Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Символизм Креста. Л.М. Кириллова


 

Символизм – священная наука о тайном языке древности.

 

В процессе деятельной эволюции человечество постепенно развивалось, формировались различные расы, народности, племена. Увеличивалась многоязыкость. Какой же язык мог сохранять и передавать человеку знания, накопленные за миллионы лет? Это язык символов. «Только символы и образы приближают нас к Тайне Бытия» (Н.А. Бердяев).

 

 Язык символов – это язык Бога, говорящего с человеком и помогающего ему осознать значение всего сущего. Язык символов – универсальный язык, как эсперанто Космоса, который понимают все люди всех времён. Нотное письмо, математические знаки – это символический язык нашего Высшего Я.

 

 Символизм – священная наука символов и эмблем. Символы – язык мистерий, тайный язык доисторических времён, мировой язык древности, язык иерофантов. Это язык не только мистицизма, но и всей природы. Каждый закон и сила, действующие во Вселенной, проявляются и становятся доступными ограниченному уму человека посредством символов.  Человеческий диалект не достоин для передачи божественных идей; символизм – идеальный метод сохранения знаний.

 

С древнейших времён у человека был один общий язык – язык символов, неумирающий язык, язык многоязыковых знаков, аллегорий, эмблем, содержащих древнейшие знания.  «На всей Земле был один язык и одно наречие». Именно о языке символов здесь говорится. [1]

Эзотерические знания о Вселенной были даны человечеству через различные символы – цифры, буквы, геометрические фигуры. Через них можно проследить ту связующую нить, что объединяет все великие религии и Учения, имеющие один Источник. Символизм – священная наука о тайном языке древнейших времён, языке мистерий, мистицизма.

 

Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи (якорь – символ надежды, голубь – мира).
Символика – символическое значение, приписываемое чему-нибудь (символика цветов, символика креста).
Символизм – направление в литературе.
Символика – выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков (символов).
Символизм – образное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или предложение. То есть, символ есть записанное иносказание, а иносказание – это устный символ. Китайская письменность есть не что иное, как символическое письмо, где каждый знак (а их несколько тысяч) является символом.

 

 Символизм – идеальный метод сохранения знаний. Каждый древний символ устремлён в будущее, т.к. символ полностью выдаст свою тайну, когда человек сможет расшифровать его на СЕМИ планах сознания. Язык символов, наука звёзд, линии, которые запечатлены на ладони – всё это опознавательные знаки, которые при правильном толковании, указывают прошлые, настоящие и будущие события.

 

Когда человечество осознает все эти факты, то поймёт величие, назначение и мощь космического символизма, включающего астрологию и пророчества.

Символ всегда превосходит узкие границы физического ума, рассудка человека. Если символ будет ориентирован только на физический ум, то символические знаки будут быстро исчезать из памяти человечества, вместе с распадением физического мозга, через который работает только низший разум, поэтому язык Символов обращён к Высшему Разуму, Духовному, к Интуиции, которая растёт и сохраняется на Высших духовных планах. Поэтому Символ вечен, как и бессмертный дух человека.

 

 

1. Крест – всемирный символ.

 

Крест – один из древнейших символов. На какую бы глубину ни производились раскопки, к какой бы седой древности ни относились развалины вырытого города, в Америке, в Европе, в Азии, в Африке – повсюду будут найдены кресты. Цивилизации, от которых нас отделяют тысячелетия, и от которых на поверхности земли не осталось никаких следов, в глубинах же земли сохранили на оставшихся черепках посуды изображение креста.

 

Это всемирный символ, и ни одна из религий не должна присваивать его исключительно себе. На древнейших изображениях крест заключён в круге. Позднее он стал изображаться без круга. Крест в высшем своём смысле всегда служил символом Духа. Из сферы духовной крест спустился до внешнего проявления и служил символом звёзд на небосводе. Крест с доисторических времён служит религиозным и охранительным символом почти в каждой культуре мира. Он был атрибутом богов Египта, Ассирии, Персии, Индии, Скандинавии.

 

«Воистину, крест может быть отнесён в самую глубь неисчислимых архаических времён….  мы находим его повсюду, на статуях острова Пасхи, в древнем Египте, в Центральной Азии, высеченным на скалах, и как Тау и Свастику в дохристианской Скандинавии». [2] Ещё древние арии [3] использовали крест, как знак Агни (огня), т.к. в нём изображены как бы два куска дерева, которые применялись в древности для добывания огня.

 

Практически повсеместно крест считается символом огня и света. Для христиан крест имеет двойное значение. Во-первых, это символ Распятия.

Во-вторых, это символ страдания, терпения, символ бремени земной жизни; символ креста каждого человека, который распинается всю смертную жизнь своими земными страстями.

Крест всегда был символом смерти и символом жизни.

Крест, как символ распятия.

Кресты для распятия были различной формы:

из трёх частей – как буква Тау

из 4-х частей, равноконечный крест

или продолговатый, так называемый латинский 

или косой 

 

 «Распятие от древних времён служило самою жестокою и самою позорною смертной казнью… римский оратор Цицерон считал даже само упоминание о крестной казни недостойным римского гражданина и свободного человека. Но Богочеловек (Сын Божий), закончивший свою земную жизнь на этом позорном орудии казни, сделал Крест символом величайшей чести и славы, символом спасения и вечной жизни».

Многие народы в своей религии глубоко учитывали влияние астрономических явлений и смотрели на крест и как на символ равноденствия и солнцестояния. В основе этого лежала вера в то, что в определённые времена года солнце символически распиналось на 4-х углах неба.

 

 Крест является общим символом у американских индейцев на Севере и Юге. «Ацтекская богиня дождя держит в руках крест, а Тольтеки утверждают, что их божество Кецалькоатль [4] учил их знаку и ритуалам креста, и потому его жезл, или скипетр власти напоминает епископский посох, а его мантия покрыта красными крестами».

 

Для пифагорейцев наиболее священным числом было 10, символ которого косой крест. Крест в высшей степени почитаем японцами и китайцами. В японском и китайском языках иероглиф для цифры 10 – крест.  Индия тоже сохраняет крест, и не только в скульптурах и живописи, но и в архитектонике (построении художественных произведений). Огромное число храмов в Индии, подобно храмам христиан, вздымаются на крестообразном основании.  На мандалах (скр. Круг, Диск, Модель Мироздания) Тибета небо изображено в форме креста

 

Замечательный крест древности был открыт в пещере Элефанта под Бомбеем. Кресты различных типов были любимым мотивом искусства Халдеи, Финикии, Египта и Ассирии.  Для розенкрейцеров, алхимиков и иллюминатов крест был символом света, потому что каждая из трёх букв LVXполучена из той или иной части креста (лат. Lux– свет). У тамплиеров плащи украшены крестами.

«Инки имели крест из прекрасного мрамора или прекрасной яшмы из одного куска в три четверти локтя длиной и в три пальца шириной (5см.)» (Годфри Хиггинс «Апокалипсис»). Он хранился в священном зале дворца и почитался в высшей степени. Испанцы украсили этот крест золотом и драгоценностями и поместили его в кафедральный собор в Куско.

Платон в своём сочинении «Тимей» тоже упоминает о символизме креста, который служил священной эмблемой задолго до того, как крест появился из мрака неизвестности в 1 веке. Во всех древнейших гробницах «план помещения имеет форму креста» [5]. 

 

Это есть символ братства рас и людей, и его клали на грудь мёртвых в Египте, как сейчас он кладётся на тела умерших христиан, (а крест в форме свастики кладётся на сердце буддийских адептов и будд). Элементы, которые использовались для приготовления Философского Камня (соль, сера, ртуть, азот), часто тоже символизировались крестом.

Крест, образующийся четырьмя сторонами света, также имел тайное значение, и масоны в своих ритуалах всё ещё ведут поиски тайного Утерянного Слова с помощью креста-компаса.

 

       

 

 

Вращением креста создаётся весь Космос. Вращаясь, крест превращается в свастику   – огненные вихри на концах креста зажигают жизнь проявленную. Агни, – Бог Огня зажигает огонь жизни.

   Материал, из которого сделан крест, рассматривался как существенный элемент символизма: золотой крест символизирует просвещение; серебряный крест – очищение; крест из основных металлов – смирение; деревянный крест – символ устремления.

Итак, с древнейших времён Крест служил тем или иным символом для каждого народа, каждой религии. Он мог принимать различные формы, но в их основе лежит крест.

 

Крест косой

 

 

 

 Популярный символ, со множеством значений. Само слово «знак» изображается косым крестом. Также в стилистических целях косой крест использовался как один из символов инверсии (перестановки слов, нарушающей обычный их порядок в предложении).

В математике – это знак умножения; это и как «икс» – нечто неизвестное, переменная величина в математике; также не имеющий названия фактор, явление («икс»-лучи, планета «икс», мистер «икс»);

В биологии – женские хромосомы х-образной формы.

В математике – это римское число 10. Когда этот крест представлен горизонтально, он означает 1000; и то же, с горизонтальной чертой – это 10000.

 Один из самых простых знаков в геральдике, он отличал тех воинов, которые успешно штурмовали город неприятеля. В средние века, когда большинство людей было неграмотно, они ставили крест вместо своей подписи и для подтверждения искренности целовали «крест Христа» аналогично тому, как целовали Библию. Потому в конце письма означал одновременно и подпись, и поцелуй.

 

Выражение «поставить крест» означает о прекращении какого-либо действия. Известный международный крест «скрещенные руки» говорит об окончании состязаний, работы, движения. Скрещенные кости (на силовых электрических щитках) означают смертельную опасность, кончину.

Исстари, на подходах к поселению, городищу ставились косые кресты, как олицетворение границы (и сейчас). В более глубоком и эзотерическом значении знак косого креста символизирует препятствие, как на земном, так и на духовном плане. Чтобы перейти на более высокий духовный уровень, приходится преодолеть множество своих недостатков, которые и создают нам постоянные препятствия (кресты) на пути к Свету.  Знак косого креста указывает на путь достижения единства человека и Бога:

 

– устремлённость духа человека (к Богу); совершенствованию;

  – устремлённость Высших Сил (Бога) навстречу человеку, помощь Иерархии (Бога) человеку на его пути к совершенствованию.Точка соединения этих двух устремлённостей указывает на достижение единства человека с Космосом, Богом .

   Т.е. крест показывает, что оба мира – духовный и материальный имеют точку соприкосновения, границу, которую необходимо преодолеть.    Косой крест даёт понять, что непреодолимости нет, есть возможность перехода через «узкие врата», которые в космическом кресте обозначены точкой пересечения. Это перекрестье путей – земного и духовного.

 С точки зрения символа сознания, разума: верхняя часть креста – римская цифра «пять»  , являясь символом Высшего Манаса, представляет собой графическое изображение этого Высшего Манаса, как V-го принципачеловека, входящего в Высшую Триаду.

 Нижняя часть креста – устремлённость вверх, рост низшего разума, низшего манаса. Лучшие, высокодуховные накопления земного разума переходят в состояние Высшего Разума  . Победа Высшего Разума над низшим отражена и в слове Victoria, как и вообще победа и в экзотерическом и эзотерическом значении. Международный жест поднятых вверх среднего и указательного пальцев говорит о какой-либо победе в борьбе, в науке, в жизненной ситуации.

Ещё  прекрасно иллюстрирует Закон «как вверху, так и внизу», т.к. перевернув его, ничего не изменится. Он универсален, и лаконично отражает основной Закон Тота Гермеса [6] (как вверху…). Земное есть отражение Небесного.

Кроме того,  – крест внутри Круга имеет ещё одно значение в Восточной оккультной философии: это Человек внутри своей собственной сферической оболочки (ауры).

 

 

 

 

 

 

Косой крест символизирует также человека, стоящего на Земле, ещё привязанного страстями к земной жизни, но уже простирающего руки к Небесам. Ворота к Богу становятся всё уже, пока не превратятся в единую вертикаль, устремлённую ввысь.

Квадратура круга – знаменитая задача древности о построении квадрата, равновеликого данному кругу, что является неразрешимой задачей вообще (в переносном смысле).

   

Крест «Андреевский».

 

Образ этого Креста встречается уже в Ветхом Завете. Пророк Моисей из меди сделал образ креста и сказал народу: «Если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасётесь через него» [7].  Косой Крест (скрывающий ещё и имя Христа) называется «Андреевским» потому, что именно на таком кресте был распят апостол Андрей Первозванный. В 1694г. император Пётр Великий приказал поместить изображение Андреевского креста на военно-морском флаге, который с тех пор называется Андреевским флагом.

 

Годфри Хиггинс считает, что среди штандартов, которые носили римляне, была распятая фигура, X-образный (косой) крест, который сейчас называют крестом св. Андрея [8]. «Кеннет Р.К. Макензи утверждает, что «крест св. Андрея связан оккультно с буквой А» [9].  В гербе Стрельны [10] крестом сложены адмиральский якорь и стрела. На ленте «прямо и верно».

 

 

 

4. Лабарум – знак Всеначала

 

 

Одним из символов, который включает косой крест, является Знак Всеначала. О важности этого символа, о важности информации, которая заложена в знаке, говорит то, что он был показан в видениях Е.И.Рерих, а с 1910г. Н.К.Р. по указанию Владыки М стал подписывать свои картины именно этим символом. Этот знак является комбинацией букв Х и Р, начальных букв слова «Христос», и его считали монограммой И.Х., но этот знак был известен за века до христианской эры и назывался Лабарум [11]. Он был знаком Богов Египта – Озириса и Гора (а также эмблемой Этрурии). Впоследствии он стал олицетворять и Рождество Христово.

 

Символы, объединяющие Круг и Крест в одном знаке, как, почитались с древнейших времён. Этот знак запечатлён во многих храмах древних мистерий. Он часто изображался на сосудах, лампах и гробницах. Его можно увидеть на стенах древних храмов, соборов снаружи и внутри. В Риг-Веде этот знак являлся символом великого бога Рудры. (Рудра – титул Шивы).

Этот знак ставился на лбу и груди учеников, прошедших Высшие мистерии и получивших посвящение. Знак Лабарум на Кресте императора Константина помещён в круг, который служит символом единства, законченности и высшего совершенства.

 

 

 

Поэтому этот символ – Лабарум – иногда называют Крестом Константина Великого. В одной легенде говорится, что этот крест император увидел в небе и вместе с ним – подпись «С этим победишь». По другой легенде он увидел такой крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос «С этим знаком победишь» [12]. Он провозгласил эту монограмму эмблемой на своём императорском штандарте вместо орла. Одержав победу в битве в 312 г., стал единым императором Римской империи.

 

Но эту же монограмму христиане использовали до правления Константина тайно: После разрешения Константином исповедания христианской религии, монограмма стала официальным символом христианства, а также она была знаком победы и спасения. После падения Римской империи в Vвеке эту монограмму стали заменять на изображение креста.

 Для священного Камня с Ориона, который получили Рерихи от Учителя, был приготовлен Ковчег, на древней ткани которого вышиты в сиянии лучей магические знаки и древняя надпись: «Сим победим».

Из труда Евсевия «Жизнь Константина» [13]: «Чтобы придать христианству большую привлекательность в глазах благородных, священники приняли внешние облачения и украшения, употреблявшиеся в языческих культах». Всякий, знающий культ Митры [14], оценивает справедливость этого замечания. Преданный неоплатоник, почитатель древней философии, Климент Александрийский поучал христианских епископов. Именно это и распространил Константин. Из-за этих «внешних украшений» Е.П. Блаватская и относилась к Константину отрицательно.  Почему же этот символ так важен и дошёл до нашего времени? В энциклопедии «Восточного символизма» К.А. Вильямса сказано: «

– ключ от Пустоты». Пустота это есть то Абсолютное Ничто, Абсолютная пустота из которой рождается Всё. Из «Ничто» – Всё. Открыв Ключом тайну Пустоты – поймём Тайну Мироздания. Поэтому эзотерически – это эмблема Всеначала, Начала Мироздания, о чем говорится в Т.Д.

 

Круг, венчающий вертикальную линию, можно рассматривать как символ Высшего Непознаваемого Принципа, Абсолюта, Бога, начавшего Своё проявление, первоначальный импульс мироздания – вертикаль, идущая через косой Крест, который, как говорили раньше, есть символ и жизни, и смерти.

Т.е., этот символ раскрывает цель и смысл нисхождения Высшего в низшее – пронзить Духом (круг и вертикаль) земную крестную жизнь, напитать её Духом и вознести вновь к Единому, т.е. – Ключ познания Мироздания.

Если же вертикаль с Кругом рассматривать как символ человека Разумного (Круг – голова), то весь знак Лабарум отражает опять же крестный путь человека через земную жизнь.

 

Этот символ представляет собой рождение и преображение крестного пути человека, восхождение в сферы надземные, тонкие, огненные.

Две буквы Р и Х не только связаны с именем Христа – первые две буквы и «Рождество Христово», но они являются первой и последней буквами фамилии Рерих. Эти две буквы отображают божественную идею, которая материализована как в жизни Иисуса, жившего более 2000 лет назад, так и в жизни наших великих современников – Рерихов.

Прежде чем человек откроет этим Ключом «Тесные Врата в Царство Божие», он должен пройти путь креста, где распинаются все людские страсти. Тело усопшего со скрещенными на груди руками запечатлевает собой знак. В закончившемся воплощении этот человек прошёл свои «узкие врата», пронёс свой крест.

  

3.Тау – египетский крест.

 

 

– это греческая буква «Тау» и латинская «Тэ». Древнейшая из всех форм креста. «Этот знак принадлежал и теперь принадлежит исключительно адептам каждой страны. Как доказывает К. Маккензи, «это был символ спасения и освящения, и как таковой был принят в качестве масонского символа в одном из обрядов – Обряде Королевской Арки». [15]

Он также назывался астрономическим крестом, и им пользовались древние мексиканцы. Индусы ставили Тау в качестве знака на лбу своих чела.

Тот Гермес был изобретателем египетского алфавита. Буква Тау замыкала алфавиты евреев и самаритян, которые называли эту букву «концом», совершенством, кульминацией, безопасностью». [16]   Тау – древний египетский Крест, символ жизни, который затем унаследовали древние греки. С этой буквы у древних греков начиналось слово «Бог» – Теос. В знаке Т отражена гармония мужского и женского Начал, они ещё были не разъединены, поэтому Тау хранит память об изначальной, двуединой энергии – Матери-Рождающей (горизонтальная линия), объединённой с Отцом и Сыном (вертикаль). Это знак непостижимой Триады. Кроме того, Тау, вписанная в окружность, является символом Двуначальной, Двуединой Космической энергии, которая сотворила Мир. Это символ существа, самого себя рождающего.

 

Тау был мистическим знаком того, что духовное рождение возродило человека и объединило его душу (горизонталь) с духом (вертикаль). [17] Тау был магическим талисманом и в то же самое время религиозной эмблемой. Он был принят христианами через гностиков (философия синтеза восточных учений) и каббалистов, а они получили Тау от египтян. Апостол Павел называл Тау «знаком Бога Живого». [18] Апостол Павел называл этот знак и «несказуемым именем».

 

Существует масонское предание, что Храм Соломона был построен на трёх фундаментах, образуя «тройное Тау», т.е. три креста Тау. Тау в своём мистическом значении есть Древо Жизни. [19] Иногда такой крест назывался молотообразным. Тау-крест был начертан на лбу у каждого участника Мистерий Митры (древне-иранское божество Солнца). Когда царь посвящался в египетские мистерии, Тау-крест помещался на его губы. Крест Тау был в татуировках кандидатов мистерий у американских индейцев.

 Тау имеет и андрогинный символ. Он указывает на андрогинность в каждом проявлении в природе, которая исходит из подобного же андрогинного божества. [20] На таком кресте в ветхозаветные времена совершали казни, распинали. В Римской империи он также был орудием казни. По преданию именно такой крест носил на своих одеждах преподобный Антоний Великий (пр.250-356г.г.), основатель египетского монашества. Жил отшельником в пустыне, поэтому этот крест назывался «антониевским».

 Крест Распятия встречается на груди мумий. Он же висел на шее священных «змиев» в Египте, т.е. мудрецов. [21]

 

Тат – крест равноконечный

 

 

   Древнейший египетский крест, или Тат. Символ духо-материи. [22]   Эта форма креста была известна и употреблялась в мистических целях за тысячелетия до нашей эры. Эта форма креста была неотъемлемой частью различных ритуалов в Египте и Греции, в Вавилоне и Индии, а также в Китае, Мексике и Перу. Равносторонний крест – это космический, а также и физиологический (или фаллический) символ. [23]

Как крест Распятия – он символизировал возрождённого смертного человека, «который путём распятия плотского человека и его страстей, возрождался и становился бессмертным. Оставив позади тело животного человека, привязанного к кресту посвящения, как пустую куколку, (Эго) –

Душа становится свободная, как бабочка». Распятие «для дохристианских символистов было … ложем пытки во время Мистерий Посвящения; причём «Крест Распятия» полагался горизонтально на землю, а не в стоячем положении, как во времена Рима, когда он стал виселицей». [24]

Крест равноконечный с древних времён так почитался, что изображался на обложке Корана, как и на Евангелии:

 

 

 

В Поволжье (1 тыс. л. до н.э.): 

 

В иранской церкви (7 в.):

 

Древнем Крите:

 

   «Повсюду знаки креста. И старые монгольские монеты несторианских ханов – с крестом, и над древним буддийским монастырём под Пекином – крест, и на чепраке седла – крест, и налобник уздечки снабжён крестом. Даже и на камнях Ладака и Синьцзяна – кресты… На фресках монастырей – кресты. На узоре кафтана, на чётках, на бусах, на ладанках – тот же крест».

«Не свастика со струями огня, но равноконечный, вечный символ жизни и огня. На китайских шапках тибетских генералов горит рубиновое крестообразное дордже. [25] Конь счастья несёт его. Старые бронзовые фибулы (металлические застёжки для одежды), может быть из могил – крест в круге». [26]

Равноконечный крест ставился на договорах и означал «подпись, достойную всякого доверия». Таким крестом скреплялись также решения Соборов. Этот крест также символизирует священный Центр Земли, где земная вертикаль пересекается с Небесной вертикалью. Символ 4-х сторон света.

Эти две скрещенные единицы символизируют мужское и женское Начала, Свет и Тьму, тепло и холод, верх и низ и т.д., т.е. двойственность проявленной природы.

Символ проявленной Вселенной: при начале проявления линия Духа – вертикаль, пересекает линию Материи – горизонталь. Этот Великий Крест начертан в пространстве.

Равноконечный крест   есть и символ Закона равновесия, Закона баланса. На нём зиждется устойчивость всей проявленной жизни. Это крест равновесия. Он символизирует завершение, расцвет, полное единство всей жизни. Это растворение пола в бесполости, победа души на всем, что препятствует её эволюции. Этот крест должен стать венцом знания и мощи в эволюции как человека, так и всего человечества.

  

Символ Креста отражён и в этапах эволюции человечества, т.е. в развитии Коренных Рас. Вначале человечество 3 Расы было бесполое, что символизировалось знаком.  Затем человек стал андрогинном, но в нём два начала – мужское и женское – не были разъединены, поэтому в его символе к горизонтальному диаметру примыкал только радиус, т.е. часть вертикали.  Но когда человек разделился на два пола, то вертикальная линия в символе пересекает диаметр, разделив «Отца» и «Матерь» на две половины – 

Это знак эпохи уже лемуро-атлантов – духовно чистых людей, единых с природой. Их земное естество легко воспринимало высшие энергии.

Пока человек разумный ещё слышал голос своей высшей души, равносторонний Крест из Круга не выходил – высшая и низшая природа человека были в гармоничном согласии. Но как только человек стал физическим, и его два начала максимально разъединились – так и разъединились Круг и Крест. Крест вышел из Круга, а в человеке личность отделилась от своей высшей природы – духа. Равносторонний крест

стал символом физического человечества и прежде всего первого атлантического, человека Атлантиды, которая, в конце концов, стала чёрной от греха. Этот крест – символ человека. Крест – человеческое тело, в котором, черезкоторый и на котором человек постоянно распинает своё Высшее Я, своего Христа.

 

В астрономии:

Земля 4-го круга, наиболее физического. На своей вершине она имеет царство, выше которого она родить не может – царство человеческое – в символе креста, разъединённого на два начала.

Для Венеры этот знак – её прошлое, а её настоящее – жизнь нефизическая.

 

 

Латинский крест

 

 

(римский, греческий, как католический, так и православный)

 

Православие – одно из основных направлений христианства, вероисповедание, окончательно сложившееся в Византии в 11 веке, как восточно-христианская церковь.

Католицизм и католичество – одно из основных направлений христианства с церковной организацией, возглавляемой римским папой.

Православная традиция знает несколько видов крестов: 4-х конечный, традиционный крест. На клобуках – высокий монашеский головной убор с покрывалом.

Латинские кресты появились в 3 веке в Римских катакомбах, где собирались для богослужения христиане. Они были распространены так же, как и греческие. На христианском Западе такой крест самый распространённый. Нередко ревностные почитатели восьмиконечного креста не признают латинский. Старообрядцы, например, называют его пренебрежительно «крыж  рымски», т.е. Римский крест. Но крестная казнь распространялась по Империи именно римлянами и считалась римскою. Святитель Дмитрий Ростовский говорит: «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился». 

Латинский крест принесли из Индии буддийские миссионеры за два или три столетия до Р.Х. В средних веках он считался могущественным чудодейственным средством против эпилепсии и демонической одержимости. [27]   Гор иногда представлен с длинным латинским крестом. [28] Ассирийцы, египтяне, древние индейцы, индусы и римляне имели этот крест с незначительными видоизменениями. [29]

 

  

Анх, Анкх, Крукс Ансата

 

 

 

Древне –египетский иероглиф. Этот тип креста представлен крестом Тау, но увенчанным кругом или ореолом. Он – знак и земной жизни,и Вечности – круг. Крукс ансата был символом бессмертия – символ жизни. Это главный символ египетского масонства, основанного графом Калиостро. Масоны, очевидно, забыли первоначальное значение своих высших символов, если некоторые их авторитеты утверждают, что крукс ансата есть просто комбинация йони и лингама. Это совсем не так.  Рукоятка, или анса, имела двоякий символ, но как фаллический – никогда. Как атрибут Изиды, рукоятка была мировой сферой. Как символ Закона на груди мумии – знаком бессмертия, бесконечной и безначальной вечности, которая нисходит в материальный мир – горизонтальная женская линия. Вертикальная мужская линия – это оплодотворяющий мужской принцип в природе, или дух.

Крукс ансата был обнаружен на спине одной из гигантских статуй острова Пасхи. Он был ключом к Мистериям античности.

В египетских Мистериях кандидат проходил через все формы опасностей, держа над головой Крукс Ансата, чтобы отогнать силы зла. Также Крукс Ансата ассоциировался с водой, а в Вавилоне он был символом водных божеств. Древними египтянами для замера уровня воды в Ниле использовался инструмент нилометр, очень похожий на Крукс Ансата. Именно связь с Нилом стала причиной того, что этот символ стал связываться с жизнью, т.к. от Нила зависел урожай и, следовательно, жизнь египтян. Крест также клался в могилу фараонов, что означало бессмертие души. Анкх Египта был костылём Св.Антония и крестом Св.Филиппа. [30]

 

Крест восьмиконечный

 

 

Православный крест - самый распространённый в России. Форма этого Креста больше всего соответствует тому Кресту, на котором был казнён Иисус Христос.

Толкование деталей этого Креста:

 

 Верхняя короткая перекладина символизирует ту дощечку с надписью, которая была прибита по приказу Пилата. На ней было написано: «Иисус Назорей Царь Иудейский». («I.N.R.I.»).

 

Средняя длинная перекладина символизирует понятие о всём творении, т.к. здесь помещены в концах Солнце (как образ Славы Бога) и Луна (как образ видимого мира). Здесь распростёрты руки И.Х., через которого всё «начало быть» (Ин. 1,3). Руки воплощают понятие созидания, творчества видимых форм. (Горизонталь – материя, жизнь физическая…).

 

   Косая перекладина, к которой были прибиты ноги И.Х., означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по Земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей под властью греха (одно из толкований). В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и началось их устремление, движение от Земли к Небу.  Косая перекладина есть символ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу.

    Ещё одно толкование символа косой перекладины. Крест И.Х. был воздвигнут между крестами. На которых казнили двух разбойников. Один из них произнёс хулу на И.Х., и перекладина, как чаша весов, склонилась вниз под этой страшной тяжестью. Этот разбойник был низведён в ад. Другой – был освобождён покаянием и словами И.Х.: «днесь со мною будешь в раю» [31], и Крест возносит его в Царство Небесное, что символизировано поднятым концом перекладины.

 

На куполах некоторых храмов можно увидеть крест с полумесяцем в основании. Это крест «накупольный» с полумесяцем.

 

 

 Очень древний вид Креста.  Такие кресты ставятся на куполах храмов. Крест и полукружие означают якорь спасения, якорь надежды. Другое толкование: полумесяц – это чаша Евхаристическая, в которой находится Тело Христово; это люлька, в которой лежит младенец Иисус.

 

 Крест монограммный «Трезубец».

 

 

 

 

На древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись говорящая о принятии им крещения. В конце надписи помещена монограмма-трезубец. И.Х. говорил: «подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф. 13,47).

   А.С.Уваров в «Христианской символике» говорит, что и трезубец, как орудие ловли рыбы, также можно считать символом Царства Небесного.

   Таинство Причащения именуется также Таинством Евхаристии (от греч. «благодарение»).

 

 

Крест якореобразный

 

 

 

 Этот символ археологи обнаружили впервые на Солунской надписи 3 века. А.С.Уваров в своей книге сообщает об обнаруженных археологами  плитах, в пещерах Претекстата, на которых не было надписей, а лишь изображение крестообразного якоря. Древние греки и римляне тоже пользовались этим символом, но значение ему придавали другое. Для них это был символ надежды на прочное земное существование. Для христиан якорь, крестообразный по форме, стал символом надежды на крепчайший плод Креста – Царствие Небесное, на то, что Церковь, как корабль – доставит всех достойных в тихую пристань жизни вечной.

Каждый может «взяться за предлежащую надежду (т.е. крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр.,6, 18-19).

 

Свастика (Крест Джайна, Молот Тора).

 

Свастика – это Крест, брызжущий Огнём (Н.К.Рерих).

Свастика – Крест, с загнутыми (реже закруглёнными) в одну сторону концами. «Самый архаический, самый священный и всемирно почитаемый символ». [32] Он был распространён и в Европе, и в Азии; был принят всеми народами. Он зародился в мистических представлениях древних ариев.

«Священный символ и инструмент для зажигания священного Огня». [33]

Крест четвероногий. Как символ движения, Свастику иногда изображали с человеческими ступнями на концах. У скандинавов этот знак назывался Молотом Тора, из-за его таинственной магнитоэлектрической связи с Тором, богом Грома – Юпитером (Четверг назван в честь Тора, Юпитера).  [34] Молот Тора – оружие, которое имело форму Свастики. Европейские мистики и масоны называли его «герметическим Крестом», а также «Крестом Джайны». [35]  В памятниках Индии Свастика символизирует Солнце, а Солнце, по данным времён не ранее двух тысяч лет до н.э., представлялось птицей. Есть мнение. Что слово «Свастика» происходит из сочетания слов «Су» – имя солнечной птицы и «Астика» – имя божества, олицетворяющего две половины года.

«Свастика блистает на голове великого Змия Вишну. Свастика есть суммирование в нескольких линиях всего труда Творения, от неделимого, непостижимого Парабрамана до крошечного комочка протоплазмы (монера). Его четыре загнутых конца – это постоянное круговращение невидимого космоса Сил. Две линии – крест – означает Дух и Материю, 4 крючка – движение циклов.В приближении к человеку символ показывает связь человека с Землёй и Небом. Правая рука поднята к Небу, левая – указывает на Землю. Этот знак является одновременно алхимическим, космогоническим, антропологическим и магическим с семью ключами к его внутреннему смыслу. Знак этот содержит ключ к семи тайнам Космоса. Он есть Альфа и Омега Всемирной Творческой Силы, исходящей от Духа и кончающейся в плотной Материи». [36]

 

 

Он включает в себе и Крест и Круг, при вращении все Законы жизни.

Он является и символом повторяющегося времени (как и Змий): заканчивается процесс движения против часовой стрелки, начинается – по часовой стрелке, и так бесконечно. Святое колесо жизни никогда не перестанет вращаться. В этом знаке отображено и существование равноправных противоположностей: одна линия – горизонтальна, другая – вертикальна. Одна – налево, другая вправо. Вверх – вниз. Стороны света: одна линия символ севера, другая нога – запада, востока. Падение духа в материю и восхождение материи к духу и т.д.

 

«Где бы древний поклонник Агни ни избрал место для поклонения… он складывал два куска дерева в виде креста и с помощью трения добывал огонь для жертвоприношения. Его символ (огня –Л.К.) называют свастикой, а орудие, изготовляемое из священного дерева и имеющееся у каждого брамина – Арани. Арани есть свастика, дощечка, которой брамины добывают огонь путём трения. [37]  

В эзотерической философии – это самая мистическая и древняя диаграмма. Это создатель огня через трение и создатель «Сорока девяти Огней». Этот символ был запечатлён на сердце Будды, и поэтому называется «Печатью Сердца». Его кладут на грудь посвящённых после их смерти. Он с величайшим почтением упомянут в «Рамаяне». Он высечен на каждой скале, храме или доисторическом памятнике в Индии, а также всюду, где буддисты оставили свои вехи; он встречается также в Китае, Тибете, Сиаме, а как Молот Тора – среди древнегерманских народов.

И, наконец, в оккультизме он также священен, как пифагорейский тетрактис, символом – двойником которого он является. [38]

 

Для буддистов, монголов, китайцев Свастика и в эзотерическом, и в экзотерическом употреблении всегда означала «десять тысяч истин», которые относились к тайнам Вселенной, первозданной Космогонии и Теогонии. Вот почему на грудь всех умерших Посвящённых возлагался знак Свастики. У некоторых живых Посвящённых этот знак навсегда запечатлевался огненной печатью на теле, напротив сердца.

Когда д-р Шлиман производил раскопки Трои, он также повсюду находил этот знак, что является доказательством того, что древние Трояне и их предки были чистыми арийцами. Его нередко можно встретить и в древнем Риме, и у халдеев, ассирийцев, перуанцев, и у других народов. Но этот высокий символ древнего человечества различные тёмные силы пытались унизить не раз.

И сейчас он украшает головные уборы идолов последователей религии Бонпо, которых Учителя называют «дугпа» – это колдуны в Тибетских пограничных землях и вообще общее наименование всех чёрных колдунов-магов. Под знаменем Света иногда приходит тьма. Оружие тьмы – перевёрнутые высокоэтические понятия о Добре.

  

У многих свастика ассоциируется с самыми мрачными страницами новейшей истории. Гитлеровский фашизм не случайно взял на свой флаг древнюю свастику. Фашизм достиг предела жестокости, человеконенавистничества и был в середине 20 века настоящим вызовом Сатаны Светлым Божественным Силам.

   Именно потому, что Свастика стала олицетворять жестокость, зло, фашизм, от неё отвернулись европейские народы, отшатнулись и от Древней Восточной Мудрости. Так действуют тёмные силы: изощрённо стараясь унизить и исказить истинную символику древних высоких знаков. Но Древняя Свастика не может утратить своих высоких и сокровенных свойств. Ни фашизму, ни колдунам, ни современным чёрным магам повлиять и изменить её истинный смысл не удастся, т.к. свастика – вечный символ Божественной Мудрости и Вечного Творческого Движения в Космосе.    Свастика из всех символов является наиболее философски научным. Это есть суммирование в нескольких линиях всего труда Великого Творения. Это Молот, который высекает Искры из Огнива-Пространства, и эти Искры становятся Мирами. Этот Молот Творения находится в постоянном движении и круговращении как невидимых Космических Сил.

 

В приложении к человеку – микрокосму – этот символ показывает, что человек есть связь между Небом и Землёй: правая рука поднята к Небу на конце горизонтальной линии, а левая – указывает на Землю. [39]     Существует два вида Свастики: у одной концы Креста загнуты вправо – по Солнцу (по часовой стрелке), у другой влево – против Солнца. Правосторонняя Свастика традиционно считается символом благих намерений, плодородия и Солнца, а левосторонняя относится к области вредоносной магии ( Энцикл. Мист).

 

 

    

 

   Загнутые края по Солнцу – поступательное движение, а в обратную сторону – задерживающее, – такая Свастика принята у шаманов [40]   «Поступательное» движение, т.е. энергия нагнетается, идёт проявление Вселенной – Манвантара. «Задерживающее», – т.е. сворачивается проявленная Вселенная, начинается Пралайя.

Эмблема Теософского Общества соединяет в себе символ бессмертия – Анх, мистическую Звезду Давида, герметического Змея Уробороса и Свастику.

 

 

Личная печать Елены Петровны Блаватской:

 

 

 

   Итак, Свастика это 1) Молот Тора – у скандинавов. 2) Крест Джайна – у европейских мистиков и масонов. 3) Печать Сердца, т.к. знак был запечатлён на сердце Будды. 4) Символ повторяющегося времени. 5) Символ движения. 6) Символ Великого Творения, т.е. Альфа и Омега Всемирной Творческой Силы. 7) Символ двойственности и равноправных противоположностей.

 

Нательный крест.

 

Нательный крест – это не ювелирное украшение. Он – прежде всего зримый символ христианской веры (На Руси «тельник»). Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.

Что делать с найденным нательным крестом? Его можно держать дома или отдать его тому, кто в нём нуждается. Существует суеверие, что нательный крест нельзя брать, т.к., якобы, мы тем самым берём чужие скорби и искушения. Это безосновательное суеверие, т.к. каждому человеку даётся свой путь, свои испытания, и ношение найденного символа веры никак не повлияет на судьбу нашедшего нательный крест. Но, естественно, перед тем как надеть на себя найденный крест, его нужно освятить. Нательный крест можно дарить. Хорошо, если его тоже сначала освятить, а затем подарить.

 

Закладные кресты.

 

 

 

 На Руси известны так называемые закладные кресты. Они закладывались (ставились) в честь каких-либо событий. Или они ставились у главного входа в городище, чтобы оберегать его от непрошенных гостей, от бед и невзгод.

Другие кресты ставились в начале и конце торгового пути. В память о проходе торгового каравана ставили так называемые обетные кресты (сооружаемые «по обету» – по обещанию). Они возникли на Руси намного раньше, чем иконы.

 

Известен редчайший памятник древности знаменитый Стерженский крест весом около 500 кг.

 

 

 

Хранится в Тверском краеведческом музее. Эти земли тогда входили в Новгородское княжество, это приблизительно 1183г. Поставлен он в честь окончания углубления русла реки, которое произвёл «Иванко Половицъ и крест сей поставил».

Сооружали кресты и из дерева. Над крестом делали кровлю. Буквы надписей на кресте красили в различные цвета – не только для красоты, но и для большей чёткости надписи. На некоторых крестах можно было увидеть нехитрый орнамент или резное распятие.

  

 

Примечания:

 

1. Книга Бытия гл. 21, 2

2. Е.П. Блаватская, Т.Д.

3. Арии (арьи) -скр- святой – так именовались представители 1 подрасы 5 Коренной Расы, которые были лучшими «зёрнами», сохранёнными после гибели Атлантиды и поселившимися в Центральной Азии (где сейчас пустыня Гоби). Арьи образовали на севере Индии ядро будущей мощной индо-арийской Ветви 5 Коренной Расы.

4. Кецалькоатль – «пернатый змей». Распятый Спаситель Мира в Центральной Америке, бог ветров или Солнца. Вышел из моря, принеся с собой таинственный крест. На его одеждах нарисованы облака и красные кресты. В его сесть из камня вырезались огромные змеи, которых можно найти в различных частях Мексики.

Ацтеки – индейский народ, живущий в Мексике.

Кецалькоатль – Бог-Змий в мексиканских легендах. Его «знаки отличия» говорят о том, что он был великим посвящённым. (Е.П.Блаватская, Словарь).

5. Е.П. Блаватская, Теософский Словарь

6. Тот Гермес, он же Гермес Трисмегист, приблизительно 2,5 тыс. или 30 тыс. лет до н.э.. Один из Учителей человечества. Имён много. Скандинавский Один, еврейский Енох.

7. Чис.21,8; Ин.8

8. Менли Холл. Окк. ан. 95

9. Е.П.Б., Теософский Словарь. С.540

10. Ближайший пригород Санкт-Петербурга

11. абарум (лат.). Так же называлось знамя, которое несли впереди

древнеримских императоров, с изображением на нём орла, как знака духовной власти. Это была длинная пика с пересекающей её под прямыми углами материей. Император Константин ( пр. 290-337г.) заменил орла монограммой – лабарум с девизом «С этим победишь» (Е.П.Б., Т.Сл.).

12. «Этот император, если он вообще когда-то имел видение, должно быть увидел Олимпийского Юпитера, в вере в которого он и умер».[Е.Е.Б., Т.Сл.].

13. Евсевий – ок. 256-340 – Епископ Кесарии (Палестина), известен как отец церковной истории.

14. др-иран. божество, бог Солнца – Е.П.Б,, Теос. Сл.

15. Е.П.Б., Сл.232, 428

16. Е.П.Б., Т.Д., т.2

17. Е.П.Б. Разобл. Изида, т.2, стр. 302

18. Откров., 14,1

19. Е.П.Б. Разоблаченная Изида, с.304-305

20. Е.П.Б. Т.Д. т.3, стр. 142

21. Е.П.Б. Теос. Словарь, 276

22. Е.П.Б., Теос.Словарь, 281

23. Е.П.Б.,Теос. Словарь, 276, 500

24. Е.П.Б. Т.Д. т. 2

25. Дордже – титул Будды. «Знак Адордже есть знак Шамбалы». Е.П.Б., Сл.159

26. Н.К.Рерих, Алтай – Гималаи, с.307, 42

27.  ЕПБ. Разобл. Изида, т.2, 303

28. Гор – божественный Властитель Египта, сын Озириса и Изиды. Теос.Словарь,стр. 276

29. Е.П.Б., Разобл.Изида, т. 2, стр.303

30. Е.П.Б. Теос.Словарь, стр.232

31.  Еванг. от Луки, 23,43

32. Е.П.Б. Теос.Словарь, стр.293

33. Е.П.Б. Т.Д. т. 2-1, стр. 508.

34. Теос.словарь, ст.р 394

35. Теос. словарь, стр.293, стр. 153 Джайны – крупное религиозное объединение в Индии, близкое к буддизму, но бывшее на много столетий раньше буддизма.

36.  Е.П.Б. Т.Д., т.2-1, стр.119,36).    

37. Е.П.Б. Новый Панарион.Теос. словарь, стр54.

38. Е.П.Б., Теос. словарь, стр.394

39.  Е.П.Б. Т.Д., т. 2-1, стр.119-120).

40. Высокий Путь,кн.2, стр. 672

 

 

                    Литература

1.  Е.П.Блаватская. Теософский словарь. М.: ЭКСМО, 2003.

2.  Эзотерический словарь в 2-х т. М.: Русский Духовный Центр, 1993.

3.  Энциклопедия мистических терминов. М.: ЛОКИД, МИФ, 2000.

4.  Менли Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. М.: ЭКСМО, СПб, 2003.

5.  Библейская энциклопедия 1891г., 1990г. Репринт. М., 900с.

6.  «Как выбрать нательный крест» изд. Трифонов Печенегский Монастырь. М.: «Ковчег», 2002.

7.  Е.П.Блаватская. Новый Панарион

8.  Е.П.Блаватская. Т.Д., т.т. 1-1,2; 2-1.

9.  Журналы «Дельфис»: 1997 – 2/10; 1998 – 1,3; 1999 – 2/18; 2004 – 3.

10. А. Безант. «Загадки жизни».

11. Е.П.Блаватская. Разоблачённая Изида, т.1,2.

12. Субба Роу. Оккультная философия. М.: Сфера, 2001.

13. Агни-Йога. Высокий Путь, ч.2. М.: Сфера, 2001.

14. Учение Храма, т. 1-1, т. 1-2.

15. М. Холл. Оккультная анатомия. М.: Сфера, 2002.

16. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи.

17. Православие для всех. ООО «Авенир-Дизайн», Кострома, 2000.

              

 

 

 

08.01.2017 13:56АВТОР: Л.М. Кириллова | ПРОСМОТРОВ: 9684




КОММЕНТАРИИ (1)
  • Вячеслав16-01-2017 13:40:01

    Замечательная статья, дающая повод задуматься о вечном Настоящем, призывающем каждого из нас в лучшее Будущее.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Л.М.Кириллова »