1 октября 2024. Онлайн-лекция «Основы буддизма в философии Е.И.Рерих». Мир через Культуру: в Ташкенте отметили 150-летний юбилей Николая Рериха. Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Республике Алтай. Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» на Межрегиональном молодежном образовательном форуме «Ладога» Северо-Западного федерального округа. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Ответ на статью Анны Войнаровской о возвращении коллекции С.Н. Рериха в МЦР. Игорь Кокарев


Мы публикуем рецензию Игоря Кокарева, поскольку каждый имеет право высказать свою точку зрения на определенный вопрос, какой бы она не была. Чтобы более серьезно вникнуть в это дело, после прочтения данной рецензии советуем читателям пройти на страницу форума сайта Фонд Культуры «Зов» где этот вопрос освещен достаточно широко с другой точки зрения.

Редакция сайта

 

Уважаемая редакция сайта "Адамант"!

Прошу Вас добавить мою рецензию на статью Анны Войнаровской: "Внимание!!! Третье ограбление Рерихов".

 

В феврале 2012 г. на нескольких сайтах и форумах появилась статья под заголовком «Внимание!!! – Третье ограбление Рерихов!» за подписью «Анна Войнаровская, свободный журналист. С.Петербург». В статье обсуждается  предстоящее возвращение 288 картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Международный Центр Рерихов (МЦР) из Государственного музея Востока (ГМВ), где они находились на временном хранении.

 

Эта публикация выявила крайнюю степень невежества ее автора и низкий профессиональный уровень, несоответствующий высокому званию журналиста, к которым она себя причислила.

 

Анна Войнаровская пишет: «Не завидую хранителям-сотрудникам музея, на глазах которых будут снимать картины со стен».
Так и хочется добавить – разве что со стен подвалов! Ведь за 20 лет большинство из этих полотен провели в запасниках музея Востока. Об этом свидетельствуют редкие экспозиции. В музее Востока только в двух малых залах постоянно выставлены картины Рерихов, и то большей частью из другой коллекции Кэтрин Кэмбелл.

 

Рерихи неоднократно повторяли, что картины должны быть доступны для зрителей. Будучи спрятанными годами в запасниках, они энергетически гибнут, не выполняя своего высокого предназначения приносить людям радость и красоту.

 

В отличие от музея Востока, Международный Центр Рерихов выставляет все свои картины на постоянных и передвижных выставках. За два десятилетия передвижные выставки из фондов МЦР посетили сотни городов в России и в других странах.

 

Особым нападкам А. Войнаровской подвергся министр культуры Александр Авдеев, который оказал большую помощь в деле сохранения деятельности Музея имени Н.К. Рериха. Он разобрался в непростой ситуации, созданной недоброжелателями вокруг Центра-Музея, и поддержал МЦР. В январе этого года А. Авдеев по поручению президента РФ вручил генеральному директору Музея Л.В. Шапошниковой орден «За заслуги перед Отечеством». Пусть останутся на совести Войнаровской спекуляции о дальней работе А. Авдеева. Хочу также напомнить, что музеи, включая МЦР, никогда не были «доходным местом», тем более общественные музеи, которые не имеют государственного финансирования. Без финансовой помощи общественности и меценатов такой музей существовать не может в условиях «дикого» капитализма нашего государства.

 

Анна Войнаровская подвергла сомнению и завещательные документы С.Н. Рериха, имеющиеся у МЦР. Я хочу напомнить, что этот документ нотариально заверен в Индии при личном присутствии индийского нотариуса и самого Святослава Рериха. Это обязательное условие для нотариального заверения. Документы оформлены в соответствии с международным законодательством, и действительны в Российской Федерации. Подробнее написано в моей статье «Об “ис-следователе” из Германии» [1]. Также у МЦР есть заключение старшего адвоката верховного суда Индии, в котором были исследованы документы, составленные С.Н. Рерихом – гражданином Индии, и заверенные индийским нотариусом. Эти документы не оставляли сомнений: завещание и дополнение к нему свидетельствуют о том, С.Н. Рерих распорядился переданным им в Россию наследием именно в пользу МЦР.

 

Утверждения о том, что Международный Центр Рерихов не правопреемник Советского Фонда Рерихов (СФР) не имеют основания. Преобразование СФР в МЦР было сделано по инициативе Святослава Рериха. Он был жив в то время и в октябре 1992 г. подтвердил у нотариуса правопреемство МЦР у СФР и подтвердил права МЦР на переданное наследие. С.Н. Рерих, как владелец наследия, согласно тексту своего завещания имел юридическое право даже изменить собственника наследия или подтвердить права существующего собственника. Еще раз подчеркну, нотариальное заверение подразумевает личное присутствие С.Н. Рериха при подписании документа. Кроме того, еще одним документом, подтверждающим правопреемство МЦР у СФР, является нотариально заверенная доверенность («Специальное право поверенного») от 27 апреля 1992 г., которую С.Н. Рерих предоставил Международному Центру Рерихов. Подробнее об этом вопросе написано в статье «Страшная сказка музея Востока» [2]

 

Дмитрий Сергеевич Лихачев, величайший культурный и общественный деятель России, поддержал инициативу С.Н. Рериха о создании общественного музея Н.К. Рериха, отправив ему письмо в 1989 г. [3] С этого момента и до своего ухода в 1999 г. Д.С. Лихачев написал по меньшей мере 6 писем в защиту Международного Центра Рерихов, адресованные С.Н. Рериху, президенту РФ, мэру Москву, министру культуры РФ и др. [4]

 

В одном из писем к президенту РФ в 1997 г. Д.С. Лихачев пишет [5]: «Обращаюсь к Вам снова с просьбой оградить Международный Центр Рерихов (неправительственную организацию при ООН) от очередных посягательств на «Усадьбу Лопухиных» (Малый Знаменский пер. д.3/5), переданную ему в долгосрочную аренду на основании постановления Правительства Москвы № 812 от 03.10.95г. Более того, целесообразно на Федеральном уровне подтвердить это постановление, чтобы и впредь в ведомственных кабинетах разного уровня не возникало искушений учреждать Государственный Музей Н.К.Рериха – филиал Музея искусств народов Востока, посредством разрушения хорошего Общественного Музея Н.К.Рериха и Культурного Центра, созданных Международным Центром Рерихов, просветительская деятельность которого воодушевляет сотни культурных организаций в России и далеко за ее пределами.» <...> «Последовательно выполняя волю Святослава Николаевича Рериха, передавшего во владение Международному Центру Рерихов творческое наследие семьи Рерихов, эта общественная организация создает все условия, чтобы культурные ценности стали общенародным достоянием».

 

В другом письме к министру культуры в 1999 г. [6] Д.С. Лихачев снова просит помочь вернуть МЦР коллекцию из 288 картин Рерихов, находившуюся на временном хранении в музее Востока.

 

Я больше доверяю Д.С. Лихачеву, который полностью поддерживал Международный Центр Рерихов, чем сомнительным статьям Анны Войнаровской.

 

27 марта 2012 г.

 

Примечания:

1. http://www.roerichs.com/Publications/Luft/Inquisitor.htm
2. http://www.roerichs.com/Publications/Centre-Museum/Article_NovG4.htm
3. http://www.roerichs.com/Publications/Centre-Museum/Lihachev/Lihachev1.htm
4. http://www.roerichs.com/Protection_Lihachev_Letters.htm
5. http://www.roerichs.com/Publications/Centre-Museum/Lihachev/Lihachev5.htm
6. http://www.roerichs.com/Publications/Centre-Museum/Lihachev/Lihachev6.htm

27.03.2012 23:39АВТОР: Игорь Кокарев | ПРОСМОТРОВ: 2378




КОММЕНТАРИИ (5)
  • Татьяна Бойкова28-03-2012 19:08:01

    28.03.12. Слова о том, что картины должны постоянно экспонироваться, исходили от Ю.Н. и С. Н. Рерихов во время дарения, и, к сожалению, не были нигде зафиксированы юридически. Так что же теперь? Давайте таким же образом изымать картины Рериха из Русского музея. А не кажется ли Вам, что именно оттого, что на культуру в нашей стране выделяются все меньшие и меньшие суммы — растет все большая нужда музеев, библиотек и др. подобных учреждений. А это значит, что музеи не могут позволить себе строительство новых и реставрацию старых площадей даже в таких крупных городах-столицах, как Москва и Санкт-Петербург, где могли бы постоянно экспонироваться картины. И при том положении дел, какое мы имеем сейчас в стране, полагаю все же надежнее «подвалы» (как именует наш автор музейные запасники) государственных музеев, нежели залы частных. У любого здравомыслящего человека при нынешнем раскладе, может теплиться только слабая надежда на то, что МЦР и все наследие, которое так истово и яро им защищается в издаваемых сборниках, будет оставаться общественным и далее. Почему же имея такие сильные связи и финансовые возможности богатых меценатов, не спасли то, что находилось в квартире Ю.Н. Рериха. Ведь государственные музеи хоть и в “подвалах”, но все же сохраняют экспонаты и картины, при необходимости реставрируя их. А Васильчик, с попустительства меняющихся правительств и министров культуры, противозаконно завладевший тем, что ему никогда не принадлежало, на глазах у всех “великих” мира сего разворовывал драгоценное народное достояние и похоже, что никого, кроме самого народа, это не волновало — вот ведь что странно…
    Ясно одно, что нашему новообразованному незаконными способами российскому капиталу, а тем более банковскому, у народа веры нет.

  • Мария Носова28-03-2012 19:08:01

    28.03.12. Прочла Вашу рецензию, и хочется ответить. Житейский опыт показывает, как стремительно все меняется. В России за 20 лет, так все изменилось, что вряд ли кто-то смог предположить такой исход. Меняется все: власть, народ. И меняется все это не в лучшую сторону. Вы сами пишете о том, что МЦР существует на финансовую помощь общественности и меценатов, так что же будем снова надеяться на русский «авось»? Авось нам меценаты и через 10, 20 лет помогут, а если нет?
    Я вижу решение этого вопроса, иначе. Картины написаны и переданы для народа, а значит, и принадлежать они должны не частным музеям. Назрела необходимость создать Государственный Музей им. Н.К. Рериха в Москве. Так все будет под присмотром государства, и в общей доступности для людей.

  • Наталья Самохина29-03-2012 19:09:01

    29.03.12. Полностью согласна с выводами А. Войнаровской и с авторами первых двух комментариев, размещенных на сайте! Факты, приведенные в статье А. Войнаровской, опровергнуть невозможно.
    Всем понятно, насколько «эффективна» деятельность министра культуры Авдеева по сохранению наследия Рерихов. На его глазах происходило и происходит разграбление коллекции картин, хранящихся в мемориальной квартире Ю.Н. Рериха, а министр и пальцем не пошевелил, чтобы изменить это положение. Данная ситуация господина Авдеева совершенно не беспокоит. Куда проще и приятнее для министра изымать государственную собственность и переводить ее в разряд общественной, т.е. частной, чем решать реальные проблемы сохранения культурного наследия Рерихов!

  • Сергей макаров29-03-2012 19:10:01

    29.03.12.Устами И. Кокарева да мед бы пить! Все у него нотариально заверено, и все так складно получается. А я уверен, что «нотариальное заверение» решения С.Н. Рериха о передаче коллекции Музея Востока МЦР проходило тем же путем, как и последнее решение Хамовнического суда, признавшее МЦР правопреемником СФР. В свое время в интернете прочел любопытный материал на ту же тему – посмотрите, кому интересно:
    http://lebendige-ethik.net/1-Analiz_podpisi_SNR.html
    Сергей Макаров.

  • Галина Ермолина05-04-2014 19:11:01

    31.03.2012 Эта ситуация с картинами лично мне известна с 1992 года, когда в Алма-Аты проводился Первый Международный Форум «Согласие», организованный Ассоциацией «Мир через Культуру». Было много интересного, но уже тогда возникали при большом скоплении людей «разборки», что было крайне неприятно. Помнится меня спросили, «вы в вопросе, кому принадлежат картины за кого - за Музей Востока или за МЦР»? Я ответила: « Я – за Рерихов». Прошло почти двадцать лет, и я по- прежнему могу сказать: « Я- за Рерихов », и сегодня ситуация еще больше накалилась, как. впрочем, происходит по всем фронтам. А почему, каждый для себя решает, знает, думаю.
    Не хочу подвергать критике действия МЦР и мотивы этих действий, время рассудит и воздаст по заслугам, которых и у них много, но после моего последнего посещения Музея МЦР 4 года назад меня не покидало беспокойство, что может случиться с картинами через несколько лет? Мы это много раз обсуждали в кругу единомышленников. Всем известно, что определённая часть картин принадлежит господину Булочнику-меценату, любящему искусство Рерихов и т. д, но получается, что часть коллекции - частная!!!, и она не принадлежит обществу, и все зависит от решения частного лица. А теперь опять разгорелось сражение за картины из Музея Востока, как последняя битва!? Да, государственные музеи существуют по остаточному принципу, но знаю доподлинно, для того, чтобы изъять картину из Государственного музея с целью передать другому музею, нужно решение на уровне Министра Культуры, а чьё решение нужно в подобной ситуации в общественном музее? Конечно же, тех, кто возглавляет его, что внушает огромное беспокойство за будущее картин Рериха.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Точка зрения »