В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Россия. Л.В. Шапошникова


 

Н.К. Рерих. Дела человеческие (Фрагмент эскиза росписи). 1914

 

 

О чем бы Рерих ни писал, исследуя Космическую эволюцию человечества, его мысль постоянно, как стрелка компаса, поворачивалась к России. Россия была его болью, печалью и надеждой. Его Учителя и сами они, Николай Константинович и Елена Ивановна, оценивая Россию с точки зрения эволюции, говорили об особом ее значении и решающей роли. Однако в этих утверждениях таились как бы противоречия. Тоталитарная страна, выбывшая после 1917 года из русла мировых процессов, из планетарного энергетического обмена, казалось, вряд ли могла сделать какой-то существенный вклад в грядущую эволюцию. Но Великие Законы Космоса сложны и обладают неизмеримой глубиной. В центральной части Евразийского континента, на его средостении, там, где располагается Россия, с начала переломного XX века, в силу разнообразных обстоятельств, начали складываться особые энергетические возможности.

 

Ввергнутый в пропасть насилия, гибели, страданий и беспримерных людских трагедий, народ России несознательно и сознательно противостоял тому вселенскому злу, которое затопило страну. В этом процессе действовала диалектика космического масштаба. С одной стороны, разрушение источников энергетики вело к ослаблению последней, с другой — противостояние физическое и духовное создавало новые пласты, новые накопления этой энергетики. Процесс противоборства, накопления и разрушения был столь же драматичен, как и планетный катаклизм, рождающий в муках красоту и гармонию самой природы.

Тема России проходит через все творчество Рериха, начиная с его ранних полотен и произведений и кончая самыми последними. Он осмысливал феномен российской культуры с точки зрения Космической эволюции, с точки зрения Будущего и той Новой Эпохи, у порога которой стоял XX век. «Сколько истинных кладов заложено на Руси! — писал Рерих. — Сколько замечательных путников прошло по нашим равнинам, и какое великое будущее суждено!»[1]. Но тропа, которая вела к этому будущему, была терниста и кровава. Революция не дала стране истинного обновления, а принесла ей иную, чреватую всякими неожиданными поворотами и опасностями жизнь. Те, кто делал эту революцию, не обладали ни нужным уровнем сознания, ни какими-либо представлениями о природных законах человеческой истории и социального развития. Они были жестоки, напористы и бескомпромиссны. Они полагали, что создают новый, еще невиданный мир справедливости и счастья, нового совершенного человека, но на самом же деле лишь искажали и попирали Космические Законы и естественный ход самой российской истории. «Обновление есть естественная эволюция. Или произойдет загнивание, или расцветает возрождение»[2] . В этих словах Рерих сформулировал российскую альтернативу. Выбор, сделанный ее правителями, привел страну к тому загниванию, которое мы потом так стыдливо назвали застоем. Николай Константинович пристально наблюдал, как складывалось тоталитарное государство. В основе механизма тоталитаризации лежало насилие. Оно сформировалось во время революции и гражданской войны, затем захлестнуло страну кровавой волной репрессий, покрыло огромные российские пространства концлагерями, превратив миллионы людей в задавленных страхом рабов. Насилие во всех видах и областях человеческого бытия стало главным орудием строителей «нового общества» и создателей «нового человека». Рериха интересовало соотношение насильственного и естественного, искусственного и природного. В нем, этом соотношении, скрывалась тайна происходившего в стране. «Естество не должно быть понимаемо как естество только материальное. Так как материя есть лишь одно из состояний духа, то и естество является определением всех естественных состояний. Сердце работает естественно тогда, когда мы его не замечаем... Так же и естественное состояние естества будет благонезаметно. Как высшее напряжение электричества, оно будет благотворно распространяться, но обычный глаз и обычное ухо не познают его. Тем самым видно, что всякое насилие, всякое выведение из естественного состояния неприложимо»[3]. Но целая страна была выведена из этой «естественности состояния», ибо был нарушен великий принцип добровольности. «Всякая вольность в обиходном понимании, — писал Рерих, — часто не уживается с добром, с сердечностью к ближним» [4]. Исследуя различные механизмы, действовавшие в России после революции, Николай Константинович обратил внимание на «грубую реакцию» и «разрушительные восстания» самого естества. Механизм насилия одержал в конечном счете победу над этим естеством, разрушив одних духовно и превратив их в так называемый «новый тип» или физически уничтожив миллионы других. Тогда, в те страшные годы, Рерих сказал пророческие слова: «...всякое насилие непременно окончится тем или иным разрушением. Поднявший насилие от насилия и погибнет»[5].

 

Рерих ощущал и понимал ужас происходящего в России. Он писал о тирании, которой была свойственна «тупая нетерпимость», ненависть к сотрудничеству и к Космической Иерархии. Тирания устанавливала свою иерархию, которая носила ярко выраженный разрушительный характер. «В полном одичании, в судорогах безумия произносятся самые разрушительные формулы. При этом потрясает та чудовищная безответственность, которая не дает себе труда хотя бы помыслить, к каким следствиям приведет это буйно-дикое состояние!»6С первой четверти XX века подгоняемый ветрами русской революции тоталитаризм как система уже начал наползать на Планету.

 

Рерих думал о России и страдал. «Вот мы слышим, — писал он в 1936 году, — о каких-то допросах с пристрастием, об ужасах пыток, происходящих в наше так называемое культурное время. Какой это срам! Какой это стыд знать, что и сейчас совершенно так же, как и во времена темнейшие, производятся жестокие мучения! [7] И эти слова «Какой это срам! Какой это стыд...» звучат и сейчас с такой горечью и такой болью, что пробуждают в читающем ответную реакцию сострадания. Великий художник остро ощущал ту невыносимую бездуховную тьму, которая накрыла российские просторы.

Тоталитаризм, называемый в России социализмом, имел одну примечательную особенность. В отличие от других государственных режимов он не создавал и не развивал культуру, а разрушал ее и заменял ее чем-то совсем иным, как бы походившим на культуру, но в действительности таковой не являвшейся. Тоталитаризму была страшна и ненавистна духовная власть истинной Культуры.

 

Так называемая культурная революция сносила с лица земли храмы, бесценные памятники архитектуры, уничтожала сокровища, имевшие мировое значение, разрушала традиционную народную культуру. Это была война невежества, одержимого новыми идеями всеобщего переустройства, против духовных накоплений российских народов. Она была жестока, кровава и привела к уничтожению многих тысяч истинных носителей духа и культуры. Вместе с гибелью энергетических культурных структур, будь то церковь, или душа, или тело человека, разрушалось само энергетическое пространство российской культуры. Оно постепенно превращалось в топкое болото хаоса, в котором по пояс увязла вся Россия. Уничтожение генетического фонда российской культуры расчистило поле деятельности невежественным людям, чей уровень сознания был низок, а понятия о нравственности искажены. И на этом фоне обретали высокий трагический смысл рериховские слова: «И в пустынных просторах, и в пустынной тесноте города, и в песчаной буре, и в наводнении, и в грозе и молнии будем держать на сердце мысль, подлежащую осуществлению, — о летописи русского искусства, о летописи русской культуры в образах всенародных, прекрасных и достоверных»8. Рерих противопоставлял истинную Культуру «в образах всенародных, прекрасных и достоверных» той псевдокультуре, которая захлестнула Россию. Его слова были точны, образны, а временами походили на заклинания. Разрушение храма Христа Спасителя потрясло его своей бессмысленностью. Он выступил с официальным протестом, но там, на Родине, его не услышали. Он пророчески предвидел результаты происходящего. «Сперва псевдоцивилизация, затем псевдонаука, псевдодружелюбие, псевдодостоинство, а там уже во всем безобразии окостенения псевдочеловек» [9].

 

Взрыв Храма Христа Спасителя. 1931 год.

 

Рерих видел, как создается этот «псевдочеловек». Ложь в этом страшном «созидании» занимала первое место. «Они (носители лжи. — Л.Ш.) бывают крепко организованны, очень изысканны и часто более находчивы, нежели сторонники правды. Они завладели первыми страницами газет; они умеют использовать и фильмы, и радио, и все надземные и подземные пути. Они проникли в школы и знают цену осведомления. Они пользуются каждою неповоротливостью оппонента, чтобы сеять ложь для процветания зла»[10].

Правящая элита России широко и бесцеремонно пользовалась ложью. Ложь неслась грязным потоком с высот власти, разъедала души людей, подчиняла их, наполняла страхом и принуждала их верить в иллюзии и мифы, ею творимые. На политических и социальных подмостках России разыгрывалась реальная и страшная «Сказка о голом короле». Все было в ней так, как и у Андерсена. Только мальчика, прокричавшего в самый критический момент: «А король-то голый!», давно расстреляли как «врага народа». Рерих видел, как в России год от года росло губительное вмешательство государства в культуру. «Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов»[11], — писал он. Из России шла печальная и страшная информация, идеология штамповала стандартное единомыслие.

 

Потом наступит в России время, когда станет очевидной правота Рериха о связи культуры и благосостояния народа. «...Ужасно разрушительное состояние. Если с одной стороны несется торжествующий рев, угрожающий разрушением всем храмам и музеям, то с другой стороны готовятся пистолеты, чтобы застрелить всех Пушкиных и обозвать изменниками всех Голенищевых-Кутузовых и прочих героев Российской Истории»[12]. Он написал это в 1934 году, предвидя кровавые повороты «социалистической культурной революции». Он пытался привлечь внимание к бедственному положению учителей в России, которые вели унизительно-зависимое и нищенское существование. Он проводил настойчиво мысль о том, что народ, поставивший учителя в такое жалкое положение, не обеспечивает своего будущего. Он писал о законах, по которым развивается культура, о преемственности в ней и о необходимости в культурном строительстве использовать драгоценный опыт прошедших веков. Разрушение прошлых накоплений вело к разрушению будущего. Гибло будущее культуры, разрушались эволюционные механизмы. Он хотел, чтобы там, в России, его услышали. Он бил в колокол, стремясь донести до Родины эти тревожные звуки. Он понимал, что «железный занавес», которым отгородилась Россия от всего мира, отсечет и эти звуки, но продолжал звонить, ибо звоны были не только о настоящем, но и о будущем.

 

Рерих не дожил до этого времени, когда Россия, медленно раскачиваясь и с трудом отряхивая с себя бред кровавых и застойных времен, стала входить в иное время и когда его слова, сказанные в те далекие годы, стали слышны. Теперь, читая рериховские очерки, мы видим, как много в них было адресовано нам, сегодняшним, удивляемся этому и восхищаемся его пророческим предвидениям, забывая о том, что он действовал и мыслил в энергетическом поле непреходящих духовно-культурных ценностей человечества и осмысливал современные ему процессы, исходя только из тех моментов Истины, которые содержались в этом поле.

 

Работы Рериха дают нам сейчас возможность понять, что наше духовное возрождение, вызванное перестроечными процессами, происходит на фоне затянувшейся бездуховности. Тогда, в те далекие 20—30-е годы, Рерих как бы предвидел то, что нас ожидает в 80-е и 90-е. Он неустанно повторял: культура, культура, культура. Но мы не вняли. Он говорил о том, что свобода без культуры может превратиться во вседозволенность и произвол. Он называл свободу легкокрылой Водительницей и однажды написал мудрые и вещие слова, которые звучат в наши дни с особой значимостью: «Но прекрасна она, эта легкокрылая Водительница, если основана на понимании Культуры. Акультурная свобода будет произвол, а всякий произвол сочетается с грубостью и хаотичностью»[13]. Нашей сегодняшней малой свободе недостает Культуры в самом широком смысле ее слова.

Освобожденное невежество, вырвавшееся из тоталитарных оков и сохраняя при этом тоталитарный образ мышления, властную самоуверенность и напористую категоричность, — явление много хуже любого политического катаклизма. «Невежеству... нужно отрубить чью-то голову, хотя бы каменную, нужно вырезать дитя из утробы матери, нужно искоренить жизнь и оставить «место пусто». Вот идеал невежества. Оно приветствует безграмотность, оно улыбается порнографии, оно восхищается всякой пошлостью и подлостью»[14].

 

Я читаю Рериха, и время от времени мне кажется, что все это написано в наши дни. «Кто читал о последних годах Римской империи или Византии, тот с изумлением мог бы найти многие параллели. Среди них бросится в глаза необыкновенное устремление к цирку, к гладиаторам, к конским гонкам и ко всяким условным призам. Разве и теперь каждая деревня, а скоро каждая улица не будет иметь свою королеву красоты, или свою замечательную руку или ногу, или свой особенный волос?»[15]. Индустрия развлечений стремится в наши дни подменить собой истинную Культуру.

«Как же не говорить, когда именно сейчас некоторые правительства пытаются обложить свободное искусство особыми налогами. И тем еще больше затруднить тернистый путь красоты»[16]. Это тоже относится к нам, к безответственной и недальновидной политике нашего правительства. С высоких парламентских трибун мы почти не говорим о культуре и ее роли. Страна и ее лидеры до сих пор еще не осознали, что в основе любого возрождения лежит именно культура, духовные накопления народа. И поэтому рериховские призывы о культуре для нас сейчас так важны и необходимы.

 

«Во всех веках и народах всегда будут краткие периоды, в которых будут спесиво отринуты эти накопления. Как клады, временно уйдут они под землю. Как в запрещенных катакомбах, останется лишь шепот молитв. Так где-то и все-таки в полной бережливости сохранятся знаки народной наблюдательности, и опять их достанут из тайников. Опять с обновленным рвением будут изучать. И опять именно из этих неисчерпаемых источников обновятся основы культуры»[17]. Он верил в Россию, в ее народ и ее будущее. Осмысление российской культуры как энергетического явления Космической эволюции дало возможность Рериху увидеть и осознать все те важнейшие проблемы, с которыми Россия столкнется в своей противоречивой и нелегкой исторической судьбе на исходе XX века.

 

 

____________________________________

 

1 Рерих Николай. Священный Дозор. Харбин, 1934. С. 139.

2 Рерих Николай. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. I. С. 558.

3 Там же. С. 608.

4 Там же. С. 181.

5 Рерих Николай. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. I. С. 386.

6 Там же. С. 48.

7 Там же. С. 93.

8 Там же. С. 559.

9 Николай Рерих. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк, 1933. С. 204.

10 Рерих Николай. Священный Дозор. Харбин, 1934. С. 22.

11 Рерих Николай. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. I. С. 206.

12 Там же. С. 48.

13 Николай Рерих. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк, 1933. С. 66.

14 Рерих Николай. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. I. С. 431-432.

15 Там же. С. 63.

16 Рерих Николай. Пути Благословения. Рига, 1924. С. 15.

17 Рерих Николай. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. I. С. 103.

 

10.03.2018 10:16АВТОР: Л.В. Шапошникова | ПРОСМОТРОВ: 1379


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (5)
  • Руслан Коломиец10-03-2018 14:28:01

    Комментарий удален.

  • Юрий10-03-2018 15:05:01

    По удалённому комментарию догадываюсь, что там речь шла о "незалежной". Но Россия есть Россия. Была, есть и будет! И все окраины притянутся к ней вновь. Будет величие, всё будет. Но нужно неимоверное терпение, чтобы пережить то, что мы переживали и переживаем сегодня!

  • Татьяна Бойкова10-03-2018 16:06:01

    Вы ошибаетесь, Юрий. Он Н.К. Рериха украсил такими эпитетами, что у здравомыслящего человека рука не поднимется пропустить такое. Такое впечатление создается, что человек иногда не понимает о чем и о ком он пишет. Впрочем я выслала этот комментарий Вам, почитайте раз интересно.
    И Николай Константинович и Елена Ивановна мыслили о России и русских людях совсем иначе, чем это описал Коломиец. Выкладывая эту статью Л.В. Шапошниковой я специально дала под ней ссылки на работы о России. Так, например, "Щит мой над Россией", это большая работа составленная по книгам Учения и письмам Е.И. Рерих. Не зря уже давно сказано "В Россию можно только верить". А нам помимо веры так много дано: книги Живой Этики, письма Елены Ивановны, работы Николая Константиновича, ГАЙ Абрамова, а в настоящем замечательные статьи Людмилы Васильевны и еще многое другое. Иногда задают вопросы в письмах, или пишут у нас на портале, в комментариях, что все вот так плохо в стране, и вокруг в мире такая деградация идет. И правда, если посмотреть наши бывшие друзья по соцлагерю, да и бывшие республики не отстают - оскверняют и сносят памятники нашим солдатам, что освободили весь мир от фашизма, не упоминая ни о чем другом И что же теперь делать спрашивается?

    Работать! Работать на том месте на котором мы принесем как можно больше пользы, работать ради нашей России Будущего, сея зерна Культуры в массы, тем самым закладывая будущие всходы Культуры Новой страны для которой трудились и сами Рерихи.

  • Boris Musiqum10-03-2018 19:05:01

    Россиюшка! Как можно не любить Россию? Не знаю, что там написал Руслан Коломиец, но кто-то из поэтов прошлых веков очень чётко выразил внутреннюю сущность России, высказав идею, что все страны граничат друг с другом, и только Россия соседствует с Богом.
    Я не россиянин, но всем духом знаю, что в следующей жизни воплощюсь именно в ней. А как может быть иначе? Я своей любовью к России и текущими действиями уже заложил столько много кармических предпосылок, что это должно стать неминуемым. А главное - сам Владыка говорил, что каждому любящему Россию буден дан шанс воплотиться в ней. Так что ещё потрудимся на благо лучшей страны!

  • Юрий11-03-2018 13:10:01

    Полагаю, что неумение объяснить, равно как и нежелание понять, - являются фактом раздражения и наращивание антагонизма. Спасибо, Татьяна, я прочёл мнение Коломийца. Несколько раз перечитывал, чтобы уловить "изюминку", смысл. Но, с первых строк не почувствовал неуважительного отношения к Н.К.Рериху. И, думаю, не Л.В.Ш. он имел в виду, говоря о вышеприведённой статье. Речь шла о крайностях, от новолибералов до сталинистов. И упускалась золотая середина, тех, кто идёт новыми путями, отметая эти самые крайности. Порою от неумения чётко выражать свои мысли, чтобы они были понятны и другим, рождается непонимание и отторжение. Если Руслан услышит, пусть подумает. Если я не прав, то его гнев обрушится и на меня. А мне не привыкать.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Людмила Васильевна Шапошникова »