1 октября 2024. Онлайн-лекция «Основы буддизма в философии Е.И.Рерих». Мир через Культуру: в Ташкенте отметили 150-летний юбилей Николая Рериха. Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Республике Алтай. Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» на Межрегиональном молодежном образовательном форуме «Ладога» Северо-Западного федерального округа. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Россия. Н.К. Рерих


Н.К. Рерих. Земля Славянская. 1943

 

 

 

 

Начальные главы Вашей работы догнали меня уже в монгольской пустыне. Хотя знаю, что эта моя весточка дойдет до Вас нескоро, но все же не могу не написать Вам.

Уж больно глубоко и правильно чуете Вы Россию. Мало где встречались мне определения, подобные Вашим. В яркой мозаике Вы сложили многообразный лик великой России. И сложили этот лик в дружелюбии ко всем частям его. Именно прошли по вехам добрым. Лишь добрые знаки отмечают путь верный.

 

Вы говорите: "Россия не только государство... Она - сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

 

Россия - это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света - и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. Россия - это семь синих морей: горы, увенчанные белыми льдами; Россия - меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветренных и цветущих.

 

Россия - это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Россия - страна развертывающегося индустриализма нового, невиданного на земле типа, неопределенного пока...

 

Россия - страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.

Россия - не единая раса, и в этом ее сила. Россия - это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония.

 

Россия - не только страна мгновенного настоящего. Она - страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В ее березовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В ее окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные глиняные чашки с кашей - жертвой. Над ее степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.

 

Россия - страна православия, этой самой живой религии, безнасильной, бесспорной, тактичной, которая никогда не преследовала своих противников. И в то же время Россия - страна многих религий, которые все уживаются между собою, соединяясь не в человеческом ограниченном догматическом плане, а в верхних райских подоблачных высотах.

 

Россия есть страна византийских куполов, церковного звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима ¬Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. Россия - могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, не охваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия. Россия грандиозна. Неповторяема.

 

Россия - полярна. Россия - миссия новых времен. Россия - единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мертвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчовым, заревым небом".

 

Не странно ли, что в письме к Вам выписываю Ваши же слова. Но слова эти так верны, так душевны, так красивы, что просто хочется в них еще раз пережить запечатленные в них образы. Ведь их нужно не только знать, их нужно полюбить. Чем больше мы всеми звуками и красками, всеми иероглифами бытия их запечатлеем, тем больше будет явлено правды, а ведь это так нужно. Так спешно нужно.

 

В дальнейшем Вашем обзоре строения русского самобытного искусства вы правильно помянули В.В. Стасова. С Вами вместе и я мысленно еще раз помянул его. Ведь он, так сказать, впервые ввел меня в хранилища Публичной библиотеки. Он допустил меня к сокровищам этого хранилища и поддержал в моих первых зовах о России.

 

Помню нашу переписку с ним. Всегда я ему писал в виде старинных русских грамот, и он всегда радовался, если слог и образность были исконными. Иногда он отвечал мне тем же исконным слогом. А иногда добродушно подсмеивался, говоря: "Хотя Ваша пожелтелая грамота и припахивала свежим кофием, но дух-то ее оставался русским, настоящим русским". Помню его фельетон о моей картине "Поход", в котором он понял желанное мне основное устремление. У Курбатова была фотография наша, снятая у его знаменитого отягченного книгами стола в Публичной библиотеке. Когда Вы приводите Стасовские цитаты, мне так живо рисуется и Публичная библиотека, и все те хорошие, замечательные люди, приходившие к его радушному столу. Он же, Стасов, свез меня и познакомил с Львом Толстым после моей картины "Гонец".

 

Когда же Вы поминаете Мусоргского, дядю Елены Ивановны, то тем самым вызываете во мне обиход Шаховских, Путятиных, Голенищевых-Кутузовых и всех, родственно связанных с нашим великим композитором. Трагедия жизни Мусоргского тоже была истинно русской трагедией. Может быть, при встрече я уже поминал Вам, что в одном имении, по неведению, были сожжены многие рукописи великого творца.

 

Не помню, говорили ли мы с Вами о семье Римских-Корсаковых, о других членах "могучей кучки", и о передвижниках, с которыми мне еще пришлось встретиться. Ведь Куинджи, Шишкин, Репин, Суриков, Нестеров, Васнецовы - все это было и близким, и поучительным.

 

Вы правильно поминаете и нападки на все национальное. Между тем именно этим-то национальным, русским, искусство России было так оценено на Западе. Казалось бы, этот яркий, всем известный пример должен быть достаточным укором для всех тех, кто пытался свернуть мощную реку русского творчества в чуждое ей русло. Правильно Вы поминаете слова Стасова: "Всякий народ должен иметь свое собственное национальное искусство, а не плестись в хвосте других по проторенным колеям, по чьей-либо указке". В этих словах вовсе не было осуждения иноземного творчества. Для этого Стасов был достаточно культурный человек, но как чуткий критик, он понимал, что русская сущность будет оценена тем глубже, если она выявится в своих прекрасных образах. А сколько прекраснейших и глубочайших образов дает Россия. Сказанное и несказанное, писанное и неписанное, как в старинных синодиках, остаются неизреченными образы величественные. В этой еще несказанности и заключается та скрыня народная, та чаша неотпитая, о которой и Вы так сердечно чуете.

 

Надеюсь, что и дальнейшие Ваши главы, хотя и медленно, но достигнут меня и принесут еще радость. Помните мою картину "Три Радости". Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Никола Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает. Не знаю, где осталась сама картина. В книге Эрнста есть маленькое воспроизведение ее. Всякие еще несказанные радости живут в сердце.

 

Сегодня ночью, с вихрем, ударил сильный мороз и снег. В наших юртах стало холодно, даже часы остановились. Утром засияло красно солнышко, в буквальном смысле, а все бугры и горы забелели, зарозовели и засинели в нежданном снеговом уборе. Со ступеней бывшего храма окружающая местность мне напомнила две моих картины. Одну - из далекой Карелии, другую - из тибетского Чантанга. Такие же холмы были и в моей картине 15-го года "Зовущий". Все зовы о том же. Величие простора едино. Спасибо за Ваше слово о России, которое мне так по сердцу.

 

Листы Дневника, т.1
26 Апреля 1935 г.
Цаган Куре

 

 

 

Думая о России

 

 

 

В первый раз было опубликовано 23.03.2019.

 

27.07.2023 11:03АВТОР: Н.К. Рерих | ПРОСМОТРОВ: 1573




КОММЕНТАРИИ (9)
  • Татьяна Александровна Киселева 24-03-2019 07:58:01

    Только беззаветно любящее свою Родину сердце может послать России столько пламенных слов! И крылья Духа вырастают при прочтении этих строк и загорается Надежда - выстоим, выдержим, преодолеем!!!
    г. Петропавловск Камчатский

  • Ксения24-03-2019 10:26:01

    Присоединяясь к замечательным, огненным словам Н.К. Рериха о России, в этот радостный и торжественный день - День Учителя- объединимся, чтобы утверждать лучшее, прекрасное, эволюционное будущее для нашей любимой Родины - России!

  • Ксения24-03-2019 10:45:01

    Спасибо авторам фильма "Думая о России". Получилось красиво, мощно, вдохновляюще. Спасибо О.Слеповой за прекрасные стихи о России. Судя по событиям в нашей стране, люди пробуждаются, встают с колен и на первое место уже ставят благополучие своей Родины. Мы верим в нашу Родину и её великое будущее.

  • Людмила 24-03-2019 13:44:01

    Дорогие друзья с Праздником 24 - Марта Днем Учителей Света ! Сойдемся в полном Содружестве и Единении ! " Драгоценно, когда можно собраться во имя этих двух понятий, рождающих и любовь и мощь. Все Вы уже твердо знаете, что единение не может быть притворным и лукавым. Всякая ложь в единении будет разрушительна. Но светло и непобедимо единение, в котором нет ничего ложного, в котором открыто сердце. Только в таком сердечном порыве мы поймем, что есть общий труд. " Е. И. Рехих Всем Великой Радости. Мира и Света !

  • ЕЛЕНА24-03-2019 14:44:01

    УТВЕРДИТЬ НАЧАЛА
    ----------------
    Чтобы на планете сей
    Утвердить Начала -
    Дело всех УЧИТЕЛЕЙ
    Знанием воссияло!
    -----------
    Разнесется Весть по всей округе -
    Ждет Героев Новая Страна!
    Поспешат на Зов, сойдутся други,
    Светлых тружеников множить имена.
    -----------
    Над Землею молнией промчусь,
    Громовым раскатом потревожу
    Милую до боли в сердце Русь,
    Ее мощь во славу Духа приумножу!
    ------------

  • Сергей Оленев24-03-2019 15:52:01

    Н.К.Рерих, утверждая многозначительный тезис о значении огромного пространства России: «Россия - могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, не охваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия. Россия грандиозна. Неповторяема.», - прекрасно знал историю её с древнейших времен. Из многих фактов отметим два. Начало Солнечного культа в истории человечества на севере нашей Родины, он подчеркнул это значение в коротком тезисе: «Великая Обь — родина жены и змия.» (Алтай - Гималаи, с. 371) Обь – родина жены (Латоны) и змия (в высшем аспекте символ Проявленного Солнечного Логоса или Огненного Дракона Мудрости). И мужественные народы населяющие пространство страны и устремленные к Солнечному Логосу, известному людям под многими именами. Они всегда сражались под Его Знаменем с тьмою. В настоящее время мы просто продолжаем эту великую битву, как вели её с древнейших времен. Светлое будущее Родины будет, несмотря на то, что вся тьма ополчилась на неё. Радуемся славной битве, радуемся тому, что мы являемся участниками этой страшной битвы на пространстве нашей страны. Это Великая битва, русская Махабхарата! Победим, несмотря ни на что, ибо за нами Силы Света. Необходимо быть проводниками этих Сил! Потрудимся ради Победы!

  • Валерия Динабург24-03-2019 18:49:01

    Только подумать- какое невыразимое насыщение высокими энергиями дано для России, для очищения и воплощения на Новой Ступени. За поэтической образностью мыслей "Листов дневника" Н.К.Рериха поистине еще не понятые глубинные вехи. Да, "Думая о России" - мощно! Это и вдохновляет, и концентрирует! Спасибо "Адаманту"!

  • ЕЛЕНА24-03-2019 20:52:01

    У ПОБЕДЫ ОГНЕННЫЕ КРЫЛЬЯ!
    -------------------------
    У Победы огненные крылья!
    Закаленный Дух тому свидетель.
    Обратим сердца свои к Иерархам.
    С Ними одолеем все на свете!
    -----------------
    Жизнью все обязаны Иерарху -
    Солнцем величаем мы Его!
    -----------------
    Здравствуй, Солнце, Отец Света!
    Краше сей молитвы нет.
    -----------------
    Слово Огня - источник Света -
    Да не замкнет уста печать:
    С Россией вместе до рассвета!
    Выбор другой - во тьме блуждать...
    -----------------

  • К. Савитрин27-07-2023 17:44:01

    Прекрасный гимн в прозе России от Н.К.Рериха... Е.П.Блаватская также прозревала многое в будущем России, но ей не было позволено выдать это прежде Срока. Именно семья Рерихов впервые открыто провозгласила Весть о великой задаче России в современную нам Эпоху Великих Перемен: смены Кали-юги (темной эпохи) Сатья-югой (эпохой Светлой), смены Пятой Коренной Расы Расой Шестой, смены астрологической эпохи Рыб эпохой Водолея, смены эпохи патриархата (забвения и унижения Женского Начала) эпохой Матери Мира и ведущей роли Женского Начала, смены эпохи разновесия Начал эпохой Равновесия. Именно Рерихи впервые открыто провозгласили неизбежный приход Новой Эпохи при ведущей роли России в этот сложнейший с истории Земли переходный период. Именно через Е.П.Блаватскую и семью Рерихов были даны современному человечеству части Учения Махатм для помощи и наиболее безопасного прохождения через наше сложное время. И учение Огненной Йоги есть Ноев Ковчег для современного человечества, позволяющий проплыть через океан страданий Эпохи Великих Перемен, чтобы вступить на Новую Землю, очищенную от тьмы.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »