В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Эй, россияне, ловцы Вселенной!» Александр Херсонов


 

Философу, пророку, патриоту С.А. Есенину исполняется 120 лет.

 

 

 

От автора.

 

Обращаясь к знаменитому собрату по перу, С.А. Есенин пророчествовал : «Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду петь, чтоб и мое степное пенье сумело бронзой прозвенеть». Написал, словно вспомнил пушкинское : «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит». Но предвижу, что иной читатель , не особенно размышляя над строкой поэта, может заметить: «Выходит, ошибся поэт в прогнозе, коль через год после предсказания ушёл из жизни? Какой уж тут, «долго петь»! Увы. С обывательской точки зрения – да, ошибся. С точки зрения духовной , поэтической – нет, не ошибся поэт. Жив и сегодня. И эти юбилейные строки в 2015 году о нём, о Сергее Есенине.

Что есть «патриот»?

Зададим вопрос: «Что означает – « быть патриотом»? И так ли необходим патриотизм в нашей жизни? В поиске ответа обратимся к энциклопедиям. Начнём со старины.

 

В словаре Даля читаем: «Патриот , патриотка - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отний, отчий, отчиный».

 

В современном Социологическом словаре значится: «Патриотизм (от греч. patris - родина, отечество) - англ. patriotism; нем. Patriotismus. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу*. «Патриотизм - (греч patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа».

 

Итак, русский патриотизм. В чём его особенности? Чувство русского патриотизма в самоотречёнии, оно жертвенно, противоречиво, бессознательно , эмоционально и глубоко духовно. Русское чувство патриотизма проявляется открыто, ярко, а значит всем и всюду заметное. Не чувство ли исторической правоты Отечества перед лицом иных стран и народов вело в бой патриотические полки русских людей? Вело к победе над врагом , не считаясь ни с какими потерями? Бесценное чувство страстного желания добра Отечеству, его ревностного сохранения повсеместно отражено классиками русской литературы. Патриотами, признававшимися в любви к Матушке России.

Поэтова любовь.

 

 

Сергей Есенин в отличие от других поэтов выражал любовь к родине крайне эмоционально , на пределе искренности, находя для неё точные, глубоко художественные определения. Это была мучительно трудная, выстраданная любовь, пронзившая существо человека и поэта. Любовь, которую не мог понять и объяснить сам поэт:

 

«Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу».

«Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок…

Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся - далекая и близкая».

 

 

«О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.


И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем».

Патриот С. Есенин.

Но был ли патриотом России гражданин и поэт Сергей Есенин? Спросим иначе: любил ли Сергей Есенин родину, был ли «ревнителем её блага», готов ли был на жертвы и подвиги во имя интересов Родины? Одно дело расплывчатый, пассивный, созерцательный патриотизм, который издавна называли «квасным». Тот, что смотрит не вперёд, в будущее, а назад, а прошлое России и ограничен «любовью к отеческим гробам». И совсем иное дело патриотизм животворящий, мобилизующий, созидающий.

Для поэта патриотизм выражается в творческом труде, в духовной наполненности, в отношении к Отчизне. Для ответа на поставленные вопросы следует обратиться к документам, связанным с жизнью и творчеством С.Есенина. И в первую очередь к творчеству, поскольку жизнь поэта, его нравственные устои отражаются именно в творчестве. Отражаются в символе веры и , конечно, в поступках. Но что такое вера? Вопрос непростой. По определению Максима Горького: «Вера – не выдумка, ибо вера великое чувство и созидающее! А родится она от избытка в человеке жизненной силы его. Сила эта – огромная суть и всегда тревожит юный разум человеческий , пробуждая его к деянию» ( «Исповедь).

Таким же деятельным, с избытком жизненных сил в 1917 году вспоминают современники и С.Есенин. В тот год поэт признавался:

 

«О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.

О верю, верю, счастье есть.

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

 

И эту благословляющую веру в счастье, благостную весть в лучшее будущее России, мы находим и во многих других стихотворениях Есенина того периода:

 

«Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
Благословенное страданье,
Благословляющий народ.

Люблю я ропот буйных вод».

 

 

 «Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосёт глаза...

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая
Дайте родину мою
".

 

Как видим, сыновняя любовь к родной природе красной нитью проходит через всё поле поэзии С.Есенина , который «берёзке каждой ножку рад поцеловать…»

Но это в чувстве, в слове. А в жизни, в поступках? Однажды , Есенин признался читателю : «В слове я не вру…». А это означает, что и на деле Есенин был патриотом по отношению к историческим, судьбоносным событиям в России. Годы 1918-1921 явились для С.Есенина годами преображения. Есенинский оптимизм и вера в то, что у России « счастье есть», вдохновляли поэта, придавали новые жизненные силы. Призывом к построению лучшего, цивилизованного будущего России наполнены проза, письма и стихотворения того периода. Как, например, в удивительном стихотворении «Преображение»:

 

Ей, россияне!
Ловцы вселенной
,
Неводом зари, зачерпнувшие небо, -
Трубите в трубы.

 

Нет, не только « на словах», но и на деле любил Есенин родину, обновленную Советскую Россию. По признанию, готовый, «задрав штаны бежать за комсомолом». От гимну родной природе Есенин с энтузиазмом переходит к воспеванию новых, созидательных , хотя подчас и трагических перемен в Отечестве. Поэт сознательно принимает участие в увековечении памяти борцов революции, вместе со скульптором С.Конёнковым работает над памяткой доской жертвам революции.

 

«Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное.. .
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны».

 

 

 «Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли...
Мы радугу тебе — дугой,
Полярный круг — на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную
».

 

 

 «Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною.. .
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь
».

 

Первые революционные годы ( особенно 1918 год ) явились годами душевного и духовного подъёма поэта. Из воспоминаний поэта Петра Орешина: «Для Есенина эта весна и этот год были исключительно счастливым временем. О нём говорили на всех литературных перекрёстках» . У Есенина рождаются оптимистические, продуманные, наполненные глубокой мыслью стихи: «Капитан земли», «Гуляй-Поле», «Кантата», «1 мая», «Русь советская».

 

Из письма С. Есенина А. Сахарову: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать - самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно... Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод... зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину".

1922 год , Европа.

Философ С. Есенин

У поэта было три «образования». В 1909 году подросток Есенин закончил в Константиново начальную школу. Родители мечтали видеть сына учителем, поэтому по окончании начальной школы Есенин поступил во «второклассную учительскую школу». Школа располагалась в небольшом рязанском городке Спас-Клепики. Там он «крепко» подружился с учеником Григорием Панфиловым.

 

Из письма Сергея Есенина, другу от 22 сентября 1913 года: «Дела мои не особенно веселят. Поступил в университет Шанявского на историко-философский отдел, но со средствами приходится скандалить. Не знаю, как буду держаться, а силы так мало. Я не знаю, что ты там засел в Клепиках, пора бы и вырваться на волю. Ужели тебя не гнетет та удушливая атмосфера? Здесь хоть поговорить с кем можно и послушать есть чего. Пока, думаю довольно с меня разводить эти мертвые каракули. Скука невыносимая…».

 

Из письма следует, что «третье» образование (в течение полутора лет) Есенин получал в Москве на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского. Чувствуя необходимость дальнейшего образования, Есенин самостоятельно выбрал для изучения такие предметы, как история и философия. И этот самостоятельный выбор говорит о многом…

 

Из «философских» писем юного Сергея Есенина Григорию Панфилову :

 

«Как нелепа вся наша жизнь. Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды. (осень 1912)

 

«Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди вокруг тебя. Стоны и плач заглушают твою радость. Радость там, где у порога не слышны стоны. (осень 1912)

 

«Жизнь... Я не могу понять ее назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно. [...] Да, однако, если это тайна, то пусть ей и останется. Но мы все-таки должны знать, зачем живем. [...] зачем она, жизнь? Зачем жить? На все ее мелочные сны и стремления положен венок заблуждения, сплетенный из шиповника. Ужели так и невозможно разгадать? (1912-1913)

 

Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в проследовании любви к ближнему (осень 1914) .

 

Но, с приближением к годам революции у Есенина появились иные , далеко не безысходные настроения:

 

«Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

 

 

 Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев
.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

 

 

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь
".

 

Всё познаётся в сравнении. Побывав за границей, в Европе и Америке, невольно сравнивая жизнь на родине и на чужбине, поэт-философ отметил огромное различие в жизненном укладе русского и европейских народов.

 

Крестьянская изба Есениных

 

«Перед отъездом из Европы в Америку я вспомнил про "дым отечества", про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши непролазные дороги, и стал ругать всех цепляющихся за "Русь", как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию... С того дня я еще больше влюбился в коммунистическое строительство» (1922-1923 ).

Пророк Сергей Есенин.

Не ошибся поэт в предчувствии судьбы России, не ошибся и в предчувствии собственной судьбы:

 

Край любимый! Сердцу снятся
Скидры солнца в водах лонных.
Я хотел бы затерятся
В зеленях твоих стозвонных.

 Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть
.

 

«В слове я честен», подчёркивал поэт. И действительно, когда Есенин бывал в растерянности, не понимал, смысла происходящих грандиозных событий в Отечестве, то не скрывал удручающего состояния: «С того и мучаюсь, что не пойму куда несёт нас рок событий». В этом случае стихи Есенина наполнялись редким по силе трагизмом. Однако, у поэта случались и периоды пророческих озарений. В такие минуты Есенин оказывался во власти ясновидения , а возможно и яснопонимания судьбы России. В результате интуитивные пророчества поэта воплощались в удивительные для того времени строки. Как , например, в стихотворении 1918 года «Кантата»:

 

«Новые в мире зачатья в отблеске алых зарниц
Спите любимые братья, мимо вас движется ратью
к зорям вселенским народ».

 

Цитируемые строки написаны поэтом-пророком, поэтом-философом. И только теперь, столетие спустя, можно по – настоящему оценить глубину есенинского прозрения. В переломный год революции благодаря чувствознанию, Есенин заговорил о всемирном пришествии Эры Водолея, о новом космо-энергетическом периоде в истории человечества («новые в мире зачатья»), о наступлении «Агни-йоги» («в отблеске алых зарниц»), о новом цикле в эволюционном развитии человечества . Эти и подобные им удивительные прозрения, выраженные языком поэзии, многократно повторяются в стихотворениях Есенина. Например, в «Капитане земли»:

 

«Ещё никто не управлял планетой , и никому не пелась песнь моя, лишь только он с рукой своей воздетой, сказал, что мир единая семья».

 

Эти строки написаны в роковом для Есенина 1925 году. Сказано, как и многое, интуитивно, на бессознательном уровне. А по сути, сказано об «управления планетой» новыми мощными потоками энергии Эры Водолея. Качественно новой космической энергии, грозно заявившей о себе в начале ХХ века, призывавшей народы к объединению. Он – это В.И. Ульянов – Ленин, «буревестник» Эры Водолея:

 

Он скажет:
«Только тот пловец,
Кто, закалив
В бореньях душу,
Открыл для мира наконец
Никем не виданную
Сушу».

 

«Никем не видимая суша» – это новые общечеловеческие духовные ценности, опора дальнейшего развития человечества. Вначале, казавшиеся призрачными, свобода, равенство и братство покинули лоно теории Маркса и в ХХ веке принялись трагически-противоречиво обретать невиданную ранее плоть и кровь . В образовании Советской России, затем Советского Союза, затем мировой социалистической системы. В мировых общественно-политических процессах это выразилось в образовании Лиги наций , затем ООН, затем военных союзах НАТО и Варшавского договора. Эти же явления естественным образом , но уже на новом уровне, развиваются и в ХХI веке: образованием Единой Европы , мировыми миграционными процессами, религиозными конфликтами, усилением межгосударственного терроризма, образованием множества общественных, экономических и политических межгосударственных союзов.

 

Из стихотворения «Ленин»:

 

«Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?
Но он потряс...

Шуми и вей!
Крути свирепей, непогода,
Смывай с несчастного народа
Позор острогов и церквей».

 

И только теперь, ознакомившись с Учением Живой Этики, мы открываем для себя содержание силы, ведомой которой, Ульянов-Ленин сумел «потрясть шар земной» . Природа этой силы заключена в неизбежном приходе качественно новой космической энергии , которая и обновила планету Земля.

 

Нерушима вера С.Есенина в великое будущее России:

 

«Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

 

Какие-то пророчества философа С. Есенина сбылись, а каким то пророчествам , ещё только предстоит сбыться. Например, сбылось пророчество Есенина относительно открытия Россией эры освоения космического пространства. Повторим эти удивительные строки:

 

Ей, россияне!
Ловцы вселенной,
Неводом зари зачерпнувшие небо, -
Трубите в трубы.

 

Примечательно, что советский поэт Леонид Мартынов, в заметках о Есенине , зорко отметил «космизм» творчества поэта. Да, поэт жил на земле, любил и наблюдал землю, но его взгляд зачастую устремлялся в небо, проникал в глубины космоса. По пророчеству Есенина «человечество будет перекликаться не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности». Чувствознание Есенина определяло Россию, как страну глубоко духовную, несущую бремя таинственной, божественной миссии: «И вся ты смирна и ливан, волхвов потайственно волхвующих». Поэт называл Россию «предначертательницей». И тут мы вправе задать вопрос: «Предначертательницей чего?» Будущего человечества? Есть, над чем задуматься…

Не сбывшиеся пророчества?

Но у Есенина имеются пророчества, которым, казалось бы, никогда не сбыться. Спустя почти столетие после ухода поэта из жизни, на планете «не прошла вражда племён, не исчезла ложь и грусть». Ошибся поэт? Нет, не ошибся. Этот прогноз дан Есениным на дальнюю перспективу. Это дело будущего. И по историческим меркам совсем близкого будущего. И тому есть объяснение космической биологии. Оно заключается в том, что в Космосе существует инерция распространения энергии на планету Земля. Ответ на вопрос, каково значение космической инерции, находим в книге «У порога нового мира», а именно в «Космологических записях» Е. И. Рерих: «Так называемая инерция есть величайшая из оккультных сил» ( стр.258).

 

И далее, там же: «Сколько тончайших причин и следствий насыщают пространство и бороздят слои человечества! Пытливый ум уловит сложность аппарата действительности. Он уловит нераздельность судеб эволюции человечества от космических процессов. Поэтому реальное знание без предрассудков будет верным проводником в будущее». Но инерция, как величайшая из оккультных сил, существует не только для привходящих новых энергий, но и для энергий уходящих, отработавших «своё » , застарелых энергии ушедших тысячелетий. В эволюционных «карманах» развития человечества смешались и всё ещё продолжают яростную борьбу энергии прошлого и будущего . Именно они на протяжении двух последних столетий ввергают человечество в глобальные катастрофы. «Стычки» космических энергий- антагонистов особенно выразительно проявились в ХХ веке. В разрушительной силе эти энергии остаются и сегодня, в веке XXI . И жителям планеты Земля порой кажется, что «стычки» энергий даже усиливаются… Но, это не так! «Схватка» энергий-антагонистов теоретически обязана пойти на спад. Согласно разработанной автором КЭМРЧ* , уходящие негативные космо-энергетические влияния на планету Земля прекратятся лет через 100-150. И только тогда жизнь человечества войдёт в спокойное русло. Есть надежда, что к 2150 году страны и народы обретут не декларативную, а реальную «свободу, равенство, и братство», к которым сегодня идёт тернистыми , а подчас и кровавыми путями. И тогда исполнится поэтическое пророчество С. Есенина: «Во всей планете пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть».

 

*Космо-энергетичекая модель развития человечества.

 

04.03.2015 17:43АВТОР: Александр Херсонов | ПРОСМОТРОВ: 3241




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »