Выставка художниц Аромы Гаур и Поми Трэил в имении Рерихов в Наггаре (Индия). Программа «Творчество Н.К.Рериха – истоки вдохновения» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» города Казани. Открытие выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Юрге (Кемеровская область). Выставка российской художницы Лолы Лонли «Посвящение Святославу Рериху» в имении Рерихов (Индия). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



С.Н. Рерих: «Медлить нельзя!»


 

 

 

 

Великие перемены, происходящие сейчас в Советском Союзе, имеют огромное значение для всего мира. Под руководством М.С. Горбачева прокладывается сейчас путь к совершенно новому вселенскому сознанию, и несомненно это новое сознание овладеет в конце концов умами всех людей на Земле, всего человечества. Я с глубоким уважением отношусь к деятельности М.С. Горбачева, Н.И. Рыжкова, других нынешних руководителей страны и считаю, что для выполнения их предначертаний, для скорейшего и всемерного осуществления предназначения нашей Родины каждому из нас и всем вместе надо стремиться найти пути к более совершенному человеку. Медлить никак нельзя. Нужны каждодневные конструктивные шаги.

 

Достоевский говорил — «Красота спасет мир», вернее будет сказать, что осуществление красоты в нашей жизни должно быть нашей основой. Другого пути нет. Только осознанием Красоты, только Добром, только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее.

 

Одним из таких объединений и видится мне Центр-Музей Н.К. Рериха. Вы спрашивали, как я его себе представляю.

 

Прежде всего это должен быть живой Центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки — картин, ремесел, детских работ, причем не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно.

 

При Центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремесел, как это уже сделано у нас здесь, в Бангалоре, в Карнатакском центре искусств. Несомненно, при Центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. Со временем я мог бы предоставить Центру и хранящиеся у меня многочисленные неопубликованные их труды. Их выход в свет, особенно на Родине, на русском языке, я уверен, весьма способствовал бы расширению сознания на пути к более совершенному, более нравственному человеку. Ведь все их писания, в конце концов, всегда предназначены были молодым людям нашей страны.

 

Но Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И., но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идеи. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные народные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия — все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции.

 

Несомненно, Центр не сможет в одиночку справиться со всеми этими проблемами, но он может служить координирующим началом, своего рода штабом, причем международного плана.

 

Деятельность Центра таким образом будет иметь по необходимости и внутрисоюзный аспект, и международный. Как часть этого второго аспекта мне видится установление связей с обществами Рериха за рубежами Советского Союза, с Музеем в Нью-Йорке, с движениями «Знамя Мира» и «Мир через Культуру».

 

Штат Центра на первых порах, как мне кажется, должен быть небольшим, человек десять (научные работники — социологи, культурологи, искусствоведы; библиотекарь; секретари-машинистки), но все они, разумеется, должны отвечать самым высоким нравственным и профессиональным требованиям.

 

Вы спрашивали мое мнение о возможном руководителе Центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный.

 

Несколько принципиальных положений.

 

Я абсолютно убежден, что Центр-Музей может быть расположен только в Москве.

 

Все же существующие учреждения — мемориальный кабинет Н.К. Рериха в Музее искусств народов Востока, музей в Изварах, кабинет моего брата Ю.Н. Рериха в вашем институте, его мемориальная квартира — должны будут, конечно, установить рабочие связи с Центром-музеем, но в то же время сохранять свою самостоятельность.

 

В этой связи резонно возникает вопрос о статусе Центра-Музея, при ком он должен быть и на какие средства существовать.

 

Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр — это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания.

 

Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда).

 

Мне весьма импонирует идея создания общественного Фонда имени Рериха, который взял бы на себя финансовое обеспечение и общее руководство Центра. Средства Фонда (который в перспективе мог бы стать международным) на начальном этапе могли бы быть составлены из отчислений организаций-учредителей, а также из членских взносов членов обществ Рериха, о возрождении которых в масштабах СССР давно уже идет речь, и наконец, из добровольных пожертвований граждан СССР и зарубежных стран. В дальнейшем финансовый вопрос мог бы быть частично разрешен за счет доходов центра от издательской деятельности и концертных, выставочных и тому подобных мероприятий.

 

Если до достижения самофинансирования нужна какая-то основная организация-спонсор, я думаю, что эту роль лучше всего сыграл бы Советский Фонд культуры, благородная деятельность которого широко известна во всем мире. Фонд имени Рериха позволил бы выйти в международном плане на самые широкие круги интеллигенции, как правило, сторонящиеся контактов с советскими обществами дружбы. С помощью деловых кругов Фонд смог бы осуществить идею создания на территории Москвы или Подмосковья международного города мира. Из средств, полученных от тех же деловых кругов, и в тесной связи с идеей города мира Фонд имени Рериха мог бы выделить определенную сумму на присуждаемую ежегодно или раз в два года Международную премию и медаль имени Н.К. Рериха за культурную деятельность во благо мира.

Таким образом, Фонд имени Рериха и обеспечиваемый им Центр-Музей смогли бы содействовать решению важнейших задач как внутри страны, так и в международном плане. Это явилось бы толчком для других стран и закрепило бы за Советским Союзом роль первооткрывателя нового вселенского мышления.

 

Мне представляется это чрезвычайно важным и не терпящим отлагательства. Что касается Ваших вопросов об Институте «Урусвати», я думаю, что к ним следует обратиться на более позднем этапе, после создания в Москве Центрального музея. Сейчас главное и неотложное — это создание Центра.

 

В перспективе мне видится, что Институт «Урусвати», где, как Вам известно, в полном порядке сохраняются уникальные коллекции, может стать индийским филиалом Центра-Музея на правах совместного советско-индийского учреждения.

 

Конечно, окончательное решение вопроса потребует разработки многих юридических вопросов, а также приезда для приемки коллекций группы специалистов (орнитолога, зоолога, ботаника, а также, вероятно, археолога и фольклориста), но все это вполне разрешимо. Конструктивно мы сможем подойти к этому делу только тогда, когда Центр-Музей и Фонд имени Рериха развернут свою работу в Москве.

 

 

Бангалор, 3 июля 1989 г.

Газета «Советская культура», 29.07.1989 г.

 

Выделение курсивом сделано редакцией портала

 

30.03.2018 17:33АВТОР: С.Н. Рерих | ПРОСМОТРОВ: 1531




КОММЕНТАРИИ (4)
  • Елена30-03-2018 19:57:01

    Не трудно сравнить: что было до конца апреля 2017 года, и что стало после...
    Наладить работу лучше МЦР никакая организация не сможет! Зачем же было разрушать уже созданное и эффективно работающее? Это вопрос не к некультурным чиновникам от Минкульта, а к тем, кто всё ещё считают себя рериховцами... Вы-то ЧТО НАТВОРИЛИ?!

  • Татьяна Бойкова31-03-2018 08:44:01

    В этом послании С.Н. Рериха сказано все четко и ясно, и чтобы разрушители не говорили и не сочиняли теперь, не сложно понять, что все это рождается в их извращенном сознании, для оправдания своих противозаконных действий, как бы и чтобы они не говорилось о решениях судов. Суды сейчас выносят решения, насколько можно заметить, также по указке сверху. Это самый настоящий и беззаконный захват по сфабрикованному делу. А иначе кому мог помешать прекрасный Музей, прекрасно работавший 26 лет и являвщийся украшением страны. Когда читаешь судебные записи, что что-то там не соблюдалось, здание не содержалось в порядке и т.п., и вспоминаешь или видишь что творится со зданием внутри и снаружи теперь, то любому человеку все становится ясно, как и для чего могут рождаться подобные судебные решения.

  • элис31-03-2018 10:49:01

    Елена 30-03-2018 19:57:01
    >" Зачем же было разрушать уже созданное и эффективно работающее? Это вопрос не к некультурным чиновникам от Минкульта, а к тем, кто всё ещё считают себя рериховцами..."

    Нетрудно заметить по тому, что творится в окружающем мире, что хаос прорывается изо всех щелей, изо всех пор, разрушая все на своем пути. Не случайно и название статьи: "Медлить нельзя". Чиновники не спешили это сделать без достаточной поддержки тех, кто считает себя рериховцами. Сейчас они настолько уверены в своих силах, что не стесняются в грубых подменах. Настолько удивительно, что это совпадает в параллелях с тем, что осуществляется в более крупном масштабе - в отношении к нашей стране. Когда попираются международные правовые нормы. Такова реальность. Бесполезно взывать к совести и нравственности, достаточно вспомнить торжествующе-радостную улыбку А.П.Пузикова, выходящего из захваченной усадьбы Лопухиных. Направленную к выгнанным за огражденную территорию сотрудникам Международного Центра Рерихов. Люди перепутали ответственность и амбиции, власть и властвование. Это горько, когда линия разделения пролегает по сердцу.
    Но и из этого"ада" нужно выйти обновленными. Не отвлекаясь на пересуды.

  • Ксения31-03-2018 12:48:01

    Откровенные предатели и просто равнодушные и алчные толкают страну на путь труднейший. И звоночки этого раздаются всё чаще и чаще и внутри и вне России.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Святослав Николаевич Рерих. Биография. Жизнь и творчество. Картины. »