«Дума о Культуре есть врата в будущее»: День Культуры – 2024 в школах Санкт-Петербурга. 30 апреля 2024 г. в 12мск. Лекция «Сергей Павлович Дягилев и “Русские сезоны”». О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Реставрация росписей дворца Монплезир в Петергофе. О.А. Холоднова


Дворец Марли, 2017. © Точка ART

 

 

7 мая 2023

 

Плафонная живопись — одно из главных украшений дворца Монплезир. В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой. Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г. пригласили французского художника Филиппа Пильмана, прибывшего в Россию годом раньше. Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества. Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…».

 

Дворец Марли, разрушения. 1944. © Европейский Дом

 

 

Монплезир — уникальный дворец, где все было продумано до мелочей самим царем Петром I, для его постройки использовались самые лучшие строительные и декоративные материалы начала XVIII в. Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту. При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время. Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки (2,5–5,0 см), под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись. Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков.

 

В XVIII и XIX вв. росписи во дворце Монплезир неоднократно реставрировались, в большинстве случаев из-за протечек кровли. На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года (с февраля по апрель). Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г., в Монплезир были вызваны Пильман и его ученики С. Бушуев, М. Негрубов и Поздеев «для починки по прежнему попорченной живописной работы«8. Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…».

 

В 1725 г. заместитель обер-комиссара Канцелярии городовых дел Ульян Сенявин сообщил, что «в полатах и в галереях в Момплезире многая штукатурная работа повредилась». Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. живописцы реставрировали росписи во дворце, снова поврежденные протечками. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений. В 1902 г. историк А. И. Успенский отметил, что «после наводнения в 1770 году Монплезир капитально ремонтируется. Надо отдать справедливость — весьма толково. Характер петровского времени сохранен вполне. <…> Из более или менее значительных ремонтов Монплезира бывших в XIX столетии, упомянем два, — один в 1802 году (после бури) и другой в 1825 (после наводнения 7 ноября 1824 года)». По документам известно, что в 1823 г. произвели «починку потолка в Монплезирском дворце и зале». В 1856 г. архитектор А. Комаров сообщил в Петергофское дворцовое управление, что «на будущее необходимо иметь в виду в Монплезире правку плафонов». В 1898 г. Министерство Императорского Двора даже утвердило план по капитальному ремонту всех зданий Монплезира, который начали претворять в жизнь в начале XX в.

 

В 1913 г., к 300-летию дома Романовых, в Монплезире был проведен ремонт, «во время которого многие росписи были переписаны маслом, причем краска была нанесена жирным слоем, крайне неопытными мастерами…». В то время плафоны Пильмана по своему колориту были уже неузнаваемы. Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг. XX в.

 

21 сентября 1941 г. Петергоф оккупировали фашистские войска. Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г., его освободили. В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г. значилось: «Здание Монплезира оставлено в целости. Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства…. Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г.: «Его кирпичное здание, с высокой шатровой крышей и широко раскинутыми галереями, сохранило свой облик. Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…». Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов. Их кровли угрожающе провисли, прогнулись, дали трещины, и живописные плафоны, написанные прямо по штукатурке <…> они уже давно открыты все непогодам…».

 

Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел. Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие. В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны. Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем.

 

В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком. В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно. Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах.

 

 

Плафон Буфетной до реставрации. 1957. ПДМП 863 фд © Европейский Дом
Плафон Буфетной после реставрации, 1983 © peterhofmuseum.ru

 

Некоторые механические повреждения тоже были достаточно серьезными. Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла. Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете. При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата. Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался. Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался. При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой. Когда температура поднималась выше 0єС, роспись увлажнялась, соединение краски и грунта ослаблялось.

 

Летом 1945 г. начались работы по возвращению Монплезиру первозданного вида. К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами. Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели. Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л.М. Гольдвассер и Б.А. Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21. В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями. В 1947 г. архитекторы Е.В. Казанская и А.Э. Гессен начали работу над проектом пяти жилых комнат и кухни. В восточной галерее была проведена консервация живописи. Научные сотрудники Петергофа Н.И. Архипов, М.В. Андреева, Н.П. Удаленков, М.А. Тихомирова собирали необходимые для реставрации рисунки, чертежи и фотографии по архивам, музеям и библиотекам. Без этих данных выполнять реставрационные работы было невозможно. Все это требовало времени, но живопись не могла ждать, она могла погибнуть. Поэтому первоочередной задачей специалисты считали «не удаление поздних записей, которые можно удалить в любое время, а сохранение и консервацию разрушающегося красочного слоя росписей такими, какими они сохранились на сегодняшний день». Эти работы были проведены в 1950 г.

 

Слева Плафон Морского кабинета Петра I до реставрации. Конец 1940-х. ПДМП 2327 фд

Справа Восточная галерея. 1954. ПДМП 1306 фд © Европейский Дом.

 

Как только в 1951 г. установили новую кровлю, приступили к реставрации плафонной живописи, которая проходила в несколько этапов и только в теплое время года. Какие цели теперь преследовали реставраторы? «В Монплезире следовало не только тщательно сохранить и закрепить все старое, подлинное, но по возможности полно вернуть памятнику всю целостность его облика как законченного произведения искусства и строительной техники того времени». С 25 июля до 23 октября 1951 г. в Центральном зале укрепили красочный и штукатурный слои и гипсовую накрывку; заделали места выбоин, щербин, крупных трещин, пулевые пробоины; восстановили утраты в местах пулевых пробоин; поверхности с золотым орнаментом в кессонах северного и южного перекрытий, которые при предыдущих реставрациях были исправлены бронзовой краской и поталью, вновь вызолотили сусальным золотом по «мордану». С наступлением холодной погоды все работы пришлось приостановить.

 

Следующий период начался только через четыре года и продолжался шесть лет (1955–1961). Перед реставраторами стояла задача не только укрепить живопись, но и расчистить ее от поздних записей. Здесь возникает довольно деликатный вопрос о том, насколько правомерны подобные методы. Дело в том, что в прошлом некоторые ученые доказывали «недопустимость удаления позднейших наслоений для возвращения первоначального вида сооружению» и призывали «сохранять изменения, которые объект претерпел на протяжении веков». Подобной точки зрения до сих пор придерживаются отдельные специалисты. Нередко это оправдано. Однако, как можно убедиться на примере росписей сей Монплезира, расчистки от старых ремесленных записей бывают необходимы для того, чтобы сохранить и не утратить бесценный памятник.

 

Новый этап реставрации начался с обстоятельного осмотра и фиксации росписей. Специалисты выполнили подробное фотографирование и копирование на кальки. Выяснилось, что при ремонтах в XVIII — начале XX в. не производили сплошную запись авторского слоя. В основном тогда подновили фоновые части, покрыв их масляными красками, выполнили обводку фигур, орнамента, элементов пейзажа; часть облетевшей или поблекшей позолоты покрасили бронзовой краской. Самые значительные изменения претерпели плафоны в галереях и люстгаузах, где местами были переписаны орнамент и некоторые композиции. Менее всего во время войны пострадали росписи в Лаковом кабинете, Буфетной и купольной части Парадного зала: незначительные выпады и шелушение красочного слоя, мелкие кракелюры, волосяные трещины по штукатурке.

 

Плафон Морского кабинета Петра I после реставрации © peterhofmuseum.ru

 

В Секретарской центральная часть плафона и два медальона имели похожие повреждения. В юго-восточном клейме отставала гипсовая накрывка, а вставка северо-западного угла сильно повредилась от протечек: дранка и подшивка сгнили, штукатурка разрушилась и не имела прочности, красочный слой отставал и шелушился.

 

Серьезные вопросы возникли в связи с сильно испорченными из-за протечек плафоном в Спальне и тремя падугами центрального зала. Западная падуга погибла полностью, превратившись в «расплывшееся грязно-серое пятно». Живопись в Спальне была утрачена на 25%. Вызывало тревогу и состояние Морского кабинета: треть плафона была целиком потеряна от взрывной волны. Следует особо отметить реставрацию потолочных перекрытий в галереях и люстгаузах. При первых визуальных осмотрах казалось, что «из всех помещений Монплезира, состояние росписей наиболее благополучно в восточной и западной галереях, которые не отапливались и меньше имели протечек, хорошо проветривались и одновременно с наружной температурой нагревались и охлаждались».

 

Однако именно здесь дранка и подшивка в местах протечек не только сгнили и превратились в труху, но и были поражены жучком-точильщиком, в этих местах штукатурка и грунт оказались полностью утрачены. Эти скрытые серьезные разрушения потребовали локальной замены подшивки и дранки. Почему в центральной части дворца не было подобных повреждений? Дело в том, что в галереях и люстгаузах пространство между крышей и потолочными перекрытиями невелико, доступ туда невозможен или затруднен. Соответственно, в холодное время года конденсат образуется в большем количестве, и дощатая подшивка при протечках в этих местах сохнет хуже, чем над другими залами. В западной галерее Р.П. Саусен обнаружил разницу в манере живописи француза Пильмана и русских мастеров и, опасаясь потерять при дальнейшем прописывании своеобразие «почерка кисти» последних, решил отказаться от «прикосновения кистью» в композиции с изображением Флоры после расчисток.

 

Насколько обоснованно воссоздание пропавших фрагментов подлинной живописи? Какие варианты рассматривались в случае с Монплезиром? «Допустимо было бы, например, место утраченного медальона в Парадном зале просто окрасить в мягкий серо-голубоватый цвет согласно общему тону сохранившихся росписей других падуг. Этим было бы восстановлено общее значение единства. А к большему можно было бы и не стремиться. Однако именно здесь, в Монплезире, который не просто консервировался, но именно воссоздавался во всей целостности его художественного замысла, этот в принципе грамотный и допустимый подход представлялся неприменимым. Монплезир должен был вернуться к своему характерному облику историко-художественного памятника, который не может где-то производить лишь «общее» впечатление, но должен читаться в деталях, как книга. И содержанием его никак нельзя пренебречь«31. Утраченную отделку стен воссоздавали полностью, должны были вернуться эвакуированные во время войны экспонаты, и окраска утраченных мест живописи нейтральным тоном исказила бы восприятие интерьеров петровского дворца. Кроме того, собранный иконографический материал позволял достаточно обоснованно воссоздать эти произведения. Такие суждения научных сотрудников разделяли реставраторы: «…воссоздание всех утраченных мест композиций должно быть произведено полностью, но с непременным условием совершенно ясного, но не бросающегося в глаза, отделения вновь написанного от подлинного. Особое внимание следует обратить на недопустимость подхода новой живописи впритык к подлинной, так как в этом случае неизбежна запись последней у контуров».

 

Хранители и реставраторы пришли к единому мнению: утраченные фрагменты росписи были воссозданы, а при соприкосновении с подлинной живописью, оставлены еле заметные линии. Что помогло реставраторам воссоздать утраченное? Хотя в архивах Петергофа не нашлось четких фотографий сильно пострадавших плафонов, удалось разыскать нужные материалы в других музеях. В негатеке Государственного Русского музея найдены фотографии А. Хотеновского, выполненные в 1921 г.; в отделе рисунка Государственного Эрмитажа отыскались обмеры плафонов 1917 г.; в фототеке Музея города — фото обмера медальона Секретарской. Никаких изобразительных материалов Филиппа Пильмана не сохранилось, но в отделе эстампов Эрмитажа хранятся альбомы его учителя Клода Жилло, которому он во многом подражал. Создавая образы четырех стихий, Пильман обращался к традиционным аллегориям, поэтому при реставрации западной падуги зала использовались гравюры, выполненные по рисункам Шарля Лебрена для Королевской гобеленовой мануфактуры.

 

Реставрация плафонной живописи Монплезира в 1950-х гг. была самой значительной. С тех пор работы с росписью проводились довольно редко и носили избирательный характер. Спустя более десяти лет, в 1972, 1977 и 1978 гг., мастера объединения «Реставратор» произвели частичную реставрацию с укреплением красочного слоя, мастиковками и тонировками в Буфетной и двух галереях. Летом 1987 г. была закреплена роспись в западной галерее и восточном люстгаузе, а в 1994 г. реставрировали плафон Буфетной после протечки. В июле—августе 1999 г. поправили и законсервировали живопись в Буфетной и кессоны Парадного зала, пораженные сыростью; те же работы провели сначала в западной галерее и люстгаузе (май—октябрь 2000 г.), а потом в восточной галерее и люстгаузе (лето 2001 г.). Последний раз в Монплезире роспись Спальни консервировали в августе-сентябре 2006 года.

 

На протяжении почти 300 лет на плафоны Монплезира влияли особенности местности, ее климатических условий, вызывающие перепады температуры и влажности. То, что росписи сохранялись все это время в довольно хорошем состоянии, доказывает, что дальнейшее существование этого неповторимого памятника и его живописного оформления возможно только в подобной среде. Какие-либо кардинальные изменения могут привести к разрушительным и необратимым последствиям.

 

Несмотря на то что применение масляных красок невозможно из-за климатических особенностей Монплезира, тем не менее в какой-то мере специалисты использовали их вплоть до 1990-х гг., что негативно сказалось на росписи, которая потребовала новых реставраций. Так, в 1999 г. при осмотре плафона Буфетной, пораженного в одной части плесенью и грибком, художник-реставратор В.Г. Корбан заметил, что «предыдущая реставрация была произведена масляными красками, которые, помимо блестящей поверхности, обладают способностью удерживать под собой влагу», и эти краски необходимо заменить. На протяжении почти 300 лет на плафоны Монплезира влияли особенности местности, ее климатических условий, вызывающие перепады температуры и влажности. То, что росписи сохранялись все это время в довольно хорошем состоянии, доказывает, что дальнейшее существование этого неповторимого памятника и его живописного оформления возможно только в подобной среде. Какие-либо кардинальные изменения могут привести к разрушительным и необратимым последствиям.

 

Установление в результате реставрационных работ 1950-х гг. причин некоторых разрушений плафонной живописи Монплезира помогает сотрудникам музея бережно заботиться о росписях в настоящее время. Теперь росписи в Голландском домике больше не требуют серьезного вмешательства. Главной задачей последующих реставраций будет прежде всего очистка от пыли и локальное укрепление красочного слоя и грунта. Благодаря усердной работе хранителей, регулярно проводящих осмотры кровли и перекрытий, проветривающих помещения и своевременно принимающих необходимые меры, бесценный декор уникального приморского дворца сохраняется для потомков.

 

_______________________________

О.А. Холоднова, ГМЗ «Петергоф».
Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век. I.) 2010 — СПб.: — Издательство «Европейский Дом», 2010 — 314 с., илл.

 

*    *    *

 

От редакции: В дополнение к статье мы позволили себе
добавить видео фильм о Монплезире.
Приятного и радостного просмотра.

 

 

 

 

 

29.06.2023 07:26АВТОР: О.А. Холоднова | ПРОСМОТРОВ: 196


ИСТОЧНИК: Точка АРТ



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История России, Руси »