Рерих и культурное наследие Азии. Часть 5. Нина Василькова
Великий Каракорумский путь.
Н.К. Рерих. Знамя Грядущего. 1925
19 сентября 1925 года экспедиция Н.К. Рериха покидает столицу Ладака Лех и направляется в Восточный Туркестан по Каракорумскому пути, самому высокогорному в мире. Его наивысшая точка — перевал Каракорум (5575 м). В древности и в средние века, пока не был освоен прямой морской путь на Дальний Восток, это была часть Великого шёлкового пути, соединяющего Китай и Центральную Азию со странами Передней Азии.
Горная система Каракорума, расположенная между Памиром и Куньлунем на севере и Гималаями на юге, простирается от Индии (штат Джамму и Кашмир) до Китая и имеет длину около 800 км, её наивысшая точка — гора Чогори (8611 м). Западный район Каракорума отличается первозданной красотой и грандиозными ледниками, самыми крупными после полярных регионов. Этот край снежных гор и заоблачных перевалов — одно из нетронутых и неисследованных мест на земле.
Н.К. Рерих. Каракорум. Путь на Туркестан. 1936
Путешественникам предстояло преодолеть семь тяжелейших перевалов горной цепи Каракорума: Кардонг, Караул-Даван, Сассер, Депсанг, Каракорум, Сугет и Санджу, каждый высотой более 5000 метров. Маршрут был очень сложным и сулил много неожиданностей. Путешественники штурмовали один за другим горные перевалы, им приходилось противостоять суровым силам природы. В то же время они любовались незабываемыми по красоте пейзажами — скалистыми горами с нависшими гребнями из снега и льда. На этюдах великого художника навсегда запечатлелся этот удивительный, чудесный образ Азии. Вечные льды горных массивов постепенно тают и отступают, им на смену приходит растительность, порой меняя ландшафт до неузнаваемости. И сейчас, глядя на картины Н.К. Рериха, мы можем представить, какими были эти места в то время и какие невероятные трудности пришлось преодолевать членам экспедиции.
Н.К. Рерих. Тибет. [В лунном свете. Ладак. Кардонг]. 1944
Перевал Кардонг был первым на их маршруте. Он предстал перед путешественниками в лунном свете на фоне вечернего неба и выглядел неприступным. «Рисовать почти невозможно», — записал художник в экспедиционном дневнике, делая наброски для будущей серии картин «Горная сюита» (9 картин, 1925 – 1926 гг.) под режущим ветром на голой арктической поляне. Первым в серии был «Кардонг». Обладая исключительной зрительной памятью, Николай Константинович изображал эти фантастические горные ландшафты многие годы спустя.
Вид с Кардонга был величественным — заснеженные горы напоминали волны безбрежного моря со сверкающей белой пеной. Спуск осуществлялся по крутому и мощному глетчеру (леднику). Как писал Н.К. Рерих в путевом дневнике, «пришлось идти и ползти».
Караул-Даван, запечатлённый художником на одноимённом этюде, оказался ещё более трудным из-за скопления огромных валунов, между ними пришлось буквально протискиваться в течение трёх часов при спуске с перевала. «Просто уму непостижимо, как караванам удаётся преодолевать этот участок пути»[1], — писал Юрий Николаевич Рерих.
Вершина третьего перевала — Сассер — была покрыта грандиозными ледниками. Описание этого нерукотворного создания, оставленное художником в путевом дневнике, дополняет его живописный образ на картине «Сассер»: «Полная арктическая тишина. Глетчеры и снеговые пики — красивейшее место. Волны облаков перекатываются и открывают новые, бесконечно новые комбинации космического строительства. (...) Среди глетчеров на момент вспыхивает солнце. Всё белое царство сияет невыносимым блеском»[2].
Н.К. Рерих. Ледник Сассера. 1937
Сассер встретил путешественниковсурово — пронзительным ветром и пургой, бушевавшей всю ночь. В труднейших условиях ставились палатки, утром оказавшиеся вместе с людьми под снегом. Этот эпизод годы спустя был запечатлён художником на картине «Ледник Сассера» (1937): мы видим путешественников и их палатки во время стояния каравана у подножия огромного ледника, сияющего необычайной прозрачно-хрустальной голубизной.
Н.К. Рерих. Перевал Сассер. 1925 – 1926
Подъём на перевал, начавшийся утром, в метель, длилсянесколько часов. Обледенелая тропинка по карнизу гигантской морены временами сужалась до ширины конского копыта. «Кони сами идут», — записывает Николай Константинович. На вершине перевала, покрытой гладким льдом, лошадь Юрия Николаевича чуть было не соскользнула вместе с ним в пропасть
Следующим перевалом был Депсанг, запечатлённый художником на одноимённом полотне (серия «Горная сюита»). Преодолев его, караван вышел «на крышу мира. Иначе и назвать нельзя, — писал Н.К. Рерих. — Все острия гор исчезли. Перед нами точно покрытие каких-то мощных внутренних сводов[3]. «Гудит что-то под копытами. Не иначе, что здесь великие тайники, а входа в них мы не знаем. (...) А вокруг этого величественного Каракорумского свода блистали ослепительно белые вершины. Так во весь горизонт без перерыва возносилось одно чистейшее сверкание»[4]. «Вереница каравана не нарушает безмолвия самой высокой дороги мира»[5].
Н.К. Рерих. Горная сюита. 1935-1936
Впереди предстоял подъём на знаменитый перевал Каракорум («Чёрный трон»), названный так по тёмной скале, венчающей его. Во время подъёма началась вьюга с ледяной, режущей лицо крупой. «Среди дня снег унялся и показались чудесные снеговые панорамы, — писал восхищённый художник. — Целые группы снеговых куполов и конусов». И после спуска с перевала он продолжает любоваться ими: «Кругом — глубокое молчание, целый амфитеатр снеговых вершин. Тонкость жемчужных тонов, до сих пор не виданная. Полная луна, и молчание студёной, чистой... природы»[6]. Позже он запечатлел увиденное на одной из картин «Горной сюиты» — «Каракорум».
Н.К. Рерих. Каракорум. 1925 – 1926
У горы Ак-Таг, где начинается разветвление дороги на Яркенд (северный караванный путь) и Хотан (южный караванный путь), экспедиция свернула в сторону Хотана к шестому перевалу — Сугет.
Н.К. Рерих. Ак-Таг [Облачное пламя]. 1937
После лёгкого подъёма он готовил неожиданное затруднение: на обрывистом спуске тропинка была полностью занесена снегом. Чтобы проложить путь, решено было отправить опытных грузовых мулов, сумевших нащупать узкую тропу в глубоком снегу. Следом, оступаясь и скользя, пошли люди. Именно таким — с раскинувшимися вдали бело-лиловыми горами и «мощным зубчатым спуском» — запечатлел художник этот надолго запомнившийся перевал на своём полотне «Перевал Сугет» (1936).
Н.К. Рерих. Перевал Сугет. 1936
На последнем перевале — Санджу — караванным животным вместе с людьми пришлось перепрыгивать через глубокую расщелину между зубцами оголённой скалы.
«На прощанье горы подарили нечто необыкновенное, — записал в экспедиционном дневнике художник. — На границе оазиса, именно на самой последней скале, к которой мы ещё могли прикоснуться, показались те же рисунки, какие мы видели в Дардистане, по пути в Ладак. В книгах о Ладаке такие рисунки называются дардскими, хотя, очевидно, они восходят к неолиту. И здесь, в Китайском Туркестане, на глянцевито-коричневом массиве скалы опять светлыми силуэтами те же стрелки из лука, те же горные козлы с огромными крутыми рогами, те же ритуальные танцы, хороводы и шествия верениц людей»[7].
Н.К. Рерих. Камни Ладака. 1932
Эти древние рисунки экспедиция обнаружила на огромном валуне при подходе к оазису Санджу. По заключению Ю.Н. Рериха, подобные камни с высеченными на них изображениями встречаются по всему Западному Тибету, являясь остатками той глубокой древности, когда шаманизм был общей религией для всех районов высокогорной Азии. Подобные рисунки имели ритуальное значение в древнем тибетском обычае поклонения силам природы. Они были запечатлены Н.К. Рерихом на полотне «Камни Ладака» (1932).
При встречах с древними памятниками Николай Константинович «не уставал высказывать удивление и восхищение по поводу... объектов "безымянного художественного творчества", будь то гигантские изображения на скалах, скромные "писаницы" — выбитые в камне фигуры диких животных, лишённые знаков стелы или так называемые каменные бабы, субурганы... Почтение его вызывалось не только вполне понятным для художника трепетным уважением к трудолюбию древних мастеров, но в той же мере и интуитивным чувством, что за созданными ими образами скрывается нечто знаменательное... для чего не жалко было при сооружении ни времени, ни сил»[8].
Н.К. Рерих. Террит. 1925 –1926
Из древних знаков прошлого Азии Н.К. Рериха особенно влекли к себе наскальные изображения. «Это именно предвестники переселения народов, — писал он. — И был какой-то особый смысл в том, что эти начертания были оставлены на границе в горное царство»[9]. «Великие переселения народов не случайность. Не может быть случайностей в мировых постоянных явлениях. Этою особенностью закаляются наиболее живые силы народов. В соприкосновении с новыми соседями расширяется сознание и куются формы новых рас. Потому живая подвижность есть один из признаков мудрости. В глубинах Азии — этой колыбели всех духовных и созидательных движений — в давние времена передвижение рассматривалось как завершение образования»[10].
Пройдя высокогорным караванным путём по Каракоруму, Николай Константинович писал: «Рассказать красоту этого многодневного снежного царства невозможно. Такое разнообразие, такая выразительность очертаний, такие фантастические города, такие многоцветные ручьи и потоки и такие памятные пурпуровые и лунные скалы»[11].
О поэтическом и художественном таланте Н.К. Рериха восхищённо отзывались все соприкоснувшиеся с его творчеством. «Какие только эпитеты не рождались у него при виде вздыбившихся под воздействием гигантских внутренних сил Земли хребтов: величественные, прекрасные, декоративные, небесные, суровые, невыразимые в величии, приветливые, фантастические, никогда не повторённые в разнообразии и расцвеченные с бесконечным чутьём. Всё это совмещалось с точными живописными оценками, которые мог давать только художник, тонко воспринимающий самые разнообразные тона цветов»[12], по чистоте равных «волшебной радуге», — пишет академик В.Е. Ларичев. Вряд ли кто-то из путешественников так глубоко чувствовал красоту суровой высокогорной Азии.
Рериху «удалось подсмотреть... душу каменных миров... душу Азии, тонкую и нежную, как звоны серебряных струн. Рерих нашёл эту душу Азии. Пространства её раскрылись в синтезе художника...»[13] — писал его современник, русский историк и писатель Всеволод Иванов (1888 – 1971).
Прекрасные горные долины, расположенные между перевалами Каракорума, тоже нашли своё отображение на полотнах художника. Среди них — долина Шайок с возвышающимися над ней великолепными пламенеющими жёлто-красными скалами из песчаника и гранита; живописная местность у небольшого поселения Террит, место стоянки каравана («Террит». 1925 – 1926); долина реки Нубры — интереснейший уголок Ладака. Запечатлены окрестность Панамика; китайский пограничный пост Курул, обнесённый зубчатыми глинобитными стенами; юрты и мазары каракиргизов, кочующих по высокогорным пастбищам. Н.К. Рерих отмечал, что мусульманские мазары (почитаемые могилы) часто имеют полусферическое покрытие и напоминают форму древнего буддийского чортена (ступы).
Н.К. Рерих. Сандолинг. 1925 – 1926
Художником был запечатлён и монастырь Сандолинг («Сандолинг». 1925 – 1926). Он был «конечным пунктом буддизма перед пустыней, и потому хотелось знать, какие знаки несёт этот монастырь, — писал Николай Рерих. — Оказывается, в нём большой новый алтарь Майтрейи»[14].
«В продолжение многодневного прохода через необитаемое нагорье, конечно, нельзя ожидать найти какие-либо следы религиозной жизни. Тем не менее даже около ледников несколько раз обстоятельства напомнили нам великие имена будущего»[15].
Во время Каракорумского перехода художником была задумана серия картин «Майтрейя» (1925), написанная чуть позже, во время вынужденной стоянки экспедиции в Хотане. Сюжетами картин послужили буддийские легенды, суровая красота гор, по которым проходил экспедиционный маршрут, и старинная тибетская танка «Красный Всадник», подаренная Рерихам в последний день их пребывания в столице Ладака — Лехе. Серия сложилась, как писал художник, из семи картин: «Шамбала идёт», «Конь счастья», «Твердыни стен», «Знамя грядущего», «Мощь пещер», «Шёпоты пустыни» и «Майтрейя-Победитель».
Н.К. Рерих. Шамбала идет. 1925
В основу картин «Шамбала идёт» (1925) и «Великий Всадник», написанной позже (1927), был положен сюжет буддийской танки, так описанной самим художником: «На красном коне, с красным знаменем неудержимо несётся защищённый доспехами красный всадник и трубит в священную раковину. От него несутся брызги алого пламени, и впереди летят красные птицы. За ним горы Белухи, снега, и Белая Тара шлёт благословение. Над ним ликует собрание Великих Лам. Под ним — охранители и стада домашних животных как символы места»[16].
На полотне «Твердыни стен» запечатлён один из многочисленных горных монастырей Ладака со ступами у подножия. «Нужно было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на таких высотах»[19], — считал Николай Рерих. На переднем плане картины — странствующий лама и высеченный на скале образ Майтрейи. В Ладаке экспедиция Рериха отмечала подобные величественные изваяния грядущего Владыки. «Мы изучали прекрасные образы Майтрейи, которые даны Ладаку как благословение для счастливого будущего»[20], — писал Николай Константинович. «Даже в Ламаюре, в этом старом месте бонпо — этой не объяснённой ещё полушаманистской религии, — к нашему великому изумлению, мы нашли изображение Майтрейи. Странно было найти его в храме бонпо, где даже отрицается сам Будда. Но этот призыв к будущему, как видно, проникает даже в самые неожиданные места»[21].
Н.К. Рерих. Конь счастья. 1925
На картине «Конь счастья» на фоне города изображена ступа с росписью, характерной для Ладака. Ю.Н. Рерих в своих исследованиях указывал: «Ладакские ступы отличаются тем, что имеют у основания роспись по штукатурке. Иногда это фигурки крылатых лошадей, львов, павлинов или лебедей»[17]. Слева у основания ступы изображён лев, по центру — легендарный конь Эрдени Мори с огненной ношей на спине — камнем Чинтамани, одним из символов Майтрейи. «Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в суждённый час сойдёт конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче — Чинтамани — Чудесный камень, мира спаситель, — записывает художник восточную легенду. — Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?»[18]
Н.К. Рерих. Твердыни стен. (монастырь Бонпо). 1925
На полотне «Твердыни стен» запечатлён один из многочисленных горных монастырей Ладака со ступами у подножия. «Нужно было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на таких высотах»[19], — считал Николай Рерих. На переднем плане картины — странствующий лама и высеченный на скале образ Майтрейи. В Ладаке экспедиция Рериха отмечала подобные величественные изваяния грядущего Владыки. «Мы изучали прекрасные образы Майтрейи, которые даны Ладаку как благословение для счастливого будущего»[20], — писал Николай Константинович. «Даже в Ламаюре, в этом старом месте бонпо — этой не объяснённой ещё полушаманистской религии, — к нашему великому изумлению, мы нашли изображение Майтрейи. Странно было найти его в храме бонпо, где даже отрицается сам Будда. Но этот призыв к будущему, как видно, проникает даже в самые неожиданные места»[21].
Сюжетом полотна «Знамя грядущего» послужило увиденное художником во время каракорумского перехода: «Пройдя четыре снеговых перевала уже в пустынном нагорье, мы опять увидели картину будущего. В долине, окружённой высокими острыми скалами, сошлися и остановились на ночь три каравана. При закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная тибетская картина, перед нею сидела тесная группа людей в глубоком почтительном молчании. Лама в красных одеждах и в жёлтой шапке, с палкою в руке что-то указывал зрителям на картине и ритмично сказывал объяснения. Подойдя, мы увидели знакомую нам танку Шамбалы. Лама пел о бесчисленных сокровищах Владыки Шамбалы, о Его чудесном перстне, обладающем великими силами. Далее, указывая на битву Ригден-Джапо, лама говорил, как без милости погибнут все злые существа перед мощью справедливого Владыки»[22].
Как писал о Николае Рерихе Рихард Рудзитис, «в сердечном соприкасании с путниками, в народных традициях и легендах — всюду его зоркий глаз находил искры и звучания прекрасного и вплетал их в радугу своего искусства»[23].
Н.К. Рерих. Мощь пещер. 1925
Буддийские пещерные храмы, встречавшиеся на пути экспедиции в Индии, Ладаке и позже в Туркестане, послужили художнику основой для картины «Мощь пещер». В одном из описаний пещер, находящихся недалеко от перевала Санджу, читаем: «...в жёлтой песчаниковой горе увидали пещеры в несколько этажей. Наподобие пещер Дуньхуана. Местные жители и караванщики называют их старокиргизскими домами. Но, конечно, мы имеем здесь остатки исчезающего буддизма. Подходы ко многим пещерам совсем выветрились. Высоко остались отрезанными входы, как орлиные гнёзда»[24]. Художник предполагал, что там могут быть и фрески, и другие памятники. «Несказуемой древностью дышит от этих гор. Песочная дымка точно возносит их в небо. И горы, вместо смысла ограничения и преграды, опять влекут ввысь»[25].
Сюжет следующей картины — «Шёпоты пустыни» — тоже взят из караванной жизни, описанной автором в экспедиционном дневнике: «Высокие острые скалы окружают стан. Гигантские тени отбрасывались на их гладких поверхностях. Вокруг огней сидят закутанные фигуры. Издалека вы можете видеть, как они поднимают руки и в красных струях огня блестят все десять пальцев. С восторгом что-то говорится. Считается необозримая армия Шамбалы. Говорится о непобедимом оружии этого чудесного войска. Утверждается, что великий победитель — Сам Владыка Шамбалы — предводительствует. Шепчется, что никто не знает, откуда приходит сила Шамбалы. Но воины Шамбалы уничтожают всё несправедливое, и с ними приходит счастье и благоденствие стран. Вестники Владыки Шамбалы уже появляются повсеместно»[26].
Н.К. Рерих. Шёпоты пустынь (сказ о Новой Эре). 1925
«Рерих с чуткостью художника понял священные мечты восточных народов... — писал Р.Я. Рудзитис. — Рерих расслышал в душе азиата тоску по Новому Миру, по лучшей эре, которая осуществит его сокровенные надежды и идеалы, принесёт как социальную справедливость, так и духовное пробуждение, возрождение лучших традиций духовной культуры. Но житель Азии верит, что такое преображение может случиться неожиданно, внезапно, словно с появлением неизвестного вестника»[27]. «Встречаясь со скучною рутиною ежедневности, — писал Н.К. Рерих, — встречая трудности и грубость и обременительные заботы в Азии, вы не должны сомневаться, что в самую обычную минуту у двери вашей уже готов постучаться кто-то с самою великою вестью»[28].
Н.К. Рерих. Майтрейя победитель. 1925
На заключающем серию полотне «Майтрейя Победитель» перед высеченной в скале фигурой Майтрейи изображён коленопреклонённый путник, взор которого обращён не к изваянию, а к небу, где в розовых облаках виден силуэт скачущего всадника. «Тысячелетиями скованная камнем, народная мечта о Владыке Светлого Будущего ожила в облачной дали»[29].
Пройдя великий Каракорумский путь, экспедиция Николая Рериха направилась в оазисы Восточного Туркестана, принадлежавшие в период с III по X век к индо-буддийскому культурному миру. Данный регион расположен в самом центре азиатского материка и является западной областью Китая, сыгравшей важную роль в истории культуры многих народов Азии.
Примечания:
1 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара. 1994. С. 36.
2 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига, 1992. С. 116 – 118.
3 Там же. С. 121.
4 Рерих Н.К. Тайны // Нерушимое. Рига, 1991. С. 92.
5 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 121.
6 Там же. С. 122.
7 Там же. С. 129 – 130.
8 Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. Рерих и Сибирь. Новосибирск, 1993. С. 63.
9 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 130.
10 Рерих Н.К. Царство культуры // Химават. Самара, 1995. С. 178.
11 Рерих Н.К. Сердце Азии. Новосибирск, 2008. С. 33.
12 Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. Рерих и Сибирь. С. 60 – 61.
13 Держава Рериха. М., 1994. С. 247.
14 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 114.
15 Рерих Н.К. Сердце Азии. С. 113.
16 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 108 – 109.
17 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. С. 25.
18 Рерих Н.К. Свет пустыни. Листы экспедиции // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 193 – 194.
19 Рерих Н.К. Сердце Азии. С. 26.
20 Рерих Н.К. Буддизм в Тибете // Шамбала. М., 1994. С. 49.
21 Рерих Н.К. Сердце Азии. С. 111.
22 Там же. С. 114.
23 Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск, 2009. С. 53.
24 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 127.
25 Там же.
26 Рерих Н.К. Свет пустыни. Листы экспедиции // С. 176.
27 Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. С. 82.
28 Рерих Н.К. Сердце Азии. С. 129.
29 Беликов П.Ф. Непрерывное восхождение. Т. 1. М., 2001. С. 268.
ЕЛЕНА13-12-2016 18:08:01
АДАМАНТ! Сегодня, в День Памяти истинного Певца Священных Гор Николая Константиновича Рериха, дружно сойдемся сердцами!
Давно было сказано:
"МНОГОЕ УЛУЧШИТСЯ, КОГДА КОНЧИТСЯ УМАЛЕНИЕ РЕРИХА".
В своем письме к Друзьям Елена Ивановна писала: "Наш Светлый и Любимый ушел, как жил, - просто и величаво. Мир истинно осиротел
с его уходом. Он был истинным наставником и другом человечества.
Никто не уходил от него отягощенным, наоборот, он умел облегчить ношу каждого и направить на новый путь, путь устремления и мужественного труда на общее благо. Он ушел на Зов Владыки в три часа утра во сне, в самый торжественный
день по индусскому календарю, в день рождения Шивы - 13 декабря.
Утрата такого высокого духовного и культурного вождя истинно незаменима.
Щемит сердце, лютая тоска при воспоминании о его последних месяцах на Земле. Он вернется в лучшее время на очищенную ниву и закончит свой
посев и Служение своей стране. Как Сказано:
"НЕ БУДЕТ БОЛЬШЕ ТАКОГО ПЕВЦА СВЯЩЕННЫХ ГОР".
Навсегда он останется непревзойденным певцом горней обители.
Будем помнить!
Пусть Светлым, Любимым
Воздастся сполна!
Мы - потомки земные,
Будем помнить всегда,
Как сердца их горели,
Возводя в небо мост.
Подвиг Жизни вершился -
Духознания рост!
------------------------
Во славу Духа!
Костров унылые мотивы,
Созвучные средневековью,
Век двадцать первый полонили
Жестокостью и нелюбовью.
Победа - не захват чужого.
И тот, кто думает иначе
В угоду самости своей,
Себя же самого дурачит.
А я скажу во славу Духа, -
Не тот силен, кто захватил,
А кто в текущем дне не струсил
И Знамя Мира защитил!
----------------------------
Дух стучится.
Дух стучится, он - то знает, -
Клад - зерно в самом тебе;
Что в строении мироздания
Место есть твоей судьбе.
Ты спроси его с пристрастием,
Порасспрашивай о том,
Как в годины лихолетий
Славным был проводником.
Не сломился под напором
Вражьих яростных атак.
Был твой Дух всегда Героем!
Память чаши - добрый знак!.
----------------------------------
Вестник.
Тема Вестника свята:
Он приходит тогда,
Когда сердце распято,
Когда рвется душа.
Ей к заоблачным далям
Уготован полет.
Вот и ждет она Вестника!
Вдруг и ей повезет!..
---------------------------
Не приземляйтесь!
Звуками тайны
Пронизанный Космос
Дух призывает
Солнце воспеть.
Не приземляйтесь!
Вселенная ждет вас!
С Дальних Миров
Уже послана Весть!
--------------------------
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".