Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Семена Нового мира» Пискарева О.Д.



Записки учителя ИЗО

 

 

 

Мы начинаем публикацию книги, написанной учителем изобразительного искусства О.Д. Пискаревой, которой за 25 лет работы с детьми в Харькове, Москве и Подмосковье выпало работать с первым потоком так называемых детей нового сознания (детей Света, Индиго или Шестой Расы). По выражению одной из своих учениц, автор назвала их семенами Нового мира, что и определило название книги.

О.Д. Пискарева собирала работы своих учеников и фиксировала их мысли, рассуждения, озарения. В книге представлены лучшие творческие работы, описаны процессы творческого поиска, поиска себя, своего предназначения, а также, как развивалась своя методика арт-терапии.

Издание адресовано воспитателям и педагогам, в первую очередь, преподавателям изобразительного искусства, а также широкому кругу читателей.

 

 

 

Глава 1. Как мы учились летать?

 

 

 

Сын Космоса – так должен мыслить
себя человек следующей расы.
Грани Агни Йоги, 2, 193

На смену человеку разумному
идет человек духовный.
Л.В. Шапошникова

 

 

Наше время осознается нами как переходное к Новой Эпохе, к новому человеку, к новому сознанию и мышлению. Наступает время сближения миров, несущее нам знание о мирах иных измерений, не воспринимаемых пятью органами чувств. Качественно меняется роль художника, его значение для обновления сознания человечества.
Тонкий мир становится реальностью в жизни художника. Он диктует свои принципы и приемы. Многомерность мира, новые ощущения свето-цвето-звука-времени-пространства устремляет к поиску новых изобразительных форм. Меняется представление о времени, пространстве, сознании.

 

Дети Новой Эпохи опрокидывают привычные представления о мире, и показывают нестандартные пути познания. Они говорят, что сознание человека обладает безграничной способностью проникновения и постижения. Новые дети несут нам новое знание.

 

Они рассказывают о других мирах, попасть в которые можно, преодолев какие-то границы. Рассказывают о свободном общении с жителями Тонкого мира, о полетах в иных измерениях и пространствах. Говорят о различных видах материи, о своих миссиях. Главная – расширение нашего сознания, оказание помощи человечеству в переходное время. Они и пришли осуществить этот переход, очистить, обновить, дать новый импульс планете для восхождения на новую эволюционную ступень. И мы должны поверить, признать, принять посланников, не отвергнуть помощь Вселенной.

 

Но сначала, необходимо принять ребенка с любой его проблемой, болью, страхом, согреть, дать надежду и веру в себя.

Задача учителя, как я считаю, показать ребенку путь к самопознанию через творчество, наблюдать рост каждого, анализировать вместе с ним, помогая найти свой стержень, духовную ось, вертикаль. А она уже вынесет к звездам, устремит к познанию бесконечности.

 

Когда я впервые оказалась рядом с детьми, я не только не хотела быть учителем, но и вообще детьми не интересовалась. Я собиралась быть художником и упорно шла к своей цели. И вдруг в течение года, может быть двух, все меняется. Меня стали очень интересовать дети, и я погрузилась в них так, как будто они были главным произведением в моей жизни. Я полюбила их, как только увидела, какие они замечательные люди. Мне было с ними интересно. Мы вместе искали ответы на вопросы, меня волновало все, что они делали. Я собирала каждую почеркушечку, где была зафиксирована хоть какая-та новая мысль, хоть что-то необычное. Мне нравилось проявлять индивидуальность ребенка, вселять ему веру в себя. Нравилось помогать ему видеть в себе творческую силу, выращивать в себе художника, совершенствоваться, познавать мир. И им все это тоже нравилось. Потому что  каждый ребенок нуждается в проявлении, росте, раскрытии, сотворении себя, как в этом нуждается каждый цветок, каждое семя. Ребенку много не нужно, достаточно только внимание, прислушивание, интерес к его сущности, природе. Еще любовь и восхищение. Мне тоже нужны дети. Через них я тоже проявляюсь. Я думаю, что так и должно быть.
С детьми я уже больше 25 лет. Написать о них я собиралась давно и давно собирала материалы – рисунки, стихи, письма. Вся моя сознательная жизнь была этому посвящена. Но начну сначала.

 

Начало

 

После института я устроилась временно (пока был маленький сын) работать к мужу в детскую художественную студию, которую Пискарев сделал фактически с нуля на базе харьковского областного Дворца пионеров.

Двухэтажное здание с большими стеклянными витринами, которое ему отдал директор Дворца для этих целей, было завалено всяким хламом. Из восьми помещений работало только два, в которых проходили занятия ИЗО с детьми. Проходили вяло, по старинке, учителя лениво отбывали свое время и уходили домой. Детское творчество было не интересным, скучным, бесцветным.

 

Пискарев после активных попыток убедить их работать по-новому в результате всех уволил, набрал новый коллектив талантливых молодых педагогов, и начался каторжный труд. Мы таскали мусор, чистили помещения, делали ремонт, украшали витрины, чистили парковую зону вокруг здания. Убирали подвальное помещение в главном корпусе, чтобы перетащить туда из здания студии горы ненужного барахла, годами лежавшего в аудиториях: матрацы какие-то, старые книги, ненужная мебель и т.д. Посвящали этому свои выходные и отпуска. Потому что все время нужно было что-то улучшать, совершенствовать. Этот дом стал родным нашим домом. И наш труд был нашей истинной жизнью. Потому что были молоды. Потому что энергия била ключом. Потому что мы строили Школу Будущего.

 

Мы писали планы, проекты, программы и т.д. Мы хотели создать школу, в которой будут учиться дети с 3-4 лет до получения высшего образования.

Главной задачей мы ставили – обучение по-новому. Что значит, по-новому? Это значило, что мы собираемся учить детей высокому искусству. Но как это сделать, когда нас учили иначе, и у нас нет такого опыта. Мы пробовали, экспериментировали, выискивали, вычитывали, расспрашивали, и складывали в наш актив каждую крупицу, каждое достижение. Мы мечтали и претворяли свои мечты в жизнь. Напряженный труд и радость устремления привели нас к успеху. Детское искусство в нашей студии достигло такого уровня, такого состояния, которое можно назвать космическим искусством, позже я узнала, что в искусстве есть направление «космизм» и  есть художники-космисты. Но я узнала об этом значительно позже.

 

Студия стала известна на Украине и за рубежом уже в первые годы своей работы. Были апробированы различные методы интегрированного обучения, которые вели к синтезу знаний. Пискарев без конца повторял: «Мы строим художественную школу будущего!» Он говорил лозунгами, горячо, страстно, зажигал, вдохновлял, ругал, выгонял, звал новых людей. Он упорно всех строил для выполнения своей мечты. Он говорил: «Мы не будем так учить детей, как учили нас. Мы будем учить совершенно по-другому, по-новому».

 

И талантливый педагогический состав молодых учителей, ориентированных на экспериментальную педагогику, все что мог сделал для рождения новой педагогики в стенах детского художественного учреждения.

 

Преподаватели на фоне витрин художественной студии ХОДдют
(Харьковского Областного Дворца детского и юношеского творчества)

 

На новое откликнулись новые дети. И потянулись к нам из разных уголков Харькова и области дети, которые удивляли нас своим необычным талантом и мышлением. Мы удивлялись, восторгались, радовались, но пока еще не осознавали, для кого мы построили свою школу.

 

Каждый учитель взял свою возрастную группу. Владимир Александрович взял малышей. Он любил малышей. Он первый нам показал, как надо учить свободе, как надо раскрывать, пробуждать к действию творческие силы. Для этого он учил детей писать гуашью на большом формате (1/2 ватмана) большими кистями без рисунка. Активно размахивая своими руками, он объяснял нам, что свобода рук освобождает творческие силы. Его дети творили чудеса. Помню шестилетних Иру Стеценко и Женю Яценко, имена которых не сходили с его губ. Помню, когда американские коллеги пригласили нас работать в США, он отказался и все повторял, а как же Ира Стеценко и Женя Яценко? Что будет с ними? У американских детей все есть, а что есть у наших, кому нужны наши дети? Тогда уже начали закрывать музыкальные и художественные школы, библиотеки, детские сады. Тогда уже по полгода не платили зарплату педагогам. Это было перестроечное время. Но снова вернемся к началу.

 

Приступив к работе, я взяла группу подростков. Я не понимала малышей, боялась преподавать, а старшенькие мне казались ближе по сознанию.

Но я была разочарована. Мои ребята не могли так запросто рисовать, как малыши, то ли не умели, то ли разучились: воображение не работало, смелость, радость, дерзость – все было подавлено. По статистике, в первом классе рисуют все дети, в средних – единицы, к концу школы уже никто не рисует. Уже тогда, в конце 80-х, я сделала вывод, что школа подавляет творчество, лишает детей легкости, свободы, сжимает дух в твердый сосредоточенный комок. Сюда еще можно добавить парализующий страх перед отметками.

 

Сначала я написала свои программы. Идея была найти единую концепцию, которая свяжет все учебные дисциплины и их программы в одну систему.

Но мои программы не работали именно из-за отсутствия свободы у детей. Я пробовала их освободить и так, и сяк, но ребята чувствовали себя зажато, неуверенно, считая мир враждебным, полным зла, обмана, боли. Когда я увидела боль (я увидела ее не сразу, а в процессе роста их доверия ко мне, раскрытия наших сердец друг к другу), я начала посвящать детям каждую свободную минуту, каждый день. Я думала и днем и ночью о том, как им помочь. Почему это происходило? Просто я взяла детей переходного возраста, а их духовная утонченность усугубляла переживания этого и так болезненного периода. Я видела очень красивых детей, но в основном это были гадкие утята, отверженные птенцы прекрасных птиц. И необходимо было не только раскрыть и показать их высокую природу, но и научить летать.

 

Пришлось отодвинуть свои программы и заняться освобождением детей от всего, что им мешало быть свободными и счастливыми, быть художниками.

Сначала я применила (небезуспешно) метод Пискарева свободного письма. Гуашь, большие кисти, большой формат, отсутствие карандашей. Писали под музыку, писали свое состояние, писали чувства, сбрасывали на бумагу все, что связывало или болело внутри и не давало раскрыться. С помощью свободной живописи дети преодолевали неуверенность, страхи, комплексы, потом учились выстраивать себя, свой стержень, решать различные психологические проблемы. Оказывали помощь не только себе, но и близким. А главное, живопись дала детям внутреннюю свободу, раскрытие сердца, вдохновение. Постепенно искусство, творческие удачи становились для детей убежищем, смыслом жизни, источником радости.

 

 

 

Абстрактные композиции: Даша, 13 лет. Сон.

Абстрактные композиции:

Даша, 13 лет. Сон.  Валя, 16 лет.  Пробуждение. Оля, 13 лет. Падший Ангел

                                      

Мы рисовали свои недостатки и трансформировали в достоинства по линии противоположения. Страх в бесстрашие, малодушие в великодушие, жадность в щедрость, ненависть в любовь. Мы воспитывали в себе благородство, ответственность, высокие стремления. Мы готовили себя к служению людям. Я говорила детям: «Художник носитель света и красоты. Художник – учитель. Художник – преобразователь мира. Поэтому наше состояние, наше настроение, наше видение мира – все влияет на людей. Наше искусство преображает мир. Но художник подвержен сам влиянию мира, он чувствительный, ранимый, зачастую впадает в отчаяние или депрессию. Иногда его посещают пессимистические мысли, душевная слабость, отрицание». Я объясняю им, потому что знаю: все это происходит от того, что он очень чувствительный не только к себе, а ко всему, что делается в мире. Он несет на своих плечах боль мира. Я никогда не отрицала и не критиковала темные и безысходные картины, которые поначалу рождались у ребят довольно часто. Я звала их к свету, вдохновляла, помогала им выйти из этого подавленного состояния. Я пыталась вдохнуть в них веру в лучший мир, который они сами изменят, вылечат, вознесут.

 

Я собирала их работы, бережно хранила, хвалила за какие-то красивые моменты, показывала им, что это все ценно, потому что это создала живая душа. И зная, что мне дорого и интересно все, что они рассказывают в своих картинах, ребята становились смелее и доверяли мне многое. Мы анализировали эти работы, и я как врач-психотерапевт, который сам еще не познал человеческую душу, но хочет познать, пытаюсь понять, откуда горечь, откуда отчаяние, и чья это беда. Может, ребенок слышит чей-то крик отчаяния и изображает его как свой. Особо тонкие, чувствительные дети слышат зовы пространства, и моя задача поднять их над землей, научить летать и научить слышать прекрасную Музыку Сфер, сделать их жителями Космоса. У меня долго это не получалось: дети говорили все о своем, о земном… Но вдруг в студию пришла Даша и дело сдвинулось с мертвой точки.

 

Даша. Космическое мышление

 

Она рисовала что-то необычное. Вот образ ветра. Но он иной, с других миров. Ветер иных миров. Она все мне приносила с иных миров. Все ранние работы не сохранились, но я их помню. Вот работа «Оставшиеся». Среди спутанных нитей разноцветные лица людей – лица как маски. Даша мне только сказала: «Все ушли, а эти остались, они не смогли уйти. Они запутались».

 

Даша, 12 лет. Притяжение Земли. ОфортНо вот принесла мне Даша на тетрадном листочке рисунок шариковой ручкой. Он поразил меня и космическим масштабом и каким-то сверхчеловеческим страданием. Посередине земной шар, а вверх и вниз на веревках висят привязанные к каким-то крюкам, вбитым в землю, люди-ангелы. Руки отрублены, ноги недоразвиты, рты перевязаны. Не могут ходить, творить, только могли бы летать, но держит земля. Эта работа страшна, но дышит какой-то такой пронзительной правдой! Разгадать я ее не смогла, но чувствуя ее иное, более широкое и глубокое содержание, непостижимую для нас загадку, предложила Даше сделать ее в материале. Только попросила увеличить Землю (или не Землю?) ради композиции. Здесь была мысль сверхчеловеческая и бездонная. Что мы знаем о Земле и об ангелах, захваченных ею в плен? (Или это не Земля?) Мы можем видеть, что два ангела (человеческих существа?) уже оторвались от крюков и улетели. Но ждут еще непонятно кем и непонятно зачем вбитые крюки для новых пленников.

 

 

Из этой почеркушки, сделанной на уроке математики или географии, которую, возможно, никто бы не заметил, а Даша выбросила бы, так как сама не понимала, что она изобразила (она и сейчас не понимает, говорит, оно само как-то нарисовалось, и ничего она этим не хотела сказать), я предложила сделать офорт.
Офорт был сделан, и мое внимание, моя высокая оценка этой драматической работы, придали Даше уверенность в себе. Она много приносила мне живописных красивых работ в космическом духе, она подняла свое творчество от земных сфер в Высшие миры. И это то, что нужно для художника, современного художника.

 

 

Даша, 13 лет. Кристалл. Картон, масло

Даша, 13 лет. Песня. Картон, масло

 

Космический звук и красота миров, которых коснулась Даша, дал космический импульс творчеству остальных детей. Космос стал проникать на картины других ребят. Даша была первой, она показала дорогу к звездам, и я теперь не знаю, пришли бы мы к космизму в нашей студии, если бы не Даша. Впрочем, не могли не прийти, ведь меня звезды тоже звали. И этот зов не мог не отразиться на творчестве моих учеников. Короче, мы полетели.

 

Даша, 13 лет. Колыбель звезд. Картон, масло

 

 

Люся первую свою космическую работу нарисовала в 12 лет, через полгода после того, как пришла в студию, и назвала ее «Связь с Космосом». В ней она первая показала связь человека с космосом. Сидит человек как бы на земле, облокотившись о стену, и смотрит в небо. А из живота как пуповина, тянется поток энергии к звездам. (А может, от звезд к человеку?) Потом она написала душу, покидающую землю. Это человеческое существо со стертыми чертами лица, поднимается вверх, а темные руки не пускают его, пытаются оставить.

– Кто это? – спросила я Люсю.

– Это его грехи и плохие мысли, то есть, то нехорошее, что было на земле с ним связано.

 

 
Люся, 12 лет.  Душа, покидающая землю
Люся, 12 лет.  Души, покидающие землю

 

Второй этюд тоже под названием «Души, покидающие землю» был вскоре написан, и души здесь у нее как капли огня. Их тоже земля пытается удержать, или тянется за ними, но все более символично. Души – капли огня. Вспоминается работа Наташи Бабец «Сотворение душ». Там стоит величественная фигура Творца, и с его пальцев капают огненные капли – человеческие души.

А потом были «Ангелы, спускающиеся на Землю».

– Почему они летят на Землю, прямо ангелопад какой-то?

– Потому что надо спасать Землю. Много ангелов уже на земле и другие летят нам на помощь. (Это было начало 90-х, когда темы о спасении планеты еще не возникало, во всяком случае, я не слышала). Это предчувствие. И не тех ли детей Света или детей Индиго, о которых стали говорить в конце 90-х, Люсия изобразила в виде множества ангелов, спешащих спасать Землю?

Потом появился «Уставший ангел». Но об этом расскажу отдельно.

 

 

Катя, 12 лет. Космос
Маша К., 12 лет. Эволюция души

 

Вот первая космическая работа Кати. Здесь она отобразила единство космоса, и в малом и великом, или во внешнем и внутреннем. Растительные клетки, маленькие живые существа охватывают Космос, как и он, охватывает эти клетки. Катя здесь как бы выворачивает его наизнанку. Она в своей картине сказала, что Космос так же может вмещаться в растительную клетку, как и клетка в Космос. Смотря как смотреть: изнутри наружу или снаружи во внутрь.

 

Маша показывает спиральное развитие по духовной вертикали двух частей души, двух половинок – мужской и женской, которые, то расходятся, то сходятся – встречаются и расстаются, получая свой опыт в одиночестве. Но на самом верху мы видим последнее их слияние. Это звезда – единая совершенная душа.

 

 

 

Ульяна М., 13 лет. На стихи Брюсова
Алеша, 11 лет. Связь между мирами

 

Одну единственную свободную работу в стиле космизма написала Ульяна – «На стихи Брюсова». Это настоящий шедевр. Ульянка много рисовала, лепила, но это в основном были земные вещи. Украинские народные поделки в основном. А я ценила и собирала только необычное. Поэтому у меня только одна Ульянкина работа, одна из самых замечательных.

 

Совсем неожиданно свою работу под названием «Связь между мирами» принес мне Алеша. О связи между мирами мы не говорили, а может, я еще не знала об этом. То есть, это его собственная идея. Все восхищенно смотрели на работу, передавая ее из рук в руки, и никто не спрашивал, только говорили: «Ух ты, здорово».

 

 

Тая*, 16 лет. Просветление. (имя девочки изменено)

 

Свободное спонтанное письмо вытаскивало ребят из уныния и депрессии, которые часто посещают одаренных сверхчувствительных детей в подростковом возрасте. Когда я это замечала, то предлагала пописать абстракции под хорошую классическую музыку. Так, Тая по моему совету дома написала за один сеанс десятка полтора абстракций под музыку. И выкарабкалась. Я привожу здесь только три работы – первую, какую-то седьмую или восьмую и последнюю. Здесь очень наглядно видно просветление сознания из мрака. Разумеется, сознание просветляется на самом деле. Главное – кверху, говорю я, кверху иди, к Свету.

Радость, достигнутая в письме, напрямую связана с внутренней свободой художника. Но здесь такой механизм – сначала освобождение в живописи, потом это освобождение, попадая в подсознание, освобождает путь к сверхсознанию, к высшей радости.

 

Первую свою космическую картину Роман написал в 11 лет.

– Что ты нарисовал?

– Это эволюция человека. Здесь внизу – оплодотворенная клетка, дальше я показываю ее эволюцию, ее путь к звездам.

 

Следующая работа символична и тревожна. Песочные часы остановились – поток времени прекратился. В нижней чаше узнается зеленый шарик – Земля. Если да, то для нее время и останавливается. Последняя капля, растянутая и как бы замершая, как бы все это замедлено, приостановлено. В чаше будущего, большей по размеру, всевидящее око, означать может в данном случае высший суд, рок, хотя я могу и ошибаться.

 

 

 

Рома Ш., 11 лет. Эволюция человека.

Рома Ш., 11 лет. Угроза всемирной катастрофы

 

Я спросила:

– Что это?

– Угроза всемирной катастрофы.
– А что означают эти пирамиды?

– Угрозу. Помните, Вы говорили, что треугольник, поставленный на вершину, создает впечатление тревоги, угрозы?

– Помню.

Для Ромы это не просто картина. Видимо, плачевное состояние планеты все время беспокоило его. К теме умирания, гибели, уничтожения человеком своего дома, он вернулся в 13 лет, после того, как увлекся графикой. Его офорт «На берегу мертвого океана» без слов говорит о его боли и предчувствиях. Это было много лет назад, в начале 90-х. Сейчас мы видим, что время мертвых океанов уже настает.

 

 

Роман Ш., 13 лет. На берегу мертвого океана. Офорт, акватинта

 

Полеты в Космос не смягчают нашей тревоги за нашу Землю, а наоборот, обостряют. Потому что весь Космос озабочен ее судьбой.

 

Графикой ребята начали заниматься после ознакомления с основами композиции.

Основы композиции вошли в мою программу не сразу. У нас в институте она преподавалась по старинке и меня не устраивала. Она не выходила за рамки трехмерности. И я пыталась создать свой предмет композиции. Я прочла много учебников, написала много новых программ, но что-то не клеилось. Не хватало какого-то главного элемента – краеугольного камня, ключа, благодаря которому эта наука увяжется с нашим космизмом. К тому же мы не собирались писать только спонтанные картины. Творчество должно быть осознанным. То есть, кроме передачи состояний духа и пространственной красоты, художник должен разбираться в методах сотворения гармонии Космосом и уметь донести свои знания человеку. Я подвожу здесь читателя к необходимости мировоззрения для художника, даже начинающего. Но тогда у меня с мировоззрением была некоторая неясность, и в композиции я хотела что-то найти. Мне казалось, что если соединить основы композиции с детским творчеством, мировоззрение может и появиться у всех нас. Ведь мы шли в основном на ощупь, не методом тыка, а ощущениями. И те знания, которые дети приносили из Ноосферы, были в основном неясны, то есть не всегда осознаны. Я хотела найти законы построения мира. И законы построения картины, которые я собиралась найти в истинной композиции, должны быть тождественны законам построения Космоса. Осознание творчества, осознание красоты, вот к чему должна была нас привести истинная композиция.

 

 

Глава 2. Основы композиции как средство развития образного мышления

 

Недолго мы маялись, и вдруг, получили неожиданный, но долгожданный подарок – конспекты по основам композиции.

Тетрадь принадлежала харьковскому художнику и педагогу Виктору Игуменцеву. (Харьковский художественно-промышленный институт). Я училась на другом отделении, но слышала о нем, как о толковом педагоге-новаторе. Его дочь, Наташа, узнав, что я интересуюсь композицией, принесла мне (под большим секретом!) конспекты своего отца на одни сутки. Я их старательно переписала слово в слово, т.к. ничего не понимала. (Ну почему мы его не спросили?) А потом постепенно начала вникать и строить по ним свои уроки. Это были просто краткие записи о простейших элементах композиции, источник которых мне был неизвестен. Открыв тетрадь на фразе «Точка – это сжатая информация о мире», я ощутила радость встречи с чем-то новым и родным. С предвкушением интереснейших открытий я принялась вместе с детьми изучать вот эти основы и творчески осваивать мир мысли.

 

 

 

Мы делились друг с другом идеями, открытиями, вместе радовались удачам, творили. И я считаю, что такое сотворчество заключает в себе ценные зерна педагогики, когда учитель не дает готовое, а вместе с детьми ищет и открывает. И результаты были неожиданными и эффективными.

 

Дети 9-12 лет. Точка, линии. Упражнения по композиции:
1.Поставить точку в оптическом центре,2-8.
С помощью линии создать объем, пространство.

 

Так, первый элемент композиции – точка – стал для нас элементом мира. Изучая ее визуальные свойства, мы раскрыли для себя космическое звучание этого маленького элемента, его всеобъемлемость. Мы впервые задумались, а что такое, собственно, точка в нашей жизни? Точка – это звезда и далекая галактика. Точка – это маленькая букашка, а в ней сложная жизнь целой Вселенной. Точка – это атом со своим космосом. Рассматривая в микроскоп живую клетку, мы видим там целые звездные системы. Точка может расширяться до бесконечности и сжиматься до бесконечности. Таким образом, точка заключает в себе полную информацию о мире. Мы обратились к философии, физике, математике, биологии, астрономии, мы учились изучать и сопоставлять, искать единство во всем.

 

Так мы прикоснулись к космической геометрии. «Проведенная граница есть точка, сущность которой есть движение; но, будучи без частей, эта сущность не есть действительное движение, но лишь стремление к нему. От этого сначала происходит протяженность, пространство, форма и последовательность, или время. Как в геометрии точка порождает линию, линия – плоскость, и плоскость – тело, то и тут стремление точки направляется к линиям, плоскостям и телам. Другими словами, Вселенная заключается in ovo, в первой естественной точке» (И.Сведенборг «Теория Вихревого Вращения»).

 

Следуя этому принципу, мы стали изучать точки, линии и плоскости как элементы построения мира. Мы представляли их движение в пространстве и времени, прислушивались к их звукам и ритмам, соотносили с образами и событиями.

 

Упражнение на движение по глубине плоскости

 

Например, движение по глубине плоскости. Задание звучало так: «Создайте иллюзию глубины». Все упражнения сделали ребята 10-12 лет дома с помощью черной бумаги, ножниц и резинового клея (чтоб можно было отодрать и переклеить, компьютеров тогда у нас не было). На занятиях мы анализировали упражнения, радовались интересным находкам. Обратите внимание на композицию Оли Левиной, 12 лет (5) и Жени Козлова, 10 лет (6). Они как бы уже выходят за рамки трехмерности.

 

Олина решетка свистит и шумит, напоминая взлетную полосу. Притом, эффект обозрения как будто из кабины самолета не покидает зрителя, приковывает его взгляд к полосам, летящим навстречу набирающему скорость самолету. И вот мы видим, как отрываемся от земли, стыки мелькают быстрей, стук шасси пропадает, и мы уже летим. Полосы черной бумаги, разнокалиберные и как бы невпопад приклеенные, создают ощущение расслоения воздуха, миража, ряби в глазах, шума ветра. Мы тогда почувствовали, что линии могут звучать. Обнаружили в изображении координату времени.

 

 

Оля Левина, 12 лет. Движение по глубине плоскости.

Женя Козлов, 10 лет. Вторжение


Интересна работа Жени Козлова – «Вторжение». Здесь возникает чувство чего-то необычного, иномирного. Внедрение одного мира в другой, в иное измерение. Упражнения по композиции так расшевелили мышление ребят, что многим хватило только опытов с линией, чтобы у них повключались все творческие процессы.

 

Некоторые ребята увлеклись графическими символическими композициями. Другие развивая и углубляя тему «линия», стали приносить множество идей для полноценных графических работ, которые и воплощали. Некоторые начали экспериментировать в графике и живописи, придумывая свои техники.

 

Экспериментировали все. Много работали дома. Каждого повлекло за собой свое собственное творческое направление. Мне трудно стало соблюдать последовательность программы, она стала расползаться, и после нескольких попыток вернуть учеников в какое-то единое движение, не дали результатов. Мне пришлось искать индивидуальные формы работы, и вскоре я создала группу индивидуального обучения, которая явилась важным условием для творческого всплеска и раскрытия индивидуальностей.

 

За точкой и линией шли по порядку следующие темы: визуальные свойства плоскостей, композиции из геометрических фигур, статика, динамика, свойство диагоналей, сгущение-разряжение и т.д.

Приведу некоторые примеры активизации образного мышления в результате выполнения простых упражнений.

 

Возьмем упражнение на свойства диагоналей. Есть правильная диагональ или положительная (В. Кандинский) – диагональ взлета. И есть диагональ падения (неправильная, отрицательная). Любое движение слева направо облегчается, любое

 

 

Диагональ Взлета: Оля, 13 лет. Мцыри;
Лена, 11 лет. Прокол; Тая*,
13 лет. Восстание; Аня Ш., 12 лет. Погоня

 

движение справа налево – затрудняется. Правильная диагональ идет из левого нижнего угла в правый верхний, быстро взлетает. По неправильной (из правого нижнего угла в левый верхний), лучше не взлетать и вообще не двигаться вверх– встретишь сопротивление сил природы, это как движение против течения, часовой стрелки или ветра.

Там уже существует некая невидимая горка, по которой скатываешься вниз. Но дети зачастую нарушали это правило, карабкаясь по неправильной диагонали вверх, показывая тем самым напряжение, усилие, преодоление. Здесь можно говорить о восхождении, личностном и духовном росте. Ребята не захотели просто двигать геометрические фигуры, а придумывали образы. Динамические свойства диагонали так велики, что рвут путы, пробивают насквозь увесистый шар, поднимают восстание.

 

Диагональ падения: 1.Денис, 11 лет. Подпрыгнул. 2.Аня С., 12 лет. Падение вниз.
3.Лена Н., 11 лет. След. 4.Оля Л., 12 лет. Падение.
5.Аня С., 12 лет. Легкие шарики. 6.Лена Н., 11 лет. Бильярд

 

Мы обсуждали каждую работу, я задавала вопросы, ученик отвечал. Другие ребята подключались, и возникала дискуссия.

Диагональ падения или неправильная тоже дает в разнообразии решений новые мысли, идеи.

Кто-то из ребят сотворял какую-нибудь необычность и многие пытались разработать свою идею. В упражнении на динамику Юля Коц, самая юная ученица (9 лет), придумала колебательные движения, и за ней пошли многие, разрабатывая свои варианты колебаний. Юлина работа первая.

 

Колебательные движения. Упражнения детей от 9 до 12 лет

 

 

Юля

 

Юля работала много. Как-то пришла ко мне ее мама с претензией, что я так нагружаю Юлю, что она даже не гуляет.

Я ей объяснила, что у нее просто девочка очень старательная и сама много работает, но ведь это хорошо, это признак настоящего художника. А выгнать гулять – это уже Ваша забота. Как потом выяснилось, Юля выклеивала два варианта упражнений: для меня и для себя.

 

Юля Коц, 12 лет. Во время награждения в

Мэрии Нью-Йорка первой премией за плакат «Береги радугу!»

 

Юля с мамой собирались уехать в США, и Юля готовила материал, который сможет там показать. Я об этом узнала через 2 года, когда Юля прощалась. Эта девочка еще удивит меня много раз, а потом и своих американских учителей.

В первый же год в США, Юля выиграла конкурс сочинений в школе, написав поэму (на английском языке!) с иллюстрациями. Еще через полгода Юля получила первое место в Нью-Йорке в конкурсе плаката по теме охраны окружающей среды. И от мэра города Нью-Йорка Динкинса лично получила премию в 500 $.

 

Так основы композиции, которым она уделяла так много времени, научили ее творчеству. Упражнениями по композиции заинтересовалась Юлина учительница Нью-Йоркской художественной школы и просила выслать программы, по которым мы работаем. А ведь их не было! Позже программы я сочинила по результатам работы с детьми, их даже напечатал методический отдел нашего Дворца пионеров и распространил по районам. Мне даже поручили вести семинары, чтобы внедрить эти программы в районных Домах детского творчества. И я вела эти семинары. Но совсем, совсем не обязательно было идти по нашим стопам! Все это я поняла с годами опыта.

 

Я думаю, что любые основы открывают путь к Единому Источнику вдохновения и мысли. (Основы живописи, например, или музыки.) Главное, чтобы это действительно были основы, то есть корневые вещи, начала. Тогда я не понимала, что у каждого педагога свой путь, и к основам он должен сам прийти в результате активного поиска в сотрудничестве со своими учениками. Поэтому мои программы нигде больше не прижились, как не прижились в нашей студии чужие программы, по которым я пыталась работать.

Юля была лидером в студии, первооткрывателем. Именно она, самая маленькая, сделала первую сюжетную композицию из геометрических фигур.

Задание снова было очень простым. Звучало оно так: «Композиция из геометрических фигур».

 

Композиция из геометрических фигур:
1. Юля Дорошенко, 12 лет. Любовь. 2. Лена Пащенко, 13 лет. Дартаньян и Миледи.
3. Роман Ш., 15 лет. Интимность. 4. Юля Коц, 10 лет. Кай и Герда.
5. Роман Ш., 15 лет. Озоновая дыра. 6. Неиз.?. 7. Оксана, 11 лет. Одиночество.
8. Роман Ш. Возрождение

 

По программе нужно было гармонично расположить на плоскости (квадрате) различные фигуры, добиться равновесия и визуального взаимодействия в картинной плоскости. Юля же принесла «Кая и Герду».

 

Как же она с помощью геометрических фигур создала живые образы? Кай колючий, неприступный. Он загнан в угол, ощетинился всеми колючками-льдинками, а внутри у него живое сердце (круг). Такое же сердце у Герды. Она как бы идет вниз по лестнице, очень осторожно (спуск по диагонали взлета происходит медленно), как бы протягивая к Каю свои руки. Квадраты с одной стороны защищают сердце Герды от уколов треугольниками, с другой, строят коридор, путь, лестницу, по которой она к нему спускается.

 

 

 

     Юля Коц, 9 лет Кай и Герда.            Юля Дорошенко 12 лет. Любовь.


Ребята начали вслед за Юлей приносить свои образы. Композиция стала любимым предметом в студии.

 

Ради интереса ребята просили меня угадать, что они изобразили. Началась эта как бы игра с упражнения, которое выполнила Юля Дорошенко:

– Юля, что это?

– Угадайте.

– …Любовь?

– Правильно.

 

Переворачиваю листочек и читаю: «Любовь».

Мы здесь видим две фигуры, собранные из квадратиков и кружочков. Мужчина, конечно, с квадратной головой. Он стоит прямо. Женщина склонила свою голову (круг) на грудь мужчины. Квадратики и кружочки взаимопроникают, создавая единство. Работа пронизана нежностью. Наверное, мои коллеги заметили, что изображение маловато, не уравновешено с фоном, слишком много вокруг белого поля. Я попросила Юлю переделать работу, чтобы добиться равновесия в картинной плоскости. Юля старалась очень и принесла одну за другой две работы. Кружочки и квадратики были больше, все было хорошо размещено, композиция была идеальной, но любви больше не получилось.

 

Тогда мы поняли, что есть вещи, которые повторить нельзя. Это вдохновение, это момент жизни, это состояние любви. Мы все это отметили: чувство повторить нельзя. Сегодня оно одно, завтра уже другое, и для его выражения уже нужны не квадратики и кружочки, а сочетание, возможно, совершенно других элементов. Позже я уже не придерживалась и правил равновесия. Художник может и должен нарушать правила, расширяя границы выражения и восприятия. Сейчас бы я не стала требовать уравновесить фон с изображением, потому что работа, выполненная в состоянии вдохновения, не может оцениваться какими-либо установками разума.

 

Одиночество

 

«Одиночество» Оксаны угадала не только я, но и ребята. Здесь все очень ясно, образно просто. Ее сущность квадратик, сущности других – кружочки. Квадратик один в темноте. Кружочки вместе на свету. Он внизу, они наверху. Ему плохо, им хорошо. Одиночество подчеркнуто границей – диагональю падения, образованной черным миром отверженности. Квадратик белый, кружочки черные. Может, он – белая ворона? Во всяком случае – он другой.

 

 

Оксана, 12 лет., Валя , 13 лет., Маша З., 13 лет Одиночество

 

Часто, очень часто дети оказываются в одиночестве, особенно дети с выраженной индивидуальностью. В социуме обычно люди группируются и диктуют свои правила жизни с позиции большинства, силы. И если у тебя свой взгляд на вещи, ты становишься изгоем. Эта тема была насущной для многих ребят нашей студии, поэтому они сразу поняли образ. А потом каждый сделал свое «одиночество».

 

Одиночество бывает разным. Космическое одиночество, мировое, социальное. У Вали одиночество космическое. Черта свеСвета У., 11 лет. Невыносимо. Композиция из геометрических фигуррху отрезает общение с Высшим миром. От недостатка космической энергии, сердце страдает, болеет, вянет как цветок в пустыне.

 

Чувство оторванности, богооставлености, чувствуют многие тонкие дети. Посмотрите на «Одиночество» Маши. Какая тихая, кроткая тоска выражена в фигуре кошки, сидящей под луной. Чаще всего дети страдают от своей инородности. Странный, иностранец, с другой страны, иной, чужой. Света, например, изобразила зеленый эллипс в окружении белых квадратов на черном фоне и назвала композицию «Невыносимо».


 

Меня часто спрашивали: «Почему ты говоришь о спасении детей? Ты сильно как-то преувеличиваешь». Спасение ребенка от одиночества, – одно из самых неотложных дел, которые могут быть у учителя. Иначе беда.

 

Искусство не только выявляет проблемы детей, но и исправляет. Для того, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, ненужным, негодным, лишним, ему нужно подарить самого себя, то есть, открыть его дар, показать его собственную силу в творчестве. Он тогда начинает понимать: «Я не плохой, я иной».

 

Лена. «Дартаньян и Миледи»

 

Лена была тихой, неприметной. Как она рисовала? Не знаю, не заметила. Но она нуждалась в моем внимании, ей хотелось, чтобы я тоже ее похвалила, оценила. Я была молода, и больше любила творчество, чем детей. Господи, им и этого тогда хватало, сделают что-то необычное, заинтересуют меня, и вот уже появляются к себе ростки уважения.

 

Итак, Лена. В процессе работы над композицией, которую она тоже переделывала несколько раз, я стала к ней относиться с интересом, а когда она сделала законченный вариант «Дартаньяна и Миледи», я была в восхищении и всем учителям показывала ее работу. О ней даже Виктор Игуменцев, когда мы с его дочерью добровольно себя разоблачили и показали ему плоды нашего проступка, отозвался уважительно и сказал: такие композиции даже моим студентам не по силам. Как 13-летний ребенок мог такое сделать? Вообще-то ему понравилось много работ, и он выразил предположение, что основы композиции нужно давать детям, а студентам уже поздно.

 

Интересна история создания «Дартаньяна и Миледи», она перекликается с историей создания композиции «Любовь» и выявила тот же закон: нельзя повторить, запечатлеть одно чувство дважды, сотворить один и тот же образ, как нельзя дважды войти в один поток.

 

 

Лена П., 13 лет. Дартаньян и Миледи. Путь создания образа

 

Лена не сразу нашла образ Миледи. В подборке, которую я представляю, только три работы. Лена в поисках Миледи их сделала пять. В образе Дартаньяна она выразила треугольниками его ненависть к Миледи, убившую Констанс, и все мы согласились с этим решением. Но Миледи никак не соответствовала своему образу. Только пятый вариант был единодушно принят мной и ребятами. Но Дартаньян, наоборот, потерял свою выразительность. Если на первой работе на его «лице» мы видим смятение и боль, растерянность, то есть человеческие чувства, то на последнем все это теряется, Дартаньян здесь спокоен и даже равнодушен. Но в этой идеальной композиции нельзя было ничего уже менять, здесь нам важней была композиция, и мы пожертвовали образом. В случае с «Любовью» было наоборот. Тут гибкость нужна.

 

 

Роман. Озоновая дыра

 

Роман Ш., 15 лет. Озоновая дыра. Путь создания образа

 

Роман принес красивую, аккуратно выполненную композицию. Я спросила:

–Что это?

– «Озоновая дыра».

– Красиво, но это не дыра. Посмотри, это облако. Надо, чтоб смотрелось дырой. Хочешь сделать именно озоновую дыру? Переделай.

– Ладно, нехотя согласился Роман. Он ведь потратил несколько часов на эту работу. Потом новый вариант – тоже очень красивая композиция.

– Рома, это опять не дыра, а гора. Черное на белом дырой не смотрится. А вот на черном белое всегда воспринимается как просвет. Попробуешь?

– Ладно.

Следующая композиция изображала уже дыру. Но было сложно, многословно. К тому же причина и следствие (дыра и куча вредных веществ, насыпавшихся через нее на землю) резко разделялись горизонталью.

– Рома, у тебя получается плакат, и он должен быть немногословен.

Необходим только оклик, чтобы тебя услышал проходящий и остановился, задумался. Один звенящий символ.

И наконец, Роман придумал ясный лаконичный образ. «Озоновая дыра» была четвертой. Все понятно и красиво. Вот дыра, вот падает черная пыль, вот она ложится на белую землю. Цельности добился благодаря форме усеченной пирамиды. Роман после этого стал много работать. Впоследствии он поступил в архитектурный институт. Но я хочу остановиться еще на одной удивительной работе, это – «Рождение».Роман Ш., 15 лет. Возрождение

– Рома, что это?

– Рождение.

– Рождение? А можно назвать ее «Возрождение»?

– Можно.

Из мусора, земли, хаоса рождается чистое яйцо – зародыш жизни: Яйцо – символ любой жизни, будь то Вселенная или птица, мир или существо. Почему я хотела назвать «Возрождение», я не знаю. Возможно, это название было продиктовано предчувствием грядущих событий.

 

Наступило лето. Наш коллектив своими силами делал ремонт студии. И вот к нам подходят американские туристы и пытаются что-то у нас расспросить. Нашу студию с цветными витражами, расположенную немного в глубине парка, они увидели, прогуливаясь по Сумской улице, и подошли поближе. Оказалось, что американцы – наши коллеги из школы искусств в Бэй Вилледже. Мы познакомились. Между Владимиром Александровичем и Маргарет, директором этой школы завязалась переписка, и мы решили организовать международную выставку сначала в США, а потом в Харькове.

 

Шел 1990 год. Он знаменовался концом холодной войны и началом возрождения добрых отношений между нашими странами. Возрождались и культурные связи. Когда наша выставка уехала в США, ее экспонировали в нескольких штатах. На афише этой выставки, американцы поместили как символ возрождения наших культурных отношений Ромину композицию «Возрождение». Возрождение мира, дружбы, сотрудничества.

 

Наша выставка вернулась, пополненная детскими работами американских и немецких детей. Это был год разрушения Берлинской стены. Детские работы из Западной Германии были первыми ласточками в нашу страну. В то же время началась перестройка и распад СССР, раздувалась «холодная война» между Россией и Украиной. На Украине, как и во всей стране (бывшем СССР) начинался хаос, разобщение, разруха, тем не менее, в Харькове в 1991 году благодаря совместным усилиям педагогов и детей состоялась международная выставка детского искусства. И рисунки наших детей были на достойном уровне.

 

В этой главе я пишу только лишь о предмете «Основы композиции». Но уже в рамках учебной дисциплины, основанной на упражнениях, были сделаны работы, которые повысили статус упражнения до произведения искусства.

 

Саша. «Сотворение Мира»

 

Я уже упоминала, что многие ребята не завершив весь курс основ композиции, начали творить самостоятельно, расходясь как бы в разные стороны, в связи с чем, мне пришлось учиться работать с каждым индивидуально. Раньше я звала за собой, и была очень требовательной, но постепенно отошла от авторитаризма, предпочитая идти за детьми, у которых пробудилось сознание и страсть к собственному развитию и познанию.

 

Возьмем «Сотворение мира» Саши Иванова. Уже после первого упражнения с точкой, у него начали рождаться интересные идеи. После удачного наброска на свойства линии, он отошел от программы, занявшись выполнением упражнения в материале (офорт). И я его поддержала, так, как он увлекся идеей мирового строительства (или космической геометрии), что интересовало также и меня. Так упражнение превратилось в произведение.

 

Вспомним Сведенборга: «Как в геометрии точка порождает линию, линия – плоскость, и плоскость – тело, то и тут стремление точки направляется к линиям, плоскостям и телам. Другими словами, Вселенная заключается in ovo, в первой естественной точке».

 

Саша хотел именно поэтапно изобразить процесс сотворения многомерности, дифференциации мира из нуля. Он хотел показать, как из точки рождается одномерная линия, потом двумерная плоскость, трехмерное тело, остальные измерения касаются уже человека. Сначала появился бумажный самолетик.

 

Саша, 14 лет. Сотворение мира. Офорт, акватинта


Пересекающиеся линии рисуют клетку, получается тетрадный листочек в клетку, то есть, двумерная плоскость. Листочек сворачивается в бумажный самолетик. Родилась третья координата, т.е. тело. Трехмерное тело самолетика вытягивается и летит в бесконечную точку, в полете формируя человека. Он еще не родился, но протянутая рука раскрыта Небу, чтобы принять Мощь Мира. Здесь точка приобретает метафизическое звучание – это начало пути и его бесконечность одновременно. Потом я часто подвигала детей воплощать в офорте свои идеи по основам композиции (пока других идей у них не было). Я хотела, чтобы ребенок видел, как может работать материал, какие знания, какое мастерство, какая воля необходимы для воплощения мысли художника. Так он учится быть творцом.

 

Саша делал «Сотворение Мира» несколько месяцев. Почему так долго? Кроме того, что офорт – это кропотливая работа, Саша еще никак не мог хорошо нарисовать руку. И для того, чтобы выполнить свой замысел, необходимо было срочно учиться рисовать. Но не просто рисовать, а целенаправленно и качественно. Дети не хотят учиться чему-либо, не имея конкретной цели. Мы знаем много примеров, когда они бросают художественные школы и даже вузы. Традиционное обучение в наше время теряет свои основы, становясь рутинным. Знания, навыки ради пока еще не придуманных будущих картин, изображение натюрмортов, пейзажей и натурщиков без задачи творческой – только уводит от смысла искусства, погашает огни.

Необходимо научить будущих художников сначала мыслить, освободить их сознание, научить рождать идеи.

Художник – прежде всего, мыслитель. Мысль летит впереди. Но чтобы суметь ее воплотить, необходимо мастерство. Именно так, а не наоборот. Хотя... могут быть исключения. Если учитель сам художник, творческий человек, он может с любого конца начать учить, и у него все получится.

 

 

Саша Иванов, 14 лет. Кости руки
Саша Иванов, 15 лет. Эразм. Копия рисунка Дюрера


Для того чтобы нарисовать руку, Саша много рисовал рук с натуры, изучал анатомию.

Глядя на анатомические зарисовки руки, мы видим, что Саша качественно выполняет академический рисунок. (На уровне второго курса института.) Потом пошла цепная реакция. Саша увлекся рисунком. Он понял его смысл, его важность. Он пришел к академическому рисунку по необходимости, изнутри, в результате собственного процесса познания. Здесь, минуя традиционную школу, мы применили метод собственно творческого процесса, когда художник обращается к изучению формы для выражения своего замысла. То есть, сначала идея, мысль, потом штудии. Саша пытался понять, как рождается третье измерение: тело.

 

Возьмем Сашину копию рисунка Дюрера «Эразм». Данный рисунок очень наглядно показывает на приемах изображения складок одежды как образовывается объем из плоскостей. Вспомним: «Плоскость рождает тело». На рисунках Дюрера ясно выражено, как одна плоскость переходит в другую, где идет соединение или излом формы. Как взаимодействуют координаты, создавая иллюзию пространства. Трехмерного, конечно. Но с некоторыми учениками мы понимали, что без расширения измерений плотного мира, без проникновения в невидимые миры, картина все равно будет плоской, посюсторонней. Изучая основы композиции, мы коснулись многомерности и иномирности, мы были уже остро заинтересованы проникновением в эти иные миры.

Постепенно (в течение 1-2 лет), основы композиции уступили место самим композициям, творческим работам: иллюстрациям и картинам. Этот переход происходил естественно, как логическое продолжение. Например, иллюстрации. То, что не получалось раньше, вспоминалось и создавалось.

 

Алиса в стране чудес

 

Тему Алисы я пыталась ребятам дать раньше. Но дети не могли выстроить пространство, в котором путешествовала Алиса. И только упражнения по основам композиции помогли нам это сделать.

 

Я показала детям принцип ленты Мебиуса, и они начали с нею экспериментировать. Путешествуя по обеим сторонам перекрученной плоскости, мы выходим в другое измерение, а потом возвращаемся к исходной точке, не встречая препятствий. Размышляя о Мебиус-факторе, мы заглянули в кроличьи норы и черные дыры, имели представление об искривлении пространства, а отсюда и о бесконечности в конечном. Тая построила свою композицию по принципу ленты Мебиуса.

 

Для Люси композиция тоже стала толчком к открытию мышления. Все началось с упражнения «С помощью линии создать иллюзию пространства». Выкручивая линию и так и сяк, Люся нарисовала лестницу. Обычная винтовая лестница. Но здесь есть зеркало. И в зеркале тот же самый кролик идет в другую сторону. Возникает еще один мир. Здесь тоже мы видим искривление пространства.

 

 

Люсия, 12 лет. Алиса в Зазеркалье.
Офорт, акватинта, открытое травление.
Майя, 15 лет. Алиса в стране чудес. Офорт

 

 

Ключом от потайной двери к иным мирам, кодом входа может быть практически что угодно: цвет, ритм, пятно, точка, линия, число, слово, да что угодно, только нужно быть свободным и уметь мыслить. Освободить мысль, расширить сознание, разрешить себе летать. И думать. Где мысль, там и мы. Научиться летать мыслью, это быть безмерно счастливым. Это вдохновение.

 

Благодаря основам композиции мы загорелись поиском знаний и смыслов, находя новые и новые творческие возможности. Мы начали понимать, что композиция, это не только способ построения и обеспечения жизнеспособности картины, но и способ осмысления мироустройства. Все физические законы, управляющие картиной (композиция занимается этими законами), управляют и миром. И наоборот. Все тождественно.

 

Постижение Мира путем аналогий расширяет и поднимает наше сознание до космических масштабов, обеспечивая нам непосредственное познание мира. Утончая и воспитывая наши чувства, развивая интуицию, мы обретаем неограниченные познавательные возможности, проникаем в суть вещей.

 

Продолжение читать здесь>>>

 

17.09.2018 10:27АВТОР: Пискарева О.Д. | ПРОСМОТРОВ: 4458




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Педагоги новой эпохи »