Служители муз. Валерий Поршнев
Большинству посетителей музеев лишь гордое слово «служитель», которым именуют друг друга все те, кто приобретают, хранят, реставрируют, изучают, выставляют собранные за последние столетия памятники природы и культуры, напоминает о прежнем, сакральном назначении места, находившегося под покровительством Муз. Поскольку по-гречески общее имя богинь звучит как «Муса», мы называем древние святилища дочерей Зевса и Мнемосины мусеями, или мусейонами, в последнем случае сохраняя греческое падежное окончание, тогда как слово «музей» пришло в русский язык со звонким «s» через посредничество поздней латыни.
Магический хоровод
В самые отдаленные от нашей цивилизации времена у разных народов мира появились Клио, Муза историиобразы танцующих дев, составляющих, как правило, свиту верховного бога-отца. Их изображения заполняют стены индуистских храмов, причем небесные девы могут разрушать и карать (дакини, гопи), но чаще умиротворяют и наслаждают танцем (апсары).
У греков светлое и созидающее начало олицетворяли Музы, служительницы Аполлона, а темное и оргиастическое — вакханки, спутницы неистового Диониса. Но такое различие утвердилось лишь в классическую эпоху, тогда как изначально разрушение и созидание, так же как жизнь и смерть, воспринимались в неизбежном единстве.
Космос, в представлении древних народов, непрерывно обновлялся, и этот созидательный процесс символизировал танец. Обновление должно было совершаться в заданных богами ритмах, не раньше, чем наступит установленный свыше срок, и Космос необходимо было охранять от случайного вторжения сил, противных божественным планам. Первобытные народы жили в тревожном ощущении, что время, которое они сами воспринимали как замкнутый круг, когда-нибудь разомкнется и Вселенная обратится в Хаос. Срок ее жизни, поддержание ритмов в ней зависели как от воли богов, так и от магических действий, существенным элементом которых был ритуальный танец. Поэтому апсары, валькирии, вакханки, Музы становятся в магический хоровод. Храмовые танцовщицы, исполняя ритуал, воспроизводили действия богинь. Так зародились музыкальные, песенные и танцевальные ритмы, положившие начала всем мусическим искусствам. Затем уже статуи Муз очерчивают магическое кольцо вокруг каменного столба, олицетворяющего центр Вселенной, жертвенника или статуи верховного мужского божества.
Всякий, кто имеет возможность посетить огромный императорский парк в Павловске под Санкт-Петербургом, может получить представление о таком типе святилища, оказавшись в районе Старой Сильвии, где на поляне Двенадцати дорожек стоит Аполлон Мусагет, окруженный танцующими Музами. Посетитель не сразу замечает обломок лука в руке бога и полузакрытые кустами фигуры корчащихся от боли дочерей царицы Ниобы, которых расстрелял солнечный бог. Они выступают в ролях святотатцев, наказанных за соперничество с олимпийцами.
И придворный архитектор В. Бренна, украшавший поляну, и владельцы римских вилл, где находились мраморные оригиналы, с которых отлили бронзовые копии для Павловска, создавали уже не священные участки поклонения Музам и Аполлону, а места для прогулок и любования гармонией природы и искусства, хотя они, пусть неосознанно, воспроизводили возможные черты древнейших мусеев. В языческие времена подобные поляны включались в большое пространство священных долин, где совершался культ.
Там, где творил Гесиод
Одну из них до сих пор называют долиной Муз; она располагается в западной части знаменитой исторической области Эллады — Беотии, у подножья священного хребта Геликон. Согласно мифу богиня памяти Мнемосина родила здесь дочерей, и здесь их воспитала нимфа Евфема. Неподалеку от красивейшей долины расположены Феспии, когда-то богатый полис, многие столетия опекавший святилище. Ныне от древнего города остались руины, хотя существует и современное благоустроенное селение с тем же названием. Дорогу в долину охотно показывают его жители, которых не столь часто балуют присутствием туристы. Асфальт заканчивается сразу за Феспиями, но, за исключением дождливой зимы, старая грунтовая дорога вполне проходима. Она ведет к высокому берегу речки Пермесс, где аккуратно установленная коричневая табличка свидетельствует о том, что археологический памятник охраняется ЮНЕСКО. С этой площадки можно обозревать всю долину. Горный кряж Геликон, с редким в наши дни в Греции дремучим хвойным лесом, господствует над ней; теперь его вершину занимает православный храм Святого Илии, в древности же она была местом богоявления Аполлона и Муз.
Напротив, на возвышении, лежит Аскра, где некогда проживал Гесиод. Именно тут, в долине, простой пастух услышал голоса Муз, вдохновившие его на создание «Теогонии», повествующей о рождении Космоса из Хаоса, о происхождении и смене поколений богов. Это место оградили каменными плитами и устраивали там ежегодное поминовение поэта, а поэму изучали во всех греческих школах, твердя наизусть начальные строки:
С Муз, геликонских богинь, мы песню свою начинаем.
На Геликоне они обитают высоком, священном.
Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе
Жертвенник Зевса-царя и фиалково-темный источник.
Нежное тело свое искупавши в теченьях Пермесса,
Иль в роднике Иппокрене, иль в водах священных Ольмея,
На геликонской вершине они хоровод заводили,
Дивный для глаза, прелестный, и ноги их в пляске мелькали.
Перевод В. В. Вересаева
Тут получил вдохновение и другой великий эллинский поэт Пиндар (520-е — 440-е годы до Р.Х.). Предание рассказывает, как в детстве, принесенный на Геликон родителями, совершавшими паломничество, будущий поэт заснул, а пока он спал, к его устам прилетели Древний театрпчелы и слепили там свои соты, отчего он и обрел дар стихосложения. Мифологема, раскрывающая веру древних в то, что творчество невозможно без боговдохновения, повторяется в биографиях Платона и Вергилия.
За многие столетия поклонники Муз сильно изменили первозданный ландшафт, возведя там много построек и статуй. Сейчас, видя пустое пространство долины, где на поверхность земли проступают только контуры нескольких древних сооружений, трудно представить прежнее изобилие. Побывавший в долине уже во времена Римской империи Павсаний, автор «Описания Эллады», посвящает много строк ее скульптурному богатству: дикие звери слушают Орфея, завороженные его музыкой; лань кормит молоком младенца Телефа, сына Геракла; дельфин присутствует как спутник певца Ариона. Павсаний перечисляет далее статуи Аполлона и Гермеса, Диониса работы Лисиппа и Диониса, изваянного Мироном. Статуями увековечили память о знаменитых поэтах: Тамирид, ослепленный Музами, был изображен касающимся рукой сломанной лиры (в назидание тем, кто возомнит себя равным богам), Саккад из Аргоса — с огромной флейтой, Арион из Мефимны — верхом на дельфине, согласно мифу спасшем поэта, брошенного в море корабельщиками.
Главенствовали в скульптурном собрании фигуры девяти Муз скульптора Кефисодота Старшего. В конце XIX века были обнаружены их мраморные пьедесталы со стихотворными надписями. Двустишия, вырезанные на плитах, перечисляют эпитеты богинь, восхваляя их нектарное дыхание, их мудрость, распространившуюся по всему миру и достигающую звезд. Статуи стояли полукругом, обрамляя место жертвоприношений у входа в святилище.
В эпоху эллинизма и Рима строительство в долине Муз щедро финансировали египетские Птолемеи и их постоянные соперники в покровительстве искусствам и наукам — правители Пергама. Затем святилище стали опекать правители Рима, начиная с диктатора Суллы и заканчивая императорами династии Северов. По распоряжению императора Адриана, после его удачной охоты в горах на медведей, в долине ставят статую Эрота с посвятительными стихами, сочиненными самим Адрианом. Самым крупным сооружением времени эллинизма стала почти стометровая парадная стоя, воздвигнутая примерно в 260-е годы до Р.Х. Контуры ее видны с дороги, идущей вдоль долины: после раскопок на этом месте не растут трава и кустарники. Тридцать шесть ионических колонн замыкались глухими стенами, за которыми располагался ряд комнат, бывших, вероятно, хранилищами вотивных даров. Выше, в трехстах метрах на юго-запад, в этот же период или немного ранее был построен театр. Ребра бывших зрительных рядов также просматриваются с дороги, выше фундаментов стои.
На всем пространстве долины каждые пять лет устраивались популярные у греков состязания — мусеи и эротидии (празднества в честь Эрота). Их участники соревновались во всех жанрах музыки и поэзии, в красноречии, в постановке трагедий и комедий, но, помимо того, еще и в спорте.
Христианизация Римской империи подорвала престиж древнего Мусея. Его коллекции были расхищены, статуи Муз вывезли в Константинополь, где они позже погибли при пожаре, плиты с надписями и пьедесталы статуй сделались строительным материалом для близлежащих христианских храмов, здания постепенно разрушились. Геликонский мусей просуществовал при этом как общеэллинский храм под открытым небом приблизительно двенадцать веков — срок, превосходящий время жизни всех прочих античных мусеев.
Училище, парк или храм?
Об этих прочих мусеях, к великому сожалению, молчит точная наука — археология, и только скупые сообщения Павсания и других авторов позволяют судить, что они возникали по мере становления и роста городов Эллады и в эллинистическое время проникли на завоеванный эллинами Восток. При них стали собираться библиотеки, в них устраивались свои, городские состязания людей «мусических» профессий, наконец, там обучали искусствам и наукам, так что слова мусей и дидаскалейон («училище») превратились в синонимы.
Свой малый городской Мусей основали, несмотря на близость долины Муз, жители Феспий — у главной площади, где стояла статуя Гесиода. В Трезене (Коринфская область) воздвигли общий храм Музам и Гипносу, божеству сновидений, наиболее расположенному к Музам (во сне боги чаще всего посылали смертным откровения и пророчества). Воинственные спартанцы построили у себя Мусей в знак того, что они, лакедемоняне, выступали в сражение не под звуки труб, а под музыку флейт и под игру лиры и кифары. В Мегалополе храм Муз, Аполлона и Гермеса находился рядом с самым большим в Элладе театром. Павсаний застал храм в развалинах: от него остались лишь статуи Аполлона и одной из Муз. Но несколькими столетиями раньше это было процветающее святилище. Историк Полибий сообщает о Мусее в Таренте, греческой колонии в Южной Италии.
О том, каким был типичный городской мусей, можно судить на примере Мусея в Антиохии-на-Оронте. Это уже Сирия, куда эллины переселились после походов Александра Македонского, столица некогда могущественного царства Селевкидов. Но к интересующему нас периоду царство сократилось до границ собственно Сирии и попало в зависимость от Рима. Когда много столетий спустя византийский историк Иоанн Малаланаписал хронику Антиохии, он уделил внимание и ее Мусею.
Некий Марон из Антиохии, купец с семитским именем, занимался торговлей в Афинах, где нажил состояние и владел недвижимостью. Умирая, он завещал построить мусей у себя на родине и душеприказчиком просил быть царя Антиоха Филопатора. Были два царя с таким титулом — Антиох IX и Антиох X, правившие последовательно между 114 и 92 годами до Р.Х. Купец-меценат, приобщившийся к эллинской культуре, желал, чтобы при мусее была общедоступная библиотека. Мусей находился на агоре в квартале Эпифания рядом с храмом Гермеса и городскими банями, то есть, как и прочие мусеи, входил в необходимый для античного города набор сооружений, обеспечивавших как религиозные потребности, так и досуг горожан. Городская площадь, очевидно, не позволила создать парк, но во дворе Мусея, перед входом, росли деревья. Позднее, при римских императорах, по старинной традиции перед Мусеем воздвигли нимфей, грот с фонтаном, заменивший в городской среде священные источники древних природных мусеев; такие источники были на Геликоне. Библиотека и читальные залы либо занимали отдельное здание в центре двора, либо помещались в комнатах за обрамляющими двор портиками.
Физики и лирики
Эллинская религия не знала жреческой касты, и за немногими исключениями (жрецы храма Аполлона в Дельфах, жрецы-врачи при храмах Асклепия) жреческие должности не передавались по наследству, часто они были выборными, как и прочие государственные должности. Поэтому приобщиться к культу Муз мог любой свободный житель полиса. Мы не располагаем сведениями о ритуалах посвящения в жречество. Более того, обряды в честь Муз могли осуществлять те, у кого вообще не было жреческого сана. И с самого раннего времени мусическая религия объединяла своих служителей в союзы, называемые древними словами синод («собрание»), койнон («сообщество») или хор. Последнее слово вошло и в наш язык.
Истоки такой формы объединения восходят к первым мусическим празднествам в священных долинах, к первобытному хоровому действу на племенных празднествах, где не было еще различия зрителей и участников, но уже существовала состязательность, позже закрепившаяся в разделении хора на полухория в классической трагедии. Сами Музы, по вере греков, образовывали хор, славящий богов. Каждая Муза собирала вокруг себя «хор» поэтов, творивших в определенном поэтическом размере. Формальное различие размеров затем перерастает в различие содержания стихов, и хор начинает объединять уже поэтов данного жанра. В эпоху эллинизма к «хорам» поэтов подключились «хоры» ученых.
Как оказалось возможным вовлечение в единый союз людей столь разных профессий — философов, поэтов, музыкантов, художников, спортсменов, актеров, ученых? Служителей Муз можно разделить на две большие группы: тех, кто в состоянии мусической одержимости творит и изрекает пророчества и стихи, и тех, кто собирает, изучает, систематизирует результаты божественного (предметы природы) и человеческого (произведения искусства) творчества. К первой группе мы относим поэтов и прорицателей, ко второй — грамматиков и толкователей пророчеств, философов и ученых. Следовательно, Мусеи были одновременно и своеобразными «фабриками» творчества, и местами обучения и воспитания. Попав туда, можно было, независимо от профессии, приобщить душу к божественному совершенству.
Мусей, сын Орфея
Первыми из эллинов это стали проповедовать орфики, чье мировоззрение, хотя они и чтили богов и ероев, заметно отличалось от общенародных религиозных представлений. Они исповедовали метемпсихоз, рассматривая тело как «темницу» души, из которой она может освободиться после смерти тела и обрести блаженство среди богов — при условии соблюдения в земной жизни ряда предписаний, включавших не только отказ от мясной пищи, но и обязательное духовное развитие, следовательно, каждодневные занятия науками и искусствами. Орфики учили о двойственной природе человека, в которой присутствуют два начала — темное (греховное, титаническое) и светлое (благое, олимпийское). У них на первое место выступает поклонение обожествленным героям, легендарным поэтам и музыкантам, сыновьям и внукам Муз, прежде всего — Орфею, сыну Каллиопы, за ним — Лину, Мусею, Евмолпу.
Наименование святилища героя Мусея, ученика или даже сына Орфея, звучит так же, как и название храма Муз — Мусейон, поэтому высокий холм в Афинах с его гробницей древние называли также и холмом Муз. Он весь зарос реликтовыми соснами — пиниями. На вершину холма поднимается несколько раз огибающая его тропинка. На самой вершине, на месте предполагаемой гробницы Мусея, при римлянах была воздвигнута новая гробница, в которой покоился прах Антиоха Филопаппа, потомка царей малоазиатской Коммагены, римского гражданина, много сделавшего для процветания Афин.
Мусей, как утверждали орфики, положил начало обрядам посвящений в их таинства, ему приписывали дар пророчества и даже искусство летать по воздуху. Среди числившихся под его именем сочинений — эпические поэмы «Титаномахия» и «Евмолпия», гимны к Дионису и Деметре, стихотворные «Оракулы» и сохранившаяся поэма «Геро и Леандр». Веря в существование его захоронения на холме Муз, орфики устраивали там положенные герою жертвоприношения и мусические празднества. Там публично исполнялась поэма «Евмолпия». Возможно, жреческие обязанности при этом храме, или при гробнице Мусея, справлял орфик Ономакрит (550-е — 520-е гг. до Р.Х.). Он был редактором и толкователем сочинений Мусея, а может быть — их истинным автором. Не исключено его участие в собирании знаменитой библиотеки тирана Писистрата. Именно с него началась обширнейшая орфическая литература, составившая значительную часть коллекций всех последующих античных библиотек. Пифагорейско-платоновская традиция передает преклонение перед этими сочинениями, выражающими божественную мудрость.
Музыка сфер
Последователи Пифагора проповедовали в Великой Греции (колонизированные греками Южная Италия и Сицилия). Пифагорейцы, как и орфики, верили в переселение душ, отказывались от мясной пищи, носили белые одежды, совершали таинственные обряды, исключавшие присутствие непосвященных. Желавшие приобщиться к их учению проходили долгие испытания, именуясь сначала акусматиками (слушающими), затем, на второй ступени, математиками. Музы у пифагорейцев занимают чуть ли не высшие места в Космосе, так как каждая из них управляет одной из небесных сфер, каковых вместе со сферами семи планет, сферой неподвижных звезд и сферой мифической пифагорейской Противоземли получается ровно девять. Каждая сфера, благодаря их воле, звучит в своей тональности; руководит всем «хором» мать Мнемосина.
Пифагорейцы не только оставили большое количество своих приверженцев в городах Кротоне, Метапонте, Таренте, но, если принять на веру то, что в древности писали о пифагорейцах, в этих городах уже около 500 года до Р.Х. были мусеи, где они обучали и совершали обряды. Дом самого Пифагора якобы был посмертно превращен в его храм, а переулок перед ним назван Мусеем. Самая многочисленная община пифагорейцев проживала в Таренте. Среди них такие знаменитости, как астроном Филолай, создавший пифагорейскую модель Вселенной, врачи Ликон и Иккос, инженер Зопир, строивший сложные машины. Городом, где также был свой Мусей, упомянутый Полибием, управлял долгие годы последователь Пифагора Архит Тарентский. В 389 году до Р.Х. специально для встречи с ним в Тарент приезжал Платон, позднее основавший Мусей в своей Академии.
Муза академиков
Платон, вслед за пифагорейцами, утверждает высочайший статус Муз как богинь-хранительниц мировой гармонии. Душа, попадая после смерти тела в запредельные сферы, именно через общение с Музами получает наилучшую инкарнацию. Ныне живущим Музы посылают божественную одержимость, подвигающую на творчество. К мусическим искусствам относятся все виды ритмичных движений, здоровое питание и гимнастика, и даже — искусство политики по правилам. Философия также невозможна без мусической одержимости.
Молитвенно-созерцательному способу получения боговдохновения, судя по всему, отдавалось предпочтение. Диоген Лаэртский, один из первых историков античной философии, сообщает о затворнической жизни в саду Академии третьего ее главы — Полемона. Его ученики, следуя благочестивому примеру, поселились вокруг, поставив хижины вблизи святилища Муз. Так самим образом жизни утонченные интеллектуалы-академики выделились в особое элитарное содружество, заменившее многим из них семью.
На месте Академии Платона, между нынешними афинскими улицами Героев Марафона и Тимея Локридского, археологи обнаружили остатки большого гимнасия. После окончания раскопок эти остатки были зафиксированы и включены в разбитый властями Афин общественный парк, именуемый парком Академии. На каменные плиты, оставшиеся от древних построек, удобно смотреть сверху, так как сегодняшний уровень грунта много выше и современные аллеи обрамляют глубокие котлованы раскопов. Возведение гимнасия относится уже к концу эллинистического или к началу римского времени, но при его строительстве использовались мраморные блоки от какого-то предшествующего здания, возможно гимнасия Академии. Во всяком случае, приехав в Афины, можно прогуляться по платоновскому саду Муз.
Здесь с Платоном беседовал любимый им ученик — Аристотель, затем создавший собственное учение. По легенде, он ушел из Академии, бросив фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». Основав на другом конце города, у священной горы Ликабетт, свой Ликей, Аристотель, по платоновскому примеру, посвятил там значительный участок все тем же Музам.
Мусей — научная лаборатория
Мусей в аристотелевском Ликее стал, в первую очередь, местом обучения и научных исследований, а молитвенно-созерцательное уединение там не практиковалось вовсе. В системе обучения, разработанной Аристотелем и его первыми преемниками, отсутствовал разрыв между опытным и чисто умозрительным знанием, сообщаемым платониками лишь узкому кругу посвященных. Аристотель делал процесс познания постепенным, многолетним подъемом от чувственно воспринимаемых предметов (минералы, растения, животные) к неподверженным временным изменениям небесным телам и далее — к чистой форме, к Богу. Конечная цель всех многосторонних исследований и экспериментов именно Бог, Мировой Ум, Первопричина мира и его Перводвигатель. Поэтому нет противоречия в том, что обучение и исследования проводились в святилище.
Единственным археологическим свидетельством о Мусее Аристотеля могут быть два межевых камня с идентичной надписью «граница сада Муз». Один из них выставлен ныне на площади Конституции у мемориальной стены, где помещены и другие образцы древних надписей, свидетельствующие о былой славе Афин. Камни хотя и относятся ко времени Аристотеля и его ученика, «отца ботаники» Феофраста, найдены в разных частях Афин и неоднократно использовались при поздних строительных работах. Поэтому нельзя с достоверностью сказать, принадлежали ли они ликейскому Мусею, или другому, неизвестному нам саду Муз.
Но благодаря труду Диогена Лаэртского у нас в распоряжении есть такой документ, как «Завещание» Феофраста. По нему мы можем примерно представить, как выглядел Мусей. Феофраст завещает хранить собранную Аристотелем огромную библиотеку. Он велит отстроить портик перед святилищем, а в отдельном, нижнем портике поместить картины с изображениями очертаний всей земли, то есть оборудовать подобием географической карты место для занятий географией. Особо подчеркивается, что сад Муз и здания в саду должны быть общей собственностью членов школы и предназначаться исключительно для занятий науками и философией. Себя самого Феофраст просит скромно похоронить в саду святилища. В этом саду он собрал уникальные коллекции редких растений, а ранее Аристотель устроил неподалеку зверинец, где он мог изучать и описывать жизнь животных. Девять ученых-жрецов составляли руководство Мусея, к преподаванию же и к текущей работе привлекалось гораздо большее число служителей. Мусей возглавлялся тем ученым, который был главой (архонтом) всей школы.
У Феофраста в саду Муз изучали науки его ученики — Стратон Физик и Деметрий Фалерский. Спустя много лет они поочередно были приглашены царем Египта Птолемеем I Сотером в Александрию, где создали самый знаменитый Мусей античности — Александрийский мусей.
Александрия — восемь веков служения
В многомиллионной, по преимуществу мусульманской Александрии, где, впрочем, и сейчас проживает большая грекоязычная община, не так много памятников, оставшихся от времен Птолемеев и римлян. Туристам показывают так называемую колонну Помпея, рядом с которой возлежит сфинкс, римский амфитеатр, руины огромного храма Сераписа. Мусей находился, вероятнее всего, на участке между зафиксированными археологами фундаментами храмов Божественного Цезаря и Посейдона, вблизи нынешней плотно застроенной и переполненной транспортом набережной. Его знаменитая, не имевшая равных по богатству книжных собраний Библиотека предположительно ушла на дно гавани, где в конце прошлого века в результате подводных раскопок найдено много статуй и обломков колонн. Все реконструкции Мусея основываются больше на фантазии и аналогиях, чем на реальных основаниях. Зато нам хорошо известны имена и труды великого «хора» поэтов и ученых, совершавших там служение Музам на протяжении восьмисот лет.
Здесь творили поэты Каллимах и Аполлоний Родосский, сочетавшие стихотворное мастерство с книжной эрудицией, математик Конон, обучавший приехавшего из Сиракуз Архимеда, врачи Герофил и Эрасистрат, основавшие медицинскую школу, существовавшую даже в первые годы арабского владычества. Механики Ктесибий и Герон конструировали всевозможные машины и механические игрушки, географ Эратосфен вычислял окружность Земли, астроном Клавдий Птолемей создал геоцентрическую модель Космоса, общепринятую до времени Коперника, хотя и неверно представившую нам Солнечную систему, но возвысившую человека, оказавшегося, согласно этой модели, в центре мироздания. Читателями Библиотеки были иудейский богослов Филон и отцы христианской богословской мысли Климент и Ориген. При Птолемеях среди книг Библиотеки появляется греческий перевод Библии (Септуагинта).
Служители Муз проживали в большом здании, где у них была общая трапезная. Их сообщество (синод) возглавлял жрец, назначаемый царями, затем — императорами Рима. Правда, высокое покровительство иногда сменялось немилостью и репрессиями. Так, основатель Мусея, Деметрий Фалерский, неосторожно вмешавшийся в династические споры, умер в ссылке. Царь Птолемей VIII Фискон устроил в 145 году до Р.Х. настоящий разгром Мусея, после чего Александрию покинуло большинство ее интеллектуалов. Библиотеку опустошали пожары при Цезаре, Каракалле, Аврелиане. Но даже когда указом императора Феодосия Великого в 391 году были закрыты все языческие святилища, поэты, философы, риторы, просто любители наук и словесности и образованная молодежь, по свидетельству ранневизантийского писателя Захария Схоластика, продолжали собираться на развалинах Мусея для общения. И ни христианство, ни ислам не смогли до конца стереть память о древнем святилище.
Спустя полторы тысячи лет восточнее того места, где находился античный Мусей, по проекту норвежского архитектора К. Торсена на берегу моря построено новое здание Александрийской библиотеки, похожее на морскую раковину. Перед главным входом — Стена письменности, где запечатлены письмена всех народов Земли. Рядом стоит статуя Птолемея I, найденная при раскопках на предполагаемой территории царских дворцов. Помимо Библиотеки, в большом комплексе современных, совсем не напоминающих античные прототипы зданий разместились планетарий, конференц-холл, театр и концертный зал, естественнонаучный музей, археологический музей, музей каллиграфии, музей манускриптов, международная школа информатики, реставрационные мастерские, выставочные залы. То есть в Египте фактически возродился весь построенный когда-то Птолемеями Александрийский музей. Время покажет, возможно ли в современном, разделенном на разные конфессии мире появление и нового содружества служителей Муз.
Валерий Поршнев, канд. искусствоведения
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".