Сибирское притяжение
Творческое начало сотрудничества
Многогранная деятельность Н. К. Рериха и членов его семьи в области науки, культуры, общественной деятельности в настоящее время привлекает все больший интерес. В октябре, в Новосибирске, состоялась вторая Всесоюзная научная конференция «Рериховские чтения». Она была посвящена 50-летию основания Гималайского института научных исследований «Урусвати» и проводилась совместно Институтом истории, филологии и философии СО АН СССР, Комиссией по востоковедению при президиуме СО АН СССР и Новосибирской картинной галереей.
Случайно ли, что в Сибири целеустремленно и плодотворно изучается творческое наследие семьи Рерихов? Н. К. Рерих писал: «Странно бы говорить о всемирном значении Сибири. Оно известно всем школьникам». Побывав в 1926 году на Алтае во время Центрально-Азиатской экспедиции, он в дальнейшем намечал сюда вернуться. Молодость сибирской необъятности привлекала его.«Когда мы говорим о созидании, о кооперации, – писал Николай Константинович, – разве мысленно не переносимся мы в дали Азии, в просторы Сибири, где такой непочатый край для всякого строительства».
В наше время гигантские масштабы хозяйственного и культурного освоения сибирских территорий служат наглядным подтверждением высказываний Н. К. Рериха о том, что «сибиряки не только любят Сибирь, но они всегда стремятся к ней для работы, для труда, для сотрудничества».
Проведение «Рериховских чтений», на которые собирается научная и культурная общественность страны, в Сибири – это и признание высоких достижений, и дань памяти предвидению Н. К. Рериха. На первой конференции, состоявшейся в 1976 году и посвященной 50-летию пребывания на Алтае, широко рассматривались вопросы археологии и истории, искусства и культуры, естественно-научные проблемы и перспективы советско-индийского сотрудничества в области науки и культуры.
Нынешняя конференция явилась продолжением и углублением творческого содружества исследователей различных специальностей. Вместе с биографическими изысканиями в докладах П. Ф. Беликова (Эст. ССР) «Личное участие членов семьи Н. К. Рериха в работе института «Урусвати», Е. Г. Сойни и В. Г. Бондаренко (Петрозаводск) «Н. К. Рерих и Финляндия», Г. Р. Рудзите (Латв. СССР) «Переписка семьи Рерихов с обществом Н. К. Рериха в Латвии» решались искусствоведческие задачи в выступлениях Н. Г. Велижаниной (Новосибирск) «Композиция в тематических картинах Н. К. Рериха», Б. А. Смирнова (Москва) «Горные пейзажи в творчестве Н. К. Рериха», В. П. Князевой (Ленинград) «О датировке картин Н. К. Рериха». В. Н. Волкова (Новосибирск) и С. И. Карпова (Смоленск) говорили о Н. К. Рерихе – поэте и писателе. Общественная деятельность и размышления Н. К. Рериха в связи с международной охраной культурных ценностей, проблемы биосферы, современной экологии и сохранения окружающей среды, вопросы педагогики и философского осмысления наследия Востока получили освещение в докладах М. М. Богуславского (Москва), Е. И. Гостеевой, Е. П. Маточкина (Новосибирск), Л. П. Павлова (Киев), М. А. Мокульского (Москва) и других.
Значителен был круг поднятых археологических проблем. Примечательно, что один из докладов выявил неожиданную параллель: Н. К. Рерих и Хакасия. Неоднократно писал Николай Константинович о том, что истоки художественного познания мира уходят в далекую старину. И в Сибири, отмечал он, «где такие минеральные сокровища прочие естественные богатства, народ имеет наследие высоко-художественных сибирских древностей…»
Удивительные открытия подарила археологам Хакасия. О раскопках древнейшего в Сибири поселения возрастом более 34 тысяч лет доктор исторических наук В. Е. Ларичев сообщил на первой конференции. Найденные здесь памятники культуры свидетельствовали: человек современного типа появился в Сибири намного раньше, чем предполагалось до сих пор. Памятники доказывали: уже тогда не только мысли о пропитании заботили человека, но он увлеченно устремлялся к высотам искусства.
В этом году на территории Хакасии обнаружена наскальная писаница, относящаяся в 4-2 вв. до н. э., повествующая о подвигах пока безымянного богатыря. По предположению В. Е. Ларичева, найден один из древнейших храмовых комплексов. Так мысли Н. К. Рериха о высоком художественном чувстве древних людей получают подтверждение на хакасской земле.
Кроме 50-летия института «Урусвати», другим «важным и дорогим для нас событием является 75-летний юбилей Святослава Николаевича Рериха, нашего большого друга, – говорила корреспонденту «Вечернего Новосибирска» директор Новосибирской картинной галереи М. И. Качальская. – Поэтому мы обратимся в ходе конференции к его творчеству и деятельности по укреплению дружбы народов СССР и Индии». Доклады М. И. Качальской, Н. Д. Спириной (Новосибирск), Л. Р. Цесюлевича (Барнаул) были посвящены многообразной работе С. Н. Рериха, младшего сына Николая Константиновича, живущего в Индии.
МОЛОДОСТЬ МУДРОСТИ
Святослав Николаевич Рерих неоднократно бывал в Советском Союзе. «Мои истоки здесь, в России», – говорил он. В прошлом году ему был вручен диплом почетного члена Академии художеств СССР. Продолжая традиции своего отца в искусстве и общественной деятельности, пользующийся мировой известностью художник, особое внимание уделяет развитию дружеских связей между нашими странами.
Поэтому имя «Рерих» в современной Индии символизирует творческое начало сотрудничества двух великих народов. Директор проекта запуска первого спутника Индии профессор У. Р. Рао, накануне его осуществления с помощью советской ракеты-носителя, говорил об этом: «У Рериха есть картина: девушка стоит, а за ней космос, она делает первый шаг. В девушке много неуверенности перед неизвестностью, но очень хочется в нее шагнуть. Это наше нынешнее состояние». Успешно преодоленное в результате сотрудничества, можно сказать теперь.
Творческий путь Святослава Николаевича наполнен духовными исканиями и достижениями в различных сферах искусства и науки. «Источником величайшего вдохновения, великим источником счастья» являлся для С. Н. Рериха, по его собственному свидетельству – «живой пример в лице моих отца и матери». Его интерес к живописи определился очень рано, признание также пришло незамедлительно.
Уже с двадцатых годов он становится признанным мастером живописи, занимает ответственные посты в международных культурных организациях, поддерживает дружбу со многими выдающимися людьми, в том числе с семьей Дж. Неру.
Поселившись вместе с родителями и старшим братом – Юрием Николаевичем – в Индии, художник вовлекает в палитру и композицию своих картин краски и сюжеты Востока. Синтез лучших живописных достижений современности и наследие безвестных мастеров прошлого позволяет С. Н. Рериху создавать неповторимый мир образов и цвета. Эта своеобычность особенно подчеркивается при сравнении его полотен с картинами старшего Рериха. Они близки, несомненно. Но в работах С. Н. Рериха присутствует свежесть собственного взгляда, уверенность самобытного мастера, решение своих живописных задач.
Если в картинах Н. К. Рериха воспевается мудрость старины, то полотна Святослава Николаевич повествуют о молодости мудрости. «Будет ли это портрет, или этюд лица, или пейзаж, – во всем будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм», – с удовлетворением писал о картинах сына Н. К. Рерих.
Ныне С. Н. Рерих – художник широко известный и любимый в нашей стране. В 1975 году на выставке в Новосибирске зрители записывали в книге отзывов: «Уже не первый раз любуюсь произведениями Святослава Николаевича и его знаменитого отца. И каждый раз все больше понимаю и смысл их прекрасных картин, и, кажется, смысл жизни», «Удивительный мир красок, чистота души и мыслей. Таков, вероятно, и живописец, создавший все эти картины».
Полотна С. Н. Рериха представлены в музеях многих стран мира, в частности, в Индии, США, Франции, Бельгии, Чехословакии. Он награжден многими высокими отличиями, является лауреатом премии им. Дж. Неру. «Русский и индийский народы, – говорит С. Н. Рерих, – всегда были близки к своей земле, к своему прошлому, и я верю, что им предстоит идти путями великих достижений, открытий, мыслей». В неустанном совершенствовании этих путей, возвышении творческих начал жизни встретил свое 75-летие С. Н. Рерих, имя которого служит символом единства двух стран.
АЛТАЙСКИЙ МАГНИТ
«Страна великого будущего – Сибирь и ее живое воплощение Алтай», говорил Н. К. Рерих. Алтаю, сверкающей Белухе он посвятил немало картин. Здесь мечтал поселиться. В селе Верхний Уймон Горно-Алтайской автономной области и в наши дни помнят о приезде сюда знаменитого художника, вместе с Еленой Ивановной и Юрием Николаевичем.
В 1974 году, в столетний юбилей со дня рождения Н. К. Рериха, на доме, где он останавливался, появилась мемориальная доска. Одно из самых старых на Алтае – ему за триста – село Верхний Уймон сейчас стоит на пороге нового этапа. По инициативе художников Илзе Рудзите и Леопольда Цесюлевича здесь создается Музей им. Н. К. Рериха. Решение об этом принято Алтайским крайисполкомом. В комиссию по формированию музейного комплекса вошли представители советских органов, управления культуры, музеев края, архитекторов, общества охраны памятников культуры, бюро по туризму и экскурсиям, отделения Союза художников СССР.
В письме к автору Л. Р. Цесюлевич писал: «Решено восстановить дом-музей, создать там былую обстановку и в строящемся рядом двухэтажном доме дать экспозицию по творчеству и жизни Н. К. Рериха, науке, сегодняшним изысканиям, общественной деятельности и т. д.» Вторым этапом: «думается (еще нет решения) там восстановить архитектурные памятники деревянного зодчества и построить в каменном исполнении картинную галерею. Тогда это будет настоящим центром культуры».
Так сбывается то, о чем когда-то Н. К. Рерих писал своему сотруднику: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандою будет местом большого центра».
На конференции сообщалось, что в настоящее время заложены основы для будущего строительства. По соседству с домом, где жили Рерихи, вырос двухэтажный сруб с пристройкой, собрано большое количество экспонатов, идет работа над проектами экспозиции будущего Музея. Не исключено, что уже в будущем году он откроется для посетителей.
В строительстве принимают участие энтузиасты-любители, которые приезжают сюда, чтобы ускорить темпы возведения музейного комплекса. В книге отзывов появляются такие записи: «Уймон прекрасен не только как город будущего, но и как могучая мастерская для преображения себя. Пусть же эти горы, люди и «бревенчатый храм» будут вечным магнитом, устремляющим к совершенству».
«Алтай-Гималаи» – так когда-то назвал свою книгу Н. К. Рерих. В его словах звучала мысль о давних и будущих контактах народов, их сближении и сотрудничестве. Встречи на сибирской земле, посвященные памяти великого сына России и великого друга Индии, служат свидетельством реальности этой мысли.
А. Анненков, участник конференции.
(Газета «Советская Хакасия». – 1979. – 31 октября. Печатается в авторской редакции.)
11.05.2013 16:17
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".