятелей мировой культуры отличает одна, возможно, самая существенная особенность, — в сложнейших исторических условиях они самоотверженно утверждают высокие идеалы, открывающие эвристическую перспективу человечества в единстве эволюции Космоса. Космическое мыслетворчество великого древнегреческого философа Платона и героической русской женщины, мыслителя-космиста Елены Ивановны Рерих закладывало основы нового сознания, как наинужнейшие в переходные исторические периоды VI в. до н.э. и XX столетия. Обращенный в будущее образ идеального государства Платона и образ сужденной Общины Мира, созданный Е.И.Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока, дают основание рассматривать творчество избранных мыслителей как полнозвучный диалог культур.

В разные эпохи в зависимости от уровня развития сознания человека и его культуры кристаллизовались грани единой истины, явно имеющей общий духовный источник. Так, философия Платона несла на себе печать более древней и более высокой культуры Вавилона, Египта, Финикии, Персии [1, с. 8]. Мировоззрение Е И.Рерих питали идеи восточной философии, корнями уходящие в философскую традицию Индии (Упанишады, Адвайта-Веданта). В космологических записях Елены Ивановны прямо сказано, что неоплатоник «Плотин преподавал Доктрину, тождественную Веданте» [2, с. 240]. Близость мировоззрения Е.И.Рерих идеям Платона подчеркивают многократные обращения к имени и мудрости мыслителя как в ее письмах, так и на страницах Живой Этики.

Видится особая закономерность в том, что творчество избранных мыслителей представлено в формах доверительного собеседования. Таковы знаменитые «Диалоги» Платона («Пир», «Тимей», «Менексен», «Государство» и др.), таковы и дневниковые записи бесед Е.И.Рерих с Учителем, и ее эпистолярное наследие — множество писем к сотрудникам и друзьям Культуры в Америке, Европе. Вполне очевидно, что тексты Живой Этики также имеют форму беседы, в самом широком ее понимании.

Но была ли столь необходима древняя мудрость в те годы, когда к ней обращалась Е.И.Рерих, и насколько она актуальна в наступившем тысячелетии? Мудрое знание особенно востребовано в те времена, когда пытаются уничтожить фундамент Культуры, оторвать человека от его естественной почвы. Именно в ней, в древней мудрости, залегают корни современных жизненных основ. Согласно выводам глубокого и неутомимого исследователя философии Востока и Учения Живой Этики Л.В.Шапошниковой, духовные учения Древних мудрецов были космичны, связаны с Высшей областью мироздания и несли в себе «мудрость знания, его эволюцию и расширение его доступности» [3, с. 823]. Это во многом не совпадает с современными представлениями. Механистические подходы новоевропейской науки не дают ответов на возникающие жизненно важные вопросы, которые ставят перед миром события космического масштаба. Как утверждает философ АА.Тахо-Годи, «современность возжаждала синтеза более, чем всякая другая эпоха» [4, с. 32].

В исследовании рассматриваются особенности космического Мыслетворчества Платона и Е.И.Рерих в контексте общекультурной проблемы знания: его обретения, передачи, целесообразности и Ценности. Важно, прежде всего, определить понятия «знание» и «мыслетворчество».

Знание, понимаемое в предельно широком контексте, вмещает все жизненные проявления. На связь жизни и знания, вплоть до их слияния в одном слове — «живознание», — указывали философы Г.С.Сковорода и И.В.Киреевский. Эту идею со ссылкой на Плотина нам высказал С.Л.Франк: «Сама жизнь — есть знание» [5, с. 592].

При определении мыслетворчества исходным будет понимание значения мысли и ее роли в мироздании с позиций космизма. В одном из первых писем Е.И.Рерих в Америку сообщается, что «мысль есть первоисточник мироздания», «величайший магнит и приносит из Пространства тождественный ответ» [6, с. 111]. В этом же письме упоминается афористическое высказывание великого Платона: «Мысли управляют миром» [6, с. 111]. А в Живой Этике немало говорится о явлении мысли [напр.: 7, 314].

Мысленное творчество, согласно космологическим записям Е.И.Рерих, выявляется как утверждение магнитов для будущего строительства. В утверждении духовных магнитов соблюдается определенная иерархия. На Огненной Субстанции Акаши в Мире Огненном, «идеи запечатлеваются Высочайшими Духами» как магниты «для строительства на планах Тонкого и Плотного Миров» [2, с. 253]. Притяжение огненной идеи на физический план «совершается сознаниями Высших Духов» [2, с. 253] на основе синтеза «процессов Бытия Видимого и Невидимого» [2, с. 252]. Люди «уявляются на притяжении искаженных представлений Тонкого Мира» [2, 253]. По сути, космологические записи Е.И.Рерих раскрывают последовательность соития «знания Мира Огненного» [8, 429], идущего от Высочайших Духов, или Великих Зодчих [9, 108], к Высшим или Огненным Духам [10, 10] и от них к человеку, носителю творческой мысли, свободному в своем выборе. Мыслетворчество, идущее в согласии с Великими законами Космоса, действие которых соединяет миры, можно определить как космическое мыслетворчество.

В эволюции «не низшее порождает высшее, а напротив: высшее дает импульс и направление развитию низшего, закладывает цели эволюции и определяет ее основные вехи» [11, с. 35]. В данном исследовании для нас важны, прежде всего, идеи, оставленные выдающимися мыслителями в человеческой культуре.

Замечательно, что в истории культуры закономерно возникают периоды созидательных творческих подъемов, сопровождаемые массовым рождением творцов нового. В то же время это результат некой природно-космической закономерности становления человеческого духа, его переломный момент, что позволило говорить об «осевом времени» мира (К.Ясперс) и упоминать его «минуты роковые» (Ф.Тютчев). И Платон (427-347 до н.э.), и Е.И.Рерих (1879-1955) оказались рожденными в «минуты роковые» истории и как бы призванными для высокого собеседования, цель которого приобщить дух человеческий к творческому миру Космоса, указав на Беспредельность в Космосе и в достижениях духа.

Целостность системы мироздания и нашей планеты держится неустанным строительством на всех уровнях бытия и состояния материи. Именно целостность обусловливает возможность приобщения к единому Источнику знания. Если эпоха Платона должна была закрепить в сознании человека элементы понятийного мышления, тесно связанного с развитием интеллекта, то современному человеку предстоит осознать «мощь психической энергии» [8, 396]. «Светлая, всепобеждающая мысль будет вполне соответствовать условиям грядущей Новой Эры сотрудничества» [12, 219]. И интеллект и дух выполняют цементирующую роль в тонком пространстве планеты, закономерно занимая в нем определенные эволюционные ниши, без заполнения которых строение в целом будет ущербным и потому непрочным. «Пространство нужно цементировать и явным огнем духа оплодотворять формулами огненными», — такая задача ставится перед искателями блага в Живой Этике [10, 169]. Огненным действием слагается мост, присоединяющий миры Прекрасные к сферам земным [13].

Развитие Древней Греции, как и многих иных народов античности, представляло, по выражению А.Ф.Лосева, «душераздирающую трагедию» и требовало новых подходов. Внимание к логической аргументации своих идей и общая созерцательно-интеллектуальная установка древнегреческой науки, затрагивающие все области человеческой культуры вплоть до морали, преодолевали мифологическое мышление. Как писал К.Ясперс, «мифы были преобразованы и постигнуты с новой глубиной в то самое мгновение, когда миф в целом был разрушен» [14, с. 103].

В диалоге «Государство» Платон проводит собственные идеальные принципы, во многом противоречащие действующим Древнегреческом Полисе. Идеи Платона, «а вернее, целый мир идеальных сущностей, представал взору читателей Платона в очень чистом и весьма возвышенном виде. Тут Платон побеждал свой век с его развалом и хаосом, и тут у него получалась весьма возвышенная эстетика, действительно в корне противоречащая культурно-социалъной жизни» [15, с. 406]. Такой вывод авторитетного критика А.Ф.Лосева показывает, как мы видим, необычайную устремленность Платона к Высшему, к строительству будущего справедливого государства, выходящего в своих основах за рамки понимания современников.

Известно, что ущербность древнегреческой демократии проявлялась именно в отношении к женщине. Она была лишена права голоса, не допускалась к общественной жизни. Платон же возвеличил женщину и этим обнаружил знание космического Закона равновесия начал. В диалоге «Пир» сам Сократ взывает к мудрости мантинеянки Диотимы и получает восхищающие его ответы на сложнейшие философские вопросы о космической сущности Эроса [16, с. 110—120]. Признанный мудрец Древней Греции Сократ не считает зазорным признать своим учителем Аспазию, которая предстает в диалоге «Менексен» незаурядным мыслителем. Это она готовит блестящие политические речи и определяет, демократию как «правление лучших с одобрения народа» [17, с. 146], что, по сути, остается столь же актуальным и в наше время. Тысячелетия спустя Е.И.Рерих напишет: «Великая наступающая эпохи тесно связана с возрождением женщины» [18, с. 28]. И далее: «Женщина, носительница сокровенного знания, может стать зовущей силой, зажигая готовые души огненным словом» [18, с. 57]. О духовном влиянии в семье Елены Ивановны, «нашей вдохновительницы» [19, с. 161], пишет Н.К.Рерих в очерке «Лада». Как один из «прекрасных, истинно великих» [20, с. 467] женских обликов предстает в его литературном и художественном творчестве Елена Ивановна — Вдохновительница, Ведущая, Другиня.

Диалоги Платона воссоздают целостную картину мироздания, раскрывают величие законов Космоса. Почитание Иерархии для древнего грека естественно и закономерно. Перед любым неважным или важным начинанием, а тем более приступая к рассуждениям о Вселенной, считалось необходимым, «если только мы не впали в совершенное помрачение, воззвать к богам и богиням и испросить у них, чтобы речи наши были угодны им, а вместе с тем удовлетворяли бы нас самих» [21, с. 432]. Здесь ясно просматривается знание Закона двойственности и еще одного космического Закона — согласованности начал небесного и земного.

Закон тождества макро и микрокосма формулирует Тимей — глубокий, по мнению Сократа, знаток астрономии, сделавший главнейшим своим занятием познание природы всех вещей: «То, что постигается с помощью размышления и рассуждения, очевидно, и есть вечно тождественное бытие; то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле» [21, с. 432].

Из рассуждений Тимея мы узнаем о том, что древним грекам знаком и Закон причинно-следственных связей. «...Все возникающее должно иметь какую-то причину для своего возникновения, ибо возникнуть без причины совершенно невозможно», — утверждает мыслитель [21, с. 432]. Среди прочих Тимей ставит и такой вопрос: «Взирая на какой первообраз работал тот, кто его устроял ?» [21, с. 432]. Древнегреческий мыслитель логически подводит своих собеседников, среди которых выдающиеся умы (Сократ, Критий и др.), к пониманию того, что «если космос прекрасен, а его демиург благ, ясно, что он взирал на вечное» [21, с. 432]. Указывая на Прекрасное как принцип Космоса, древние философы тем самым признавали действующий в Космосе Закон красоты, широко рассматриваемый в Живой Этике. Размышление платоновского Тимея раскрывает суть космического мыслетворчества, идентичную, на наш взгляд, той, которая представлена на страницах Живой Этики.

В книге «Надземное» мыслетворчество в Высших сферах тонкого мира, пограничных с Миром Огненным, показано как акт осознания незримых пространственных форм иных эволюций — «прототипов творений», во множестве зафиксированных на клише Акаши. Поясняется, что для установления «зримости таких пространственных форм» требуется особый луч, видеть который могут лишь «Наши сотрудники» [9, 108]. Мысль в актах космического творчества «должна быть необычно четкой, чтобы создать такие гармонические облики», в то время как «каждое затуманенное представление создает чудовищ» [9, 108]. Последнее положение близко соотносится с логикой платоновского Тимея, по мнению которого, если демиург «взирает на нечто возникшее и пользуется им как первообразом, произведение его выйдет дурным» [21, с. 432]. Заглянуть в сокровищницу Акаши удается немногим. В Живой Этике говорится о том, что «в земном теле сестра Наша видела <...> сокровища мыслетворчества. <...> Так Наш голубой Луч может показывать много тончайших проявлений, но и он лишъ редко может быть проявлен» [9, 108]. В образе «сестры Нашей» легко угадывается Елена Ивановна Рерих - сотрудница Гималайского Братства, луч осознания которой был настолько совершенен. В книгах Живой Этики отмечается особая трудность огненного даяния, не нарушающего самостоятельность. «Одним из самых утонченных условий остается ненарушимость кармы. Дать, помочь и даже руководить, и не нарушить личность — это трудная задача» [8, 135]. Урусвати, Матерь Агни Йоги, Сотрудница Космических Сил, Спутница Сил Света - так называли Елену Ивановну Учителя [22, 406; 22, 441; 10, 163].

В строении Космоса древние греки усматривали уровни бытия божественного и земного, связанные посредством срединного слоя, к формированию которого причастен и человек. Такое тройственное подразделение структуры Космоса соответствует, на наш взгляд, трем мирам, рассмотренным и в Живой Этике, — плотному, тонкому, Огненному. В концепции Платона разумность и иерархическая упорядоченность мироустройства выражается в его населенности богами и теми «великими гениями» [16, с. 112], назначение которых «быть истолкователями и посредниками между людьми и богами, передавая богам молитвы и жертвы людей, а людям наказы богов и вознаграждения за жертвы. Пребывая посредине, они заполняют промежуток между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью» [16, с. 112—113]. Подобными действиями, как выясняется из текстов избранных мыслителей, осуществляется координация «между земным планом и Миром Огненным» [10, 4].

Понятия «гений» у Платона и «агни-йог» в Живой Этике представляются тождественными, ведь по сути оба они — и гений, и агни-йог — выполняют координирующую функцию, устанавливая в тонком пространстве Космоса вполне определенный иерархический порядок. Разница в том, что процесс координирования, в котором участвует современный агни-йог, происходит на новом уровне мышления и социокультурного развития.

В современную эпоху процесс цементирования тонкого пространства, или строительство моста между мирами плотным и Огненным, требует пробуждения утонченных энергий сердца. «Без развития и утончения сердца невозможно никакое продвижение, никакой прогресс, потому в основу каждого строительства должен быть положен великий магнит сердца», — записывала Е.И.Рерих [23, с. 417]. Пространство, «напитанное мыслетворчеством, сосредоточивает мощь огненную» [8, 135], изменяет идеально-информационное содержание планеты, или «идеи пространства» [24, ч. 3, II, 7] как причину преобразований на земном плане и как новую возможность сношения с Дальними мирами. «Утончение восприятия и мысли», согласно записям Е.И.Рерих, даст нам «возможность проникнуть в тайники пространства и откроет пути радости достижениям и непрерывному и бесконечному восхождению» [6, с. 112]. Мысль может быть обострена лишь психической энергией. Развитие психической энергии «имеет назначение помочь человечеству среди нерешимых для него проблем» [25, 381], «даст выход созидателям общины» [12, 219].

Согласно гносеологической доктрине классического платонизма, мир знания — это вечный, неизменный и совершенный мир истины, блага и красоты — вожделенная мечта древнего грека. В построении справедливого государства Платон предусматривает ведущую роль правителя, который в силу своего особого развития причастен к высшей истине и безусловно следует ей. Характеризуя в диалоге «Государство» правителя как философа, Платон отмечает следующие его черты: «Философ — тот, кто созерцает прекрасное» [21, с. 253]; «...философы — это люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе» [21, с. 262]; нужно иметь, кроме того, в своем характере «правдивость, решителъное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине» [21, с. 263]. Платон указывает, как мы видим, прежде всего, на иерархичность и синтетичность сознания правителя, мощь его мысли, выводящую на уровень огненных энергий Космоса. Построение справедливого государства у Платона неотделимо от высшего знания и предполагает развитие в единстве с Космосом.

Понимание ведущей роли правителя в благоустройстве государства близко понятию «вождь», которое рассмотрено Еленой Ивановной в отдельной книге «Напутствие Вождю». «Именно Вождь, принявший бремя водительства, должен прикрепиться к Лестнице Мира Высшего»; в сердечном делании он должен «постоянно укреплять себя эманациями Благодати», обращаться к Иерархии с частыми беседами и «примечать все посланные знаки» [26, 2].

Если Платон рассматривает построение справедливого государства как возможность приобщения к высшей истине и благу «всего сущего» [21, с. 265], то Живая Этика для достижения Общего Блага провозглашает общину-сотрудничество. Такая община «может неслыханно ускорить эволюцию планеты и дать новые возможности сообщения с силами материи» [12, 72]. Синтетическая идея Общего Блага объединяет теоретическую ценность истины, добра, красоты, социальную ценность справедливого государственного устройства, но неизмеримо превосходит их в своей светоносной идеальной трансцендентности, устремляя человечество по пути беспредельного совершенствования. Авторы Живой Этики видят возможность спасения планеты в построении общины, устремленной к Общему Благу, ибо «без общины Земля жить не может. <...> без расширения небесных путей существование становится ничтожным» [12, 29]. В XX столетии «посев поколений», как отмечено в книге «Община», «начинает восходить, начинает подниматься зерно» [12, 75]. Можно понять, что идеальное государство, которое умозрительно построил Платон две с половиной тысячи лет назад, в новых социокультурных условиях возрождается в форме общины-сотрудничества, представленной в Живой Этике. Твердое осознание исторической необходимости введет общину в жизнь и направит к утверждению сужденной Общины Мира [12, 219].

Культурное наследие Платона и Е.И.Рерих содержит ряд общих мировоззренческих положений:

— мыслетворчество в основе имеет общий духовный Источник, приобщение к которому требует космического уровня мышления и связанного с этим утончения мысли;

— беседа, избранная мыслителями как форма передачи знания, имеет целью ненарушимость кармы;

— синтетическая идея Общего Блага в мировоззрении Платона и Е.И.Рерих выдвигается как единая ценность и цель космической эволюции человечества;

— космические законы — единства Космоса и двойственности всего сущего; космической Иерархии и Высшей Воли; космического сотрудничества; причинно-следственных связей; расширения сознания; красоты; другие законы, имеющие место в творчестве избранных мыслителей, — составляют необходимый «гносеологический каркас», позволяющий упорядочивать структуру тонкоматериального пространства планеты в соответствии с задачами космической эволюции.

Проведенное исследование дает основание сделать вывод: диалог культур состоялся. Мыслетворчество Платона и Е.И.Рерих осуществлялось в едином проблемном поле, придающем ему культурно-пространственное (синхроническое) единство и преемственность. Платон и Е.И.Рерих являются как бы вечными духовными спутниками и собеседниками, их мировоззренческие позиции с исключительной систематичностью и доказательностью предложили решение мировых проблем, которые космические события ставили перед ними и их современниками. Подвигом жизни Елена Ивановна Рерих осуществила ту необходимую связь времен, которая грозила распасться в двадцатые годы прошедшего столетия и которую удается сохранять во многом благодаря ее яркому и мощному мыслетворчеству, идущему в унисон с мудростью веков и космической эволюцией.

 

Литература и примечания
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.
2. Рерих Е.И. Космологические записи / У порога Нового Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.
3. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.
4. Лосев А.Ф. Бытие — имя — космос / Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993.
5. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.
6. Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2000.
7. Живая Этика. Братство.
8. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. I.
9. Живая Этика. Надземное.
10. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. III.
11. Иванов А.В. Живая Этика как метазнание // В защиту имени и наследия Рерихов: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2001. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
12. Живая Этика. Община (Рига).
13. Концепция ноосферы, разработанная В.И.Вернадским, дала, как известно, научный подход к пониманию процессов, происходящих в биосфере, которая «неизбежно перейдет <...> в ноосферу» и станет не только областью жизни, но и областью мысли человека [Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2 кн. Кн. 2: Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1977. С. 33].
14. Ясперс К. Истоки истории и ее цель / Смысл и назначение истории. М., 1991.
15. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974.
16. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Общ. ред. А.Ф.Лосева и др. Авт. вступ. ст. А.Ф.Лосев; Примеч. А.А.Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. Вл. С.Соловьева и др. М.: Мысль, 1994.
17. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Общ. ред. А.Ф.Лосева и др. Авт. вступ. ст. А.Ф.Лосев; Примеч. А.А.Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. Вл. С.Соловьева и др. М.: Мысль, 1994.
18. Письма Елены Рерих. В 2 т. Т. 1. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.
19. Рерих Н.К. Лада / Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР; Бисан-Оазис, 1995.
20. Рерих Н.К. Великий облик / Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР; Бисан-Оазис, 1995.
21. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Общ. ред. А.Ф.Лосева и др. Авт. вступ. ст. А.Ф.Лосев; Примеч. А.А.Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. Вл. С.Соловьева и др. М.: Мысль, 1994.
22. Живая Этика. Беспредельность.
23. Рерих Е.И.. Письма. Т. 2. М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е.И. Рерих; Мастер-Банк, 2000.
24. Живая Этика. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение.
25. Живая Этика. Аум.
26. Рерих Е.И. Напутствие вождю. Мн.: Звезды Гор, 2003.

 

Г.Г.ПАНТЕЛЕЕВА – специалист в области физики дистанционных исследований, Морской гидрофизический институт НАН Украины, Севастополь.

14.09.2011 03:00АВТОР: Г.Г.Пантелеева | ПРОСМОТРОВ: 2577


ИСТОЧНИК: Публикуется:130 лет со дня рождения Е.И.Рерих, 2009, М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2010. - 656 с.



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Философия »