Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Елена Ивановна Рерих об ученичестве


«Запишите вопросы ученику: не служишь ли мраку;
не слуга ли сомнения; не предатель ли; не лжец ли;
не похотлив ли; не сквернословен ли; не ленив ли;не
сердит ли; не уявлен ли непостоянству; не нерадив ли;
знаешь ли преданность; готов ли к труду; не убоишься
ли Света? Так спрашивайте учеников, готовя их к
испытанию». Иерархия §129

 

Вы правы, что «понять Агни Йогу до конца и применить к жизни может далеко не всякий». Но без применения к жизни никакое знание не имеет цены и не даст ожидаемых результатов. Первые формулы, которые ученик должен усвоить, суть следующие: «все для жизни, нет ничего отвлеченного»; «все должно быть совершено человеческими руками и человеческими ногами»; «без напряжения всех сил никакая трансмутация (или совершенствование) невозможна». (…).

Учение требует, прежде всего, самодеятельности ученика. Учение дает направление, расставляя вехи и щедро рассыпая драгоценные намеки, но ученик должен сам, своими руками и своими ногами построить свой путь. (1.100 от 28.08.31)

 

Каждый ученик, прежде всего, должен вести битвы с самим собою, без этих битв и побед он не может продвигаться. Разве не сказано, что причину неудач нужно искать ближе. Люди не любят задумываться над причинами своих несчастий и неудач, между тем все они заложены внутри нас самих. (1, 119 от 8.02.32).

 

Конечно, побороть все старые привычки одним ударом трудно, потому примемся за искоренение самого сейчас необходимого – изгоним нетерпимость. Запишем огненными буквами в сознании нашем этот указ Учения и будем помнить его, начиная и кончая день, за работою и в отдыхе.

Припомним, как Владыка Будда учил своих учеников, как Он требовал, чтобы ученики, прежде всего, научились сдерживать свои чувства, и только когда узда духа лежала на всех чувствах ученика, только тогда Благословенный приоткрывал завесу сокровенного Учения. Путь Учения един, и сейчас, как и тогда, для приближения и высшего доверия необходимы те же основания – почитание Иерархии и дисциплина духа. (…).Привожу Беседу: «Поговорим о возмущении ученика. Когда ученик таит возмущение против Руки Дающей Учителя, то, значит, за пазухой несет горсть щебня. Такому ученику напомним, что надо обратить возмущение на себя. Ученик, пересчитавший свои великие приношения, пусть обратится на Руку Дающую, велик будет недочет! Ученик, смотрящий на себя поверх значения Гуру, нарушает связь с Учителем. Рука Моя терпит и дает и неустанно посылает и подымает! Перечисляя свои дары, ученик уже получил. Правильно сказала Урусвати, недостойно утверждать свое значение. (Из упоминаний о легкомыслии можно сказать, что список, упомянутый ею, неполон. Если эти долги не изжить, то долог путь!) Самомнение – бич! Когда почитаем Гуру, когда почитаем Тару, то можем лишь оплакивать свои недочеты, но возмущение против Руки Дающей есть стрела в Щит. Пусть задумается. Умалением сказанного не дойти, мелкой обидой не дойти. Столбы Учения держат дела! Так запомним». «Правильно сказано об Иерархии. Конечно, жизненная спираль складывается только этим принципом. Творчество Учителя также является в вечном движении, потому насыщение ученика должно идти творчеством Учителя. Потому ученик, считающий свои достижения, перебрасывает себя через предел Истины. Потому скажу, что есть один щит – Иерархии. Потому ученик, считающий свой мягкий стул выше престола Гуру, должен, истинно, запомнить Руку Дающую. Скорблю, когда утверждающийся ученик действует самозаносчиво! У Нас считается пределом самомнения заносчивость к Гуру. Так пусть помнит ученик на всех путях!». (1, 56, от 11.02.30).

 

Кто-то пишет о своей мечте о полном единении среди сотрудников, конечно, всем сердцем присоединяюсь к нему. Но как достигнуть этого единения? Ответ всегда один – углублением в Учение и применением его в жизни, другого пути нет. Мы должны, наконец, понять серьезность, космичность момента и что единое спасение наше – в приближении к Иерархии Света. Но как достигается нами это приближение? (…).Приближаются лишь те, кто прочно стоит на ступени, на которой начертано: «терпимость, вмещение, Господом твоим (в сущности все три являют одно понятие), терпение и соизмеримость». Ведь приближение выражается в согласованности сознания ученика с сознанием Учителя и только в этом. Но как может это произойти, если мы не умеем стоять прочно даже на первой ступени расширения сознания? Ведь желание Учителя Света – сделать из нас не только рядовых исполнителей Его Начертаний, но, именно, духовно поднять нас и тем приблизить к Своему Космическому Сознанию для участия в Великой Мистерии Бытия Сознания. А что есть эта Великая Мистерия, не передать словами, пишу сердцем, испытавшим частицу этого духовного знания и восторга.

Родные, не отодвинем от себя это величайшее счастье! Невыразима скорбь проснувшегося духа и осознавшего свою потерю. Долгие годы, а может быть, и века придется трудиться, чтобы снова приблизиться к тому, что было у порога. Помните, родные, космические сочетания нечасто способствуют таким приближениям. (…). Родные мои, научитесь уважать, ценить и любить друг друга. Помогите себе донести полную Чашу! (1.55, от 29.01.30).

 

Понимание ответственности как обособления и независимости действий есть проявление замаскированного чувства собственности, а мы знаем, как осуждено всеми Владыками это чувство. Если не искореним в себе чувство собственности, под всеми его видами, то оно легко разовьется в следующую стадию и тогда не только на порученный отдел, но даже на своих учеников и личных знакомых начнем смотреть как на нашу неотъемлемую собственность, и горе, если кто из сотрудников поинтересуется ими или подойдет ближе. Из-за чувства собственности покажется и завьется хвостик рабовладельчества, а вы знаете, как трудно расправить завившийся хвост. Но допустимы ли подобные старые привычки в эпоху Майтрейи, в эпоху самой широкой кооперации? (1,66, от 24.08.30)

 

Родные мои, в тяжкое, напряженное время пусть каждый принесет лучшее для великого сотрудничества. Оставим всякое местничество. Иерархия в духе – никаким другим способом ее не утвердить. Говорят: Адепт не рождается, а становится таковым, то же следует сказать и об Иерархе. Давно сказано, что Наивысший всем служит. Утончайте Ваше сознание, утончайте Ваши чувства, старайтесь уловить каждый посылаемый намек, все даваемое пусть каждый прикладывает к себе, только так можно расти. Знаем и слышим Ваши трудности и также знаем, что при устремлении и единении все превозможем. Там, где есть искренность, там, где есть любовь, там никакие преграды не страшны. (1,81 от 18.03.31)

 

Твердый, мужественный и устремленный к Иерархии дух поколебался, видимо, ядовитая ехидна сомнения подняла голову и начала шипеть, порождая робость. Но знаем, что это только временно и приближение врага и сама близость его укрепит броню и доспех наш. Мы уже достаточно знаем, что «успех был лишь там, где было проявлено полное мужество». Знаем также, что ученик обязан прежде всего забыть всякий страх. Будем помнить это ежеминутно. (1,124 от 21.03.32).

 

Родные, не допустим мрак непонимания, примем благие посылки во всей их чистоте! Как я виню себя, что мало указывала Вам на то постоянное испытание, которым продвигается ученик. В ту минуту, когда Владыка дает самой щедрой Рукою, ученик находится под самым большим испытанием. Но по-человечеству он принимает эти возможности и дары, как свои достижения, как нечто им заслуженное, и неизжитое самомнение просыпается во всей силе и затемняет сознание. Родные, помните об этом постоянном испытании. «Кому много дано, с того много взыщется». И никуда не уйти от этого испытания, ибо в Космосе все взаимно испытывается, все миры на испытании. Самый точный, самый тонкий отбор совершается. (1,57, от 24.02.30).

 

Запомним твердо, что лишь неожиданные действия и новые обстоятельства выбивают врага из позиции. Будем зорко всматриваться в зарождение новых обстоятельств. Обычно этот союзник меньше всего ожидается и учитывается. Сейчас настаивается лишь на том, чтобы продержаться в полном объединении сознаний. Ведь только тот может считать себя истинным учеником, кто вполне осознал необходимость объединения сознания, необходимость дружественного сотрудничества. Несоблюдение этого правила указывает на духовную слепоту. А разве может духовно слепой к самому существенному считаться учеником? (1,125 от 3.04.32).

Великий Учитель указывает на качества, которые при заложении новой ступени не должны более гнездиться среди сотрудников, именно: властолюбие, самомнение, себялюбие, подозрительность и легкомыслие. Огненными буквами занесем в сердце осуждение Владыкою стремления к властвованию. Как уже не раз писала, властвование и истинное водительство являются антиподами. Одно есть порождение невежества, тьмы, другое – Свет знания в вечном устремлении к совершенствованию. Властвование вульгарно, потому так много стремящихся к нему. «Властвование является главным препятствием на пути ученичества». Самомнение и властвование неделимы, и их порождение – духовное обнищание – приводит к разрушению. Водитель не знает насилия и действует, соображаясь с пониманием сотрудников. Часто водитель видит краткий и простой план достижения, но именно простота этого действия недоступна сознанию сотрудников, и мудрый водитель не будет навязывать своего пути, но, взвесив все способности сотрудников, изберет действие, доступное сознанию большинства. Не тирания, но истинное сотрудничество! Ведь самая широкая кооперация начертана на знамени эпохи Майтрейи! Главное качество водителя – уметь собрать сотрудников самых различных качеств и объединить их одним устремлением. Родные, разве не облегчено наше объединение служением Владыке? Итак, запомним, что Владыка учит нас продвигаться благожелательным сотрудничеством, но не путем насилия. Мудрая уступка недоросшему сознанию в малых подробностях, если и не даст вполне успешного следствия, то, во всяком случае, не породит губительной атмосферы раздражения и разъединения. Владыка Будда учил идти, извиваясь подобно змее!(…).

Великий Учитель особенно придерживается системы постоянных испытаний. Ибо как же иначе вызвать наружу глубокие затаенные нагромождения для изжития, для сжигания их над огнем преданности и устремления? Много психологических приемов применяется Учителями для испытания и направления учеников. Устремленный ученик, ценящий каждое Слово, каждый намек Учителя, суровый к себе, благожелательный к сотрудникам, успешно проходит все испытания. Но горе утвердившемуся в своем значении поверх указанной Иерархии и считающему себя устоем Учения, страшно будет его падение!

 Хочу очень предостеречь от низкой, вульгарной подозрительности. Человек, подозревающий других, тем самым обнаруживает в себе наличность подобных же накоплений. Подозревающий обнаруживает свою способность на все то, что подозревается им.  Устыдимся так открыто разоблачать свою природу и устремимся к уничтожению намека на эту вульгарность. Раб подозреваемый будет всех подозревать. Царь духа видит лишь прекрасное и тем вызывает к жизни лишь лучшее. Закон магнита всюду действует. (1,63, от 17.08.30)

 

И потому прошу Вас при чтении книг Учения всегда прикладывать все сказанное в них прежде всего к себе. Очень многие читают Учение, но думают, что многое сказано для кого-то другого, но не для них. И чаще всего не замечают и отбрасывают именно то, что, прежде всего, касается их, и тем бесконечно удлиняют свое продвижение. Но истинный ученик все приложит к себе. И действительно, кто может сказать, что в нем нет тех или иных добрых и дурных качеств или свойств, хотя бы и в зародыше? Обращая все сказанное в Учении к себе, мы тем самым углубимся в сущность свою и найдем в себе многое, что для нас самих явится неожиданностью. Эти неожиданные открытия при твердом решении духа идти к самоусовершенствованию путем Учения очень помогут.

 Также нужно знать, что от ученика требуется полное доверие даже там, где ему сейчас что-то и не ясно. При дальнейшем расширении сознания многое, казавшееся иногда даже противоречивым, укладывается по местам. Моя любимая формула – «доверие до конца». Примите ее – это путь кратчайший. Не изменяя ей, много радости обретете.(1,148 от 8.11.32).

 

Когда мысль вмещает устремление к исполнению Высшей Воли, то устанавливается прямое соотношение со Щитом Высшей Воли. Как может Щит защищать, если мы будем легкомысленным отношением и частичным выполнением Указов постоянно выходить из-под спасительного Покрова! Потому ученики, устремленные к священному охранению и соблюдению малейших Указаний Гуру, разовьют творчество свое, применяя их в жизни, и тем расширят сознание свое. Невозможно рассчитывать на приближение к Владыке и на успех умалением Указов Его! (1,76 от 15.01.31)

 

Закон Иерархии есть закон, ведущий и истинно дающий жизнь, потому мы должны насытить все сознание наше пониманием его, если хотим вырасти и продвинуть успешно наши дела. Применив этот закон в жизни, не будет места маленьким сомнениям и завистям, ибо мы поймем, что чем выше наш Учитель, тем больше мы сами, ибо закон соответствия точен. Много жизненных примеров, подтверждающих этот закон, можно привести. Люблю пример, совершившийся на моих глазах. Куинджи был большим учителем, но лишь оценивший его ученик Н.К. стал сам велик. Те же ученики, которые не прочь были умалить его и за спиною даже назвать просто «Архипом», постепенно совершенно детериорировали и сошли на нет. Не стал ли и Вивекананда наибольшим среди учеников Рамакришны в силу исключительной преданности своему Учителю?  (…).Родные, любите, любите Вашего Гуру, храните каждое указание его, как сокровище и не тяготитесь направляющей Рукою. Отметьте себе все, что сказано в Учении об Учителе и о взаимоотношении Учителя и ученика. Припомните, как сказано, что всякое почитание Учителя показывает понимание Учения и ученик, тяготящийся руководством своего Учителя, обнаруживает полное непонимание спасительного Учения и тем закрывает себе доступ к Башням. (…).  Нет, пусть каждая ошибка не исчезает из памяти нашей, как она действительно не исчезает из нашей Книги Жизни! Родные, Вы обязаны взвешивать каждую мысль, каждое слово и каждый поступок Ваш. Явите всю дисциплину духа, как подобает ученикам Владыки. (1,75 от 7.01.31).

 

>Разбитие уважения непоправимо, и делается это самыми обычными обстоятельствами и неудачными выражениями. Не раз уже было сказано, что «даже в шутку не следует умалять и осуждать друг друга. Пора понять вред малых мошек». Укус малой мошки может принести заражение целого организма. Нужно помнить, «что враг пытается влезть не в дверь, но в щель». Подрывание же друг друга является не только щелью, но открытой дверью! Родные и любимые, «при опасных нападениях даже намек на осуждение друг друга губителен!» Подумайте, сколько полезных людей могут быть отпуганы. Сказано: «Можно прислать полезных людей, но не нужно отгонять их». Представьте себе положение людей, слышавших о Вашей культурной деятельности и приблизившихся к Вам, если они заметят, что нет разницы между Вами и другими людьми! Как отразится подобное открытие на их отношении к Вам и делам? Подумайте и о приблизившихся к Вам через книги Учения, какое разочарование ощутят они, подметив, что основы Учения не проводятся Вами в жизнь! Задумайтесь, родные, над нашею великою многостороннею ответственностью. Не буду перечислять многогранность ее, ибо она должна быть ясна для имеющих семь книг Учения. Но чаще нужно помнить о ней и о всех последствиях духовной глухоты небрежения. А между тем сколько истинного счастья, сколько сказки и радости заключено в ежедневном Руководстве и ответственности, если она осознана сердцем! Если творимая сказка не посыпана пылью обиходной ежедневности! Нужно уметь стирать пыль и как бы со стороны взглянуть на все происходящее вокруг нас и дел. Будем же, родные, работать над собою, будем следить за собою и, главное, осветим огнем сердца все указания и особенно требование великого единения в час опасности. Лишь для поверхностного мышления это требование останется красивым, этическим понятием, неприменимым в жизни, но вдумчивый сотрудник и особенно же ученик выжжет понятие это в сознании своем огнем сердца, ибо всем существом своим знает он, что единение, единство есть цемент всего строения, вся крепость его. Итак, пусть требование великого единения и единства дела неотступно стоит перед нами, при всех решениях. (…). Недопустимо однобокое мышление среди строителей, тем более не может быть близорукости среди учеников. (1,141 от 12.10.32).

 

>Умоляю Вас, родные наши, найдите в себе мужество побороть главного внутреннего врага – разъединение. У всех он свил себе гнездышко. Одоление этого врага обеспечит победу. . Скажем себе, что не может быть лицемерия среди сотрудников, и начнем с открытым сердцем, зажженным огнем устремления к Владыке, к охранению Его дел выявлять терпимость к друг другу. Но пусть это делается всеми без исключения. Пусть все сказанное будет принято и приложено каждым сотрудником к себе, а не отброшено и занесено на счет соседа. Чаще бывает, что самость того, к кому сказанное относилось, прежде всего, в убеждении своей правоты, с внутренней удовлетворенностью прикладывает это к своему ближнему. Родные мои, мудрый и истинный ученик всегда будет прикладывать и искать причину сказанного в себе, а не в других, иначе как будем совершенствоваться?  (…). Ко всему следует применять соизмеримость, зная великие размеры Построения! На каком месте будут обиды? Четыре основания, данные в начале Учения, должны быть всегда в памяти. Почитание Иерархии, Единение, Соизмеримость и Канон «Господом твоим». Так не будем же оборачиваться в темный угол, где хранятся все допотопные привычки, отнимающие всякую радость. (1,158 от 29.12.32).

 

Учитесь каждый день и благодарите каждого трудного сотрудника и работника, помогающего Вам выработать столь необходимое освобождение от мелких личных обид, ибо, смотря лишь в сущность дела, мы пренебрегаем выпадами акультурного сердца. До сих пор Н.К. вспоминает с величайшей благодарностью своих самых тяжких и враждебных сотрудников, ибо они помогли ему укрепить зоркость, находчивость и необходимую выдержку, или дисциплину духа. Не научаемся ли мы смотреть на многие выходки взрослых людей, как на детские причуды, которые не могут вызвать в нас ни обиды, ни озлобления, но лишь скорбь за неуместное возвращение к привычкам детства. Знаем, как велика сложность времени, как трудно сейчас, и скорбим о каждом непонимании, о каждой задержке, затрудняющих продвижение и самого виновника их. Тяжко будет пробуждение такого сознания, ибо упущенное не вернуть. Ваша задача нелегка, но на легком нет и продвижения. Но мы знаем, что чистое устремление всегда поддержано Владыкою, следовательно, оно победоносно, так и пойдем! Прекрасен ответ, что в минуту трудности найдутся и средства. Да, Владыка всегда готов протянуть Руку Помощи устремленному ученику, но помощь эта приходит, когда ученик использовал все возможности. И в этом заключается величайшая мудрость и великий космический закон эволюции.(1,104 от 7.10.31)

 

Много тайн в жизни ученика! Настоящее ученичество утончает все ощущения ученика. Он поистине становится эоловой арфой под Рукою Учителя. Много радости, родная Лидия Андреевна, приносит объединение сознаний. Так, у нас налицо много случаев, вернее они постоянны, такого объединения сознания с нашими давнишними сотрудниками. Я часто слышу их голоса и знаю о происходящем у них. Вижу и скульптуру духа их. Наши письма всегда приносят им ответ на их вопрос, хотя Вы знаете, какое расстояние отделяет нас. Так же часто стоит нам что-либо пожелать, как оно или присылается, или приносится и близкими и дальними. Многими чудесами окружены мы, лишь нужно замечать их. Поистине чудесна жизнь ученика, но она и нелегка, ибо он несет огромную ответственность и трудностей много, ведь все темные силы, особенно в дни Армагеддона, ополчаются на него. Но сами трудности эти обращаются в радость при росте сознания. Ибо сердце так горит преданностью к Учителю и так хочется доказать Ему ее на деле преодолением всех препятствий. Самопожертвование становится таким естественным, таким радостным действием. Ведь дух уже оторвался от всего земного и знает, где его истинный дом. (1,160от 27.01.33)

 

И еще хочется сказать, пусть никто из приближающихся не думает, что Учение легко, ибо иначе была бы страшная несоизмеримость. Помыслим о всех тех сокровищах, открывающихся перед успешным учеником!!! Учение легко лишь для расширенного сознания и пламенного сердца, понимающих, что все сказанное в Учении имеет самое практическое значение для улучшения жизни и скорейшего достижения благословенной ступени Архатства. Идти согласно Учению – значит летать на крыльях радости, но лишь для твердых духом и горящих сердцем. (1,126 от 13.04.32)

Подчеркивание отдельных моментов в подборке сохранено из писем  Е.И.Рерих.

13.02.2013 15:47АВТОР: Татьяна Бойкова | ПРОСМОТРОВ: 3041


ИСТОЧНИК: I том писем Е.И. Рерих (9-и т. собрания)



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Татьяна Бойкова »